Понятие у вэй в переводе с китайского. У-вэй: Древнее китайское искусство бездействия. Искусство Недеяния У-Вэй

Всем привет! Меня зовут , я в эксперименте с 2011 года и за это время пришёл к необходимости изучить основу так называемой Стратегии Ожидания в Human Design и что-же такое на самом деле это самое ожидание (waiting strategy в искомом варианте).

Начну с того, что на самой заре зарождения в учении ещё не было энергетических типов Генератор, Проектор, Рефлектор и Манифестор. Был лишь бодиграф и 2 стратегии. To Wait (ждать) и To Do (делать). И вот, в 2000 году появились Типы и мы знаем, что, как минимум 93% человечества принадлежат к «реагирующим», а не инициирующим.

И даже Манифестор Манифестору рознь! Есть «правые» Манифесторы, восприимчивые, которые как бэ даже не очень то и самостоятельно манифестируют, а скорее откликаются на воздействие.

Итак, что же это за мега-всеобщая стратегия ожидания, реагирования, о которой не знают и которую не исповедуют почти все люди земли?))

Она идёт от древнего искусства Недеяния У-Вэй.

Искусство Недеяния У-Вэй

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным.

Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности.

Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной - Дао.

Ложное Я

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире - образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует…

Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы. Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы.

Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние - это отнюдь не пассивная бездеятельность.

Деятельность в Недеянии

Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но - деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное?

Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир.

При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более.

Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней.

Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения.

От накопления знаний и обучения к состоянию потока и восприятия

По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире. Цель же даосских практик - изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений.

Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек - неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

Бороться с Эго или применять Недеяние?

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя.

Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно - не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации.

На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений - по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Освобождение от социальных стереотипов

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное.

Каждое дело совершается наиболее естественным - а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных.

Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

Притча о Царе и Поваре

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

Вверяясь Небесному порядку, я веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда не наталкиваюсь на мышцы или сухожилия, не говоря уже о костях…

Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня.

Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и плавно, веду нож старательно, и вдруг туша распадается, словно ком земли рушится на землю.

Превосходно! - воскликнул царь Вэнь-хой. - Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

Единство мира

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности - отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия.

А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

PS

На этом тема Стратегии ожидания не исчерпывается, материалы на неё ещё будут, но истинное понимание великолепия, простоты и освобождения приходит только с практикой, экспериментом, доверием жизни.

У итальянцев, тех еще гедонистов, есть замечательное понятие La Dolce Far Niente, что переводится как «сладкое безделье». Считается, что крылатое выражение впервые введено в обиход римским автором Плинием Младшим, жившим в 61-113 годах нашей эры в Италии. Этим понятием обозначается то самое беззаботное ничегонеделание, когда есть возможность вернуться домой после пары часов работы, вздремнуть, затем выйти в любимое кафе выпить бокал вина или чашечку вкуснейшего кофе.

Идея остановиться и не делать ничего не нова - в Древнем Китае говорили о понятии у-вэй , искусстве пассивной созерцательности. Этот тот случай, когда у человека нет причин для движения, не важно, вперед или назад. Учение у-вэй самым тесным образом связано с умением жить в моменте, здесь и сейчас. Итак, на какие основные принципы ничегонеделания, или у-вэй, нужно опираться, чтобы бездельничать с толком и чувством?

Не форсируй события

Впервые принципы у-вэй, ничегонеделания, были изложены в древнекитайском труде Дао дэ цзин, написанном примерно в шестом веке до нашей эры. Автором масштабного труда, по некоторым данным, считается легендарный Лао-цзы, древнекитайский философ.

Принцип пассивного ожидания действия, нефорсирования событий считается ключевым в учении ничегонеделания. Бешеный ритм жизни вынуждает тебя предвосхищать события, думать наперед, напрягать мозг в поисках решений проблем, которые еще не существуют. Мы вынуждены бежать вперед, но продолжаем оставаться на месте, совсем как герои Льюиса Кэрролла.

Все, что должно случиться, случится без твоего участия. Когда придет момент действовать, ты ощутишь, что в тебе накопилась энергия, ты полна сил и решимости идти вперед. Яблочко само упадет в твои руки.

Созерцай мир

Когда в последний раз ты наблюдала звезды или движение облаков в ветреный день? Пару десятков лет назад, в юности? Китайский философ Чжуан-цзы, которому также приписывается авторство учения у-вэй, еще в четвертом веке до нашей эры говорил о необходимости созерцательной пассивности. Кстати, именно из этого принципа растут ноги у знаменитого произведения «Искусство войны»: из пустоты возникает тишина, из тишины - действие, из действия - знание.

В Японии, например, вообще есть популярная практика «погружения в лес». Японские ученые пришли к выводу, что 40-минутная прогулка по лесу, среди деревьев, положительно влияет на здоровье человека. Снижается уровень гормона стресса, нормализуется давление, укрепляется иммунная система и вообще возникает ощущение, близкое к счастью.

Вот тебе исключительный вариант полезного ничегонеделания - оставь дела и выйди на прогулку в ближайший парк. Наблюдай за деревьями, слушай ветер, замечай мелочи. К концу прогулки ты обязательно почувствуешь себя другим человеком.

Наслаждайся малым

Многим из нас перфекционизм прививают с детства. Возможно, и тебе говорили, что нужно строить планы, мечтать по-крупному, стремиться к большему. Вечная гонка вооружений «выше, сильнее, больше» неимоверно изматывает. К моменту, когда цель достигнута, совершенно не остается сил насладиться ею. Если тебе это знакомо, пользуйся принципом у-вэй и не замахивайся на большее. Наслаждайся малым, но делай это искренне.

Ученые из научного центра Университета Беркли пришли к выводу, что счастье - это не про «маловато будет».

Когда хорошего становится много, мозг перестает воспринимать это как удовольствие и прекращает выработку соответствующих гормонов, которые дарят нам это волшебное состояние. Наоборот, даже лучше учиться радоваться и наслаждаться малым.

Конечно, это не значит, что нужно наступить на горло своим желаниям, ходить в рубище и жить на пепелище. Просто радуйся всему хорошему, что случается с тобой, даже если это лучик солнца посреди хмурого дня, а не роскошный Bentley на офисной парковке.

Слушай тишину

Трагедия нашего времени - непрекращающийся ни на минуту шум. Он проникает повсюду и не смолкает даже ночью. Шум города заставляет наши тела вырабатывать гормон стресса. Постоянный выброс адреналина и кортизола очень вреден для здоровья и может быть причиной сердечных заболеваний, считает Матиас Баснер (Mathias Basner), профессор психиатрии и специалист по сну в Медицинской школе Перельмана при Университете Пенсильвании.

Мы не призываем тебя уехать из города и поселиться в тайге, чтобы наслаждаться тишиной. Но чаще выключать звук телефона или вытаскивать наушники из ушей, не включать в качестве фонового сопровождения по вечерам телевизор или громкую музыку и проводить некоторое время (от 20 минут до часа) в тишине ты вполне сможешь ради сохранения своего здоровья. В тишине мозг отдыхает, не забывай.

: wúwèi ) - созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «недеяние», другим вариантом перевода является «немотивированность». Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие . Подобное миробытие характерно только для людей просветленных , ум которых мягок, дисциплинирован и полностью подчинен глубинной природе человека.

В чем состоит смысл практики У-Вэй? Прежде всего, надо искать ключ к его пониманию в родственной категории Дэ . Если Дэ - то, что придает форму вещам и является метафизической силой, творящей все из Дао, то У-Вэй - оптимальный способ взаимодействия с Дэ. Это способ реализации Дэ в повседневности. Заключается этот способ в изъятии излишков жизненной и психической энергии ци из реалий повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный, эзотерический рост индивида. Но этот духовный рост органически связан с жизнью тела и способом бытия. Поэтому все бессмысленные действия, предписываемые У-Вэй, такие, как подметание прутиком двора, суть строжайшая дисциплина ума и тела, часто применяемая в монастырях Китая с древности до наших дней. В Буддийской традиции У-Вэй является и синонимом обуздания ума.

Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть недвойственности - отсутствия в объективном мире разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Принцип У-Вэй оказал значительное влияние на учение о неделании Л. Н. Толстого .

Примечания

Литература

  • Титаренко М. Л. , Абаев Н. В. Вэй // Китайская философия. Энциклопедический словарь / ред. Титаренко М.Л.. - М .: Мысль, 1994. - 573 с. - ISBN 5-244-00757-2
  • Slingerland, Edward. Effortless Action: Wu-wei as Conceptual Metaphor and Spiritual Ideal in Early China. New York: Oxford University Press, 2002.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "У-вэй" в других словарях:

    Содержание 1 История 2 Фамилия 3 Топонимы 4 См. также … Википедия

    Вэй (царство, Чжаньго) царство Вэй (печать, 220 до н. э.) Данная статья посвящена царству Вэй (魏) периода Сражающихся Царств. В истории Китая существовали также другие государства или княжества Вэй в частности, царство Вэй (魏) эпохи Троецарствия … Википедия

    Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794 1856(7)), китайский философ неоконфуцианец, ученый энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель школы новых текстов (школы текстов новых письмен), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в… … Энциклопедия Кольера

    Кит. трад. 魏收 Род деятельности: историк Дата рождения: около 506(0506) … Википедия

    - (1794 1856) конфуцианский учёный, политический деятель Китая эпохи Цин. Содержание 1 Биография 2 Политические взгляды 3 Влияние … Википедия

    ВЭЙ БОЯН [ок. 100, Шанюй (современная провинция Чжэцзян) ок. 170] один из основателей китайской алхимии. Родившийся в аристократической семье Вэй Боян отказался от чиновничьей карьеры и пожелал приобщиться к даосским искусствам. В поисках… … Философская энциклопедия

    Вэй Вэй: Вэй Вэй китайская поп певица, автор песен и актриса. Вэй Вэй китайская баскетболистка, центровая клуба «Гуандун Долфинс» и национальной команды Китая … Википедия

    - (кит. упр. 危亦林, пиньинь: Wēi Yìlín; 1277, Наньфэн, Цзянси 1347) врач в Китае эпохи Юань. Известен своим крупным медицинским справочником «Шии Дэсяофан» (кит. трад. 世醫得效方, упр. 世医得效方, пиньинь: Shìyī Déxiàofāng, буквально: «Эффективные формулы… … Википедия

    - (кит. трад. 尉繚子, упр. 尉缭子, пиньинь: Wèi Liáozi) китайский военный трактат, один из семи классических трактатов. Вероятно, был создан в конце IV века до н. э., в эпоху Сражающихся царств. История Автором трактата является китайский … Википедия

    - (Тоба Вэй), государство и династия в 386 535 на территории Северного Китая. Основано Тоба Гуем вождём племён тоба. * * * ВЭЙ СЕВЕРНАЯ ВЭЙ СЕВЕРНАЯ (Тоба Вэй), государство и династия в 386 535 на территории Сев. Китая. Основано Тоба Гуем вождем… … Энциклопедический словарь

    - – (2я пол. IIIв. – 1я пол. IVв.) – китайский художник. Вэй Се известен только из древних трактатов; ни одного произведения этого мастера не сохранилось. Он работал в государстве Западная Цзинь, существовавшем в 265 316 годах, и имел там звание… … Википедия

недеяние) – в китайской религиозно-философской традиции отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый человек упорядочивает окружающую его действительность и гармонизирует мир. Категория “у-вэй” занимает важное место в философии даосизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

У-ВЭЙ

кит. - недеяние, действие через неделание) - принцип даосской философии, одно из центральных понятий "Дао-дэ-цзин". У.-в., наряду с цзыжань (естественностью) оформляет и конкретизирует способ движения дао и дэ. "Дао постоянно осуществляет недеяние, тем самым нет ничего, что бы оно не делало" (37 чжан "Дао-дэ-цзин"). Черпая источник внутренней силы в "безмолвии" и "небытии", У.-в., согласно Лао-цзы, первичнее любого деятельного импульса, любой наступательной активности. Доходить до недеяния следует путем непрерывного уменьшения своих желаний, а поскольку недеяние присутствует всюду, способности человека становятся безграничными. В раннем даосизме У.-в. противостоит ритуалам конфуцианцев и законам моистов. Являясь действием особого, внутреннего стиля, У.-в. призывает следовать естественным законам природы и не принуждать природу самого человека. Как внутреннее, Ув. противостоит внешнему, как естественное - искусственному, как истинное - ложному. У Чжуан-цзы недеяние приобретает черты незнания и неслужения. Быть социально ангажированным, служить на государственной службе - значит действовать вопреки внутренней природе, совершать насилие. Не знать - это то, что истина вне учености, а знание мешает жизни и противостоит ей. Конфуциански истолкованное У.-в. сделало акцент на недеянии, как на жертвенном служении во благо общества. Внутренняя интуиция "я", выдвинутая Чжуан-цзы в качестве критерия истины, заменилась общественным законом, требующим забвения личного действия. Однако У.-в. остался сугубо даосским познавательным принципом и практическим критерием любого вида деятельности. В качестве такового У.-в. повлиял на создание и развитие дыхательной гимнастики и внутреннего боевого даосского стиля Тай-цзи-цюань. Превратившись со времени Лао-цзы в психологическую установку, в культурный настрой, У.-в. характеризует собой не только образ китайского мышления, но также распространяется на весь менталитет культур восточного типа. Как понятие, с проникновением буддизма в Китай, У.-в. полностью растворяется в теории школы чань. Характерно, что чаньские ритуалы, восприняв даосский принцип недеяния и трансформировав его на теоретической базе буддизма, отличались жестким аскетизмом, повышенной строгостью в выполнении и четкой регламентацией.

Недеяние означает ненужность и невозможность что-либо сделать с идеей "я". Следует предоставить "я" самому себе, чтобы внешние и внутренние привязанности стали восприниматься как помехи личностного роста. Понимание личности как "не-я" предполагает видение нирваны в качестве абсолютного покоя, лишенного каких-либо проявлений жизни, при этом "не-я" личности вынуждено удерживать образ собственной индивидуальности и способствовать спасению других индивидуальностей. Противоречие между принятым логическим постулатом о несуществовании "я" и реальным существованием индивидуального субъекта находит свое разрешение в воле как смысловом ядре недеяния. Волевая концентрация "не-я" лишена индивидуализма, "собственной важности", всех тех гносеологических и психологических характеристик, которые Э. Фромм обозначил как "иметь". Метатеоретический уровень установки У.-в. позволяет применить ее в качестве объяснительного принципа к восточному (Китай, Япония) искусству, различным формам верований, психологическим феноменам. Объяснение энергии всякого действия, всякого творчества, понятых как недеяние, роднит принцип У.-в. с феноменом христианской веры. Внутри веры действие происходит свободным и самостоятельным образом, одновременно полностью оставаясь зависимым от божественного провидения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В обществе, помешанном на успешности и постоянном достижении новых целей, мы обречены на постоянный бег. Мы не имеем права расслабиться и остановиться хотя бы на минуту – нас тут же обзовут лентяем и поставят диагноз «прокрастинация ».

А вот в даосизме, в отличие от современной западной культуры, бездействие является одним из видов деятельности. Если оно уместно и направлено на созидание, то несет куда больше пользы, чем поспешные действия и насилие над событиями.

У-вэй – один из основных принципов даосской философии, одно из ее центральных понятий. Оно не означает, что человек должен лежать и ничего не делать. Речь идет о невмешательстве в естественный порядок событий, вхождение в поток жизни и движение в гармонии с ним. Не меняя его течения, не пытаясь расширить или сузить берега, не становясь запрудой, а будучи частью этого потока, мы можем быть сильнее, чем те, кто тратит так много сил на борьбу с ним.

Проще говоря, поняв законы жизни и природы, мы способны двигаться с большей скоростью, прилагая при этом меньше сил. Внешне это порою выглядит как бездеятельность, а кто-то может называть этот процесс ленью. Но это не так.

Что делает гепард, выжидающий в зарослях приближения жертвы? Насколько бездеятельна лягушка, подстерегающая муху? Чем занят земледелец, ожидающий всходов из посаженных им зерен? Все они вовлечены в деятельность – ожидания, подготовки, изучения окружающих обстоятельств. Сможет ли гепард поймать газель, если будет метаться по пустыне без передышки? Взойдет ли хлеб, если землепашец будет выкапывать и закапывать назад зерна, чтобы посмотреть, взошли ли они? Их временная бездеятельность намного нужнее и полезнее, когда она своевременна и созидательна.

В даосизме считается, что человек, познавший Дао, ничему не подвластен и ни от чего не зависим. Он может видеть и понимать всю глубину вещей, он свободен, его ничего не гложет, поскольку он вовлечен в поток жизни, вселенная помогает ему.

Почему нам так сложно принять эту философию и научить правильно бездействовать? Потому что мы не умеем вовремя останавливаться, не знаем, когда пора сказать себе «хватит». У-вэй заключается в том, чтобы промолчать, когда не следует говорить; оставить человека в покое, когда он не настроен на общение; выждать время и почувствовать, когда партнер будет настроен идти навстречу; дождаться благоприятного времени для совершения сделок.

Мы слишком усердны, слишком старательны, слишком беспокойны, назойливы, напористы, нечувствительны. Мы идем вперед, пытаясь проломить головой преграды, не ощущая моментов, когда преграды готовы расступиться сами.

Развивающейся личности присущи качества пластичности, текучести, адаптивности. У-вэй говорит нам, что мы должны научиться быть гибкими, принимать перемены, меняться вместе с миром и не пытаться остановить необратимое. Если бы мы пытались противиться приходу ночи или бороться с осенним листопадом, то потратили бы всю жизнь на бесцельную борьбу. Вместо этого мы постоянно подстраиваемся под окружающий мир – зажигаем свет, когда становится темно, укутываемся в теплую одежду, когда холодает.

Но эти примеры слишком очевидны. В нашей повседневной жизни есть много ситуаций, когда важно понять: нужно бороться или необходимо отступить? Мы не всегда умеем почувствовать разницу между первым и вторым, поэтому часто сдаемся там, где должны действовать, и создаем много шума там, где необходима тишина.

Не всем доступно терпение, не каждый может научиться входить в состояние покоя, когда этого требуют обстоятельства. Мы знаем лишь одну сторону жизни – физическое действие, отожествленное с развитием и успехом.

Но если вы когда-либо пытались почувствовать и выждать нужный момент, то понимаете, что ожидание и созерцание – не менее серьезная работа, нежели видимый глазу внешний труд.

В каратэ, йоге и других восточных практиках есть множество статических упражнений. Когда нужно простоять некоторое время на полусогнутых ногах, вытянувшись или приняв неудобную позу. В эти моменты напрягаются определенные группы мышц, и вы можете почувствовать, что такая статическая нагрузка ничуть не легче активных упражнений. Наоборот – она тяжелее. Даже человеку, занимающемуся активным спортом, будет с непривычки трудно выполнять эти упражнения.

У-вэй – это не только бездействие, этот принцип включает в себя множество разных позиций. Так, в Дао осуществление недеяния проявляется в том, чтобы не гордиться свершениями и не обладать созданным, не стремиться слишком страстно к достижению поставленной цели. Нужно умерить пыл, делать работу, не думая о конечном результате, идти к чему-то, не предавая ему слишком большой важности.

Энди Урохолу принадлежат фразы, в которых прекрасно раскрывается смысл философии у-вэй:

Можно достичь большей власти, если помалкивать.

Когда ты перестаешь хотеть чего-либо, то сразу же это получаешь .

Конечно, недеяние не должно превращаться в единственное занятие, если вы собираетесь продолжать жить в этом социуме наравне с другими людьми. Полный отказ от желаний и стремлений приводит на путь йогов и монахов.

У-вэй прекрасно работает в сочетании с активными действиями. Его можно расшифровать с помощью знака Инь-Ян, где мужская энергия отвечает за движение, а женская – за покой. При правильной дозировке эти две силы приносят гармонию в душе и в жизни.

В заключение скажу, что у-вэй – понятие многогранное, в нем немало нюансов. Ему посвящено огромное количество научных трудов и книг, люди тратят годы на постижение силы у-вэй. Чтобы проникнуть в его глубину, нужно основательно потрудиться, но это необычайно интересно. Ну а главную идею, думаю, вы уже поняли: у-вэй – это умение действовать без действия и творить, не прилагая ненужных усилий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Люди