"ангелы". План занятия «Изготовление рождественского ангела Ангельский чин урок в православной школе

Екатерина Ивачева

План-конспект занятия

«»

Цель : обучить технологии изготовления подарочного сувенира «Рождественский ангел » из ткани.

Задачи :

Образовательная :

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с технологией изготовления рождественских ангелов .

Воспитательная :

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Создание условий для развития духовных качеств воспитанников.

3. Воспитание аккуратности, терпения

Развивающая :

1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Форма занятия : групповая, индивидуальная.

Оборудование : мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение : инструкционные карты по теме «Изготовление Рождественского ангела » .

Инструменты и приспособления : игла, кисточка, ножницы

Материалы : ткань (подклад на синтепоне) 10 х 20, нитки белые, тесьма 15 см, фольга.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Приветствие педагога, проверка готовности.

2. Теоретическая часть.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумаете и ответите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии

БОЖИЙ ДАР

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал :

“Как пойдешь ты через ельник,

Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне”.

И смутился ангел-крошка :

“Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?”

“Сам увидишь”, - Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, -

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество .

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить ,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде божьей елки,

Все забыв, тянулись к ней.

Кто кричит : “Я елки стою!”

Кто корит за то его :

“Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего!”

“Нет, я елочки достойна

И достойнее других!”

Ангел слушает спокойно ,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… “Боже мой !

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой!”

И на улице встречает

Ангел крошку , - он стоит,

Елку Божью озирает, -

И восторгом взор горит.

Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, -

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!”

Мальчик ангелу шепнул .

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, -

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел , тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.

Ф. М. Достоевский

Рождественский ангел - это символ приближающегося праздника. Тема нашего занятия «Изготовление куклы Рождественского ангела » . В религиозном представлении ангел - сверхъестественное существо, изображаемое в виде прекрасного крылатого отрока, считающееся вестником Бога. Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.

Вопросы :1. Как вы себе представляете ангела ? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы)

2. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы) Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом.

Никто из людей никогда не видел ангелов , поэтому в представлении людей они выглядят по разному : одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель . Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек , кукол.

Ангела принесшего всем людям земли благую весть о рождении Иисуса называют Рождественским . Праздник Рождества – один из самых красивых зимних христианских праздников.

Давняя традиция праздника Рождества – украшать свой дом и рождественскую елку фигурками Ангелов . Кукла «Рождественский ангел » дарилась на Пасху или в Рождество . Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов , а на Рождество – белых и голубых . Она использовалась как елочное украшение, а так же вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Во всяком случае, я в это верю!

Народная кукла всегда изготавливалась с любовью особой тщательностью и по правилам. При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо.

Смастерить ангелочков можно из различных материалов. Я предлагаю вам посмотреть и сравнить ангелов , которые были изготовлены разными людьми .

Демонстрируются слайды с образами ангелов .

Наш ангелочек изготавливается из ткани . Это подкладочная ткань на синтепоне. Важно при работе над ангелочком , думать о хорошем, представлять какую радость мы доставим тем, кому подарим нашу игрушку.

Внимательно рассмотрим нашу поделку :

Из скольких частей она состоит? (голова, крылья, туловище, нимб) .

Пожалуйста, посмотрите на слайды, здесь представлена технологическая последовательность изготовления ангела (комментарий педагога по каждому слайду) .

3. Практическая часть.

Приступая к работе, повторим правила Т/Б при работе с ножницами, Т/Б при работе с иглой.

Педагог демонстрирует приёмы изготовления ангелочка .

Выкраиваем две детали из ткани на синтепоне (круги диаметров 7-8 см) ;

В центр одного круга кладём немного ваты и обвязываем ниткой, формирую голову ангела ;

Расправляем крылышки;

Второй круг складываем пополам, формируем конус и приклеиваем его вокруг зубочистки;

Затем приклеиваем к конусу крылышки

Теперь, пожалуйста, повторите последовательность изготовления ангела , используя инструкционную карту.

Сейчас, я предлагаю нам приступить к выполнению работы. Соблюдайте технологическую последовательность изготовления ангела , используйте инструкционные карты.

Практическая работа воспитанников. Когда задание выполнено, организуется выставка работ учащихся.

4. Заключительная часть.

Педагог : Сегодня, Вы научились изготавливать Рождественского ангела . Полученные знания вам пригодятся : вы можете научить делать ангелов своих родных , сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Давайте вспомним, какие традиции существовали в России при изготовлении народных кукол (При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо)

Хотелось бы отметить, Вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно справились со всеми пунктами технологической карты.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.

Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли , защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено .

Но прежде чем начать наш разговор, давайте разберемся, кто же такие архангелы? В одной из статей мы уже говорили про ангелов, а теперь рассмотрим конкретно архангелов. И как можно ближе.

Арха́нгел (др.-греч. Ἀρχάγγελος от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἄγγελος — «вестник, посланец, ангел») — в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Согласно книге «О небесной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — нач. VI вв), архангел — название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). Семь архангелов согласно апокрифу «книга Еноха» (II в. до н. э.):

Михаил — главный архангел,

Гавриил — вестник божественных откровений и начальник над духами, оказывающими помощь людям,

Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель,

Уриил — властвующий над небесными светилами, страж Рая,

Рагуил — архангел справедливости и законности,

Иеремиил — наблюдающий за воскресением мёртвых,

Сариил — начальник над душами сынов человеческих, а также зрит за грешниками.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно «Третьей книге Ездры», Уриил — является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил — архангелом.

В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот:

Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.

Вот такая получается картина. По одной иерархии архенгел - высший ангельский чин. По другой - один из низших… Ну, в какой-то мере это не особо-то и важно. Ведь Михаил во вселенной DxD довольно важная шишка. Так что теперь переключимся именно на него.

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. ‏מיכאל‎, ивр. ‏מִיכָאֵל‎‏‎‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях как христианство, иудаизм и ислам. В православии его называют Архистратигом, что означает глава Святого воинства Ангелов и Архангелов.

Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. מלאך‎ «малах», означает «посланник», а с добавлением «арх» — «старший посланник». «Ми ка эл» (др.-евр. ‏מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».

Однако допустим и вариант, «который, как эл». «Эл», или «Эль», в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля. Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Ориэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь двое названы в Ветхом

Завете: Михаэль и Гавриэль. Рафаил упоминается по имени в Книге Товита, которая отсутствует в Еврейской Библии (ТаНаХе), но присутствует в Септуагинте.

Стоит так же отметить и то, что Михаил упоминается и у мусульман. В Коране архангел именуется Микаилом, имеет изумрудно-зеленые крылья. Он находится на седьмом небе, на границе моря, переполненного бесчисленным количеством ангелов.

Микаил — один из четырёх ангелов высшей категории (Макрибун) в исламе. Он упоминается как ангел, который раздаёт творениям Аллаха пропитание. Также известен как Ангел милосердия. Кроме пророческих миссий, которые он выполняет как макрибун, управляет ветрами и облаками.

В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековый сборник чудес архангела Михаила «Пандолеонта диакона и хартофилака великиа церкве сказание чудес превеликого и преславного Михаила, Архистратига»:

«И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса».

Исток этой традиции не очень ясен. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется, что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Да и в войне демонов (тогда еще падшие ангелы) и воинства небесного Михаил сыграл не малую роль. В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенца:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9)

Думаю, что стоит сказать и несколько слов о внешности архангела. В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII века, изображения архангела Михаила появляются в композиции страшного суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как психопомп —
сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей.

Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса».

И еще несколько интересных фактов:

Предполагают, что Михаил был известен халдеям и даже почитался ими как бог. В персидских сказаниях он выступает как Бештер или «тот, кто поддерживает человека». Указывают, что «христианство приняло ангела-хранителя еврейского народа как святого воинствующей церкви вообще. Корни такого толкования, по-видимому, лежат в религии древней Персии, пантеон которой был разделен пополам: на свет и тьму, или добро и зло. Боги света, с которыми ассоциируется Михаил, находились в постоянном конфликте с богами тьмы»

Этот персонаж Нового Завета, победитель Сатаны, считается покровителем немецкого государства. В соответствии с народными верованиями он появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитал верховный бог германцев Один (Вотан).

В некоторых мистических и оккультных текстах Михаил ассоциировался со Святым Духом, Логосом и Метатроном. Например, в Апокалипсисе Баруха Михаил владеет ключами от Небесного Царства, что в ортодоксальной христианской традиции входит в обязанности Петра.

Ну, думаю, пора заканчивать. Потому как если продолжать говорить про Архангела Михаила и про то, как его почитают в христианской церкви, разговор может затянуться на долго. Так что, постаравшись выделить наиболее важные, на мой взгляд, моменты, я спешу закончить статью. Передохнуть, и продолжить сбор материалов для чего-нибудь интересненького. Так что, до скорых встреч, уважаемые читатели!

Тема урока: Лекция №2. Падшие ангелы. Источники знаний об ангелах

Приветствую вас. Сегодняшнее занятие я бы хотела посвятить источникам знаний об ангелах, а также поговорить о падших ангелах. Запишите тему с доски.

Многие религиозные тексты утверждают, что ангелы были сотворены на второй день создания мира и наделены совершенством, бессмертием и свободой воли (Талмуд). Некоторые богословы утверждают, что ангелы были созданы еще до творения земли или вместе с сотворением небес и земли. Единства в этом вопросе нет, поэтому вернемся к самим ангелам. Большинство из них сразу же предпочли отказаться от свободы воли и стали служить своему Создателю. Но некоторые возжелали собственной власти и славы – их стали называть «падшими» ангелами. Т.е. не все пожелали стать частью света и Творца, но мы не должны судить их за этот выбор иметь волю, ведь не осуждаем же мы человечество, которому тоже подарена свобода воли. Ангелы, отказавшиеся от дара, служат Богу и, как считается, защищают человечество от падших. Вот только никто не берется утверждать точно, что падшие кому-то навредили. Просто такова религиозная традиция.

Человеку удобнее разделить мир на плохих и хороших, Свет и Тьму, он имеет право выбирать, но кто давал ему право судить? И чем человек изначально отличался от падших? Лишь тем, что ангелы – это духовные сущности, а человек, вот он, материален. Падшие свободны в своем выборе поступков и слов. Да, они могут пойти и против воли Бога, но чаще просто шокируют людей, приоткрывая им другой взгляд на мир. И жить они могли бы на земле, среди нас.

Есть еще так называемые демоны, или бесы (в христианском понимании), которые, как считается, вредят человеку, соблазняют его душу, живут в Аду. Подробное значение слова «демон» я рассматривать не буду, не на ангеловедении, скажу лишь, что изначально демоны или даймоны считались сродни ангелам-хранителям. Вот кстати и бесы относительно недавно, до крещения Руси, считались всего лишь мелкими пакостными духами, еще ранее стихийными духами, любящими пошутить, а изначально. Христианизация много дала Руси, но и ущерб нанесла немалый. Но не будем сейчас об этом. Легенда о падших такова, что они не отказались от дара свободной воли и были низвергнуты с небес. Все остальное – это история, ее ошибки, пробелы, вымыслы и прочее. От ошибки переписчика дух-хранитель даймон превращается в злобного демона. А падшие ангелы из-за тысячелетней истории приравниваются к этим же демонам или бесам. Я рассказала вам это затем, что бы вы не равняли падших ангелов с демонами или бесами.

Поведаю вам одну из версий противостояния Люцифера и Бога. «Первоначально Люцифер ("светоносный") был "иже старейшина 10-му чину" ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Впрочем, эти события так и не нашли серьезного отражения на страницах Библии: единичные упоминания события в Ветхом Завете и краткое описание в Откровении Иоанна Богослова. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю , и ангелы его низвержены с ним"».

Конкретная история свержения Сатаны на страницах Библии отсутствует, что давало возможность трактовать священникам ее на разные лады. Если же считать толкования богословов истиной, то история выглядела так или почти так:

«На четвертый день творения "заводил" Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: "Вот поставлю свой "престол на облацах и буду подобен Всевышнему", и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь - девять - двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела. Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов "отпасть" от Бога. "Отпавшие" были выгнаны с божественных небес, но не успокоились».

Вообще напоминают двух братьев, которые вечно спорят кто круче.

Что случилось дальше, думаю, вы догадываетесь. Произошла битва. «Падшие» проиграли и были сброшены с небес на землю. Или, как говорят некоторые источники, в ад . Но эта одна из трактовок богословов. Что там на самом деле произошло выяснить, конечно же, затруднительно. Но однозначно падшие ангелы обладают свободой воли и правом выбора, в отличие от своих небесных братьев.

У нас есть еще один вопрос, требующий рассмотрения. Он связан с источниками знаний об ангелах. Никто точно не знает, где на Земле зародилась традиция почитания ангелов. О крылатых существах – посланниках богов – говорится в древнейших египетских, шумерских, персидских и индийских текстах. Замечу, что все эти цивилизации считаются более древними, чем европейские. А на одной из дошедших до нас стел Древнего Шумера, первой в мире цивилизации, как считают историки, изображено небесное крылатое существо, которое наполняет кубок земного правителя «водой жизни».

В Древней Греции такие философы как Аристотель и Сократ тоже верили в ангелов. Аристотель называл их «интеллигенциями» (чаще этот термин можно услышать у средневековых ученых), иначе «первая материя» или «чистый разум». Сама по себе первая материя представляла единую совокупность ангелов, море божественной благодати, причем Аристотель не выделял отельных ангелов. Первая материя была едина, лишь иногда она закручивалась в вихри вокруг души человека, тем самым влияя на него. У Сократа же был свой даймон – дух-хранитель, направляющий его на протяжении всей жизни, т.е. он выделялся как некая сущность внутри человека, был сложно отделим от сознания и души, но вместе с тем не сливался с мировой материей, впрочем, проявлял себя стихийно. Вспомните свои диалоги с внутренним голосом – это и был даймон, по мнению Сократа. Вам ведь сложно сказать, что он существует вне вас, приходит извне. Я привела вам два примера иных названий, даже восприятий, привычных вам ангелов в целом (у Аристотеля) или только хранителей (у Сократа). Надеюсь, что это еще раз поможет вам осознать, что христианские благие духи-вестники, ангелы и даймоны Сократа, гандхарвы индуизма весьма сходны, если не являются одним и тем же. Но вернемся к лекции.

Постижением ангелов занимается специальная наука – ангеловедение, которую мы и будем изучать. Ангеловедение считается ответвление наук, изучающих различные аспекты религий и не только, но это не значит, что на своих занятиях я буду вести проповеди. Цель уроков – представить вам наиболее разнообразные точки зрения на ангелов, существующие в мире с древних времен и до наших дней, а также ввести вас с духовный мир, давая необходимые навыки и подготавливая ваше сознание к восприятию этого мира. Занимаются ангеловедение в основном богословы (в частности, христианские), а также мистики, философы.

На протяжении веков было написано множество трудов об ангелах и их иерархиях, созданы паранаучные, религиозные, мистические традиции их изучения, часто на основе переписывания или перевода более ранних манускриптов.

Сочинителями большей части этих текстов были мистики, пророки, законодатели - создатели религиозной обрядности и нравственных норм, поэты и авторы хроник. Многочисленные источники знаний об ангелах, существовавшие в раннем христианстве, обладали столь же весомым авторитетом, как в наши дни канонические книги Библии. Однако после исключения этих текстов из Ветхого Завета содержащаяся в них информация была забыта. Я делаю небольшой уклон в христианство, предполагая, что большая часть верующих учеников – христиане.

Хотя в Библии встречается много упоминаний об ангелах, никаких подробностей о них не сообщается, за исключением двух или трех случаев. Гавриил и Михаил названы по имени в Ветхом Завете, а в Книге Товита (включенной в Ветхий Завет католической и православной Библии, но не являющейся частью Библии иудейской; в протестантскую версию Библии включена как апокриф) фигурирует Рафаил. Некоторые ангелы в Ветхом Завете описаны как «мужи в белом», так как они являлись пророками, облаченными в белые льняные одежды (в древности лен считался символом бессмертия).

Богатейшая информация об ангелах содержится во внеканонических книгах Еноха. 1-я Книга Еноха полностью сохранилась только на эфиопском языке, 2-я Книга Еноха, или Завет Левия, дошла до наших дней на старославянском, а 3-я Книга Еноха - на древнееврейском языке. Все они были исключены из Библии, однако столетия спустя их продолжают цитировать церковные иерархи, и они часто упоминаются в Новом Завете.

Не так давно среди свитков Мертвого моря было обнаружено еще несколько фрагментов 1-й Книги Еноха на арамейском языке. Считается, что в них содержится самый древний перечень имен ангелов.

В западной религиозной традиции классическим трудом об ангелах считается трактат «О небесной иерархии» , один из текстов Дионисия Ареопагита, анонимного богослова и философа V в. (Авторство «Ареопагитиков» ошибочно приписывалось Дионисию, упомянутому в Библии - Деян. 17, 34.) Св. Фома Аквинский сделал этот трактат основой учения об ангелах в сочинении «Сумма теологии», которое и по сей день остается одним из краеугольных камней католичества.

В исламе всегда существовала сильная традиция почитания ангелов. Исламские тексты упоминают огромное множество ангелов. По-видимому, их авторов вдохновляли зороастрийские, вавилонские, ассирийские и халдейские книги.

Одним из богатейших источников знаний об ангелах является иудейское мистическое учение, известное под названием «Каббала». Оно не изложено в какой-то одной книге, а скорее является собранием устных преданий. Однако в рамках Каббалы существует два важных текста: это «Зогар», или «Книга сияния», и «Сефир Йецира», или «Книга творения».

Я немного отошла от темы. Все ранее указанные источники были созданы в прошлом. На сегодняшний день зародилось интересное религиозное движение «Нью-Эйдж» (Новая эра). Оно привело к возрождению веры в ангелов. Люди, идущие по пути духовного просветления, свидетельствуют, что каждый день ощущают контакт с ангелами. И хотя в прошлом (особенно в Средневековье) среди христианских церковных авторитетов не поощрялась излишняя любознательность по отношению к ангелам (с ними были связаны каверзные теологические вопросы, возникшие из-за раздоров между ранними христианскими сектами), а апостол Павел вообще предостерегал от общения с ними, следует отметить, что римско-католическая церковь всегда призывала паству обращаться к своим ангелам-хранителям. В учении Иисуса Христа не содержится предупреждений об опасности контакта с ангелами. Конечно, в наши дни существует множество религиозных течений и направлений, движение «Нью-Эйдж» приводится лишь в качестве примера, поскольку оно основывается на прямом контакте с ангелами или свидетельствах об этом. Впрочем, данное течении вскрыло проблему ангелизма , т.е. веры в безликих вестников без веры в самого Бога, без определенного знания содержания вести (потому, что не нужна эта Божественная весть), подробнее вы можете узнать из одноименной статьи М. Эпштейна.

Вот кратко вы узнали об известных и менее распространенных источниках знаний об ангелах. Как вы видите, не только клириков интересовали эти духовные сущности. Еще в далеком прошлом ушедшие цивилизации оставили нам труды, на основе которых создавались мистические учения, религиозные и философские трактаты. Да и на протяжении всей истории человечества различные пытливые умы хотели узнать больше о благих духах. Подходы для это были различные: религии объясняли ангелов как жителей Царствия Небесного и посланников Бога, эзотерики говорили об ангелах, как о духовных сущностях, благих по своей природе, которых можно использовать во благо или как помощников для достижения целей, философы обращали взор к этим духовным сущностям, как идеалу, воплощению мысли.

Запишите домашнее задание. Спасибо за внимание.

Домашнее задание:

1) Кто такие падшие ангелы по вашему мнению? (Мини-сочинение)
2) Назовите виды основных источников знаний об ангелах и кратко охарактеризуйте их.
3) Найдите и прочитайте статью М. Эпштейна «Возвращение ангелов». Как вы поняли, что такое ангелизм?

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).


Именины – праздник особый. Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник это особый, его можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.






Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела. Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение – «Ангельское пение!»




Ангел очень сильно расстраивается, когда Вы удаляетесь или, что еще хуже - отказываетесь от Бога, от Любви, от светлого, доброго, от него. Его расстраивают все Ваши плохие поступки. За все Ваши грехи ангелу будет попрек, что не смог Вас воспитать и уберечь, достучаться до Вас.А вот все Ваши благие дела ангел будет с радостью зачитывать из книги жизни. Хорошо, если добрых дел и молитв в Вашей копилке окажется больше, чем плохих проступков, слов, взглядов...














Андрей (в честь Андрея Первозванного) - ученика Иисуса Христа. Был простым человеком, одевался в простые одежды, кушал простую пищу. Андрей был первым, кого призвал на служение Господь Иисус Христос. Он первый пошел за Господом, стал одним из 12-ти апостолов. Св.ап.Андрей Первозванный вместе со свт. Николаем- Чудотворцем- покровители русского флота.


Ангел-Хранитель – наш неизменный друг. Ангел- Хранитель – наш незримый, тихий собеседник, утешитель. Одного лишь он желает человеку – спасения души, и об этом все его заботы. Видит он нас творящими добро – радуется; видит он нас делающими зло – скорбит.







Скорпион