Описание Богородична - Рождественской девичьей пустыни в с. Барятино. Данковский барятинский во имя мученицы софии женский монастырь Богородице рождественская пустынь

Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.

журнала “Нескучный сад”.

Иногда бывает необходимо оторваться от мирской суеты. Но как же непросто это сделать! Есть, правда, один способ. Ушедшие из мира — монахи — чаще всего оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, вероятно, как раз для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю.

Богословие с аграрным уклоном

Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону.

У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря — планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей.

Обитель создавалась с практической целью: село угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Храм — образец ампирного стиля в архитектуре — посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Второй престол освящен в честь святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана; в монастыре хранится частица мощей этих угодников Божиих, пострадавших в Риме в стародавние времена, но почитаемых и на Руси, и во всем православном мире.

Когда-то не было в монастыре ни этой святыни, ни благолепного убранства в храме. Долго не хватало средств привести в порядок неоштукатуренный, темный от копоти купол; с нуля обживались запустевшие кельи в переданном общине доме. Не могло быть легко. Однако следующей после богослужения заботой стали библиотека, огород и коровник. Как ухитрились монахини, в основном горожанки, уже на начальных порах обеспечить себя продуктами натурального хозяйства — уму непостижимо. При этом книги не лежали мертвым грузом: с первых же дней c тали вести богословский семинар. Изучают историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви и монашества, христианскую антропологию, греческий язык Нового Завета, иконопись.

Чужие правила

Устав, то есть правило, присутствует во всяком деле как некая основа для любого творчества и фантазии. В каждой семье, даже безалаберной, есть свои традиции и распорядок: в определенное время просыпаются, расходятся на работу, собираются… Монастырь — большая семья, и здесь необходим стройный распорядок. В этот уклад и включается паломник, даже приехавший на короткое время. Первым делом вы узнаете, во сколько начинается служба и трапеза, когда следует приходить на то или иное послушание, когда можно отдохнуть.

Утро в обители. Слева – храм рождества Пресвятой Богородицы. Справа– недостроенный корпус монастырской библиотеки Из-за кризиса стройку пришлось заморозить

А еще уставом определяется порядок богослужения — не ради же трапезы мы приехали в монастырь. Будние дни в Барятино отличаются от праздничных в первую очередь тем, что служба вычитывается без священника. В приходских храмах мы обычно не слышим полунощницы, повечерия, изобразительных. Здесь, встав на рассвете, вы войдете в тихий храм, где уже зажигает лампады пожилая монахиня, и скоро зазвучат обычные утренние молитвы, семнадцатая кафизма, удивительные «се Жених грядет в полунощи» и каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю, Часы и Изобразительны. Перечислять долго, но в итоге получается не так уж и много: устав насквозь пронизан милостью к слабому, но не дает ему ослабеть вовсе, а сильному не позволяет возноситься в подвижническом рвении.

В воскресенье служба будет мало чем отличаться от приходской — придут несколько человек из деревни, кто-то приедет из райцентра, а кто-то — из Калуги… А на Петра и Павла в храме будет даже немного тесно, но игуменья Феофила будет благословлять каждого, здороваясь по имени.

Царица Барятино

Утром и вечером сестры и паломники преклоняют колени перед главной святыней обители — Ломовской иконой Божией Матери. Особым торжеством становится здесь 25 июня — день чествования этой иконы. Почему именно эта дата — неизвестно: может быть, именно в этот день кто-то заметил две плывущие по реке Угре дощечки, соединил их — и с изумлением увидел образ Божией Матери в короне, с Царственным Младенцем со скипетром в руке. Неизвестно даже, в каком веке это произошло, но вполне вероятно, что в дониконовские времена, хоть письмо и неканоническое. Пережила икона и период гонений в ХХ веке, и бомбардировки в Великую Отечественную.

Помнят в монастыре и еще одно обретение святыни: в 1997 году храм ограбили, и лишь 25 июня 1999 года чудотворный образ вернулся в обитель — знакомый священник, увидев ее в продаже, выкупил и вернул сестрам. Такого праздника, как в тот день, не было здесь никогда… За время сиротства сестры составили для Божией Матери тропарь, кондак, величание, даже стихиры и канон, которые впервые звучали в тот памятный день.

Множество чудесных исцелений навсегда внесены в монастырскую летопись. Идут и идут к Милостивой Заступнице люди.

Точка отсчета — пожар

В 1996 году началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, большим помещением для библиотеки, зимним садом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях недолго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет. «Мы стали монахами — у нас ничего нет», — сказали тогда сестры.

С тех пор отстроились — как и утешали добрые люди после пожара. Трапезная теперь больше и лучше прежней, и росписи в ней запомнятся любому гостю обители. А вот завершить второй корпус не дал кризис, так что библиотеки до сих пор нет, и книги стоят в мансарде келейного корпуса: невмоготу уже жить, не пользуясь тем, что подарено и куплено за два года.

До сих пор летоисчисление здесь ведется от пожара. В кухне ищут какой-то особенный кривой ножик, удобный для разделки рыбы, пока не вспоминают: он же был «до». C лава Богу, никто из сестер при пожаре не пострадал. Погибло несколько кошек — их жалеют до сих пор.

Поминовение с комментариями

Может быть, на вечерней службе вам тоже дадут почитать помянник. Очень трогательный список: многие имена сопровождаются пояснениями в скобках. Часто это фамилии: о здравии рабов Божиих Димитрия (Медведева), Владимира (Путина), Георгия (Лужкова) и иже с ними во «властех и воинстве ея»; о здравии, например, Людмилы (Москва, иконы), Бориса (отец такого-то), Василия (7000 долл.). И я, прилежно читая помянник, не могла не думать о том, что для живущих в монастыре каждое имя вызывает в памяти живой образ человека, так что проговаривание имен превращается в сердечную молитву за страждущих, за друзей, за жертвователей.

Сладкое делание

Из окна комнаты, то есть кельи, где меня поселили, я видела яркое желтое поле невдалеке; дойдя до него, услышала ровное деловитое гудение: оказалось, что это луг, где трудятся пчелы с монастырской пасеки. Знаете, как чудно идет монахине шляпа пчеловода с защитной сеткой, надетая прямо поверх апостольника?

Пчелы — это не только цветы и мед, это еще и воск, а воск — это свечи. «Только вот мать О. в свежий воск добавляет огарки, вот и получаются свечи темными, так что ставим мы их только на будни, а на праздники — покупные идут», — сетует мать И. Она же спрашивает меня, почему я чай без сахара пью: «Сразу видно, что ты недавно в монастыре. Поживешь подольше — станешь сахар есть…» Странно, но это «пророчество» запоминается. Что же такого трудного в монастыре, что без сахара никак? Не знаю…

Но знаю, что здесь не пытаются выжать из человека невозможное, не «ломают» непосильной работой (а ведь часто приходится читать «страшилки» о женских обителях). Немного смущенно объясняют: зелени со своего огорода хватает только летом, а на зиму матушка закупает — не прокормишься женским трудом.

Послушания по-барятински

— Ну какие у нас послушания? — проводит «экскурсию» по монастырю мать О. — Самообслуживание в основном. Кухня, уборка, немного на огороде… Порежешь зеленый лук после ужина?

«Да о чем тут говорить, всего-то и дела — лук порезать», — думаю я, но, увидев тазик, полный буйной зелени, понимаю, что на кухне я останусь часа на полтора-два.

Сбор клубники на грядке — сплошное удовольствие: даже слегка порченые ягоды на стол не годятся, их можно отправлять прямо в рот. Клубника приправлена беседой.

— Очень хороший у меня препод по французскому был, — рассказывает мать Е. — Я уж думала, что буду говорить, как сами французы. Да не успела — в монастырь ушла.

Специфическая забота в Барятино — о кошках. Накормить 64 зверушки (подкидывают!) каждый день — особое послушание, и я не раз наблюдала, как мать А. идет через двор с большой кастрюлей, а за ней бежит мяукающая толпа. Поделюсь и открытием: рыбьи потроха и плавники с кухни достаются не кошкам, а курицам…

Неделя в монастыре обогатит и некоторыми новыми навыками. Вот, например, как разделать рыбу под названием зубатка? Теперь я это умею. Правда, говорят, мне повезло — досталась туша всего в пять килограммов весом. Ее хоть как-то можно было ворочать. А бывают они и гораздо крупнее.

Литературное приобретение

— Никак опять об Диккенса! — восклицает мать А., споткнувшись об котенка по имени Диккенс, и все, кто в это время трудится на кухне, понимают, что это игра с цитатой из Хармса. Кажется, чтение здесь — одно из важнейших послушаний. На следующий день после пожара игуменья закупила одежды-обуви, посуды-тазиков и… несколько томиков стихов для утешения сестер.

А монастырский сайт, где регулярно появляются новые статьи и фотографии, поражает и живостью языка, и тонким вкусом. Здесь об истории и о планах на будущее, о буднях и о православных праздниках, о некнижных утешениях от Господа… Например, в одну из ночей на кресте храма ночевал аист — взъерошенный крылатый паломник, — и я видела его не только на сайте.

Не знаю; может быть, соединение хорошего образования с непревзойденной поэтичностью (а подлинная поэзия лишена слащавости) окрестных пейзажей и дает эффект «творческого отпуска»? Неделя в обители — это, например, семь совершенно разных закатов.

Напомню, что службу Ломовской иконе Божией Матери составили именно здесь. Думается, гимнография — одна из высших областей литературы.

СЕМЬ ЗАКАТОВ В БАРЯТИНО, ИЛИ ЗАЧЕМ МИРЯНИНУ ЕХАТЬ В МОНАСТЫРЬ Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону. У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря - планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей. Обитель создавалась с практической целью: село угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Храм - образец ампирного стиля в архитектуре - посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Второй престол освящен в честь святых врачей-бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана; в монастыре хранится частица мощей этих угодников Божиих, пострадавших в Риме в стародавние времена, но почитаемых и на Руси, и во всем православном мире. Когда-то не было в монастыре ни этой святыни, ни благолепного убранства в храме. Долго не хватало средств привести в порядок неоштукатуренный, темный от копоти купол; с нуля обживались запустевшие кельи в переданном общине доме. Не могло быть легко. Однако следующей после богослужения заботой стали библиотека, огород и коровник. Как ухитрились монахини, в основном горожанки, уже на начальных порах обеспечить себя продуктами натурального хозяйства - уму непостижимо. При этом книги не лежали мертвым грузом: с первых же дней c тали вести богословский семинар. Изучают историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви и монашества, христианскую антропологию, греческий язык Нового Завета, иконопись. Устав, то есть правило, присутствует во всяком деле как некая основа для любого творчества и фантазии. В каждой семье, даже безалаберной, есть свои традиции и распорядок: в определенное время просыпаются, расходятся на работу, собираются… Монастырь - большая семья, и здесь необходим стройный распорядок. В этот уклад и включается паломник, даже приехавший на короткое время. Первым делом вы узнаете, во сколько начинается служба и трапеза, когда следует приходить на то или иное послушание, когда можно отдохнуть. А еще уставом определяется порядок богослужения - не ради же трапезы мы приехали в монастырь. Будние дни в Барятино отличаются от праздничных в первую очередь тем, что служба вычитывается без священника. В приходских храмах мы обычно не слышим полунощницы, повечерия, изобразительных. Здесь, встав на рассвете, вы войдете в тихий храм, где уже зажигает лампады пожилая монахиня, и скоро зазвучат обычные утренние молитвы, семнадцатая кафизма, удивительные «се Жених грядет в полунощи» и каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю, Часы и Изобразительны. Перечислять долго, но в итоге получается не так уж и много: устав насквозь пронизан милостью к слабому, но не дает ему ослабеть вовсе, а сильному не позволяет возноситься в подвижническом рвении. В воскресенье служба будет мало чем отличаться от приходской - придут несколько человек из деревни, кто-то приедет из райцентра, а кто-то - из Калуги… А на Петра и Павла в храме будет даже немного тесно, но игуменья Феофила будет благословлять каждого, здороваясь по имени. Утром и вечером сестры и паломники преклоняют колени перед главной святыней обители - Ломовской иконой Божией Матери. Особым торжеством становится здесь 25 июня - день чествования этой иконы. Почему именно эта дата - неизвестно: может быть, именно в этот день кто-то заметил две плывущие по реке Угре дощечки, соединил их - и с изумлением увидел образ Божией Матери в короне, с Царственным Младенцем со скипетром в руке. Неизвестно даже, в каком веке это произошло, но вполне вероятно, что в дониконовские времена, хоть письмо и неканоническое. Пережила икона и период гонений в ХХ веке, и бомбардировки в Великую Отечественную. Помнят в монастыре и еще одно обретение святыни: в 1997 году храм ограбили, и лишь 25 июня 1999 года чудотворный образ вернулся в обитель - знакомый священник, увидев ее в продаже, выкупил и вернул сестрам. Такого праздника, как в тот день, не было здесь никогда… За время сиротства сестры составили для Божией Матери тропарь, кондак, величание, даже стихиры и канон, которые впервые звучали в тот памятный день. Множество чудесных исцелений навсегда внесены в монастырскую летопись. Идут и идут к Милостивой Заступнице люди. Точка отсчета - пожар В 1996 году началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, большим помещением для библиотеки, зимним садом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях недолго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет. «Мы стали монахами - у нас ничего нет», - сказали тогда сестры. С тех пор отстроились - как и утешали добрые люди после пожара. Трапезная теперь больше и лучше прежней, и росписи в ней запомнятся любому гостю обители. А вот завершить второй корпус не дал кризис, так что библиотеки до сих пор нет, и книги стоят в мансарде келейного корпуса: невмоготу уже жить, не пользуясь тем, что подарено и куплено за два года. До сих пор летоисчисление здесь ведется от пожара. В кухне ищут какой-то особенный кривой ножик, удобный для разделки рыбы, пока не вспоминают: он же был «до». C лава Богу, никто из сестер при пожаре не пострадал. Погибло несколько кошек - их жалеют до сих пор. Может быть, на вечерней службе вам тоже дадут почитать помянник. Очень трогательный список: многие имена сопровождаются пояснениями в скобках. Часто это фамилии: о здравии рабов Божиих Димитрия (Медведева), Владимира (Путина), Георгия (Лужкова) и иже с ними во «властех и воинстве ея»; о здравии, например, Людмилы (Москва, иконы), Бориса (отец такого-то), Василия (7000 долл.). И я, прилежно читая помянник, не могла не думать о том, что для живущих в монастыре каждое имя вызывает в памяти живой образ человека, так что проговаривание имен превращается в сердечную молитву за страждущих, за друзей, за жертвователей. Из окна комнаты, то есть кельи, где меня поселили, я видела яркое желтое поле невдалеке; дойдя до него, услышала ровное деловитое гудение: оказалось, что это луг, где трудятся пчелы с монастырской пасеки. Знаете, как чудно идет монахине шляпа пчеловода с защитной сеткой, надетая прямо поверх апостольника? В каждой келье монастыря есть письменный стол и кресло с бра – специальное место для чтения В каждой келье монастыря есть письменный стол и кресло с бра – специальное место для чтения Пчелы - это не только цветы и мед, это еще и воск, а воск - это свечи. «Только вот мать О. в свежий воск добавляет огарки, вот и получаются свечи темными, так что ставим мы их только на будни, а на праздники - покупные идут», - сетует мать И. Она же спрашивает меня, почему я чай без сахара пью: «Сразу видно, что ты недавно в монастыре. Поживешь подольше - станешь сахар есть…» Странно, но это «пророчество» запоминается. Что же такого трудного в монастыре, что без сахара никак? Не знаю… Но знаю, что здесь не пытаются выжать из человека невозможное, не «ломают» непосильной работой (а ведь часто приходится читать «страшилки» о женских обителях). Немного смущенно объясняют: зелени со своего огорода хватает только летом, а на зиму матушка закупает - не прокормишься женским трудом. Послушания по-барятински - Ну какие у нас послушания? - проводит «экскурсию» по монастырю мать О. - Самообслуживание в основном. Кухня, уборка, немного на огороде… Порежешь зеленый лук после ужина? «Да о чем тут говорить, всего-то и дела - лук порезать», - думаю я, но, увидев тазик, полный буйной зелени, понимаю, что на кухне я останусь часа на полтора-два. Сбор клубники на грядке - сплошное удовольствие: даже слегка порченые ягоды на стол не годятся, их можно отправлять прямо в рот. Клубника приправлена беседой. - Очень хороший у меня препод по французскому был, - рассказывает мать Е. - Я уж думала, что буду говорить, как сами французы. Да не успела - в монастырь ушла. Специфическая забота в Барятино - о кошках. Накормить 64 зверушки (подкидывают!) каждый день - особое послушание, и я не раз наблюдала, как мать А. идет через двор с большой кастрюлей, а за ней бежит мяукающая толпа. Поделюсь и открытием: рыбьи потроха и плавники с кухни достаются не кошкам, а курицам… Неделя в монастыре обогатит и некоторыми новыми навыками. Вот, например, как разделать рыбу под названием зубатка? Теперь я это умею. Правда, говорят, мне повезло - досталась туша всего в пять килограммов весом. Ее хоть как-то можно было ворочать. А бывают они и гораздо крупнее. - Никак опять об Диккенса! - восклицает мать А., споткнувшись об котенка по имени Диккенс, и все, кто в это время трудится на кухне, понимают, что это игра с цитатой из Хармса. Кажется, чтение здесь - одно из важнейших послушаний. На следующий день после пожара игуменья закупила одежды-обуви, посуды-тазиков и… несколько томиков стихов для утешения сестер. А монастырский сайт, где регулярно появляются новые статьи и фотографии, поражает и живостью языка, и тонким вкусом. Здесь об истории и о планах на будущее, о буднях и о православных праздниках, о некнижных утешениях от Господа… Например, в одну из ночей на кресте храма ночевал аист - взъерошенный крылатый паломник, - и я видела его не только на сайте. Не знаю; может быть, соединение хорошего образования с непревзойденной поэтичностью (а подлинная поэзия лишена слащавости) окрестных пейзажей и дает эффект «творческого отпуска»? Неделя в обители - это, например, семь совершенно разных закатов. Напомню, что службу Ломовской иконе Божией Матери составили именно здесь. Думается, гимнография - одна из высших областей литературы. Неделя в монастыре - это очень мало. Глупо и самонадеянно думать, что за столь короткий срок можно взглянуть на жизнь обители изнутри. Но за это время Барятино успевает стать местом заповедным, обетованным. Поэтому, когда матушка Феофила, благословляя на прощание, приглашает приезжать еще, думаешь: Господи, пожалуйста, приведи меня сюда еще не раз! «Фирменный» барятинский сувенир – шерстяные ослики. Их вяжут в память о любимице сестер, ослице Камилле, долго е время жившей при монастыре. Вязанием осликов занимаются те, кто по состоянию здоровья не может нести более тяжелые послушания «Фирменный» барятинский сувенир – шерстяные ослики. Их вяжут в память о любимице сестер, ослице Камилле, долго е время жившей при монастыре. Вязанием осликов занимаются те, кто по состоянию здоровья не может нести более тяжелые послушания Как проехать Монастырь расположен в 4 км от шоссе Медынь-Калуга, вблизи районного центра Кондрово. Проезд от Москвы (с Киевского вокзала) до ж/д станции Малоярославец или Калуга, далее автобусом до города Кондрова или автобусом Москва-Кондрово от метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан». От Кондрова до Барятино можно доехать на такси.

Никак опять об Диккенса! — восклицает мать А., споткнувшись об котенка по имени Диккенс, и все, кто в это время трудится на кухне, понимают, что это игра с цитатой из Хармса. Кажется, чтение здесь, в Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятине Калужской области — одно из важнейших послушаний, а кошки — такие же равноправные насельницы, как и сестры.

В апреле 1993 года в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря; первоначально предполагалось образовать скит с сельскохозяйственным направлением. Однако обстоятельства складывались в сторону самостоятельности новой общины, и 26 декабря 1995 года Священный Синод благословил учредить женский монастырь и утвердил настоятельницей монахиню Феофилу (Лепешинскую), впоследствии возведенную в сан игумении. О том, какая жизнь сегодня сложилась в обители рассказывает фоторепртаж Екатерины СТЕПАНОВОЙ:


Утро в Барятино начинается очень рано — с рассветом летом и задолго до него зимой


Монахини и паломницы спешат на молитву в храм Рождества Пресвятой Богородицы


Священник приезжает в монастырь только в воскресный день и в праздники — служить литургию, остальное время сестры вычитывают службу сами


На каждой службе монахини подолгу вычитывают записки и помянники


Чудотворная икона Божией Матери Ломовская — святыня обители


После службы — завтрак и послушания. Послушания в монастыре — самые разные, но в основном — сестры занимаются самообеспечением — готовят еду, работают на огороде, убираются в храме. Матушка Феофила подбирает каждому послушание по силам: «У нас нет цели провести монаха через все послушания. Хорошо бы так было, но сейчас в монастырь приходят городские люди, часто уже больные. Есть сестры, которые могут делать все, но есть и те, кому многие послушания не по силам. Наверно, мне бы хотелось всех пропускать через кухню, потому что кухня - это простое дело, женское, каждая должна уметь. Но и это не всегда получается. Современный человек мало что может. А послушание в монастыре найдется любому. Псалтырь, например, могут читать даже самые больные. Чтение у нас круглосуточное»


Грибная пора — значит на ужин будет картошка с грибами и со сметаной! Сестры знают грибные места в соседнем лесу и с удовольствием ходят на свой «грибной огород»


Паломницы и сестры трудятся вместе, многие паломницы приезжают в монастырь именно для этого — чтобы пообщаться и потрудиться вместе с монахинями, поговорить с ними, посмотреть как они живут. «В монастырях часто бывает так: монашки ходят по своим дорожкам и ни с кем не общаются. Мы же намеренно паломниц от сестер не отделяем. У нас нет отдельной трапезной, отдельных продуктов. Монахи живут не для того, чтобы спасать себя, а для того, чтобы светить миру. Сами мы не выходим в мир, но если мир приходит к нам - он от нас должен что-то получать», — рассказывает иг.Феофила


В монастыре есть свой сад



Матушка Феофила (Лепешинская) — настоятельница монастыря: «Почему-то считается, что начальник должен монахов смирять, что человеку полезно быть угнетенным, растоптанным, униженным. На самом деле это никому не полезно. Человек устроен так, что, если его ломать, он будет изворачиваться, а это и есть самое страшное для монашеской души. Она должна быть простой, правдивой». (Полностью интервью с м.Феофанией можно прочитать на сайте Православие и мир )


Послушание на огороде


Но не все могут делать тяжелую физическую работу. Одна из сестер — вяжет осликов, которых потом дарят паломникам. Осликов вяжут в память об ослице Камилле, которая много лет прожила в монастыре. Ее привезли в монастырь в утешение сестрам: «Нам так хотелось ослика, такого же как тот, на котором Господь въехал в Иерусалим!», — рассказывает одна монахиня


Сестры все свои действия сверяют с книгами, записывают в тетрадки. Пасека — новое послушание, приходится всем учиться


Качают мед


Перед тем как положить соты в центрифугу, при помощи которой его выкачивают из них, нужно снять восковые пробки, которым пчелы закрывают соты


Центрифуга — соты раскручивают с большой скоростью и мед по стенкам стекает на дно, потом его сливают через кран внизу центрифуги.


Паломникам разрешается иногда попить чаю. В целом послушания длятся около 4 часов


Еще одно новое послушание — иконописная мастерская. К сестрам приезжает художник-иконописец, проводит уроки и дает домашнее задание


Сестры выбирают, кто и какую икону будет писать в следующий раз


Монастырь в Барятино славится еще и своими кошками, их подбрасывают в монастырь дачники. На сегодняшний день в Барятино уже 64 кошки. У всех кошек есть имена — их изучили даже маленькие дети, которые приезжают в монастырь на каникулы


Все кошки стерилизованы и их количество увеличивается только за счет новых подкидышей. На фото видно сооружение — кошкин дом, он перед входом в келейный корпус. Но все кошки уже давно в нем не умещаются. Кошек так много, что если одна заболеет — начинается эпидемия. Поэтому приходится делать прививки


Матушка Феофила (Лепешинская) — кропит еду в трапезной святой водой — благословляет. Обед в монастыре — уставная трапеза. Во время еды никто не разговаривает, читаются жития святых или другие душеполезные книги


Библиотека — монастырская гордость и отдельное послушание сестры-библиотекаря и тех кто ей помогает.
Иг.Феофила: «Св.Василий Великий написал в замечательной статье «О пользе для юношества языческих сочинений», что чтение душу расширяет, это конечно не для духа, но это для души это нужно. Душа должна быть сочной, она должна напитаться соками от культуры, мы должны понимать, что все от Бога. В нашей библиотеке много художественной литературы — пусть читают. Я даже Джойса купила, не думаю, честно говоря, что они будут читать, но пусть они знают что могут. У нас и Илиаду сестры читают. Даже какой-нибудь постмодернизм — это тоска по Бозе, тоска безбожия и это тоже интересно»


На фото — кресла, где можно отдохнуть после послушаний — почитать. А «по воскресным дням — мы все учимся, с сентября до Пасхи, по семинарской программе. Собираемся вечером, распределяем темы докладов, готовим рефераты, выступаем. Иногда приглашаем лекторов. Таким образом мы уже прошли литургику, нравственное богословие, Библейскую историю, греческий язык, христианскую психологию. В этом году начнем изучать патристику — святых отцов. У меня так же есть план организовать для сестер курс лекций по мировой литературе, по русской литературе, по истории живописи и по истории музыки. Литература — это возможность увидеть на живых примерах то, что мы читаем в катехизисе», — рассказывает игумения


Вечером — снова в храм, служба.


После службы на коровник — доить коров


Две коровы и две козы — вот и весь коровник, но сестрам хватает и молока и работы!


«У нас это послушание от первого дня несет одна и та же сестра, хотя она городская, но у нее было желание этим заниматься. Я уже много раз пыталась ее заменить, но она не хочет. Кроме того, что она любит это дело, есть еще одна причина — ее никто не трогает, она живет «по своему уставу» и это имеет большие преимущества», — игумения Феофила


Тем временем другие сестры обходят монастырь крестным ходом — это такая монастырская традиция


Ужин — не уставной. Это значит что все приходят кушать по мере освобождения от послушаний, каждый накладывает себе сам, что захочет, можно за столом побеседоваить


Келья. В каждой монашеской келье есть письменный стол и кресло — для чтения. Очень уютно.


Вид из окна кельи на храм


После захода солнца — отбой. Вставать сестрам рано. Иг.Феофила: «Я думаю, хороший монастырь — это где люди улыбаются, где они радуются. Господь нас всех на помойке нашел, вымыл, вычистил и положил к Себе за пазуху. Мы живем у Христа за пазухой. У нас все есть. Даже много лишнего. Вот мы сгорели и даже это окзалось, к лучшему — построили новый келейный корпус. Как же нам не радоваться?!»

Как проехать в монастырь

Монастырь расположен в 4 км от шоссе Медынь–Калуга, вблизи районного центра Кондрово. Проезд от Москвы (с Киевского вокзала) до ж/д станции Малоярославец или Калуга, далее автобусом до города Кондрова или автобусом Москва–Кондрово от метро «Юго-Западная» или «Теплый Стан». От Кондрова до Барятино можно доехать на такси.

Монастырь создавался c конкретной практической целью: село, подобно многим и многим российским селам, угасало, и некогда великолепная церковь, построенная в XVIII веке, нуждалась в попечении. Ее архитектура представляет собой образец ампирного стиля. Главный престол освящен в 1796 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы, другой, более поздний, посвящен святым врачам бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим.

Другим основанием для открытия монастыря было фактическое существование при храме небольшой монашеской общины, сложившейсяв 70-е годы ХХ века попечением иеромонаха Аркадия (Афонина), постриженика Троице-Сергиевой Лавры; он служил здесь, с небольшим перерывом, с 28 февраля 1972 года до епископской хиротонии 25 марта 1991 года и назначения на Южно-Сахалинскую кафедру. В Барятине собрались прошедшие лагеря, утратившие здоровье и вернувшиеся в родные места монахини: Анастасия (Кузьмина), постриженица оптинского иеромонаха Мелетия (Бармина), схимонахиня Тихона, монахиня Никодима, слепая монахиня Иулитта, монахиня Мария (Климкина), монахиня Ксения. Они приходили на богослужения из ближних и дальних деревень, искали возможность поселитьсярядом с единственным действующим на территории от Медыни до Калуги храмом. Община пополнялась за счет местных одиноких прихожанок,но к 1993 году обессилела: состарившиеся постриженницы дореволюционных монастырей ушли ко Господу, а те, кого постригали в Барятине, достигли преклонных лет и не могли как прежде петь и читать за богослужением, ухаживать за храмом, который ветшал вместе с ними.

Приехавшие 3 апреля 1993 года сестры пришли в опустевший дом, выстроенный двадцать лет назад для общины, и все начали с нуля. Прежде всего позаботились о ежедневном кругебогослужения, который неукоснительно соблюдается по сей день: в шесть утра начинается утреннее богослужение с канонами монашеского правила; в 17 часов совершается вечерня и утреня, в 21 час читаются молитвы на сон грядущим и помянник. Насельницы пустыни живут по уставу общежительного монастыря: посещают все церковныеслужбы, имеют общую трапезу, трудятся на послушаниях.

Отсутствие средств долго не позволяло начать ремонт храма, приходилось мириться с неоштукатуренным, темным от копоти куполом, лет двадцать назад покрашенным белой масляной краской, неопределенного цвета стенами с разводами от мытья на высоте, куда бабушки доставали со стремянки, нелепыми росписями потолка. Но букеты живых цветов возле особо чтимых икон, грамотное монашеское пение и чтение придавали службе неповторимый колорит.

Большинство сестер горожанки; поселившись в деревне, они вдохновенно занялись сельским трудом: в первую весну посадили картофель, вскопали грядки под овощи, завели козу и корову, за лето построили скотный двор. К осени обитель уже имела свое подсобное хозяйство, обеспечивающее ее натуральными деревенскими продуктами. В 1995 году заложили фруктовый сад. Спустя несколько лет отважились поставить несколько ульев. Сегодня в собственности монастыря 18 гектаров кормовых угодий, два сада, большой огород, пасека, на новом скотном дворе три коровы, коза, ослик, куры.

С первых дней существования обители начали собирать библиотеку, и с первых же дней ввели богословский семинар по системе докладов. Так сложилось, что большинство сестер имеют интеллектуальную потребность, т.е. стремление постигать Бога не только всем сердцем и душою, но и всем разумением (Мф. 22, 37). Каждый год с сентября до Пасхи еженедельно проходят занятия по одной из богословских дисциплин: изучали историю Ветхого и Нового завета, догматику, литургику, историю Церкви, историю Русской Церкви, христианскую антропологию, историю монашества, историю русского монашества, кроме того, греческий язык Нового Завета, иконопись.

В октябре 1996 года началось строительство келейного корпуса с кухней, трапезной, подвалами; через шесть лет к нему была сделана пристройка с новыми кельями, большим помещением для библиотеки,зимнимсадом, медицинским кабинетом. Но сестры пожили в прекрасных условиях не долго. 4 мая 2007 года пожар за два часа уничтожил все труды, восемь тысяч томов библиотеки, имущество, нажитое за четырнадцать лет; подробности на странице

В монастырь часто обращаются люди, оказавшиеся в скорбных обстоятельствах, малоимущие, престарелые, одинокие, и никто не уходит без утешения. Нуждающиеся получают продукты, лекарства, одежду, духовные советы.

В дни школьных летних и зимних каникул обитель принимает девочек-подростков, желающих увидеть монашескую жизнь изнутри. Они живут в сестринском келейном корпусе, посещают богослужения, обучаются церковному чтению, выполняют посильные послушания в трапезной, швейной мастерской, на огороде, пользуются книгами из монастырской библиотеки.



О нем