Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств. Почему убивают священников? Где убили священника

Эта трагедия в Подмосковье шокировала всю страну. Несколько дней назад родные 30-летней Анны Горовой заявили о ее исчезновении. Добропорядочная жена и хозяйка, мать двоих детей – старшему сыну семь лет, младшему – полтора, никогда раньше не уходила из дома. Но вскоре ее истерзанное и засыпанной землей тело, на котором насчитали с десяток глубоких ножевых ранений, нашли в лесополосе под Солнечногорском. Тут же по подозрению в убийстве был задержан муж Анны – священник , иерей Николо-Угрешского монастыря Дионисий Горовой. Оказывается, странности в его поведении были и раньше, но никто и представить не мог, какие бесы на самом деле вселились в батюшку…

ПСИХОТЕРАПЕВТ ДЛЯ БАТЮШКИ

Первые звоночки о неадекватности 30-летнего священника стали поступать еше в прошлом году. Отец Дионий, выпускник духовной семинарии, служил старшим священником в храме святого мученика Виктора Дамасского в Котельниках. Проводил все традиционные обряды – исповеди, причастия, венчания.

Он создал прекрасную воскресную школу, был добрым пастырем и многим помог, - рассказывает прихожанка Юлия. - Наш храм строился и расписывался под его руководством. Моя первая исповедь была у него, мое первое причастие – тоже у него. Но потом что-то случилось, человек заболел, вовремя не распознали, это и привело к трагедии.

Оказывается, в 2017-м прихожане стали жаловаться на батюшку – сначала просто шептались, а потом и во всеуслышание стали заявлять, что священник ведет себя совсем не по-христиански. Говорят, женщинам не нравились его намеки и жесты: в итоге батюшку заподозрили в домогательствах. Но учитывая, что серьезных нарушений за священником не было, вопрос о лишении сана поднимать не стали. Но от греха подальше в декабре прошлого года отца Дионисия отстранили от службы.

Наместник монастыря, заметив неладное и начав получать многочисленные жалобы прихожан на странности в поведении, перевел его служить в монастырь, где он участвовал в соборном служении, не исповедовал и не проповедовал, - говорит Александр Волков , руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси . - Определенная неадекватность в реакциях наблюдалась у отца Дионисия последние полгода – возможно, проблемы были на медицинском уровне. В какой-то момент для беседы со священником даже пригласили опытного психотерапевта. Было известно, что у него проблемы в семье, но на попытки узнать что-то более подробно супруга отвечала решительным отказом: мол, у нас все хорошо.

А несколько дней назад отец Дионисий ушел в отпуск. Видимо, чтобы раз и навсегда решить свои семейные проблемы.

«ЖЕНУ В СЕМЬЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ»

О том, что у Ани и Дениса было не все гладко, знали лишь самые близкие. Безутешная родня женщины уверена, что этот союз со стороны мужа с самого начала был по расчету.

Денис с семьей в старших классах школы переехал в Подмосковье из родного Краматорска Донецкой области, - делится с «КП » его бывший одноклассник. – Он всегда был зажатым, закомплексованным, с девочками не общался. Родители его были обычные работяги, не священнослужители. Но строгие - именно они решили, что сын будет служить в церкви. Это, мол, перспективно и люди уважать будут.

Так в начале нулевых Горовые перебрались в подмосковный Дзержинский, устроили сына в Николо-Угрешскую семинарию. На старших курсах будущий иерей познакомился с симпатичной ровесницей Аней Соколовой . Тогда перед Денисом стоял выбор – быть ли монахом или священником? В первом случае надлежит отречься от плотских удовольствий, во втором иметь жену – фактически необходимость, доказательство порядочности и патриархальности. Так Горовой решил жениться: в 2008 году сыграли свадьбу, а через год муж получил сан иерея и приход. Карьера пошла в гору – вскоре отец Дионисий стал проректором в родной семинарии.

А вот дома с каждым годом становилось все хуже. Аня работала педагогом – преподавала в колледже культуру речи, подрабатывала репетитором, готовила школьников к ЕГЭ . Мужа раздражала ее постоянная занятость, а когда супруга ушла в декрет – постоянное сидение дома. Что бы жена ни делала, супруг был недоволен. Казалось, добропорядочный священник, едва переступив порог квартиры, забывал о сане и превращался в домашнего тирана . Ссоры стали регулярными.

Он с самого начала говорил: «Жену в семье нужно воспитывать», - рассказывает бывший коллега Горового по семинарии. – Мы давно не общались, но эти слова врезались в память, потому что с его интеллигентным образом они никак не вязались.

Однажды родные увидели у Ани синяки. Задали вопрос в лоб: это он? Но женщина все отрицала.

Анечка была не из тех, кто жалуется на жизнь, - объясняет ее подруга по двору в Дзержинске Наталия. – В их семье как раз она была глубоко верующим человеком, ходила в церковь и жила по христианским заповедям. Что бы не случалось, она принимала очень смиренно. Я всегда ей в этом завидовала, и только теперь поняла, что зря…

ВОПРОС - РЕБРОМ

Мог ли развод помешать карьере священника?

По одной из версий, отец Дионисий зарезал супругу, когда она заявила о желании развестись. Якобы, развод, а тем более развенчание могло поставить крест на карьере отца Дионисия. Однако, на форумах священнослужителей, где активно обсуждают трагедию, однозначно заявляют, что это не так. От развода по инициативе супруги может пострадать только личная жизнь.

Если сам священник пожелал развестись, то он подлежит запрещению в служении на основании канонических правил церкви. А если жена сошла с ума, загуляла и оставила супруга, то тогда, возможно, архиерей разрешит батюшке продолжить служение. Но во второй брак вступить уже будет нельзя. Придется просто вести воздержанный образ жизни или постригаться в монахи, что лишь откроет ему дополнительные перспективы роста. Развод по вине жены никак на дальнейшую «карьеру» не влияет. Более того, став монахом, священнослужитель может вырасти в епископа.


Родные видели у Ани синяки, однако она отрицала, что это дело рук мужаФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

КСТАТИ

Батюшка советовал женам терпеть раздраженных мужей

Священник Дионисий Горовой был участником проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте». Из его ответов следует, что батюшка любил современную духовную литературу, в том числе протоиерея Андрея Ткачева , последний известен своим жестким отношением к женщинам и семейным проблемам. А вот один из советов отца Дионисия подписчице, чья ситуация оказалась очень похожа на его собственную.

Здравствуйте, отец Дионисий! Я ищу выход из своего положения, помогите, пожалуйста. Я нормальная жена, люблю своего мужа и детей, вкусно готовлю, занимаюсь детьми, нахожусь всегда в хорошем настроении. И у нас все хорошо. Но когда вдруг я недомогаю или заболеваю, или же какое- то событие меня опечалит, мой муж начинает вести себя не очень по-доброму, нервничает, резко разговаривает. Я его прошу меня понять, но вот пока никак. Понимаю, что все скорби во спасение, стараюсь переносить достойно и с благодарностью. Но ведь мы близкие люди и хочется уверенности, что рядом есть поддержка земная, от близкого и любимого человека. Может быть Вы подскажете выход, или научите как себя вести, или что почитать. И еще раз простите меня. Помогай Вам во всем Господь.

Отец Дионисий Горовой:

Здравствуйте! Судя по Вашему вопросу, у Вас прекрасная семья, все у Вас хорошо. А то, что иногда возникают шероховатости, это следует покрывать любовью. У всех людей есть недостатки. Возможно, супруг за Вас переживает в эти моменты, и это выражается в раздраженном разговоре. Чаще молитесь за Ваших близких, и все наладится.

Протоиерей Александр Мень был убит утром 9 сентября 1990 года на тропинке к железнодорожной станции “Семхоз”. Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца – пьяница и уголовник якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года Следствие так и не кончилось судом.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен Серафим (Сергей Шлыков). Труп священнослужителя был обнаружен 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.

9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин . По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.

28 ноября 2008 года неизвестные . Его дом находится в селе Петрово Ярославского района близ областного центра. Дом практически сразу загорелся с трёх сторон. Священнику удалось выбраться на улицу. По словам священника, позже очевидцы рассказали ему, что видели на окраине села машину без номеров, в которой находились трое мужчин. После того как дом был подожжён, эти люди скрылись.

30 ноября 2008 года . Представители правоохранительных органов сообщили, что, по предварительным данным, взрывное устройство было самодельным. В результате взрыва пострадали два человека. Здание храма не было повреждено.

Был убит в городе Бельцы (Молдавия) 19 ноября 2007 года. 85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме. По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошел по следу, который оборвался у реки Рэут, однако вскоре бельцкие полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Руслан Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. В марте 2008 года он был приговорен судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. Судья счел необоснованными данные следствия о том, что Никорич намеревался ограбить священника, и пришел к заключению, что мотивом убийства стала месть. Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.

Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя. До этого злоумышленники избили послушника местного скита, который также отказал им в их требовании. В результате послушник попал в реанимацию. Обвиняемые задержаны, сознались в преступлениях и находятся в рыльском СИЗО.

24 августа 2009 года . Перед началом богослужения к владыке подошел мужчина, достал нож и нанес удар в область живота, а также повредил вены на руке, которой епископ успел закрыться от второго удара. Епископ Софроний был немедленно доставлен в ближайшую больницу и прооперирован. Нападавшего задержали прихожане и по прибытии наряда милиции передали в руки представителей правоохранительных органов. Позже выяснилось, что злоумышленник состоит на учете в Могилевской областной психиатрической больнице. В отношении нападавшего возбуждено уголовное дело по ст. 147 УК РБ («Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения»).

Ь. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике : “Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!”.

5 декабря 2009 г. перед всенощной в Москве совершено нападение на священника Виталия Зубкова – клирика храма апостола Фомы на Кантемировской (настоятелем которого был убиенный ), известный миссионер, индолог, автор ряда публикаций о миссии в Индии, участник нескольких миссионерских поездок в Индию. Как рассказал о.Виталий, нападение было совершено, когда он шел в храм на всенощную, нападавших было трое, они подбежали и начали избивать священника. «Я шел, думал, молился и тут удар, я ничего даже не понял», – рассказал отец Виталий. Он упал, его продолжали бить, сколько это длилось – священник не знает. Били сначала по ногам, потом по голове.

Вечером 22 декабря 2009 года из хулиганских побуждений . Преступники застрелили священника после того, как он им сделал замечание за то, что они справляли естественные надобности в подъезде.

24 апреля в селе Янтиково Яльчикского района Чувашии рядом с церковью было обнаружено тело 46-летнего священника протоиерея Анатолия Сорокина . Он был убит выстрелом в спину. СКП по Чувашии возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса (убийство). Через два дня оперативникам удалось установить и задержать подозреваемого. Им оказался 47-летний житель деревни Сугайкасы Канашского района. Предполагаемый убийца священника состоит на учете у психиатра и находится на инвалидности по психическому заболеванию. Десять лет назад подозреваемый решением Канашского районного суда был признан недееспособным.

5 мая 2010 года в Чебоксарах было обнаружено тело с ножевыми ранениями. Погибший – настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района иеромонах Вадим (Смирнов). Подозреваемый задержан. Ведется следствие.

был убит в собственном доме в с. Кадышево Ульяновской области ночью 17 января 2011 года. Игумен Виссарион (в миру иерей Василий) – восстанавливал храмы, служил в с. Волчино (Псковской Обл.), однако из-за ограбления и угроз, покинул это место и вернулся в родное село, восстановил храм в нем и в соседнем селе. Взял на перевоспитание алкоголика, а тот ответил ему убийством – напившись, избил до смерти и заснул в доме убитого, где и был пойман. По не уточненным данным, суд решил отпустить убийцу и дать условное наказание.

Протоиерей Павел Адельгейм убит 5 августа 2013 года во Пскове. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот. После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию.

Монахиня Людмила (Пряшникова)

9 февраля 2014 года около 14.00 в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии (собор Воскресения Христова) ворвался вооруженный, где произвел несколько выстрелов. От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора.

Иерей Георгий Никишов

Клирик Свято-Петро-Павловского храма города Первомайска, Луганской области, иерей Георгий Никишов. Как сообщается на сайте Северодонецкой и Старобельской епархии, отец Георгий погиб 28 июля 2014 года вследствие осколочного ранения.

Протоиерей Павел Жученко

Под Славянском был застрелен священник УПЦ МП протоиерей Павел Жученко, служивший в храме Святого Димитрия Донского в городе Дружковка Донецкой области. Обстоятельства гибели священника неизвестны.

Протоиерей Владимир Креслянский

Года во время обстрела погиб протоиерей Владимир Креслянский. Священник возвращался домой с вечернего богослужения. В этот момент снаряд попал прямо в дом. Батюшка получил ранение руки и погиб от потери крови. Сиротами остались пятеро детей.

Иерей Роман Николаев

В ночь с 25 на 26 июля 2015 года неизвестные дважды выстрелили в настоятеля храма великомученицы Татианы на Оболони . Злоумышленники в масках подстерегали отца Романа у двери его квартиры. Получив ранение в голову, священник скончался 29 июля в больнице, не приходя в сознание.

Инокиня Алевтина (Кравчук)

62-летняя инокиня Вознесенского Флоровского монастыря в Киеве 28 июля 2015 года в своей квартире, со связанными руками и следами побоев. Причиной смерти милиция назвала удушение. По словам родных, матушка Алевтина тяжело болела и готовилась к операции. Перед тем как лечь в больницу, она приехала на свою киевскую квартиру, чтобы привести себя в порядок.

Иеромонах Роман (Перов)

30 октября 2015 года иеромонах Роман (Перов), настоятель Покровского храма села Пузево Бутурлиновского района Воронежской области. Его зарезал 25-летний гастарбайтер, гражданин Узбекистана. Он ударил священника ножом в грудь в доме, расположенном на территории церкви. После этого угнал автомобиль настоятеля, но попал в ДТП. На место приехали сотрудники ДПС, и преступник сам рассказал им об убийстве.

Протоиерей Анатолий Лысенко

Настоятель храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в жилом массиве Левобережный-3 в Днепропетровске (Украина) пострадал при нападении грабителей в ночь на 26 апреля 2016 года, его жена убита. Бандиты связали и пытали священника и его жену. Отца Анатолия погрузили в багажник автомобиля и вывезли за город, где продолжали пытать до потери сознания. Матушка Ирина была оставлена на полу в доме и к возвращению священника была уже мертва. Предположительно грабители рассчитывали найти в доме протоиерея деньги на строительство церкви.

Игумен Даниил (Соколов)

Тело настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) с признаками насильственной смерти было обнаружено 7 июля 2016 года. Настоятель был найден мертвым в своей келье после утренней службы.

Прихожанки Свято-Георгиевского собора города Кизляра, Дагестан

В Кизляре (Республика Дагестан) 18 февраля преступник по людям, выходившим из Свято-Георгиевского собора после богослужения.

Имена погибших при нападении на храм:

Моргунова Вера Гавриловна,
Щербакова Людмила Георгиевна,
Терлиян Надежда Сергеевна,
Мелькомова Ирина Сосиковна,
Блинникова Вера Сергеевна

В списке жертв, опубликованном РБК, пятой погибшей значится Людмила Леудкина, а Вера Блинникова указана, как пострадавшая. В больнице находятся Надежда Кушнарева и Наталья Плетухина. Ранения получили правоохранители, которые пытались остановить преступника - сотрудник ППС Магомед Рамазанов и боец Росгвардии Султан Хизириев.

Погибшая Людмила Щербакова (в центре в голубом платке) и другие прихожанки храма в Кизляре | Mash

5 августа в Псковской области был убит известный священник о. Павел Адельгейм (РПЦ МП). Это злодеяние всколыхнуло российское общество. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил, что «убийство священника — это вызов обществу, поругание над самыми основами морали, нравственности и веры».

Вместе с тем, интерес общественности вызывает и сама личность покойного. Он был известным писателем, знатоком церковного канонического права, в некоторых своих статьях затрагивал и тему старообрядчества. О трагической кончине о. Павла и его личности успели высказаться представители самых разных конфессий, общественные деятели и светские публицисты.

Сегодня наш сайт публикует мнения некоторых старообрядческих авторов.

«Эта пастырская жизнь была крайне опасной. Опасной для сатаны»

Мы опять узнали о насильственной смерти христианского священника в России.

Сейчас слышны возгласы о том, что с каждым таким случаем христианское священническое служение становится все более опасным. Я так не считаю. Священников убивали всегда. И не больше, чем представителей тех или иных социальных групп и профессий. Что во времена репрессий и гонений, что во времена относительного благополучия.

Если посмотреть на статистику убийств священнослужителей в России (очень интересную подборку подготовил портал «Православие и мир», в список убитых священнослужителей включен и старообрядческий священноинок Димитрий), то мы видим, что журналистов, бизнесменов, милиционеров за этот период было убито в разы больше. Поэтому я не поддерживаю высокопарные слова о том, что быть священником в России сейчас смертельно опасно.

С другой стороны, образ убитого отца Павла Адельгейма показывает нам, как опасно по жизни быть честным священником. Я не был с ним знаком лично. Но я доверяю мнению тех моих знакомых, которые знали отца Павла. По мнению этих людей, отец Павел являл собой деятельный пример пастырского служения.

Он образцово построил свои отношения с семьей, с церковным начальством, с сослуживцами, с собратьями и паствой. Он был включен в клир РПЦ МП, но при этом оставался полностью свободным человеком. Он смог оторваться от материального благополучия, но при этом совершенно не нуждался. Он судился со своим митрополитом, но при этом оставался у него в подчинении. А чего стоит рассказ его матушки о последних днях его жизни, о том, как отец Павел возился с совершенно незнакомым ему человеком, с его будущим убийцей! И, конечно же, для любого христианина понятен возглас убийцы после совершенного им злодеяния: «Сатана!» Такое жертвенное служение и становится опасным. Опасным для сатаны.

Кончина священника Павла Адельгейма более чем достойная для христианина и священника. Да, она не на смертном ложе произошла, не после красивого прощания с родными и не со свечкой в руке. Но и Христос умирал не очень красиво и художественно. И пусть утрут слезы его близкие и родственники. Они ничего не потеряли, а отец Павел приобрел. «Смерть мужу покой есть». А разве не к этому стремится каждый христианин?

Единственно, кто многое потерял со смертью Павла Адельгейма — это РПЦ МП. Отец Павел был одним из немногих священников, кого называют «человеком-совестью». Вот он был совестью РПЦ МП. Он был неумолкающим внутренним голосом, который реагировал на всякую неправду и несправедливость чиноначалия. Что очень важно — он был внутренним голосом. Он не просто критиковал и изголялся, он пытался вести и жить так, как он предлагал. И нести полную ответственность. РПЦ МП тоже понимала, что такие священники очень нужны — его не запрещали и не извергали.

Для того, чтобы семя проросло и принесло плод, ему нужно умереть. Вот отец Павел умер. Принесет ли его смерть плод для РПЦ МП? Услышат ли его глас после смерти? Поймут ли, за что он боролся и чему противостоял?

Неформатный священник

С отцом Павлом Адельгеймом я познакомился сперва заочно. Это случилось на страницах газеты «Община-XXI век», издававшейся в 2001-2005 годах.

Газету возглавлял ещё один религиозный диссидент эпохи СССР, отсидевший за свои убеждения — Александр Огородников. Публикации Адельгейма оказались удивительно созвучными с моими представлениями о развитии восточного христианства. Он много писал о народности Церкви, о её соборности, о роли мирян в жизни церковной общины.

В личности о. Павла меня, однако, интересовал не только его интерес к темам церковной демократии или старообрядчества. Он был из немногих, кого бы я назвал «старорежимным» священником. Священником, ставшим служителем алтаря не по воле случая, попав за парту духовной семинарии или начитавшись духовных книг, а непосредственно воспитанном в атмосфере духовной, эмоциональной и бытовой преемственности. Он с детства посещал храм втайне от всех и сохранил горение в вере не только в страшные советские, но и в нынешние лукавые времена. Он не поклонился советским спецслужбам, требовавшим от него сотрудничества, за что и был приговорен, по доносу своих же сослужителей, к лишению свободы.

Не стал он соглашателем и хоронякой в новой России. В отличие от многих новопризванных в 90-е годы священников, ставших обычными требоисполнителями, он мог себе позволить открыто высказывать своё мнение, подкрепленное не только обширными познаниями в области церковной истории и права, но и собственным исповедническим опытом открытого противостояния безбожной власти.

Священник Павел Адельгейм не вписался в духовный официоз. Церковь для него была не отвлеченной государственно-религиозной условностью, конфессиональной конструкцией, но единением людей во Христе, соборной общностью, подчиняющуюся не земным, но небесным законам. К сожалению, эти устремления о. Павла так и остались в его мечтах.

Подобно многим богословам эмигрантской волны и русского зарубежья, Адельгейм имел широкие взгляды. И не со всеми из них, наверно, я бы мог согласиться. Однако его пастырский и исповеднический опыт был важен для многих, особенно сейчас, после торжественного и помпезного празднования 1025-летия христианства на Руси. Наблюдая жизнь таких людей, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, можно с уверенностью сказать, что это время не прошло совсем бесследно для нашей земли.

Последний раз я видел о. Павла Адельгейма на богословской конференции в Москве. В промежутках между заседаниями к нему выстраивалась очередь из женщин в черных платочках, мужчин в наколках, заплаканных девушек и прочих людей, явно не участников этой конференции. Пожилой о. Павел внимательно выслушивал их длительные рассказы и что-то говорил им, невзирая на свою очевидную усталость, телесную немощь и явный «неформат» такой исповеди.

Смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

Смерть священника от руки убийцы — всегда событие, выходящее за рамки обыденности. С одной стороны ХХ в. явил множество примеров таких убийств, и даже в массовых масштабах, но с другой стороны — те убийства были безличными, а произошедшее во Пскове в понедельник — особое. Обстоятельства убийства в целом довольно банальны — психически больной юноша обратил свою агрессию на ближайшего к нему человека. Схватил со стола нож и ударил.

Так, в ситуации бытовой поножовщины с психиатрической подоплекой, закончился жизненный путь далеко не ординарного священника Павла Адельгейма. И перед лицом смерти вдруг оказалось, что смерть его не вписывается в обстоятельства, она завершает некоторый путь и придает новое звучание тому, что пытался донести в своих книгах, интервью и проповедях о. Павел.

Священник Павел Адельгейм не был диссидентом в простом смысле слова, он был церковным правдолюбцем, вроде Бориса Талантова, о. Глеба Якунина, ксендза Ежи Попелюшко и других. В том смысле он отличался даже от убитого столь же ужасным образом и, вероятно, также сумасшедшим, о. Александра Меня. А именно такие правдолюбцы выполняют важную сигнальную функцию — они свидетельствуют о неправде или серьезных сбоях в работе института церкви.

Отец Павел очень много и часто говорил о кризисе православия, о том, что церковь «кончилась», имея в виду, прежде всего, слияние церковного и государственного, альянс, разрушающий сакральное. И в этом смысле существовал как запрос на то, что он говорит, так и запрос на то, чтобы он замолчал. Такой запрос иногда формулировался прямо, иногда косвенно, но он был.

Епископ Псковский Евсевий прислал о. Павлу на подпись «покаяние». Тот не подписал и продолжил бороться за правду, за что на него посыпались церковные наказания. Теперь, после смерти о. Павла, забот у псковского архиерея и всех, озабоченных предотвращением выноса сора из избы, станет поменьше. Запрос на герметичность среды, на «невынос», очень заметен в наших институтах, находящихся в кризисе, которые не могут справиться с обсуждением своего состояния: в армии, в полиции, в школе. Везде есть стремление закрыть институт для обсуждения, но в церкви этому стремлению придают искусственный статус «защиты святыни». Отец Павел сломал этот негласный корпоративный договор и поставил под вопрос соответствие РПЦ МП своему социальному месту. Его последние интервью не оставляют в этом сомнений. Смерть о. Павла означает дефицит правды и критики в церкви, находящейся в структурном кризисе.

Запрос на то, чтобы он говорил — объективный запрос всего института на изменение, прежде всего, на деполитизацию и дистанцирование от власти. Процесс, на который указывал покойный священник, крайне болезненный, но результат затягивания его — расцерковление той части населения, прежде всего, интеллигенции, которая пришла в церковь в 1990-х на волне чаемого возрождения православия. Вместо возрождения началось превращение РПЦ МП в идеологического контролера и идеологического гаранта. Отец Павел указывал, что возрождается отнюдь не вера и не религиозная этика, а проект «политическое православие». Со смертью о. Адельгейма в РПЦ остается мало человек, способных столь же авторитетно и свободно говорить обо всем этом. Лагерник, поэт, писатель, церковный публицист — такого больше нет. Поэтому смерть о. Павла означает и критический дефицит кадров для обновления.

В том, что сумасшедший юноша убил приютившего его старика, как зверь, который неожиданно кусает гладящую его руку, нет ничего невиданного. Такие вещи, увы, случаются — и с животными, и с безумными людьми. Необычно другое — как быстро все осознали, что эта смерть становится в ряд других убийств священников и иноков. Тем самым общество, и в особенности думающее и говорящее общество, выстраивает некий смысл, некое послание. Получается, что некая слепая сила, которую можно условно назвать энтропией, уничтожает в церковном институте лучшее, оставляя конформистов и карьеристов. Сердце церкви тем самым помещается в убитых священниках. Это есть выражение глубокого пессимизма и разочарования.

Убийца Сергей Пчелинцев приехал к отцу Павлу за помощью. Но получить эту помощь он не смог, не захотел, и в конце концов больное сознание сделало адский выверт. Для того, чтобы получить духовную помощь, надо уметь ее получать. А этот навык, похоже, утерялся, и научить этому сложно. Поэтому смерть о. Павла означает еще и потерю обществом важных социальных навыков, которые тысячелетиями реализовывались через церковь, а теперь их непонятно как реализовывать. Непонятно, как каяться, как получать отпущение, как соединяться с абсолютом. Этому не учат, или учат недостаточно и неверно. А значит, смерть о. Павла — личная беда, указывающая на духовную беду куда более серьезного масштаба

5 августа в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Убийца приехал из Москвы к священнику за словом утешения и духовной поддержкой. Он жил у отца Павла 2 недели. И вот вчера вечером молодой человек неожиданно ударил священника ножом, а потом попытался покончить с собой. Сейчас он в больнице. СМИ, со слов полицейских, говорят о сумасшествии. Разбираем случаи, по каким причинам нападают на священников - приступ безумия, ограбление, бытовая ссора, пьяный угар, ненависть к Православию?

Отпевание трех оптинских монахов, убитых на Пасху 1993 г. Фото: Optina.ru

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше. Все убийства можно разделить на четыре большие группы: религиозный экстремизм, ограбление, бытовые преступления и нападения сумасшедших.

Бытовые ссоры

Разговор об убийствах духовенства нужно начать с одной оговорки. Не всегда нападение на священника связано с его служением. Представитель Церкви мог становиться жертвой хулиганов, которым безразлично то, чем занималась их жертва.
Самая большая группа нападений на священнослужителей - это бытовые преступления -поджоги, ограбления, убийства на почве страха или личной неприязни.

В 2003 году в Карелии был убит иеромонах Нил (Савленков). Его убийцей оказался ранее судимый мужчина, который обиделся на то, что ему не разрешили курить в монастыре и отвели не лучшее место для проживания.

В том же году в селе Раифа (Татарстан) был зарезан иеромонах Исаия (Яковлев) Он отказался ночью везти 19-летнего пьяного местного жителя в соседний город.
Иеромонах Александр (Тыртышный) убит злодеем, попросившим его об исповеди на дому, когда священник, придя к нему, надел рясу, вместо покаяния преступник ударил его ножом, а затем ограбил.

В 2009 году в Курской области двое молодых людей до смерти избили иеромонаха Ефрема (Гаценко), отказавшегося дать преступникам денег на алкоголь.

В 2009 году в подъезде собственного дома в Московской области застрелили протоиерея Александра Филиппова. Священник сделал замечание пьяным, справлявшим малую нужду возле дома. Обидевшись, хулиганы отправились за ним в подъезд и совершили убийство. При этом отец Александр был в гражданской одежде.

В 2011 году в Ульяновской области взятый на перевоспитание алкоголик до смерти избил игумена Виссариона (Глазистова). Преступника нашли мертвецки пьяным в доме убитого.

Ограбление

В 2005 году грабители зверски убили архимандрита Германа (Хапугина) - настоятеля Давидовой пустыни. В келье архимандрита был вскрыт сейф.

В 2005 году в Тверской области священник Евгений Адигамов отправился на встречу с жертвователями. Вместо денег на строительство храма злодеи повесили его в заброшенной квартире и ограбили.

В 2006 году в Тверской области в собственном доме сгорел священник Андрей Николаев с семьей. Батюшка защищал церковь от местных алкоголиков, которые пытались ее ограбить, и поплатился за это жизнью.

В ночь на Рождество 2007 года погиб священник Олег Ступичкин. Его храм в свердловской области подожгли и похитили оттуда 20 икон.

В 2007 году в своем доме в Ивановской области был зарезан игумен Авенир (Смолин). Из дома убитого пропали небольшая сумма денег и личное имущество.

В 2010 году в Чебоксарах зарезали иеромонаха Вадима (Смирнова).

18 апреля 1993 года, в Пасхальную ночь, в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). У монастырской звонницы Николай Аверин нанес смертельные ранения инокам, звонившим в колокола. Затем, неподалеку он со спины напал на иеромонаха Василия. Убийца нанес ему несколько ударов ножом, на котором было выгравировано число 666. Судебно-психиатрическая экспертиза признала Аверина невменяемым

В 2001 году в Красноярском крае молодой кришнаит Руслан Любецкий положил на престол православного храма отрезанную голову иеромонаха Григория (Яковлева). На следствии убийца заявлял, что действовал по указанию «бога Кришны».

В 2010 году в Чувашии рядом с церковью выстрелом в спину из самодельного оружия убит протоиерей Анатолий Сорокин. Убийца священника признан недееспособным и имеет группу инвалидности по психическому заболеванию.

Ненависть к Православию

В 1996 году в чеченском плену после 16 дней пыток расстреляли священника Анатолия Чистоусова, настоятеля храма Михаила Архангела в городе Грозный.

В 1999 году похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова - настоятеля одного из сельских храмов в Ингушетии. Несколько раз его пытались похитить, в конце-концов вооруженные люди затолкали его в машину на глазах у прихожан и увезли в Чечню, тело отца Петра не нашли, он был опознан по видеозаписи и похоронен в символической могиле.

В 2001 году в Кабардино-Балкарии зарезали священника Игоря Розина, которому до этого неоднократно угрожали.

В 2010 году в Москве был застрелен священник Даниил Сысоев, которому неоднократно угрожали исламские экстремисты.

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше.

Причины следствием не установлены

Утром 9 сентября 1990 года был убит протоиерей Александр Мень. Когда священник шел по тропике, торопясь на литургию, неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором или саперной лопаткой) по голове. Обливаясь кровью, отец Александр дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Убийство осталось нераскрытым. Отцу Александру до убийства неоднократно поступали записки с угрозами.



Дети