Свирский монастырь где находится. Свято-троицкий александра свирского мужской монастырь. Пока льются слезы

Монастырь основан в 1508 году преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря. Обитель расположена недалеко от города Лодейное Поле, между озерами Рощинским и Святым, недалеко от устья реки Свирь, в 260 км от Санкт-Петербурга.

В начале XVI века в уединенном месте, где молился преподобный произошло явление ему Святой Троицы. По благословению Святой Троицы Преподобный построил деревянный Троицкий собор и каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Затем он основал и сам Свято-Троицкий монастырь. Почти с самого своего основания монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях - Троицкий комплекс, у монастырского кладбища -- Преображенский комплекс. Оба комплекса представляют собой единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери (1533) выполненная в Новгородском стиле вместе с трапезной и звонницей. Здание церкви Покрова построено преподобным на пожертвования царя Василия III. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского построен в 1644 году. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 году. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 году. Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 году, на месте деревянной церкви, выстроенной преподобным Александром ещё в 1509 году. Каменная часовня Св. Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем, но средства которого был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского и устроена каменная гробница святому. Жертвователем монастыря был царь Борис Годунов. Почитал святого и первый Романов - Михаил Федорович. Сведения о каждом жертвователе заносились в "Переписные книги". Большая часть монастырского архива до сих пор сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

Нетленные мощи Александра Свирского были обретены 17 апреля 1641 года при постройке собора монастыря. Мощи перенесли в монастырский храм святителя Николая, который был построен ещё самим преподобным и не пострадал во время нашествия поляков в 1612 году. С 1644 года мощи преподобного в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе монастыря.

Монастырь был известен множеством духоносных старцев. В XIX веке здесь подвизался будущий святитель и духовный писатель св. Игнатий Брянчанинов. В 1817 году в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец и отец Феодор - ученик молдавского старца Паисия.

В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем - архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. Край преподобного превратился в "Свирьлаг". В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали - недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году "Свирьлаг" был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадежных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Обитель досталась монастырю совершенно разорённой. В Троицкой части до сих пор располагается психиатрическая больница.

Второй раз мощи преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году 28 июля того же года они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. В настоящее время нетленные мощи покоятся в храме Преображения, на время престольного праздника Дня Святой Троицы - переносятся с торжественным крестным ходом в Троицкий собор.

Главная святыня монастыря: мощи преподобного Александра Свирского (1553 г.). В будние дни доступ к мощам открыт с 8.00 до 21.00 (с 12.00 до 15.00 доступ ограничен).
Престольные праздники: День Святой Троицы; день второго обретения мощей преподобного Александра Свирского - отмечается 30 июля (17 июля по ст. стилю).
Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, Aндpeeвщинская волость, пос. Свирское.
Транспорт: Поезд или автобус из Петербурга в сторону Мурманска до г. Лодейное Поле и далее до д. Старая Слобода на рейсовом автобусе).
Телефон: 8-81364-14-530.
Настоятель: игумен Лукиан (Куценко).


Александро-Свирский монастырь. Вид с дороги. На переднем плане - корпуса, которые занимает психиатрическая больница.

Стена монастыря. Справа - дома села Свирское.

Вход в монастырь со стороны села.

Вход на территорию монастыря.

Арка входа в монастырь.

Вход. Пять веков назад уровень почвы был на метр ниже.

Бывшие братские корпуса. Сейчас здесь располагается психиатрическая больница.

Свято-Троицкий собор. Расписан тихвинскими мастерами (большая часть сохранившейся росписи 1717 года). Храм четырёхстолпный, трехапсидный, одноглавый (ранее пятиглавый),с галереей на высоком подклете.

Трехъярусная звонница (1649 г.).

Первый этаж Троицкого собора. Под культурным слоем половина этажа.

Трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Трапезные палаты (1533-1536 гг.). Фрагмент.

Трапезные палаты (1533-1536 гг.) Вид из Троицкого собора.

Свято-Троицкий собор. В храм ведёт очень крутая лестница.

Вид из Свято-Троицкого собора на фрагмент церкви Покрова Пресвятой Богородицы и трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Свято-Троицкий собор. Престольный праздник Святой Троизы. Служба. Паникадило и фрески собора.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Фотография через решётку окна, храм переполнен.

Свято-Троицкий собор. Галерея вокруг собора.

Больничная церковь св. Иоанна Дамаскина (1718 г.).

Братские корпуса XVII-XIX вв.

Свято-Троицкий собор. Старые дверные петли.

Свято-Троицкий собор. Галерея.

Свято-Троицкий собор. Вид из окна собора.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Крестный ход.

Свято-Троицкий собор. Конец праздничной службы, храм опустел. Паникадило и роспись купола.

Свято-Троицкий собор. Праздничная служба. Алтарная часть. Иконостаса в храме нет.

Свято-Троицкий собор. Фрески храма.

Свято-Троицкий собор. Фреска.

Свято-Троицкий собор. Крестный ход возвращается в храм.

Александро-Свирский монастырь. Трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Трапезные палаты и бывший братский корпус, ныне психиатрическая больница.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1536 гг.).

Александро-Свирский монастырь. Трапезные палаты. Фрагмент.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и трапезные палаты (1533-1536 гг.).

Северная часть и фрагмент крыльца Свято-Троицкого собора.

Александро-Свирский монастырь. Озеро Святое.

Александро-Свирский монастырь. Паломница.

Александро-Свирский монастырь. Дорога в Преображенскую часть монастыря.

Александро-Свирский монастырь. Преображенская часть монастыря.

Преображенская часть монастыря. Часовня на источнике.

Преображенская часть монастыря. Стена монастыря и ворота.

Преображенская часть монастыря. Храм Преображения Гасподня.

Преображенская часть монастыря. Каре с кельями.

Преображенская часть монастыря. Церковь св. Захария и Елисаветы.

Преображенская часть монастыря. Слева от входа - часовня на месте явления Св. Троицы прп. Александру Свирскому.

Преображенский собор.

Преображенская часть монастыря. Часовня на месте явления Св. Троицы и ворота монастыря.

Преображенский храм, алтарная часть.

Преображенский храм. Фрески на алтарной части.

Александро-Свирский монастырь. Мостик через ров, где когда-то проходил поток воды.

Село Свирское, возле Александро-Свирского монастыря.

Село Свирское возле монастыря.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

(рус. Александро-Свирский монастырь; англ. Alexander-Svirsky Monastery)

Как добраться: из Санкт-Петербурга на электричке, а из Петрозаводска –на поезде можно доехать до Лодейного Поля, оттуда местным автобусом добраться до деревни Старая Слобода (посёлок Свирское).

Или: из Санкт-Петербурга, с 1-го автобусного вокзала сесть на автобус по маршруту «Санкт-Петербург – Питкяранта» или «Санкт-Петербург – Петрозаводск», проехать город Лодейное Поле и выйти на развилке «Свирское» (249-ый км Мурманского шоссе), оттуда можно добраться пешком (5 км) или на попутке до деревни Старая Слобода.

Часы работы: посещение монастыря возможно ежедневно с 8.00 утра и до окончания вечернего богослужения, примерно до 20:00. Осмотр внутреннего убранства монастыря экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время, и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря. Посещение храма, где находятся Святые мощи Преподобного Александра Свирского, возможно с понедельника по субботу с 10.00 до 17.00, и в воскресенье с 12.00 до 17.00.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь – православный мужской монастырь в Ленинградской области, в 21 км от города Лодейное Поле. Куда ни кинь взгляд – везде окружает, белоснежные стены монастыря, бархатно-зеленая полоса хвойного леса. Ещё при жизни её основателя, обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями, и Преображенского – рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая рядом с Рощинским озером.

Укрепление православной веры, в этом крае, стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь.

Карта Александро-Свирского монастыря

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Когда ему исполнилось 19 лет, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр.

В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

До революции бесценная для всей России святыня – нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Фёдоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха преподобного Александра, обретённая вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Фёдора Иоанновича. Здесь же хранились жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову).

В 1918 году монастырь разделил судьбу многих православных обителей России. Мощи преподобного Александра были увезены в Военно-медицинскую академию, как экспонат, монахи разогнаны, часть их, во главе с настоятелем – архимандритом Евгением (Трофимовым), расстреляна. В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей, который впоследствии был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск.

Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 году, были потревожены мощи Преподобного Александра. Мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили.
Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 года их перевезли в Лодейное Поле. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

Край Преподобного Александра превратился в «Свирьлаг». В годы Великой Отечественной войны оба монастыря значительно пострадали – недалеко пролегала линия фронта. В 1953 году «Свирьлаг» был расформирован и вышло постановление переделать его в психбольницу, причем для безнадёжных больных. Лагерная охрана и часть расконвоированных устроились санитарами.

22 сентября 1998 года монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Второй раз мощи Преподобного Александра Свирского были обретены в 1998 году, 28 июля того же года, они были переданы Русской Православной Церкви и находились сначала на подворье Покрово-Тервинического монастыря в церкви Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра были, наконец, перенесены на место их последнего упокоения – в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому – Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС, во время молебна. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного мёда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет для канала НТВ. Само миро потоками стекало по ступням Преподобного, покрывая их, при высыхании, очередным блестящим маслянистым слоем. Было отмечено, что в вечерние часы, после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина, после большого многолюдья, наступало то благодатное время, когда, также, можно было видеть вновь усиливающееся мироточение –отдельные капельки миро появлялись между пальцами Преподобного. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники.

Схема Александро-Свирского монастыря


Монастырь, как единое целое сложился в XVI - XVII столетиях, и состоит из двух самостоятельных ансамблей – Троицкого и Преображенского. До сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквям. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного – Преображенским.

Древние постройки Александро-Свирского монастыря не сохранились – следствие разорения обители поляками и шведами в 1618 году. Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году, и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 - 1620 годах.

В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырёхугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроёны «боевые» часы, разобранные в XIX веке, при перестройке звонницы.

Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля – уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы.

В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров, под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора.

Эти храмы находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой были приспособлены в 60-х годах ХХ-го столетия под больничные палаты (по проекту архитектора А. Н. Наумовой), и до сих пор заняты психиатрической больницей.
Преображенская же часть, в настоящее время, полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского.

Нынешний Преображенский собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского – в 1716 году. В 1856 - 1857 годах инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же, под руководством архитектора Тухтарева, были расширены некоторые дверные и оконные проёмы. В 1900 году, архимандритом Агафангелом, была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точёными перилами. Особую нарядность придают собору соединённые с ним колокольня и Захарьевская церковь.

Церковь Святого пророка Захарии и Елизаветы построена в 1668 году при игумене Макарии. После пожара 1784 года, и ремонта в 1833 году церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного. Он восстановлен, но в данный момент воду пока из него пить нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка.

Подворье Александро-Свирского монастыря, на сегодняшний день, располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга.

Официальный сайт Александро-Свирского монастыря: www.svirskoe.ru

В поездке в Санкт-Петербург и по области моих дочерей интересовали мощи Александра Свирского. 20 марта у старшей дочери Лены был день рождения. После окончания Божественной Литургии в в Химках ей от имени прихода вручили подарки и пропели многая лета. После обеда мы сели на скоростной поезд «Сапсан» и через 3 часа 50 минут были в Санкт-Петербурге. Данный этап путешествия особых впечатлений не оставил.

Паломничество к нетленным мощам прп. Александра Свирского

Эта поездка стала возможной только с Божьей помощью. Еще за 30 минут до прибытия в Санкт-Петербург Лена позвонила в компанию «Мост» насчет такси, ей ответили: «Перезвоним позже». Не дождавшись обещанного звонка, она снова связалась с диспетчером, которая ей сказала: «На вашу заявку никто не откликнулся». Не успела Лена расстроиться, как ей на телефон пришло СМС: «Белая Лада Гранта номер …». Водитель — высокий мужчина в годах заявил: «В один конец не поеду. Туда очень далеко. Мне не выгодно». На что Лена обрадовано сказала: «А нам и нужно такси туда и обратно». Итак, интересы обеих сторон полностью совпали. Таксист позже нам рассказывал, что он давно обратил внимание на этот заказ. Были сомнения. А потом что-то заставило взять его буквально в последние минуты. Все вместе мы согласились – это не иначе, как Божий промысел. Загрузили вещи и поехали по отличной скоростной трассе Санкт-Петербург - Мурманск. Впереди было 267 км пути.

Водитель такси

Рыбкин Владимир, возраст 52 года, бывший военный. На меня мужчина произвел хорошее впечатление. В молодости он принимал участие в юниорских чемпионатах СССР по биатлону. Входил в состав сборной юниоров Советского Союза.

Мы с ним вспоминали известных спортсменов той поры, о которых я только читал и видел в журналах кинохроники. А вот Владимир общался с ними лично: тренировался под руководством 4-х кратного олимпийского чемпиона А.И. Тихонова. Был знаком со знаменитым Виктором Маматовым – 2-х кратным олимпийским чемпионом (в то время он был Президентом Федерации биатлона СССР).

Дорога и размещение в гостинице

Дорога заняла чуть больше 3 часов. Владимир в эти места ехал в первый раз, поэтому использовал навигатор. Шоссе отличное. Оно огибает юг Ладожского озера и направляется в сторону северо-востока. На всех перекрестках стоят указатели, есть дорожная разметка. На одной развилке Лена заметила указатель на Тихвин и запомнила это. Часто попадались мосты через крупные реки. На навигаторе было видно обилие водных артерий и озер. Мы приближались к границе с Карелией, а она славится своей .

Гостиничный комплекс «Свирский»

Приехали в Свирск уже ночью. Лена заранее забронировала места в гостиничном комплексе «Свирский», который расположен в непосредственной близости от монастыря. Мы вчетвером заселились в 6-местный номер, который был оборудован двухъярусными деревянными кроватями. Постель аскетичная (жесткая). В комнате было тепло, хотя входная дверь открывается прямо на улицу. До туалета с душем нужно идти по улице (открытая веранда с навесом и дощатыми полами). А утром на улице было 17 град. мороза. Так что без теплой одежды не добежишь.

Первые впечатления от монастыря

Утром мы порадовались тому, что здесь тишина. Небо было чистое и усыпано звездами. Вокруг . Нет привычной городской суеты. Не удивительно, что люди уже в течение 500 лет стремятся сюда за утешением и исцелением. Нелишне заметить, что в XIX веке тут подвизался будущий святитель и духовный писатель знаменитый Игнатий Брянчанинов.

Рощинское озеро

Монастырь расположен на возвышенном берегу живописного Рощинского озера. Восстановленные строения радуют своим обликом. В них видятся архитектурные задумки зодчих. Но объем будущих реставрационных работ еще большой.

Служба начиналась в 6 часов утра. Сам монастырь состоит из двух частей: Преображенской (здесь находится Преображенский собор с мощами преподобного Александра Свирского , часовня Святой Троицы, трапезная, братское кладбище и церковная лавка) и Троицкой (с Троицким собором и Храмом Покрова). Именно Преображенская часть монастыря, на момент нашего посещения, была средоточением жизни. Здесь проживает братия, ведутся службы, трапезничают паломники.

Утренняя служба

Утренняя служба длилась 3,5 часа. Она состояла из полуночницы, утрени и часов с изобразительными З. Были прочитаны первые 5 глав Святого Евангелия от Матфея. Большое число земных и поясных поклонов, которые выполнялись при возгласе священника: «Боже, ущедри ны…». Эти поклоны – особенность великопостных служб. Мне они трудно даются. Особенно, если я опускаюсь и встаю на колени с помощью одной ноги. Но когда есть много свободного пространства (а молящихся в это утро в храме было крайне мало), я с легкостью выполняю их, опускаясь и вставая одновременно на обе ноги.

Мощи Александра Свирского. Неожиданность с моей правой рукой

Мощи Александра Свирского

К открытым нетленным мощам преп. Александра Свирского мы прикладывались дважды: во время утреннего богослужения после братского молебна и, неожиданно для нас по милости Божией и молитвам прп. Александра, после окончания службы. В первое прикладывание я не очень хорошо подумал о них и через некоторое время у меня … начал локоть правой руки. Причем боль постепенно усиливалась. К концу службы я с большим трудом мог накладывать крестное знамение. Во время второго прикладывания я просил прощения и помощи у святого, но боль становилась только сильнее. Что это? Кара за недостаточное покаяние во время Великого Поста и неуважительное отношение к мощам? Ответ я получу на следующий день. Разъяснение мне даст священник в Вырице.

Службу вел духовник монастыря иеромонах Игнатий. Он обладатель запоминающейся внешности, роскошной бороды и мягкого голоса. Выглядит необыкновенно ласковым, добрым, приветливым. Я бы с удовольствием исповедовался у него, чтобы спросить его о внезапно разболевшейся руке. Но исповеди в это утро не было.

Экскурсия по монастырю

После окончания службы Лена заказала экскурсию, и мы совершили 1,5 часовую экскурсию по обоим комплексам обители Александра Свирского . Экскурсовод – Ольга.

Часовня Святой Троицы

Она подробно рассказала о житии прп. Александра Свирского, истории обители. Ольга показала нам часовню, где прп. Александр сподобился видеть Пресвятую Троицу в образе трех блистающих мужей. Лена была сильно впечатлена этим фактом, ведь только два человека в истории всего человечества, сподобились видеть Бога в Трех Ипостасях. Это наш праотец Авраам и прп. Александр Свирский. Сначала мы обошли территорию Преображенской части, потом перешли в Троицкую.

Троицкий собор

Огромное впечатление произвел Троицкий собор. Он не отапливается, поэтому холодный в это время года. Службы в нем ведутся только летом. У экскурсовода был ключ, и мы поднялись по крутым многочисленным ступеням каменной лестницы.

Роспись сводов в Троицком соборе Свирского монастыря

В храме особенно понравились настенные фрески на библейские сюжеты.

Роспись в Троицком соборе

Основное повествование – евангельские сцены, но на меня произвели впечатления красочные картины рая и ада на западной стене. Ольга объяснила, что стены никогда не обновлялись и не реставрировались, поэтому все изображения сохранились в первозданном виде с начала 18-ого века. Фрески, с их насыщенностью цветов и стойкостью, сохранились благодаря составу натуральных красок. А еще при Троицком соборе есть специальная зона, куда выходили оглашенные когда начиналась Литургия верных.

Наши впечатления от монастыря Александра Свирского

Осмотрели и другие достопримечательные места Троицкой части обители Александра Свирского : храм Покрова, Церковь Пресвятой Богородице с небольшой кельей, где молился преподобный. В этой части комплекса ведутся восстановительные работы.

Я, экскурсовод Ольга и Ирина на подворье женского монастыря

Монастырь нам понравился. Неторопливые службы с внятным чтением молитв и Псалтири. Величественные храмы. Старинные иконы. Нетленные мощи великого угодника Божия. В будний день здесь немноголюдно. Батюшка Александр встретил нас с распростертыми объятиями. Испросил у Бога для нас солнечный теплый день (и это после бодрящего морозного утра), одарил просфорами (сначала Лена купила, а потом нам дали целый пакет совершенно бесплатно), показал сокровенные места через интереснейший рассказ экскурсовода и вкусно накормив (вообще понедельник у них – санитарный день, но в этот день они работали), отпустил домой, Лена обменялась с экскурсоводом данными для будущих поездок. Еще раз все мы на собственном опыте убедились, что в этот день Сам Господь незримо присутствовал с нами и помогал нам немощным, укрепляя и исполняя желания во благих.

Поездка в Тихвин

Взяв немного целительного песка из часовни Святой Троицы, пополнив запасы святой воды в Водосвятной часовне и плотно покушав вкусных постных блюд в трапезной, мы тронулись в обратный путь. Еще раньше Лена за дополнительную плату договорилась заехать в Тихвин, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божьей Матери Тихвинская. Посещение мужского Тихвинского Богородичного Успенского монастыря запомнится надолго. Во-первых, сам монастырь такой солнечный, радостный, яркий.

Тихвинский монастырь звонница

Во-вторых, удобно расположен и необычный по архитектуре, особенно звонница.

Успенский собор Тихвинского монастыря

Святыня хранится в большом, красивом, древнем Успенском соборе.

Посещение Успенского собора

Здесь же есть частицы мощей нескольких святых. Мы приложились к иконе и к частицам мощей, а Ирина прочитала акафист Пресвятой Богородице. Чудотворную Тихвинскую икону по легенде написал евангелист Лука еще при жизни Богородицы. А в соседнем храме, Церковь Вознесения Господня, оказалась часть десницы великомученика Георгия Победоносца, моего Небесного покровителя.

При монастыре — трапезная, где дочери накупили разных вкусностей на ужин. И даже квас монастырского производства. Квас оказался достойным, как и капустные котлеты.

Ночью Владимир высадил нас около гостиницы, которую Лена забронировала через интернет. Здесь нас ждали.. Дали ключи от 3-местного номера с туалетом, душевой кабинкой и телевизором. В конце коридора небольшая кухонька, где есть обеденный стол, электрический чайник. В стоимость входят легкие закуски, фрукты, напитки. Перекусив, счастливые и довольные мы легли спать.

2016 — 2017, . Все права защищены.

В России великое множество святых мест, которые привлекают не только паломников, но и туристов. Одни храмы расположены посреди мегаполисов, до других необходимо проделать далекий, весьма нелегкий путь.

Одним из таких святых мест, расположенных вдали от транспортных магистралей, но не менее от этого значимым, является Монастырь Александра Свирского.

Официальный сайт обители вы найдёте в данной публикации. Монастырь расположен среди лесов на севере Ленинградской области. Туристы, еще незнакомые с этим святым местом, но желающие попасть на требы, спрашивают — где находится Сиверский монастырь в Спб? Правильное название обители — Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Теперь не заблудитесь!

Вконтакте

История

Монастырский комплекс был основан в конце XV века в глубине непроходимых лесов на берегах Рощинского озера посреди Обонежской пятины на границе новгородских и псковских земель. Жили на этих землях представители финно-угорских народов: карелы, веспы, чудь. Тогда эти земли часто подвергались набегам со стороны как новгородцев, так и псковичей.

Монастырь основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов - карелов, вепсов, чуди. Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского - рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера

Примите к сведению: обитель является одной из старейших на северо-западе России.

Новый монастырь достаточно быстро обрел известность. Сюда совершали паломничества страждущие, ищущие покоя, нуждающиеся в наставлениях. Значимость продолжала расти, со временем свирский монастырский комплекс получил название «Северная Лавра».

История обители неразрывно связана с историей России. Были расцветы, забвения, отречение от всего светского, молитвы, труд, возводились и рушились храмы, годы мира сменялись войной, обители одаривали богатыми дарами, грабили. А потом снова все восстанавливали.

Знаете ли Вы, что: на территории комплекса действовало более 8 храмов, алтари которых были богато изукрашены. Монастырская библиотека хранила богатейшую коллекцию редчайших рукописей. Свирской обители подчинялись более трех десятков малых монастырей.

За годы упадка от святыней и былых богатств сохранялось самое ценное — мощи святого Александра Свирского. А население состояло из нескольких монахов.

Нетленные мощи святого преподобного Александра Свирского

На исходе XX века остатки монастырского комплекса с прилегающими территориями вернулись к святой братии. Но состояние зданий было ужасающим. На восстановление части потребовались десятилетия. Даже сейчас, спустя почти два десятка лет, реставрированы лишь часть. Работы продолжаются. Но монастырь живет, в церквях совершаются службы, на звонницы вернули колокола. Количество паломников с годами увеличивается.

Основатель Александро-Свирского монастыря

Монастырь среди северных русских лесов основал преподобный Александр Свирский, который является уроженцем этих мест.

Родившийся 15 июня 1448 года в семье небогатых крестьян он с юных лет мечтал посвятить свою жизнь служению Богу. В девятнадцатилетнем возрасте, вопреки желанию родителей, юноша отправился на Валаам. В монастырь. По дороге, перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, услышал он таинственный голос, известивший, что на этом месте создаст он обитель

Это интересно: святой Александр, при рождении получивший мирское имя Амос, происходит из крестьянской семьи. Он был третьим ребенком в семье. Мальчик рос не по годам серьезным. Амос был набожным, соблюдал посты, придерживался аскезы. Доходило до того, что его мать Васса просила умерить собственные истязания. Встреча с монахами Валаамской обители определило дальнейшую жизнь юноши: он отправился на Валаам, скрытно покинув отчий дом. По пути на Валаам у берегов лесного озера ему было знамение: когда-нибудь он должен будет возвести храм.

Спустя 13 лет на Валааме Амос принимает монашеский постриг, став Александром. Новоиспеченный монах начинает искать отшельничества, но настоятель обители не торопится благословить Александра. С Божьей помощью Александр получает благословение. Следующие 7 лет он проводит на Святом острове, расположенном в северной части Ладожского озера.

Интересный факт: среди молитв Александру является Богородица, и напоминает об обете возвести храм. Александр отправляется в путь.

На берегу Рощинского озера отшельник устраивает себе скит. 7 лет он прожил, питаясь тем, что было доступно в лесу. Александра искушали падшие духи, но сила живительной молитвы святым огнем очищала душу.

Люди узнали о праведнике от боярина Завалишина, который познакомился с отшельником во время охоты. Встреча так повлияла на боярина, что он стал снабжать преподобного всем необходимым.

Обратите внимание: благодаря молве, к Александру приходили страждущие, ищущие спасения в молитвах и безмолвии. С годами количество людей только увеличивалось. Страждущие объединились и основали монастырь, благодаря велению свыше. Первым настоятелем был избран преподобный Александр.

Жизненный путь преподобного закончился в 1533 году, похоронили его у стен монастыря.

Чудо явления Святой Троицы

В одну из ночей 1508 года, которую Александр, как обычно, проводил в молитвах, ему явилась Живоначальная Троица. Святые мужи повелели ему основать храм, а Святой дух указал место, где его надо возвести. По благословению Преподобный построил сначала Церковь Живоначальной Троицы. Позже на ее месте возвели Свирский монастырь.

Икона «Явление Святой Троицы Александру Свирскому»

Обретение мощей святого Александра Свирского

XVII век в истории Руси известен как Смутное время, он наполнен был трагичными и драматическими событиями: война против польско-литовских захватчиков, смена царской династии, восстановление разрушенных городов, храмов. А так как история монастыря неразрывно связана с историей России, то он сполна пережил набеги, разрушение, разорение. Поляки с литовцами также не оставили в живых монахов. Но после подписания мирного договора с Княжеством Польско-Литовским, земли вдоль Ладожского озера, включая Обонежскую пятину, остались под контролем Русского государства.

Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года. Их положили в серебряную позолоченную раку в церкви Спаса Преображения, где они и почивали до 1918 года, подавая множество исцелений всем, к ним «с верою притекающим»

Вновь прибывшие на берега Рощинского озера монахи застали лишь чудом уцелевшую Никольскую церковь. Новый настоятель Феодорит при помощи царственных покровителей начал работы по восстановлению разоренной Свято-Троицкой обители. Известно, что пожертвования на строительство вносили представители династий Рюриковичей, Романовых, Годуновых. Благодаря их помощи были отлиты колокола, возобновлен Троицкий собор.

Стоит отметить: возрождение другого собора – Преображенского, сопровождалось знамениями. Два апрельских дня 1641 года в небе над местом восстановительных работ сияла молния, сопровождаемая раскатами грома. А после при копании котлована для новой стены рабочие обнаружили гроб, над которым земля сформировала свод по образу пещеры.

О находке стало известно проходившему мимо священноиноку. Монах предположил, что это может быть гроб с телом преподобного отца Александра Свирского, поэтому отправился сообщить о ней игумену Авраамию, который тогда был настоятелем обители. Игумен выехал с братией, чтобы увидеть чудо. При вскрытии гроба присутствовавшие братья ощутили благоухание, исходившее от тела.

Примите во внимание: тело Александра Свирского спустя сто лет после смерти было не тронуто тленом. Одежды также сохранились в неизменном виде. Монахи отметили, что кожа приобрела оттенок солнечного янтаря. При этом оно мироточило и испускало запах цветов.

От увиденного братья испытали священный ужас. Они составили описание, при этом особо отметили, что усопший выглядит спящим, но никак не умершим. Полностью были узнаваемы черты лица, которые были такими же, как на иконах, написанных еще при жизни преподобного.

Тело первого настоятеля в одеждах со всеми церемониями перенесли в новый гроб. Старый, в отличие от тела, практически полностью истлел. Целой осталась только доска, на которой лежало тело.

Стоит учесть: для обретенных мощей Царь Михаил Федорович пожертвовал серебряную раку, в которой они хранились до середины XIX века, когда была изготовлена новая. Сейчас фрагменты старой раки находятся в коллекциях Русского музея. Серебряная рака с мощами преподобного Александра хранилась в стенах Преображенского собора, у стен которого они были обретены.

Самые жесткие испытания пришлись на XX век. После Октябрьской революции 1917 года церкви были закрыты, разорены, заброшены. Многие ценности стали основой частных и музейных коллекций, либо попросту были расхищены. Часть святынь была утеряна навсегда.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности. В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли комплексу монастыря значительный урон

Важно знать: бесценные экземпляры книг, свитков, хранившихся в монастырской библиотеке, также были либо просто выброшены на свалку или сожжены. Колокола были сброшены со звонниц. Монахи изгнаны или расстреляны.

Здания новые власти передали в ведение светских организаций. Что только здесь не располагалось: больница для душевнобольных, острог, тюрьма, казармы. Были периоды, когда на территории действовал совхоз.

Это интересно: обитель прекратила свое существование в 1925 году. Мощи извлекли из раки. После закрытия монастыря, мощи сначала отправили в ближайший город Лодейное поле, а после они долгое время хранились в стенах Ленинградской Военно-Медицинской академии.

Здания, кроме того, серьезно пострадали во время войны. Немцы ничего не пощадили.

Второе обретение мощей святого

Мощи преподобного были возвращены на место первого обретения в ноябре 1998 года. Событие стало итогом многолетней, кропотливой работы. Работы велись благодаря непоколебимой вере, что их уничтожить невозможно, ведь они отмечены Божьей благодатью. Люди, организовавшие поиски, были уверены, что истинные мощи надежно спрятаны.

После восьмидесяти лет забвения нетленные мощи преподобного Александра Свирского были возвращены в Свято-Троицкую обитель. Там они находятся и по сей день

Полезно знать: почти 80 лет мощи святого хранились в Военно-Медицинской академии. Найденные архивные материалы, проведенные сличительные исследования подтвердили подлинность мощей.

Восстановительные работы в монастыре

В архитектурном плане обитель представляет собой ансамбль из двух комплексов: Преображенского и Троицкого, которые расположены недалеко друг от друга. Храмы построены в новгородском стиле с некоторым влиянием ростовского стиля.

Проведенные работы возродили один из интереснейших памятников древнерусского зодчества XVI века

Стоит отметить: после второго обретения мощей и передачи обители монахам, монастырь начал возрождаться. Сюда вернулись монахи, потянулись паломники.

Восстановительные работы велись на протяжении последних двух десятков лет, на которые потребовали значительные материальные вложения. Реставрационные работы осложнялись тем фактом, что за более чем пятивековую историю здания надстраивались, перестраивались, росписи храмов закрашивались, наносились новые. Также практически не сохранились документы, содержащие данные о первоначальном виде храмов.

Современное состояние

В настоящее время практически полностью восстановлен комплекс, окружающий Преображенский собор. Именно здесь хранятся мощи преподобного Александра. Преображенский комплекс доступен к осмотру, но следует учесть, что этот комплекс служит еще кладбищем для усопших монахов.

Преображенский собор Свято-троицкого монастыря Александра Свирского. Здесь покоятся мощи преподобного Александра Свирского

Возьмите на заметку: впереди работы по восстановлению Троицкого ансамбля, где можно будет увидеть сам собор, красивейшую звонницу и Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня обитель встречает посетителей белоснежными храмами под зелеными куполами с золотыми крестами. Комплекс лаконичен, но от этого его притягательность только возрастает.

Храмы монастыря

На территории обоих ансамблей обители расположено:


Троицкий собор

Изначально был пятиглавым. Прототипом был выбран Иверский собор, расположенный на территории Валдайского монастыря. Современное белоснежное здание с одним куполом зеленого цвета — четвертое по счету. Возведено там же, где Святой Александр после чуда явления Святой Троицы построил храм. Строительство было закончено в 1695 году. Спустя три года храм освятили.

Каменный собор Живоначальной Троицы или Троицкий Собор построен в 1695-1698 годах, но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря в 1509 году

До наших дней сохранились:

  • иконостас с иконами;
  • роспись стен, датируемая началом XVIII века.

Иконостас Троицкого собора Александра Свирского монастыря

Работы по реставрации собора ведутся по сей день. Сейчас можно увидеть восстановленный собор без икон, предметов ритуала, росписи.

Звонница

Звонница о трех ярусах с тремя шатрами была возведена в середине XVII века рядом с Троицким собором. Здание покоится на четырехугольном фундаменте. На верхнем ярусе при строительстве были установлены часы с боем. При реконструкции звонницы, спустя два века, были демонтированы.

Перестройки XIX века лишили звонницу ее неповторимого силуэта: были разобраны оба боковых шатра. Во время реставрационных работ в 1970-х годах ей был возвращен ее первоначальный вид

Сегодня звонница с белыми стенами с колоколами под тремя шатрами также возвышается рядом с храмом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной

Строительство церкви начал сам Святой преподобный Александр. Это единственное первоначальное каменное здание, пережившее события пяти веков.

Возможно, церковь пережила столетия, потому что построена была с верою — сложена церковь из кирпича, что делали сами монахи. А руководил строительством мастер Игнатий, которого для каменного дела прислал из Москвы сам царь Иоанн Грозный.

Нижний этаж служил местом хранения. Здесь также преподобный отдыхал ночами. Церковь имеет одну апсиду.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Александро-Свирский монастырь)

Примите к сведению: архитектурный стиль представляет собой смешение северорусских стилей: суздальского, новгородского, вологодского.

Своеобразны оконные проемы, пропускающие внутрь много света.

Под фундаментом сохранились фрагменты монастырской трапезной – две печи времен основания обители. Эти объекты доступны для посетителей.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина

Севернее Троицкого собора возведена церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, другое название «Больничная». Заложенная в начале XVIII века, пришла в запустение к началу XX века. Была восстановлена на людские пожертвования. Выглядит миниатюрно по сравнению с собором.

Храм во имя Иоанна Дамаскина в Александро-Свирском монастыре

Преображенский собор и Церковь Захария и Елизаветы

Преображенский храм выглядит более внушительно, чем Троицкий. Пятиглавый собор имеет два придела. Правый придел представляет собой церковь Захарии и Елизаветы, которую зодчие соединили переходной галереей с собором.

Каменный Преображенский собор построен в 1644 году

Обратите внимание: пожар 1784 года уничтожил первоначальное строение, а последующий за ним ремонт полностью изменил облик церкви. Шатровая колокольня, возведенная над церковью, до наших дней не сохранилась.

Здание Преображенского собора является смешением стилей: исходный новгородский стиль при реконструкции был дополнен пристройками в стиле барокко с фрагментами классицизма, присущих византийскому стилю. Он постоянно перестраивался, достраивался. Современный храм представляет собой результат работ по реконструкции, ремонту, длившихся на протяжении всей истории собора. От первоначального здания осталось лишь окно над южным входом, а внешний вид можно увидеть только со стороны апсид – примыкающим с боков пристройками, чья высота ниже высоты основного здания.

Построена над входом в Преображенскую часть обители в XVIII веке. Стиль строения – новгородский. Стены побелены белой краской, купол имеет зеленый цвет.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Колокольня

В начале XX века как результат работ по благоукрашению на средства благотворителей была построена изящная колокольня по образу византийских храмов. На верхний ярус колокольни водрузили большой колокол, звучащий в трезвучном миноре.

Колокольня Преображенского собора

Колокольня — последнее здание, возведенное перед Октябрьской революцией.

Святыни мужского Александро-Свирского монастыря

Главной святыней являются мощи преподобного Александра Свирского, которые хранятся в правом приделе Преображенского собора. Святыня обладают живительной силой. Приложившиеся к ним люди ощущают, как меняется их жизнь: недуги уходят, проблемы решаются, душа получает облегчение.

Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение в 1998 году мощей - преподобного Александра Свирского. Мощи основателя монастыря обнаружили в Петербурге в анатомическом музее Военно-Медицинской академии. Как только начали служить молебен святому, мощи начали обильно мироточить. Осенью того же года их перенесли в родную обитель

Примите к сведению: к Святому обращаются за исцелением от тяжелых болезней, бесплодия. С молитвами к Преподобному обращаются те, кто решил отойти от светской жизни, принять духовный сан.

Источник Александра Свирского

На территории Преображенской части находится колодец с целебной святой водой. Вода круглый год сохраняет постоянную температуру. Вода из источника тоже помогает при тяжелых недугах.

Информация для паломников и туристов

При планировании поездки или паломничества, необходимо изучить информацию организационного характера. Также следует учитывать, что погода в месте строения обители очень переменчива.

Карта окрестностей Александро-Свирского монастыря

Территориально Свирская обитель можно найти на карте около деревни Старая Слобода Лодейнпольского района Ленинградской области. Ближайший город (около 20 км) – Лодейное поле.

Как добраться

До обители можно добраться как самостоятельно, так и в составе организованных групп.

Через несколько километров после моста через реку Свирь вас встретит на трассе вот такой знак

Проще всего доехать на машине. Из Санкт-Петербурга, Мурманска, необходимо повернуть около указателя «Свирское» на Мурманском шоссе (252-ой км трассы).

Так же из города Лодейное поле на местном автобусе доехать до деревни Старая Слобода, далее около 1 км пройти пешком. До города Лодейного поля можно доехать поездом или на автобусе. Актуальное расписание лучше всего уточнять на ж/д и автовокзалах.

Так же можно воспользоваться междугородними автобусами, следующими по направлению Санкг-Петербург - Петрозаводск — Мурманск, выйти из автобуса около поворота с указателем «Свирское», а дальше нужно пройти пешком почти 6 км по асфальтированной дороге.

Где остановиться

Если поездка предполагается многодневной, то можно остановиться на Паломническом подворье, либо снять номер в деревенских гостиницах. Также на берегах Рощинского озера расположены базы отдыха, на которых также можно снять домик с баней.

Паломническое подворье Александра Свирского монастыря

Лучше всего перед поездкой связаться с паломнической службой монастыря, чтобы заранее уточнить наличие свободных мест.

Где пообедать

В деревне Старая Слобода работают кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого поесть.

Кафе и гостиница «Паломник» в деревне Старая Слобода

Также можно приобрести вкусную монастырскую выпечку очень высокого качества. Выпечка сделана с соблюдением рецептуры и технологии производства. Здесь так же можно купить хлеб монастырского производства, который печется по всем канонам хлебопечения. Кроме того, при монастыре работает трапезная для паломников.

Официальный сайт

На сайте размещены данные о монастыре, его истории, времени посещения. В разделе «контакты» можно узнать номер телефона Паломнической службы и адрес электронной почты, благодаря которым можно связаться с монастырскими службами и получить ответы на интересующие вопросы.

Время посещения, расписание богослужений и престольные праздники

Для посещений монастырские комплексы открыты ежедневно с 8 часов утра до 8 часов вечера. Экскурсии внутри храмов проходят только между службами.

По благословению Преосвященного Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского, иерей Михаил Желтов совершил Божественную Литургию древним чином/ старым обрядом в Людмиловском единоверческом приходе при «пещерном» храме на подворье Александра Свирского монастыря

Божественные Литургии свершаются по выходным дням с 10 часов утра.

Важно знать: молебны Святому Александру Свирскому свершается только по субботам с 7 часов утра.

Всенощная также проходит только по субботам с 5 часов вечера. Ежедневные службы начинаются с 6 часов утра.

Точное расписание службы лучше всего уточнить в самом монастыре.

Важными престольными праздниками являются:


Правила поведения на территории монастыря

При посещении монастыря действуют те же правила, что и на территориях всех других православных храмов:


Когда открывают мощи преп. Александра Свирского

Доступ к мощам открыт ежедневно в правом приделе Преображенского собора с 10 утра до 5 вечера. В воскресенье доступ открыт с полудня до 5 часов вечера.

Поклонение честным мощам преподобного Александра Свирского, покоящимся в Спасо-Преображенском соборе

Заключение

Посещение Свирского монастырского комплекса позволяет прикоснуться к истокам русской культуры, увидеть образцы исконно русской архитектуры. Приобщение к святым мощам Святого Александра Свирского наполняет душу светом, изгоняя из нее дух безысходности, растворяя уныние. Ищущие исцеления находят его, прикоснувшись к святым мощам. Молитвы помогают тем, кто искренен в своей вере.

Александро-Свирской обители благоволили практически все цари начиная с Ивана Грозного, особо почитавшего преподобного Александра. Правители делали щедрые вклады и пожертвования, благодаря которым монастырь обрел самые большие в Олонецком крае колокола, а также драгоценную серебряную раку

Красоты северного края тоже не оставят никого равнодушным, вызывая желание возвращаться сюда раз за разом. Здесь на берегу тихого озера можно провести несколько дней, которые позволят прикоснуться к вечному, стать чуточку лучше.

Мое нынешнее 8 марта прошло в весьма интересных местах - к северо-востоку от Петербурга, в сторону Свири и Олонца. И главным пунктом дня безусловно стал Александро-Свирский монастырь . В сущности, цельных монастырских ансамблей с древнерусской архитектурой, чтоб сразу вам и собор, и трапезная со звонницей, и палат всяких, и башен со стенами (это уже в зависимости от комплектации) - не такое уж и необозримое количество. Даже можно подсчитать на досуге, и выйдет сильно меньше, чем было до 1917 года, что понятно. Самые северные из них - Соловецкий, Антониев-Сийский, Крестный на Кий-острове, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Спасо-Прилуцкий, Тихвинский Успенский, Зеленецкий. Ну и в десятку северных безусловно войдет Свирский, уникальный еще и тем, что тут на самом деле сразу два монастыря, два в одном.

Не уверен, что многие ясно себе представляют это место. Почему-то специальной литературы по Свирскому монастырю очень мало, не доводилось видеть архитектурных реконструкций и планов, не попадались за редким исключением даже беглые статьи по архитектуре его памятников. В затасканной на безрыбье книжке Гоголицыных по памятникам Ленинградской области и вовсе перепутаны фотографии, из-за чего совсем легко запутаться, где там и что. Официальный сайт монастыря расскажет вам о чем угодно, только не об архитектурном комплексе. Казалось бы, именно сайт и должен в первую очередь ориентировать паломников, куда бежать, чему поклоняться. Но даже плана, на котором были бы обозначены все постройки, там нет. Зато он есть на Соборах.ру, которым респект. Предлагаю по итогам поездки просто закрепить материал, дабы впредь не путаться.

Во-первых, не стоит искать монастырь в пунктах, созвучных ему по названию, типа Свирицы или Свирьстроя. Не найдете. Находится он в селе Старая Слобода , примерно в 20 км к северу от города Лодейное Поле, уже на правом (северном) берегу Свири, но сильно в стороне от реки, среди лесов и озер.

Как и история многих древних обителей, прошлое этой тоже связано с судьбой, смертью и прославлением одного подвижника, давшего монастырю и жизнь, и имя, и всю последующую славу. В данном случае это Александр Свирский (1448-1533) , живший долго и так с точки зрения церкви правильно, что однажды удостоился чудесного явления не кого-нибудь, а самой Святой Троицы. За это и был сразу выделен среди всех русских святых. Уже через 14 лет после смерти был канонизирован и тут же при Иване Грозном чуть ли не возглавил специально созданный пантеон собственных русских чудотворцев. Свирскому был посвящен один из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Это уже потом были обретены мощи, и оказалось, что они нетленны. О мощах стоит сказать особо. Это тоже практически уникальный пример в русском православии, когда тело сохранилось не в мумифицированном "иссушенном" виде (каковые можно наблюдать в киевских пещерах), а с сохранением объемности и плотности тканей. Мне это напомнило забальзамированное тело хирурга Пирогова, находящееся в склепе его усадьбы под Винницей, но там это результат бальзамирования и ухода, да и лежит Пирогов с 1881 года. А здесь и правда необъяснимое явление. Мощи Александра Свирского были сохранены в советское время в Военно-медицинской академии в Ленинграде и вновь вернулись в его монастырь.

Итак, монастырь основан на берегу Рощинского озера в 1485 пришедшим с Валаама преподобным Александром Свирским, быстро приобрел известность и покровительство московских великих князей и царей, особенно после канонизации Александра Свирского в 1547. Монастырь посещали Борис Годунов, Петр I, другие государи . В XIX в. монастырь называли «северной лаврой», ему подчинялись 27 монастырей и пустыней, одно время в нем жили святитель Игнатий Брянчанинов и первый оптинский старец Леонид. В 1918 монастырь был закрыт, настоятель расстрелян, здания использовали под тюрьму, дом инвалидов, психбольницу. Вновь открыт в 1997, проведена частичная реставрация. Уникальные по сохранности нетленные мощи Александра Свирского, обретенные в 1641, в 1997 возвращены в монастырь. Монастырь состоит из двух возникших одновременно комплексов, основного Троицкого и первоначально кладбищенского Преображенского, имеющих сейчас вид двух самостоятельных монастырей.

Эта единственная внятная схема двух ансамблей, которую удалось найти. Легенда местами ошибочна, с точки зрения датировок зданий.
Важно запомнить основное. Первым со стороны въезда в село вас встречает Троицкий монастырь. Это основной и самый значительный с архитектурной точки зрения комплекс. На этом месте и возник когда-то монастырь, и были построены первые каменные здания. Здесь же в соборе сохранились ценные росписи начала 18 века. Второй, дальний, Преображенский монастырь , архитектурно менее интересен, но ценен силой предания и реликвиями. Он вырос на месте, где стояла келья Александра Свирского и где ему же явилась Троица (там теперь часовня) и где потом стали хоронить монахов. Т.е. это изначально кладбищенское место. И именно там в соборе (в левом, северном приделе) находятся мощи святого. Но зато нет никаких росписей и почти никакой яркой архитектуры. Вот как-то так.

Начнем с Троицкого монастыря.
Троицкий комплекс : первоначально пятиглавый (сейчас одна глава), четырехстолпный Троицкий собор (1694-1698, заменил собор 1533, построен костромскими мастерами, в интерьере выдающиеся фрески 17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова, новый иконостас ); Покровская церковь с трапезной и звонницей (около 1585, отреставрирована в 1969-1976, арх. А.Н. Милорадович); трехшатровая звонница (1647-1674, отреставрирована с воссозданием первоначальных завершений в 1970-е, арх. А.Н. Милорадович); церковь Иоанна Дамаскина (1716-1718); корпуса и стены кон. XVII в., с последующими перестройками.


Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.


В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.


Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница . Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.


У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.


Второй здешний шедевр - звонница , вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.


Троицкий собор по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря , сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.


От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.


Забавный столп, подпирающий свод галереи.


Внутри собора хорошие росписи приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.


Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому . Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен. Преображенский комплекс : двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 - были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского ); Святые ворота с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня (1903-1904); корпуса и ограда XIX в.


Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.


Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому .


Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор . Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы , южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского .


С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.


На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.


Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.


Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.


Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....


Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.


Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.


И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...



Сонник