Нужно ли возмещать пропущенные намазы? Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять? Как возместить пропущенный намаз

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة " لما روينا " ولا سجدة تلاوة " لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Вопрос: Обязательно ли возмещать пропущенные намазы?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Мусульманские богословы едины во мнении, без каких-либо разногласий, что пропустивший молитву по забывчивости или проспав обязан возместить её. Об этом гласит благородный хадис Посланника Аллаха ﷺ : «Проспавший молитву или пропустивший её по забывчивости пусть прочитает её, когда вспомнит о ней!» . Хадис привёл имам Абу Давуд, да будет доволен им Аллах.

من نام عن الصلاة أو نسيها فليصلها إذا ذكرها

Кроме того, среди мусульманских богословов нет никаких разногласий относительно необязательности возмещать посты женщинам, пропустившим их из-за месячных или послеродовых выделений. Таким женщинам грешно совершать намаз, потому что Посланник Аллаха ﷺ сказал Фатиме дочери Абу Хубайша: «Когда у тебя начнутся критические дни, оставь молитву!» . Хадис привёл имам аль-Бухари.

إذا أقبلت الحيضة فدعي الصلاة

К тому же известны слова сподвижницы Пророка ﷺ Муазы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала, что спрашивала Аишу. «Я спросила: "Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?" Аиша сказала: "Ты харуритка?!" (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять подобно хавариджам). Я ответила: "Нет, я просто хочу знать". Аиша промолвила: "Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы"» . Хадис привёл имам Муслим.

ولما روت معاذة قالت: سَأَلْتُ عَائِشَةَ فَقُلْتُ: مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ, فَقَالَتْ: (أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ) ـ نسبة إلى حروراء موطن الخوارج, تريد أن تقول لها: أتتشددين كالخوارج ـ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ وَلَكِنِّي أَسْأَلُ, قَالَتْ: (كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ وَلا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ) رواه مسلم .

Что же касается тех молитв, которые пропущены умышленно, то подавляющее большинство учёных ханафитов, маликитов, шафиитов и маликитов считает обязательным возмещение умышленно пропущенных молитв, если они были пропущены не из-за отрицания в их обязательности. Поскольку отрицающий обязательность чтения молитвы становится вероотступником и неверным, да остережет нас Всевышний Аллах от этого! Ему (ставшему вероотступником и неверным) не обязательно возмещать пропущенное им из обязательного поклонения Аллаху в период своего вероотступничества, это по мнению ханафитских, маликитских и ханбалитских учёных. А по мнению шафиитских богословов, вероотступник обязан возместить пропущенное им в период вероотступничества обязательное поклонение, если в последующем он примет Ислам.

Практически все богословы утверждают, что умышленно пропустивший обязательную молитву, зная и веря, что её совершение обязательно, должен возместить её. Ибо Посланник Аллаха ﷺ обязал возмещать намаз даже пропустившего его по забывчивости или же проспав, так что же говорить о том, кто пропустил его осознанно, признавая обязательность его (намаза) совершения. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Всевышний Аллах предписал каждому совершеннолетнему мусульманину совершение пятикратного обязательного намаза. Хотя все пять намазов вменены в обязанность только совершеннолетним мусульманам, однако приучить детей к этому поклонению следует с семи лет, а с десяти лет родители должны обязать детей совершать намаз.

Все пять намазов являются очень ценными и важными . Ни один из них не заменяет другого, и кроме некоторых случаев, все эти намазы должны быть совершены в строго отведённый для этого отрезок времени. Например, утренний намаз должен быть совершён в отрезок времени между истинным рассветом и восходом солнца.

Определить время намазов нетрудно, особенно в наш век высоких технологий, когда для каждого региона и даже для каждого населённого пункта имеется своё расписание времени намазов. Никаких материальных или физических затрат это не требует.

Практически у каждого человека имеется на руках смартфон, на который в любом виде можно загрузить расписание, на том же аппарате имеются часы, будильник... Более продвинутые пользователи гаджетов могут установить на свои аппараты приложение, которое уведомляет о наступлении времени намаза и может даже оглашать азан.

Если посмотреть, ничего сложного в этом нет. Можно сказать, что с такими технологиями невозможно пропустить намаз. Однако на практике дело обстоит по-другому. К примеру, мы проспали утренний намаз. Но наши деды вставали на утренний намаз, не имея даже простого будильника, в большинстве случаев ориентируясь на крик петуха и т.п. Значит, дело в другом.

В одном из аятов Корана Всевышний Аллах говорит:

فَاصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ غُرُوبِهَا ۖ وَمِنْ آنَاءِ اللَّيْلِ فَسَبِّحْ وَأَطْرَافَ النَّهَارِ لَعَلَّكَ تَرْضَىٰ

(смысл): «Терпи же, о Мухаммад, что говорят они (называя тебя колдуном, лжецом…). И восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему до восхода солнца [утром] и до его захода, и в течение ночи, а также в начале и конце дня, чтобы ты достиг той награды у Аллаха, которой ты будешь доволен ».

Имам Аль-Куртуби сказал: «Большинство муфассиров (комментаторов Священного Корана) согласны с тем, что в этом аяте Всевышний Аллах указывает на каждодневные пятикратные обязательные намазы: "до восхода солнца" – утренний намаз (фаджр); "до его захода" – послеобеденный намаз (ʻаср); "в течение ночи" – ночной намаз (ʻиша); "в начале и конце дня" – обеденный (зухр) и вечерный намаз (магриб). Потому что время обеденного намаза наступает в конце первой части дня, а солнце заходит в конце второй его части ». («Тафсир Аль-Куртуби», 11/261)

Степень важности выше, чем других намазов, она обусловлена временем его совершения, так как сон на рассвете самый сладкий, и человек, встающий вовремя для молитвы, отказывается от него ради намаза.

Конечно, пробуждение на утренний намаз очень тяжело для нас, особенно если мы допоздна смотрели телевизор, сидели в соцсетях… Поэтому знающие люди советуют ложиться спать как можно раньше, чтобы легче вставать на утренний намаз, и считают неправильным заниматься допоздна чем-то ненужным.

Ложась спать, необходимо предпринять все необходимые меры для того, чтобы проснуться на утренний намаз: совершить омовение, читать азкары, мольбы и суры Корана, на которые указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и лечь, соблюдая . Для полного комплекта хорошо будет ещё и завести будильник.

От Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (ему):

إذا أتيت مضجعك فتوضأ وضوءك للصلاة، ثم اضطجع على شقك الأيمن وقل: اللهم أسلمت نفسي إليك، وفوضت أمري إليك، وألجأت ظهري إليك، رغبة ورهبة إليك، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك، آمنت بكتابك الذي أنزلت، ونبيك الذي أرسلت. فإن مت مت على الفطرة، واجعلهن آخر ما تقول

«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь для намаза, затем ляг на правый бок и скажи:

"Аллахумма, инни асламту ваджхи иляй-ка, ва фаввазту амри иляй-ка ва альджаъту захри иляй-ка рагбатан ва рахбатан иляй-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-ка илля иляй-ка! Аллахумма, аманту би-китаби-ка аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта ".

"О Аллах, я предался Тебе (привёл свою душу к покорности Тебе) и вручил Тебе дело своё (предоставил Тебе решать всё), положился на Тебя из стремления к тебе (стремления к получению награды от Аллаха) и из страха перед Тобой (перед наказанием в мире вечном). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого Ты послал ".

И если ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в состоянии фитра (в присущем тебе от рождения состоянии, то есть в Исламе), а поэтому пусть эти слова будут последним, что ты скажешь в конце каждого дня». (Бухари)

Также передают со слов ‘Али и Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али и Фатиме (да будет доволен ими обоими Аллах):

إذا أويتما إلى فراشكما، أو إذا أخذتما مضاجعكما فكبرا ثلاثا وثلاثين، وسبحا ثلاثا وثلاثين، واحمدا ثلاثا وثلاثين

«Когда уляжетесь в постель, говорите по тридцать три раза "Аллаху Акбар", "Субхана-Ллах" и "Аль-хамду ли-Ллях" ». (Бухари)

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

فما تركته منذ سمعته من رسول الله صلى الله عليه وسلم، قيل له: ولا ليلة صفين؟ قال: ولا ليلة صفين

«И я всегда делал это с тех пор, как услышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине?» Он сказал: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине ».

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:

أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا أوى إلى فراشه كل ليلة جمع كفيه ثم نفث فيهما وقرأ فيهما: {قل هو الله أحد} و {قل أعوذ برب الفلق} و {قل أعوذ برب الناس} ثم مسح بهما ما استطاع من جسده، يبدأ بهما على رأسه ووجهه وما أقبل من جسده، يفعل ذلك ثلاث مرّات

«Каждую ночь перед тем как лечь в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) смыкал кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них (то есть имитировал лёгкие поплёвывания без выделения слюны) и читал суры "Аль-Ихляс", "Аль-Фалак" и "Ан-Нас", а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и делал это трижды ». (Бухари , Муслим )

Есть также много других хадисов и асаров о том, что говорил в подобных случаях Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а также сподвижники, шейхи, большие учёные… Однако не каждый из нас применяет это на практике.

Каждый желающий может их найти в книгах азкаров и , ведь соблюдение всего, что передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), даёт очень весомый и приятный результат, который проявляется также в довольстве Всевышнего Аллаха. А если кто-нибудь не сможет делать это, пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам.

Но самое главное, если мы желаем вовремя встать на утренний намаз, необходимо осознать важность своевременного совершения намаза, так, чтобы это закрепилось в нашем подсознании. Ради какой-то ничтожной выгоды или прибыли этой жизни человек готов проводить бессонные ночи, но разве два ракаата намаза, которые лучше, чем весь этот мир, и то, что в нём, не достойны ещё более внимательного и трепетного отношения?

Мухаммад Султанов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по предлогу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют кое-какие неквалифицированные и категорически настроенные личности, обратимся к сути вопроса, покинув за каждым человеком право выбирать, функционировать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики либо ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не идеальной своевременно в отведенное для нее время, столь же в обязательном порядке, как и сама неукоснительность в исполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пускай совершит ее, в то время, когда отыщет в памяти. Нет на нем искупления греха (кяффара), не считая как это [то имеется совершение пропущенной молитвы, пускай кроме того с опозданием]» / 1/. В своде хадисов Муслима говорится кроме этого и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи - о том, кто пропустил ее по небрежности /2/ .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», любая обстановка, которая связана с затруднительностью исполнения необходимых молитв /3/. рассматривается персонифицированно.

И в случае если соблюдение молитвенной практики столь нереально, тогда, когда покажется случай, нужно восполнение, поскольку необходимая молитва - это долг человека перед Аллахом. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ.

Насколько велика Его милость, так справедливо и Его наказание.

Нюансы по теме

1. Довольно восполнения не идеальных своевременно молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) систематично делать молитвы, пропущенные за целый тот период, в то время, когда он не молился, и с каждой необходимой молитвой выполнять одну восполняемую /4/. Восполняются лишь ракяаты фарда. В случае если сравнивать значимость фардов пропущенных молитв с сунной молитв, делаемых вовремя, то первое будет намного серьёзнее и весомее.

Непременно, наилучшим считается исполнение полного ежедневного намаза (фард и сунна), после этого - восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, выполнять ли восполняемые молитвы до либо по окончании сегодняшних, то, с учетом вторых канонических положений, нужно выполнять восполняемые молитвы до утренней, до либо по окончании полуденной, до послеполуденной, по окончании вечерней и до либо по окончании ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с вторыми молящимися (джама‘атом) /5/ .

2. В случае если человек совершил молитву, полагая, что просматривает ее вовремя, а позднее стало известно, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать идеальную молитву-намаз. Таково вывод как ученых шафиитского мазхаба. так и богословов-ханафитов /6/ .

3. Лучше и вернее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сходу, когда покажется возможность /7/ .

В научных трудах имеется упоминания о том, что лучшим временем для молитвы есть как раз ее временной промежуток в днях, но это относится того случая, в то время, когда человек протянул не идеальную своевременно молитву аж до следующего дня либо в то время, когда у него большое количество необходимых долговых молитв, каковые он восполняет неспешно. В последней ситуации лучше, если он будет выполнять долговые совместно со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т. д. не смотря на то, что может и в любое второе, позволительное для совершения молитвы время.

4. В случае если человек совершает подряд пара пропущенных молитв, то верным и верным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение лишь икамата перед каждой из последующих. Такое вывод есть самый распространенным у богословов всех четырех мазхабов /8/. Принципиально важно подметить, что чтение азана и икамата

как перед своевременной, так и перед долговой молитвами есть сунной, то имеется желательным, похвальным действием.

5. Все ученые, не считая богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в простой для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) /9/. Непременно, это относится тех случаев, в то время, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на этот момент.

Восполнять пропущенные молитвы возможно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто обязан восполнять, а кто - нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не обязан. Единственное, в случае если, к примеру, приняв Ислам, он не сходу начал делать необходимую молитву либо пропустил необходимый пост, то все это нужно восполнить.

2. В случае если человек был полностью неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав выполнение религиозной практики, он так же, как и неофит /10/. ничего не восстанавливает.

3. В случае же, в то время, когда человек был носителем постулатов веры, но не выполнял религиозную практику, нужно все восполнить, начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По точке зрения богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, к примеру «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять собственные долговые молитвы. Они уверены в том, что главным в данном вопросе есть схожесть формы совершения молитвы-намаза. То имеется, на пример, простую необходимую (фард) молитву-намаз возможно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую делает. Любой из молящихся проговаривает намерение на собственную молитву /11/ .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к делающему фард (необходимую), но совершающий фард не может присоединиться к делающему сунну /12/ .

Молитва «Таравих» есть дополнительной молитвой (сунна), исходя из этого, по точке зрения богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», возможно сделать намерение на любую дополнительную, но лишь не на необходимую молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, исходя из этого поступать необходимо по обстановке и в соответствии с мнением той группы исследователей (то имеется по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые молитвы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Сунне и Коране, исламские богословы применяли косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался выговор, показалось два главных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты думали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То имеется, в то время, когда человек пропустил ее, пребывав в положении путника, восполнять он ее обязан будет как раз в сокращенной форме, даже в том случае, если в данный момент уже находится на месте постоянного нахождения. В случае если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного нахождения, то четырехракяатные восполняются им также в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в собственном заключении сделали выговор именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Принципиально важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы.

Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного нахождения, в два ракяата. В то время, когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются /13/ .



Знаки зодиака