Были ли знакомы апостолы петр и павел. Апостолы Петр и Павел: интернациональные имена. «Во всем должна быть золотая середина»

12 июля (29 июня по ст.ст.) Православная Церковь отмечает день святых апостолов Петра и Павла. Обоих апостолов называют первоверховными, хотя первенство у них разное. Петр стал апостолом при земной жизни Христа, а Павел обратился к вере уже после всех известных евангельских событий и вознесения Господа Иисуса Христа на небо. Корреспондент портала «Православие.Ru» попросил архимандрита Алипия (Светличного) и священников Димитрия Фетисова и Димитрия Шишкина рассказать, почему обоих столь не похожих друг на друга апостолов Церковь вспоминает в один день и как проповедовать Христа в наше время, держа в уме пример первоверховных апостолов.​

«Горе мне, если не благовествую!»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

– В том, что с самого раннего периода существования Церкви Христовой память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается одновременно, есть глубочайший богословский и педагогический смысл. Известно, что этих великих апостолов почитали вместе с самых первых веков существования Церкви Христовой. Об этом ясно свидетельствует сама структура единственной исторической (по жанру) книги Нового Завета – Деяний святых апостолов, которая, по сути, разделена на две части, одна повествует про Петра, другая – Павла. А проведенные в 2010 году реставрационно-археологические работы в Римских катакомбах святой Феклы открыли самые ранние фрески, датированные второй половиной IV века и изображающие этих святых рядом.

В этом есть и некий парадокс, ведь трудно найти людей, более не похожих во всём. Например, в социальном статусе и семейном положении: Петр – простой рыбак и человек семейный, Павел – представитель элиты тогдашнего иудейского общества, блестяще образованный фарисей, имеющий римское гражданство и ведущий монашеский образ жизни. Апостолов отличало и время призвания, и направленность их проповедей: Петр следовал за Господом практически с самого начала Его общественного служения и проповедовал преимущественно своим единоплеменникам, а Павел был призван лишь после Вознесения Господня и проповедовал в основном язычникам.

Разъединяли их весьма многие нюансы, особенно касавшиеся вопросов проповеди среди язычников. Известно, что они спорили и даже вступали в открытую конфронтацию (см.: Гал. 2: 11–16). Но всё же объединяло их нечто более значительное – Сам Христос Спаситель, Которому они следовали до самого конца, знаменовав собой единство и современного православного христианства.

Некоторые современные библеисты, учитывая незначительную разность (а по сути – взаимодополнение) взглядов святых апостолов, даже выводят определенную диалектическую модель рассмотрения текстов Нового Завета, в котором учение Петра представлено как тезис, Павла – как антитезис, а Иоанна Богослова – как синтез.

Нужно помнить: несмотря на некоторую небольшую разность богословских взглядов и традиций – мы в главном едины.

Конечно, пример святых первоверховных апостолов дан нам Святой Церковью неспроста. Мы, глядя на них, должны помнить о том, что, несмотря на некоторую небольшую разность богословских взглядов и традиций, существующих в рамках современного канонического Православия, – мы в главном едины.

Кроме того, глядя на Петра и прочих апостолов, бывших самовидцами Слова (то есть теми, кто был рядом со Христом во время Его общественного служения), мы должны стараться перенимать их неформальный дух, позволивший им принять бывшего гонителя Савла как равночестного им апостола, могущего не согласиться с ними и даже обличить своих ранее призванных к служению собратьев.

Ну и конечно, день памяти первоверховных апостолов – это лишние напоминание всем нам о том, что каждый из нас – не только священников, но и благочестивых мирян – призван проповедовать всей своей жизнью Христа. «Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9: 16) – напоминает нам сквозь тысячелетия великий Павел.

«Апостолов, так не похожих друг на друга, объединяет опыт тяжкого падения»

, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– Первоверховное достоинство святых апостолов Петра и Павла едва ли можно «вычислить» из каких-то их жизненных заслуг – вроде того, что именно эти апостолы потрудились во благовестии Христовом больше других. Такой аргумент иногда приводят, но как-то это уж очень «показушно» получается, не по-Божески… Но мне думается, в этом верховенстве, как, впрочем, и во всём, что относится к глубинам духовной жизни во Христе, есть какая-то тайна Промысла Божиего. Потому что верховенство – это некий особенный дар, который объединил апостолов, не похожих между собой. Мы знаем, что апостол Петр был простым человеком, решительным и порывистым. Эта порывистость иногда перерастала в самонадеянность. А апостол Павел еще до обращения своего был образованнейшим человеком своего времени, но эта ученость его и ослепила…

Пример этих апостолов показывает нам, что Спаситель никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника.

Двух этих апостолов, так не похожих друг на друга, быть может, объединяет опыт тяжкого падения. Падения до той грани, за которой либо вечный мрак и ужас, либо духовное возрождение и обновление. Мы помним, что апостол Петр «страха ради иудейска» отрекся от Христа, а апостол Павел, правда, еще до своего апостольства, был ревностным гонителем христиан. Но оба милостью Божией преодолели свое падение, верой возродились к жизни, обрели единство во Христе, и этот опыт глубочайшего падения, но и покаяния, преображения жизни и есть, может быть, то, что объединяет их во Христе, что – пусть отчасти – приоткрывает нам тайну их верховенства. Бог есть Бог кающихся, и примером этих великих апостолов Господь показывает нам, что Он никогда не оставляет даже падшего тяжко грешника и готов из глубин падения день за днем, час за часом возводить его к высотам духовной жизни. Какая это радость для нас всех, какая надежда, какой восторг! Только бы мы не забывали слёзы Петра, которые он, по преданию, проливал всю свою жизнь, и крайние труды апостола Павла, всю жизнь считавшего себя «извергом».

«Во всем должна быть золотая середина»

, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла на Нивках в Киеве:

– Есть несколько версий, почему Церковь празднует память святых апостолов Петра и Павла в один день. Одна из версий говорит нам о том, что после строительства и освящения одного из первых больших храмов в честь этих апостолов Церковь и установила праздник. Это предположение не имеет своего окончательного разрешения. Но, во всяком случае, в истории такие прецеденты существуют. Другая версия опирается на сведения о том, что якобы в один и тот же день были казнены апостолы Петр и Павел – но она не выдерживает никакой критики: она существует как попытка найти оправдание совместному празднованию памяти святых апостолов.

Но существует и третья версия. Вспомните, мы празднуем в один и тот же день память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эта традиция родилась в силу того, что в Константинополе было очень много людей, которые придерживались почитания одного из святителей: кто-то почитал святого Григория Богослова, другие – святителя Иоанна Златоуста, третьи – святителя Василия Великого, – и при этом между людьми возникала некая вражда. Чтобы положить конец вражде, было учреждено праздновать память трех святителей в один и тот же день.

Долгое время одни считали, что апостол Петр важнее апостола Павла, потому что первый был благословлен на апостольство при земной жизни Христа, а второй получил благословление с небес, что было важнее для других. И это, возможно, могло послужить причиной возникновения такого праздника – почитания Петра и Павла в один день, чтобы прекратить всякую вражду. Но мне кажется, что всё же следует опираться на первую версию, выводящую праздник из освящения храма.

Что касается того, стоит ли нам проповедовать людям об истинной вере, подобно первоверховным апостолам, скажу одно: во всем должна быть золотая середина.

Человек должен быть мудрым и осторожным в своей проповеди. А истинное чудо – это покаявшаяся душа.

Человек должен быть мудрым и осторожным в своей проповеди. Многие люди могут нас не понять, если мы начнем рассказывать в категоричной форме, например, о чудесах, потому что чудеса всегда неоднозначны. Святые отцы не просто с осторожностью относились к чудесам, но некоторые даже требовали их отрицать. Святые угодники Божии говорили, что если ты узнаешь о человеке, который воскрешает из мертвых, то не удивляйся этому, и не удивляйся, если ты узнаешь о человеке, который передвигает горы, потому что истинное чудо – это покаявшаяся душа. Во все времена внимание Церкви было сосредоточено на том, чтобы человек достиг спасения. Ради этого трудились и апостолы. В те времена чудеса были нужны для того, чтобы люди увидели силу Божию. Люди того времени поражались зрелищем. Сегодня современного человека, который многое уже видел в интернете, ничем «не удивишь». У людей атрофировалось восприятие чудес в положительном смысле. Однако есть другие методы проповеди, которые могут помочь людям познать Христа, – это, прежде всего, внутренняя духовная жажда, когда человек задается вопросом: зачем он пришел в этот мир? Через это и нужно сегодня действовать.

«Прихожанин» предлагает своим читателям вместе со всей Церковью вспомнить о любимых учениках Господа и поразмышлять о том, почему на иконах их почти всегда изображают вместе.

Когда в детстве я приходил в Храм Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, и ставил свечу перед иконой святых апостолов Петра и Павла, то часто задумывался, почему на иконе апостолы изображены вдвоем…

Что объединяет этих святых? Дата смерти, – скажут мне многие. Согласно церковному Преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день – 29 июня/12 июля (по старому/новому стилю) 67 года от Рождества Христова. Хотя, согласно ряду исторических источников, апостол Павел был казнен ровно через год после распятия апостола Петра.

Но лично мне одной даты смерти было недостаточно. Я всегда считал, что двух святых объединяют вещи гораздо более глубинные.

Место рождения? Нет. Петр родился в городке Вифсаида (в переводе «дом рыбной ловли»), расположенном на северо-западе Галилейского озера близ городов Капернаум и Хоразин. Тогда как Павел (который до принятия христианства носил имя Савл) родился в киликийском городе Тарсе, что в юго-восточной части Малой Азии. Сейчас эта территория принадлежит Турции, а когда-то она сначала входила в Хеттское царство, потом в царство Ахеменидов и даже триста лет была частью Армянской империи Тиграна Великого. За эту территорию в разное время сражались Александр Македонский, византийцы, арабы… Но две тысячи лет назад эти земли находились под властью гордого Рима.

Происхождение? И тут трудно найти между ними что-то общее. Петр родился в семье простого рыбака Ионы. Он и сам был рыбак. И звали его не Петр, а Симон (на иврите Шимон). Петром назвал его Христос, сказав: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Кстати, имя Петр греческого происхождения, оно является прямым переводом с арамейского имени Кифа, – именно так на арамейском наречии Христос назвал своего любимого ученика.

Савл был иудеем – он родился в общине еврейской диаспоры. Его отец был знатным фарисеем, и от него Савл получил право называться римским гражданином. По тем временам это была большая честь, которой мало кто мог удостоиться. Савл обучался Торе у самого знаменитого раввина того времени Гамалиила Старшего и в итоге получил блестящее по тем временам образование: он знал философию, риторику, литературу, историю религии. Савл собирался стать раввином и по некоторым данным был членом синедриона.

Где же здесь общие корни? По одну сторону – бедный малограмотный рыбак, по другую – именитый римский гражданин с блестящим образованием.

Вера в Христа? И в этом вопросе их судьбы, их жизненные траектории поначалу были прямо противоположными. Петр вместе со своим братом Андреем пошел за Спасителем, как только Тот позвал их: «Идите за Мною, и Я сделаю Вас ловцами человеков » (Мф. 4, 19). Петр поверил в Спасителя сразу, поверил самозабвенно, неистово, как дитя. Он первым из учеников Иисуса признал и объявил Его Сыном Бога – «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 15–16).

Так велика была вера Петра в Иисуса, что он готов был пойти за Христом по бушующим водам Галилейского моря – «И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Мф. 14, 29). И так велика была его любовь к Спасителю, что, когда пришли арестовывать Иисуса, Петр кинулся на воинов с мечом – «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященического раба, и отсек ему правое ухо. <…> Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец» (Лк. 18, 10–11).

Со своей стороны, Савл поначалу был ярым гонителем христиан. В качестве члена синедриона он одобрил побивание камнями святого Стефана у стен Иерусалима, а позже неистово преследовал христиан всюду, где только мог – «А Савл терзал Церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).

Он даже испросил у синедриона разрешение отправиться в Дамаск, – чтобы и там искать, хватать и судить христиан. Возможно, та яростная ненависть, которую приверженец ветхозаветного закона Савл питал к христианам, и побудила Господа выбрать его своим апостолом. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5). На три дня Савл ослеп. И эта слепота стала его первым шагом к прозрению. Три дня он ничего не видел, не пил и не ел, пока, по повелению Господа, к нему не пришел ученик Христа – Ананий. Он возложил на Савла руки, и тот прозрел. Прозрел не только глазами – прозрел в вере. А прозрев и приняв христианство, Савл-Павел стал столь же неистово защищать Церковь Христову, как до того момента гнал и убивал ее последователей.

Любопытно, что и по своему положению в христианской общине святые апостолы Петр и Павел находились как бы на противоположных концах. Петр, будучи одним из любимых учеников Христа, после вознесения Спасителя, стал негласным главой Церковной общины. Тогда как Павел, которому не посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни, считал себя наименьшим из апостолов: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1Кор. 15, 9).

Совместные деяния. Оба апостола много путешествовали по городам и странам, исцеляя и обращая в христианство тысячи людей. Египет, Греция, Сирия, города Малой Азии – Антиохия и Икония, Фригия и Галатия, Коринф и Эфес… При этом их жизненные и миссионерские пути почти не пересекались: лишь дважды Петр и Павел сошлись в одном месте – в Иерусалиме и Антиохии. А после каждый пошел своим путем, уготованным ему Богом.

Смерть за веру. Да, здесь дата смерти объединяет апостолов. 67 год от Рождества Христова. Рим. Апостол Петр, по приказанию императора Нерона, схвачен и заключен в темницу. Император не простил ему, что Петр обратил в христианство двух его любимых жен. В те годы христианам в Риме приходилось особенно тяжко.

Отмотаем колесо времени на несколько лет назад. Год 64-й. В ночь с 18 на 19 июля в Риме вспыхнул пожар. Он бушевал 6 дней и 7 ночей; в результате полностью выгорели четыре района из четырнадцати, остальные сильно пострадали. Некоторые античные историки потом утверждали, что город подожгли по приказу самого Нерона. Так или не так, мы уже не узнаем. Но, как часто случается в истории, когда пожар потушен, ищут виновных… или тех, кого можно обвинить. Нерон обвиняет в поджоге Рима… христиан. И толпа бросается искать и убивать… Несчастных христиан, оказавшихся в те годы в Риме, убивали страшной мучительной смертью: их распинали на крестах, на них надевали шкуры диких животных, а потом травили собаками, с наступлением темноты их попросту сжигали, чтобы освещать улицы… Эта вакханалия смерти продолжалась много дней и месяцев...

Так что в 67-м году апостол Петр отлично понимал, какое наказание приготовил ему Нерон. Кстати, за несколько дней до ареста оставшиеся в живых члены христианской общины упросили Петра бежать и скрыться из города, пока не утихнет гнев императора. Они боялись, что с его гибелью община останется совсем без защиты.

Уступая их мольбам, святой Петр ночью вышел из города… и на своем пути встретил Христа. «Domine, quo vadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обратился Петр к Спасителю. «Иду в Рим, чтобы вновь быть распятым», – ответил Спаситель. Петр понял, что хотел сказать ему Господь, и со словами: «Domine, tecum veniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») повернул назад в Рим. Возможно, в момент этой встречи Петр вспомнил, как уже однажды он задавал Спасителю этот вопрос – «Куда ты идешь, Господи?». Тридцать лет прошло с того момента, когда накануне ареста Спаситель говорил со Своими учениками. Именно тогда «Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Лк. 13, 36).

По возвращении в Рим, апостол Петр был схвачен воинами, заточен в темницу и через несколько дней принял мученическую смерть. Поскольку он не был римским гражданином, его ждала смерть на кресте. Петр лишь попросил, чтобы его распяли вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым, как Христос. Его тело предали земле на Ватиканском холме.

…В 1939 году археологи, с разрешения папы римского Пия XII, начали проводить там фундаментальные раскопки. И на большой глубине нашли руины древней базилики, сооруженной императором Константином Великим, а под нею маленький скромный алтарь. А еще ниже – так называемую «красную» плиту, на которую когда-то опиралась эта базилика. На плите была короткая надпись: «Petros eni» («Петр здесь»)…

Как и апостол Петр, Павел принял мученическую смерть во времена правления Нерона. Но поскольку он был римским гражданином, его нельзя было распять или отдать на съедение львам. Поэтому за городскими стенами на Остийской дороге в местечке под названием «Сальвийские воды» ему отрубили голову. Кстати, по преданию, отрубленная голова апостола при падении трижды ударилась о землю, и в тех местах забили фонтаны с чистой водой. Они бьют и по сию пору. Позже на месте казни была возведена церковь, которую так и назвали – Церковь во имя апостола Павла «на Трех Фонтанах». Тело же святого апостола после казни взяла себе его верная ученица – благочестивая христианка Лукиана. Она похоронила его в своем имении на Остийской дороге. Теперь на этом месте стоит грандиозный храм – одна из четырех великих базилик Рима – Сан-Паоло-фуори-ле-Мура («Базилика Святого Павла за городскими стенами»). В ней в гробнице под главным престолом лежат мощи апостола.

К сожалению, нет точных данных о том, что апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день и в один год. По одним историческим документам, они действительно погибли день в день, другие историки утверждают, что апостол Павел принял смерть спустя ровно год после распятия Петра.

Случайно ли Господь предначертал двум Своим любимым ученикам одну дату – 29 июня (12 июля – по новому стилю)? Случайно ли судьба привела их обоих в Рим в последние годы правления императора Нерона? И случайно ли на Остийской дороге стоит «Церковь во имя святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла по Остийской дороге», где над входом написаны следующие слова: «На сем месте расстались друг с другом святые апостолы Петр и Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”»?

Как говорится, случайности не случайны.

Господь намеренно призвал к себе в служение и поставил рядом двух таких абсолютно разных людей, какими были апостолы Петр и Павел. Потому что они вдвоем – малообразованный, импульсивный, но безоглядно верящий в Спасителя, Петр, и знаток истории религии, блестящий оратор Павел – заложили основу христианской Церкви. Выбор этих двух апостолов, ставших столпами христианской Церкви, как бы утверждал: христианская вера доступна всем – и мудрецу и простецу, и христианская Церковь готова принять любого – бедняка и императора, фарисея и саддукея, иудея и язычника…

Не желая преуменьшать заслуг других апостолов Христа, хочу все же сказать, что святые апостолы Петр и Павел сделали больше всех. Они обратили в христианство множество людей в разных странах: иудеев, римлян, язычников. Повсюду они создавали христианские церкви. И за это много пострадали: их били, гнали, бросали в тюрьмы. Но каждый раз они поднимались и шли дальше, неся людям евангельский свет.

…У меня на столе стоит маленькая иконка, подаренная мне когда-то иеромонахом Романом (Кошелевым) в Оптиной пустыни. На ней – двенадцать апостолов. Впереди – святые апостолы Петр и Павел, держащие в руках Церковь Христову…

Такие разные, они остались в истории величайшими подвижниками общего дела. Петр, простой рыбак - один из первых, кто последовал за Христом. И Павел, иудейский книжник и противник христианства, в итоге сделавший для его распространения больше, чем кто-либо другой.

12 июля православная церковь великим праздником чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Возвращение в Рим

«Принять смерть ту же, какую принял Христос, я недостоин», - вот о чём, по преданию, думал апостол Пётр в последние часы своей жизни.

В империи его приговорили к смерти через распятие. Приговорил Нерон, император, обвинивший христиан в большом пожаре Рима 64 года. Вот как об этом пишет историк Тацит: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи [о том, что он сам может быть причастен к пожару] , приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Подавленное на время христианство стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее… но и в Риме. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте [Тацит был язычником]. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

«Как могу я - трижды отрекшийся - уподобиться Ему в образе распятия? - думал Пётр и вновь приходил к мысли - Недостоин!» Он встал, встречая римских воинов, пришедших вести его на казнь. «Под ноги Его желаю преклонить голову свою! - сказал он. - Когда всё случится, переверните крест мой!»

Так Пётр и принял смерть: вися вниз головой на перевернутом кресте.

Он был сыном рыбака - простым, неучёным, далёким от книжной премудрости. Его вместе с братом Андреем первым призвал Христос. «Идите за мной, - сказал Он братьям, которые ловили рыбу. - И я сделаю вас ловцами человеков». Оставив сети, они пошли.

Его Христос назвал камнем, на котором будет строиться церковь, и в его руки отдал ключи Царствия Небесного, сказав: «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Это он пошёл по воде вслед за Христом по морю, но, сделав несколько шагов, усомнился и начал тонуть. Он признал Христа Господом, увидев, как по слову Его наполнились рыбой сети. И вскричал, объятый ужасом: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» Наконец, это он, и это, видимо, мучило Петра все оставшиеся годы, трижды отрёкся от Христа в ночь его ареста, спасая свою жизнь.

Проповедническая сила, появившаяся в этом простом человеке, творила чудеса. Уже после первой проповеди в день Пятидесятницы крещение приняли до трёх тысяч человек - фактически этот день стал днём основания Церкви. Он обладал даром оживлять мертвых и излечивать больных. Под тень Петра, сообщают «Деяния Святых Апостолов», подкладывали немощных, потому что верили, что, даже осененные его тенью, они получат излечение и силу чресл.

Оказавшись с проповедью в Риме, схваченный и приговоренный к казни, Пётр имел возможность бежать. Однако уходя ночью из города, он встретил Христа и вернулся - так сообщает предание.

Писатель Генрих Сенкевич в романе «Камо грядеши» так описывает этот момент: «…из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!»

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался его прерываемый рыданьями голос:

Куда идёшь, Господи?

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий, его ученик, испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Пётр встал… поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил, как эхо:

Куда идёшь, Господи?

В Рим, - тихо отвечал апостол».

Гражданин империи

Господь явился ему по пути в Дамаск, куда Павел шёл для того, чтобы найти и пленёнными привести в Иерусалим христиан.

Иудей из знатной семьи, римский гражданин, он готовился стать раввином и ненавидел последователей Христа: впервые имя Павла упоминается в «Деяниях» в сцене убийства первомученика Стефана. Он, Павел (или Савл), еще несовершеннолетний, стоит и сторожит одежды тех, кто побивает камнями первомученика. Далее сказано: «Савл же одобрял убиение его».

И вот он, 30-летний, идёт в Дамаск и вдруг слышит голос. «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Этот явление изменило всё. Павла, на три дня ослепшего от происшедшего, под руки привели в Дамаск. Когда слепота прошла, миру предстал уже другой Павел, и он начал с того, что пошёл в синагоги, где прежде знали его как гонителя христиан, проповедовать о Христе.

С Дамасской проповеди началась его миссионерская карьера. Согласно «Деяниям», за свою жизнь Павел совершил три путешествия, проповедуя самым разным народам, за что был прозван «апостолом язычников». Его перу принадлежат четырнадцать посланий, часть из них писалась в римском заключении и уходила в мир через его учеников.

Как и для апостола Петра, Рим стал последним городом, который он видел в своей земной жизни. Он принял смерть почти одновременно с Петром: при Нероне его подвергли пыткам и затем обезглавили мечом: будучи римским гражданином, он избежал распятия, которое у римлян было казнью для инородцев.

Почему именно Павел, половину жизни проведший в гонениях на христиан, стал одним из первоверховных апостолов? На этот вопрос отвечает проповедь святителя XX века Луки (Войно-Ясенецкого): потому что «простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан. Простил, потому что… знал, чем будет Павел, что Павел скажет: "Уже не я живу, но живёт во мне Христос" ».

То же касается и апостола Петра, говорит святитель Лука: «Господь Сердцеведец знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать св. Петр своё троекратное отречение. Знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоёт петух, будет распростираться на земле, будет часами молить о прощении».

То же касается и всех нас: «Да будут же святые… апостолы Пётр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос - Бог Сердцеведец и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них» .

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящены тысячи храмов и монастырей во всем православном мире. В их числе - московская Петропавловская церковь в Лефортове , один из старейших русских храмов в честь этих величайших святых. Церковь, основанная в начале XVII века как Никольская, а при Петре I перестроенная и переосвященная в честь Небесных покровителей первого российского императора.

Как рассказал +Царьграду+ архимандрит Алексий (Вылажанин) , настоятель храма Петра и Павла в Лефортове:

"Этот храм в числе немногих храмов города Москвы, который не закрывался никогда. Здесь не прекращались богослужения в богоборческие времена. Единственное время, когда здесь не было служб, это было время наполеоновского нашествия на Москву, когда Москва была пуста, все храмы были закрыты. Эта участь постигла и наш храм... Самая большая гордость нашего храма - это наш иконостас, который сохранился в своем первоначальном виде. Иконы, написанные кремлевскими мастерами, до сих пор поражают своей красотой, своим мастерством…"


Петропавловская церковь в Лефортове

С особой радостью и благоговением в этих святых стенах празднуется летний престольный праздник - день первоверховных апостолов Петра и Павла , завершающий относительно недолгий апостольский пост, часто именуемый также Петровым .

Из истории дня первоверховных апостолов Петра и Павла

"Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову..."

Судьбы первоверховных апостолов были разными: святой Петр был призван Христом одним из первых. Павел же, напротив, был чудесным образом раскаявшимся гонителем христиан Савлом и вошел в число апостолов уже после Распятия, Воскресения и Вознесения Спасителя. Но обоих апостолов объединяет особо ревностное служение Господу и неутомимые труды по распространению христианства.

Обращение Савла ко Господу

Из проповедей митрополита Николая (Ярушевича) (1891-1961)

"Во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям!.."

И в московском храме, посвященном апостолам Петру и Павлу, подобные слова звучали не раз, ведь здесь служили и духовно возрастали многие выдающиеся церковные деятели последних столетий. Отец Алексий (Вылажанин) особо отмечает их духовную преемственность:

"В связи с тем, что этот храм не закрывался, он впитывал в себя не только те святыни, которые приходили сюда из храмов разоренных, находящихся вокруг, но и сосредотачивал в себе духовную жизнь многих районов Москвы. В этом храме в последний путь провожали митрополита Трифона (Туркестанова), старца Зосиму, одного из последних духовников Троице-Сергиевой лавры перед ее закрытием, и многих-многих других. В этом храме начинали свой путь в Церкви такие священники, как протоиерей Владимир Диваков, который крестился в этом храме, был его прихожанином и свое первое пастырское служение начинал тоже здесь. Это и отец Мафтей Стаднюк, который, придя сюда молодым священником, возрастал здесь и отсюда пошел на послушание к Святейшему Патриарху Пимену..."

И сегодня каждый может посетить этот уникальный храм и, помолившись в нем, прикоснуться к непрерывной церковной истории города Москвы последних столетий, и получить помощь и заступничество его Небесных покровителей - славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.



Дева