Буддийский храм что. Главный храм буддийской традиционной сангхи России — Иволгинский дацан. Посещение буддийского храма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм за время своего существования, появившись на территории северо-восточной Индии, все разрастался, принимал новые формы, перетекал из страны в страну и даже преодолевал расстояния величиной в континенты.

Неудивительно, что он достиг и бескрайних просторов России – православной в своей основе страны.

Уже долгое время три крупные российские республики – Калмыкия, Тува и Бурятия – идут по пути буддизма, в крупных городах есть , а сангхи – буддийские общины – разбросаны по всей стране.

Наша сегодняшняя статья расскажет про главный храм буддийской сангхи России, проведет краткий урок истории: устроит небольшую лекцию о том, как русские реалии с их суровыми зимами накладываются на эстетику храмовых построек, унесет в отдаленный уединенный уголок России, а также поведает секрет нетленности физического тела.

Русский светоч буддизма

Сердце Буддийской традиционной сангхи России, или, как сокращенно ее называют, БТСР, находится в пяти тысячах километров от Москвы – в Бурятии. Глава этой организации Пандито Хамбо-лама, и его резиденция находится здесь же – в Иволгинском дацане. Его можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

В окружении гор, у основания хребта Хамар-Дабан, посреди бескрайней степи раскинулись покатые крыши дацана. Блеск позолоты, разгуливающий ветер, едва уловимый терпкий аромат, так напоминающий восточные края, будто уносят на родину кочевников.

Что это: Монголия, Китай или Тибет? Сложно поверить, но мы находимся в России, всего в тридцати километрах от Улан-Удэ. Религия этой местности представлена , течением , и здесь – ее духовное начало.

Буйство красок и великолепие буддистских храмовых построек, таких непривычных русскому взору, приводят сюда не только верующих, паломников, но и рядовых туристов со всего мира, желающих увидеть своеобразное государство в государстве, окунуться в атмосферу спокойной радости буддийского мира.

В свое время здесь побывали миллионы туристов, в их числе даже первые лица страны – Дмитрий Медведев и Владимир Путин.


Небольшой экскурс в историю

Границ России буддизм достиг в далеком XVII веке, будучи тогда еще в самом начале своего развития. Но благодаря императрице Елизавете, которая «дала добро» на признание этой чужеродной на тот момент религии особым указом от 1741 года, буддийская философия прочно укоренилась в умах восточных народов России.

До революции насчитывалось целых 47 буддистских храмов, но вот пришла советская власть, которая считала «опиумом для народа» не только христианство, но и вообще религиозность в любом его проявлении. Уже к 1925 году многие строения были разрушены, а настоятели подверглись безжалостным репрессиям.

У истории хорошее чувство юмора, и если сейчас спросить местных, как появился Иволгинский дацан, они то ли в шутку, то ли всерьез ответят, что его подарил Сталин.

С этим связана одна история, подлинность которой подвергается сомнению, но все же похожая на правдивую. Начало войны, как все последующее десятилетие, было очень тяжелым временем, и не лишней была любая помощь. Буряты (которые, на секундочку, почти все были буддистами) собрали по тем временам неподъемную сумму – триста тысяч рублей – и отправили на фронт. Благодарностью за самоотдачу и содействие буддистов стало разрешение на постройку дацана.

Сразу по окончании кровавой войны, в мае 1945 года, наркомат Бурят-Монгольской АССР специально издал постановление «Об открытии буддийского храма». Конечно, о реконструкции вековых дацанов не шло речи, но буряты были рады довольствоваться малым – им выделили землю практически в болоте, вблизи поселка Верхняя Иволга.


Так началось строительство главного дацана страны. Зажиточная семья выделила свой дом, который и стал первым храмом всего комплекса. Общими усилиями жителей села Оронгой, местных лам и добровольцев вокруг села стали возводить постройки одна за другой.

«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» – делился впечатлениями об Иволгинском дацане Далай-лама XIV.

Сегодня на этом месте сияет великолепием целый монастырский комплекс, окруженный россыпью растений, безмятежным духом, аурой благоговения. Имя ему – Гандан Даши Чойнхорлин, смысл которого в переводе означает, что здесь вращается колесо Учения, наполненное чувством радости и счастья.

Убранство комплекса

Дацан встречает гостей главными воротами, которые открываются с юга, а также малым, неосновным входом. Постичь красоты храма, не упустив из виду ничего, поможет обряд обхода святынь – гооро. Для этого по всей территории вымощена дорожка.


Во время гооро стоит следовать по часовой стрелке, как движется Солнце. Можно прогуляться по периметру в одиночестве, наслаждаясь незабываемыми видами, а жаждущих знаний и интересных рассказов посетителей с радостью проведут . Основное правило – количество обходов должно быть нечетным.

Бурятский дацан неспроста находится под охраной государства, ведь это настоящее произведение архитектуры. Комплекс представлен десятью храмами и пятью ступами, самые выдающиеся из них носят названия:

  • Цогшин-дуган – главный храм БТСР;
  • Деважин;
  • Майдрин-сумэ;
  • Сахуюсан-сумэ.

Важная особенность дацана – буддистский университет. Даши Чойнхорлин – так он называется, а был он построен четверть века назад, в 1991 году.

Наличие университета и дало Иволгинскому монастырю полное право носить звание дацана, потому что в тибетском буддизме дацан – это отделение-«факультет» при храме.

Сам университет, довольно скромен и аскетичен, как и жизнь местных монахов. Порядка ста учеников-хувараков обучаются на одном из четырех факультетов, проживая в большом деревянном здании.

При посещении можно одним глазком понаблюдать за обыденной : они поднимаются в 6 часов поутру и до вечера несут службу, изучают дисциплины, сами занимаются приготовлением еды, уборкой, хозяйственными делами.


В программу обучения входит самый обширный спектр предметов: от философии, иконописи и медицины Востока до тибетского языка и логики. После пятилетней учебы студенты получают статус лам, что подкрепляется дипломом.

Помимо храмовых и учебных построек здесь расположилась библиотека, музей искусств, служебные здания, жилища лам. А для беспрерывного потока любознательных туристов была построена гостиница, кафе с национальной кухней, сувенирные лавки с самобытными вещицами.

196 – именно столько предметов буддизма представляют собой культурное достояние и строго охраняются государством.

В храмах традиционно проходят службы, обряды, отмечаются культовые даты, праздники, а также здесь проводят разного рода лечение, правила которого завещала традиционная древняя тибетская медицина.

Как в Тибете или буддийском Китае, здания тут яркие, а их остроконечные крыши так и устремляются вверх. Но географические особенности сказываются на сложившемся местном зодчестве: дуганы, в отличие от тибетских собратьев, по большей части сделаны из дерева.

Кроме того, русские зимы с сильными морозами повлияли на архитектуру буддийский построек, поэтому вход в храм выделен особым холлом, похожим на крыльцо, чтобы холод не попадал внутрь.

При прогулке по территории можно помолиться сто тысяч раз, ведь именно столько мантр спрятано внутри Иволгинского монастыря.


Можно погладить косуль, побродить по оранжерее, заглянуть в открытые храмы, насладиться мощью невероятного дерева Бодхи, где, по преданию, Будда узнал, что такое нирвана.

Феномен нетленности

Но, пожалуй, самое удивительное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли.
В ХХ веке особую известность имел хамбо-лама из Бурятии Даши-Доржо .


В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в медитацию, в которой, как полагают, он пребывает до сих пор. Это можно назвать настоящим чудом, и вот почему.

Перед уходом Итэглов завещал своим ученикам навестить его через тридцать лет. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его эксгумировали. Всех накрыла волна удивления – тело за это время практически не изменилось.

Исследования ученых беспрестанно показывали, что ткани не деформировались, клетки остались живыми, а временами даже изменялась температура тела и проступал пот.

Сейчас нетленного ламу может увидеть каждый желающий, но сделать это можно только восемь раз за год – по великим праздникам. В другое время за ним наблюдают только монахи и иногда – особые гости.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса воочию.

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.

Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:

Чеди или ступа - колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.

Пранг - тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.

Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот . Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа .

Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.

И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются. Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.
Представитель туроператора по Таиланду, компании Sayama Travel Катерина Тарасенко подготовила краткий ликбез по архитектурным изяществам тайских храмов.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават - территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават - здесь расположены жилища монахов.
Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:
Чеди или ступа - колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.
Пранг - тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать - они похожи на огромные початки кукурузы.
Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот. Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа.
Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн - зал проповедей (точная копия бота), сала - открытый павильон, хо трай - библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.
И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага - многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.

Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме. Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.

В принципе правильно вести себя в буддийском храме гораздо проще, чем в православной церкви, например. Правил обычно мало, они интуитивно понятны и обычно незначительно отличаются между регионами и направлениями буддизма. Тем, кто знаком с индуизмом, будет ещё проще - например, буддисты и индуисты одинаково делают пуджу. Что будет за нарушение? А ничего не будет, иногда могут сделать замечание.

Правило 1. В буддийском храме, в отличие от индуистского храма, синтоистского капища или православной церкви, необязательно делать что бы то ни было, имеющее культовое или ритуальное значение. Все пуджи, простирания и так далее - дело добровольное. Более того, если вы не буддист, то и не надо ничего делать - а то вдруг сделаете неправильно, насмешите местных. В тибетской Махаяне иногда просят всех перед входом покрутить барабан, но я думаю, что это самодеятельность распорядителей храма, а не этикет.

Правило 2. Самое главное правило, о котором все вспоминают применительно к буддизму - это обувь: надо разуваться. Носки можно оставлять. Это же правило и самое сложное, так как изобилует деталями на тему "куда именно нельзя входить в обуви и что с обувью делать".

Правило 2А. Китай, Корея, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд и его сателлиты. Территория монастыря или храма делится на культовые помещения под крышей и всё остальное. Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания, которые часто покрыты ковролином, а по территории можно и нужно ходить в обуви. Оставлять обувь можно просто у входа в храм или на специальной стоечке для обуви. Также надо разуваться на открытой местности в радиусе около метра-полутора от разного рода малых святилищ перед статуями. Чтобы отделить границу зоны разувания, кладутся коврики или делаются небольшие возвышения.

Правило 2Б. Индия, Непал, Шри-Ланка, Бирма. Культовых помещений как таковых в монастырях обычно нет. Есть только монашеские корпуса и ступа, открытое пространство вокруг которой используется для разных алтариков и т. п. Снимать обувь надо при входе на всё это открытое пространство вокруг ступы, за обувью обычно следит специальный гардеробщик, которому надо дать мелкую денежку. Понятное дело, что этот вариант гораздо менее удобен, особенно если вы в закрытой обуви. Хотя пространство регулярно подметается, это не особо помогает в и без того не особо чистых азиатских странах, а уж после дождя вообще всё плохо - но формально этот вариант лучше соответствует канонам буддизма. Особенно сложно дело обстоит со священными горами в указанных странах - там могут попросить разуваться перед всем подъёмом на гору. На Шри-Ланке местные считают правильным ходить без обуви по всей территории крупных храмовых комплексов вроде Анурадхапуры, но формально такого требования нет. Во всех указанных странах в высшей степени рекомендуется ходить по храмам в носках - в жаркий солнечный день обжечь ноги совсем не сложно.

Правило 3. Головной убор надо снимать! Почему-то про это правило забывают гораздо чаще, чем про обувь. Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в храмовые здания), независимо от пола. Девушки-мусульманки - извините! Следят за выполнением менее строго, чем за обувью, но иногда всё же следят.

Правило 4. Вся прочая форма одежды - свободная, но в рамках обычных правил приличий. В шортах по монастырям ходить не стоит - да, впрочем, в шортах вообще путешествовать не стоит, это давно и хорошо знают все опытные путешественники.

Правило 5. Нельзя дотрагиваться до других людей. Важное, но часто забываемое правило. Если вы находитесь в действующем монастыре, то это правило уже относится не к этикету, а к порядочности. Монахи, особенно молодые, проводят много времени в медитации в попытке избавиться от плотских влечений и увиденное монахом объятие мужчины с женщиной может похоронить месяцы тренировки. Тем паче нельзя трогать самого монаха, особенно если вы противоположного пола - даже если инициатива исходит от вас, грех отмаливать будет монах.

Правило 6. Нельзя садиться на возвышения. Буддисты, когда молятся, или стоят, или садятся на землю или на пол. В монастырях обычно имеются возвышения, как будто приглашающие, чтобы на них сели, но делать этого нельзя - это места для монахов, так как они по этикету должны сидеть выше, чем миряне. Обычные стулья имеются нечасто, предназначены обычно для людей пожилых, как в православной церкви. Исключение - площадки и церемониальные залы на территории монастыря, не являющиеся храмами, там спокойно можно садиться на стул.

Правило 7. Родственно предыдущему, но работает только в тех странах, где есть храмовые здания - нельзя садиться на пол ногами вперёд, то есть так, чтобы ноги смотрели на основное алтарное пространство. Можно садиться по-турецки или же подворачивать ноги под себя. Совершенно запрещено лежать в храме, независимо от позы.

Правило 8. В большинстве стран буддизма ступу и открыто стоящие в центре какого-либо пространства статуи желательно обходить по часовой стрелке. Это не жёсткое правило, замечаний за неправильное направление делать не будут - просто так принято.

Правило 9. Обычно можно фотографировать. Запреты на фотографирование чаще всего встречаются в храмах Махаяны, но даже там по умолчанию фотографировать можно и интерьеры, и верующих, и служителей культа.

Правило 10. По поводу денег. На территории почти любого монастыря хватает разных ёмкостей по сбору пожертвований. В целом правильно положить туда маленькую денежку - типа "билета" за просмотр достопримечательности. Эти деньги обычно идут на благоустройство территории и реставрацию храмов. Бывают случаи, особенно в Непале, когда особо наглые товарищи пытаются выпрашивать деньги. Гоните их в шею, особенно если они одеты по-монашески - монаху деньги брать запрещено. Отдельный случай - храмы с фиксированным "пожертвованием" за вход. Моё мнение по их поводу таково - если это не памятник археологии, то делать в таком храме уже нечего, колорита там уже давно нет, а туристов больше, чем верующих. Продажа всякой всячины мирянами на монастырской территории (но не внутри храма!) грехом не считается.



Животные