Философия брака. Философия семейной жизни Философия семьи и семейных отношений

Если пара подумывает о женитьбе, то оба должны честно признаться себе: сходятся ли они характерами? Возможна ли их привязанность при соблюдении всех условий естественной связи в обществе и долго ли она продержится? Они должны выяснить, может ли серьезное сотрудничество, подкрепленное общими идеалами, стать основой их любви?

Приглядитесь к партнеру, которому близки ваши моральные принципы, приобретённые и естественные привычки, деловые интересы, вкусы, наклонности и духовные желания. Перед вступлением в брак посвятите предполагаемого мужа или жену в свою работу и общественные дела и убедитесь, что ему или ей близки ваши обычаи и идеалы.

Самый главный секрет сохранения супружества состоит в искусстве управления собой. Учитесь любить жену или мужа на духовном уровне и относитесь к нему/ней как к близкому другу, а не как к предмету сексуального влечения. Если это удастся, то вы выиграете самое трудное из всех сражений, а ваш супруг сохранит преданность вам, уважение и любовь. Лишь иногда вступайте в физическую близость и воспринимайте ее как своё особое право. Представьте, что вы встретились со своим супругом после долгой разлуки. Учитесь любить жену или мужа на духовном уровне и относитесь к нему/ней как к близкому другу, а не как к предмету сексуального влечения.

Правила поведения мужа

Следующие правила должны соблюдаться идеальным мужем, который хочет видеть свою жену преданной и любящей:
  • не проводите всё время в одной комнате вместе с женой
  • не посягайте на её независимость
  • не беспокойте жену, когда она занята важной работой или общается со своими подругами
  • желательно спать в разных комнатах
  • не оскорбляйте её и никогда не выказывайте ей свое раздражение
  • никогда не ссорьтесь с женой, особенно на людях
  • выходите с ней в свет, а также нередко и с детьми. Говорите с женой о литературе, музыке и духовных заповедях
  • ваша совместная жизнь и общение с ней должны быть постоянным и ежедневным развитием в материальном, умственном и духовном смысле
  • ваше общение с женой должно приумножать ваше счастье
  • заботьтесь о своём теле, как спортсмены, часто ешьте сырую пищу и отстраняйте жену от домашней работы, насколько это возможно
  • ведите простой быт и развивайте духовную жизнь
  • никогда не обманывайте свою жену
  • никогда не оскорбляйте ее родителей
  • изучайте вместе с ней полезные книги и духовную литературу
  • никогда не употребляйте бранной лексики, а наоборот, всегда говорите приятные слова
  • всегда по-рыцарски относитесь к своей жене, оказывайте ей знаки внимания и нежности, ведите себя достойно, благодарите её за каждую любезность
  • помните её день рождения и годовщину свадьбы. Часто дарите ей вещи, в которых она нуждается, но необязательно те, которые льстят её представлению о роскоши
  • не ревнуйте жену, она не должна быть несчастной из-за ваших мелочных придирок. Если её внимание невозможно удержать любовью, то все другие средства будут напрасны
  • не поступайте с ней как с собственностью. Она должна чувствовать, что вы рады получить всё, что она даёт вам от души
  • жена свободна в выборе подруг. Учитесь уважать и, по возможности, любить её друзей
  • ведите простой и бережливый образ жизни и призывайте к тому же её саму. Больше откладывайте, не тратьте слишком много на предметы роскоши
  • медитируйте с женой каждое утро и ночь, особенно ночью
  • читайте вместе духовные книги
  • читайте вместе молитвы или духовные песнопения
  • установите небольшой семейный алтарь, где могли бы собираться вместе вы, ваши жена и дети и молиться, чтобы ваши души соединились навеки в Космическом Сознании как источнике вечной радости

Правила поведения жены

Жена должна помогать своему мужу выполнять все эти правила, а также я советую ей следующее:
  • старайтесь не усложнять ему жизнь
  • старайтесь видеть в своей любви средство, которое учит его управлению собой, и вести с ним более нравственный образ жизни, обучаясь духовным практикам
  • чем больше вы медитируете вместе, тем больше вы ему нравитесь
  • не давите на него и не употребляйте резких слов. Старайтесь одержать над ним верх примером своей нравственной жизни.
  • поддерживайте свою красоту и одевайтесь опрятно, как в день вашего знакомства
  • никогда не говорите о нем плохо своим подругам. Никогда не высмеивайте его, не придирайтесь к нему, особенно перед детьми и даже наедине
  • учите его молча и с любовью. Никогда не говорите с ним саркастическим тоном
  • дома занимайте его чтением, письмом, пением, молитвой или медитацией
  • станьте для него интересной и незаменимой женщиной
  • на столе должны быть полезные блюда: больше сырого, меньше сладостей. Еда важна для супружеского счастья
  • если у вас распутный муж, не пилите его и не говорите горьких слов. Если вам посчастливилось узнать о его слабостях, не подпускайте его к себе, пока он не образумится; проявляйте большую любовь и добросердечие, и это даст облагораживающий эффект
  • ежедневно после медитации произносите следующую молитву: Отец, помоги мне и моему мужу сохранить совершенный союз тела, ума и души, чтобы наше счастье непрерывно возрастало согласно Твоему совершенному закону.

Парамаханса Йогананда «Духовные отношения: законы истинной любви», Издательство «Э», 2017

4. Любовь, брак, семья

Семья и проблемы межличностной совместимости . Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также с нравственными, правовыми и психологическими отношениями. Семья - важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т. е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супругов. Проблема межличностной совместимости - это чрезвычайно тонкая и неимоверно сложная проблема. Люди, вступающие в общение (в процессе коммуникации, совместной трудовой деятельности, учебы, игровых действий или личных отношений между мужчиной и женщиной), оказываются совместимыми или малосовместимыми, а то и вовсе несовместимыми. Межличностная совместимость это взаимное приятие партнеров по общению, совместной деятельности или жизни в браке, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных и нравственных позиций, вкусов, темпераментов и характеров, эмоционального и интеллектуального уровня и настроя, мировоззрения, отношения к труду и т. п. В отношениях между мужчиной и женщиной, в дружбе и любви большую роль играет еще ряд личностных качеств, например возможность эротического взаимоудовлетворения. Психологическая тонкость полового взаимоудовлетворения, а тем самым и совместимости, заключается, кроме всего прочего, в том, способна ли женщина отдаваться мужчине, желая доставить ему максимум удовольствия, в свою очередь мужчина делает то же самое для женщины, или же каждый из них эгоистично стремится получить максимум удовольствия для себя, не заботясь о своем партнере. (Между прочим, во многом именно на этом держится сила взаимной любви в той мере, в какой им импонирует эротический аспект отношений. Ведь мужчина и женщина могут иметь и иные очень императивные ценностные ориентации.) Критерием межличностной совместимости является удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказывается на высоте требований другого, не нужно создавать специальные условия для установления взаимопонимания и постоянно выяснять отношения. При межличностной совместимости, как правило, возникают взаимная симпатия, уважение, уверенность в благоприятном исходе будущих контактов, т. е. в надежности отношений.

Принято считать, что мужчины, как правило, - «особи» брутально-активного пола, а женщины - «особи» более сдержанно-ожидательного пола. Женщины - это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.

Брак - это юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо».

О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья - это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь это теорема, которую надобно доказывать каждодневно.

Любовь - это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить - это и желание быть любимым. Любовь, в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно-эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление ее творческих потенций.

Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для непосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения, заостренное чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Настоящая взаимная любовь заключает в себе свое другое: «он ее, а она - его». Кто действительно любит, верит, по словам С.Н. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качестве незаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует эту ценность.

История брачно-семейных отношений. Как и все человеческое, любовь исторична. Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается и у некоторых животных, но оно продиктовано инстинктом и естественным отбором.

В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.

В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в материнскую семью - группу ближайших родственников по женской линии. В дальнейшем возникшее в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роде жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерны равноправие супругов, а при развитом матриархате - главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота). После того как «мужские» виды труда (скотоводство, применение тягловой силы и более сложных орудий в земледелии) приобрели решающую роль в экономической жизни общества и семьи, матриархат сменился патриархатом. Возникла патриархальная семья, а вместе с ней и моногамия. Жена перешла на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество и имя отца. С появлением частной собственности и института наследства от женщины уже в силу экономических причин требовалась прочная гарантия верности. И законы государства, и нормы морали, и предписания религий были направлены на подчинение женщины власти мужчины в семье. Прочность семьи покупалась ценой категорического запрещения женщине расторгать брак. Если раньше девушка могла выбирать себе мужа и брак осуществлялся по взаимной склонности, то теперь в брачные отношения нередко вторгаются принципы купли и продажи, выкупа, проблема приданого. Вместе с тем значительно усиливается ответственность родителей за воспитание и судьбу детей, формируются такие нравственные начала, как целомудрие, взаимный долг супругов, чувство семейной чести и достоинства. В рабовладельческом обществе рабы часто были лишены возможности иметь семью; в среде рабовладельцев единобрачие иногда перерастало для мужчин в многоженство, а для женщин - в проституцию. В условиях феодализма семейные отношения, брак находились под сильным влиянием сословной иерархии общества. В целом власть мужа в семье становится менее тираничной. Женщина приобретает самостоятельность в ведении хозяйства и воспитании детей, хотя ее участь остается тяжелой. В крестьянской семье при феодализме, а потом и при капитализме отношения между мужем и женой носили противоречивый характер: экономические интересы сочетаются с трудовой моралью, с уважением к женщине-труженице, хозяйке дома. Капитализм обусловил развитие семьи в направлении большей экономической самостоятельности женщины в течение всего периода супружеской жизни: в ряде стран женщина сохраняет права на принадлежащий ей капитал.

Значительная часть жизни человека протекает в условиях, именуемых бытом. Быт - это социальная среда, в которой человек живет, когда он, как правило, не занят производственной и общественной деятельностью. Быт составляет неотъемлемую часть социальной жизни людей и множеством нитей связан со всеми другими сторонами общества в целом. В быту формируются некоторые особенности личности человека, от благоустройства быта зависят настроение, работоспособность и в значительной степени здоровье. В быту человек не только отдыхает, но и удовлетворяет свои материальные и культурные потребности. На бытовые условия и средства удовлетворения потребностей накладывают отпечаток географическая среда, обычаи, нравы, традиции народов, национальные и социальные различия, культура и т. д.

Чем выше уровень цивилизации, тем шире и разнообразнее ассортимент тех вещей и услуг, в которых люди испытывают потребность. Аналогично тому как в процессе исторического развития у людей формируется совокупность приемов и навыков производственной деятельности, так и в потреблении материальных и духовных ценностей вырабатываются обычаи, вкусы, привычки, которые составляют определенный уклад жизни социальных и профессиональных групп людей, наций. Человечество прошло длинный путь от пещеры, костра, шалаша, лучин к благоустроенным домам, университетам. В перспективе в разумном, высокоразвитом обществе, видимо, возможны всеобщий достаток, совершенная система здравоохранения, разумный образ жизни в обществе, которые обеспечат человеку здоровье, долголетие, физическое совершенство.

Черт, впереди опять авария!- сказала симпатичная женщина, сидящая на переднем сидении, сама себе, - с такими темпами я опоздаю на работу и тебя задержу. Все-таки лучше бы я поехала на метро, я за тебя переживаю…
- Не стоит,- ответил её попутчик, мужчина шикарный, - ты же знаешь, мне не важно, во сколько я приду, просто нужно проверить, как там дела обстоят. Мы почти приехали, осталось минут пятнадцать, но ты немного опоздаешь.
- Ну и ладно, - ничуть не нервничая, сказала Жанна, - мне все равно, как обычно, ничего не будет.
На дороге все продолжали противно гудеть, мычать и нервничать. Внешне старалась не беспокоиться, успокаивала себя тем, что всегда везло. И правда не редко! По-малолетке родители не замечали, на работе Жанна внушала всем доверие. Жанна была очень расчетливой, но в хорошем смысле этого слова, пунктуальной, в чем-то даже умной, спокойной, привлекательной. Может быть, в её характере и заключался секрет успеха.
Из провинции удалось перебраться в Москву, закончить престижный ВУЗ, без связей устроиться на работу, через некоторое время удалось купить двухкомнатную квартиру, но, конечно, не без помощи родителей. В-целом, очень крупно повезло, а везло всегда: в школе, на личном фронте, в университете, на работе.
Они подъехали к крыльцу ее офиса. Леша прикоснулся к ее губам своими, и она вышла из нового Audio. Она была редактором, одного из многочисленных глянцевых журналов. Ей нравилась эта работа, хотя платили не так уж и много. Деньги никогда не стояли на первом месте, наверное, потому что никогда не были большой проблемой.
- А мы вас уже заждались, - с улыбкой произнес пожилой мужчина в очках, - считаю нужным именно с вами обсудить наш новый проект.
- Я, наверное, вам доставила массу неудобств, Лев Сергеевич, просто эти пробки…- запинаясь, сказала Жанна, с таким наивным лицом, что сказать ей что-нибудь против стало бы более, чем жестоким.
- Ничего, ничего, Жанна Александровна, за нас не переживайте, пожалуйста, пройдите в мой кабинет, после того как разложите документы.
«Как обычно», - подумала Жанна и пошла в кабинет начальника, поздоровавшись с сотрудниками, мужская половина которых всегда медленно провожала ее взглядом, если она проходила мимо. Не сказать, что она была моделью, но привлекала противоположный пол. Она была достаточно высокой, и в то же время изящной. Бледная кожа Жанны гармонично сочеталась с её густыми светло-русыми волосами и зелеными глазами. Длинные, стройные ноги, маленькая грудь, узкие губы, широкие бедра, - все, как будто, было задумкой художника, который изобразил по-настоящему красивую женщину. Хотя сама Жанна не считала себя лучше других, никогда не стремилась выделиться из толпы макияжем, одеждой или своим мнением, нет, она не всегда соглашалась с другими, но ей не составляло труда сдержать эмоции.
К сотрудникам она относилась практически нейтрально, также как они к друг другу – всегда умела влиться коллектив. Тем не менее, отношения складывались со всеми, но она к этому не приложила не малейшего усилия, с ее стороны не было ненужных комплементов, чрезмерного внимания, подарков. Люди ходили туда-сюда мимо ее, вечером тени от машин проезжали по ее столу возле окна, - все сливалось в общую массу. Когда она от них ничего не хотела – не замечала, находившись в себе за работой, не думала, что есть еще кто-то, они никогда не представляли для нее интереса, как и все остальные люди, но не хочется так говорить о близких.
На тот момент таких она могла назвать только три: мама, отец и Леша. Лет пять назад, ей была очень близка старшая сестра, не смотря на то, что они ничем не были похожи. После школы Люба поехала в Москву, но пришлось вернуться – не сложилось. Жанна за нее не переживала, больше за себя, хотя не было основания. Вообще ни за кого не переживала, но иногда ей так не казалось, говоря неправду близким и не очень, начинала верить в свои слова.
Лев Сергеевич высказал свое мнение, потом сотрудники начали постоянно ходить по офису, потом по белой бумаге побежали серые фигурки, позвонил Леша, спросил: «забирать или нет?», рабочий день закончился. Утвердительное «нет» убило в нем надежду. У него хорошо получилось это изобразить, никто другой не мог понять этого тонкого артистизма, но она была уверенна: «я все равно делаю это лучше».
Оно вышла из офиса, в ближайшем ларьке купила пачку сигарет, выкурила пару штук в течение дороги в метро. Внутри людей было совсем мало, в течение первых трех остановок почти никто не заходил. Напротив сидели две расхухыренные малолетки, громко обсуждая последнее похождение. Ближе к центру людей становилось все больше, ей нравилось рассматривать их измученные лица. Она изучала грубые лица бывших зеков, мягкие черты детей, все были такие разные, но одинаково скучные и усталые. Не то что бы ей нравилось ездить на метро, просто не хотела лишние пол часа провести в пробках, однообразно отвечая на вопросы своего любимого.
Вернулась домой, он был уже там. Глупые ответы на глупые вопросы, потом начал ходить по квартире, точно так, как сотрудники по офису, как люди в метро, бесцельно и, ни о чем не думая. Смотря на выключенный телевизор, Жанна полностью погрузилась в себя, в свои мысли, но вдруг…
- Давай поговорим!
- О чем,- произнесла Жанна после длинного молчания.
- А ты считаешь, что у нас мало общих тем?
- Зачем так грубо?- сказала, придвинувшись ближе.
- Разве?- сказал и улыбнулся Леша, он был в плохом расположении духа, но взгляд, пропитанный уверенностью и еще чем-то непонятным, почему-то каждый раз заставлял успокаиваться.
- Вот и поговорили!- с иронией сказала Жанна.
- Я просто,…- он всем своим видом показывал, что ему сложно говорить, - ну, помнишь, мы разговаривали о будущем и все такое? Ты еще сказала, что не настроена, размышлять на такие «глобальные темы».
- Ну…
- Понимаешь мне уже тридцать два – я не знаю, что будет дальше.
- И…- протянула Жанна.
- Тебя действительно не волнует будущее?
- Понимаешь, я не про это? Меня все очень волнует, и будущее, которое постоянно оказывается настоящим, да… кажется, что идем все дальше и дальше,…но почему-то начинаем жалеть, и оказываем в исходной точке. Сколько раз у нас с тобой так было! Многие в нашем возрасте уже имеют детей, нет,… это должны быть твои слова…
Леша пододвинулся ближе к Жанне. На его лице было написано, что он упорно старается ее понять, но не получается, и становится жалко (не их отношения, а ее). Он положил ее загорелые ноги, согнутые в коленях, на свои, потом расстегнул блузку и дотронулся до ее ледяной талии. На ней был розовый кружевной бюстгальтер, который почти не прикрывал ее маленькую грудь. Леша снял и его и положил на спинку дивана.
- Я не представляю свою жизнь без тебя, - сказал Леша, касаясь губами ее сосков.
- А мою жизнь без тебя, ты представляешь?- улыбнулась Жанна, и начала расстегивать его рубашку. А потом подумала: «Однозначно, у меня это лучше получается! И почему этот человек хочет от меня детей? Может, первый разглядел ту серую толпу с измученными лицами, и ему показалось, что они его ждут меньше, чем я, и чувствуют холоднее, и врут жестче…А я не поняла…Почему?».
После общих страстей каждый долго делал вид, что заснул. Жанна не выдержала первая. Встала, надела халат, вышла на балкон, в углу валялась позавчерашняя полупустая пачка сигарет. Она села на корточки и закурила. За коричневой решеткой был закат, было ослепляющее лето, таящее в себе столько нового и еще раз нового. Почти зашедшее солнце нежно целовало ее лицо, казалось, это приятно им двоим, казалось оно еще здесь только ради нее. Она посмотрела на свою сигарету, та «догорела», хотя Жанна не успела сделать и три затяга. «Это ты во всем виновато, но я тебя все равно люблю…» - подумала Жанна. Это заставило ее вспомнить, что пора обратно, в тот же миг душа завопила: «Какого черта ты со мной!».

Сурменкова Кристина Юрьевна

Имихович Анастасия Олеговна

студент 1 курса, кафедра менеджмента СибГАУ, г. Красноярск

E - mail : kristina . surmenkova @ mail . ru

Валишина Ирина Ивановна

научный руководитель, старший преподаватель философии СибГАУ, г. Красноярск

Семья - малая группа, которая основана на кровном родстве или браке, в которой человек рождается, развивается и проводит значительную часть жизни. Все члены семьи связаны между собой моральной ответственностью, взаимопомощью и бытом. Отношения в семье обычно определяют поведение и психологию человека, и поэтому семья вызывает некий интерес для социально-психологического исследования. В развитых странах типичная семья состоит из 2―6 человек: жена, муж, дети и ближайшие родственники по материнской и отцовской линиям ― бабушки и дедушки. Основным назначением семьи является удовлетворение индивидуальных, групповых, а также общественных потребностей.

Семья как социальная ячейка общества, стремится удовлетворить ряд потребностей, в том числе и физиологические. Вместе с тем, она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, например в достижении самореализации, а также групповые (общесемейные) потребности. Таким образом, мы выделяем основополагающие функции семьи, такие как репродуктивная, коммуникативная, экономическая, воспитательная, организации досуга и отдыха.

Существует определенный ряд принципов сохранения единства в семье:

· Принцип всеобщего единства. В настоящее время семьи живут по ошибочному принципу «никто никому ничего не должен», хотя наиболее правильным будет формирование семьи как единого целого.

· Принцип самоопределения и всеобщего удовлетворение. Не стоит забывать, что у каждого человека есть свои потребности, так же не стоит ущемлять права человека в удовлетворении потребностей. Ошибочным считается, понимание семьи как ограничение прав партнера.

· Принцип примирения и согласия. Современные семьи часто конфликтуют, что является частой причиной развода. Чтобы этого избежать необходимо, пресекать его на начальной стадии, идти на компромисс, даже если ваши взгляды не совпадают.

Внутрисемейные отношения строятся на общности быта. Множество молодых пар, образовавших семью, допускают ошибку, ставя бытовые проблемы на первое место, нежели взаимоотношения. Вследствие этого мелкие бытовые проблемы перерастают в конфликт.

Следующий немаловажный аспект, взаимная помощь. Как следствие, помощь, которую оказывают друг другу молодые пары до свадьбы будучи такой естественной, после свадьбы превращается в обязанность.

Далее, моральная ответственность. Зачастую, моральной ответственностью беспринципно спекулируют, превращая ее в оружие против партнера, вследствие этого возникают конфликты, хотя моральная ответственность считается принципом взаимодействия супругов.

Для более точного понимания здоровой семьи, необходимо для начала изучить процесс ее роста. Рост человека заключается в полноте интеграции между компонентами личности интуиции и разума, в объединение в единое целое этих двух совершенно разных компонентов. Аналогичное приложимо и к семье.

Для легкого восприятия следует понимать рост в семье как диалектическую борьбу на некоторых уровнях. Основная диалектика состоит из синтеза и противостояния полюсов таких, как индивидуация и сопринадлежность. На одном полюсе рассматриваются поиски путей к целостности, к взрослению путем приобретения человеком индивидуальности. Тем не менее, такой человек изолируется от общества, отвергая свою потребность принадлежать.

С другой стороны, рассматривается попытка избежать тревоги посредством слияния с другими. Взрослый человек, который живет со своими родителями, глубоко в подсознании отвергает общество и возможность быть личностью. А это затрудняет процесс его развития.

Получается некий диалектический парадокс: чем больше человек следует путем индивидуации, тем у него больше возможностей соединяется во взаимодействии и общей радости с членами своей семьи, родственниками, с близкими и коллегами. Но когда человек имеет свободный выбор для перехода от слияния к индивидуации, то у него появляются новые возможности. И в таком случае он не теряет себя, своего «Я», и может свободно отделяться или присоединяться. Но к сожалению, современные семьи не вызывают особого оптимизма. Проблемы семьи порой кажутся запутанными, трудноразрешимыми. Из вышесказанного можно выделить одну закономерность, переход количественного в качественное. Количественным является огромное количество конфликтов, а качественное есть развод.

Какая же главная причина кризисных ситуаций в семье? Ответ прост ― ее нестабильность.

В современных семьях все чаще и чаще встречаются утверждения типа: «Лодка любви разбилась о быт», «Катастрофа семейной жизни». Нестабильность семьи также объясняется ее дезорганизацией. Супруги постоянно ссорятся, считая такое поведение абсолютно приемлемым, а дети, наблюдая за этим в детстве, также строят свои отношения будучи взрослыми. К сожалению, именно в таких семьях зарождаются будущие алкоголики, наркоманы и преступники. В результате возникают проблемы, страдают не только дети и родители, но и общество.

В семье существует такой социальный феномен как отчуждение, то есть потеря человеком контроля над результатами своей жизнедеятельности. Очевидно, это приводит к одному из законов диалектике, закон «отрицания отрицания». Тем не менее, когда от человека «отворачивается» общество, единственным убежищем является семья. В данный момент времени человека, семья помогает ему и поддерживает, обеспечивая духовной безопасностью и эмоциональной защищенностью.

Ранее мы никогда не задумывались об этом, ведь обеспечивая поддержку своим близким, мы обеспечиваем поддержку самому себе. Поэтому, даже не смотря на разрушение семьей, в большинстве случаев после развода остаются теплые отношения между детьми и родителями, между супругами. И все же важно сохранить семью, значение отца как кормильца и главы семьи имеет огромное значение, так как именно отец должен подготовить ребенка к новой социальной роли для него супруга и родителя. Источник авторитета в семье переходит от отца к матери причем, отец считает мать правой во всем и следует ее примеру подобно ребенку. Мать осуществляет контроль над ребенком во всех сферах его жизни, будь то учеба, спорт или личная жизнь.

Таким образом, в детях может формироваться пассивность, а как следствие, появляется глубокая депрессия, уход в себя. Что заставляет ребенка задумываться о бытие, искать свою роль в мире.

Как разделить авторитет и власть? Указы стали бессмысленными, а какие-либо повеления и запреты ушли в далекое прошлое. Предпосылкой решения этой проблемы является ее осознание. По нашему мнению, наиболее подходящим решением данной проблемы является выработка и понимание основных принципов построения семьи, а также равенство и взаимоуважение в браке и не только между супругами, но и в отношении детей. А также имеет смысл, ставить потребности семьи превыше личностных. В сложившиеся ситуации у нас в России, женщина-мать следует этому принципу, а вот мужчины не всегда. Так как испокон веков, наивысшей ценностью для женщины было воспроизводство рода и сохранение семьи .

Принятие того или иного мировоззренческого принципа в качестве регулятивного членам семьи необходимо понять, что осознание его членами семьи и принятие ими уменьшает непонимание друг друга. Можно выработать общий принцип всем членам семьи следовать ему, меняясь в соответствие с ним, принимая друг друга. Нет хорошего или плохого принципа, вопрос в том принять или не принять поведение, отношение в соответствии с принципами членов семьи. В философском анализе семьи можно выделить диалектический подход рассмотрении проблем семьи на основе принципа единства мира. В семье действует этот принцип наиболее полно. Также не стоит забывать о принципе дуализма, материя (тело) и дух несвязны друг с другом, т. е. противопоставляются друг другу, могут относиться в определенном соподчинении, а именно, разум подчиняет тело, поступки, в соответствии какими-то общими или всеобщими правилами или идеей, например, муж ― глава семьи, следовательно, он всегда принимает решение за всю семью или каждый поступает, как хочет, выполняя по необходимости по отношению друг к другу общие требования на основе договора, подчиняясь всеобще принятым правилам общества. Возможно идеальная семья, это и есть некий договор или соглашение между всеми ее членами.

Кроме подчинения идеи «семьи» принцип дуализма способен сформировать мировоззренческую систему у человека, для которого семья это постоянно становящееся явление, не имеющих общих закономерностей, удовлетворение своих потребностей и поиск людей с такими же потребностями, например, однополые семьи. Для людей принявших принцип дуализма за основания своей мировоззренческой системы, «семья» может содержать сущность в идеи «семья», но никогда себя не реализует в полном объеме, важен долг перед семьей и семья как целое, все, что напрямую не касается семьи, то не важно. С позиции мировоззренческого принципа дуализма семья может приниматься как жизненный опыт отдельных людей, важна психофизиологическая совместимость, в экономическом или другом материальном достатке, т. к. сущность семьи содержится в материи, в ее материальных составляющих.

Делая вывод, можно отметить, что философия в современной семье определяется исходя из личных соображений и особых правил. Ведь каждый вправе жить, так как ему комфортно. Будь то ячейка общества, где глава семьи ― муж, или семья, живущая по особому негласному договору. Нужно не забывать основную роль семьи и всегда пытаться ее сохранить.

Список литературы:

  1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: книга для чтения. ―М.: Политиздат, 1991. ―527 с.
  2. Ильиных О.В., Матюшина Н.И., Семенова Г.Л., Марьясис А.Я. Вестник Московского университета: научный журнал. 1994.
  3. Колташов В.Г. Диалектическая психология [Электронный ресурс] ―Режим доступа. ―URL: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml

Формирование человека как семьянина происходит еще в родительском доме. Именно здесь закладывается понимание союза двух человек как постоянного сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. К сожалению, в наше время, умение сохранить брак становится чуть ли не подвигом, ради которого приходится идти на жертвы, постоянно искать компромиссы, учиться переступать через собственное «Я». Причина этого – отсутствие психологической готовности к семейной жизни.

Во все века проблемы внутри семейных пар были одинаковыми. Развитие цивилизации, сфер отдыха и досуга, финансовая независимость женской половины человечества не только не решила половины этих проблем, но и по сегодняшний день не уберегает семьи от распада. Почему? Многие сетуют на отсутствие супружеской совместимости, или непонимание принципов семейной жизни.

Моральная и духовная зрелость – вот на чем основывается . Молодые пары, перед вступлением в брак, должны, прежде всего, быть честными с собой и партнером. Для этого достаточно вместе обсудить наиболее важные для себя вопросы:

  • какой они представляют совместную семью
  • стремятся ли в равной степени к взаимопониманию
  • чем будут заниматься, проводя время вместе и в отдельности
  • каким образом станут помогать друг другу
  • как будет осуществляться обеспечение материальной базы для своей семьи
  • сумеют ли уважать привычки партнера
  • станут ли критически относиться к своим слабостям
  • сумеют ли простить или даже совсем не заметить оплошность
  • смогут ли спокойно и стойко перенести временные трудности, без которых семейная жизнь просто не бывает.


К сожалению, ответить на многие из этих вопросов, не боясь оскорбить чувства партнера, удастся далеко не каждой паре. Семья уже сформирована, а гармония в ней отсутствует. Вашему вниманию представлено несколько советов, составленных не одним поколением мудрецов. Придерживаясь этих советов на практике, Вы достигните гармонии в семейных отношениях, улучшите взаимопонимание, станете терпимее к своему партнеру.

1. Если чувствуете, что сердитесь – сосчитайте до 10, выйдете в другую комнату, выпейте стакан воды. Постарайтесь избегать конфликтных ситуаций.

2. Постарайтесь замечать не промахи, а достоинства партнера. Забыл вынести мусор? Не беда. За то выгулял собаку и поменял на кухне лампочку.



Характеристика мужчин