Знаете ли Вы что. О сути спора между хасидами и литаим

Полководец А. Македонский знал в лицо 30 000 солдат своего войска.

Некто Э. Гаон дословно помнил 2500 прочитанных им книг.

Скульптор Л. По, полностью лишенная зрения, на ощупь создала более ста замечательных произведений.

Археолог Р.Шлиман путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель.

Слепоглухонемая Скороходова смогла получить среднее и высшее образование, защитить диссертацию по психологии, написать книгу.

А. Эйнштейн в школе был двоечником по физике.

Н. Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения.

Людвиг Ван Бетховен до конца жизни не мог овладеть умножением.

Литературный успех к И. Гончарову пришел только в 40 лет.

Композитор Р. Вагнер овладел нотным письмом только в 20 лет.

Высокопрофессиональный мастер-шлифовальщик различает просвет в 0,6 микрона.

Мастер-текстильщик различает до 100 оттенков черного цвета.

Профессиональный художник различает отклонения в пропорциях сравниваемых предметов от 0,006 их величин.

В. Моцарт, один раз прослушав в Ватикане многоголосое духовное сочинение Аллегри, за ночь записал точную, нота в ноту, копию произведения.

Философ Б. Фуллер: "Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. часов. Из них 200 тыс. я проспал, 100 тыс. ушли на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье, 200 тыс.часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся - 60 тыс. часов я провел в дороге. Остаток - время, которым я мог располагать свободно - составил всего около 40 тыс. часов, или около полутора часов в день".

Профессор А.Любищев посредством постоянного планирования времени успел написать множество разнообразных книг объемом около 12000 страниц.

Прежде чем стать великим оратором, Демосфен был застенчив, страдал дефектом речи и имел очень слабый голос.

Э. Резерфорд часто, даже во время публичных лекций, не мог привести ту или иную формулу.

Ньютону было 72 года, когда он написал предисловие к своим трудам.

Лучшие произведения Гете были написаны после 50 лет.

Экзамен для начинающих йогов: в морозную, ветреную ночь их выводят на берег реки или озера, рассаживая на земле обнаженными; в пробитой во льду лунке намачиваются специальные покрывала и каждый йог заворачивается в одно из них; процедура повторяется несколько раз, а задача состоит в том, чтобы до рассвета успеть высушить теплом собственного тела не менее трех покрывал.

Ампер однажды, выходя из дома, написал мелом на дверях, предупреждая гостей: "Господина Ампера нет дома". Возвратившись через час, увидел надпись и снова ушел.

Ньютон однажды решил сварить яйцо. Взял часы, заметил время, а через некоторое время обнаружил яйцо в руке, а часы в кастрюле.

Жуковский (авиатор) однажды провел чудесный вечер с друзьями, беседуя с ними в своей гостиной. После чего встал, попрощался и ушел, извинившись, что засиделся:)

Биография

Родился в семье выдающихся раввинов. Его дед был р. Моше Рибкес-автор комментариев к Шульхан Аруху-"Беэр агола". С детства проявил выдающиеся способности. К трем годам знал наизусть всю письменную , которую мог процитировать даже в обратном порядке. До 7 лет учился у р. Моше Маргалиота из Кейдани, автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет женился, затем начал добровольное скитание по еврейским общинам, обычай глубоко укоренившийся у выдающихся раввинов. Во время своих скитаний посетил крупнейшие центры еврейской и мировой ученности, как , где смог встретиться с крупнейшими раввинами и найти редчайшие рукописи. В 1745 поселился в Вильнюсе и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин поколения. В 1755 при тяжбе между р.Йонатаном Эйбешюцем и р. , первый аппелировал к его мнению. С 1760 собрал вокруг себя выдающихся учеников, которым начал передавать часть своих знаний, в дальнейшем они развили идеи учителя, открыв иешивы и создав общины по его принципам. Среди них особенно выделялся р. .Хотя ЭбШЗ не занимал официальной должности раввина, тем не менее он получал жалование от общины на нужды своей семьи и иешивы. Виленский гаон резко осудил хасидское движение зарождавшееся в этот период. Он осуждал их изменения еврейской традиции и пренебрежение к людям изучающих Тору, считающемися элитой в еврейских кругах. При попытке хасидских лидеров к примирению в 1772 и 1777, отказался даже встретиться с делегацией крупнейших хасидских вождей. Виленский гаон вскоре объявил против них херем, что частично остановило развитие хасидизма в Литве. В 1780 предпринял попытку эмигрировать в , но по непонятным причинам вернулся назад, когда достиг Кёнигсберга. Гаон скончался в 1797 года вскоре после введения русских войск в Литву.

Философская концепция

Общественное влияние

Виленский гаон вне всякого сомнения является создателем современного иудаизма, который существует последние 250 лет. Его ученики создали современную систему еврейского образования. Виленский гаон внес изменения и поправки в ашкеназский молитвенник. Велика его роль также в плане отношения к изменениям традиций; как известно, рав Элиягу выступал за полное подчинение законам Шульхан аруха. Во всех диспутах, которые велись за эти 250 лет против хасидизма всегда аппелировали к взглядам и деятельностью гаона. Велико влияние гаона и на возвращении евреев в землю Израиля, когда гаон выступал как первый предвестник новой алии в новое время. Гаона считают своим отцом-основателем даже религиозные .

Ученики

  • Хаим из Воложина
  • Гилель из Шклова
  • Менахем Мендель из Шклова
  • Менаше из Илии

Книги

Эвен Шлема
Агахот агра - глоссы к вавилонскому Талмуду

Виленский Гаон о каббале

Виленский гаон изучал каббалу с семилетнего возраста и придавал её изучению первостепенную важность. В своей книге «Эвен Шле­ма» он пишет: "Возрождeниe зависит, прeждe всeго, от изучeния науки каббала ", и предостерегает, что нельзя отказываться от изучения каббалы: «Каждому дана возможность постичь то, чему он был обучен во чреве матери (то есть, возможность реализовать тот потенциал, который был дан ему от рождения). И тот, кто мог постичь тайны Торы и не старался постичь их, - судим будет по всей строгости закона».

Виленский Гаон записал на полях своего молитвенника, что порядок постижения Торы начинается с тайны, а кончается простым смыслом («пшат»). Без понимания заложенного в Торе внутреннего духовного смысла человек воспринимает написанное в ней лишь как истории о событиях нашего мира. Такое восприятие Торы не называется «пшат».

Когда поймет основы в их полной мере, все прояснится одновременно - в полной мере и «пшат», и «ремез», и «друш», и «сод». Но до тех пор, пока не поймет тайной части Торы, даже «пшат» не поймет.

О Мишлей. 2.9

Иными словами, благодаря требуемым усилиям, которые человек прилагает с самого начала в скрытой Торе, он удостаивается раскрытой Торы, которая суть простой смысл. Таким образом, человек начинает с сокрытого, называемого тайной, а удостоившись, завершает простым смыслом. Поэтому «ПаРДеС» - «пшат, ремез, друш, сод» читается не снизу - вверх, а сверху - вниз, из мира Ацилут в наш мир. Тот же, кто воспринимает написанное в Торе, как рассказы, не занимается простым смыслом, а относится к Эрев Рав.

В будущем раскроет нам Моше все, - не как сегодня, когда это скрыто в Торе в виде рассказов, предназначенных для Эрэв Рав, не изучающих внутреннего смысла.

- «Свет Зоара» 3, 28 «Адам ве Ишто»

Биография

Родился в семье выдающихся раввинов. Его дед был р. Моше Рибкес - автор комментариев к Шульхан Арух - «Беэр агола». С детства проявил выдающиеся способности. К трём годам знал наизусть всю письменную Тору , которую мог процитировать даже в обратном порядке. До 7 лет учился у р. Моше Маргалиота из Кейдан, автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет женился, затем начал добровольное скитание по еврейским общинам, - обычай, глубоко укоренившийся у выдающихся раввинов. Во время своих скитаний посетил крупнейшие центры еврейской и мировой учёности, - такие, как Берлин, Прага и Амстердам, - где смог встретиться с крупнейшими раввинами и найти редчайшие рукописи.

В 1745 поселился в Вильно и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин поколения.

С 1760 года собрал вокруг себя выдающихся учеников, которым начал передавать часть своих знаний. В дальнейшем они развили идеи учителя, открыв йешивы и создав общины по его принципам.

Виленский гаон резко осудил хасидское движение, зарождавшееся в этот период. При попытке хасидских лидеров к примирению в 1772 и 1777 годах отказался даже встретиться с делегацией крупнейших хасидских вождей. Виленский гаон вскоре объявил против них «херем» (то есть бойкот), что частично остановило развитие хасидизма в Литве.

В 1780 году предпринял попытку эмигрировать в Эрец Исраэль, но вернулся назад, когда достиг Кёнигсберга. Гаон скончался в Суккот 1797 года, вскоре после введения русских войск в Литву.

О сути спора между хасидами и литаим

Критикуя хасидское движение, Виленский Гаон полагал, что поколение ещё не готово к широкому распространению каббалы. Период раскрытия каббалы, по его мнению, должен начаться примерно в конце двадцатого века, о чём он пишет в своей книге «Голос Горлицы». Признаком приближающегося избавления будет то, что не останется сил терпеть.

Дни галута подобны месяцам беременности, а конец галута - последним часам предродовых мук. Когда у женщины боли усиливаются настолько, что нет сил терпеть, тогда утешит ее акушерка, что мучения уже не продлятся долго, и скажет ей: «Не бойся, это признак - вот-вот родится!»

Спор между Бааль Шем-Товом и Виленским Гаоном шел не по поводу самого духовного , а о том, каким методом привести к его реализации в человеке. Они оба думали о том, как донести духовное до людей. Это не значит, что т. н. «митнагдим» и Виленский Гаон были против метода каббалы, против ее распространения. Когда к Виленскому Гаону попала книга Рамхаля «Путь Творца», он сказал, что это божественная книга, в которой нет ни одного лишнего слова, и говорят, что он даже оделся в свою субботнюю одежду, для того чтобы читать эту книгу. Он хотел этим показать, насколько почитает Рамхаля, и это известие сразу же распространилось, и тогда прекратилась травля Рамхаля и его гонения в связи с наложенным на него «херемом» (отлучением от еврейской общины).

ВИЛЕНСКИЙ ГАОН

(1720-1797)

Элиягу бен Соломон Зальман, известный как Виленский Гаон (или Гений из Вильно), был, вне сомнения, величайшим мыслителем в долгой истории еврейских мудрецов. Раввинские ученые наших дней сравнивают его мыслительные способности с оперативной памятью современных компьютеров.

Несомненно его влияние на развитие еврейской философской и религиозной мысли, но ничтожно его воздействие на нееврейский мир. Почему тогда духовное лицо из запертого гетто включено список самых влиятельных евреев в мировой истории? Вильнюсский мудрец – последний из великих раввинов так называемого героического века. Вместе со своими современниками – светским философом немецкого Просвещения Мозесом Мендельсоном и основателем экстатического хасидизма Исраэлем Баалом Шем Товом Виленский Гаон представляет третье направление развития иудаизма той эпохи, кульминационный пункт раввинского изучения Торы и ее догм. Эти три великих мыслителя сформировали современный иудаизм на рассвете индустриальной эры и сделали эту религию такой, какой она является сегодня.

Он был одним из необыкновенно одаренных людей в еврейской истории. Как известно, он начал увлеченно изучать Талмуд – комментарии к закону Моисееву в шесть лет и годом позже уже выступал с лекциями по правовым и нравственным положениям в главной синагоге Вильно. В восемнадцать лет он женился на богатой женщине, родившей ему трех сыновей и обеспечившей ему уют, чтобы он мог не зарабатывать себе на пропитание, а только изучать Талмуд по восемнадцать часов в сутки день за днем и год за годом вплоть до своей смерти на семьдесят восьмом году. Он никогда не занимал никаких официальных постов. В этом не было нужды, и он только изучал, писал и провозглашал. Он стал бесспорным лидером восточноевропейских традиционных иудеев.

Этот аскетический гений, подобно Маймониду, высоко ставил ученость в расширении понимания человеком иудейского закона. Он призывал учеников изучать переводы на иврит научных и математических работ. Это был революционный поворот, который привел изучение Талмуда в соответствие с основной тенденцией общества. Однако он настаивал на том, что такое изучение должно всегда стоять на службе закона и никогда не противоречить ему.

Он пересмотрел иудейский молитвенник, отбросив тысячелетнюю поэзию и внедрив пение в богослужение. Многое из музыки ашкенази, которую набожные евреи знают сегодня, восходит ко времени Вильнюсского мудреца.

Почему этот гений требовал от себя столь скрупулезных и длительных повседневных занятий? Говорили так: если бы Гаон не занимался восемнадцать часов в день, тогда остальные раввины по всей Европе занимались бы еще меньше и забыли бы, что происходит с ассимилированным евреем.

Его набожность равнялась жесткой и холодной логике и бесподобному знанию по памяти Священного Писания и комментариев к нему. Он никогда не боялся указывать на несоответствия в Талмуде и предлагал собственные рациональные решения. Его аналитический метод предвосхитил, на два столетия современный академический подход к пониманию закона Моисеева.

Он почти не спал. По рассказам его сыновей, он обходился двухчасовым сном в день. Часто Мудрец держал ноги в холодной воде, чтобы не заснуть во время научных занятий.

Когда ему стало известно о почти фанатическом энтузиазме хасидов и об их традиционных бродячих учителях, приходивших в экстаз от молитвы, он призвал к их преследованию. Мудрец считал, что акцент хасидов на пылкой молитве, с почти безумной страстью представлял угрозу традиционному изучению закона Моисеева. Движение хасидов, однако, наставляло обычного человека на путь истинный таким способом, с которым отшельник, каковым был Вильнюсский мудрец, не мог и не желал мириться. Он подготовил документы на отлучение, настаивая на том, что правоверным евреям не годится иметь что-либо общее с хасидизмом.

Этот раскол в религиозной мысли был преодолен только после его смерти (согласно хорошо известной легенде, хасиды плясали на его могиле), когда над правоверным иудаизмом нависла угроза еврейского Просвещения.

Сегодня все взоры обращены на Ближний Восток: в этом крупнейшем нефтедобывающем регионе полыхает война за интересы крупнейших стран.

Кроме региональных держав, в конфликте активно участвовали США, Великобритания, Саудовская Аравия, Катар и Турция, а с недавних пор подключилась и Россия.

Мир затаил дыхание: чем закончится противостояние? Между тем израильтяне не лишены оптимизма, помня о пророчестве Виленского Гаона .

ИЗ УСТ В УСТА

Долгое время пророчества Виленского Гаона держали в строжайшей тайне, но в прошлом году его правнук, раввин Моше Штернбух, впервые предал их огласке. Это случилось после того, как Крым присоединился к России в марте 2014 года. Ведущий духовный авторитет ультраортодоксапьной общины Израиля раввин Штернбух заявил: приближается время Спасителя.

«Хотя я говорил, что не буду раскрывать вам тайны, одну я все-таки раскрою, потому что это не моя тайна, ее раскрыл еще раввин Ицхак Хевер, да будет благословенна его память, ученик раввина Хаима из Воложина... а тот слышал ее от самого Виленского Гаона, который рассказал об этом незадолго до того, как покинул этот мир. Когда услышите, что русские взяли... Крым, знайте, что наступают времена Избавителя».

После того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, Россия ввела санкции против Турции, но одними помидорами, как утверждает президент Путин, противная сторона не отделается. Турецкие власти во главе с Эрдоганом категорически отказываются извиняться, грозя в ответ тоже ввести санкции. Ситуация настолько взрывоопасна, что многие заговорили о начале Третьей мировой войны.

В это время в Израиле снова вспомнили откровения древнего мудреца Виленского Гаона: «Когда флот русского царя пройдет через проливы Босфор и Дарданеллы, настанет время надеть субботнюю (праздничную) одежду по случаю скорого приходы Мессии».

Это пророчество, получившее большое распространение, имеет под собой реальные основания.

ГОГ И МАГОГ

Виленский Гаон прорицал, что перед приходом Избавителя между гогом и магогом начнется война. Согласно Ветхому Завету, гог и магог — это два враждующих народа, причем магог живет на севере. Евреи часто ассоциировали магог с Россией, поэтому многие из них воспряли духом, когда российские боевые корабли оказались у берегов Сирии.

Не секрет, что отношения Израиля и Турции оставляют желать лучшего, а турецкого президента Эрдогана евреи, мягко говоря, недолюбливают. Вскоре после инцидента с российским самолетом некоторые евреи открыто заявили о скором падении режима Эрдогана. Самое удивительное, что и сами турки косвенно подтверждают пророчество Виленского гения.

Еще архимандрит Леонид в XIX веке был тому свидетелем. Вот что он писал в своем исследовании «Турецкие прорицания о судьбе Царьграда»: «Замечательный факт, что в умах самих обладателей Царьграда — турок — таится с давних пор глубокое убеждение, основанное на прорицаниях их же книгочеев, что Царьград рано или поздно должен быть взят северным народом, то есть «московами».

На надгробии императора Константина, в честь которого был назван Константинополь, написано: «В северной стране восстанет некий великий могучий язык (народ), который Измаила (Турцию) окончательно победит и Седмихолмие (Константинополь) возьмет со всеми его принадлежностями».

ГЕНИЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ

Так кто же он — Виленский Гаон? Его настоящее имя — Элияху бен Шломо Залман . Будущий мудрец родился в 1720 году в семье выдающегося раввина в небольшом местечке Селец в окрестностях Бреста. Дедом его был раввин Мойше Рибкес — толкователь Библии и других ветхозаветных текстов.

Ребенок с детства демонстрировал недюжинные способности. К трем годам наизусть читал всю Тору, мог процитировать ее даже в обратном порядке. До 7 лет обучался у известного раввина-энциклопедиста, но потом настолько превзошел всех учителей, что стал учиться самостоятельно. Равных ему по учености просто не нашлось! Кстати, учился всю жизнь до самой старости, что завещал и своим ученикам.

В 18 лет Элияху женился, затем предпринял добровольные скитания по еврейским общинам — традиция, глубоко укоренившаяся у выдающихся раввинов. Во время паломничества посетил крупнейшие центры еврейской и мировой учености, такие как Берлин, Прага, Амстердам, где встречался с крупнейшими раввинами, искал редчайшие рукописи, набирался знаний.

В 1745 году навсегда обосновался в Вильно и постепенно стал приобретать известность в еврейском мире как выдающийся раввин своего поколения. Тогда же за ним закрепилось прозвище Гаон, что в переводе с иврита обозначает «гений».

С 1760 года собрал вокруг себя учеников, которым начал передавать часть своих знаний, в дальнейшем они развили идеи учителя, открыв ешивы и создав общины по его принципам. Среди них особенно выделялся раввин Хаим из Воложина, пользовавшийся большим доверием своего патрона. Хотя Элияху бен Шломо Залман никогда не занимал официальных должностей, еврейская община Вильно платила ему жалованье и выделяла деньги на ешиву.

Аскет по натуре, никогда Гаон не занимал никакой должности в еврейской общине, предпочитая работать самостоятельно и не зависеть от бремени возложенных на него обязанностей. Тем не менее он считался бесспорным духовным лидером литовского, польского, белорусского и русского еврейства.

Мемориальная табличка на доме по улице Жиду в Вильнюсе

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Виленский Гаон прославился также благодаря своей резкой позиции по отношению к хасидам. Он осуждал их за измену еврейской традиции и пренебрежение к людям, изучающим Тору, считающимся элитой в еврейских кругах. В 1772 и 1777 годах хасиды предпринимали попытки примириться с Гаоном, но он был настолько тверд и непоколебим, что даже отказался встречаться с делегацией крупнейших хасидских лидеров.

Мудрец назвал их еретиками, а их движению объявил бойкот, чем настроил против себя всех хасидов. Зато благодаря его твердой позиции хасидизм частично приостановил свое победное шествие по Европе.

В 1780 году Виленский Гаон попытался эмигрировать в Эрец-Исраэль — так евреи называли Землю обетованную, которая позже стала Израилем. По сути, он одним из первых предпринял попытку провести в жизнь вековечную мечту своего народа — вернуть себе исторические земли. Однако мудрец достиг только Кенигсберга и по непонятным причинам вернулся обратно, в Вильно.

Гаон скончался во время праздника Суккот в 1797 году, вскоре после введения русских войск в Литву. В Вильно распространились слухи, что местные хасиды, узнав о его кончине, танцевали от радости. Ортодоксальные же евреи скорбели об уходе из жизни своего духовного наставника. Гаона похоронили на еврейском кладбище в предместье Снипишекес (Шнипишкес) на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы.

Кладбище было закрыто в 1930 году, а в 1949-1950 годах ликвидировано. Тело духовного лидера перенесли в склеп на новое еврейское кладбище в Шишкине. Там же нашли последнее пристанище его жена и сын.

ПОТОМКИ ГЕНИЯ

Сегодня почитание Виленского Гаона у ортодоксальных евреев не знает границ. Они чтят его за великое затворничество, за его воззрения, которые легли в основу современного иудаизма. В сердцах евреев нашел отклик и его призыв вернуться на историческую родину.

Виленского Гаона называют предвестником еврейской репатриации. Сам он до Палестины не дошел, но отправил туда учеников с семьями, которые составили ядро первых еврейских поселенцев будущего Иерусалима. Сегодня его почитатели свято верят, что оставленные в склепе Гаона записки с просьбами обязательно дойдут до Бога.

Виленский Гаон подарил миру талантливых потомков. Среди них Илья Ефрон — основатель издательского дома «Брокгауз и Ефрон», а также премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

Влад РОГОВ



Характеристика мужчин