Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма. §2. Философские основания педагогики

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Прагматизм . Он возник в конце XIX в. как реакция на фи­лософию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «фи­лософию действия». Исследуя соотношение знания, веры и дей­ствия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно нахо­дится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по кото­рому необходимо действовать согласно установкам общей разум­ности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возмож­ность объективного познания. Цель познания Пирс сформулиро­вал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позити­визм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокрити­цизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание - это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

К 20-м годам XXв. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии - дать логический анализ таких предложений.

Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, - отвечающие правилам логики и математики, и вторые, - фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние - метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности - в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения - это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2x2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза крас­на». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к раз­ряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бес­смысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

В 60-х годах XXв. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер (1902-1988), отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение явля­ется научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Теорию нельзя обосновать ссылкой на опыт, поскольку последний всегда огра­ничен, но опытом ее можно фальсифицировать.

Фальсифицируемость - это демаркационный критерий науки и метафизики. Эта концепция Поппера заложила основы критического рационализ­ма - нового направления в эпистемологии, в котором на первый план выступает проблема рациональности: существует ли единый стандарт научности, рациональности и в чем состоит его обосно­вание?

Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б. Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.

Развитие экзистенциализма связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева в России, М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.П. Сартра и А. Камю во Франции для философского стиля мышления экзистенциализма, час­то использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуа­лизма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному, однако реальностью стала потеря Бога. Правда, и здесь Ясперс на­талкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то ком­муникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, на­носит вред («С кем поведешься - от того и наберешься»).

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред­ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по­следовательной атеистической позиции».

Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут­ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бы­тию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета­физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свобо­ду, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе, им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Русская философия XXв. разделила судьбу русского наро­да и его культуры. Испытав несомненный взлет в начале века, она после революции 1917 г. постепенно утратила национальное своеобразие своих сущностных характеристик, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию, чем она очень гордилась. Идеалистическими направлениями русской философииXX в. культивировались не политические, а нравственные или рели­гиозные пути спасения России. Эта направленность русской фи­лософской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были далеки от схоластицизма и абстрактных схем, были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, т.е. тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней не отражает бытие, как, например, в английском эмпиризме, не тождественен бытию, как в немецком панлогизме, а выступает как факт внутри бытия. Онтологизм означает не просто примат реальности над «чистым соз­нанием», но означает включенность познавательного процесса в жизнь субъекта в мире. В результате бытие превращается в событие, или в «житие». Другими словами, русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, проти­востоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, прав­да, не означало, что в русской философии этого периода не раз­рабатывались так называемые метафизические проблемы онтоло­гии, методологии, гносеологии.

В XXвв. в русской философии больше, чем раньше, обна­руживается тяга к синтезу знания, к обретению подлинно «цель­ного знания», объединяющего в себе философию, науку и религию.

В конце XIXв. промышленное производство развивалось настолько бурно, что порой доходило до самоотрицания, а авто­матизация производства приводила к механизации духа. В этой ситуации наиболее прозорливые и совестливые русские мыслите­ли предупреждали: «Человека забыли!» (А.П. Чехов).

Годы первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих со стороны победивших большевиков постепенно снизили потенциал этого развития, сведя его на нет, хотя о полном пре­кращении существования русской философии говорить нельзя поскольку даже после 1917 г. выходили философские журналы и книги отдельных философов-идеалистов. Однако судьба русской философии была предопределена. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: П.Б. Струве (1917), П.И. Новгородцев (1917), Л.И. Петражицкий (1918), П.Н. Милюков (1920), Л. Шестов (1920), В. Иванов (1924), Г.П. Федотов (1925) и др. А в 1922 г.

По инициативе В.И. Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Вы­сылка шла различными путями, железной дорогой - через Прибалтику и морем - из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Б.В. Лковенко, { ф.А. Степун, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (П. Фло­ренский, А. Лосев, Г. Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIXв. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в рус­ской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем ирра­циональных начал. Неудивительно, что именно русская филосо­фия еще в началеXXв. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования - экзистенциализ­ма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым эк­зистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) - один из самых загадоч­ных, неповторимых («одиноких») мыслителей.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности смысл знания ценности образующие жизненный мир личности. Сартра 1905-1980 является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей с которым однако человек настолько неразрывно связан что его следует определить как бытиевмире. Что же касается сознания то его Сартр определяет как бытие для себя. Мир вещей можно определить как бытиевсебе.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 2. Экзистенциализм и Неотомизм.

Надо еще найти: Экзистенциализм (Ясперс) и Неотомизм (Маритен)

Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности.

Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование.

Философская концепция Ж.-П. Сартра

Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно связан, что его следует определить как бытие-в-мире.

Что же касается сознания, то его Сартр определяет как бытие для себя. Сознание спонтанно, активно, мир вещей инертен. Мир вещей можно определить как бытие-в-себе. Согласно Сартру, ни одна характеристика для-себя не может быть характеристикой в-себе. По этой логике, если сознание изменчиво и активно, то вещи, являющиеся объектами сознания («феноменами»), должны быть инертны и неподвижны; если сознание внутренне противоречиво, то вещи должны быть чистой позитивностью, абсолютным тождеством с собою.

О мире вещей можно сказать лишь следующее: бытие есть. Бытие есть в себе. Бытие есть то, что оно есть. Сказать что-либо о развитии мира, изменяющихся состояниях мы не можем. Мы улавливаем лишь настоящий, застывший миг.

Человек объявляется Сартром носителем абсолютной свободы.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и «для человека нет алиби».

А. Камю

Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами.

Первая из них – смысл жизни. Основная философская работа Камю «Миф о Сизифе» открывается словами: «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями – приходит потом.

Для Камю речь идет о том, является ли жизнь просто биологической данностью или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность. Многочисленные фактические проявления подобных отношений приобретают у Камю характер универсальности.

Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда».

Г. Марсель

Г. Марсель (1889-1973) относился к числу иррационалистов, поэтому он провозгласил разрыв не только с материализмом. Свое учение он характеризует как наиболее напряженное усилие порвать со всяким идеализмом, каким бы он ни был.

Духовное начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя. Да и не в этом видит он задачу философии.

Ее главным смыслом должен стать поиск ответа на вопрос «кто я есть?»

Марсель приходит к выводу, что личность человека не тождественна его индивидуальному бытию: каждый человек выходит за его пределы и особым образом существует во всех тех представлениях, которые имеют о нем окружающие. Это существование именуется интерсубъективностью. Оно, по мнению Марселя, является истинным определением личности.

Понятие интерсубъективности играет ведущую роль в рассуждениях Марселя. На этом понятии, как он считает, строятся духовно-личностные отношения, к сожалению, подавляемые в современном обществе. Интерсубъективность позволяет воспринимать другого человека не как чуждого, а как близкого.

В работах немецкого философа Мартина Хайдеггера (1889-1976) экзистенциализм окончательно оформился как философское учение.

В сочинении "Бытие и время" М. Хайдеггер ставит вопрос о смысле бытия, существенной характеристикой которого выступает время. Основу человеческого существования составляет его конечность, временность; поэтому понимание времени есть понимание бытия.

Причину "неподлинного" понимания бытия Хайдеггер видит в абсолютизации одного из моментов времени — настоящего (вульгарное время). Настоящее — это обреченность вещая, а вещи заслоняют человека от его экзистенции и он становится вещью наряду с другими. Сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, ибо он осознает свою конечность, направленность к смерти.

Другой важный принцип позитивизма - принцип терпимости, который понимается (Рудольфом Карнапом) как право выбирать любую логическую систему, причем эта система должна отвечать не содержательным, а формальным критериям. Она должна опираться на систему аксиом, подчиняющуюся трем главным критериям:

1. Полнота.

2. Несводимость,

3. Непротиворечивость.

Образцом послужили основания математики. Геометрия, например, строится также.

В результате получается все та же картина. Наука выступает как языковая система. Таким образом, выводы науки превращаются в некое соглашение. Другой момент - истина оказывается зависимой от системы аксиом, логики, конвенции (соглашения).

Таким образом, неопозитивизм открывает дорогу использованию различных видов логик. Конечно, неопозитивизм все-таки не склоняется к безбрежному конвенциализму. Он выдвигает некоторые критерии для выбора. Казимир Айдукевич утверждал, что во всех науках результатом произвольного выбора являются дефиниции отдельных понятий. Более умеренные говорили, что надо выбирать системы, к которым склоняются ученые нашего научного круга. Это скользкий критерий. Конвенция исходит из психологии ученых данной группы. Определяется повседневными привычками. Природой. Конвенции должны приносить интеллектуальное наслаждение. Хорошая научная теория красива. Аксиомы должны формулировать законы природы как функциональные зависимости в наиболее простой форме. Иначе говоря, вопреки общей линии на исключение ценностей из науки, в данном случае принцип терпимости с заднего крыльца вводит ценностный момент.

У всех этих принципов есть уязвимые места. Эти слабости широко использовались противниками позитивизма. В рамках самого позитивизма проявляется тенденция корректировки принципов, идущих от венского кружка.

Наиболее интересная корректировка - критический рационализм (Карл Реймунд Поппер) (1902, Вена - 1994, Лондон). Поппер один из авторов принципа верифицируемости, к которому он добавил следующую мысль - чтобы высказывание было научным, нужно, чтобы была возможность его фальсифицировать - указать условия, при которых высказывание становится ложным. Эту мысль Поппер вынес из критики марксизма. В молодости он побывал коммунистом. Марксизм не указывает возможности фальсификации (утверждение о борьбе классов не фальсифицируется). В ходе развития позитивизма Поппер выдвигает момент фальсификации на первый план и предлагает заменить верификацию фальсифицируемостью, которая предполагает два момента:

Наличие утверждений, которые сделают ложными другие утверждения;

Наличие утверждений, которые опровергнут фальсификацию.

При этом Поппер не вышел за рамки принципа верифицируемости, ибо фальсифицирующие утверждения должны быть также верифицируемы. Это и выросло в принцип критического рационализма и стало его исходным пунктом. Однако, развивая свои идеи, Поппер совершает более радикальный поворот мысли. В классическом неопозитивизме мысль идет индуктивным путем - за некоторым предложением стоит некий факт. От факта идут к теоретическим высказываниям. Поппер поворачивает эту систему и предлагает дедуктивный путь. Исходный пункт - гипотеза. На ее основе ставятся эксперименты (рис.2):

Рис.2. На основе гипотезы ставятся эксперименты,

выдвигается новая гипотеза и т. д.

Среди них находится фальсифицирующий эксперимент. На этой основе строится новая гипотеза и т. д. Таким образом, наука - это борьба гипотез. Он обращается к Дарвину. В живой природе борьба видов, а в науке - борьба гипотез. Таким образом, наука - гипотетическая система. Но все же она может дать закон природы, связи, которые можно предсказать.

С этой системой взглядов коррелирует учение Поппера о трех мирах. Если в классическом неопозитивизме вообще снимается вопрос о трансценденции, о том, что стоит за гранью опыта, то Поппер говорит о первом мире, который зависит от опыта и связан со вторым миром, который является психикой отдельных людей, который связан с третьим миром, миром науки и культуры:

М1 → М2 → М3

Если Рассел считал объективный мир лишь предметом доверия к нашим чувствам, то Поппер его допускает.

Развитие критического рационализма привело к формированию философии науки, течения, которое делает науку предметом своего рассмотрения. Томас Кун утверждает, что в науке всегда имеется ученое сообщество, которое на определенном этапе мыслит по определенной модели, которую Кун назвал парадигмой (греч. модель). Соответственно, научно то, что входит в парадигму. По мере развития науки происходит революция в науке, меняющая парадигму. Начало XIX в. - наука говорила о причинно-следственных связях. Сейчас - системный подход.

Отношение к науке и знанию вообще как к каким-то языковым конструкциям характерно еще для одного направления - прагматизма (от греческого прагма - действие.) Прагматизм считается первой и самой показательной американской философией. Он возник в США, но и отражает менталитет американской нации, где очень много деловых людей, которым все равно, какова объективная реальность, а важен результат.

Наиболее видным представителем прагматизма был Джон Дьюи (1859-1952). Он был также крупным педагогом, общественным деятелем. Он возглавил контрпроцесс по делу Троцкого. Дьюи создал вариант прагматизма - инструментализм. Суть его в том, что философия должна заниматься не своими проблемами, не парить в мире абстракций, а заниматься проблемами практическими, жизненными. Опыт Дьюи понимал не только как науку, но и как религию, сновидение и т.д., все что угодно. Все это единый поток. Наши понятия должны быть инструментами, которые позволяют нам добиться успехов.

В конечном счете, эти идеи являются продолжением идей классиков прагматизма (70-е гг. XIX в.), в частности, основателя прагматизма Ч. Пирса (1839-1914). Он считается первым настоящим американским философом. Он также крупный математик, астроном, химик, логик, создатель семиотики, один из основателей математической логики. Это сказалось на его философии. В отличие от Дьюи, Пирс отправлялся от науки, но предлагал при этом порвать с рационализмом декартовского типа, с идеями сомнения, интуиции, ясности и отчетливости. Для него существовал один принцип - практический результат. Все это он выразил в теории сомнения-веры, которая считается основанием прагматизма. Основные моменты теории - мышление - приспособительная деятельность организма; эта приспособительная функция противопоставляется познавательной, т. к. мы не только познаем, но и действуем. Человек живет в мире и вынужден действовать в нем. Он вырабатывает различные привычки действовать в соответствии с обстоятельствами, они заменяют инстинкт. Будучи осознанными, эти привычки составляют веру. Таким образом, вера - осознанная готовность действовать определенным образом. Вера - спокойное, удовлетворенное состояние. Такими верованиями наполнено сознание человека. При определенных условиях возникает сомнение. Задача - преодолеть сомнение и восстановить веру. Сомнение - беспокойное состояние, и естественно стремление его устранить. Другой основополагающий момент учения Пирса - принцип Пирса. Формула его такова: "Рассмотрите практические последствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены рассматриваемым объектом". Они дают полную информацию об объекте. Основа научного метода - гипотеза, по которой существуют реальные вещи, воздействующие на наши чувства.

В XIX в. эти принципы развивал Уильям Джеймс. Он больше интересуется проблемами религии. "Если Бога нет, а мы в него верим, то беды нет никакой, а если есть, и мы в него верим, то обретем спасение, так стоит ли рисковать спасением?"

Марксизм, прагматизм, позитивизм связаны с наукой. Философия рассматривается как философия науки, результат анализа научных данных. Другое крыло включает ряд философских течений, которые в центр поставили проблемы не науки, а человека. Проблемы, связанные с фундаментальными отношениями человека к себе и жизни. Смерть, страх, тревога и т.д. Это крыло можно назвать иррационалистическим. В основе - переживания человека. Анализ опирается не на логику, а на переживания. Можно сказать, что если рациональное крыло в основу своего философствования положило логический анализ и выражает мышление ученых, естествоиспытателей, техников, то иррационалистическое крыло кладет в основу переживание и его описание. Поэтому оно ближе к художественно-образному мышлению. Они считают философию искусством. В центре - человек как многогранный индивид, для которого на первом месте переживания мира. Наибольшего внимания в этом кругу заслуживает философское течение экзистенциализма. Он возник между мировыми войнами, усилился после второй мировой войны. Его основатель - немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883-1969). Другой крупный представитель - Мартин Хайдеггер, также в Германии. Во Франции - Сартр (был активным деятелем французского сопротивления), Камю. Камю ввел такую форму, как "поток сознания".

Истоки экзистенциализма находятся в XIX веке, в творчестве датского философа Кьеркегора. Он высказал мысль о недостаточности логического научного мышления и необходимости постановки экзистенциальных проблем (существование, жизнь, смерть и т.д.). Другим заметным предшественником считается наш философ Н. А. Бердяев. Начинал как легальный марксист. Бердяев также высказал мысль о недостаточности логического мышления и рационального в целом. Рациональное мышление рассматривает мир разорванным, квантованным, как собрание частностей. Другой момент - наше логическое мышление носит принужденный характер. Это малый разум. Большой разум - это свободное мышление. Различие в том, что в природе действуют законы. Большой разум нужен для понимания чуда. Причина прикованности разума - первородный грех. Бог создал человека свободным. Совершив грех, человек стал принужденным существом. Отсюда необходимость творчества, но к этому надо прийти своими силами.

В основе экзистенциализма - противопоставление сущности и существования. Сущность - предмет науки. Чтобы проникнуть в сущность, наука объективирует вещь, противопоставляет себе, усредняет. На самом деле, чтобы иметь сущность, надо существовать. Существование средствами науки не вскроешь, его можно только пережить. Только человек способен к этому. Существование целостно, оно не отделяет человека от мира. Хайдеггер говорил "dasein", мы здесь существуем. Мы переживаем существование в разных отношениях: существование в мире, проекция в будущее. Человек - это проект, цепь проектов. При этом, основой переживания является страх, страх смерти, мы включаем в будущее свою смерть. Особенно подчеркивает эту сторону Ясперс. Особенно остро переживание в пограничных ситуациях, когда мы стоим перед угрозой смерти. Хайдеггер подчеркивает, что имеется подлинное и неподлинное существование. Неподлинное - существование в мире, когда на первый план выдвигается переживание мира вещей. Это выражается частицей "man" (безличное). Подлинное существование - когда мы начинаем переживать жизнь с точки зрения смерти, к концу своего существования. Подлинное существование - уход в себя. Отсюда протест экзистенциалистов против всего того, что отчуждает человека, мешает уйти в себя, против идеологии (за что у нас и били экзистенциалистов).

В определенной степени, к экзистенциализму примыкает такое современное философское направление, которое называется герменевтикой. (От имени греческого бога Гермеса, который был и богом тайны. Он же - бог торговли.)

Термин появился в конце XVIII - первой половине XIX в. в трудах малоизвестного немецкого философа Фридриха Шлейермахера, который в принципе постарался перевести в общефилософский план проблемы толкования Священного Писания. Протестанты этим много занимаются.

В конце XIX - начале XX в. идеи герменевтики получили развитие в философской жизни, в частности, у Вильгельма Дильтея. Во-первых, жизнь проявляет себя логически, потом в действиях (бихевиоризм в психологии), потом в понимании. К герменевтике имеет прямое отношение Хайдеггер, в последний период своей жизни. Он говорит, для того чтобы понять те или иные тексты, мысли, нужно вслушаться в язык, попытаться понять, что в нем содержится, что за ним стоит.

Дальнейшее развитие привело к отделению герменевтики от экзистенциализма и философии жизни и выделило в отдельное течение. Гадамер, Рикёр. В герменевтике появляются свои приемы, свои идеи, например, герменевтический треугольник (рис.3):

Рис.3. Герменевтический треугольник

Другая фундаментальная идея герменевтики - герменевтическое поле, как та система языковых знаков, которая выражает убеждение, предубеждение и т. д. За этим - понимание текста, всей культуры, т.е. нужно вжиться в текст. Необязательно быть поэтом, нужно понимать поэзию. Герменевтический круг - чтобы что-то понять, нужно опираться на нечто, что называется герменевтическим полем, это некая база. Это связано с предчувствованием, это относится уже к интуитивному.

Своеобразную позицию между герменевтикой и позитивизмом занимает философское течение структурализма. Есть несколько форм структурализма. Научный структурализм связан с изучением структур языка, обычаев на материале отсталых племен. Крупным представителем этой линии можно считать знаменитого французского этнолога Клода Леви-Стросса. Это крупный исследователь, путешественник. Суть его работ и примыкающих к нему состоит в открытии того, что в обычаях, языках и т. д. можно найти неявные структурные отношения, которые носят общечеловеческий характер. В лингвистике этим много занимались, например, друг Маяковского Роман Якобсон. Пришли к выводу, что в фонетике есть структурные элементы, которые делают звук звуком человеческой речи. В обычаях также прослеживается определенная неосознаваемая структура.

Из этой линии вырос философский структурализм. Он эти идеи перенес на общую почву. Здесь тоже Леви-Стросс, а также Фуко, медик, историк медицины. Выдвинул мысль о наличии неосознанных структурных отношений в нашем отношении к миру. Это предчувствие, а не чувство. Его характерная черта в объективации этих структурных отношений, так чтобы исключить из них субъективное, растворить человека в этих структурных отношениях. Фуко утверждал, что на каждом этапе существует неосознанная структура нашей мысли. Человек в этих структурах появился только в XVIII в. В этом есть сермяжная правда. Суть ее в том, что проблема человека как субъекта познания появилась относительно поздно.

Таким образом, структурализм сосредоточен на безликих структурах в нашем отношении к миру. Первичным оказывается язык, за которым стоят врожденные структуры, которые делает человека способным мыслить (например, субъектно-предикатная форма предложения).


Похожая информация.


Книга: Конспект лекций Педагогика

4. Философские основы педагогики.

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое "я". Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее "я" каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Главные положения: каждая личность-неповторимая, уникальная, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзистенціалістичної педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), Г.марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Моріта (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, природной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому идти своим путем, меньше давать наставлений, больше проявлять дружеское участие и т.д.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма - Ж.Марітен (Франция), У.Каннінгам, У.Макгакен (США), М.Казотті, М.Стефаніні (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека: человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность, как индивид, человек - материальная, телесная существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, которая знает настоящую ответ о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, который предостерегает его от зла, указывает на моральную сторону осуществленного поступка, трактует последний как грех. Неотомісти выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., а также смирения, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомісти доказывают стержневую роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие "досвідомого" стремления приблизиться к Богу.

Неотомістська стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют «новым гуманизмом». Самыми выдающимися его представителями являются П.Херс, Дж.Вільсон, Р.С. Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, ибо именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить формирование унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимый в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от греч. «прагма» - дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже ХІХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Основатели прагматической философии Ч.Пірс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, что стоит вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистів развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал інструменталізмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания; обучение и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Главные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познания действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знание, утверждают они, является действительным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неї.Опираючись на базовое понятие прагматизма "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимание воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичної концепции воспитания - самоутверждение личности. ее сторонники (А.Маслоу, А.Комбс, Е.Келлі, К.Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. "Источники роста и гуманности личности, - пишет Маслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может лишь помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому, как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозува-ты, чтобы вместо куста роз вырос дуб". Люди, окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовими для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать его самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу "самовыражения" инстинктов и наклонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.

У истоков классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S -> R. Необіхевіористи Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Е. Толмен, С. Прессы и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Главная идея необіхевіоризму отношении воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значение желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и моральное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необіхевіоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла бы управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества "индустриальной" человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, заповзятість.Діалектичний материализм - философское учение о наи-более общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.энгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична, а сознание вторичная; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. monos - один); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицаний.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность является объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90.

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Прагматизм . Он возник в конце XIX в. как реакция на фи­лософию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «фи­лософию действия». Исследуя соотношение знания, веры и дей­ствия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно нахо­дится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по кото­рому необходимо действовать согласно установкам общей разум­ности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возмож­ность объективного познания. Цель познания Пирс сформулиро­вал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позити­визм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокрити­цизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание - это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

К 20-м годам XX в. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии - дать логический анализ таких предложений.

Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, - отвечающие правилам логики и математики, и вторые, - фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние - метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности - в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения - это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2x2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза крас­на». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к раз­ряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бес­смысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

В 60-х годах XX в. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер (1902-1988), отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение явля­ется научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Теорию нельзя обосновать ссылкой на опыт, поскольку последний всегда огра­ничен, но опытом ее можно фальсифицировать.

Фальсифицируемость - это демаркационный критерий науки и метафизики. Эта концепция Поппера заложила основы критического рационализ­ма - нового направления в эпистемологии, в котором на первый план выступает проблема рациональности: существует ли единый стандарт научности, рациональности и в чем состоит его обосно­вание?

Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б. Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.

Развитие экзистенциализма связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева в России, М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.П. Сартра и А. Камю во Франции для философского стиля мышления экзистенциализма, час­то использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуа­лизма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному, однако реальностью стала потеря Бога. Правда, и здесь Ясперс на­талкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то ком­муникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, на­носит вред («С кем поведешься - от того и наберешься»).

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред­ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по­следовательной атеистической позиции».

Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут­ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бы­тию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета­физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свобо­ду, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе, им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Русская философия XX в. разделила судьбу русского наро­да и его культуры. Испытав несомненный взлет в начале века, она после революции 1917 г. постепенно утратила национальное своеобразие своих сущностных характеристик, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию, чем она очень гордилась. Идеалистическими направлениями русской философии XX в. культивировались не политические, а нравственные или рели­гиозные пути спасения России. Эта направленность русской фи­лософской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были далеки от схоластицизма и абстрактных схем, были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, т.е. тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней не отражает бытие, как, например, в английском эмпиризме, не тождественен бытию, как в немецком панлогизме, а выступает как факт внутри бытия. Онтологизм означает не просто примат реальности над «чистым соз­нанием», но означает включенность познавательного процесса в жизнь субъекта в мире. В результате бытие превращается в событие, или в «житие». Другими словами, русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, проти­востоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, прав­да, не означало, что в русской философии этого периода не раз­рабатывались так называемые метафизические проблемы онтоло­гии, методологии, гносеологии.

В XX вв. в русской философии больше, чем раньше, обна­руживается тяга к синтезу знания, к обретению подлинно «цель­ного знания», объединяющего в себе философию, науку и религию.

В конце XIX в. промышленное производство развивалось настолько бурно, что порой доходило до самоотрицания, а авто­матизация производства приводила к механизации духа. В этой ситуации наиболее прозорливые и совестливые русские мыслите­ли предупреждали: «Человека забыли!» (А.П. Чехов).

Годы первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих со стороны победивших большевиков постепенно снизили потенциал этого развития, сведя его на нет, хотя о полном пре­кращении существования русской философии говорить нельзя поскольку даже после 1917 г. выходили философские журналы и книги отдельных философов-идеалистов. Однако судьба русской философии была предопределена. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: П.Б. Струве (1917), П.И. Новгородцев (1917), Л.И. Петражицкий (1918), П.Н. Милюков (1920), Л.Шестов (1920), В. Иванов (1924), Г.П. Федотов (1925) и др. А в 1922 г.

По инициативе В.И. Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Вы­сылка шла различными путями, железной дорогой - через Прибалтику и морем - из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Б.В. Лковенко, { ф.А. Степун, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (П. Фло­ренский, А. Лосев, Г. Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX в. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в рус­ской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем ирра­циональных начал. Неудивительно, что именно русская филосо­фия еще в начале XX в. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования - экзистенциализ­ма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым эк­зистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) - один из самых загадоч­ных, неповторимых («одиноких») мыслителей.



Рак