Пантеон ацтекских богов. Ацтекская и майянская мифология Ацтекская мифология


АСТЛАН («страна цапель»), мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток (семь пещер, исход из Чикомостока символизирует рождение из материнской утробы примечание S-m) - страну, находившуюся где-то на северозападе от долины Мехико.

Исход из Ацтлана. Кодекс Ботурини.

ИЛАМАТЕКУТЛИ («старая владычица»), в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.

Иламатекутли. рисунок из кодекса.

ИЦПАПАЛОТЛЬ («обсидиановая бабочка»), в мифологии ацтеков богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах.

Ицпапалотль в виде бабочки.

ИШТЛИЛЬТОН («чёрное личико»), в мифологии ацтеков бог здоровья. Ему совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей И.


Иштлильтон. Кодекс Мальябекки

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра) (иногда говорится, что он был отдельным богом, есть мнение, что культ Кецалькоатля поглотил Ээкатля примечание S-m), Тлауискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), СеАкатль и др. К.— сын Мишкоатля и Чимальмат (по некоторым данным сын Тонакатеутли и Тонакасиуатль, которые возникли в начале Мира сами собой примечание S-m). Первые изображения К., обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н. э. В этот период К. был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагу на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н. э. культ К. распространился по всей Центральной Америке (см. Кукумац). Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей и основателем культуры. К. добывает людям пищу: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. К. научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период у К. появляются и функции покровителя жречества: по мифу, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последующий период К. вступает в борьбу со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого К., и тот нарушает свои же запреты: пьянствует, вступает в общение с сестрой. С его подданными — тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой (в результате, кого больше почитали ацтеки, человеколюбивого Кецалькоатля или откровенного мизантропа Тескатлипоку? Ответ очевиден. Стоит хотя бы сравнить величину их храмов в Священном квартале))))) примечание S-m). Огорчённый К. покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в страну Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одному из мифов ацтеков, К. после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтому, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвященный К., то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося К. К. изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание К. пришло от хуастеков, поэтому в рукописях ацтеков он часто изображался в хуастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягуара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя К. стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Кецалькоатль. Кодекс Борджиа. Обратите внимание на высокий головной убор, деформированные губы, бороду, знак утренней звезды на шее.

КОАТЛИКУЭ («она в платье из змей»), Коатлантонан («наша змеиная мать»), в мифологии ацтеков богиня земли и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли. По мифу, К. была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями — Сенцон Уицнауа («400 южан звёзд») и дочерью Койольшауки — богиней луны. Каждый день К. поднималась на гору Коатепек («змеиная гора»), чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс; этот шар мгновенно исчез. Вскоре К. почувствовала, что она беременна. Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать. Но дитя в чреве К. обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись, напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову (он забросил её на луну, поэтому она - богиня луны примечание S-m). К. —олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно К. — богиня смерти, т. к. земля пожирает всё живущее.

Коатликуэ. Культура ацтеков. Музей Антропологии и истории Мехико


Койольшауки, дочь Коатликуэ, разрубленная на куски Уицилопочтли. Рельеф найден у великого храма Теночтитлана. Музей Великого Храма. Мехико

МАЙЯУЭЛЬ, в мифологии ацтеков первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня агавы и изготовлявшегося из неё опьяняющего напитка октли. Изображалась в виде женщины с 400 грудями (Что-то я таких изображений не видел, МБ её так описывали, но я видел картинку в виде женщины, вылезающей из куста агавы примечание S-m).

Майяуэль. Кодекс Риос. Итальянская копия ацтекского кодекса

МАКУИЛЬШОЧИТЛЬ («пять - цветок»), Шочипилли («владыка цветов»), в мифологии ацтеков бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, увенчанным сердцем. М. считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч.

Бог Шочипилли. По некоторым данным, это тот же самый бог

МИКТЛАН, в мифологии ацтеков подземный мир. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом — избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие — широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя М. — Миктлантекутли, умерший подносил ему дары и получал своё место в одной из девяти преисподних. В М. попадали все, за исключением воинов, утопленников и женщин, умерших от родов.

МИКТЛАНТЕКУТЛИ («владыка Миктлана»), в мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. М. изображался в виде скелета или человека с черепом вместо головы, его спутники — летучая мышь, паук и сова. Согласно мифу, Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю к М. за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что М. недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный М. преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кецалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. (М и его жена созданы Тонакатеутли и Тонакасиуатль после эпопеи с 4 солнцами).

Хозяева ночи. Кодекс Борджиа. Миктлантекутли в центре.


МИШКОАТЛЬ («облачная змея»), Истак Мишкоатль («белая облачная змея»), Камаштли, в мифологии ацтеков бог звёзд и туч, отец Уицилопочтли и Кецалькоатля (не всегда примечание S-m). Первоначально у чичимеков М. был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уицилопочтли и Кецалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Изображался с копьеметалкой и дротиками в руках.

Мишкоатль. Кодекс теллириано-Ременсис


НАГУАЛЬ, науаль, в мифологии ацтеков дух-двойник, покровитель новорождённого. Обычно Н. мыслился в териоморфном облике. Для определения Н. около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. Н. имели и боги; так, у Кецалькоатля Н. был Шолотль, у Тескатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.

Кодекс Борджиа. Стр. 22. нагуали


ПАТЕКАТЛЬ («он из страны лекарств»), в мифологии ацтеков божество, олицетворение трав и корней, необходимых для приготовления вина октли, муж богини агавы Майяуэль. Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков.

Патекатль. рисунок из кодекса


СИНТЕОТЛЬ («бог кукурузы»), в мифологии ацтеков божество молодой кукурузы, сын Тласольтеотль, муж Шочикецаль (по другим данным у этой богини были другие мужья - Тлалок, Тескатлипока примечание S-m). Изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике. В древности, до ольмеков, С. почитался у всех жителей Месоамерики под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. С. считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, живших в Шочимилько.

Синтеотль. Кодекс Борджиа.


СИПАКТЛИ, в мифологии ацтеков чудовище, олицетворение земли, имевшее вид аллигатора или рыбы. Боги-творцы Кецалькоатль и Тескатлипока, изловив С., создали из неё землю. Другое олицетворение земли - Тлальтекутли, имевшее облик полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, С. - жена Тлальтекутли.

Сипактли. Кодекс Борджиа


СИУАКОАТЛЬ («женщина-змея»), Тонацин («наша мать»), одно из древнейших божеств в мифологии индейцев Центральной Америки, у ацтеков — богиня земли, деторождения и войны, мать Мишкоатля. Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. С. — покровительница повивальных бабок, повелительница сиуатетео — духов женщин, умерших при первых родах. Культ С. был особенно популярен в ипостаси Тонацин.

Сиуакоатль. Кодекс Бурбоникус. Стр.35-36


ТЕНОЧ, в мифологии ацтеков культурный герой, сын бога Истак Мишкоатля (см. Мишкоатль). В образе Т. слились легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время их переселения в долину Мехико. При нём ацтеки основали на острове посреди озера Тескоко свою столицу, названную в честь Т. Теночтитланом.

Основание Теночтитлана. Кодекс Мендоса. Теноч сразу слева от кактуса.


ТЕСКАТЛИПОКА («дымящееся зеркало»), в мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племен науа. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: «враг», «капризный владыка», «сердце гор», «сеятель разногласий» и др. В ипостаси Иоалла Ээкатль Т. странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки Т. - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог воин, в последней ипостаси Т. первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Т. был Тепейолотль («сердце гор») — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. В ацтекских мифах Т. часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уицилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). По некоторым мифам, Т. превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. Сопутствующим опознавательным символом Т. является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске, или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Т. видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Т. является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Т. — красный Т. (синкретизация с богом Шипе Тотеком). Т. считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом — творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей. Его эпитеты: «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся». Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками (см. Толлан). Чтобы испытать мужество молодых воинов, Т. Принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Т., получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Т. считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Т. в этом облике были найдены в Теотиуакане. Т., вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он — старое солнце первой эры. Т. вместе с Кецалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом. Т. широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Т. — красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву. (Тескатлипока - няшка, мой самый любимый бог, я его понимаю на все 100% и сочувствую ему во всех начинаниях примечание S-m).

Кодекс теллериано-Ременсис.


ТЛАЛОК («заставляющий расти»), в мифологии ацтеков бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Т. изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Т. — зубчатая корона, тело — чёрного цвета, в руках — змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой. По представлениям ацтеков, Т. — по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Т. иногда изображался в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Т. («мальчиков дождя»), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Т. были связаны лягушки и змеи. Т. насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Т. Была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ. Изображения Т. бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. На горе Тлалок близ Теночтитлана была воздвигнута большая статуя Т. из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.

Тлалок. Кодекс Лауд. Обратите внимание на черный цвет тела, глаза совы, круги вокруг глаз. Клыки ягуара, завитки перед носом


ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ [«богиня — пожирательница грязи (экскрементов)»], в мифологии ацтеков богиня земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Т. — одно из древнейших божеств Месоамерики, восходит к «богине с косами»; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Т. Известна также под другими именами: Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави_акатль («девять тростник») и др. Т. изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки — носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; символ Т. — метла или человек, поглощающий экскременты. На празднике в честь Т. приносили в жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с богом войны и солнца Уицилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Т. (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Т. считалась покровительницей грешников.

Тласольтеотль рождает Синтеотля. обратите внимание, богиня одета в куртку принесенного в жертву человека, руки свешиваются с рукавов. Кодекс Бкрбоникус


ТЛОКЕ-НАУАКЕ («тот, кто содержит всё в себе»), Ипальнемоуани («тот, кем мы все живём»), в мифологии ацтеков верховное божество. Первоначально Т.-Н. — один из эпитетов бога_творца Тонакатекутли и бога огня Шиутекутли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения Т.- Н.

ТОНАТИУ («солнце»), Куаутемок («нисходящий орёл»), Пильцинтекутли («юный владыка»), Тотек («наш вождь»), Шипилли («бирюзовый царевич»), в мифологии ацтеков бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Т. должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесённых в жертву воинов, павших в битве. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре им стал Т. под кален_ дарным именем Hayи Олин («четыре движения»). О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль («усыпанный бубонами»), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль («находящийся в морской раковине»), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Теккистекатль — луной — богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой, на котором находится кролик. Т. — покровитель союза «воинов-орлов», его символ — орёл. Культ Т. был одним из самых важных в ацтекском обществе.



Кодекс Борджиа. Стр. 71. Тонатиу. Справа верху луна Мецтли в виде кролика


УИЦИЛОПОЧТЛИ («колибри левой стороны» или «колибри-левша»), в мифологии ацтеков верховное божество. Первоначально У. был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). У. обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже У. вбирает в себя черты более древних божеств, а также бога солнца Тонатиу и Тескатлипоки (иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа У. связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение У. из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах У. выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями «воинов-орлов». У. изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или с копьеметалкой и дротиками. У. — одно из наиболее почитаемых божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь У. сооружён храм в Теночтитлане (одно из святилищ двойного Великого храма примечание S-m).

Уицилопочтли. Кодекс Бурбоникус.


УИШТОСИУАТЛЬ («соляная женщина»), в мифологии ацтеков богиня соли и солёных вод, старшая сестра бога дождя Тлалока. Один из источников называет У. женой бога смерти Миктлантекутли. Считалась покровительницей распутства. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках.

Уиштосиуатль. Кодекс Фейервари Майер


УЭУЭКОЙОТЛЬ («почтенный старый койот»), в мифологии ацтеков бог песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках.

Уэуэкойотль. Кодекс теллериано-Ременсис.


Уэуэкойотль. Кодекс Борджиа


ЧАЛЬЧИУТЛИКУЭ («она в одежде из нефрита»), Матлалькуейе («она в голубой одежде»), в мифологии ацтеков богиня пресной воды, озёр, морей и рек, жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щёк. Ч. - покровительница путешествующих по воде.

Чальчиутликуэ. Кодекс Бурбоникус


ШИЛОНЕН («мать молодого маиса»), Шканиль («кукурузница» у киче), в мифологии ацтеков богиня молодого маиса. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное платье. Считалась покровительницей бедняков.

Жертвенный сосуд с изображением Шилонен. Культура ацтеков. национальный музей Антропологии Мехико


ШИПЕ-TОTEK («наш вождь ободранный»), Тлатауки Тескатлипока («красный Тескатлипока»), Ицтапальтотек («наш вождь плоского камня»), в мифологии ацтеков божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева. Ш._Т. был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Чаще всего Ш.-Т. изображается в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице Ш.-Т. маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове — коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкина хвоста, в руках — фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. У всех народов Центральной Америки существовал праздник с обрядом жертвоприношения Ш.-Т., на котором жрецы, облачившись в кожу принесённых в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Ш.-Т. был покровителем золотых дел мастеров. В процессе синкретизации Ш.-Т. частично слился с Тескатлипокой в виде его красной ипостаси.

Шипе-Тотек. Кодекс Бурбоникус

ШИУТЕКУТЛИ (ацтекск. «владыка года»), в мифологии индейцев Центральной Америки бог огня и вулканов. Культ Ш. и его изображения засвидетельствованы ещё в доольмекское время. Ш. был богом огня, как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём свидетельствуют его другие имена и ипостаси: Цонкастли («желтоволосый»), Куэсальцин («пламя»), Тота («наш отец»), Уэуэтеотль («очень старый бог»), Тлальшиктеника («сидящий в пупе земли»), «мать богов, отец богов» и др. У ацтеков Ш. изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка; в руках у него или жезл и щит, или копал (курительная смола) и кадильница. На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно.

Шиутекутли. Культацра ацтеков. линдон. Британский музей.


ШОЧИКЕЦАЛЬ («цветочное перо»), Сеатль («один вода»), Масатеотль («оленья богиня»), в мифологии ацтеков богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Ш. обычно изображалась в виде молодой женщины в клетчатой юбке, с двумя косами или двумя пучками перьев кецаля в волосах. Ш. — одна из позднейших ипостасей «богини с косами», поэтому мифы о ней очень разнообразны: она — первая женщина, пришедшая с Пильцинтекутли из земного рая Тамоанчана; в других источниках Ш. — жена Тлалока, похищенная у него Тескатлипокой; мать первых небесных близнецов — Кецалькоатля и Шолотля; жена Макуильшочитля или Шочипилли. Испанские источники 16 в. сравнивают её с римской Венерой. У ацтеков Ш. считалась покровительницей жён, ткачей, любящих, художников, распутниц, скульпторов.

Шочикецаль. Кодекс Борджиа.

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.




Голова божества из Копана, IX век

Мифология майя . У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы.

На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света – востоку соответствовало красное дерево, югу – желтое, западу – черное и северу – белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине.

Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов такого рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народа науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба – Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan); демон подземного мира – Зипакна (Zipacna) и другие. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.


Иероглифы майя, барельеф, X век

Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух – храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились три платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя . Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в четырех рукописях (так называемых кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично).

Иероглифы дают или изображения фигур, или соединены в группы по четыре или шесть иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886 года) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887 года). Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого – иероглифически означающего соответствующего бога, и еще двух, сообщающих атрибуты бога. Сами иероглифы – не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х годов. Он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV веках и названных по тем городам, в которых ныне хранятся – Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 году в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.


Рисунок на коже календаря ацтеков

Календарь майя. Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по двадцать дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней.

Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Мифология ацтеков . У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII веке и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.

Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре ("Четыре ветер") Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре ("Четыре вода") Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости – личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству. Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне – четверо держали за конечности, один – за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, могло достигать до трёх тысяч человек.

Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472 годы), правитель Тескоко.


Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел восемьнадцать двадцатидневных месяцев и ещё пять несчастливых дней. Названия месяцев в календаре соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

«Боги Ацтеков похожи на других богов региона Мезоамерики. По легенде, родиной древних Богов Ацтеков являются, до сих не обнаруженные археологами - Семь Пещер Чикомосток. Легендарный город Ацтлан, также фигуриует в мифах Ацтеков и считается прародиной ацтекского народа.»

Основной пантеон ацтекских богов: Камаштли Ацтекский Бог звезд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. С помощью небесного свода, Камаштли разжег первый огонь для людей. Камаштли - является одним из четырех богов, которые создали мир. Миктлантекутли Владыка царства мертвых. У Ацтеков, Миктлантекутли являлся богом загробного мира, ада. Миктлантекутли изображался в образе скелета или с голым черепом с торчащими зубами. Его всегда сопровождали сова, летучая мышь и паук. Женой его является Миктлансиуатль. Уицилопочтли Был Богом Ацтеков. Уицилопочтли обещал им, что приведет в благословенное место, где те станут избранным народом для него. Случилось это при вожде Теноче. Шипе Тотек У ацтеков – Бог, связанный с древними божествами весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Шипе Тотек - Бог сельского хозяйства, весны, времен года. Были и другие ацтекские Боги. Список их очень велик. Одно ацтекское божество может иметь несколько имен. Стоит перечислить нескольких из этих Богов: Кетцалькоатль Известный как Кукулькан, пернатый змей является символом большой духовной мезоамериканской культуры, широко представлен в искусстве и иконографии древней цивилизации Ацтеков. Тескатлипока Повелитель ночного неба у Ацтеков, бог войны, неба и земли, Бог памяти предков, Бог времени, антагонист Кетцалькоатля. Тлалок Верховный Бог дождя, земного плодородия и воды. Индейцы боялись гнева Тлалока. Когда Тлалока злился, то он посыл град, гром и молнию.

Правители ацтеков:

Полный список всех правителей Ацтеков: Акамапичтли Годы правления: 1371/6 - 1396 Уилицилипутль Годы правления: 1396 - 1414 Чимальпопока Годы правления: 1414 - 1428 Ицкоатль Годы правления: 1428 - 1440 Монтесума I Годы правления: 1440 - 1469 Ашаякатль Годы правления: 1469 - 1481 Тисок Годы правления: 1481 - 1486 Ауисотль Годы правления: 1486-1502 Монтесума II Годы правления: 1502 - 1520 Куитлауак Годы правления: 1476 - 1520. Куаутемок Годы правления: 1520 - 1521 Народный герой Ацтеков: Несауалькойотль Годы правления Несауалькойотля: (28 апреля, 1402 – 4 июня 1472) - философ, воин, архитектор, поэт и правитель Тлатоани, города-государства Тескоко в доколумбовой эпохи в Мексике.



Скорпион