Что нужно делать в ночь бараат. Что порицается в эту ночь. Как следует встречать ночь Предопределения

Ночь Бараат (по-арабски «Лайлят-уль-Бараат») обозначена в Коране как священная. Это особенная ночь для любого мусульманина, когда он может просить милости и прощения Аллаха. Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь Бараат наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят».

Ночь Бараат: что нужно делать?

11 мая 2017 года все мусульмане буду встречать ночь Бараат. Сразу следует заметить, что Бараат всегда наступает в ночь с 14 на 15 число месяца Шаабан по исламскому летоисчислению. Вся ночь должна быть посвящена молитвам о прощении своих грехов, а утром верующие проводят обряд омовения.

Напомним, что Бараат - это символ добра и любви к людям. Кроме того, это еще время поста и усердной молитвы о прощении своих грехов. Верующий мусульманин должен понять важность своего очищения и исправления перед глазами Всевышнего.

Как провести ночь Бараат?

Ночь Бараат желательно посвятить поклонению Всевышнему. Исполнять желательные молитвы, такие как витр, тахаджуд и просто желательный намаз (мутляк). Если у кого есть пропущенные молитвы, конечно же, в первую очередь следует возмещать их. Побольше читать зикр, салават на Пророка ﷺ Всевышнего, исполнять свои вирды... Эта ночь примечательна и тем, что в ней особо принимается дуа.

В своих мольбах, дабы ещё больше увеличить шанс того, что Аллах даст испрашиваемое у Него, желательно следовать упомянутым рекомендациям в материале: Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята? Самое главное, не спать этой ночью, а поклоняться Всевышнему, ибо никто из нас не знает, сколько ему ещё отведено прожить на этом свете, доживёт ли он до следующей ночи Бараат?

А если работа или какие-то ещё другие факторы не позволяют провести эту ночь в бдении и поклонении Всевышнему, то хотя бы постарайтесь сходить в мечеть и поспать там, с намерением на итикаф.

Многие богословы предпочитают в эту ночь трижды читать суру «Ясин». Первый раз его читают с намерением и надеждой на Всевышнего, что Он продлит тебе жизнь, второй раз – чтобы уберёг тебя от нужды к кому-либо, кроме Него, и третий раз – чтобы Аллах уберёг от бед и невзгод.

Священная ночь Бараат 11 мая 2017

Всю сегодняшнюю ночь верующие должны провести в молитве, а рано утром состоится обряд омовения, к которому готовятся заранее. Важно! Вся одежда, которая будет на человеке после омовения, должна быть выстирана, либо нужно будет купить новую. В доме также принято все перемывать, убирать и вычищать, а весь ненужный хлам выкидывать.

После обряда омовения, мусульмане надевают чистую одежду и отправляются на завтрак со своей семьей. Глава семьи перед едой произносит особую молитву. Следует уточнить, что стол, за которым все собираются для принятия пищи, должен быть низким, а блюда, представленные на нем, должны быть легкие, не жирные, преимущество отдается овощам.

Месяц Шаабан ночь Бараат

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры

Напомним, что после ночи Бараат начинается подготовка к самому священному для каждого мусульманина месяца в году - Рамадану.

Шаабан - один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан - это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили: «Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана».

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям): «Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.»

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан - твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.»

4. В другом хадисе она говорит: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан.»

5. В другом хадисе она говорит: «Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.»

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала: «Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан.»

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана - только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана. Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.»

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами.»

Смысл приведенных выше хадисов - в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал : "Малакуль Мавту в середине месяца Ша´бана от Всевышнего представляется список тех, кто умрет до половины следующего Ша´бана. Бедный же человек, который, не зная о том, что он занесен в эти списки, занят мирскими делами, сажает деревья, женится и т.д." .
Однажды пророк Сулейман (мир ему) попросил Малакуль Мавта сообщить ему, когда он умрет, на что тот ответил, что узнает об этом только после того, как Аллах даст ему списки тех, чьи души он должен забрать в этом году.Первым о предстоящей кончине раба, оказывается, узнает ангел, ведающий предназначенным для него уделом (ризки), когда этот ризки заканчивается. Всем миропорядком на земле управляют четыре ангела. Джабраил - всеми ветрами, Израиль - всеми душами, Микаил - всеми каплями дождей и ветрами, Исрафил доносит до всех три повеления Всевышнего. Пророк Якуб (мир ему) спросил Малакуль Мавта, как он забирает души людей, находящихся в разных местах Земли, одновременно. Он ответил, что Аллах облегчил ему это, сократив расстояние, и для него Земля как поднос с едой человеку: как ему не трудно есть с любого места подноса, так и ему не трудно забрать душу любого с любой точки Земли. Более того, он в сутки по два раза заглядывает в каждое жилище, чтобы узнать, есть ли среди них те, души которых нужно забрать в этот день. В прежние времена люди умирали, заболев, в связи с чем они начали ругать ангела смерти Малакуль Мавта, что он их убивает. Тогда Всевышний для смерти сделал повод в виде болезней или других несчастных случаев и причин. После этого люди начали забывать про Малакуль Мавта, а смерть стали связывать с разными причинами. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что до эпохи Мусы (мир ему) Малакуль Мавт приходил к людям открыто. Когда он пришел за душой Мусы (мир ему), он ткнул пальцем в глаз Малакуль Мавта и выбил его. Малакуль Мавт пожаловался Аллаху, что не будь Муса (мир ему) Его любимым рабом, он бы отнял его душу в муках. Тогда Аллах сказал, чтобы передали Мусе (мир ему): пусть он поставит свою руку на шкуру быка и жизнь его продлится на столько лет, сколько волос накроет его рука. Когда Мусе (мир ему) передали это, он спросил: "Умру ли я по истечении этих лет?" . Когда ответили, что умрет, он сказал: "Тогда пусть мою душу заберут сейчас же" . Тогда Малакуль Мавт взял из Рая благоуханное растение "Райханат" с колючками, уколол его и через него забрал его душу. Всевышний Аллах вернул глаз Малакуль Мавту в прежнее состояние. После этого он стал приходить за душами скрыто. Когда после смерти человека его родня начинает плач и крики, Малакуль Мавт говорит им, стоя среди них и держа в руках его душу: "Для плача и стонов, клянусь Аллахом, я не совершил несправедливость, отняв его душу. Я не ускорил его смерть раньше предписанного времени, я не съел отпущенное ему ризки. Я - посланник Аллаха и не могу не повиноваться повелению Аллаха. Если же вы будете довольны предопределением Аллаха, то получите за это вознаграждение, а от предписанной смерти никто не уйдет. Сколько бы вы не плакали, я буду приходить и по одному забирать ваши души" .

Имя Малакуль Мавта и его признаки

За душой правоверного мусульманина Малакуль Мавт приходит в красивом, приятном виде. К фасику (грешнику) он приходит в страшном виде, о котором мы рассказывали ранее. Зовут его Израил. На его лбу и затылке бывает по два глаза. Он имеет такие гигантские размеры, что все от Арша до Земли находится между двумя его коленами, словно тазик. Незнающие люди могут подумать, будто Малакуль Мавт ходит за каждым человеком, поджидая, когда наступит его конец. На самом же деле после середины месяца Ша´бан к нему поступают сведения о тех, чью душу нужно забрать и когда, и он, согласно этому, может одновременно забрать душу до двадцати и более тысяч человек. Когда наступает назначенное время, Малакуль Мавт появляется перед человеком и забирает его душу. Сотворение такого ангела ничего не стоит Всевышнему. Также существует множество ангелов - его помощники, которые по его указанию забирают душу тех, у кого истек срок земной жизни. Есть рассказ о том, что рядом с Малакуль Мавтом бывают ангелы милости и ангелы наказания. К хорошим он направляет ангелов милости, а к плохим - ангелов наказания. Есть и другой рассказ о том, что Малакуль Мавт смотрит на каждого во время молитв: не наступил ли конец его жизни. Если он обнаруживает раба молящимся своевременно, то при приближении его смерти приставляет к нему ангелов милости, которые отгоняют от него шайтанов и внушают ему слова: «Ла илагьа иллАллах»

.Полезное .

В Коране встречаются три разные формулировки о том, как забирают душу из тела человека. В одной сказано:

"Вас умерщвляет Малакуль Мавт",

в другой: "Вас умерщвляют Наши посланники",

В третьей: "Аллах умерщвляет души".

Но в них нет противоречий.

О том, как забирают души всего живого, кроме людей

Сказано, что душу всего живого, даже блох и вшей, забирает Малакуль Мавт. Есть предание от Ибн Аббаса, согласно которому есть четыре Малакуль Мавта: один - для людей, другой - для джинов, третий - для шайтанов и для животных, четвертый - для рыб, насекомых и т.п. Сказано также, что души ангелов тоже забирает Малакуль Мавт, а души шахидов забирает сам Аллах, не предоставляя это Малакуль Мавту.

Кончина в имане (вере)

Самое большое счастье для человека — это умереть, будучи в вере. Без этого он будет пропавшим человеком. Для приобретения такого счастья он должен:

1. Выполнять все требования и запреты Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Всегда поминать Аллаха.

3. Отвечать на азан.

4. Просить для Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) василат (высокую степень).

6. Многократно повторять: "Аллагьумма акрим гьазигьил умматал Мух1аммадийята биджамили г1аваидика фи ддарайни икраман ллиман джаг1алтагьа мин умматигьа салла Ллагьу таг1аля г1алайгьи ва саллям" .

7. Постоянно повторять ду´а: "Аллагьумма анта рабби ла илагьа илла анта халакътании ва ана г1абдука... " и до конца.

8. Совершать утреннюю и послеполуденную молитвы джамаатом.

Смерть в неверии

Причинами смерти в неверии являются:

1. Любовь к бренному миру.

2. Горделивость.

3. Самодовольство.

4. Ненависть к людям.

5. Забывание Аллаха.

6. Частый взгляд на чужих женщин.

7. Вера в неправильные утверждения (в вере).

8. Постоянное совершение запретного.

9. Не следование сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Как избежать наказаний за грехи перед Аллахом

Избежать наказаний за грехи перед Аллахом помогут:

1. Раскаяние перед Аллахом.

2. Просьбы к Аллаху о снисхождении, - тогда Он смывает грехи.

3. Большое количество благих дел. Если благих дел больше грешных, то за грехи не наказывают.

4. Земные трудности.

5. Мучения в могиле.

6. Мольба братьев по вере после смерти о прощении его грехов.

7. Вознаграждение за благие дела, отданное умершему братом по вере.

8. Трудности и муки Судного дня.

9. Помощь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

10. Помощь от Аллаха.

Известия: хорошему о хорошем, плохому о плохом

Когда Аллах захочет забрать душу муъмина, Он говорит ангелу, чтобы тот передал ему салам от Него, и ангел передает ему салам. После этого ангел смерти говорит ему: "Пора перейти из этого земного дома, на который ты не обращал большое внимание, в роскошный дом ахирата, который ты подготовил для себя" . Если человек говорит, что верит в Аллаха, а в душе не верит и не выполняет предписания Аллаха искренне, то ему говорят: "Перейди из роскошного земного дома в дом Ахирата, который ты оставил заброшенным, не покоряясь Аллаху" . Верующему человеку ангел говорит: "Ты не бойся загробной жизни и не волнуйся за близких на Земле, заботиться о них будет Всевышний" . В этот момент его сердце чуть не разрывается от счастья. От асхаба Ибну Аббаса говорится, что на сердце такого раба Аллах оставляет ангела, чтобы оно не выскочило от радости. Еще он рассказал, что тому, кто совершал грех, говорят, что за этот грех он побудет столько-то времени в Аду, затем перейдет в Рай. Тому рабу, который говорит, что верит, а в душе не верит, говорят: "Ты будешь в Аду вечно ». На ладони ангела смерти Сиянием (Нуром) написано "Бисмиллагьи ррах1мани ррах1им ». Когда верующий увидит ангела перед смертью, ему говорят: "После поздравления Раем вернем тебя обратно" . Тогда он говорит: "Не нужно меня возвращать в дом печали и нужды, проведите меня в сторону Аллаха" . Когда неверующему говорят, что после "поздравления" Адом его вернут в земную жизнь, он говорит: "Поскорее верните меня, может, я буду покорным Аллаху" .

Встреча с умершими

"Когда правоверный умирает, к нему приходят души тех, кто умер раньше, как на земле навещают того, кто вернулся из дальней поездки" . Они радуются, что муъмин освободился от земных мук и лишений, и говорят друг другу, что после земных мук ему нужно немного отдохнуть, чтобы потом расспрашивать о своих родных и близких. После его отдыха они подходят к нему и расспрашивают поименно о родных. Спрашивают даже про своего домашнего кота. Когда про того, о ком спрашивают, он скажет, что он умер раньше него, то они печалятся, говоря, что, видимо, он пошёл по другой дороге - дороге грешников, ибо они видят только тех, кто умер праведниками. Если мы попросим умирающего передать салам тем своим знакомым, которые умерли раньше, то они доводят это до них. Покойник знает того, кто его моет, одевает в саван и укладывает в могилу . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Покойник знает того, кто его моет, кто укладывает его в могилу" . Умерший, которому сообщили радость Рая, просит, чтобы его побыстрее положили в могилу. Тот же, кому предсказали "радость" Ада, просит, чтобы затягивали процедуру мытья, погребения. Во время мытья и одевания в саван душа умершего находится в руках ангела и смотрит на свое тело. Поэтому он знает о том, что творят его родные и близкие, слышит их разговоры, плач и другое. Если бы он мог, то он запретил бы им плакать. Он говорит тому, кто его моет: "Обращайся со мной нежно, мое тело измучено ранами" . Его душа все это время находится в руках ангела. Ангел отправляется с ней на кладбище и после похорон помещает душу в могилу и уходит. Умерший радуется, когда его родные и близкие ускоряют церемонию похорон. Если умерший был хорошим человеком, то во время пути на кладбище он говорит: "Поскорее захороните меня, пусть Аллах помилует вас" . Если умерший был плохим, он говорит: "Пусть вам будет плохо, куда вы меня несете?" . Эти слова не слышат только люди.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если бы человек слышал это, то потерял бы сознание" . Каждый умерший по пути на кладбище говорит: "О мои братья, пусть этот дунья (мир) не обманет вас, как меня. Всe, что я собрал и оставил наследникам, сегодня не оказывает мне никакой помощи" .

Плач небес и земли

Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "На небесах для каждого человека есть двое ворот: одни ворота, через которые поднимаются его хорошие деяния; другие, через которые с небес ему отправляют ризки (достаток). Когда умирает верующий человек, эти ворота плачут" . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) еще сказал: "Каждое место, где совершался сужда (земной поклон), будет свидетельствовать об этом Аллаху в Судный день, и когда человек умирает, это место тоже плачет" . Небо плачет потому, что больше к нему не поднимутся благие деяния, которые совершал верующий.Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) спрашивает: "Кто умирает на чужбине, где нет его родственников, того оплакивают ангелы, небо, земля, и Всевышний Аллах снимает с него мучения" . Каждого человека захоронят на том месте, откуда была взята земля для его сотворения . Когда мужское семя попадает в матку, ангел, контролирующий этот процесс, говорит: "О Аллах, родится ли в результате этого человек?" . Если Всевышний скажет ему, что человек будет сотворен, ангел интересуется о том, какие будут его деяния, продолжительность жизни и ризки. Аллах повелевает ему посмотреть в Хранимые Скрижали ("Лавхул махфуз"). В них ангел находит все сведения о том, что произойдет с этим человеком, берет землю с того места, где он будет похоронен, и смешивает ее с семенем. Об этом Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: "Из этой земли вас сотворили, и в эту землю вы вернетесь после смерти" .Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил людей, роющих могилу: "Кому выроете эту могилу?" . Они сказали, что роют эфиопу, который умер на их земле. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ла илагьа иллАллах, Аллах отправил его сюда, чтобы захоронили на том месте, откуда была взята земля для его сотворения" .

Соседство с праведными людьми

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Вы улучшайте саван покойника, исполняйте его завещание, углубляйте ему могилу, не хороните рядом с грешником" . Когда его спросили: "Есть ли польза от хорошего соседа по могиле?" , он ответил: "Как на Земле от хорошего соседа бывает польза, так и в Ахирате есть польза от хорошего соседа" .В Медине одного умершего увидели во сне, что он вместе с людьми Ада. Через неделю этого же человека увидели во сне уже с людьми Рая. Тогда тот, кто видел сон, спросил покойника о причинах этих перемен, на что тот ответил, что рядом с ними похоронили одного праведного человека и он сделал шафаат (заступничество) сорока своим соседям, среди которых оказался и этот покойник. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Рядом с несущими покойника бывает один ангел. Люди бывают опечалены его смертью, и, когда они покидают кладбище, ангел бросает горсть земли за уходящими и говорит: "Вы займитесь мирскими заботами и забудьте о покойнике", что на самом деле и происходит" .

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (ночь с 19 апреля на 20 мая, 2019 г.) .

Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует?

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.

Одной из наиболее почитаемых у мусульман считается Ночь Бараат. В переводе с арабского это слово означает «непричастность», «полное отделение» или же «очищение». Другими словами, в эту ночь Господь миров прощает грехи, а также вершит человеческие судьбы. А воздаяние Его рабам за поклонение увеличивается многократно.

Как свидетельствует одно из изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) в ночь середины (с 15 на 16 число, или по другим версиям - с 14 на 15) человеку предопределяется всё, что должно произойти за этот год, кто будет жить, а кто покинет этот мир. (В 2019 году Ночь Бараат наступает 19 апреля с заходом солнца).

Ляйлятуль-Бараат является второй самой значимой ночью после (Ночи Предопределения). Некоторые мусульманские учёные считают, что переписывание книг судьбы человека начинается с Ночи Бараат и завершается в Ночь Предопределения.

Как между двумя пятницами Аллах прощает наши прегрешения во время джума-намаза, так и совершённые на протяжении года грехи прощаются в эту ночь. (Напомним, что в Ляйлятуль-Кадр, как считается, стираются грехи человека за всю его жизнь).

Эта Милость Всевышнего оказывается всем, за исключением некоторых категорий людей. В хадисе от Абу Хурайры (р.а.) уточняются, какие люди не могут рассчитывать на прощение своего Господа - это вероотступники, завистники, клеветники, сплетники, употребляющие опьяняющие напитки и прерывающие родственные связи, кто ослушается своих родителей, занимается прелюбодеянием, гордецы и сеющие смуту. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) добавил, что Создатель не удостоит их Своего прощения, пока те не прекратят совершать все эти дурные дела и искренне перед Ним не раскаются.

В Ляйлятуль-Бараат щедростью Творца Его пророку (с.г.в.) было предоставлено право выступить заступником для всей мусульманской уммы, «за исключением тех, которые убежали от Всевышнего, наподобие того, как убегает верблюд (т.е. тех, которые отдалились от Господа регулярным совершением грехов)».

Как следует проводить Ночь Бараат

Если верующий хочет достичь довольства Всевышнего, особенно в период благословенных месяцев и дней, ему следует проводить больше времени в поклонении. При наступлении Ляйлятуль-Бараат мусульманину так же рекомендуется выстаивать дополнительные намазы, читать Священный Коран, поминать своего Творца и восхвалять Его, делать салаваты Пророку (с.г.в.). Кроме того, одним из желательных действий в эту ночь является дуа. Мусульманину следует просить того, чего он хочет, особенно в последнюю треть ночи. Каждая такая мольба укрепляет отношения просящего с его Господом.

В хадисе от имама аль-Бухари передаётся, что Ангел Джабраиль явился к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.) и повелел: «Встань, читай намаз и делай дуа! Ведь эта ночь - пятнадцатая ночь Шаабана. Господь прощает тех, кто проводит её в поклонениях».

Как гласит достоверный хадис, «в Ночь Бараат Милостивый и Милосердный будет спрашивать: "Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?" И так Он перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».

Помимо молитв, сунной является держать уразу. Пророк ислама (с.г.в.) напутствовал: «Когда наступит ночь середины Шаабана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий)».

Какие дуа читают в Ляйлятуль-Бараат

Байхаки передаёт о важности мольбы к Всевышнему в эту ночь: «Дуа, сделанные в эти пять ночей не отвергаются: первая ночь Раджаба, ночь середины месяца Шаабан, ночь с четверга на пятницу, ночи праздников Ид аль-Фитр и (Ураза и Курбан-байрам)».

Ещё в одном изречении Пророка Мухаммада (с.г.в.) указывается: «В того, кто совершит эту молитву, в Ночь Бараат Создатель 70 раз направит Свой взор. Каждым взором Он избавит этого человека от семидесяти нужд, малым из которых будет его прощение» (передал Ибн Маджа).

«АЛЛАХУММА ИННИИ ЭСЪ-ЭЛЮКЭ МУДЖИБЭТИ РАХМЭТИКЯ УЭ АЗЭЭ-ИМЭ МЭГЪФИРАТИКЯ УЭС-СЭЛЭМЭТЭ МИН КУЛЬЛИ ИСЬМИН. УЭЛЬ-ГАНИМЭЭ МИ КУЛЬЛИ БИРРИН УЭЛЬ-ФЭУЗЭ БИЛЬ-ДЖЭННЭТЭ МИНЭН-ННАР»

Перевод: «О, Аллах, поистине, я прошу Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении Рая, и о спасении от огня!»

Можно сделать нижеследующее дуа, опираясь на аят Корана:

«О, Господь, Если ты написал моё имя в книгу счастливых, то оставь его там навечно. Если же ты написал моё имя в книгу несчастных, вычеркни его оттуда. Воистину, только Ты повелеваешь: «ЙЭМХУЛЛАХУ МЭЭ ЙЭЭЭЭЭЭ-У УЭ ЮСБИТ. УЭ ʻИНДЭХУ УММУЛЬ-КИТЭЭБ» (Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» , 13:39)

Какой намаз совершают в Ночь Бараат

Из желательных можно перечислить тахаджуд (добровольный ночной намаз), (о прощении грехов), тасбих-намаз (повторение слов тасбиха 75 раз в каждом ракаате). Кроме того, особым намазом именно в Ляйлятуль-Бараат служит салятуль-хайр - намаз в 100 ракаатов. Его особенность в том, что в каждом ракааате после суры «Открывающая» десятикратно читается сура «Ихлас».

Как отмечается в хадисах, «К тому, кто совершит сотню ракаатов намаза в эту ночь, Аллах пошлёт сотню ангелов. 30 ангелов принесут ему благую весть о том, что он войдёт в Рай. 30 ангелов - благую весть, что он спасётся от мук Ада. 30 ангелов избавят его от мирских бед. И 10 ангелов защитят его от наущений и западней шайтана».

Что порицается в эту ночь

В Ночь Бараат не предписывается в обязательном порядке совершать дополнительные намазы, поститься, делать зикры. Это не является фардом или ваджибом. Всё делается по желанию, чтобы соблюсти сунну Пророка (с.г.в.) и приблизиться ко Всевышнему. Ислам, являясь религией облегчения, не заставляет человека заниматься поклонением всю ночь, измождая себя и причиняя вред. Если человеку рано вставать, он устал или болен, ему можно провести в поклонении часть ночи или же делать то, что он в состоянии. Мусульманин может читать дуа (на арабском или родном языке), когда ложится спать, и делать зикр, пока не уснёт.

Ляйлятуль-Бараат не является праздничным днём, поэтому не принято поздравлять других мусульман с его наступлением. Можно заработать большую награду, напомнив людям о наступлении этой ночи, рассказав о поклонении, достоинствах. Ведь указавший на благое деяние получает саваб (вознаграждение) равный тому, будто сам совершил его.

Не стоит проводить вечер и ночь в других (мирских) делах, если они не столь важны, их можно отсрочить. Также исламские учёные рекомендуют воздержаться от мусульманских лекций и коллективных молитв. Поклонение в эту ночь является личным делом каждого, это только между ним и Богом, поэтому стоит провести вечер и ночь в уединении, не отвлекаясь на второстепенные вещи.



Дева