Разные даты рождества у католиков и православных. Рождество православное и католическое: в чем разница

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Православные христиане в России отмечают Рождество 7 января, а дата католического Рождества - 25 декабря. Почему даты праздника отличаются на 13 дней? Это произошло из-за принятия разных календарей: в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, "григорианский" календарь, получивший определение "новый стиль". Старый, юлианский календарь, стали называть старым стилем. Различие между новым и старым стилем каждые сто лет увеличивается на 1 день и в XX в. составляет 13 суток.

В то время, как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. Когда в 1918 году власть ввела григорианский календарь и в Советском Союзе, церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря - таким образом, появился "Новоюлианский" календарь.

Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц. Таким образом, католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, встречают праздник Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Русская, Иерусалимская, Грузинская, Украинская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельника, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед Рождеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять "рождественский хлеб" - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

Католики придумали и приняли григорианский календарь в 1582-ом году. Римский папа Григорий XIII это провернул. План реформы был и до него, но до него не решились.

Сделано это было ради того, чтобы дни весеннего равноденствия астрономические соответствовали календарным. А они постепенно расходились, так как длина года в юлианском календаре не точно соответствовала реальной длине года (в григорианском неточность сильно меньше).

Дата весеннего равноденствия является определяющей для даты празднования Пасхи.

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Связано это с последовательностью евангельских событий.

Вот тут то и начинаются проблемы.

Дело в том, что изначально каждая поместная церковь и даже отдельные общины сами определяли конкретную дату празднования Пасхи. Почему так?

Обратите внимание на слово полнолуние в словесной формуле Пасхалии. Иудеи, как и прочие древние культуры пытались совместить солнечный годичный круг с лунным. Что это и откуда -- кратко тут:

А римляне ко временам Рождества Христова уже догадались, что идеальный лунно-солнечный календарь составить невозможно и решили ориентироваться только на длину солнечного года. Это сделал тот самый знаменитый Юлий Цезарь, откуда и календарь стал называться Юлианским. Авторы календаря -- александрийские (это Египет) ученые во главе с Созигеном. Соотношением месяцев и фаз Луны, которые и породили понятие месяцев, пренебрегли -- теперь полнолуния и новолуния не приходятся на одни и те же дни месяцев. Проблема в том, что лунный цикл (~29,5 суток) не укладывается кратно в солнечный цикл (~365,2425 суток).

Теперь вспоминаем, что для определения даты Пасхи нам требуются данные о полнолунии.

Иудеи поступали в те времена просто -- они во многом пользовались непосредственными наблюдениями.

А как поступать разбросанным в разных далеких городах христианским общинам? Цель -- отпраздновать Пасху в один день (надо сказать, что эта хорошая цель не всегда достигалась ещё и из за политики). Как провести непосредственные наблюдения (а ведь ещё и фактор погоды, и понимающего человека может не быть)? Приняв решение о дате, как успеть от всех получить подтверждение, что они согласны с этим решением основанным на наблюдении?

Вот тут и принимается решение взять за основу Юлианский календарь, и составить как можно более простую формулу которая учтет полнолуния, которых в календаре нет (полнолуния не приходятся на одни и те же числа месяцев каждый месяц, каждый год). По такой формуле даже и на чужой стороне только имея календарь и номер года человек узнает когда ему вместе со всеми отпраздновать Пасху.

Такая формула и была найдена в Александрии. Она была основана на том, что в 433 году до Р.Х. афинский астроном Метон нашел, что каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. То есть полнолуния раз в 19 лет снова приходятся на те же числа месяцев.

Итак, примерно с четвертого века по Р.Х. большинство церквей договариваются считать дату Пасхи по этой формуле. Рождество же празднуется просто 25 декабря.

На самом деле всё сложнее и Рим предпочитал уже тогда использовать свою формулу Пасхалии. Иногда лет на 50 удавалось согласовать даты заранее.

Теперь вернемся к реформе календаря. Составители Юлианского календаря были в курсе о его неточности, но считали простоту календаря более важной и не принимали во внимание такую важность для календарей как непрерывный счет. То есть они считали, что при желании люди просто реформируют календарь снова и всё (как это часто и делалось в Древнем Риме). А ко времени Григорианской реформы люди уже 1500 лет жили с одним календарем и полюбили стабильность:) Поэтому реформа Римского папы была рискованной и, действительно, на новый календарь переходили очень долго, не одна только Россия долго собиралась.

Реформировав календарь и сместя даты, чтобы учесть набежавшую ошибку (равноденствие реальное и календарное) Папа ввел и новую формулу Пасхалии. Но православные церкви её не приняли, так как предпочитали и дальше вычислять дату по едино принятой в православии формуле. Дата Пасхи у католиков с православными и до того часто не совпадала, а теперь разошлись и другие праздники -- Рождество, Крещение и остальные с фиксированной по календарю датой.

На сегодняшний день ситуация стала особенно интересной. Нынешний Римский Папа Франциск этой (2015) весной выступил с сенсационным заявлением (но не оформленным в виде официального решения или предложения), что ради единства в праздновании Пасхи католики готовы принять православную пасхалию и не считают её какой-то неправильной. Это предложение сложно обсуждать, так как, в принципе, если так, то от православных ничего и не требуется, католики могут присоединиться и это хорошо. Т.е. это на деле какое-то дипломатическое заявление в которых мастера и Рим, и Византия.

Рождество - самый светлый праздник для верующих христиан. В 11 веке произошло его разделение на две части: православное и католическое. Каждая из церквей отмечает сочельник в разные дни: православные - в ночь с 6 на 7 января, католики - в ночь с 24 на 25 декабря. Какие еще отличия существуют между православным и католическим Рождеством?

1. Празднуют католическое и православное Рождество по - разному: первое с 24 на 25 декабря, второе - с 6 на 7 января. Это смещение в датах произошло из-за разницы между юлианским и григорианским календарями.

2. Поста у католиков, как такового, нет. Есть так называемый Адвент – время ожидания праздника. Ревностные католики в течение месяца перед Рождеством стараются больше времени посвящать молитвам и посещению церкви, общению с семьей. А некоторые даже ограничивают себя в пище – не едят мясо.

У православных - Рождественский пост - последний многодневный пост в году, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. По выходным можно рыбу.

3. Традиционным православным рождественским блюдом у православных считается гусь с яблоками. У католиков при этом очень много разнообразных блюд (хотя у некоторых есть в меню и гусь), которые они готовят под Рождество. Для разных стран разные. А в Португалии они разные даже для разных районов.

4. На Рождество католики дарят всем подарки. Мы же дарим их на Новый год и даже ёлка у них называется «рождественская» - «Christmas tree», а не «новогодняя», как принято говорить у нас.

Главный герой Рождества католического – это, как правило, не новорожденный Спаситель, а Санта Клаус. Именно от Санты дети, развесив над камином красивые носочки, ждут подарков. Все рождественские чудеса связаны с действиями смешного толстячка, который забавно смеется и любит пошалить. Кстати, не все католические священники поддерживают этот почти языческий культ.

У православных Рождество - это праздник рождения Иисуса Христа. Это сугубо духовный, церковный праздник.

5. В православной церковной традиции есть одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия. А в католической церкви служат три рождественских мессы раздельно – ночью, утром и днем. Это символизирует рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

6. У католиков есть одно важное понятие, которое удивительно точно характеризует то настроение, которое охватывает людей в предрождественские дни – Christmas Spirit (дословно «дух Рождества»). Это время, когда все верят в чудеса, когда нехорошие люди вдруг становятся добрыми и ласковыми, когда чувствуешь себя словно в сказке. Это время покоя, радости и любви.

25 декабря в 2017 года Рождество Христово празднуют католики и протестанты, какого числа празднуют православные, почему. В чем сходство и в чем различие празднования Рождества у католиков, протестантов и православных, рождественские гимны.

Рождество Христово в 2017 году католики и протестанты встречают 25 декабря. В связи с расхождением церковных календарей у православных Рождество Христово приходится на 7 января, что соответствует 25 декабря по старому стилю. Если католическое и православное празднование Рождества Христова несколько отличаются друг от друга, то этот праздник у протестантской, реформаторской церкви имеет значительные отличия.

В ночь с 24 на 25 декабря наступает Рождество Христово у католиков и протестантов. Этому предшествует сочельник – последний подготовительный день перед праздником. Католики и протестанты делают венки из вечнозеленых растений, украшают их и развешивают над дверями. Не редко, на венках устраиваются четыре свечи, символизирующие четыре воскресенья Адвента - особого подготовительного к Рождеству времени. Надо заметить, что особого рождественского поста у протестантов нет, а католики отмечают постом время перед Рождеством.

Католики стараются обязательно посетить мессу в вечер Сочельника, а также три мессы праздничного дня – ночью, на рассвете и днем.

Вечером, после восхода первой звезды, перед посещением храма, у католиков традиционно все садятся за стол, полный символических явств.

Днем в сам праздник Рождества католики готовят традиционные для своих стран блюда. Католические храмы и дома прихожан украшены празднично оформленными вертепами – сценами из рождественской истории. У католиков распространены скульптурные изображения этого сюжета. Тема Рождества Христова была особенно популярна у католических живописцев периода Раннего Возрождения.

Рождество у католиков, протестантов и православных, сходство и различие

Члены части протестантских церквей также устанавливают вертепы у себя дома. Хотя у протестантов тоже есть специальное собрание с пением рождественских гимнов и праздничным словом пастора, само Рождество принято встречать дома, в кругу семьи. Как у всех христиан, протестанты считают этот праздник одним из двенадцати главных.

Существует мнение, что установка рождественских елей в домах берет свое начало от протестантов. Вечнозеленое дерево, своеобразно символизирующее вечную жизнь, стали украшать свечами, как символом евангельского света истины. Протестанты отвергли иконы, всех святых, священную иерархию, литургии, оставив строгую веру первохристиан. Но им хотелось как-то выделить этот день, сделать его радостным особенно для детей, поэтому украшение рождественской елки оказалось очень кстати.

Святой Николай – Санта Клаус – был также отвергнут протестантами, поэтому Лютером введен Кристкинд – Младенец Христос, предстающий в виде ангела, чаще изображаемого девочкой или девушкой. Крискинд дарит подарки детям из семей протестантов на Рождество, подобно Святому Николаю у католиков и части православных (произношение имени отличается в разных странах), а также Деду Морозу.

Рождество у католиков, протестантов и православных, сходство и различие

Православные перед Рождеством выдерживают 40-дневный пост, и в Сочельник, с наступлением темноты, традиционно вкушают сочиво (коливо), не устраивая большого символического застолья. Потом многие идут в храм на вечерню, после которой чаще всего исповедуются и ожидают праздничной Божественной литургии, где причащаются Святых Христовых Таин.

Православные в основном используют иконы праздника Рождества, но для радости устраивают и вертепы. В России также украшаются елки и сосны - единственные деревья, которые выглядят красиво в это время года.

У католиков, протестантов и православных после Рождества Христова есть время, когда продолжается праздник и Благую весть о рождении Спасителя верующие несут в мир.

Gaudete (лат. Радуйтесь) - рождественский христианский гимн, создан в XVI веке.

Deck the Halls (также Deck the Hall, рус. Украсьте зал) - известная рождественская и новогодняя песня.

Рождество у католиков, протестантов и православных, сходство и различие



Природа