Приметы на поминках: Как нужно себя вести, чтобы не накликать беду. Вопросы священнику Можно ли на поминках пить спиртное православие

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Усопший человек согласно учению Церкви особо поминется в день погребения, в 3, 9 и 40-й дни со дня смерти и каждую годовщину его смерти. Хорошо и полезно для души усопшего поминать ее непрерывно все 40 дней подряд, да и всю оставшуюся жизнь.

Совсем не допустим, греховен и душевреден для церковного человека обычай поминать усопшего водкой, ставить ему водку на могилу или у его фотографии дома. Этот греховный обычай пришел из языческих тризн. Язычники по-своему верили в загробную жизнь, вот и спешили снабдить умершего различными материальными благами, закапывая их в могилу с телом умершего. Иногда при этом убивались жены умершего и погребались с ним. Ныне это языческое (по-славянски: поганое) наследие сохранилось в виде подношения водки умершему. Церковь решительно осуждает эту поганую практику. Усопшие поминаются молитвами и милостынями.

Раньше существовал добрый обычай созывать в день похорон на поминальную трапезу нищих, калек, голодных, бедных и нуждающихся людей для того, чтобы покормить их и раздать милостыню за душу усопшего человека. Также и вещи покойного раздавались как милостыня за его душу (что особенно полезно в течение первых 40 дней, но и потом тоже). Сегодня этот благочестивый обычай переродился в языческую тризну, попойку по поводу похорон или поминальный обед для приличия (так, мол, принято; изстари повелось и т.п.). Нищих никто намеренно не зовет, о молитве и поминовении не думают. Созывают родных, друзей и сотрудников по работе, едят и пьют водку.

Греховно устраивать попойку по покойнику. Подобными действиями его посмертная участь только ухудшается .

Господь попускает являться усопшим родственникам, которые "поминали" их водкой. Усопшие говорят, что им становится Там прискорбно и печально. Они упрекают нас в нелюбви к ним: "Не жалеете нас - и увеличиваете наши страдания в геенском огне!" "Разве не знаете, что умножаете наши мучения алкогольными поминами!?"

Недостойно, кощунственно употребление водки на поминках усопших. Великий грех берут на себя устроители таких поминальных обедов, и оскорбляют такими поминками память умерших. Вместо того, чтобы помочь душе умершего, такими поминками причиняет ей безпокойство и лишние мучения.

Вот что поведал одному священнику странник Божий по имени Андрей, у которого внезапно захворала любимая дочь и вскоре умерла. Сильно горевал Андрей и устроил богатые поминки "по народному обычаю", не жалея водки. На следующую ночь является отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная и говорит: "Как же вы меня не любите!"

"Я ли не люблю тебя, - отвечает отец, - да я готов всё отдать для твоего спасения!"

"И отдавайте, только зачем вы водкой поминаете меня?! Такое поминовение только усугубляет мои страдания! Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, Которая сказала: Родители этой девицы не жалеют ее! Поминая её, усердно поят водкой поминальщиков; они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку! Делая поминки с водкой, они лишаются Моего ходатайства перед Богом об облегчении мук поминаемой души! "

Услышав это, я сказала: "Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается, совершая поминки водкой! И вот я говорю, что гнев Богородицы переходит на нас, находящихся в загробном мире!"

Когда дочь стала невидимой, Андрей дал клятву, что совсем оставит употребление водки. Мало того, ходил в Почаев к чудотворной иконе вымолить себе прощение. За усердное моление со слезами перед чудотворной иконой он удостоился во сне такого видения.

Явилась ему Божия Матерь и сказала: "Твои усердные молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходотайствовали помилование твоей дочери; но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий! Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках - Мои враги! Поведай о сем миру!"

Пора православным христианам оставить этот языческий обычай - поминать усопших водкой!

ПОМНИТЕ!

КТО ДЛЯ ПОМИНОК УСОПШИХ ВОДКУ УПОТРЕБЛЯЕТ,

ТОТ БОЛЬШЕ НЕСТЕРПИМЫХ МУК ДЛЯ НИХ УГОТОВЛЯЕТ.

К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминальной трапезы без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Но мало кто задумывается о том, что поминовение алкоголем недопустимо в христианской традиции поминовений.

После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия.
Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу.

В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел.

Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Этой ужасной традиции не было в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру.

Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек — православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией.

Хлеб и водка перед фото умершего

Народная традиция приписывает ставить хлеб и водку перед фотографией новопреставленного. Это весьма распространенное явление, которое не просто бесполезно, но и вредит человеку. Считается, что душа человека первые 3 дня после смерти находится на земле, посещает любимые места. Хлеб и воду оставляют душе умершего, чтобы она могла есть и пить. Этот обычай не имеет ничего общего с христианским вероучением, так как душа нематериальна и ей совершенно не нужна земная пища. Такая традиция вредит и живым в том плане, что люди забывают о главном в поминовении — молитве к Богу за умершего родственника.

Корни этого мифа восходят ко временам после 1917 года, когда в России к власти пришли люди, ненавидящие православие. Настоящие христианские традиции подменяются ненужными сказками. Хлеб и водка — одни из таковых. Так как духовенство было в послереволюционные времена в гонениях, народу просто некому стало объяснять суть поминовений. Поэтому и получается, что такой обычай плотно вошел в нашу жизнь.

Проблема в том, что человек часто даже и не знает, зачем он это делает, но исполняет в меру необходимости. Но это заблуждение. Так делать не нужно. Необходимо помнить, что главным является не какие-то обряды, а молитва, милостыня и творение добрых дел в память об усопшем. Ставить умершему хлеб и воду — это обычай, который во времена православного имперского государства даже не имел места.

Спрашивает: Игорь

Отвечает:

Уважаемый Игорь!

Есть такое чисто мирское суеверие - устраивать поминальное застолье. В православном понимании оно, хотя и возможно, но самостоятельного значения не имеет. Раньше такую поминальную трапезу накрывали после того, как все вместе молились об усопшем в церкви. Поминки подразумевают под собой молитву родственников и близких людей о упокоении усопшего, чтобы их молитвами Господь помиловал его и удостоил Царствия Небесного. Именно в этом заключается основной смысл поминок – накормить бедных, больных и т. д., то есть творение милостыни в память об усопшем. Лучше помянуть усопшего в Церкви, постоять помолиться за его душу. Можно сходить и на кладбище.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Совершенно недопустимо пить водку на поминках - этим оскорбляется память покойного. Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что “пьяные” поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Этот обычай является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Помните, кто усопших водкой поминает, тот усопшим ещё больше мук уготовляет.

Так как после смерти человек уже не может за себя молиться, и мы должны это делать за него. Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших очень полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание - милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им - это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Исходя из совокупности вышесказанного сделайте для себя выводы.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).


Ответ на этот вопрос прочитали 3172 посетителей

Почему нельзя поминать спиртным усопших? Почему по-православному не поминают усопших спиртным? Православные христиане знают, что привитая нам, русским людям, традиция-поминать усопших спиртным,от язычников, так же как и кушать на кладбище. Все это пришло к нам от язычников и ничего общего с православием эта привычка не имеет. Дорогие люди, дело все в том, что усопшему не важно чем и сколько людей вы накормили в эти поминальные дни, для усопшего очень важны молитвы церкви и домашняя(келейная) молитва, милосердие и добрые дела. Даже если бы вы раздали сухари и люди от души сказали бы "Царствие Небесное",это было бы дело большее,чем помянуть с разными яствами усопшего спиртным. Отмеренные 40 дней наш родственник будет проходить мытарства. И во время прохождения мытарств, где будет взвешена вся жизнь человека, все его добрые и плохие дела, очень важно помогать здесь на земле нам, живым, молитвой,милосердием и добрыми делами. Очень тяжело людям это понять, ну как так, всю жизнь поминали...А здесь нельзя, ну как так... А вот так!!! Мы же любили усопшего??? Мы любили его? А почему же мы хотя бы в поминальные дни не можем пожертвовать собой ради него, не можем отказаться от своих желаний. Это не традиция,это наше желание выпить дорогие. Спиртное выпивают в других случаях. Для это есть дни рождения, свадьбы, праздники. Но не поминки... Произошел такой случай после похорон одного человека на поминках. Стояла фотография в рамочке.Рядом зажженная свеча и икона. Люди как обычно выпили, поминая, расслабились, стали матом ругаться, шутить, вот уже и пепельница в ход пошла... Сначала загорелась рамка.Как-то стало не по себе. Люди старались думать, что это физическое явление(упала свеча). Рамку убрали,оставив фото, а свечку поставили чуть дальше от фотографии. Через время упала свеча,наклонившись к фотографии,ее подожгла... Жутко было на душе, скорбно... Усопший дал понять таким образом... Поминали усопшего на второй день, а значит усопший находился еще на земле, видел нас как мы его поминали. Поминают ведь не матами, а молитвой, не спиртным, а воздержанием. Покушали первое, второе, пирожки и "Царствие Небесное!". Это же ведь не трудно совсем обойтись без спиртного. Конечно, когда мы приходим на поминки к людям, мы не будем говорить о своем уставе в чужом монастыре, но, отказавшись от водки, вина, помянем едой. Если мы любим усопшего, если он для нас дорог, если мы чтим его память, то заказываем за него молитвы в церкви, читаем домашние молитвы(особенно 40 дней), делаем добрые дела, милосердные. Ведь милостыня очень помогает усопшему. Не все,далеко не все умирают,исповедавшись и причастившись. А чем мы можем помочь человеку, умершему без покаяния, кроме молитвы и милостыни??? В эти 40 дней будет взвешена жизнь человека... И спиртное, которым мы поминаем усопшего, выливается на сторону с плохими делами... Поэтому очень важно нам сделать хотя бы малое, если уж не можем делать подвиги- не поминать усопшего спиртным.Очень важно молиться за него, просить прощения, просить Богородицу, всех Святых и Ангелов, Архангела Михаила, Преподобного Паисия Великого,который молится за умерших без покаяния,чтобы они ему помогли и вымолили у Бога прощение за него. Вы задайте себе вопрос, а вы хотели бы, чтобы вас поминали спиртным, матами, шутками и прочим... Или бы вы хотели, чтобы о вас молились?



Скорпион