Познание лекция по обществознанию. Презентация на тему " познание и знание". Изложение программного материала


С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание какдеятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания - результат познания.

Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание - сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение - организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания - знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.

Теории познания мира:

    агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;

    скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;

    оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.

Виды познания:

    обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;

    социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания :

    субъект и объект познания совпадают

    задевает непосредственно интересы людей

    социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание

    сложность объекта познания – общества

    установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво

    ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.

Принципы социального познания :

А. рассматривать социальную действительность в развитии

Б. изучать социальные явления во взаимодействии

В. выявлять общее и особенное в общественных явлениях.

    научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное познание

эмпирический уровень (практика) теоретический уровень

Особенности научного познания :

    объективность добываемого знания

    развитость понятийного аппарата (категорийного);

    рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)

    проверяемость

    высокий уровень обобщения знаний

    универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания :

    научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка

    эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами

    проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической

    гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

    теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Методы (орудие, средство познания) научного познания:

    наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств;

    эксперимент – исследование путём активного воздействия на явление при помощи создания новых условий или изменения течения процесса в нужном направлении, устранение всех мешающих факторов, применение технических устройств;

    анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части;

    синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;

    индукция – переход от отдельных фактов к общим положениям;

    дедукция – от общего к частному;

    аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях;

    моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

    абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств и выделении какого-либо свойства;

    идеализация – образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;

    исторический метод – этапы развития объекта в хронологической последовательности, описание исторического процесса с учётом его неповторимых особенностей;

    логический метод – воспроизведение в теоретической форме основного содержания исторического процесса;

    формализация – уточнение содержания познания через сопоставление объекта с некоторыми материальными конструкциями;

    математизация – использование различных способов измерения, приписывание материальным объектам и их свойствам определённых чисел, дальнейшее действие по математическим правилам с числами вместо трудоёмкой работы с объектами.

    религиозное (мифологическое)

    художественное – познание посредством художественных образов.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ»

А 1. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

    отвлечённых понятий

    художественных образов

    научных приборов

    абстрактных моделей

А 2. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 3. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

А 4. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

А 5. И религиозное, и научное знание

    имеет объективный характер

    предполагает доказательства

    может передаваться из поколения в поколение

    необходимо человеку для рациональной деятельности

В 1. Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель …. познания.

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.

    проведение контрольных измерений

    выдвижение и обоснование гипотез

    создание логической модели изучаемого объекта

    описание изучаемых явлений

    проведение научного эксперимента

    объяснение существующих взаимосвязей

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

    описание; 2. метод; 3. наблюдение;

4.интервьюирование; 5. эксперимент.

С 6. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

С 7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

Формы познания:

    чувственное – осуществляется органами чувств – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом:

- ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

- восприятие – чувственный образ целостной картины ПЯП;

- представление – обобщённый образ ПЯП, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих ПЯП познания на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность – прямое воспроизведение объекта

    наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

    воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

    Эмпиризм – единственный источник наших знаний – чувственный опыт.

Чувственное познание

эмоции – аффективная форма проявления чувства – эмоции, выраженные в

моральных чувств соответствующих понятиях (любовь)

    рациональное – отражение действительности посредством мышления:

- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства ПЯП;

- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о ПЯП;

- умозаключение – вывод – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:

А. индуктивное – от частного к общему;

Б. дедуктивное – от общего к частному;

В. по аналогии – по сходству.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания

    абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов

    воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

    Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    Знание – единство чувственного и рационального познания действительности.

    интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.

Признаки:

    внезапность

    неполная осознанность

Виды:

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Результат познания

знания заблуждение ложь

    Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

    житейское (обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;

    научное – достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;

    практическое – овладение вещами, преобразование мира;

    художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;

    рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;

    иррациональное – противоречит рациональному мышлению, предметы знаний парадоксальны и не подчиняются законам логики и науки (эмоции, интуиция, воля);

    личностное – зависимо от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности

    ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира:

Донаучное – предпосылочная база научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

    Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждени я:

    погрешности при переходе от чувств к разуму

    некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной ситуации.

    Ложь – сознательное искажение образа объекта.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Вашему вниманию предлагается видеоурок на тему «Познание как вид деятельности». Вначале занятия вы сможете изучить понятие «познание», которым называется процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. После этого узнаете, почему познание современными философами рассматривается именно как вид деятельности.

Тема: Человек

Урок: Познание как вид деятельности

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем разговор о познании. Тема нашего урока – «Познание как вид деятельности».

Познанием принято называть процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Результаты познания передаются из поколения в поколение при помощи материальных носителей информации. Это не только книга, но также миф, сказка, кино, телевидение и даже устная речь.

Вопрос о познании, его возможностях и границах является одним из основных вопросов философии. Им занимается специальный раздел философии – гносеология (это слово происходит от греческого «гнозис» - «знание»). Ее также называют эпистемологией.

Главный вопрос гносеологии – «Познаваем ли мир?» В общественной мысли существует три варианта ответа на этот вопрос. Люди, которые отвечают «Да», называются гностиками, сомневающиеся в возможности человека и общества познавать мир называются скептиками, наконец, люди, отрицающие принципиальную возможность познания мира, зовутся агностиками (рис. 1).

Рис. 1. Гносеологические позиции

Давайте рассмотрим эти гносеологические позиции подробнее.

С точки зрения гностицизма, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Если мы чего-то не знаем, это объясняется несовершенством наших методов познания. К примеру, мы не знаем, что находится в центре нашей Галактики, но можем предположить, что это черная дыра.

С точки зрения скептиков, мы вынуждены опираться на данные наших органов чувств и не можем сказать, насколько эти данные истинны. Один из наиболее известных представителей скептицизма Дэвид Юм, считал, что человек оперирует только своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому не знает даже, существует внешний мир или нет. Отсюда очень недалеко до солипсизма. Солипсизм (субъективный идеализм) – философская концепция, представители которой считают, что существует лишь одно сознание, а весь материальный мир – его кажущееся порождение.

Нельзя сказать, что скептики совершенно неправы. Цвет. Температура.

Скептик не знает, какой характер носит полученная им от органов чувств информация, – истинный или ложный. Представитель агностицизма уверен, что чувства нам лгут. Основоположник этой концепции Иммануил Кант считал, что органы чувств фиксируют лишь внешние свойства вещей, но не в состоянии дать информацию о их сущности.

С точки зрения Канта, все вещи в этом мире имеют две формы – «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас».

Неудивительно, что подавляющее большинство ученых и философов – гностики. Ведь если мы отрицаем реальность воспринимаемых нами вещей, процессов и явлений, то изучать их невозможно, а значит, не может быть ни науки, ни философии.

Познаваемость материального мира является одним из принципов гносеологии. Еще одним важным принципом является диалектика. Это слово происходит от греческого «диалегомай» – «спорю» и означает подход к объектам с точки зрения их развития. Диалектика как принцип познания мира гласит, что вещи не остаются неизменными. Они постоянно трансформируются под воздействием многочисленных факторов.

Главным способом познания в современной философии считается практика. Знания, полученные практическим способом, являются наиболее прочными. Практика у студентов.

Как мы с вами уже сказали на прошлом уроке, познание является одним из основных видов деятельности. Структура познания абсолютно идентична структуре деятельности: здесь тоже есть мотив, потребности, убеждения, социальные установки и, разумеется, активность. Если сознание не требует активности человека, но познание невозможно без целеполагания и осуществления конкретных действий.

Вспомните эпизод из рассказов о Конан Дойле. Шерлок Холмс спрашивает Ватсона, сколько ступенек насчитывает лестница в их доме.

Почему Ватсон не может это вспомнить? Ведь он видел эту лестницу много раз. Она отражалась в его сознании, но никогда не была предметом познания. Вспомните сейчас, сколько окон в вашем доме, или ступенек в подъезде.

Точно так же, как и в других видах деятельности, в познании также существует субъект и объект познания, а значит, и три типа их взаимодействия. Познание тоже может быть субъектно-объектным, субъектно-субъектным и обратным (его мы называем самопознанием).

Но есть и отличие познания от других видов деятельности. Познание всегда носит творческий характер. Возьмите две книги, написанные разными людьми на одну и ту же тему, и вы увидите, как различаются их позиции. Именно поэтому, когда вы сдаете идентичные рефераты и уж тем более сочинения на одну и ту же тему, учителя не верят, что это простое совпадение. Творческий характер познания проявляется и в отборе материала, и в выборе методов, и, конечно, в ваших выводах.

Чтобы проиллюстрировать творческий характер познания, немецкий философ Людвиг Витгенштейн придумал и нарисовал «уткокролика» (рис. 2).

Рис. 2. Уткокролик

Что вы видите в этом рисунке?

Такие картинки-перевертыши очень популярны. Психоаналитики, к примеру, используют их, чтобы увидеть психологическую установку своих пациентов.

Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением.

Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов.

Понятия «правда» и «истина» используются постоянно. Очень часто их смешивают, не видят между ними особой разницы. Различие, тем не менее, есть. Если спросить обычного человека, чем правда отличается от истины, скорее всего, вам скажут, что правда у каждого своя, а вот истина – всегда одна. Истиной называют соответствие реального положения вещей и наших мыслей о нем; правда описывает оценочное знание. То, что Ленин родился в 1870 году, – истина, так как эти данные можно проверить. А вот то, что Ленин был хороший человек или, наоборот, плохой, – это оценочное знание, а значит, для одних людей является правдой, а для других – ложью.

В философии принято говорить об абсолютной и относительной истине. Абсолютной истиной называется полное, завершенное знание, которое невозможно даже уточнить. Относительная истина тоже носит объективный характер, но ее можно уточнять и развивать. И абсолютная, и относительная истины объективны и различаются лишь по степени точности и полноты отражения действительности.

Неудивительно, что абсолютная истина воспринимается нами как недостижимая. Есть, конечно, некое элементарное знание, которое невозможно опровергнуть (например, Российская Федерация является республикой), но его также можно развивать.

Несмотря на то, что целью познания для всех является истина, пути познания могут быть разными. В современной гносеологии существует несколько теорий познания, представители которых используют разные методы для изучения мира и человека. С этими теориями мы познакомимся в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Младшие братья и познание

В сказке Ершова «Конек-Горбунок» младший сын не отличался особыми умственными способностями: «Младший вовсе был дурак». Не хочется обижать младших детей в семье, но психологи уверены: у тех, кто родился раньше, больше возможностей для интеллектуального развития.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Нидерландах проводилось исследование влияния недостаточного питания на интеллектуальные способности детей, родившихся в конце Второй мировой войны; как часть этого исследования проводился тест Равена на интеллектуальное развитие (тест выполнили более 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет), и он показал, что результаты теста были тем ниже, чем больше был у них «порядковый номер» рождения.

На протяжении нескольких лет этот парадокс никто не мог объяснить. Лишь в 1975 году психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус доказали, что старшие братья и сестры зачастую играют по отношению к младшим роль учителей. Ведь если у младшего брата не выходит решение задачи, он обращается к старшим. Старшие тем самым повторяют уже изученный материал.

Есть анекдот об учителе, который сам уже понял излагаемый им материал, а дети все не понимают.

Впрочем, у младших братьев и сестер есть выход. Можно объяснять материал собаке или даже воображаемому ученику. Ведь это обратная деятельность: ее результатом станет совершенствование интеллекта того, кто объясняет.

Врет, как очевидец

В одном из юридических вузов профессор проделывал такой опыт. В начале лекции он как бы совершенно случайно доставал из своего портфеля разные предметы, выкладывал их на стол и через некоторое время убирал. В конце лекции он просил студентов на листочке перечислить, какие предметы находились на столе.

Результаты были ошеломляющими. Все студенты видели эти предметы, но практически никто не делал их предметом своего познания. Все предметы перечислить не смог никто; большинство студентов могло назвать меньше половины, а многие называли даже такие предметы, которых на столе не было.

Профессор таким образом демонстрировал студентам избирательность человеческого познания и возможность формирования ложных знаний. Среди юристов есть даже выражение «врет, как очевидец»: свидетели одного и того же события могут описывать его совершенно по-разному.

Какое брюхо к ученью глухо?

В русском языке, да и в некоторых других языках, существуют взаимоисключающие выражения типа «сытое брюхо к ученью глухо» или «голодное брюхо к ученью глухо». Так каким же должен быть познающий субъект, чтобы процесс познания шел наиболее успешно.

В психологии существует понятие «когнитивные карты», которое описывает объем пространства, в котором свободно ориентируется человек. Эдвард Толмен (1948) провел опыты с крысами в лабиринте и установил, что крысы также обладают когнитивными картами, то есть представляют себе все пространство, а не только его видимый кусок (обладают пространственной ориентацией). Кроме того, крысы, получавшие награду (еду), гораздо быстрее изучали лабиринт, чем не получавшие подкрепления. Однако чем крысы голоднее, тем больше они стремятся только к цели и тем уже их когнитивные карты.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Текстовые сноски:

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к



Лев