Храм успения богородицы в новодевичьем монастыре. Новодевичий монастырь. Видео о Новодевичьем монастыре

Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь «храм, достойный Богоматери». Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в б. Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм б. Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительных монастырях. Отец северного русского монашества Преподобный Сергий Радонежский завещал инокам: «твердо всем блюсти по заповедям святых отец и ничтоже особь стяжати... вся обща имети», и согласно этому завещанию у монашествующих ничего не было собственного; одежда и обувь получались «из казны», пища вкушалась за общей трапезой. «Есть и пить в трапезе всем вместе, - говорится в одном из монастырских уставов XV века, - а вне трапезы ничего не вкушать». Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов-столовых.

Такие, предназначенные для удовлетворения естественных потребностей иноческой общины помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы, необходимые для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм-трапезная.

Трапезная б. Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 г.) длительное, время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. метров) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Храм имеет два этажа; внизу помещается «теплая» церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - «холодная» (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.

Обе церкви и трапезная построены в 1685-1686 гг. по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. Церкви Успения и Св. Духа, сооруженные одновременно, были освящены в непродолжительные сроки одна после другой.

В «Делах Патриаршего приказа» конца XVII века об их освящении имеются следующие записи: «194 (1686) сентября 6, святейший патриарх ходил в Новодевичий монастырь для освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы, что подле трапезы... 195 (1687) июля 24, великий государь и великий князь Иоанн Алексеевич и великая княгиня София Алексеевна изволили из Москвы иттить в Новодевичий монастырь для освящения церкви Сошествия Святого Духа...» Патриархом тогда был Иоаким (1674-1690 гг.), при освящении престола ему сослужили Преосвященные Крутицкий, Суздальский и Тамбовский.

Ко времени возникновения трапезной Новодевичьего монастыря выработался архитектурный стиль, получивший название Московского, или Нарышкинского, барокко. Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для этого стиля. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации).

В 1796 году здание сильно пострадало от пожара и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь.

Его внутреннее оформление новое; существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Св. Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. метров) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в который красиво врезываются сводики над оконными проемами. Для строителя конца XVII века сделать такой свод было очень трудной задачей, которую он великолепно разрешил. В этом перекрытии высоким сводом зала значительной ширины и протяженности сказалось стремление к единому внутреннему пространству, столь настойчиво проявлявшееся в архитектуре того времени.

Внутреннее устройство монастырских трапезных имело назначение поддерживать религиозное настроение присутствующих. Отсюда трапезные палаты (несмотря на свою смежность с церквами) обыкновенно представляли собой как бы безалтарные, большей частью прямоугольные церкви, имеющие род иконостаса на той стене, которая отделяла трапезу от смежного с ней храма. Такое же устройство и оформление имеет и трапезная Новодевичьего монастыря. На восточной стене ее расположен целый ряд икон и среди них - главные святыни храма - Тихвинская и Владимирская иконы Богоматери. Находятся они в особых киотах на столбах между арками.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой, одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году, все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются главным образом ранние литургии.

Трапезная в старину имела также и левый придел в честь апостола Иакова Алфеева. Стены и своды храма и трапезной украшены священными изображениями, написанными масляной краской. Роспись эта выполнена в XIX столетии, возобновлена в 1946 году. Поскольку храм посвящен Пресвятой Деве Марии, роспись храма в своих художественных образах прославляет Богоматерь. Так как слава Богоматери во время Ее земной жизни началась при введении Ее во храм и завершилась Ее успением и вознесением на небо, то в росписи сводов храма и трапезной даются сюжеты, отражающие эти события. Центром всех изображений, прославляющих Богоматерь, является картина «Коронование Богоматери», помещенная в середине свода трапезной. Подобный сюжет редко встречается в христианской иконографии. Богоматерь здесь представлена во всей Своей славе. Она превыше всех, Высшая небес, Царица Неба и земли. Наряду с этими сюжетами, прославляющими Деву Марию, имеются и другие, и в их числе - Вознесение Христово и Воскресение Христово.

Кроме храма и зала-столовой, в трапезной б. Новодевичьего монастыря имеются еще три малых зала и ряд служебных помещений.

Храм в честь Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. ЖМП. 1960, № 9.

Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево.

После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова.



На территории .

Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом № 1).

Выстроена в трапезной обители в 1684-1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете.

Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич».

Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви - придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма - Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

Среди достопримечательностей Москвы много таких, которые отвечают самому духу деловой столицы: шумных, ярких, многолюдных, с броской рекламой. Но иногда хочется посмотреть на полюбившийся город без внешней мишуры, в ретроспективе, узнать, чем он жил несколько веков назад, кто вершил его судьбы, и просто окунуться в тишину уединенных тропинок, которые за полтысячелетия повидали слишком много, чтоб кричать об этом. Если так, то добро пожаловать в Новодевичий монастырь , фото архитектурного ансамбля которого украшает множество открыток и альбомов!

Новодевичий монастырь: адрес в Москве

Где же находится Новодевичий монастырь? Самая старая и, пожалуй, самая красивая обитель белокаменной столицы приютилась в изгибе Москвы-реки, на печально известном в давние времена Девичьем поле, в конце исторического района Пречистенка.

  • Его официальный адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, дом 1.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефону: +7 499 246-85-26.

Новодевичий монастырь: как добраться

Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена . Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.

  • От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе , вам подходят №№ 5 и 15.
  • А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте ? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).

Новодевичий монастырь: часы работы для посетителей

  • На территорию Новодевичьего монастыря можно попасть ежедневно и абсолютно бесплатно с 9:00 до 17:00.
  • Успенский храм открыт круглый год , Смоленский собор же работает с середины мая до конца сентября, и богослужения там проводятся только на престольные праздники.
  • Музеи на территории Новодевичьего монастыря открыты с 10:00 до 16:30 каждый день, вторник – выходной, исключение – первый понедельник месяца (санитарный день). Попасть в музеи взрослые путешественники смогут за 300 рублей. Если же вы школьник, студент или пенсионер – вам повезло больше: вход обойдется всего лишь в 100 рублей.

Новодевичий монастырь: расписание богослужений

Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре в Москве подчинено единому графику.

  • Ежедневно в 7:40 проводится Божественная Литургия, в 17:00 – вечерня и утреня.
  • В праздничные и воскресные дни служится ранняя и поздняя Литургии – соответственно в 6:20 и 8:40.
  • У прихожан есть возможность попасть на таинство исповеди : утром – ежедневно, вечером – в субботу и накануне праздников.
  • Таинство Крещения совершается каждый день с 11:00, правда, на него следует предварительно записаться с 10:00 до 10:40.

Новодевичий монастырь: где остановиться

К сожалению, дома паломника при монастыре нет, так что тем, кто хочет задержаться подле монастырских святынь подольше, придется искать себе ночлег самостоятельно.

  • Всего лишь в трехстах метрах от монастыря расположились апартаменты «Экспресс-Комфорт на Малой Пироговской» (улица Малая Пироговская, д. 27, к. 1). Правда, остановиться здесь – удовольствие достаточно дорогое: номер обойдется от 3500 рублей за ночь.
  • Те, кто хочет хоть немного сэкономить на жилье, могут отдать предпочтение одному из московских хостелов. Хостелы «Penthouse» (1-я Фрунзенская улица, 6, кв.111), «Город Отель на Киевском» (площадь Киевского вокзала, д. 1), «Сова» (Второй Неопалимовский переулок, д. 3) предоставляют ночлег по недорогой цене (от 700 рублей с человека за ночь), но до Новодевичьего монастыря придется немного пройтись или воспользоваться общественным транспортом: ближайший хостел находится на расстоянии 2 км.

Новодевичий монастырь: история создания

  • История Новодевичьего монастыря начинается почти 500 лет назад . Девичье поле , на котором были заложены первые строения обители, имело недобрую славу: именно здесь монголо-татары отбирали прекрасных девушек, которым суждено было отправиться в Орду. Возможно, от названия Девичьего поля монастырь и получил свое имя. Кстати говоря, у обители есть «тезка» – Воскресенский Новодевичий монастырь .
  • Монастырь, оказавшийся на перекрестке важных путей, должен был стать преградой на пути потенциальных врагов. Именно поэтому обитель была обнесена высокой кирпичной стеной с башнями и бойницами.
  • События, разворачивающиеся в стенах монастыря за 500 лет его существования, часто имели большое значение для всей страны. Обитель становилась на пути хана Казы-Гирея и Наполеона, здесь постригались в монахини представительницы царского рода и доживала последние годы первая супруга Петра I – Евдокия Лопухина. При советской власти монастырю был присвоен статус музея , а в 1944 здесь начал свою деятельность Богословский институт , а позже – пастырские курсы. С 1994 года на территории обители возобновлена монашеская жизнь. Сегодня обитель принимает в свое лоно женщин, желающих принять постриг. Возглавляет Новодевичий монастырь игуменья Маргарита .

Достопримечательности монастыря

  • Почти все здания монастыря были построены в XVII веке в стиле московского барокко. Главный собор монастыря – Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен по примеру Успенского собора Кремля. Над главным входом в обитель возвышается церковь Преображения Господня, южные ворота увенчаны церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Самая высокая постройка обители – 72-метровая колокольня Новодевичьего монастыря, своим куполом уходящая высоко в небо.
  • Архитектурный ансамбль монастыря входит в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • В коллекции музея Новодевичьего монастыря представлены древнерусские иконы, старинные ткани, драгоценные камни, старинные книги, а также документы из монастырского архива.
  • Парк Новодевичьего монастыря раскинулся вокруг живописного пруда под монастырскими стенами. Это излюбленное место прогулок и свиданий москвичей: здесь тихо, уютно и спокойно, плакучие ивы отражаются в водной глади, закат золотит поверхность пруда, а мощные стены обители охраняют гуляющих от невзгод.
  • В XVI веке на территории монастыря возник некрополь , где нашли свое последнее пристанище государственные деятели, герои войны, писатели и другие выдающиеся личности: гусар и поэт Денис Давыдов, декабрист М.И. Муравьев-Апостол, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов. Непосредственно к стенам обители примыкает Новодевичье кладбище: там покоятся известные политики, музыканты, ученые, актеры и другие выдающиеся москвичи. Кладбище Новодевичьего монастыря в Москве считается одним из самых престижных в столице до сих пор.

Новодевичий монастырь: святыни

Новодевичий монастырь славится не только богатой историей, но и чтимыми святынями. Действительно, святыни Новодевичьего монастыря знает вся Москва. Среди них:

  • Образ Николая Чудотворца с частичками мощей;
  • Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» , которой и посвящен монастырь;
  • Иверская икона Божией Матери , а также ковчеги с частицами мощей разных святых.

Новодевичий монастырь на фото

Новодевичий монастырь

Стены Новодевичьего монастыря

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря с высоты птичьего полета

Видео о Новодевичьем монастыре

Новодевичий монастырь – это то уникальное место, где прошлое не кануло в небытие, а осталось рядом с нами, напоминая о том, откуда мы пришли и куда уйдем в свое время. Когда бродишь по его тропинкам, невольно забываешь о суете, оставшейся где-то там далеко, за монастырскими стенами.

Приезжайте сюда и сами ощутите удивительное умиротворение, которое стоит дороже всех аттракционов мира!

Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь по праву считается жемчужиной русского зодчества: величественные белые стены, резные красно-белые ярусы храма, колоколен и башен считаются одним из самых великих шедевров московского или, как его еще называют, нарышкинского барокко.

Новодевичьим монастырь был назван, поскольку считался действительно «новым» относительно других московских монастырей - Зачатьевского женского монастыря и Вознесенского монастыря московского Кремля. Однако по истечении времени назвать монастырь «новым» язык не повернётся - ведь он был основан еще при Василии III, в первой половине XVI века! Главный собор монастыря - Смоленский - является свидетелем тех далеких времён. Однако обо всё по порядку.

Добираться до монастыря удобнее всего от м. «Спортивная». Выйдя из метро, поверните направо, и по улице 10-летия Октября вы выйдете прямо к Новодевичьему монастырю - его величественные красно-белые стены ни с чем не спутаешь.

Первая достопримечательность встречает нас сразу же у входа - это Преображенская надвратная церковь . Сооруженная в 1680-е гг., эта церковь относится к тем постройкам, которые были сооружены по приказу царевны Софьи в период её регентства. Храм по праву считается одной из жемчужин стиля «нарышкинское барокко» в целом и ансамбля монастыря в частности. Изящные окна, колонны коринфского ордера и, конечно же, сочетание красного и белого цветов придают храму пышность и величественность; вытянутая форма создаёт ощущение устремлённости в небеса, которое сразу заставляет Вас почувствовать себя на пороге святого места, Божьего дома. По сути, отнесение этого храма к нарышкинскому стилю не совсем точно: особенности планировки храма, построенного в самом начале формирования это стиля в России, ещё не отвечают точным архитектурным требованиям, к этому стилю предъявляемых. Однако для неспециалистов он является органичным и, несомненно, прекрасным архитектурным шедевром.

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря.

Пойдя сквозь тройную арку, Вы попадаете на территорию самого монастыря. За его стенами Вы увидите множество интересных объектов разных эпох, многие из которых старше самого монастыря на несколько столетий!

Пройдя сквозь врата, поверните по дорожке направо. Находящиеся по правую руку Лопухинские палаты датируются 1687-1688 гг. и названы по имени Евдокии Лопухиной. Первая жена Петра I подарила ему не только радость супружества, но и еще один весьма щедрый подарок - совершеннолетие. Замужество в те далёкие времена имело такую функцию - женитьба «недоросля» автоматически делала его взрослым и состоявшимся гражданином. А, как следствие, вместе с совершеннолетием женитьба на Евдокии давала Петру и право взойти на престол, наконец сменив властную сестру Софью. Воспитанная в духе Домостроя, Евдокия не разделяла прозападных интересов Петра, и вскоре после того, как царь, быстро потерявший интерес к молодой супруге, уехал в Архангельск, она сблизилась с противниками политики государя. В 1697 году после раскрывшегося заговора были отправлены в ссылку отец и брат царицы, а вскоре и она сама была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальско-Посольский монастырь - традиционное место ссылки царских жён. В получивших её имя Лопухинских палатах последняя русская царица пожила лишь при внуке - Петре II.

Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Напротив Лопухинских палат расположены другие палаты - Певческие . Выстроенные в 1718-1726 годах, они являются самым большим жилым зданием на территории монастыря. Издавна в этом здании располагались братские кельи, здесь же проживала наместница, и лишь в XIX веке палаты обрели своё современное название - Певческие - после того, как сюда заселили монахинь-певчих.

Певческие палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всем известно, что монастыри в древности выполняли не только функции Божьего храма. Они были центрами учёности, экономическими и военными оплотами городов. То же самое можно сказать и о Новодевичьем монастыре. С XVI века монастырь был одним из главных оборонительных рубежей Москвы. Однако на тот момент стены его не были еще столь монументальными и прочными, какими мы их видим сейчас. В 1571 году войско хана Девлета I Герая подчистую сожгло монастырь. Борис Годунов, сделавший немало для сохранения и поддержания Новодевичьего монастыря (при нём он переживал самый настоящий расцвет), и выстроил наконец мощные стены вокруг святого места. Высота их достигала 13 метров, а ширина - 3 метров - попробуй захвати! Именно тогда ввысь взметнулись и башни крепостных стен, а при них появились помещения для стрельцов, так называемые Стрелецкие караульни .

Стрелецкие караульни Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всего их четыре, они располагаются подле угловых башен монастыря. В каждой из них могло разместиться до 350 стрельцов. Одну из таких караулен вы увидите напротив Певческих палат - следующая постройка по правую руку от Вас после Лопухинских палат. Эта стрелецкая караульня расположена при одной из самых знаменитых башен Новодевичьего монастыря - легендарной Напрудной башне .

Надпрудная башня Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Именно сюда была заключена Петром I коварная интриганка Софья после организованного ею стрелецкого бунта. На полотне И.Е. Репина можно лицезреть, какая это была могучая и волевая женщина - огонь в глазах, растрепанные волосы, могучая стать - ну просто демоница во плоти. Новодевичий монастырь стал для Софьи судьбоносным местом. Во время своего регентства, а по сути - царствования, Софья развернула здесь широкомасштабное строительство. Именно благодаря ей монастырь приобрёл ту пышность, красоту, яркость и изящество, которым славится московское барокко. Практически весь монастырь, кроме палат Ирины Годуновой, монастырских стен и старого Смоленского собора, подвергся реконструкции и обновлению. В 1680-90 годы выросли могучие стенные башни, изящная колокольня, надвратные церкви Преображения и Покрова, церковь Успения и т.д.

В 1689 году Пётр, дабы оградить жадную до власти родственницу от искушений, доставил её в Новодевичий монастырь, к тому времени полностью принявший роль «придворной» обители. Здесь Софью постригли в монахини, и уже под именем Сусанны она из окон стрелецкой караульни наблюдала за казнью своих сподвижников - стрельцов. Какая ирония судьбы: именно благодаря Софье Новодевичий монастырь приобрёл известный нам роскошный вид и одновременно с этим стал её темницей. Очень интересное народное поверье связано с Напрудной башней монастыря, в которой томилась царевна. Если подойти к башне с внешней стороны стен, то можно увидеть, что она вся исписана желаниями, оставленными теми, кто не чужд суеверию. Действительно, многие верят, что проживавшая здесь царевна помогает тем, кто пришёл навестить её в темнице. Кто знает, может, это действительно так... Однако портить облик исторического памятника всё-таки не обязательно: по преданию, достаточно лишь прикоснуться к башне и подумать о том, чего хочется больше всего, и желание обязательно сбудется.

Пройдя мимо Певческих палат, Вы увидите Успенскую церковь с трапезными палатами . Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть крышу не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, - слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря с трапезными палатами. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди - известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание - это мавзолей князей Волконских , где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович(1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей - других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.

Мавзолей князей Волконских в Новодевичьем монастыре. Photo by Ananda / fotki.yandex.ru

По дорожке, плавно огибающей Успенскую церковь и трапезную, мы попадаем к палатам Ирины Годуновой и примыкающей к ним Амвросиевской церкви . Это одно из немногих строений монастыря, к которому не приложила руку Софья: строение датируют XVI-XVII веками. Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова, добровольно отправилась в монастырь на девятый день после смерти своего мужа, царя Фёдора Иоанновича, и постриглась в монахини под именем инокини Александры. Расчёт её был прост: фактически власть в государстве принадлежала ей, однако позиции её были не столь сильны, как позиции её брата Бориса. Ирина провела масштабную работу, «агитируя» бояр, духовенство, простой люд просить Бориса принять царство. Именно сюда пришла толпа просителей, и именно здесь Борис Годунов официально принял приглашение на царство. Инокиня Александра прожила здесь до самой своей смерти в 1603 году.

Амвросиевская церковь и примыкающие к ней палаты Ирины Годуновой в Новодевичьем монастыре.

Церковь св. Амвросия Медиоланского, примыкающая к палатам Ирины Годуновой, - маленький, бесстолпный одноглавый храм с непростой историей. Церковь то функционировала, то стояла закрытой, то перестраивалась. Храм использовался даже в качестве хранилища Государственного исторического музея. С 1994 года храм находится в собственности РПЦ, а каждый год 7 декабря в нем совершаются службы в честь святителя Амвросия Медиоланского. Как ни прискорбно, но и эта постройка не сохранилась в первоначальном виде - пожар 1796 года не пощадил и ее.

Миновав храм и палаты, мы попадаем к главной святыне Новодевичьего монастыря - Смоленскому собору . Это древнейшее каменное здание на территории монастыря, датируемое 1524-1525 гг. Построенный по образцу Успенского собора московского Кремля, Смоленский собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Это шестистолпный шрам на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. Во время переустройства монастыря царевной Софьей храм стал главным смысловым узлом всего архитектурного ансамбля. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века. Здесь покоятся сёстры Петра I - Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Чтобы полюбоваться храмом, можно обойти его вокруг, а по пути рассмотреть еще несколько интересных достопримечательностей. Одна из них - надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое - иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью - нужный эффект достигнут!

Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты , названные так по имени их знатной обитательницы - сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в 1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.

Подле угловой Чеботарной башни располагается интересное здание Больничных палат . Здание использовалось в качестве больницы для солдат и офицеров, а вокруг него был разбит аптекарский огород.

Больничные палаты Новодевичьего монастыря.

Сразу за Смоленским собором расположена настоящая жемчужина архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря - великолепная барочная колокольня . Строительство колокольни была начато во время масштабных реконструкций Софьи в 1683 году и приостановлено в 1690 году. Считается, что колокольня должна была состоять из шести ярусов, но так и не была достроена - по сей день в ней лишь пять ярусов. Долгое время это изящное строение было вторым по высоте зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. По строению колокольню даже правильнее было бы назвать храмом «иже под колоколы», в котором ярус звонницы расположен непосредственно над помещением храма. Храмов в колокольне два - церковь святых Варлаама и Иосафа в первом ярусе и церковь Иоанна Богослова во втором. Колокола помещаются на третьем и пятом ярусах. С этим строением связано множество символических моментов. Например, звонница расположена с восточной стороны от Смоленского собора - как и Столп Иоанна Великого относительно Успенского храма в Кремле. В основе формы обеих колоколен - восьмиугольник, что в православии считается символом Царства Небесного. В сочетании с основным предназначением этих строений - местом, где звонят церковные колокола - рождается образ вестников Царства Божьего (ведь звон колоколов в православии считается олицетворением благой вести). Церковная символика довольно сложна и многогранна, и изучать её можно поистине бесконечно. Но даже не являясь знатоком истории религии и архитектуры, можно без сомнений причислить колокольню Новодевичьего монастыря к списку главных архитектурных шедевров русского зодчества.

Смоленский собор и колокольня Новодевичьего монастыря.

Рядышком с колокольней расположено здание Филатьевского училища , построенное в 1871-1878 гг. По сути это был приют, выстроенный для девочек-сирот из разных сословий Н.П.Филатьевой, вдовой тайного советника сенатора В.И.Филатьева. Здесь и ранее располагалось здание приюта: по указу Петра I в 1725 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек-сирот, где их обучали плетению голландских кружев, однако до наших дней это первое здание не сохранилось. В 1899 году в здании Филатьевского училища была открыта и церковно-приходская школа, однако с приходом советской власти и училище, и приют, и школу закрыли. Сейчас в здании Филатьевского училища расположен секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ.

Филатьевское училище в Новодевичьем монастыре.

Пожалуй, одним из самых необычных объектов Новодевичьего монастыря можно считать часовню Прохоровых , построенную в неорусском стиле архитектором В.А.Покровским в XIX веке. Она расположена на территории некрополя у стен Смоленского собора. Эта надгробная часовня-усыпальница установлена над захоронением владельца знаменитой Трёхгорной мануфактуры И.Я.Прохорова и его семьи. На первый взгляд, кажется странным, что захоронение обыкновенного, пусть и знаменитого, промышленника находится в столь знаменательном месте. И тому, разумеется, есть причина. Дело в том, что Иван Яковлевич в течение всей жизни уделял много сил, времени и средств для успешного функционирования Новодевичьего монастыря. К тому же, здесь в качестве монахини долгие годы жила сестра промышленника.

Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Казначейские палаты - следующее строение на нашем пути. Здание XVII века предназначалось для хранения казны (ведь все помнят, что монастыри были важными экономическими центрами?), а также в ней проживали старицы обители. Сразу за Казначейскими палатами находятся площадка для отдыха и подробный макет монастыря, там можно передохнуть и еще раз осмотреть объекты, которые вы уже лицезрели вживую.

Казначейские палаты Новодевичьего монастыря.

При посещении Новодевичьего монастыря нельзя забывать о том, что совсем рядом с ним находится, пожалуй, один из самых знаменитых некрополей Москвы - Новодевичье кладбище .

Новодевичье кладбище.

Не все любят посещать места успокоения и последнего людского приюта; однако некрополь Новодевичьего монастыря можно считать скорее музеем, чем кладбищем. Здесь находятся захоронения знаменитых писателей, политиков, учёных и артистов, оставивших заметный след в истории России: М.Булгаков, С.Бондарчук, Р.Быков, А.Вертинский, В.Гиляровский, Н.Гоголь, Л.Гурченко, Б.Ельцин, М.Ермолова, Л.Зыкина, З.Космодемьянская, Л.Ландау, И.Левитан, А.Маресьев, Ю.Никулин, Н.Островский, М.Ростропович, К.Станиславский, А.Твардовский… Список можно продолжать ещё очень долго. Здесь всегда можно почтить память великих людей прошлого; и не стоит бояться таких мест - Новодевичье кладбище сложно назвать страшным или сакральным местом. Это, скорее, светлый островок тихой грусти и величия нашего общего прошлого, прошлого, которое нужно чтить и бережно хранить в памяти, передавая из поколения в поколение. Удобнее всего пройти на кладбище через южные ворота монастыря (те самые, что увенчаны надвратной церковью Покрова).

Покинув стены монастыря и глубоко проникшись духом его истории, можно продолжить прогулку в романтичном и тихом сквере у Новодевичьих прудов . Отсюда открывается потрясающий вид на стены монастыря, особенно на закате. Пруды здесь образовались довольно давно из старицы Москвы-реки. Потом их берега укрепили, высадили растительность, проложили дорожки, а через сами пруды перекинули белокаменный мостик, который на сегодняшний день уже украшен парой десятков свадебных замочков.

Сквер у Новодевичьих прудов.

В сквере у Новодевичьего монастыря в 1991 году был установлен забавный памятник «Дайте дорогу утятам». Подарок жены американского президента Барбары Буш Раисе Горбачёвой сразу полюбился москвичам, даже слишком: малыши-утята дважды становились жертвами вандалов, а однажды похитили даже их маму! В 2000 году, слава Богу, все утята были возвращены на место, и композиция полностью восстановлена. Утята с мамой стали своеобразным символом добрых отношений между Россией и США, а также предметом восторга всех детей и взрослых, которые когда-либо его видели. Действительно, памятник просто заряжает добротой и позитивом.

Памятник "Дайте дорогу утятам" в сквере у Новодевичьего монастыря.

Подытоживая всё выше сказанное, хочется лишь сказать, что Новодевичий монастырь и прилегающие к нему живописные территории на протяжении всей многовековой истории Москвы играли в ней весьма важную роль. Эти стены сдерживали атаки монголов и французов, заключали внутри царских жён и сестёр, ведали делами земными и божественными. Это место - поистине знаковое для Москвы и москвичей, оплот красоты и духовности, который на самом деле заслуживает посещения.

Приятных Вам прогулок по нему!



Скорпион