Дополнительно ночной намаз как называется. Ночная молитва в исламе: порядок выполнения иша-намаза. достоинств ночной молитвы

- (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» . В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» . Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это - признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» .

Количество ракяатов этой молитвы - от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные - за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) ; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) .

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи . Восклицает Он: «Я - Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» .

См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.

«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (Коран, 17:79)

Ты подоил корову сегодня утром?

В крестьянском хозяйстве, когда жизнь вращается вокруг земледелия и животноводства, очень важно подоить корову утром. Супермаркеты далеко, и единственное, что у тебя есть на завтрак – это коровье молоко. Молоко само по себе – один из ценнейших продуктов на свете. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) ценил молоко превыше всех других продуктов.

Передается от Абу Дауда, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если Аллах накормил кого-либо из вас, пусть скажет: “О Аллах! Благослови нас в этом и надели нас от этого благом!”А если кого-либо из вас Аллах напоил молоком, пусть скажет: “О Аллах, благослови нас в этом и прибавь нам в этом!” Потому что я не знаю ничего, что могло бы служить и едой, и напитком» (Абу Дауд).

Итак, наилучшая еда для завтрака – это молоко. Но деревенские жители нуждаются в молоке не только потому, что это основной источник кальция, но и потому, что это продукт, без которого не изготовить масло или сыр. Поэтому, если ты утром не подоил корову – а утром она дает больше всего молока – то ты останешься без нужных продуктов.

Точно такую же ценность представляет для верующего намаз тахаджуд. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Ночная молитва должна быть выполнена, несомненно, даже если она совершается в течение отрезка времени, которое требуется, чтобы подоить овцу. И все, что есть после обязательного ‘иша – это тахаджуд”» (Табарани «Кабир»)

На самом деле, тахаджуд для Всевышнего Аллаха это самый ценный добровольный намаз. В последнюю часть ночи на нас нисходит милость Всевышнего Аллаха, и Он спрашивает нас о наших нуждах, чтобы их исполнить. Это время, когда Аллах особенно близок и благосклонен к верующим. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Лучший намаз после обязательного - это тахаджуд» (Муслим).

Именно в последнюю треть ночи во время тахаджуда Йакуб (мир ему) просил прощения за сыновей, Закария (мир ему) молил о сыне, и, наконец, в это самое время наш любимый Пророк (мир ему и благословение) просил о наставлении и руководстве для Умара (да будет доволен им Аллах).

Одним словом, тахаджуд всегда был обычаем праведных и благочестивых людей. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Вам следует совершать тахаджуд! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» («Мустадрак аль-Хаким»).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обычно будил свое семейство на тахаджуд. И время от времени проверял, молится ли его дочь Фатима и ее муж Али, слушал, как читают тахаджуд сподвижники. И говорил:

«И не уподобляйтесь таким-то, которые раньше просыпались на тахаджуд, а теперь оставили его» (Муслим).

Тахаджуд освещает и озаряет лицо молящегося на весь день (Ибн Маджа). Он дает богатство в будущей жизни и не дает верующему попасть в число нерадивых.

Обычно во время тахаджуда Пророк (мир ему и благословение) сопровождал дуа слезами. Чем длиннее тахаджуд, тем более высокого уровня духовности достигнет молящийся. Для тахаджуда нет никаких предпочтительных сур. Читать необходимо в том порядке, в каком они стоят в Коране. Например, не следует читать в первом ракаате суру «Ат-Тин», а во втором «Аш-Шарх». Можно прочесть все известные суры в предписанном порядке, а затем во втором ракаате прочесть их снова. В большинстве хадисов говорится о тахаджуде в 8 ракаатов, поэтому мы говорим, что тахаджуд состоит максимум из 8 ракаатов.

Тахаджуд – это главный источник благословений на весь день. Тот, кто хочет иметь успешный день, просыпается на тахаджуд. Тахаджуд дает доброе расположение духа и здравомыслие.

Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к. порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр. Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна. Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:

  1. Что такое тахаджуд?

  2. Когда лучше совершать тахаджуд? Когда его совершал обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и почему именно тогда?

  3. Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада , согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)». Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать). Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.

Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз. Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).

О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов » (Коран, 17:79). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных ». «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом) ». «Совершайте ночной намаз. Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла ».

Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением » (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.

Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его ?» И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.

Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают. Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему). Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы.

Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь… » лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая. Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении. Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.

Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.

Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль). Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др. В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль).

Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль) и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль). Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.

Второе, что тахаджуд – молитва после сна. В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз. В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.

Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:

  1. Пророк (мир ему) обычно совершал тахаджуд в середине ночи или в последней трети ночи. Наилучшим для тахаджуда считается последняя треть ночи.

  2. Число ракаатов в тахаджуд-молитве

    В книге «Хави Кудси» сказано: «Наименьшее количество ракаатов – два, а наибольшее – 8 ракаатов».

    В книгах «Джавхара» и «Маракил Фалах»: «Наималое – 8 ракаатов. Можно выбрать по желанию».

    Время молитвы тахаджуд

    Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»

    Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза (ночного намаза). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всё, что совершается после иша, считается ночным (будет считаться тахаджудом)» («ат-Таргиб», том 1, стр. 430; «Шами», том 2, стр. 24).

    Тот, кто не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо («Шами», том 1, стр. 369).

    Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (да благословит его Аллах и приветствует) прочно вошла в нашу жизнь.

    Достоинство тахаджуд-намаза

    В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали » (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).

    Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Госпожа Айша (да будет доволен им Аллах) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».

    Айша (да будет доволен им Аллах) говорит: «Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не прекращал совершать её. Когда он был болен или слаб, он совершал молитву сидя » (Аль-Бухари и Муслим).

    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд – самый значимый из всех нафль-намазов («Тахтави», стр. 393).

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Аллах над мужчиной, который проснулся ночью и совершил намаз и разбудил свою жену, а если она отказала, то побрызгал на неё водой. Да смилуется Аллах над женщиной, которая проснулась ночью и совершила намаз и разбудила своего мужа, и он совершил намаз, а если он отказывался, то она побрызгала на него водой». (Привёл Ахмад в своём Муснаде, 2 том, 250 стр., и Абу Давуд в Сунане, 2 том, 73 стр.)

    Передаёт Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.

    Пять благ в мирской жизни:

    1. Аллах сохранит от бед.

    2. Выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина.

    3. Его будут любить сердца праведных и все люди.

    4. С его языка будет исходить мудрость.

    5. Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.

    Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате:

    1. Мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом.

    2. Облегчится ему отчёт в День Суда.

    3. Он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии.

    4. Книга деяний будет дана в правую руку в Судный день.

    Изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

    «Лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью – намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).

    «Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».

    «Дуа принимаются (лучше) в середине ночи».

    «Здоровайся (т. е. говори «ас-саляму алейкум») с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят, – и ты войдёшь в Рай с миром».

    «В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит » (передал Муслим).

    «Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху » (передал Тирмизи).

    «Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы » (передал ибн Маджа).

    «Намаз-тахаджуд равен четырём ракаатам, выполненным в Лейлят уль-Кадр » (передал Табарани).

    Если встаёшь ночью, зная, что есть кто-то ещё, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбуди его. Намерение (ният) лучше сделать перед сном, и потом, даже если проспишь (неумышленно), то всё равно получишь вознаграждение, иншааллах.

    Господин Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал следующие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине: 1) он практиковался праведниками, жившими до вас, 2) это способ достижения близости к вашему Господу, 3) он является искуплением грехов, 4) он служит защитой от непослушания».

    В других хадисах Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так описал тахаджуд:

    5) лучший из всех намазов после обязательных,

    6) честь для истинно верующего,

    7) причина чрезвычайного довольства Аллаха,

    8) способ для лёгкого попадания в рай,

    9) защита от болезней.

    («Ат-Таргиб», том 1, стр. 423–435)

    Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного дня. Мать Пророка Сулеймана (мир ему) советовала своему сыну: «О сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный день».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Наилучшей молитвой после пяти обязательных является молитва ночи». В другом случае Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уточнил: «Все те, что после ночной молитвы (иша), относятся к молитве ночи».

    Коллективное совершение молитвы тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).

    Передали от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал суры «аль-Бакара» и «Алю Имран» в ночных молитвах, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о Рае, останавливался и просил Аллаха, а когда доходил до аятов, в которых упоминается об Аде, останавливался и просил зашиты у Аллаха, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о примерах, останавливался и размышлял.

    Если спросят: «В молитве лучше долгое стояние или многочисленное совершение земных поклонов?» – достоверное слово то, что передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Его спросили о самой лучшей молитве (намаз), и он ответил, что это та молитва, стояние в которой будет долгим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Твоё воздаяние будет по мере твоей усталости».

    Некоторые условия, облегчающие вставание ночью

    1. Умеренность в еде. Сытная еда делает желудок тяжёлым, а тело – ленивым, склоняя человека ко сну и затрудняя подъём.

    2. Тяжесть грехов. Грехи делают сердце человека чёрствым и закрывают врата милости Аллаха. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».

    3. Отказ от запретной (харам) пищи. Один из праведников как-то сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя просыпания ночью для поклонения ».

    4. Знание ценности ночного поклонения. Ибо воздаяние за него велико. Это поможет человеку вставать ночью в стремлении заработать как можно большее воздаяние перед Аллахом.

    5. Любовь к своему Создателю. Когда в сердце раба божьего укрепляется искренняя любовь к Всевышнему Аллаху, его охватывает желание уединиться с Создателем всего сущего в то время, когда все спят и мирские дела не отвлекают его в полной тишине ночи. Рассказывают, что имам Абу Ханифа в течение сорока лет с омовением, сделанным для ночного фарз-намаза, совершал утренний намаз.

    6. Чтение суры «Каф». Учёный-богослов Афзалудин сказал: «Она облегчает сон».

    8.Ложиться спать в омовении и делать намерение на вставание для тахаджуда.

    9.Отказ от алчности к мирскому имуществу. Алчный человек утомляет сердце и тело, а когда наступает ночь – он спит подобно мёртвому.

    Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан ; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Шабан (Ляйлят уль-Бараа), ночь на день Ашура (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчёркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

    Шейх Тахтави, «Хашияту Тахтави»; Хасан сын Аммара, «Маракил Фалах»; Абу Бакр сын Масуда, «Бадаиу Санаи»; Усман сын Хасана, «Дуррату Насихин»; Абдулвахаб сын Ахмада сын Али Шарани, «Лавакихул анвару кудсия».

    Материал подготовил

    Фарук Азимов

    (нафль), выполняемой в ночное время. Его название образовано от арабского глагола «тахаджада», что означает «вставать ночью». Согласно Шариату, за её совершение человеку полагается награда, а за оставление - нет греха.

    Осуществление этого обряда поклонения Аллаху дозволено в период между ночным (ясту, иша) и утренним (сабах, фаджр) намазами. Однако наилучшим временем считается заключительная часть ночи, о чём гласит хадис: «Когда приходит заключительная 1/3 ночи, Всевышний нисходит к нижнему небу и произносит: «Кто из рабов Моих поминает Меня, дабы Я ответил на все его мольбы? Кто просит прощения за грехи, дабы Я простил ему их?» (Бухари).

    Заключительный Божий посланник (с.г.в.) регулярно практиковал эту молитву. Даже когда он заболевал, то молился сидя. После он ложился спать, а затем просыпался и читал тахаджуд. При этом молитву витр лучше выполнять после тахаджуда. Но если человек сомневается, что сможет проснуться, то витр нужно прочитать после ночного намаза.

    Число ракаатов в тахаджуд-намазе

    В Шариате строго не оговаривается количество допустимых ракаатов этой молитвы. Известно, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал разное их количество. Однажды его супругу Аишу (р.а.) спросили об этом. На что та ответила: «Его молитва состоит из семи, девяти или одиннадцати ракаатов» (Бухари). С учётом того, что Посланник Аллаха (с.г.в.) по ночам выполнял три ракаата витр-намаза, на тахаджуд приходилось четыре, шесть либо восемь ракаатов. Также дозволено совершать и два ракаата. Исходя из этого, продолжительность данной молитвы варьирует в промежутке от двух до восьми (чётное число) ракаатов.

    Несмотря на то, что некоторые богословы считают дозволенным совершать и 10, и 12 ракаатов, большинство учёных придерживаются мнения о недопустимости делать свыше восьми, так как существует угроза совершения (бид`а).

    Желательно выполнять тахаджуд-намаз по 2 ракаата, как это делал Пророк (с.г.в.), но дозволено и по 4. Порядок чтения аналогичен традиционному суннат-намазу, но с одним отличием: если верующий совершает четыре ракаата, то в начале третьего перед сурой «аль-Фатиха» нужно прочитать дуа «Субханака»:

    «CУБХАНА-КАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКЪ, УА ТАБАРА-КАСМУКЪ, УА ТА’АЛЯ ДЖАДДУКЪ, УА ЛЯЯ ИЛЯЯХА ГАЙРУКЪ»

    Перевод смысла: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

    Достоинства молитвы тахаджуд

    1. Большая награда

    За совершение этого нафль-намаза человеку полагается значительный саваб. В Своей Книге Аллах говорит:

    «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господину... Ни один человек не знает, какие услады для очей сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16-17)

    Кроме того, к совершению тахаджуда желательно побуждать и своих родных, которые так же могут стать обладателями величайшей милости Творца. Божий Посланник (с.г.в.) сказал: «Если верующий, проснувшись ночью сам, разбудит свою жену для совершения молитвы, имена обоих Господь запишет в качестве регулярно Его поминающих» (Ибн Маджа).

    2. Большое внимание со стороны Посланника Аллаха (с.г.в.)

    Как уже отмечалось выше, Пророк (с.г.в.), чьему примеру должны следовать все правоверные, регулярно молился по ночам, даже когда чувствовал недомогания. Со слов Аиши (р.а.) передаётся, что её муж никогда не оставлял данную молитву (Бухари). Этот факт говорит о важности тахаджуд-намаза для мусульманской уммы.

    3. Принятие дуа

    После выполненного тахаджуда существует большая вероятность того, что мольбы верующего окажутся приняты Аллахом. В одном высказывании Милости миров Мухаммада сказано: «Каждую ночь наступает момент, в который все дуа выполняются Господом» (Муслим). В данном случае речь идёт о последней 1/3 ночи.

    4. Лучший намаз

    Тахаджуд считается наиболее значимым среди молитв нафль. В хадисе подчёркивается: «Лучший из дополнительных намазов - это тахаджуд» (Ахмад). Верующий ради Творца нарушает свой сон и прерывает его для поклонения.

    5. Приближение к Аллаху

    Пророк (с.г.в.) отмечал: «Тахаджуд удерживает верующего от грехов и приближает к Создателю» (Тирмизи). Смысл хадиса в том, что посредством совершения молитвы ночью мусульманин повышает уровень своего имана, который, в свою очередь, ведёт к уменьшению грехов.

    6. Освобождение от ужасов в могиле

    Пророческое высказывание гласит: «Тахаджуд отдаляет от мучений в могиле» (Ибн Маджа). Дело в том, что люди, которые в течение земной жизни совершали много грехов, начнут мучиться уже в могиле. Вставая по ночам для поклонения, верующие обретают саваб, который, по воле Аллаха, поможет им избежать этой участи.

    В какие дни нужно молиться по ночам

    В году существует несколько дней, в которые следует уделить особое внимание совершения молитвы тахаджуд. Считается, что в эти дни благие деяния человека Всевышним увеличиваются в многократном объёме. К таким дням относятся: завершающие 10 ночей месяца Рамазан, первые 10 в месяце Зуль-Хиджа, ночь середины месяца Шаабан, девятая ночь месяца Мухаррам (), ночь перед праздниками Ураза- и Курбан-байрам.



    Природа