Во сколько читается утренний намаз. Учимся правильно делать намаз. Время, когда запрещается читать намаз

08:27 2016

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, Его молим о помощи, у Него просим прощения, к Нему обращаемся с покаянием и к Нему прибегаем от зла наших душ и от наших плохих дел! Кого Аллах наставляет, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Мир и благословение нашему господину пророку Мухаммаду!

Утренний намаз является первым испытанием нового дня, и первым поклонением. Поэтому необходимо достойно пройти это испытание, хорошо начав новый день, чтобы быть подготовленным к другим испытаниям и возможным трудностям. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершит утренний намаз, будет находиться под защитой Аллаха» (Кутубу-Ситта, т.17, стр.541). Верующий, совершивший утренний намаз и начавший свой день находясь под защитой Аллаха, будет защищен от трудностей и проблем, вплоть до следующего утра.

Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир

Утренний намаз настолько важен, что даже сунна утреннего намаза, является самой сильной сунной после намаза-тахаджуд. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не отказывайтесь от совершения сунны утреннего намаза, даже если вас будет преследовать кавалерия»; «Сунна утреннего намаза, ценнее, чем весь этот мир».

Даже в такой ситуации, как преследование врагом, нам повелевается совершать намаз. Так как Аллах Всевышний является хозяином всего, поэтому ничто не способно принести нам вред, после того, как мы выполнили Его повеление.

Умар (радыйаллаху анху) совершал утренний намаз, даже будучи раненым

Сахабы сподвижника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) придавали такое значение намазу, что для них не существовало никаких препятствий для его совершения, будь то война, ранение, или даже смерть. Умар (радыйаллаху анху), который еще при жизни был обрадован Раем, подвергся кровавому покушению. Но несмотря на это, он, истекая кровью, совершил утренний намаз, не допуская даже мысли о том, чтобы оставить его.

Точно также для Сада ибн Раби (радыйаллаху анху) раненного в битве у рва, соорудили шатер в мечети, чтобы он мог совершать в ней намаз, в таком состоянии он и умер.

Однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вместе с сахабами отправился в поход Затур-Рика. Остановившись на привал в одном месте, он назначил в караул на одном из переходов, Аббада ибн Бишра и Аммара ибн Ясира (радыйаллаху анхум). Когда оба этих сподвижника подошли к переходу, то Аммар лег спать, а Аббад приступил к совершению намаза.

Один из идолопоклонников, наблюдавший за ними, увидев совершавшего намаз Аббада, выстрелил в него из лука. Но Аббад рукой вытащил попавшую в него стрелу, и продолжил совершение намаза. Идолопоклонник, увидев, что Аббад продолжает совершать намаз, подумал, что промахнулся, и выстрелил еще раз. А затем выстрелил в третий раз. Так как Аббад продолжал совершать намаз. Спустя некоторое время Аммар проснулся. А идолопоклонник увидев, что их двое, убежал.

Увидев, что его товарищ истекает кровью, Аммар спросил: «Почему ты не разбудил меня, когда в тебя попала стрела?» . Аббад ответил: «Я читал такую суру, которую не хотел прерывать» (Кутубу-Ситта, т.10, стр.199).

Какой же должна быть сила веры, чтобы не замечать попавших в тело стрел!?

В жизни сахабов не было более важного поклонения, чем намаз. Ради этого, они были готовы пожертвовать абсолютно всем, в том числе жизнями и имуществом.

Время утреннего намаза истекает с восходом солнца

Время утреннего намаза очень важно, так же, как время любого другого намаза. К сожалению, некоторые люди не знают времени утреннего намаза, и не придают этому значения, считая, что утренний намаз можно совершать до полудня. Тогда как это является неправильным. Время утреннего намаза наступает с рассветом и заканчивается с восходом солнца.

Значит, утренний намаз необходимо совершать до восхода солнца

После восхода солнца утренний намаз можно совершать только в качестве долга. Некоторые думают так: «Если выполнить утренний намаз после восхода солнца, то обязанность будет выполнена. Хотя за это и не будет вознаграждения». Но подобные мысли не имеют никакого отношения к истине. Поэтому необходимо вставать и совершать утренний намаз до восхода солнца. Если бы это было не так, тогда зачем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и многие поколения мусульман на протяжении веков, в предутренней темноте отправлялись в мечети?

Предрассветный - Фаджр намаз

Одним из пагубных явлений и опасных признаков, которые предвещают наказание, вселяют страх и требуют от нас внимания, обсуждения и изучения путей излечения, является опоздание многих молящихся на рассветный намаз, и совершение его не в установленное время. Возможно, что причиной этого является продолжительное бодрствование и праздное провождение времени. До недавнего времени наши отцы и деды стремились рано ложиться спать и запирали свои дома после вечерней молитвы. Они не излишествовали в еде и просыпались на рассветный намаз бодрыми и энергичными. Поэтому их жизнь была приятной, полной душевного благополучия и здоровья. Они чувствовали прелесть этой жизни. Но с проникновением «современной культуры» пороки разрушили как нашу веру, так и нашу мирскую жизнь. В результате этого наши души наполнились леностью и праздностью, а наши тела ослабли и покрылись жиром. Мусульмане стали пассивны, склоняются к долгому сну и не в состоянии выполнять некоторые простые предписания. Возможно, в течение этой статьи мы найдем причины, которые могут помочь мусульманам вовремя просыпаться на рассветный намаз.

Причинами, способствующими совершению рассветного намаза являются:

1) Человек должен стремиться рано ложиться спать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Навави в комментариях к «ас-Сахиху» имама Муслима. Он сказал: «Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночной или рассветный намаз в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного – прим. пер.), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от порицаемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом».

2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном. Перед сном следует воззвать к Аллаху, сложить ладони и поплевать на них, совершить малое омовение, совершить молитву из двух рак‘атов после малого омовения. Мусульманин должен попросить членов семьи, родителей, близких родственников и соседей, окружающих его, чтобы они разбудили его, а когда проснется, он должен встать быстро без вялости и лености, чтобы не уподобляться лицемерам, которые лениво встают на молитву.

3) Исполнение души верой и стремлением к праведным делам. Живая и пробудившаяся вера побуждает человека, засучив рукава, совершать благие деяния, и стремиться вперед. Дерево веры приносит плоды, когда его поят благочестием. Плодами его являются благонравие и хорошее отношение к людям. Вера увядает и ослабевает в зависимости от силы или слабости праведности человека, а также от внешних факторов, влияющих на душу человека, таких как страсти и т.п. На черствую душу не влияют проповеди и увещания, поэтому мусульманин должен сторониться причин, которые делают сердце человека черствым и грубым, не проявлять излишества в еде и питье, не вести пустые разговоры, не смотреть на порочное и не слушать греховное, а защищать свою душу от вредного влияния нашего окружения.

4) Отдаление от грехов. Мусульманин должен отводить взгляд от того, на что запрещено смотреть, удерживать язык, слух и другие органы и использовать их на пути поклонения Аллаху. Свои глаза следует использовать для чтения Книги Аллаха и ее аятов, для размышления над творениями во вселенной и для чтения научной литературы. Когда одного из праведных предков люди спросили о причине их неспособности совершать ночную молитву, он сказал: «Ваши грехи сковывают вас». Безусловно, что именно грехи являются причиной того, что раб Аллаха не в состоянии подчиняться Его повелениям и ощутить прелесть этого. Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Грехи – это раны, а множество ран приводит к смерти».

5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в рассветном намазе, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее. Усман ибн Аффан рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил коллективный вечерний намаз, тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал коллективный рассветный намаз, тот будто выстаивал на молитве всю ночь» (Муслим и Малик). Ибн Мас‘уд рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о человеке, который проспал рассветный намаз: «Шайтан помочился в его ухо (или в оба его уха)» (аль-Бухари). Имам аль-Куртуби сказал: «Это – подлинная моча. Он мочится, женится и размножается, о сущности чего знает только Аллах» («Фатх аль-Бари» 3/28). Если ты пожелаешь убедиться в истинности этих слов, то посмотри в лицо тех, кто приходит на работу, не совершив рассветный намаз вовремя. Посмотри в их лицо и прибегай к покровительству Аллаха от их деяний и состояния. Каким же может быть состояние человека, в уши которого помочился шайтан?!

6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву. К ним относятся душевные переживания, подавленность, упущение многих как религиозных, так и мирских благ. Он должен стремиться к противоположному. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда каждый из вас засыпает, шайтан завязывает на его затылке три узла и ударяет по каждому узлу, говоря: “Перед тобой долгая ночь… Усни!” Если же человек, проснувшись, вспоминает Всевышнего Аллаха (произнося молитву или зикр – прим. пер.), то развязывается один из узлов. Если он совершает малое омовение, то развязывается второй узел; а если он совершает молитву, то развязываются все узлы, и он становится энергичным и бодрым. Иначе же он просыпается со скверным настроением и ленивым» (аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, Малик). Время, когда заканчивается рассветный намаз, несет добро и благословение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился проводить его в поминании Аллаха до восхода солнца, а затем совершал молитву из двух рак‘атов. Наши праведные предки также стремились придерживаться этой сунны. Одним из них является шейх-уль-ислам Ибн Теймийя. Его ученик Ибн аль-Каййим рассказывал, что он (Ахмад Ибн Теймийя – прим. пер.) после рассветного намаза сидел и поминал Аллаха. Он говорил: «Есть в мирской жизни рай, и кто не войдет в него, тот не попадет в рай в будущей жизни». Это значит, что поклоняющийся Аллаху раб открывает для себя прелести и наслаждения тайного общения с Аллахом, с которым не сравнимо ни одно удовольствие мирской жизни. Он также говорил: «Это – мой завтрак, и если я не позавтракаю, то мои силы иссякнут» («аль-Вабиль ас-Сайб» 35). » («аль-Вабиль ас-Сайб» 35). Время после рассветной молитвы целиком является благим и благословенным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к Аллаху с просьбой сделать это время благословенным для его общины, сказав: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Поэтому ремесленники, труженики и торговцы стремятся использовать это благоприятное время, его благо и благословение.

Имам ат-Тирмизи передал хадис Сахра аль-Гамиди о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Он сказал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял боевые роты и армии в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло («Сахих Сунан ат-Тирмизи» 2/4). Кто же проводит это драгоценное время во сне до восхода солнца, тот лишает себя благословения этого времени. Что же касается пользы, которую человек может извлечь для своего здоровья при раннем вставании, то она связана с высокой концентрацией газа озона в воздухе на рассвете. Постепенно его количество уменьшается, и он исчезает к восходу солнца. Этот газ оказывает благоприятное воздействие на нервную систему и активизирует мыслительную и физическую деятельность. Когда человек вдыхает приятный предрассветный ветерок, называемый «ветром молодости», он ощущает прелесть и наслаждение, которых не возможно испытать в другие часы дня или ночи (из книги «О медицине в Благородном Коране» шейха Абд аль-Хамида Дийаба).

7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров. Совершение рассветного намаза является свидетельством сильной веры и отсутствия лицемерия, потому что вставание в столь ранний час трудно для человека. И поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми трудными для лицемеров являются вечерний и рассветный намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком» (аль-Бухари и Муслим). Славный сподвижник пророка Абдуллах ибн Мас‘уд поклялся и сказал: «В наше время на нем (на коллективном намазе – прим. пер.) не присутствовали только явные лицемеры» (Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ибн Умар сказал: «Если мы не встречали кого-то на рассветном намазе, то начинали плохо думать о нем» (аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Хузейма в книге «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 169). Если ты хочешь взвесить веру человека и оценить его верность, то взгляни на его отношение к рассветному намазу, которое является показателем веры. Если он не присутствует на утреннем намазе, то это свидетельствует о недостаточности его веры, черствости его сердца и подчинении его своим страстям и желаниям. Если же он присутствует на рассветном намазе, то мы можем свидетельствовать о его вере, потому что это является критерием верности веры раба, ибо он одержал величайшую победу – победу над своей душой и над наслаждениями сна и мягкой постели. Как могут опаздывающие на молитву наслаждаться сном в то время, как люди читают Священный Коран в мечетях на рассвете и отдыхают в цветущем саду, слушая прекрасные слова Аллаха. Поистине, кто предпочитает удовольствие, испытываемое в постели, прелести тайного общения с Аллахом, тот находится в убытке и лишен великого блага. В этом состоят некоторые причины, способствующие своевременному вставанию на рассветный намаз.

Намаз является вторым столпом религии, без которого вера человека не может считаться истинной. Именно намаз является первым, за что будет спрошен человек в Судный День, и последним наставлением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед смертью.

Всевышний Аллах обязал нас совершать намаз в установленное время, сказав: «Поистине, молитва для верующих предписана в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Искупление за опоздание на намаз полагается только в трех случаях:

если человек проспал;

если он находился без сознания;

если он забыл про молитву.

В этих случаях человек должен совершить намаз, когда проснется либо вспомнит про него. В остальных случаях намаз считается пропущенным без уважительной причины. От этого предостерегал нас посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Основы Ислама будут разрушаться по одному, и как только разрушится одна их них, люди цепко возьмутся за следующую. Первой разрушится власть, а последней – молитва» (Ибн Хиббан). Поэтому тот, кто проявляет небрежность к намазу, разрушает свою веру и религию целиком. Всевышний Аллах сказал: «И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями – они встретят погибель» (Марьям, 59).

Мусульмане, которые допускают подобное отношение к намазу, никогда не ограничиваются этим. Их вера настолько слаба, что они впадают во многие грехи и смотрят на них как на муху. Истину изрек Всевышний Аллах, который сказал: «Поистине, молитва удерживает от мерзости и предосудительного» (аль-Анкабут, 45).

Когда же этот щит, оберегающий верующего, ломается, человек становится не в состоянии устоять перед искушением, которое обступает его со всех сторон. В результате этого разрушаются устои единобожия, и человек может впасть в один из видов лицемерия.

Поэтому небрежное отношение к намазу является чертой лицемеров, о которых Всевышний сказал: «Горе же молящимся, которые к молитве своей небрежны, которые лицемерят…» (аль-Ма‘ун, 4-6). Для них Аллах уготовил долину в аду, в которой они будут вкушать наказание.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет соблюдать намаз, тот в День воскресения получит свет, ясное доказательство и спасение, а кто не будет соблюдать ее, тот не получит ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. В День воскресения он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеййем ибн Халафом» (Ахмад; ат-Табарани и Ибн Хиббан; иснад хадиса очень хороший).

Отказавшийся от совершения намаза в День Страшного Суда будет собран перед Всемогущим Аллахом рядом с вождями неверия. Ибн аль-Каййим сказал: «Человек не соблюдает молитву либо из-за озабоченности делами своего богатства и своих владений, либо из-за занятостью правлением, либо из-за торговли. Тот, кого оторвало от молитвы богатство, будет вместе с Каруном. Тот, кого оторвало от молитвы его царство, будет вместе с Фараоном. Тот, кого оторвало от молитвы правление, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от молитвы торговля, будет вместе с Убеййем ибн Халафом». Упаси нас Аллах от этого!

Всевышний Аллах сказал: «Овладел ими шайтан и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они – партия шайтана. О, поистине, партия шайтана – потерпевшие убыток!» (аль-Муджадила, 19).

Кто же относится к тем несчастным, которыми овладел шайтан? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если три человека в селении или пустыне не совершают молитву вместе, то ими непременно овладел шайтан» (Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким; достоверный хадис). Поэтому даже тот, кто отказывается от совершения коллективного намаза, относится к партии шайтана, которую постигнет мучительное наказание. Что же тогда говорить о том, кто вообще не совершает рассветный намаз, который является фундаментом исламской религии? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершал молитву до восхода и до заката солнца, тот не войдет в Огонь» (Муслим). Что же может быть большим признаком благого конца верующего, чем соблюдение рассветного намаза вовремя? И что может быть большим свидетельством против человека, чем небрежность, проявленная к ней?

Это – прямой путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и обязанностью каждого мусульманина является верное соблюдение его наставлений. Всевышний повелел Своему пророку: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи…» (Аль ‘Имран, 31). Поэтому, кто отворачивается от истинной религии, тот встает на путь заблуждения и заслуживает наказания Господа. Аллах отрицает совершенство его веры и его любовь к Всевышнему Творцу. Как же скверно то, что приобретают эти невежды в этом мире, и как скверен их конец!

Да наставит нас Аллах на путь посланника Аллаха и защитит от козней шайтана и врагов истины! Да укрепит Он нас в вере и сохранит нашу молитву! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Дня воскресения!

Абдуллах ибн Абд ар-Рахман аль-Джибрин, Эльмир Кулиев

Совершение намаза – один из обязательных столпов исламской религии. Его должен выполнять каждый истинно верующий. Молитва освобождает разум, успокаивает душу и очищает сознание. Намаз – это пятикратная молитва, которая помогает мусульманам обращаться к Господу и справляться с трудными ситуациями. Но чтобы правильно читать намаз, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять намазы в определённое время дня и ночи.

Время и названия намазов

Каждый намаз включает в себя несколько ракаатов, последовательностей действий. Они состоят из чтения определённых сур Корана в положении стоя и двух видов поклонов: в пояс и в землю.

  • Утренний намаз называется Фаджр и состоит из 2 ракаатов. Исполняется с момента, как только появились первые признаки рассвета, и до окончательного восхода солнца. Намаз прекращается, как только солнце полностью выходит из-за линии горизонта.
  • Обеденный – Зухр – 4 ракаата. Начинается через пару минут после полудня.
  • Послеполуденный – Аср – 4 ракаата. Совершается за несколько часов до заката. Принципиально необходимо закончить молиться до того, как солнце станет теряться за линией горизонта.
  • Вечерний – Магриб – 3 ракаата. Выполняется сразу после того, как солнце зашло, но ещё до того, пока не исчезло вечернее зарево.
  • Ночной – Иша – 4 ракаата. Делается поздним вечером. Время на молитву – до самого рассвета. Однако лучше не затягивать и совершить намаз вовремя.

Кроме основных действий, существуют желательные намазы, за выполнение которых Аллах вознаградит верующих. Новичкам, конечно, для начала достаточно выучить основную часть ритуала и привыкнуть к регулярному графику пятикратной молитвы. Но после того, как это войдёт в привычку, желательно добавить и остальные суннат-намазы.

Подготовка к намазу

Перед тем, как начать совершение намаза, нужно:

  • Очистить тело: сделать малое омовение, вуду. При надобности верующий должен сделать гусль.
  • Облачиться в чистую и опрятную одежду: женщины-мусульманки должны прикрыть аурат, но они могут не прикрывать своё лицо, ступни ног и кисти рук. При этом волосы должны быть спрятаны под одежду. Мужчинам же нет необходимости покрывать голову.
  • Соблюсти время проведения того или иного намаза.
  • Повернуться по направлению к кыбле, святыне Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, Мекка.
  • Постелить молитвенный коврик, чистое полотенце или простыню.
  • Встать в позу. Женщины должны встать прямо, ноги находятся вместе, а руки – вдоль туловища. Мужчины должны поставить ноги на ширине плеч, свободно опустить руки, а взгляд направить вниз перед собой.
  • Мысленно высказать намерение в сердце читать намаз. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подходить к намерению совершать намаз для довольства Всевышнего Господа.

Как только все вышеперечисленные пункты выполнены, верующий может приступать к намазу.

Как правильно читать намаз

Если намерение произносится про себя, то всё остальное – вступительный такбир, дуа, суры Корана, проговаривается вслух. Необязательно в полный голос, возможно шёпотом, ведь не всегда обстановка располагает к полному единению.

  1. Из позы, в которой Вы стоите, поднимите ладони рук к плечам и проговорите вслух выражение «Аллаху Акбар!». Это и будет являться вступительным такбиром. Следите за ауратом: рукава не должны спуститься. Иначе намаз не будет совершён.
  2. Сложите руки крест-накрест на уровне грудной клетки. Правую ладонь положите сверху. Прочтите суру Аль-Фатиха.
  3. Поклонитесь в пояс. Помните, мужчины должны кланяться ниже, чем женщины, а смотреть необходимо вниз, на свои ступни. Положите руки на колени, но не обхватывайте их.
  4. Вернитесь в исходную позу.
  5. Сделайте земной поклон и произнесите одновременно фразу «Аллаху Акбар». Для этого опуститесь на колени, затем обопритесь на ладони и локти и коснитесь земли носом и лбом. При этом упритесь пальцами ног в землю.
  6. С теми же словами перейдите в сидячее положение и проговорите фразу «Субханаллах».
  7. Снова сделайте земной поклон и одновременно произнесите фразу «Аллаху Акбар».
  8. Вернитесь в исходной положение для того, чтобы сделать второй ракаат.
  1. Начните, как и в самом начале, с прочтения суру Аль-Фахита. Можете выбрать слова зикра, прочитать какую-либо небольшую суру.
  2. Теперь совершите поклон в пояс и в землю, как это было при первом ракаате.
  3. Присядьте на ноги так, чтобы ладони были на коленях, а обе ноги развёрнуты в правую сторону. Таким образом Вы сядете не на ноги, а на пол. В этом позе произнесите дуа Аттахийят. После, если Вы совершаете намаз фаджр, проговорите окончание молитвы.

Если Вы читаете намаз, который состоит из трёх, четырёх ракаатов, то после дуа поменяйте позу: поднимитесь, встаньте прямо и сделайте следующие ракааты. Затем мусульмане могут обратиться к Всевышнему Аллаху в свободной форме на любом языке с мольбами и просьбами о личном. Господь обязательно услышит Вас после молитвы и поможет.

Время утреннего намаза начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых - сунна и два - фард. Сначала исполняется 2 ракаата сунна, потом 2 ракаата - фард.

Сунна утреннего намаза

Первый ракаат

"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата сунны утреннего (Фаджр или Субх) намаза" . (рис. 1)

"Аллаху акбар"

Затем и (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

После говорите "Аллаху акбар" , исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана. (рис. 5)

Произнесите приветствие: с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

На этом намаз завершен.

Затем читаем два рака‘ата фарда. Фард утреннего намаза. В принципе фард и сунна намаз друг от друга ни чем не отличается, меняется только намерение что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тем кто стал имамов в намазе нужно читать в слух суры и такбиры "Аллаху акбар" .

Фард утреннего намаза

Фард утреннего намаза в принципе ни чем не отличается от сунны намаза, меняется только намерение, что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тех кто стал имамом в намазе нужно читать суру аль-Фатиха и короткую суру, такбиры "Аллаху акбар" , некоторые зикры вслух.

Первый ракаат

Стоя, делаете намерение (ният) совершить намаз:"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата утреннего (Фаджр или Субх) фард намаз" . (рис. 1)

Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар" , затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (женщины ставят руки на уровне груди). (рис. 2)

Стоя в таком положении читайте ду`а Сана "Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь" , затем "Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим" и "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" после читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Кяусар "Инна а"тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар" "Амин" произносится про себя)(рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас "Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад" (Суру аль-Фатиха и короткую суру имам, а так же мужчины читают вслух, "Амин" произносится про себя) (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам, а так же мужчины читают вслух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)

После говорите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

И снова словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана "Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар" . (рис. 5)

Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" (имам, а так же мужчины читают вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

Поднимаете руку для совершения ду"а "Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам" На этом намаз завершен.

Промежуток времени в течении которого человек должен успеть совершить утренний намаз — это время от начала расвета до начала восхода солнца. Длится оно примерно полтора часа. Во время восхода солнца (если оно уже начало подниматься за горизонтом) намаз нельзя читать. Если во время чтения намаза начнется восход солнца, то намаз портится.

Утренняя молитва состоит из двух намазов (сунна и фард) которые состоят из двух ракаатов. Сначала совершается намаз сунна, затем фард утреннего намаза.

Условия намаза таковы — человек должен быть в состоянии ритуального омовения, должна наступить время намаза, необходимо надеть соответствующую чистую одежду, (место чтения намаза тоже должно быть чистым), встать в сторону киблы и др.

Сунна намаз и фард утренней молитвы совершаются одинаково (за исключением того что мужчины в фард намазе такбиры и Коран читают вслух а в сунне про себя). Приведем пример чтения двух ракаатного намаза. В наглядной инструкции к намазу добавлены и аудиозаписи, не забываем их прослушиватьчтобы правильно произнести молитвы.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ УТРЕННИЙ НАМАЗ

1) Намерение (Ният)

Перед началом намаза первым делом нужно стать направившись в сторону киблы и мысленно произнести ният (намерение). Намерение делается чтобы не спутаться и конкретно определиться в том какой намаз совершается.

Намерение делается так, например перед сунной:

«Я намереваюсь совершить два ракаата сунны утреннего намаза» .

А перед фардом соответственно:

«Я намереваюсь совершить два ракаата фарда утреннего намаза»

(можно своими словами как вам удобно)

2) Произнесение Такбира

Сделав намерение приступаем к совершению намаза. Намаз начинается с такбира (такбир — произнесение слов «Аллаху Акбар»). Одновременно с произнесением такбира поднимаем руки на уровне плеч как на рисунке ниже. После данного действия намаз начинается и нельзя без уважительной причины прерываться от молитвы.

3) Кыям (стояние)

После произнесения такбира необходимо сложить руки на груди (как на рисунке ниже — правая ладонь ставится на левую руку) и приступить к чтению дуа «Сана»:

Cубханака Аллахумма уа бихамдика,

уа табаракасмука,

уа та’аля джаддука,

Аʼузу билляхи минаш-шайтанир-раджим,

бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

4) Чтение Корана (кыраат)

Далее читается сура «Аль-Фатиха» и еще одна любая короткая сура из Корана (мы для примера привели суру «аль-Каусар»). По окончании суры «Аль-Фатиха» следует произнести «Амин»(«Амин» произносится тихо ).

Сура «Аль-Фатиха»

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Каусар»

Инна а’тойнакаль-каусар

Фасолли ли роббика уанхар

Инна шаниака хуаль-абтар

5) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон (смотрите рисунок). Женщины в отличии от мужчин сильно не нагибаются.

Находясь в руку, желательно три раза про себя произнести восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

6) Выпрямление

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

7) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар»

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

8) Сидение между земными поклонами

«Аллаху Акбар»,

9)Вторая саджда (земной поклон)

В намазе земной поклон всегда совершается два раза. Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» и совершаем земной поклон. Второй поклон выполняется точно так же как первый произносим также 3 раза:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

И с такбиром «Аллаху Акбар» встаем на ноги, начинается следующий ракаат намаза.

Обратите внимание после выполнения всех этих действий завершается один ракаат намаза и далее идет уже как повтор прежних действий (ракаат — это как совокупность определенных действий молящегося)

10) Второй ракаат. Стояние (кыям)

Следующий ракаат намаза начинается с кыяма (стояние). Вернувшись в положение кыяма, следует прочитать: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим

11) Чтение Корана (кыраат)

Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Ихляс»

Куль хуаллаху ахад

Аллаху-с-сомад
Лям ялид ва лям юляд

Ва лям якуль-ляху куфуан ахад

12) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон также три раза про себя произносим восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

13) Выпрямление

Выпрямляясь после поясного поклона, необходимо произнести:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

Выпрямившись, следует произнести:

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

14) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» , и опускаемся в земной поклон.

В данном положении желательно три раза тихо не спеша произнести слова восхваления Аллаха:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

15) Сидение между земными поклонами

После первого земного поклона произнося: «Аллаху Акбар», сядьте на левое бедро, сложив обе ноги справа и разместив левую ногу на голени правой.

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». Можно произнести (необязательно): «Робби гфир ли, робби гфир ли» .

Почти все намазы: будь то фарды, ваджибы, суннаты или нафль-намазы – состоят из одних и тех же действий и читаются одинаково.

Намаз делится на периоды, которые называются ракаатами. Ракаат – это строго определенная последовательность действий и слов. Начинается ракаат со стояния (кыям), во время которого читается что-то из Корана, затем следует поясной поклон (руку), после которого, выпрямляясь, молящийся возвращается в вертикальное положение, из которого переходит в земной поклон (саджда), который совершается два раза. Каждый второй ракаат завершается сидением (каʼда) для чтения ташаххуда. Все это мы подробно рассмотрим дальше.

Намазы характеризуются прежде всего по числу ракаатов. Так, мы сказали, что утренний намаз (фаджр) состоит из двух ракаатов, обеденный (зухр) – из четырех, вечерний (магриб) – из трех и т. д.

Порядок совершения намаза по ханафитскому мазхабу

Для каждого мусульманина является фардом совершение намаза пять раз в день. Это утренний - фаджр , полуденный - зухр , послеполуденный - аср , вечерний - магриб и ночной - иша намазы. К совершению намаза следует приступать с чистым телом, в чистой одежде, на чистом месте, обратившись лицом к кибле - в сторону Священной Каъбы. Намаз совершается в следующем порядке:

Намаз фаджр

Намаз фаджр состоит из двух ракъатов намаза сунна и двух ракъатов фард-намаза - всего четыре ракъата.

Сунна-намаз в два ракъата совершается следующим образом:

1. Обратившись в сторону Каъбы вознамерившийся про себя произносит: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата сунна-намаза фаджр обратившись к кибле - искренне ради Аллаха”;

2. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) - الله أكبر “Аллаху акбар” (Аллах Велик), которым начинается совершение намаза. При этом мужчины, обратив открытые ладони рук к кибле, касаются большими пальцами мочек ушей. Женщины в этом случае поднимают руки до уровня плеч. Как у мужчин, так и у женщин, при поднятии рук с произнесением такбирул ихрама пальцы рук держатся немного растопыренными, ладони обращенными в сторону киблы;

3. Руки складываются.

Мужчины кладут правую ладонь поверх левого запястья. При этом, большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой руки, образовывая при этом “замок”. Остальные три средних пальца плотно ложатся на левую руку. В таком положении замкнутые руки свободно опускаются на уровень чуть ниже пупка. Женщины, положив правую руку поверх левого предплечья, держат их на уровне груди.

Это состояние называется кийам. В кийаме - положении стоя, направив взор на место совершения саджды, совершающий намаз поочередно читает:

Молитва Сана:

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук» . (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя.)

Вслед за этой молитвой для кираата сур произносится :

بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ أعوذ بالله من الشيطان الرجيم “Аъуузу биллахи минашшайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим” (Прибегаю к защите Аллаха от побиваемого камнями шайтана,Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего.) .

Дуа «Субханака » и данная формула защиты произносятся только в первом ракаате. в ханафитском мазхабе слова «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» произносятся про себя, даже если молитва читается вслух.

Затем читается сура «Фатиха»:

الْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ Aр-Рахманир-Рахим

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Mалики яумид-дин

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ Ихдинас-сыратоль-мустакым

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

(Амин – произносится тихо)

Значение: “ Хвала Аллаху, Господу миров,Милостивому, Милующему,Властителю Судного дня.Тебе одному мы поклоняемся и к Тебе одному взываем о помощи.Наставь нас на путь праведный –Путь тех, кого Ты одарил Своими благами,А не тех, кто навлекна себя Твой гнев,и не тех, кто впал в заблуждение.”

Следом за сурой «Аль-Фатиха» читается другая сура или аяты Корана. Произносить «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» перед ними не нужно.

Минимальное количество аятов Корана, которое нужно прочитать после суры «Аль-Фатиха», – три коротких аята или один длинный.

В качестве короткой-суры начинающие могут читать одну из следующих малых сур:

Сура «Кавсар»: “Иннаа аътойнакал кавсар. Фасолли лироббика ванхар. Инна шаниака хувал абтар” .

Значение: “Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай! Поистине, ненавистник твой – он сам куцый”.

Сура «Ихлас»: “Кул хуваллаху ахад. Аллахус сомад. Лам йалид ва лам йулад. Ва лам йакуллаху куфуван ахад” .

Значение: «Скажи: «Он – Аллах, Един, Аллах – Сомад. Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура «Фалак»: “Кул аъуузу бироббил фалак. Мин шарри ма холак. Ва мин шарри госикин иза вакаб. Ва мин шаррин наффасаати фил ъукад. Ва мин шарри хасидин иза хасад” .

Значение: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, и от зла темной ночи, когда она наступила, и от зла дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидовал!”»

Сура «Наас»: “Кул аъуузу бирроббин наас. Маликин наас. Илахин наас. Мин шаррил васвасил ханнаас. Аллазии йувасвису фии судурин наас. Минал жиннати ван наас” .

Значение: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего, который наущает в груди людей, [который] из джинов и людей!»

4. После окончания короткой-суры произносится “Аллаху акбар” и совершается поясной поклон - рукуъ. Мужчины поклоняются не сгибая локтей и колен, крепко обхватив при этом растопыренными пальцами рук коленные чашки. Голова и спина мужчин должны находиться на одном уровне по горизонтали.

В отличие от мужчин, женщины наклоняются при совершении рукуъ несколько меньше. В рукуъ женщины слегка сгибают колени и держатся за колени, не растопыривая пальцы рук, как то делают мужчины.

В положении рукуъ, в состоянии душевного покоя три раза произносится سبحان ربي العظيم “Субхана Роббийал Азим” (Великий мой Господь не имеет недостатков)

5. Из состояния рукуъ выпрамляются произнося одновременно

سمع الله لمن حميده “Самиъаллаху лиман хамидах” (Аллах слышит того, кто Его восхваляет)

Выпрямленное положение тела называется кавма

Находясь в кавме, произносится “Роббана лакал хамд” (О наш Господь! Тебе слава!) , и совершающий намаз малость остается в этом положении, в состоянии душевного покоя.

6. Далее, произнося начинается выполнение саджды, касаясь земли сначала коленями, затем ладонями, далее носом и лбом в конце. При совершении саджды пальцы ног находятся в направленном (разогнутом) в сторону киблы положении и не отрываются от земли. Мужчины не касаются локтями земли и своих обоих боков, по мере возможности направляют все части тела (конечности) в сторону киблы.

Женщины в саджде кладут локти на землю.

При саджде, когда лоб и нос касаются земли, в состоянии душевного покоя три раза произносится سبحان ربي العلى “Субхана Роббийал Аъла” (Мой Всевышний Господь не имеет недостатков)

7. Затем произнеся الله أكبر “Аллаху акбар” (Аллах Велик), и выпрямившись от саджды, совершающий намаз некоторое время сидит на корточках.В этом пололожении руки, в том числе и пальцы рук находятся на ногах произвольно. При этом кончики пальцев рук должны быть на уровне сгиба колен - не должны свисать с колен или не достигать этого сгиба. В этом положении сидя, в состоянии душевного покоя два раза произносится ربي اغفر لي “ Робби гфирли” (О мой Господь! Прости меня!)

Совершение второго земного поклона без полноценного выпрямления – лишь чуть приподняв голову – недопустимо!

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах».

Можно произнести:

В этом положении мужчины сидят на «подстиланной» левой ноге, а пальцы правой ноги остаются как при саджде -направленными (разогнутыми) в сторону киблы.Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо.

8. Произнеся “Аллаху акбар” совершается вторая саджда. В положении саджды вновь будучи в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” . На этом завершается первый ракъат намаза.

9. Затем, произнеся “Аллаху акбар” , совершающий намаз поднимается с саджды, но не садится, а ни на что не опираясь, встает в положение кийам для соверешения второго ракъата.

10. В положении кийам, начиная уже только с “Бисмиллахир Рахманир Рахим” , читается сура «Фатиха», вслед за ней читается любая короткая-сура. При этом короткие-суры, прочтенные в каждом последующем ракъате должны быть не длинее предыдущей и ниже порядковым номером по своему расположению в Куръане.

11. Произнеся “Аллаху акбар” совершается рукуъ. В этом положении с покоем в душе три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” .

12. Произнеся “Самиъаллаху лиман хамидах” , принимается ровное положение стоя), и произносится “Роббана лакал хамд” и малость выдерживается это положение стоя.

13. С произнесением “Аллаху акбар” , совершается саджда точно также как и в первом ракъате. В этом положении со спокойствием в душе три раза произносится “Субхана Раббийал Аъла” .

14. Со словами “Аллаху акбар” совершающий намаз поднимается с саджды и, выпрямившись, малость сидит на пятках. В этом положении, в состоянии душевного покоя он два раза произносит “ Робби гфирли ” .

15. Произнеся “Аллаху акбар” , совершается вторая саджда. В положение саджды в состоянии душевного покоя трижды произносится “Субхана Роббийал Аъла” .

16. Затем человек подниматся с саджды, сопровождая это движение словами такбира “Аллаху акбар” и садится на пятки. Это положение называется каъда. В положении каъда руки и пальцы лежат на согнутых в коленях ногах произвольно. При этом кончики пальцев должны быть на уровне сгиба колен, не должны свисать с колен и не должны не достигать этого сгиба.

В этом положении мужчины сидят на левой ноге (пятке), а ступню правой ноги держат перпендикулярно к земле так, что пальцы этой ноги при этом держатся разогнутыми параллельно земле и направлены в сторону киблы.

Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо. При этом взгляд совершающего намаз направляется на область груди, преимущественно на ту часть, где находится сердце. В данном положении читается дуа ташаххуд:

Молитва Ташаххуд (Аттахийяту):

التحيات لله والصلوات و الطيبات،
السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته،
السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين،
أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

«Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат,Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух, Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин,Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх» .

(Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение.Мир нам и истинным слугам Аллаха.Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник.)

Затем читается салават:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد

كما صليت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم.

وبارك على محمد وعلى آل محمد

كما باركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم،

في العالمين إنك حميد مجيد

Салават: «Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа али Мухаммад, кама соллайта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид. Аллахумма барик ала Мухаммадив ва ала али Мухаммад, кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид» .

(О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как Ты послал их Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!)

Затем возносится одна из молитв, о которых упоминается в хадисах:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً

وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً

وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

(О наш Господь! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от наказания в Аду!)

17. Повернув голову сначала враво произносится приветствие , затем повернув голову влево, также произносится “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” , тем самым намаз завершается. При поворачивании головы в стороны для приветствий взор опускается на правое или левое плечо так, что если посмотреть краем глаз (периферическим взглядом) поверх плеча, то можно увидеть два ряда позади себя. При поворачивании головы с одной стороны в другую взгляд не поднимается выше области груди

В таком же порядке совершается два ракъата фард-намаза фаджр.



Дни Рождения