Имя мира в крещении. Церковные имена. Имена по святцам для девочек, рожденных в августе

При рассмотрении имен в русской культурной традиции можно выделить сложившуюся исторически группу имен, тесно связанную с русской религией и культурой. Эту группу имен принято называть церковными, православными или каноническими именами. Большинство таких имен вписано в церковный календарь, в котором помимо имен упоминаются даты памяти святых, прославивших каждое имя. Часть церковных имен имеет греческое происхождение, так же встречаются древнееврейские , латинские и славянские имена .

В прошлые века к церковным именам относились только те имена, которыми называли детей при крещении, и те, которые принимали монахи при постриге. Со временем группа церковных имен вытеснила из частого употребления группу неканонических имен. Православные имена стали очень популярны при выборе родителями личных имен для детей. Постепенно вошедшие в широкий обиход церковные имена стали приобретать более удобное для русских людей произношение.

В современной России церковные имена не утратили своей популярности. Нередко имя из списка канонических имен дают своим детям люди очень далекие от религии, что говорит о том, что церковные имена очень хорошо прижились в русском языке, став частью культуры русского народа. Нередка ситуация, когда гражданское имя и церковное могут различаться. Например, церковным именем Юрия может быть Георгий . Имя, отличающееся от гражданского, дается человеку при крещении в случае, когда его имени нет в святцах.

При крещении каждому православному человеку дается имя в честь одного из православных святых. Однако есть целый список традиционных для русских имен, которым соответствуют святые с другим вариантом того же имени. Например, привычное для нас имя Юрий является славянизированным вариантом имени Георгий. Исторически так сложилось, что эти два имени различаются в светской традиции. Ряду имен, подобных именам Виктория или Светлана , находится соответствие в святцах по смыслу. Так Виктория переводится как «победа» по-латински, а по-гречески это слово звучит как Ника . Поэтому имени Виктория соответствует церковное имя Ника. Аналогическая ситуация с именем Светлана, славянским именем, произошедшем от слова «свет». Ему соответствует церковное имя Фотиния, означающим «свет» по-гречески.

Сегодня большинство людей ведут образ жизни, далекий от церкви. Все больше появляется имен неправославного происхождения. Например, Эдуард или Станислав . К тому же, в обиходе есть целый ряд имен, изобретенных в 30-е годы прошлого века, таких как Октябрина или Вилор. А в последние годы все чаще детей называют в честь героев любимых кинофильмов и сериалов.

В случае, когда человек, носящий имя, которого нет в святцах, приступает к крещению, то священнику требуется подобрать ему подходящее православное имя . Обычно подбирается церковное имя, близкое по звучанию или по смыслу. Церковным именем принято называть себя при исповеди или причащении. Так же именно церковное имя необходимо указывать в записках о Здравии или об Упокоении.

Августа с вященная, величественная (лат.)

Авдотья – см. Евдокия

Агапия, Агапея – любовь

Агафия (Агафа, Агафья) – благая, добрая (греч.)

Агафоклия – доброславная (греч.)

Агафоника, Агафоникия

Аглаида, Аглая – красивая, светлая (греч.)

Агния (Агна, Агнея) – огненная, непорочная (лат.)

Агриппина, Аграфена – горестная (лат.)

Аза – крепкая, сильная (древнеевр.)

Акилина, Акулина – орлиная (лат.)

Аксинья – см. Ксения

Алевтина, Алефтина – здоровая (греч.)

Александра – защитница людей (греч.)

Алёна – см. Елена

Алла – вторая, другая, следующая (греч.)

Аменония – лучшая (греч.)

Амма

Анания – отмеченная милостью Божией (древнеевр.)

Анастасия, Настасья – возрожденная, воскресшая (греч.)

Анатолия – восточная (греч.)

Ангелина – вестница (греч.)

Андропелагия

Анимаиса (Анимаида) – воодушевленная (лат.)

Анисия, Анисья, Аниса, Онисья – успех, свершение (греч.)

Анна – благодать Божия (евр.)

Антония

Антонина, Антонида – приобретение взамен, вступающая в бой (греч.)

Анфиса (Анфуса, Анфиза) – цветущая (греч.)

Анфия – цветок (греч.)

Аполлинария, Полина, Поллинария – войною погубляющая (греч.)

Апраксия – см. Евпраксия.

Апфия – возжигающая (греч.)

Аргира – серебро (греч.)

Ариадна – достойная почтения, верная жена (греч.)

Арина – см. Ирина

Артемия – здоровая (греч.)

Архелая – начальница людей (греч.)

Аскитрея – подвижница (греч.)

Асклиада – посвященная Асклепию, греческому божеству врачевания (греч.)

Асклипиодота (Асклипиада) – посвященная Асклепию (греч.)

Асфея – волшебная (греч.)

Афанасия, Афонасия – бессмертная (греч.)

Афра – африканка (лат.)

Библия (Вивлия) – библейская (греч.)

Бландина, Бланда – ласковая (лат.)

Валентина – здоровая, сильная (лат.)

Валерия – здоровая, выносливая (лат.)

Варвара – дикарка (греч.)

Варсима

Василисса, Василиса, Василина – царица, царская, царственная (греч.)

Васса – пустыня (греч.)

Вауфа – верная (араб.)

Вевея (Вивея, Фивея) – верная, твердая (греч.)

Вера – вера (рус.)

Вероника – приносящая победу (греч.)

Вивлия – см. Библия

Викторина – победительница (лат.)

Виктория – победа (лат.)

21 – мученица Виктория Кулузская.

Виринея – эеленеющая, цветущая, молодая, свежая (лат.)

Вриена – см. Виринея.

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Православные имена. Православные женские имена на буквы: А, Б, В

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика - будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) - упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена - в этом легко убедиться, раскрыв святцы, - носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит - Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый - Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский - отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский - великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский - выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский - патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя - определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал - безумец и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей - вынутый из воды, иногда - на предназначение человека: Исаия - да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье - Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи - Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения - Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен).
Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь - это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман, Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил - происходило от названия города Рим; имя
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и с Христом - Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет:

«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности».Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами, или днем Ангела.

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:

«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов.

Как правильно дать имя православному ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем не православным - это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени - имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга - Елены. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.
Можно дать имя, как сегодня распространено, в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери - Марии. Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария - в честь святых Марий, которых множество.

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя - на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя.).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них - обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. В этом православном календаре приведены наиболее распространенные имена святых, прославляемых Церковью, и указаны дни их памяти по новому стилю.

Если человек крещён в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известно, в честь какого святого он был наречён. Но бывает и так, что люди, крещённые в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре (святцах, месяцеслове) не раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, с именем Иоанн - более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

В Церкви сложилась следующая практика: если в православном календаре встречаются несколько дней памяти святых, тезоименитых с Вами (тезоименитый - соименный, с тем же именем), то из этих дней Вашим днём Ангела будет день, совпадающий с днём Вашего рождения или ближайший после Вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет Вашим небесным покровителем.
Если Вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то в ближайший день после Вашего дня рождения - это день Ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Даруя родителям ребёнка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю - месяцеслову, в который включены имена святых, прославленых Церковью.

То, что ребенку дается при Крещении имя, известно всем. Причем делается это не по выбору или желанию родителей, а в честь какого-либо святого, обычно того или той, память которого (которой) отмечается в этот день Церковью. Выбирается имя в соответствии с так называемыми святцами - церковным календарем, в котором указано памяти какого святого посвящается день.

Церковный именослов исполнен глубокого смысла, который, впрочем, был ведом на Руси всем - от простого крестьянина до монарха. Каждый день посвящается памяти определенных святых, празднику или чудотворной иконе. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек «дается» имени, причисляется как бы в «дружину» того или иного-мученика или подвижника. Важно, в какой день, под чьим именем ты родился и тебя крестили: Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

Следует учитывать, что в православные святцы попали имена еврейские, греческие, римские, которые на этих языках могут иметь и положительный смысл, но для русского слуха неблагозвучны или вызывают неприятные ассоциации.

Христианские имена появились на Руси еще до принятия христианства - их принесли варяги. С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Федор, Анна, Мария, Елизавета). При Крещении человеку давалось второе, календарное, имя, которое могло иметь древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские или древнеегипетские корни.

Для русского человека чужестранное имя было непонятно и им пользовались только в документах, в быту его не употребляли.
Имена в святцах часто повторяются, так как наиболее популярные из них (например, Александр, Андрей, Владимир, Василий) повсеместно использовались для именования людей, а многие редко используемые были исключены из списков.

Важно, в какой день родился ребенок и под чьим именем его крестили: именно Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер. Поэтому следует правильно выбирать имя ребенку при Крещении. Ребенок должен получить защиту ангела-хранителя.

Святой, именем которого называется ребенок, считается «покровителем» своего тезки. Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день Ангела, т. е. день святого, по имени которого назван. «Именины» никак не связаны с днем рождения, как некоторые считают, это день Крещения.

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Как известно, при крещении ребёнку в большинстве случаев даётся совсем другое имя, нежели то, каким его нарекли в миру. Это делается для того, чтобы никто не смог причинить ему зла, а нечистые силы не смогли заполонить его душу, ведь он находится под защитой Бога, который знает именно его православное крещенское имя. Также это имя при обряде крещения говорят крёстным родителям, которые являются духовными наставниками ребёнка.

Именно поэтому выбор имени для этого случая – процесс щепетильный и очень важный. И взрослым к нему нужно отнестись со всей серьёзностью. Как дают имя при крещении? Полный и детальный ответ на этот вопрос содержится в данной статье.

Имя даётся человеку на восьмой день от рождения. Но об этом факте знают далеко немногие, и часто молитва о наречении читается батюшкой перед самим обрядом крещения. Ребёнок нарекается, как правило, в честь определённого святого, в день (в период) празднования памяти которого родился.

Таким образом этот святой становится его покровителем и просит за него перед Всевышним. Поэтому к выбору имени при крещении нужно относится со всей ответственностью, ведь выбирается не просто наречение, а ангел-хранитель, который будет сопровождать человека всю его жизнь.

Церковные имена при крещении

Чудесным источником выбора имен при крещении является церковный православный календарь, который не утратил своей актуальности и сегодня. В современном списке имён святых более тысячи наречений различного происхождения.

Многие из них достаточно устаревшие и давно не используемые, но с последнее время среди молодых родителей замечена особенность – называть своего малыша очень редким именем. И если они желают сделать именно так, но Святцы им в этом помогут лучше, чем кто-либо другой.

Какие имена дают при крещении

В христианской культуре существует группа имён, которая сложилась исторически. Имена этой группы называют церковными, православными, или каноническими. Многие из этих имён можно встретить в церковном календаре, где ещё также вписаны даты памяти православных святых.

При крещении каждому православному дают имя в честь определённого святого. Но также есть достаточно большой список имён, которому соответствуют святые с подобным по значению именем, например, Юрий – Георгий, Виктория – Ника. Если же имени, которым нарекли человека, нет в святцах, и подобного ему тоже не найти, тогда имя даётся совершенно другое, но близкое по звучанию и смыслу.

Православное имя дают в честь одного из святых. Он же на протяжении всей жизни является покровителем, ангелом-хранителем окрещённого. День празднования памяти святого становится именинами этого человека. Но святой не только даёт человеку своё имя и день именин, он наделяет его качествами, присущими конкретно ему, а они всегда благие и сильные.

Именем церковным нужно называть себя при причащении или исповеди. Его же необходимо называть в записках “О Здравии” и “Об Упокоении”.

Издавна имя перед крестинами выбирали сами родители, либо же со священником по Святцам – списку канонизированных святых, который составлен точно по датам. В этом календаре каждая дата является днём памяти определённого святого, а иногда в один день имён может быть несколько. Тогда при выборе имени для ребёнка есть разнообразие, и здесь уже нужно хорошо подумать, какому святому вручить его судьбу.

Также бывает и наоборот – одному имени соответствует несколько дат, например, Иоанн, Мария.

Особое внимание нужно обратить на день празднования именин. Часто его не помнят, не знают и просто не замечают, считая, что главным является только День рождения человека. Это далеко не так. Именины очень важны, ведь это – день памяти вашего святого и, почитая его именно в этот период, вы показываете ему своё уважение и благодарность, а он в ответ – продолжает покровительствовать вам во всех жизненных делах.

Как выбирают имя при крещении

  1. по всем церковным канонам, имя ребёнку выбирают по Святцам на 8 день от даты рождения ребёнка. Имя день памяти святого в эту дату и есть днём именин;
  2. если же подходящего имени не нашлось совсем в этот период, то смотрят дни памяти святых на сороковой день от рождения малыша. Это допускается церковью, так как раньше ребёнка крестили обязательно на 40 день;
  3. также можно назвать дитя в честь святого, который особенно почитаем в его семье. Это своеобразная семейная традиция, и она достаточно сильна и вполне приемлема до сегодняшнего дня.

Стоит также уточнить, что в церковном календаре значительно больше мужских имён. Поэтому при крещении девочкам часто даётся имя святого-мужчины, ведь производная его имени может быть и прекрасным женским вариантом.

Имя при крещении по дате рождения

Дата рождения ребёнка очень важна при выборе церковного имени. К ней нужно обращаться обязательно, ведь Месяцеслов (церковный календарь) был составлен, исходя из писаных православных канонов.

Дата, когда родился человек – это не случайное число, потому как Бог послал его на Землю именно в этот день, а значит, наделил определёнными качествами для выполнения своей миссии. И в этот же день Всевышний даёт ему покровителя, который будет неустанно следить за ним, оберегать от всего греховного и помогать во всех житейских ситуациях. И делать это он будет через его церковное имя, ибо для него наши земные имена не имеют никакой силы.

Церковные имена при крещении, список

Существует огромное количество имён, которые можно давать при крещении. В основе своей каждое из них соответствует дате (периоду) рождения и дню памяти святого. Их список достаточно велик, поэтому следует обратиться к Святцам, но при этом обязательно учитывать:

  • день (дату, период) рождения;
  • определение святого (если имён несколько);
  • при выборе имени для девочки – женский вариант мужского имени.

Второе имя при крещении дают только при условии, если в календаре данного имени нет, например, Полина – Аполлинария. Днём именин тогда будет тот, который находится ближе всего к святцам. Об этом родителям, как правило, рассказывает священнослужитель.

Имена при крещении женские, в церковном календаре, находятся в намного меньшем количестве, поэтому имя девочки при крещении выбрать достаточно сложно. Ведь родителям зачастую хочется, чтобы оно было и красивым, и значимым. Тогда при выборе им нужно хорошо всё обдумать и обсудить, потому что выбранное имя станет символом для ребёнка и знаковым для его покровителя, а в его лике и для самого Господа.

Предлагаем церковные значения некоторых женских имён, которые сегодня встречаются достаточно часто и вызывают определённые вопросы у родителей во время обряда крещения:

  • Алиса – имя при крещении Александра и Елизавета. Такие аналоги предусмотрены в церковном календаре. Заметим, что снова встречаем производные вариации от мужских;
  • Мирослава – имя при крещении Миропия или традиционное Мария. Оба имени достаточно созвучны с основным;
  • Светлана – при крещении этому имени в православии соответствует имя Фотина или же Фотинья. Желательно девочке с именем Светлана дать именно такие имена. Имя Светлана по церковному при крещении – одно из немногих, которое имеет славянское происхождение. Походит от слова “светлая” и является вариантом мужского имени Светлан;
  • Ярослава – при крещении стоит выбирать некое созвучное с ним имя, так как такого нет в святцах. Часто выбор падает на имя, которое начитается на ту же самую букву. Таким именем является Яздундокта. Если данное имя родителям покажется слишком сложным, то можно выбрать другое, менее созвучное, обязательно перед этим посоветовавшись со священником;
  • Алина – имя при крещении Елена и Ангелина, вполне созвучные и часто используемые в миру;
  • Милана – имя при крещении Маланья и Мария. Оба достаточно просты, красивы и православно значимы;
  • Арина – имя при крещении Ирина и Ариадна. Прекрасные православные имена с давней историей;
  • Диана – имя при крещении Анна или Дария. Чудесные по созвучию и сочетанию;
  • имя Виктория – при крещении аналогом этому имени являются Ника и Вера. Первое имеет не просто схожее, а одинаковое значение с основным – “победа”. А второе говорит само за себя.

Какое имя дают при крещении? Это очень важный вопрос для родителей, которые хотят отдать ребёнка под защиту Господа. Церковное имя – это благодать, сила и характер, которые влияют на всю жизнь и формируют судьбу человека. И этот выбор, как никакой другой, зависит от нас самих.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео, в котором протоиерей рассказывает об именах, данных при крещении:



События