Самая юная святая - агнесса римская. Агнесса (Инесса) Римская. Святая с длинными волосами Святая агния римская

Мученица Агния (Анна) Римская, дева

Подвиг мученицы Агнии – “обет, превышающий законы возраста”

«Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; недоступная для поражения, она способна для получения венца», – так писал святитель Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня. В своем труде «О девах» («De Virginibus») святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.

Святая мученица Агния пострадала в 304-м году, в правление императора Диоклетиана. Ей было 12 лет. Она была «благородна по происхождению и прекрасна лицом», – так писал о ней святитель Димитрий Ростовский. Красота девы Агнии по собственному ее решению была предназначена Небесному Жениху, Которого она, восприняв святое Крещение, возлюбила всем сердцем. А потому, когда к ней посватался юноша из знатной и богатой семьи, он был отвержен и узнал, что Агния уже обручена с Другим Женихом. Пытаясь понять, кто перешел ему дорогу, юноша выяснил, что Агния – христианка. Отец юноши, областоначальник Симфроний, начал преследовать Агнию: то ласковыми уговорами, то угрозами, которых иное девичье сердце не выдержало бы и сдалось, он пытался склонить ее отказаться от своей веры и поклониться языческим богам. Не думая более о своем сыне, начальник задался целью отвратить девушку от христианства. Он разрешил ей сохранить девство – стать весталкой. На это девушка ответила с удивительной в таком возрасте рассудительностью: «Если ради моего Небесного Жениха я презрела живого человека, как могу я теперь поклониться бездушному камню?» Агния бесстрашно выслушала угрозу отправить ее в непотребный дом. Она знала, что Господь не оставит на поругание ее добродетель девства. Как только ее обнажили, чтобы в таком виде провести по улицам для пущего бесчестия, у девушки вмиг выросли длинные волосы, прикрывшие наготу. А в заточении явился ей Ангел и принес прекрасное светлое одеяние. Непотребный дом был освящен пребыванием в нем святой девы. Все, кто приходил туда с греховными желаниями, уходили изменившимися – с твердым намерением не служить более греху. Пришел туда и незадачливый жених. Едва подойдя к Агнии, он упал замертво. По молитве святой девы юноша ожил. Ни он, ни его отец больше не хотели преследовать Агнию. Но на девушку, совсем еще девочку, ополчился весь народ, который видел совершенные ею чудеса и теперь жаждал ее смерти. «И насколько постыдна эта жестокость, не пощадившая даже детского возраста, настолько же, напротив, велика была сила веры, которая нашла себе доказательство даже в этом возрасте», – пишет святитель Амвросий. Мученица шла на казнь как на брачный пир: «Видя ее радостный лик, люди думали, что она идет под венец» (из гимна свт.Амвросия, посвященного мученице Агнии). Огонь костра, на который возвели мученицу, не причинил ей ни малейшего вреда – пламя быстро угасло. Тогда один из воинов по приказу нового начальника, опасавшегося народной смуты, воткнул ей в горло меч.

Это произошло на римской площади, ныне известной как «Пьяцца Навона» («Навона» – искаженное «ин агоне» – «у игрищ»). Во времена мученичества святой Агнии здесь располагался цирк императора Домициана. Сегодня на этой площади красуется церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 17 веке. В крипте церкви находится глава мученицы Агнесс, как называют эту святую итальянцы.

Есть еще одна римская церковь в честь святой девы-мученицы, связанная с эпохой Константина Великого. После казни родители Агнии забрали ее тело и погребли близ Нометанской дороги. К мощам мученицы в последней надежде пришла в 342 году дочь императора Констанция. По преданию, чудом исцелившись от тяжелой неизлечимой болезни, Констанция основала храм в честь святой Агнесс, сегодня это – базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура («Церковь Агнессы за городскими стенами»). Ежегодно 21 января – в день памяти святой мученицы в католической церкви – в базилике мессу служит Римский Папа. Во время богослужения он освящает двух ягнят. Животных покрывают двумя пелеринами, символизирующами добродетели святой Агнии: белая пелерина – девство, а красная – мученичество. На Страстной неделе ягнят постригут, и из их шерсти в мастерской будут изготовлены паллии – особый знак архиепископского достоинства – узкие ленты с шестью черными крестами.

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов – Преображенского.

Преображенский храм в Казанском

Почитание девы-мученицы здесь – не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы – Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую – Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса – Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы – мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Агния (Анна) Римская, мц. – житие

  Агния (Анна) Римская, мц.

Мученица Агния (Анна) Римская, дева

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

[Выполнение скрипта: 0.033 секунд]

АГНИЯ РИМСКАЯ

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда святая начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. От этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу. Святая дева была похоронена родителями недалеко от города Рима, при Номентанской дороге. Случилось это около 304 года.

Вскоре, молясь у гроба святой, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи святой Агнии. Спустя много лет дочь равноапостольного Константина Великого, Константина, исцелилась от тяжкой болезни на гробе святой Агнии и устроила в благодарность на том месте церковь во имя неё, а затем и девичий монастырь. Мощи святой и ныне почивают на прежнем месте, в храме святой Агнии “за стенами” (Сант-Аньезе-фуори-ле-мура).

Литература

  • “Память святой мученицы Агнессы Римской” в кн.: [Жития святых, составленные на Святой Горе Афон.] Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Авто-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. III, с. 327-328.

Святая агния римская молитва

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

Святая агния римская молитва

– Слава Тебе, всемогущий, всеми исповедуемый и прославляемый Отец Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого Ты избавил меня от руки нечестивых людей, сохранил от скверны мою душу и тело мое соблюл чистым! Вот и теперь небесною росою от Духа святого прохлаждается для меня огонь, пламя разделяется, и вся сила огня устремляется на слуг, старающихся сжечь меня. Благодарю Тебя, достойно славимый Боже, за то, что и среди пламени Ты даешь мне безбоязненный путь к Тебе. Я уже вижу исполнившимся то, во что я веровала; на что я надеялась, то имею, и желаемое получила. Исповедую Тебя устами и сердцем; к Тебе я устремилась всеми чувствами, и вот иду к Тебе, Живому и Истинному Богу, с Господом нашим Иисусом Христом и Святым Духом, живущему и царствующему во все веки, аминь

Святая мученица Агния родилась в древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным разумом, – юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областоначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. Он указывал на свое знатное происхождение, на богатства, дома, наследственные земле, которыми она удет владеть, если согласится обручиться с ним. Тогда святая начала говорить более ясно:

– Отойди от меня, разжигатель греховного пламени, страстный любитель скверны, снедь, уготованная вечной смерти! Отступи от меня, так как тебя предупредил уже другой Жених, Который подарил мне гораздо большие украшения и обручил меня перстнем веры Своей. С Ним ты не можешь сравниться ни по происхождению, ни по званию. Он возложил на меня иные отличия духовной красоты. Он обложил мою десницу и шею многоценными камнями, дал в уши мне серьги из бесценных изумрудов, опоясал меня светло-блестящим жемчугом, положил знамение на лице моем, чтобы я не предпочитала ему никакого другого жениха, одел меня златотканою одеждою и красил меня бесчисленными ожерельями; кроме того, Он показал мне бесценное сокровище, которое обещал дать мне, если я сохраню веру в Него. Потому-то я не могу ни смотреть на кого-либо другого, чтобы не обесчестить первого Жениха своего, ни оставить Того, с Кем я крепко связана союзом любви. Его знатность – высочайшая, могущество – самое крепкое, красота – великолепнейшая, любовь – сладчайшая, превосходящая всякую благодать; Им уже уготован и чертог для меня. Голос го приятен мне; уста его уже источили для меня мед и молоко; его чистыми объятиями я уже искренно привязалась к ему; плоть его уже объединилась с моею плотью и кровь его красила мое лицо. Матерь его – Дева, а Отец его жены не нал. Ему служат Ангелы; солнце и луна удивляются его красоте; но его повелению мертвые воскресают; от прикосновения к Нему больные исцеляются; богатства его никогда не умаляются и сокровищницы не пустеют. В Него Одного я храню еру и ему всецело вверяю себя. Имея его своим мужем, я станусь девою; любя его, буду непорочна; прикасаясь к Нему, станусь чистою; от этого брака не бывает детей; чадородие нем безболезненно, а плоды сожития с каждым днем умножаются.

Тропарь воскресный, глас 7.

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай, / мироносицам плач преложил еси, / и апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

Яко нашего воскресения сокровище,/ на Тя надеющияся, Всепетая,/ от рова и глубины прегрешений возведи;/ Ты бо повинныя греху спасла еси,/ рождши Спасение наше; / яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева,/ и по рождестве паки пребываеши Дева.

Не ктому держава смертная/ возможет держати человеки:/ Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;/ связуемь бывает ад,/ пророцы согласно радуются,/ предста, глаголюще, Спас сущим в вере:/ изыдите, вернии, в воскресение.

Непосредственно для Мчц. Агнии тропаря не написанно.

Парашютизм

График работы Skycenter на новогодних праздниках. На календаре уже 18 декабря, поэтому пришло время сообщить о графике работы Skycenter на новогодних праздниках. 31 декабря аэродром не работает! А. читать далее » Новый год в Ерыдаге. Группа альпинистов их 5 городов страны 30 декабря к 19 часам заезжает в приют у подножья Ерыдага. 31 декабря состоится первое учебное занятие

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Агнесса, которая была родом из знатной римской семьи, в возрасте десяти лет посвятила себя Богу. Ей было всего тринадцать лет, когда молодой язычник, сын префекта, попросил ее руки. Агнесса ответила ему так: "Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я буду верна до самой смерти. Любя Его, я храню целомудрие, приближаясь к Нему, я становлюсь чище, обладая им, я остаюсь девой. Тот, с кем я обручена - Христос, которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд".

Немного времени спустя девушку привели к самому префекту, но она по-прежнему упорствовала: "У меня не будет супруга кроме Иисуса Христа". Префект попытался заставить ее воскурить ладан перед идолами, но Агнесса подняла руку лишь для того, чтобы совершить знамение креста.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Девушку раздели догола, провели по всему городу и закрыли в лупанарии. Предание говорит, что ее волосы внезапно отросли настолько, что скрыли ее наготу, а рядом с ней стал Ангел Света. Сын префекта попытался приблизиться к ней, надеясь хоть теперь заполучить ее, но упал замертво. Агнесса вернула его к жизни, и молодой человек раскаялся, приняв веру во Христа.

Агнессу бросили в огонь, но пламя не коснулось ее. Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.

"Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру". (Св. Амвросий)

Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентане (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы-вне-стен).

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай».

Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. Констанция, которую называли дочерью Константина Великого, была одной из тех, кто был исцелен заступничеством св. Агнессы. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика.

Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св. Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова:

"Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самых себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".

Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим ниже.

Agnes beatae virginis
natalis est, quo spiritum
caelo refudit debitum
pio sacrata sanguine.

Matura martyrio fuit
matura nondum nuptiis;
prodire quis nuptum putet,
sic laeta vultu ducitur.

Aras nefandi numinis
adolere taedis cogitur;
respondet: "Haud tales faces
sumpsere Christi virgines.

Hic ignis exstinguit fidem,
haec flamma lumen eripit;
hic, hic ferite, ut profluo
cruore restinguam focos".

Percussa quam pompam tulit!
Nam veste se totam tegens,
terram genu flexo petit
lapsu verecundo cadens.

Iesu, tibi sit gloria,
qui natus es de Virgine,
cum Patre et almo Spiritu,
in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения
Агнессы, блаженной девы:
Омытая освященной кровью,
Она предала небу свою душу.

Она не созрела для брака,
Но зрелой для мученичества,
Видя ее радостный лик,
Люди думали, что она идет под венец.

Когда ее хотели заставить
возжечь огонь на алтаре идолов,
Она сказала: "Девы Христовы
Не берут в руки таких факелов".

"Ибо этот огонь гасит веру,
Его пламя прогоняет свет;
Пронзите меня,
Чтобы моя кровь потушила этот костер".

Как благородно она принимала удары!
Она преклоняла колени,
И даже, падая на землю,
Целомудренно прикрывала свою наготу.

Да будет Тебе, Иисусе,
Рожденный от Девы,
Такая же слава, как Отцу и Духу
В бесконечные веки веков!

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнессе пронзили мечом горло – именно так закалывали агнцев. Именно поэтому в иконописи Агнесса часто изображается вместе с овечкой или ягненком – символом невинности и жертвы, а также символом Христа, распятого во спасение рода человеческого. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

До сих пор в базилике Святой Агнессы-вне-стен 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии.

Паллий представляет собой перевязь из белой шерсти с шестью крестами из черного шелка: это – литургическое облачение, отличительный знак и знак омофора, символ особых уз, связующих архиепископов-митрополитов с Преемником Петра.

Ягнята готовятся к торжеству монахинями ордена Св. Семейства из Назарета, выполняющего эту обязанность на протяжении уже более 130 лет.

Использованные источники:
Приход Воздвижения Креста Господня в Ярославле
Католик.ру
lady-forever.ru

Молитва о св. Агнессе

Omnípotens sempitérne Deus,
qui infírma mundi éligis ut fórtia quæque confúndas,
concéde propítius, ut, qui beátæ Agnétis mártyris tuæ natalícia celebrámus,
eius in fide constántiam subsequámur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Всемогущий и всевечный Боже,
избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное,
милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей,
праздник рождения справляем,
в стойкости веры ей последуем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

СВЯТАЯ АГНЕССА
(291 год —304 год)

Практически обо всех католических святых в житиях пишут, что были эти девы необыкновенными красавицами. Но святая Агнесса выделяется среди всех тем, что пострадала она в первую очередь из-за своей красоты, а уже вторичным стало то, что красавица оказалась еще и христианкой.
Будущая святая родилась в 291 году в Риме, в семье па¬трициев. Получила достойное для тех времен образование: во всяком случае, она умела читать. Но главное — девочка была необыкновенно, осле-пительно красива. Настолько красива, что уже в возрасте двенадцати с половиной лет вызывала в мужчинах восторг и вожделение.
Кто и когда обратил Агнес¬су в христианство, неизвестно.
Но наверняка — какая-то жен¬щина, или живущая в доме, или вхожая в дом. Поскольку христианская религия была
под запретом, верующие для чтения молитв и проведения мессы со¬бирались тайно, по ночам, в катакомбах под городом, и вряд ли юная римская аристократка решилась бы выйти из дома без сопровождения. Некоторые исследователи считают, что этойженщиной была кормилица Агнессы, рабыня-христианка. Другие — что тайными христианами были даже родители Агнессы. ;
Красота новой религии пленила девочку. Агнесса всем сердцем по¬любила Иисуса, в мечтах она видела себя его невестой и, как многие ■ юные христианки, принесла клятву сберечь свое девство, чтобы быть чистой, когда придет время соединиться с небесным женихом. *
Происходило это в царствие императора Гая Аврелия Диоклетиана, прославившегося строительством огромных бань — и жестокими гоне¬ниями на христиан.
В Агнессу влюбился сын префекта Семпрониуса. Его отец, человек очень влиятельный, просил у родителей Агнессы руки их дочери. А сам юноша встретил красавицу у выхода из публичных бань (обычно поря- . дочные римлянки никуда больше и не ходили) и прилюдно признался в любви к ней, и попросил ее стать его женой. Агнесса также прилюдно сообщила, что она — христианка, обещала небесному жениху Иисусу, поэтому у нее не может быть мужа на земле: «Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я"буду верна до самой смерти... Тот, с кем,я обручена — Христос, : которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд!
Я люблю того, чья мать — дева, и чей отец никогда не ведал женщины, перед чьей красотой меркнут и солнце и луна, чьим благоуханием мерт¬вые пробуждаются!»
Но поскольку юноша все-таки нравился Агнессе, она попыталась об- ■ ратить его в христианскую веру: чтобы на небесах они были вместе... Увы, молодой римлянин не понял ее и в ответ на проповедь схватил, Агнессу в объятия и поцеловал, уговаривая отречься от преступной ре- \ лигии, обрекающей ее на жестокую казнь. Девочка в гневе оттолкнула влюбленного со словами:.«Прочь от меня! Прочь, пастух смерти, прочь, взращающий блуд и коварство питающий!» " ,!
Оскорбленный, юноша донес отцу, что Агнесса — христианка. Впрочем, если бы он не донес, донесли бы другие, все видевшие и | слышавшие. *■* -ч; \
Агнесса могла бы сохранить свою жизнь, если бы согласилась стать | весталкой: девственной жрицей богини Врсты. Но юная христианка отказалась покланяться языческим богам.
5 По закону Рима, христианку должно было казнить, но нельзя было | казнить девственницу. Обычно эту проблему решали так: или отправ¬ляли девственницу на несколько дней в публичный дом, где над ней мог надругаться любой посетитель, или — если казнь была массовой и публичной — палачи насиловали несчастных христианских девствен¬ниц прямо на арене Колизея, на глазах у зрителей.
Агнессу решено было отправить в публичный дом.
Адалыпе...
Дальше начинается легенда. Верующие верят в то, что все так и было. Неверующие сомневаются в чудесах, считая, что все их при¬думали позже, чтобы как-то приукрасить трагический финал жизни маленькой мученицы.
Девочка бесстрашно заявила префекту: «Если бы ты знал, кто мой Жених, ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё». Агнессу вывели из дома роди¬телей и сорвали с нее одежду, чтобы гнать по улицам обнаженной, на потеху толпе. Но произошло первое чудо: волосы девочки стремительно выросли, прикрыв ее тело. Второе чудо произошло, когда ее привели в публичный дом: желающих овладеть девственной красавицей было немало, но каждый мужчина, который прикоснулся к Агнессе, был немедленно наказан небесами: одни ослепли, другие упали замертво. Впрочем, были и те, кто обратился в христианство, едва взглянув в глаза Агнессы. Последним в публичный дом пришел несостоявшийся жених Агнессы: он попытался обнять девочку — и скончался на месте. Впрочем, Агнесса тут же упала на колени и помолилась за несчастного заблудшего юношу, и к нему вернулась жизнь. Потрясенный таким до-казательством ее правоты, юноша тоже принял христианство, и скорее всего, позже умер как мученик, но его история теряется во тьме веков, а история Агнессы озарена сиянием «Золотой легенды»... Из публич¬ного дома ее отвели в тюрьму, где стражники бесстыдно глазели на ее красоту, прикрытую только длинными волосами, и в ответ на молитвы девочки с небес слетел ангел и принес Агнессе сияющее белое полотно, в которое она смогла закутаться. ,
21 января 304 года Агнессу привели на площадь для казни. Чернь пыталась забросать ее камнями и грязью, которые, не коснувшись мученицы, отлетали обратно в толпу и поражали бросавших. Агнессу бросили в огонь — но пламя разлетелось в стороны, не касаясь ее тела. И только когда чудеса достаточно впечатлили всех присутствующих, Агнесса сказала солдату: «Ударь мечом, не робея, и верни меня по¬скорее Тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей
воли понравилось смертным очам». Кровь мученицы, пролившуюся на месте казни, собратья по вере собрали белыми полотнищами и со¬хранили, как святыню.
Поскольку Агнесса была казнена, как преступница, ее зарыли у перекрестка дорог. Но над местом упокоения мученицы ночами сиял: свет. Тайные христиане приходили туда молиться. Через восемь дней (после казни Агнессы там были схвачены несколько юных христианок: * молочная мученицы, Эмерентиана (дочь той самой кормилицы, кото¬рая, возможно, обратила Агнессу в христианство) и несколько ее подруг. * Они заявили, что Агнесса явилась им во плоти, окруженная золотым > сиянием и с белоснежным ягненком на руках (ягненок в христианской | символике воплощает сразу и невинность, и жертву, и самого Иисуса Христа, но и имя «Агнесса» также образовано от «агнец» — «ягненок»). Все эти девушки были казнены и впоследствии канонизированы. Позже кости святой Агнессы собратья по вере перенесли в катакомбы, где она; нашла упокоение среди других христиан.
Уже в IV веке в Риме сформировался культ святой Агнессы.
В 342 году над катакрмбами в том месте, где находилось захоронение Агнессы, по приказу Констанции (дочери императора Константина Великого, признавшего христианство господствующей религией) был построен первый храм святой мученицы. Согласно легенде, Констанция была больна проказой, молилась Агнессе и чудесным образом исцелилась. Позже на Зтом месте была выстроена церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-мура. В XVII веке возле площади Навон была построена еще одна церковь, посвященная юной мученице: бело¬снежная изнутри и снаружи Сант-Аньезе-ин-Агоне, где в золотой раке хранится череп Агнессы.
Святая Агнесса Римская — одна из наиболее почитаемых раннехри¬стианских святых, покровительница девочек и девушек. День святой Агнессы католики отмечают в день казни девочки: 21 января. Накануне вечером девицы гадают на жениха и в молитвах просят у святой Агнессы заступничества от брака с нелюбимым.
Подробнее всего история Агнессы описана в «Золотой легенде» (Ье§епс1а Аигеа) Иакова Ворагинского, епископа Генуи, составившего в 1260 году свод житий христианских мучеников на основе доступных ему письменных источников и фольклора: эта книга в Средневековье по популярности стояла на втором месте -После Библии. В случае с Агнессой письменных источников сохранилось довольно много.
Прижизненных изображений Агнессы не существует. В Средневе¬ковье она изображалась девочкой в нарядном платье, с распущенными волосами и с ягненком на руках — в том виде, в котором она явилась своим подругам. Но начиная с эпохи Возрождения святую Агнессу все чаще рисуют в трагический момент ее жизни: заточенную в темницу, обнаженную и прикрытую только длинными волосами. Самое знаменитое изображение святой Агнессы (на испанский манер названное «Святая И несса») написал в 1641 году Хосе Рибера. Моделью стала одна из его дочерей. Сейчас картина находится в Дрезденской галерее

Церковь святой Агнессы стоит рядом с местом, где похоронена святая Агнесса, в период 337-352 годов здесь была построена первая, не сохранившаяся базилика.
Агнесса Римская - одна из первых христианских мучениц, чья легенда стала основой для многих живописных полотен.
Любопытно, что, хотя её обычно изображают вполне взрослой женщиной, она была девочкой 12 лет. Дата её мученичества - 21 января 304 года. Легенда о святой Агнессе рассказана в стихах поэта Пруденция.

История рассказывает, что Агнесса была дочерью богатых римлян, принявших христианство и хотела принять обет безбрачия. Сын римского префекта Семпроний захотел взять её в жены и получил отказ. Префект, узнав, что Агнесса христианка предложил ей выбор. Либо принести жертвы языческим богам либо её отправят в публичный дом. Агнесса отказалась предать христианскую веру и префект приказал отвести её нагой в публичный дом.
Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел — он принёс девушке светлое покрывало. Именно этот момент запечатлен на картине Рибейра.

Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшиеся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, а жених вообще ослеп, едва приблизившись к Агнессе. Девушка вернула ему зрение молитвами по просьбе его отца. После чего Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.
Святая Агнесса с тех пор - покровительница девственниц. Её символом является белый агнец.
Джованни Батиста Морони, 1576 год.из Колумбийского музея.

Святая Агнесса на картине художника Чеко (1380-86 гг), хранится в Праге.

Немецкий мастер из Кельна (1470- 1510гг)

Мастер фон Дордрехт, 1500 . Амстердам.

И еще много других картин, сюжет был популярен.
По традиции каждый год 21 января в церкви проходит папская месса, на которой папа благословляет двух ягнят, из шерсти которых будут сделаны паллии для митрополитов. Паллий - узкая белая лента с вышивкой крестами и кусочками свинца, обшитыми черными шелковыми нитками на концах. В православной традиции вместо него одевается омофор. Паллий символизирует заблудшую овечку, которую пастырь несет в стадо на своих плечах, то есть спасение Иисусом человечества.
Церковь находится неподалеку от Пиевых ворот крепостной стены Аврелиана.Тело Агнессы поместили в гробницу на Виа Номентана, а вокруг были вырыты большие катакомбы, назван-ные ее именем. Во время правления императора Константина по повелению его дочери над могилой Ангессы была воз-двигнута базилика. Папа Гонорий I в VII в. построил не-подалеку церковь, которую позднее восстановил папа Адриан.
Есть легенда, что церковь построена на месте пуб-личного дома, куда поместили Агнессу, в саду церкви имеются руины первоначальной базилики Константина, которая скорее не базилика, а мартирий - традиционно круглой формы, мавзолей, который во времена Византии ставили над останками святых мучеников.

В церкви темно для съемок.

В апсиде находится мозаика с изображением святой Агнессы с огнем и мечом под ногами.

21 января 304, там же) - раннехристианская святая, мученица, почитаемая с 4 века, как покровительница девственниц. Память святой Агнессы отмечается в католической церкви 21 января, в русской православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Наиболее ранние источники о мученичестве святой Агнессы относятся к второй половине 4 века: панегирик Амвросия Медиоланского, надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, стихи поэта Пруденция. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Житие святой

Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство , славилась своей красотой. Сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла сватовство, решив принять обет безбрачия. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и согласно указам императора Диоклетиана, преследовавшим христиан, поставил ее перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в лупинарий (публичный дом). Агнесса отказалась почтить языческих богов. Тогда префект приказал сорвать с нее одежды и отвести обнаженной в лупинарий. Но волосы девушки чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ангел принес Агнессе светлое покрывало, по другой версии прикрыл наготу чудесным сиянием. Чудеса продолжались: никто из мужчин не смог изнасиловить девушку, так как плотские желания у них исчезали при приближении к Агнессе. Сын префекта Семпрония, войдя в комнату к Агнессе, пал замертво, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Незадачливый жених, ожив, тут же уверовал в единого Бога. Агнессу, как колдунью, бросили в костер, но дрова не разгорались, и один из солдат убил мученицу ударом меча в горло. Агнесса погибла в юном возрасте, предположительно ей было двенадцать лет.
Мученица была похоронена родителями в предместье Рима в катакомбах у Номентанской дороги. Почитание мученицы началось уже в 4 веке, сначала было распространено преимущественно в Риме и в Италии , позднее распространилось по всей Европе. В 342 году, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла над местом захоронения храм, впоследствии перестроенный в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Святой Агнессы за стенами). В 8 веке на стадионе Домициана, где Агнесса приняла мученичество, возвели базилику Сант-Аньезе-ин-Агоне, в реликварии крипты которой хранится голова святой Агнессы. Ей были посвящены панегирики Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, для которых Агнесса была символом духовной чистоты.
Созвучие имени Агнесса со словом «ангец» («agnus») связало мученицу с сюжетом жертвы Христа , а впоследствии породило легенду о мистическом обручении святой и Иисуса Христа. Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец (аллюзия на имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь - символ мученичества и знак победы ее святости, лилия - символ девства, виноградная лоза - символ страстной жертвы Христа. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими ее тело, на костре среди пламени. Мученичество святой Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, в частности, у Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Риберы. 21 января, в день праздника святой Агнессы проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых изготавливаются паллии и омофоры для будущих епископов и митрополитов.



Дни Рождения