Духовник тверской епархии протоиерей леонид береснев. О перенесении мощей прп. Макария Калязинского. Великое событие в калязине

11. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский служил Литургию каждый день. Но при этом вычитывал каноны и последование так же ежедневно. Путешествуя по России он встречался с духовенством и предупреждал, что нужно вычитывать положенные молитвословия. Если вы сильно заняты делами, тогда дробите их, читайте в пути, в пролетке, когда едете на извозчике, дожидаясь приема в консистории… Используйте для этого каждые свободные четверть часа. Сам отец Иоанн часто ездил в Санкт-Петербург и обратно. Так и вижу перед глазами, как он плывет в пароходике и читает молитвослов.

12. Все сказанное, естественно, действительно будучи наполненным верой в Бога. Иначе уместно вспомнить историю, рассказанную Сергием Фуделем , про убийцу, отобравшего у замученной им маленькой девочки деньги, пирожки и яйца. Деньги и пирожки были съедены, а вот яйца безумец не тронул, так как была среда. Сергий Иосифович считал, что дело в вере. Что нельзя верить во Христа и быть хладнокровным убийцей. Но думаю, что это не совсем так. Кровавая история средних веков, т.е. тех времен, когда устав церковный был законом для стара и млада, говорит о другом. Можно знать наизусть и Отче наш, и не понимать о каком Отце идет речь… Точнее, не иметь понимания о том, к чему это понимание нас обязывает!

13. Тот же Сергей Фудель очень любил и часто цитировал фразу, приписываемую другому подвижнику благочестия протоиерею Валентину Свенцицкому : «Грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви». Эти слова были и есть одними из главных в здании истинной Церковности, которую безошибочно чувствовали и Фудель и отец Валентин.

14. Известный старец архимандрит Серафим(Тяпочкин) говорил своим духовным чадам: «Все, что церковь приняла и облобызала, нам надлежит с благоговением исполнить». Старец не только соблюдал молитвенное правило, но и суточный круг, включая такие «мелочи», как междучасия соблюдал. Бог за смирение и усердные молитвы украсил его дивными духовными дарами. Жаль, что некоторые известные духовные дети этого старца встали на путь церковного либерализма.

15. Однажды я спросил у иеромонаха Марка , известного своей рассудительностью насельника Пафнутиево-Боровского монастыря, что делать для укрепления молитвы, ибо порой теплота сердечная отступает и молиться становится неимоверно трудно. «Какая там теплота сердечная!» - тихо с сокрушением произнес отец Марк, - «Ты, отец, наверное, не знаешь, ибо бывает, что Господь попускает нам пребывать в духовной пустыне на долгие годы, подобно Моисею в пустыне синайской. Так что, твое положение еще вполне благоприятно».

16. Однажды архимандрит Адриан(Ульянов) сказал нам: «бывает так, что дар молитвы теряется. Есть случаи, когда священники не молятся совершенно». Это для нас важное предупреждение.

17 Был я однажды у схиархимандрита Серафима(Мищука) в Липецкой области, в селе Ожога. Старец был уже тяжко болен, и после нашей встречи с ним через год почил. «Как укрепляться в молитве?» - спросил я. «Отец! Что меня спрашиваешь? Я ведь почти не молюсь» - ответил старец. Но он был очень смиренный монах и не хотел от меня прославления.

18. Со слов Митрополита Питирима(Нечаева) : « Был такой замечательный иерарх - архиепископ Филарет Рижский . Как-то раз он сказал: «А я правило вообще не читаю». Я, иподьякон, услышав это, чуть в обморок не упал: как же так, такой хороший архиерей и вдруг - правило не читает! А он продолжал: «Я прихожу в свою домовую церковь и сижу в кресле перед алтарем, пока не почувствую, что готов служить обедню». Сколько он так сидит - он мне не рассказывал, и что он при этом делает - тоже, - я уже и вникать перестал: получил - и успокоился. Но, во всяком случае, это внутреннее состояние - уже не необходимость, а желание, и даже жажда молитвы,как раз то, с чем священник должен подходить

к литургии». Что переживал архиепископ Филарет, сидя в кресле? Думаю, что душа его смиренно беседовала с Богом, скорбя о недостоинстве своем, и о недостоинстве каждого, и испрашивала разрешения служить и причащаться. И когда ТОМЛЕНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ возносило его душу ГорЕ, он ощущал, что за эту любовь, Бог примет Св.Дары от смиренного старца-митрополита, и шел служить. Другое просто невозможно. Ибо и я иногда прихожу на Литургию с воплем в сердце "Недостоин, Господи, но ради пришедших в этот день в храм Твой, сотвори меня достойна!" Но и каюсь я потом за нерадение в приготовлении, как в ОЧЕНЬ ТЯЖКОМ ГРЕХЕ.

19. Раз однажды, мы, священники одного из тверских благочиний, имели доверительную беседу с нашим епархиальным духовником протоиереем Леонидом Бересневым . Много было сказано слов о духовности, искренности, вреде формализма. Говорили об икономии, о необходимости милосердия в делах пастырского окормления и еще много хороших и благородных слов. А потом отец Леонид вздохнул и твердо сказал: «Так-то, оно так! Но только, братия, подвига не уничижайте!» И нам все стало понятно. Трудов, постов и правила молитвенного уничижать, то есть принижать их важность, или отменять вовсе, нельзя.

20. По поводу милосердия к пасомым: архимандрит Адриан(Ульянов), принимая перед хиротонией мою генеральную исповедь, сказал мне: «Видишь как трудно и долго ты шел к Богу? Помни об этом и будь снисходительным к тем, кто еще на пути». Это мне очень помогает с тех пор.


Фудель Сергей Иосифович(1900 – 1977), сын священника, церковный писатель, исповедник веры дважды осуждавшийся за веру на лагеря и ссылки.

Протоиерей Валентин Свенцицкий(1882 - 1931), священник, апологет, церковный писатель и исповедник веры. Умер в сибирской ссылке.

Хор богословских курсов «Сокровенный мир Православия» под руководством регента Елизаветы Лазаревой принял участие в Божественной литургии и молебне в храме Казанской иконы Божией Матери в с. Красное Калязинского района. Божественную литургию совершил протоиерей Леонид (Береснев) в сослужении протоиерея Олега (Рябышева). После молебна для хора была подготовлена трапеза стараниями старосты храма Веры Викторовны и прихожан храма.

Следующей остановкой паломнической поездки стал город Калязин. Коллектив хора посетил храм Вознесения Христова, поклонился мощам прп. Макария Калязинского. В ходе небольшой экскурсии участники поездки услышали о восстановления Вознесенского храма, о замечательной победе, одержанной русским ополчением под руководством Михаила Скопина-Шуйского над польско-литовскими войсками в 1609 г. Особенное впечатление произвел рассказ экскурсовода Ирины Кузьминой о трагической странице истории – затоплении 2/3 города Калязина в ходе строительства Угличской ГЭС.

После посещения Калязина хор посетил Спасо-Преображенский храм в с. Спасское Калязинского района, где служит выпускник Николо-Угрешской семинарии иерей Георгий (Иванов). Отец Георгий провел экскурсию по храму, рассказал о его истории, ответил на большое количество вопросов участников поездки.

Народный хор богословских курсов «Сокровенный мир Православия» благодарит ректора Николо-Угрешской семинарии игумена Иоанна, по благословению которого была совершена эта поездка, а также иерея Георгия и Владимира Владимировича Алёшкова за помощь в организации поездки. Участники поездки выразили надежду, что это паломничество станет началом серии поездок народного хора по сельским приходам, в которых совершают служение выпускники Николо–Угрешской духовной семинарии.

Башня на необитаемом острове — единственное восстановленное здание затопленного Калязинского монастыря. Возрождать обитель практически взялся не святой, не богач и даже не уроженец Калязина. Что это - безумие или настоящая вера? Одинокая башня дает каждому свой ответ.

Калязин. Троицкий мужской монастырь. Фото из Краеведческого музея

Смерть
Главная достопримечательность Калязина, колокольня, возвышающаяся посреди Волги. Зимой, об нее разбивается пурга и ветер волжского снежного простора. Это все, что можно увидеть сегодня в той части Калязина, которая навсегда осталась под водой после «обводнения Москва-реки путем соединения с верховьями реки Волги» в 1931 году. Наполовину ампутированные новым берегом водохранилища улицы Калязина уже никогда не смогут наполнить город полноценной жизнью. Церкви, торговые ряды и большой монастырь погребены под водой и льдом, как под крышкой хрустального гроба. В 2002 году, совсем рядом с колокольней, на небольшом необитаемом островке, появилось еще одно странное сооружение. Высокая одинокая башня. Ее построил человек, который верил в воскресение мертвого города.

Александр Капитонов, устроитель башни и многих калязинских церквей, трагически погиб в том же 2002 году. Он ехал зимой на УАЗике через Волгу, вез двух знакомых, которые попросили помочь подвезти, машина ушла под воду, он успел вытолкнуть на лед женщину, а второго пассажира не смог, и сам не выплыл. Это случилось 19 декабря в день память святителя Николая.

Остров
«Ведь ставят поклонные кресты, а у нас вот есть поклонная башня», — рассказывает Сергей Круглов, краевед, житель Калязина и прихожанин Вознесенского храма города, кстати, тоже восстановленного с помощью Александра. Мы с Сергеем на лыжах пересекаем Волгу, точнее несколько сотен метров от берега до острова. Под серо-сиреневым покрывалом не разобрать в снежной равнине, где река, где поле, а где лес. Этим путем Саша много раз ходил, зимой на лыжах, летом на лодке, чтобы помолиться и поработать. «У Саши был такой характер, как спичка, чиркнешь, и уже светит,—продолжает Сергей. — Я помню, как он первый раз узнал про то, что на этом месте был монастырь. Мы плыли на лодке как раз мимо острова, и он рассказывал мне, как недавно съездил в Дивеево. А я ему сказал, что у нас в Калязине тоже был большой монастырь. Он говорит: «Как!» «Да вот, — говорю,— смотри, все эти острова - монастырские храмы. А этот остров так и называется - Монастырский.» Его быстрая натура сразу сработала: «Сворачиваем туда». Я долго ждал в лодке, пока он по острову бродил. Позже я пригласил его на просмотр нашего фильма «Время собирать камни», про историю затопленного Свято-Троицкого Калязинского монастыря. После фильма были аплодисменты. Выходим, и я спрашиваю: «Как тебе, понравилось?». И он резко так отвечает: «Там показывают разрушенные церкви, надгробия из воды, а люди аплодируют». Я ему объясняю, что это все светские люди. А он мне: «Что смотреть? Надо что-то делать». Я говорю: «Давай поклонный крест поставим». «Да что там крест! - отвечает Саша. - Часовню надо ставить».

Макарий
За пять столетий до рождения Саши Капитонова в Чувашии, в тверских краях появился монах Макарий из рода бояр Кожиных. В место где сейчас Калязин он пришел по берегу речки Кашенки из Кашина. Тогда этой землей владел боярин Иван Коляга. Коляге не очень понравилось то, что монах какой-то на его землях келью себе построил. Но из кельи постепенно вырос монастырь, и Коляга сдался. Даже стал иноком этого монастыря. Макарий, став игуменом монастыря, упорно называл монастырь Калягинским. Вокруг монастыря разросся город, который тоже стал называться по имени владельца земли, калягин город, Калязин. Когда старец умирал, он сказал братии, что обитель будет только разрастаться. Но впереди были еще целых пять веков. Откуда было ему знать, что не только монастырь, но и весь город ждет страшная и необратимая судьба.

Потоп
Сергей, придерживая капюшон от ветра, показывает бывшие улицы и церкви, направляя мой взор туриста на темные пучки деревьев, тут и там разбросанные по снежной шири: «Все эти острова, высокие точки бывшего Калязина».

До появления в Калязине Саши, в городе оставалась только одна церквушка Введения Божией Матери. Еще одна, незатопленная церковь Вознесения Христова, была заброшена, а в другой, сохранившейся церкви Богоявления, до сих пор находится краеведческий музей. Пушки у его входа на середине улицы, которая уходит дальше под воды водохранилища, указывают как раз на Монастырский остров и башню. Когда-то по этой улице, по ровной дороге от Богоявленского храма православные шли в Макарьевский монастырь помолиться.

Сергей вспоминает: «Я с детства чувствовал, что в этом острове есть какая-то тайна, недосказанность. Когда стали публиковать архивные материалы, с некоторыми из них я сам работал, в душе появилось желание все изменить, увидеть то, что было раньше, увидеть тот город, который видела моя бабушка, и помнили еще мои родители. Чтобы это был не просто остров, на который приезжают, чтобы купаться и загорать, а чтобы тут была святая земля, обитель».

В современном Калязине одна гостиница и одна туристическая достопримечательность — колокольня, которая стала подобием надгробья. Вечером в этой единственной гостинице пью кофе и читаю небольшой путеводитель, точнее проспект о продаже участков под Калязином с пляжами «на живописных берегах водохранилища».

«Шестивековая история Калязина так насыщена великими событиями, что ее вполне можно сравнить с историей Москвы или Киева», — не знаю, правда это или нет, но совершенно точно, самое великое событие города Калязина произошло в 1931 году. Событие, масштаб которого Калязин уже не вынес. Вспоминаю, что ученым удалось откопать в песках пустыни древний Вавилон. Удастся ли когда-нибудь поднять из воды то, что «кануло» в нее, как говорят в народе, навсегда?

Храмы
Сначала Саша начал строить на острове часовню. Она простояла лето. А потом ее пришлось разбирать. Выяснилось, что земля не оформлена, благословения священноначалия нет. Благочинный отнесся к Сашиной затее скептически. На тот момент в единственную церковь Калязина не много народа ходило, а тут монастырь восстанавливать. Саша расстроился, но смирился.

В тоже время он занимался восстановлением городского Вознесенского храма. Когда-то вокруг него было городское кладбище. К 1936 году здесь прекратились службы, и храм был отдан спортивному клубу Спартак. На кладбище стали играть в футбол, а в 1940 году, в последний этап затопления города, церковь передали хлебозаводу. Вскоре хлебозавод переехал, а здание храма бросили. У храма постепенно разрушилась крыша, осыпались своды. Когда в 1993 году члены церковной общины, которой передали храм, пришли посмотреть на свои «владения», они увидели внутри храмовых стен настоящие джунгли: из кирпича росли деревья, балки перекрытий и груды силикатного кирпича оплетали корни.

Саша был спортсмен, физически крепкий человек, и еще он очень быстро переходил от слов к делу. Храм должен быть храмом. Для начала он с прихожанами закрыл окна, чтобы не лазили, не оскверняли. Потом начали разбирать завалы. Храм восстановили. В прошлом году в Калязин в Вознесенский храм перенесли мощи преподобного Макария, которые до этого находились в Твери.

В село Кожино, где жили родители преподобного Макария, Саша пришел после того, как услышал голос, который ему сказал: «Бери лопату, иди в Кожино». Он даже не знал тогда, что это за Кожино такое. А там храм разрушается, и могилы родителей Макария поруганы. Он сам кости их собрал и на руках перенес в новую могилу. Над храмом поставил купол.

Молитва
Александр появился в Калязине в 80-х годах. Хотя мать его была верующей женщиной и передала свою веру сыну, Саша по-настоящему пришел в храм в 90-е и стал духовным чадом протоиерея Леонида Береснева. Отец Леонид, духовник Тверской епархии, тридцать лет служит священником с селе Красное, в 15 километрах от Калязина. Мы с Сергеем, промерзшие после лыжного похода на остров, едем к нему. Дорога сложная. С поля, из низины, на узкую грунтовку ветер наметает сугробы, машина то и дело ныряет в снежные заводи. Наконец, храм. Внутри теплый сумрак рассеянного лампадного света выхватывает из таинственной глубины алтаря полинялую завесу. Отец Леонид с кадилом выходит из врат: «Ну, пойдемте на могилу. Помолимся». После литии идем пить чай в домик отца Леонида, через дорогу от храма.

«Как я с ним познакомился? Да просто… Он сам пришел в храм. Его жизнь была такая: вера и молитва. Есть и у интеллигентов молитва, но часто от ума. А у него была от сердца. Иногда придет с острова или с другого дела. Устал. Ляжет. Но просит его через час разбудить. Через час силой воли заставит себя встать. Прочитает вечернее правило и тогда уж ложится спать до утра. И так он часто понуждал себя, заставлял себя молиться», — вспоминает отец Леонид. Последние два года перед смертью Саша обустраивал сразу три храма, строил дома и башню. Он очень много работал. Отец Леонид говорит, что Саша стремился опередить время.

Явление
В течении этих двух лет, и зимой и летом после работы, Саша каждый день ходил по льду или плыл на лодке в свое молитвенное место на острове. Он читал там акафист преподобному Макарию. В ямочке под деревом, на месте фундамента монастырской колокольни, у него был молитвенный уголок. Преподобный Макарий для него был родным. Саша рассказывал, что однажды Макарий сам явился перед ним. Никто, кто знал Сашу, не сомневается, что это не мистическая иллюзия, а самое настоящее явление. После Сашиной смерти московские благотворители, те, кому Саша все время помогал в Калязине, сняли в память о Саше фильм. В фильме есть кадры, где сам Саша говорит с недоумением про этот случай: «Вот до сих пор жалею, что от неожиданности благословение у него не взял».

Москвичи
Григорий Владимирович, москвич, отец большого семейства купил разваливающийся домик в деревне Селищи, недалеко от Калязина 12 лет назад: «Саша сразу сказал, что лишнего с нас не будет брать, и вообще, заработанное будет отдавать на храм. Сказал так искренне, что приходилось верить, что так оно и есть. Это было в марте 2000 года. Но первый раз я услышал о Саше от своей жены. Она рассказала, как в Селищах, недалеко от нашей деревни, увидела мужика, в одиночку таскающего бревна деревянного недостроенного храма. Это и был Саша. Потом, когда я поближе с ним познакомился, понял, что у него такой характер: когда надо что-то делать, он начинал делать, независимо от того один он или не один. Так и с этим деревянным храмом. Москвичи начали строить, но не смогли. Остались бревна лежать в траве. Саша увидел и не смог спокойно спасть, пока не поднял этот храм. Теперь это храм митрополита Филиппа. Единственный храм около нашего дома в Калязине. Найти работников, которые согласились бы ему помогать бесплатно, в Калязине было нереально. Сердце Калязина затопили, и это отразилось на всех его жителях. Вот он часто один и работал».

«Последние пять километров подъезда к нашему дому почти непроходимы, для этого мы дом и покупали, - улыбается Григорий Владимирович. — Саша всегда нас встречал там, где начинались гиблые места, ехал впереди и показывал дорогу. Зимой он приходил пешком в наш дом, чтобы протопить его к нашему приезду. С человеком, который так к вам относится, не будешь общаться как с наемным рабочим. Он стал для нас близким человеком».

Грешник
«Пап! Тебя Грешник к телефону!» Так моя дочь звала меня к телефону, когда звонил Саша из Калязина. Он сам так представлялся по телефону: «Добрый день. Это Саша-грешник». Мы сначала посмеивались, но, понимаете, он по-настоящему так про себя думал. Постепенно между собой мы так и стали его называть — «Саша грешник». Удивительный был человек…

Башня
«Идея с башней была похожа на безумие. Но это была мечта. Саша был всем сердцем предан преподобному Макарию, — Григорий Владимирович удивляется масштабности этого человека. — После неудавшейся эпопеи с часовней он решил строить эту башню. Да так, чтобы потом можно было пристроить к ней стены и так далее. Решил, что сначала начнет строить, а документы оформлять будет постепенно. Материалы для строительства Саша доставлял на маленькой лодочке. Тонны кирпича, цемента, песка мелкими партиями, он переправлял на остров. Будущее он представлял так. В башне будет храм. Потом придет подвижник и будет там спасаться. Понятно, что это будет настоящее подвижничество. Ведь никто ему туда электричество не проведет. Вот представляете, я в детстве тоже мечтал, что сам запущу ракету в космос. Но Саша не соразмерял свои мечты с реальностью никогда. Такого масштаба был человек».

Конечно, благочинный отнесся к Сашиной просьбе о восстановлении монастыря отрицательно. Какой еще монастырь, если в церковь-то единицы ходят. Да и в городе Калязине тогда кроме Введенской церкви больше не было никакой. Но через московских знакомых удалось получить благословение патриарха Алексия II. Экологическая служба Калязина не могла не видеть как строится башня, потому что ее окна выходят как раз на остров, но там закрывали на это глаза. «Башня росла у нас на глазах. Мы с московскими священниками и с отцом Леонидом часто приплывали туда на пароходике, служили там молебны. В какой-то момент люди из Экологической службы сказали Саше, что «это уже невозможно скрыть, пора оформлять», — Сережа рассказывает, что документы оформили чудом. Иногда Саше помогали бригады рабочих, но им приходилось с ним не легко. Говорит отец Леонид: «Он не был человеком без слабостей. У него и раздражительность была. Когда он строил башню, ему бывало помогали рабочие, но он не допускал в этом месте никакого мата или курева. Говорил: «Первый раз предупреждаю, потом выгоняю». И выгонял».

Форпост
Башня построена на века. В фундамент заложены огромные валуны из реки. Но периодически ее пытаются взломать. На зиму она закрывается на замок, а летом там постоянно живет сторож. Вода, молитва, рыбалка. Он открывает башню для посетителей. Мы с Сережей обнаружили, что замок сломан. Его пытались выломать ломом, но не получилось. «Зачем все-таки эта одинокая башня, памятник веры в чудо одного человека, останется стоять на этом острове, как вы думаете?» — спрашиваю я Сергея. «Если это просто остров, то его будут показывать и говорить: тут был монастырь. Ну, сказали и все. А теперь, с башней, этот остров стал форпостом. Ведь ради этого монастыря к городу было особое отношение, не как к городишке на берегу. Башня отмечает место монастыря, возвращает память о нем. Господь попустил Александру это сделать», — отвечает Сергей.

Память
Григорий Владимирович вспоминает, что когда узнал, что Саша погиб, сначала был шок, а потом испытал чувство беззащитности: «Казалось бы — мы сидим в Москве. Формально, не так уж много времени мы проводили в деревне. Но это место нашего покоя не состоялось бы, если бы не было Саши. Там на Волге рыбаки тонут, ну, каждую зиму. Но, Саша всегда знал, где можно проехать безопасно. Почему он поехал под мостом? Загадка».

Раз в год Тверской архиерей с паломниками приплывает на остров и совершает панихиду по всем усопшим подвижникам монастыря, включая Сашу, молится у башни. Это обязательный пункт большого традиционного крестного хода.

Надежда
Отец Леонид говорит, что «надежду терять нельзя». Все может быть, может быть и подвижник придет, и монастырь будет, думаю я. Как будто в ответ на мои мысли Сергей говорит, что сейчас есть люди, они никогда Сашу не знали, но у них есть идея полностью восстановить монастырь. Они даже высыпали несколько барж песка на мелководье рядом с Монастырским островом. Может быть это начало?


На льду Волги, недалеко от этого моста, провалилась в полынью машина Александра и он погиб.


Александр Капитонов с дочкой.


Знаменитая колокольня Николаевского собора и сам собор до затопления. Все высокие строения города на территории будущего водохранилища предварительно сносились. Как осталась эта колокольня? Само затопление, после постановления пленума ЦК в 1931 году, проходило в три этапа. Вода прибывала медленно. Последний раз ее пустили в 1940 году. И это был конец.


Рыбаки сделали из колокольни место отдыха и развлечений. Александр заколотил вход в нее досками, чтобы воспрепятствовать постоянному осквернению этого места. (фото с интернет ресурса www.anatol.ru)


Новые берега.


Церковь Богоявления, ныне краеведческий музей города. Пушки у его входа на середине улицы, которая уходит дальше под воды водохранилища, указывают как раз на Монастырский остров и башню.


Вид от краеведческого музея.


Сергей Круглов, краевед, житель Калязина и прихожанин Вознесенского храма города, тоже восстановленного с помощью Александра.


Этим путем,и зимой и летом, после работы, Саша каждый день ходил по льду или плыл на лодке в свое молитвенное место на острове.


Сергей показывает бывшие улицы и церкви, направляя мой взор туриста на темные пучки деревьев, тут и там разбросанные по снежной шири: «Все эти острова, высокие точки бывшего Калязина».


Башня построена так, чтобы к ней можно было пристраивать стены.


Замок оказался сломан. Миф о богатствах лесных отшельников неистребим. Кажется, если бы сюда действительно пришел подвижничать какой-нибудь монах, то рано или поздно с ним произошла хрестоматийная житийная "история с разбойниками".


Лампадка покрылась инеем, но масло в ней было.


Мы помолились. Молебны в башне служат каждый год. Раз в год Тверской архиерей с паломниками приплывает на остров и совершает панихиду по всем усопшим подвижникам монастыря, включая Сашу, молится у башни. Это обязательный пункт большого традиционного крестного хода.


Указатель, который провожает к месту, где постоянно молился Саша.


Уголок, в котором Саша молился. И сейчас тут по-особенному мирно и тихо. Замирает даже морозный ветер и только слышно, как нежно напевают без него березы.


Около самого берега островка под водой были видны надгробия старинного кладбища. Их решили вытащить и поставить рядом с башней.


Среди них оказались и надгробия рода Кожиных, рода самого преподобного Макария Калязинского.


Идем назад, к Богоявленской церкви.


Наконец, храм. Внутри теплый сумрак рассеянного лампадного света. Храм села Красное, в 15 километрах от Калязина, где служит духовный отец Саши, протоиерей Леонид Бересенев.


Лития на могиле Александра Капитонова


Отец Леонид и Саша


С нового берега Калязина башня Монастырского острова хорошо видна и летом. Сейчас есть люди, они никогда Сашу не знали, но у них есть идея полностью восстановить монастырь. Они даже высыпали несколько барж песка на мелководье рядом с Монастырским островом.

Сегодня прочитала отзыв Татьяны Григорьевой на рассказ о преподобном Макарии Калязинском. Много воспоминаний у меня с древним городом этим связано. Посмотрела сайт Тверской епархии с надеждой узнать рассписание Волжского Крестного хода - 2011
и, о чудо!, Владыко Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский благословил перенесение мощей преподобного Макария в Калязин.

Http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=3271

В день памяти преподобного Макария Калязинского архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня в г. Калязине
30.03.2011

30 марта Русская Православная Церковь совершает память (день преставления) преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу.

Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое повечерие и утреню с полиелеем в соборе «Белая Троица» г. Твери в сослужении клирика Воскресенского кафедрального собора г. Твери архимандрита Сергия (Швыркова), настоятеля Иоанно-Предтеченского храма г. Твери священника Вячеслава Дроговоза, клириков собора. Литургию Преждеосвященных Даров Его Высокопреосвященство возглавил в храме Вознесения Господня г. Калязина. Владыке сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, духовник епархии протоиерей Леонид Береснев, духовенство Кимрского благочиния. За богослужением Архиепископ Виктор наградил клирика церкви в честь Введения Божией Матери во храм г. Калязина священника Романа Решетилова правом ношения наперсного креста.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два - скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий и посвятил всю свою жизнь служению Богу. Чудодейственна была молитва преподобного, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих; наградил Господь духоносного старца и даром прозорливости. Преставился игумен Калязинский в 1483 году на 82-ом году жизни. Множество исцелений людей, страдавших болезнью суставов, ног, слепотой происходило и от мощей святого.

В 1521 году были обретены нетленные мощи Калязинского чудотворца. До 1547 года преподобного Макария почитали местно. Но чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих Угодников, и память его было постановлено праздновать по всей России.

__________________

Чествуя ныне память преподобного Макария, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил богослужение в тверском соборе «Белая Троица», поскольку с начала 90-х годов прошлого столетия здесь покоятся мощи Калязинского святого.

РЕШЕНИЕМ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА (от 22.02.2011 г.), ПО ХОДАТАЙСТВУ БЛАГОЧИННОГО КИМРСКОГО ОКРУГА протоиерея Евгения Морковина и НАСТОЯТЕЛЯ ВВЕДЕНСКОГО ХРАМА города КАЛЯЗИНА ПРОТОИЕРЕЯ ЛЕОНИДА БЕРЕСНЕВА МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО БУДУТ ПЕРЕНЕСЕНЫ из храма «Белая Троица» г. Твери в город КАЛЯЗИН в рамках ВОЛЖСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА - 2011.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ МАКАРИЕ МОЛИ БОГА О НАС!

СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ, СЛАВА ТЕБЕ!

Много лет духовником Тверской епархии был протоиерей Леонид Береснев.

В прошлом году батюшка отметил 80-летний юбилей. Во время Великого поста в Нилостолобенской пустыни над ним был совершен монашеский постриг, и ему было дано имя Луки в честь святителя Луки, архиепископа Симферопольского. Иеромонах Лука (Береснев) является настоятелем храма в честь Введения Божией Матери во храм г. Калязина и церкви в честь иконы Божией Матери «Казанская» в с. Красное Калязинского района.


Врачи выкупили на аукционе икону XVIII века и подарили ее монастырю в Тверской области.

В среду, 11 апреля, группа врачей-реаниматологов Службы экстренной медицины и санитарной авиации «ТрансМедАвиа» преподнесла в дар музею монастыря Нило-Столобенская пустынь икону XVIII века, находящуюся в прекрасном состоянии, на которой изображены преподобный Макарий Калязинский, святитель Димитрий Ростовский и преподобный Нил Столобенский.

Икона хранилась в частной коллекции и была выставлена на продажу в интернете. Светлые пасхальные дни, наполненные радостью и ликованием, в обители ознаменовались и таким замечательным событием. Подаренный образ дополнит коллекцию икон XVIII-XIX веков, находящихся в собрании музея, и, самое главное, его смогут увидеть многие и многие паломники монастыря. Насельники выражают искреннюю благодарность жертвователям и желают им обильной помощи Божией и Его всесильного благословения.

Прихожанка храма святителя Николая г. Торжка Акиншина Тамара Федоровна 1937 г.р., по образованию юрист, пенсионер МВД:

В сентябре 1944 года мне надо идти в первый класс, но ни обуви, ни одежды, ни школьных принадлежностей нет. Как быть? Но меня стали готовить к школе: солдат дал сумку из-под патронов – это портфель. Газет у нас было много – писать есть на чем. Мама где-то добыла перо, его нитками прикрутили к карандашу – ручка есть. Чернильницу керамическую где-то мама добыла, а чернила бабушка делала из шишечек, которые на листьях дуба. Букварь, сказали, будет один на весь поселок.

Каждому ученику каждый день надо было приносить в школу полено из сухостоя, так как школа отапливалась только нашими дровами. В классе мы следили за чистотой, так как уборщица была одна на большую школу. Учились почти все на «4» и «5».

Однажды, придя в класс, учительница Анастасия Петровна сказала:

– Дети, не обижайте Васю, к ним пришла похоронка, убили отца.

Все обступили Васю, и один из детей протянул ему руку, в которой лежал маленький кусочек сахара, может 0,5 см, и сказал:

– Возьми.

У других детей ничего не было.

Прошел месяц учебы в школе, учительница говорит:

– Вы теперь зрелые ученики – поможем фронту! Для этого завтра вы каждый принесите в школу палку длиной полтора метра. Мальчишки сразу оживились и стали махать руками, как саблями:

– Будем немца бить палками!

Принесли все. Учительница говорит:

– Будем соблюдать светомаскировку, у кого неплотно закрыты шторы – палочкой в это окно. И пока не будет видно света, не уходите, так как немец до сих пор прорывается и бомбит Москву и Подмосковье.

До Дня Победы мы выполняли это задание.



Дева