Какие пророки были во время мусы. Краткое сказание о смерти Мусы и Харуна (мир им). Смотреть что такое "Харун" в других словарях

Вопрос: Ас Саламу алейкум уа раhматуЛлаh уа баракатуh.
Мой вопрос таков: Марйам, мать Айсы (Иисуса), является дочерью Имрана, в 19 суре 28 аяте она называется « сестрой Харуна » , а Харун – брат Мусы.
Как правильно понимать этот аят? Ибо одна группа мусульман утверждают, что Марйам является родной сестрой Харуну, а другие говорят, что она так называется из-за принадлежности к религии Харуна. Последние же утверждают что она так называется, потому что она из потомства Харуна.
Враги ислама из числа христиан, иудеев и атеистов используют недостатки мусульман в знаниях о религии и пользуются случаем, и утверждают, что якобы здесь историческая ошибка. Но мы знаем, что Куран лишен всяких недостатков! (Россия, Краснодарский край, Сочи )

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Разумеется, Коран пречист от каких-либо ошибок или недостатков. Коран не может содержать ошибок, потому что Сам Аллах гарантировал Божественную защиту Корана от любых ошибок.

الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَلْ لَهُ عِوَجًا قَيِّمًا لِيُنْذِرَ بَأْسًا شَدِيدًا مِنْ لَدُنْهُ وَيُبَشِّرَ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا حَسَنًا
Великая хвала Аллаху Всевышнему, который низвёл Коран Своему рабу Мухаммаду - да благословит его Аллах и приветствует, - не допустив никаких неточностей, отклонений или противоречий в нём и выразив несомненную истину. Коран содержит прямые назидания, предупреждает неверных о тяжёлом наказании Аллаха и возвещает верующим, творящим добро, о прекрасной, щедрой награде.
(Коран, 18:1-2)


إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
Мы ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскресения.
(Коран, 15:9)


Вышеприведенные аяты достаточно ясно и в полной мере показывают, что Коран пречист от любых недостатков, неточностей и ошибок. А те, кто не верят этому, не могут считаться мусульманами.
Что же касается вопроса о Марьям (мир ей), которую называли сестрой Харуна, то необходимо уяснить важные факты по этому поводу:

У Марьям (мир ей) был брат, которого звали Харун. Он был назван в честь Пророка Харуна (мир ему), который был братом Пророка Мусы (мир ему). Это было установлено из хадиса, который приводится в «Сахих Муслима», из которого следует, что аль-Мугира бин Шу"ба (да будет доволен им Аллах) отправился в Наджран. Жители Наджрана спросили у сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), почему Марьям (мир ей) называют «Ухт Харун» (т.е. сестра Харуна), в то время как Пророки Муса и Харун (мир им) существовали задолго до ее появления. По возвращении в Медину, он попросил Посланника (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить данный вопрос. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

إنهم كانوا يسمون بأنبيائهم والصالحين قبلهم
« Люди той эпохи называли своих детей именами пророков и благочестивых праведников, которые жили до них ».
(Сахих Муслима, хадис №2135)


Этот хадис указывает, что Марьям (мир ей) имела брата, который был назван в честь Пророка Харуна (мир ему).

Марьям (мир ей) также являлась потомком Пророка Харуна (мир ему). У арабов существует общепринятый обычай называть кого-то братом или сестрой рода или клана, к которому он или она принадлежат, даже если они не являются братьями или сестрами по крови. Например, к человеку из клана Тамим часто обращаются Аха Тамим, что в переводе значит «брат Тамима», но в действительности подразумевается, что человек относится к клану Тамим. Таким же образом, к арабам часто обращаются как «Ахал Араб», что переводится как брат араба, но в буквальном смысле значит, что человек является арабом по происхождению.

И потому, как Марьям (мир ей) происходила из рода пророка Харуна (мир ему), ее называли «Ухт Харун» (сестра Харуна).

Марьям забеременела пророком Исой (мир ему), душу которого ангел Джабраил (мир ему) вдохнул в ее утробу, а вскоре родила его и вернулась в свою семью. Увидев, что Марьям (мир ей) несет ребенка, ее семья испугалась и пришла в уныние от мысли, что она совершила непристойный поступок, результатом которого стало рождение Исы (мир ему). Они вскрикнули:

يَا مَرْيَمُ لَقَدْ جِئْتِ شَيْئًا فَرِيًّا
« О Марьям! Ты совершила скверное, порицаемое дело! »
(Коран, 19:27)


Затем они обратились к ней со словами:

يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيًّا
« О сестра Харуна, ведь твой отец не был дурным человеком, и твоя мать не была распутницей »
(Коран, 19:28)


Обратившись к ней как к сестре Харуна, они хотели дать ей понять, что она из богобоязненного и благородного потомства пророка, и не надлежит ей совершать дурные поступки (в тот момент ее семья не знала, что Марьям была абсолютно чиста и целомудренна).

В связи с этим, Всевышний Аллах пролил свет на ее невинность, убедил ее семью, что она совершенно чиста, целомудренна и непорочна, и что ребенок, которого она принесла, был божественным велением, зачатым непорочно. Коран описывает этот случай следующим образом:

فَأَشَارَتْ إِلَيْهِ قَالُوا كَيْفَ نُكَلِّمُ مَنْ كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيًّا قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيًّا وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنْتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا وَبَرًّا بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدْتُ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيًّا ذَلِكَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ قَوْلَ الْحَقِّ الَّذِي فِيهِ يَمْتَرُونَ
Она показала на новорождённого Ису, чтобы они с ним говорили. Они (ее семья) сказали: "Как мы можем говорить с ребёнком в колыбели?"
Услышав их речь, Иса с дозволения Аллаха сказал им: "Я - раб моего Владыки. Он мне дарует Евангелие и сделает меня пророком.
Мой Владыка повелел мне быть почтительным к моей матери и заповедал мне благость к ней. Он меня не сделал жестоким к людям, дерзким и непослушным, лишённым Его милости.
Пусть будет мир мне в тот день, когда я родился! Пусть будет мир мне в тот день, когда я умру! Пусть будет мир мне в тот день, когда Аллах воскресит меня!"
Таков Иса, сын Марьям. Таково истинное Слово, относительно которого они (христиане) препираются. (Коран, 19:29-34)


Услышав, как младенец Иса (мир ему) красноречиво говорит с ними из колыбели, они поняли, что этот ребенок, безусловно, является божественным посланием Аллаха, и что Марьям (мир ей) абсолютно чиста и непорочна.

Из вышеприведенного разъяснения становится ясно, что нет никаких неточностей относительно обращения к Марьям (мир ей) как к «Ухт Харун» (сестре Харуна).

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевела: Diana (Q451)

Муса (мир ему) (Моисей) родился во времена фиравна (фараона), который являлся правителем Египта и утверждал, что он и есть бог. Как-то раз фараон увидел во сне, что родится мальчик, который отнимет у него власть. Посоветовавшись со своими приближенными, он приказал убить всех мальчиков, которые родятся в течение ближайшего времени. Мать Мусы (мир ему) боялась, что фараон убьет ее и сына, поэтому она скрывала его. Отец младенца умер, когда будущему пророку было 40 дней. Аллах повелел ангелам оберегать его. Когда Мусе (мир ему) исполнилось три месяца, Господь внушил матери положить его в деревянный сундук и пустить по Нилу. Она заказала деревянный сундук хорошего качества, чтобы вода не попала вовнутрь, хорошенько покормила его, умастила сурьмой и маслом, положила в сундук и в полночь доверив его воле Аллаха пустила в воды Нила.

У фараона была больная дочь, которую не могли вылечить никакие лекари. Они сказали, что для нее нет другого лекарства, кроме ежедневного купания в водах Нила. Сундук с Мусой (мир ему) прибило именно в то место, где она купалась. Дочь фараона поспешила открыть его и нашла в нем прекрасного ребенка. Взяв на руки маленького Мусу, она излечилась от болезни. Об этом чуде сообщили фараону, который сказал, что этот мальчик станет его врагом, поэтому его надо убить. Но дочь фараона просила его не спешить. «Он же рядом с тобой и не сможет тебе навредить, в любое время ты можешь убить его, если он будет перечить тебе», - сказала она. Фараон согласился с ней.

Они начали искать ему кормилицу, но либо он никого не принимал, либо никто не соглашался. По воле Всевышнего Аллаха случилось так, что мать Мусы (мир ему) и стала его кормилицей.

Фараон еще несколько раз пытался убить Мусу (мир ему), но Аллах предотвращал все попытки. Достигнув 40 лет, Муса (мир ему) начал призывать людей к единобожию и разъяснять людям заблуждения фараона и его придворных. В итоге Аллах погубил фараона в водах Красного моря.

Муса (мир ему) же прожил 120 лет и был похоронен вблизи Иерусалима.

Харун (мир ему) (Аарон) был послан к фараону и его народу вместе с Мусой (мир ему) в качестве его помощника. Он был старше своего брата Мусы (мир ему) на три года.

Фараон и его народ не приняли их веру, и Аллах ниспослал на них страшное наводнение. Люди стали жаловаться фараону, и он обещал помочь им. Он пригласил Мусу (мир ему) и попросил его избавить их от наводнения. Надеясь, что фараон уверует, Муса (мир ему) вознес молитву и избавил их от беды, но фараон не образумился. Тогда Всевышний наслал на них саранчу. И опять фараон попросил Мусу (мир ему) помолиться за них, но и после этого он не уверовал в Аллаха. Затем на них был ниспослан страшный ветер, но и это не образумило фараона, он не встал на правильный путь. Затем Всевышний наслал на них вшей. И снова фараон обещал принять веру Мусы (мир ему), если он поможет им, но снова обманул его. Тогда Аллах наслал на них лягушек, которые были везде: в домах, на улицах. От них исходило зловоние. И опять все повторилось. Всевышний повелел Мусе (мир ему) ударить посохом по воде, и вода в Ниле стала для неверующих кровью. Они мучались от отсутствия воды. Но и после всех этих испытаний фараон не уверовал в единого Бога. Тогда Аллах утопил фараона и его свиту в Красном море. Это наказание придумал для себя сам фараон.

Однажды по велению Аллаха Джибриль (мир ему) явился к нему в облике человека за советом. Он сказал фараону, что есть раб, которому его хозяин дал все блага, но тот отказывается повиноваться ему, объявил себя хозяином, посчитав все ниспосланное своим. Тогда фараон и сказал, что он неблагодарный и его необходимо наказать, утопив в море. Джибриль (мир ему) попросил его написать это на бумаге и заверить своей печатью. Перед тем, как наказать фараона, Джибриль (мир ему) показал ему эту бумагу с решением, которое он вынес себе сам.

Все богатства фараона достались Мусе (мир ему), Харуну (мир ему) и сынам Израилевым. Они долго жили в благоденствии.

Харун (мир ему) умер в возрасте 122 лет и похоронен в пещере на горе Тих, после него скончался и Муса (мир ему).

Зуль-Кифли (мир ему) (Бишир) - сын пророка Аюба (мир ему), был послан после своего отца к народу, проживавшему на территории Шама. Он дал обет Всевышнему, что будет днем поститься, ночью бодрствовать, не злиться, судить людей справедливо и выполнять свои обещания. Он спал только перед обедом в течение короткого времени. Зуль-Кифли (мир ему) прожил 75 лет.

Давуду (мир ему) (Давид) из рода Якуба (мир ему) Аллах даровал и пророчество, и власть. Ему была ниспослана божественная книга - Забур (Псалтырь). У Давуда (мир ему) был удивительно красивый голос, и, читая Забур, он исцелял больных. Когда он восхвалял Всевышнего, вместе с ним восхваляли Его животные, горы, деревья, леса и камни, и он понимал их восхваления. Когда он читал Священное Писание, то даже неживая природа слушала его красивое чтение.

У Давуда (мир ему) была цепь, с помощью которой можно было определить истину и ложь. Она находилась в его михрабе (ниша в мечети, где имам совершает намаз). Правдивый мог достать эту цепь, а лжец не мог ее поймать.

Однажды некий человек отдал другому на хранение жемчуг. Когда он пришел за ним, то хранивший его сказал, что уже вернул его. Чтобы разрешить разногласия они пришли к цепи. Однако тот, кому был отдан жемчуг на хранение, схитрил, спрятав жемчужины в посох. Он попросил владельца жемчуга подержать его посох, пока он произносит клятву, что вернул драгоценность его хозяину, и коснулся цепи. Потом он забрал свой посох, оставив в недоумении своего оппонента. На следующий день из-за этого обмана цепь была вознесена на небеса. Аллах скрыл ее от людей.

Также Всевышний Аллах сделал железо мягким как воск, чтобы Давуд (мир ему) обрабатывал его, - это было чудо Господне. Он мог изготавливать щиты из железа без накаливания и молотка, продавал их, зарабатывая тем самым на пропитание себе и своей семье, а остальное Давуд (мир ему) раздавал как милостыню, ничего не оставляя про запас.

"Сборник необходимых знаний по исламу (шарх-уль-мухтасар)"

В аятах 37-38 суры "Та-ха" Аллах указывает на интересные моменты в жизни Мусы: его детство и чудесное спасение от мести Фараона.

Мы и прежде явили благоволение к тебе, когда внушили твоей матери откровение (Та-ха, 37-38).

Фараон оказывал сильное давление на сыновей Израилевых, чтобы не допустить из возможного восстания. Провидцы предсказывали правителю Египта, что в племени Израилевом родится мальчик, который свергнет режим Фараона, поэтому Фараон приказал убить всех их сыновей из числа израильтян и сохранить их дочерей как служанок. Разведчики Фараона внимательно следили за кварталами, где проживали сыновья Израилевы, и убивали любого новорожденного мальчика.
Когда родился Муса, его мать боялась за его жизнь. Тогда Аллах внушил его матери откровение: "Положи его (т. е. сына) в ковчег и пусти ковчег по реке, а она выбросит его на берег".
Мать Мусы положила его в ковчег и пустила вниз по реке. Волны выбросили колыбельку новорожденного на берег. Мать Мусы, волнуясь за судьбу сына, велела дочери сходить вдоль реки и проследить ковчег. В то же время Фараон и его супруга сели у берега, смотрели на реку, вдруг увидели ковчег. Фараон приказал вытащить его из реки. Когда они открыли дверь ковчега, с большим удивлением нашли красивого малыша. Фараон сразу же понял, что малыш принадлежит к израильскому племени, поэтому приказал его убить. Однако Муса заворожил супругу Фараона, и она обратилась к супругу с мольбой пощадить малыша.

Супруга Фараона была бесплодной женщиной, поэтому попросила мужа усыновить. В конце концов Фараон согласился и малыш был спасен от верной смерти.
В это время, малыш проголодался и стал плакать. Его плач тревожил сердце супруги Фараона, позвали няней кормить его молоком. Малыш не принял ни одну няню.

Бог хотел вернуть Мусу к своей матери и взрастить его под Своим присмотром. Сестра Мусы, прогуливавшаяся возле дворца Фараона, наблюдала за происходящим. Она подошла и сказала людям Фараона: "Может быть, указать вам того, кто будет ухаживать за ним?" Люди Фараона пошли за ней. Сестра Мусы претендовал, что она совсем незнакомая. Она секретно осведомила свою матерь об этом. Мать Мусы с сердцем, полным любови и надежды, пришла во дворец, малыш успокоился в ее объятии и начал пить молоко. Супруга Фараона обрадовалась. После этого она отдала ребенка этой няни (матери Мусы), чтобы ухаживать за ним. Об этом Аллах говорит: "Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы радовались взоры ее, чтобы она не горевала".

Так прошло много лет. Муса постепенно вырос под сенью любви и милости Бога. Аллах подверг Мусу сильному испытанию и он стал пророком. С аята 42 Аллах описывает миссию Мусы и его брата Харуна (библ. Аарона) по призыву Фараона к исламу и события, происходившие в те времена. Муса и Харун боялись того, что Фараон не прислушается к их призыву и совершит что-то опрометчивое. Однако Аллах, подчеркнув того, что Он с ними, усилил их волю. [Аллах] сказал: "Не бойтесь, ибо Я - на вашей стороне и Мне [все] слышно и видно (Та-ха, 46).
Муса и Харун пошли к Фараону и по приказу Аллаха мягко обратились к правителю Египта: "Мы оба - посланники твоего Господа. Отпусти с нами сынов Исраила и не подвергай их гонениям. Мы явились к тебе со знамением от Господа нашего. Мир тому, кто ступил на прямой путь. Однако, Фараон, считавший себя богом, отверг слова Мусы. На его сердце не подействовало ни одно из божественных знамений. Коран об этом говорит:

Мы явили ему (т. е. Фараону) все Наши знамения, но он отверг и не признал их (Та-ха, 56).

Фараон посещался со своими советниками и вельможами о том, как противостоять Мусе. С этой целью он созвал колдунов со всего Египта для решительной борьбы с Мусой. Наконец-то настал день обетованный. Муса стоял перед Фараоном, его близкими, толпой народа и колдунами.

С аята 65 говорится о противоборстве Мусы с Фараоном и его колдунами.

[Потом] они вопросили: "О Муса! Ты ли первым бросишь [посох], или же нам бросить сначала?" Он ответил: "Нет уж, бросайте вы". [Они бросили], и ему представилось, что их веревки и посохи благодаря колдовству пришли в движение. И он почувствовал страх в сердце своем. Но Мы внушили [ему]: "Не бойся, ты [их] одолеешь. Брось то, что держишь в правой руке: оно проглотит порождение их колдовских чар. А колдун не будет иметь успеха, где бы он ни был" (Та-ха, 65-69).

Муса бросил на землю свой посох, который превратился в большого ужасного змея и проглотил колдовские чары волшебников. Тогда волшебники поверглись ниц и признали свое поражение. Фараон сильно испугался, его окружающие были шокированы. Волшебники сразу поняли, что удивительная работа Муссы - это нечто больше колдовства, это может быть лишь божественным чудом и Муса является посланником Господа. Волшебники поверглись ниц и воскликнули: "Мы уверовали в Господа Мусы и Харуна!". Столь резкое изменение позиции колдунов, которые вырвались из мрака неверия на свет веры, нанесло большой удар по гордости и репутации Фараона. [Фараон] спросил: "Неужели вы поверили в него (т. е. Мусу) без моего соизволения [на то]? Он пытался с помощью угроз привлечь на свою сторону колдунов. Назвав Мусу главным волшебником, Фараон сказал: "Воистину, он - ваш главный, который научил вас колдовству. Я велю отрубить вам руки и ноги накрест, распять на ветвях пальмы. И тогда вы узнаете, кто из нас более жестоко наказывает и кто долговечнее". Однако, колдуны, познавшие истину, ответили: "Мы не отдадим тебе предпочтения перед явившимися нам ясными знамениями и нашим Творцом. Так выноси же свой приговор! Но ведь ты выносишь приговор только в этой жизни. Воистину, мы уверовали в Господа нашего, дабы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Ведь Аллах лучше и долговечнее [тебя]".

Странная судьба египетских колдунов показывает, что человек свободен в своих убеждениях. Поэтому он может в любое время принять решение и изменить курс своей жизни из неверия к вере, даже если его жизнь загрязнена разнообразными пороками и грехами. Поэтому никто не может оправдать свои грехи и преступные действия под предлогом неблагоприятных общественных условий. Хотя колдуны жили в языческой среде много лет, как только они соприкоснулись с истиной, то сразу же признали ее Владельца.

Далее говорится, что Аллах внушил Мусе откровение: "Выступи ночью [из страны Фараона] с Моими рабами и проложи для них дорогу по морю". Когда они пришли к морю, Фараон был осведомлен об этом. Фараон, сильный и опасный враг единобожья, со своим мощным воинством пустился в погоню. Они уже наступали на пятки сыновьям Израилевым, которые спасались бегством из Египта. Однако Аллах хотел спасти этот верующий бедный народ от высокомерного правительства, поэтому приказал Мусе: "Проложи для них дорогу по морю". Тогда Фараон с воинством подошел к морю и с удивлением заметил, что море высохло. Высокомерный Фараон, который гордился своей силой, направил воинство в погоню за сыновьями Израиля и пошел по той же дороге. В это время по воле Аллаха воды вновь низверглись в море и захлестнули врагов единобожья. Так, высокомерный Фараон со своим кровожадным воинством был полностью уничтожен.

Когда жизнь Мусы приблизилась к концу, к нему в облике человека пришел ангел смерти. Он сказал пророку: «Дай ответ своему Господу!» Муса ударил его по лицу и выбил ему глаз.

Азраил вернулся к Аллаху и рассказал о случившемся, жалуясь, что Его раб не желает умирать. Аллах вернул глаз Азраилу, и тот по велению Всевышнего вновь прибыл к Мусе и передал ему, что он может прожить еще столько лет, сколько волос накроет на шкуре быка его ладонь. На вопрос пророка: «А что будет потом?» - ангел смерти ответил, что потом все равно наступит смерть. Муса понял, что кончина неизбежна, и согласился на смерть.

Необходимо отметить, что до этого случая ангел смерти являлся зримо и забирал души, и даже говорили, что это он убивает людей. А после случая с Мусой Всевышний сделал Азраила невидимым. Как говорится в одном из хадисов нашего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), отрицать эту историю станет только заблудший человек нововведения.

Согласно другой версии, переданной от Вахба, Муса увидел ангелов, собравшихся в одном месте, узнал их и подошел, заинтересовавшись, для чего они собрались. Оказалось, что они копают необычную, удивительную могилу, подобной которой никто не видел и от которой исходил приятный аромат. Зачарованный ею, Муса спросил, кому она предназначена. «Мы копаем ее для одного очень хорошего, дорогого Аллаху раба», - ответили они.

Он подумал, кто же это счастливец, и позавидовал ему белой завистью.

Ангелы спросили его: «А ты случайно не желаешь, чтобы эта могила была твоей?» -на что Муса ответил: «Да, желаю».

Ангелы предложили ему лечь в могилу, дабы он посмотрел, каково лежать в ней. Муса спустился в могилу и лег там на бок.

Обратившись к Аллаху, он легко вздохнул и тут же скончался, и ангелы похоронили его в этой могиле.

Харун, брат Мусы, умер раньше него. Коротко расскажем об этом.

Однажды оба брата вышли прогуляться и зашли в одну пещеру. Харун умер в той пещере. Муса похоронил его там же и вернулся домой. После этого израилиты стали обвинять Мусу в убийстве брата. Пророку было очень трудно пережить подобного рода обвинения и осуждение. Он попросил Аллаха помочь ему. На его просьбу Аллах ответил: «Отправляйся к могиле своего брата вместе с ними, Я оживлю его». Муса взял с собой израилитов и отправился к пещере, где был похоронен Харун.

Стоя у могилы брата, он позвал его. Харун встал, отряхивая землю с головы, и тогда Муса спросил: «Разве я убил тебя?» Харун перед всеми ответил: «Клянусь Аллахом, нет», и сомнения израилитов рассеялись. Так сказано в книге «‘Ара’ис».

Из книги «История пророков. Том I». Издательский дом «Нуруль иршад».



Дни Рождения