Греческое слово обозначающее раскол в христианской церкви. Почему христианская церковь раскололась на Католическую и Православную? Папа Римский: стремление к главенству

В глобальном смысле из-за раскола Римской империи и последовавшим возникновением Византии и раннесредневековых обществ Западной Европы, которые политически и культурно сильно отдалились друг от друга.

На востоке империи жило в разы больше народу, она смогла отбиться от варваров и пережить западную на тысячу лет. В тоже время Запад был культурно более гомогенным: римляне на западе завоёвывали земли варваров, стоявших по уровню развития гораздо ниже и потому смогли легко навязать покорённым народам свою культуру, то есть романизировать их. Восток же империи исторически осваивался греками, которые сталкивались там с древними высокоорганизованными обществами, которые ассимилировать было невозможно (Египет, Палестина, Сирия), их можно было только завоевать.

На западе появилась всего одна супервлиятельная епископская кафедра, настоятель которой носил титул Папы и Патриарха – римская. На востоке было аж 4 патриарха, один из которых (александрийский) тоже носил титул Папа. Запад был завоёван варварами-германцами, которые исповедовали древнюю арианскую ересь, в то время как латиноязычное население Италии придерживалось ортодоксии. В условиях завоевания Папа стал главной объединительной фигурой для коренного населения и западная церковь с самого начала была более сплоченной и консервативной. На востоке же бушевал плюрализм, расцветали ереси, которые приобретали в том числе и политическую окраску, например неэллинизированное население восточных и южных областей Византии полюбило монофизитство, которое стало в том числе знаменем местного сепаратизма. Это кстати помогло арабам очень быстро завоевать половину Восточной империи – жители Египта, Сирии и Палестины не горели желанием защищать чуждую им и культурно и религиозно страну.

В середине 6 века Юстиниан отвоевал Италию у варваров и Папа стал напрямую подчиняться императору (как и патриарх Константинополя). Но Византия долго не могла контролировать Италию - папские владения снова стали теснить ариане-лангобарды. Спасение для римской церкви пришло с запада: В 754 году Папа Стефан заключил соглашение с королём Франков Пипином Коротким (франки традиционно были ортодоксами), по которому Пипин обязывался защищать Папские земли от лангобардов а Папа произвел обряд миропомазания Пипина и его сына Карла (будущий Карл Великий) . Лангобарды были разгромлены, Папа вернул свои земли и стал полностью независим от Византии.

После этого почувствовавшее силу папство стало требовать большего уважения и признания своего верховенства в религиозных вопросах. Противоречия накапливались, константинопольская и римская кафедры обвиняли друг друга в отступлении от истинной веры, захвату «чужой канонической территории» и т.д. Уже через сто лет произошел первый церковный раскол («Фотиева схизма»), а ещё через двести лет раскол второй и окончательный. Раскол этот сначала не осознавался как абсолютный и две церкви стали уже восприниматься как разные только в начале 13 века после 4 крестового похода и завоевания крестоносцами Константинополя.

Раскол христианской церкви (1054)

Раскол христианской церкви в 1054 году , также Великий раскол - церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную - на Востоке с центром в Константинополе .

ИСТОРИЯ РАСКОЛА

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 , однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария , при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары , приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба , и топтал их ногами

[ [ http://www.newadvent.org/cathen/10273a.htm Михаил Кируларий (англ.) ] ].

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви . В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов . Раскол не преодолён до сих пор , хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты .

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

Раскол имел множество причин:

обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами , имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения

(латынь в западной церкви и греческий в восточной).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ

Отлучительная грамота была вручёна 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом .

Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви :

ВОСПРИЯТИЕ РАСКОЛА на Руси

Покинув Константинополь , папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев , где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством .

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной . Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике , то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера .

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем , принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича ) к авторитету папы св. Григория VII . В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав , законный князь, вынужден был бежать за границу Польшу и потом в Германию ) , откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» - к императору (Генриху IV ) и к папе .

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк -Петр , имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра» . Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси . В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077 ).

Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью .

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III ), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси . Иоанн , будучи по происхождению греком , ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян» , составленное на Руси , хотя и не русским автором ). Однако преемник Иоанн а , митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;

в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых» . Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169 . В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский - с 1228 ), на землях, подвластных русским князьям , с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине ).

В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков ) многочисленные смешанные браки . Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.

СНЯТИЕ ВЗАИМНЫХ АНАФЕМ

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором , главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI , в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация

[ [ http://www.krotov.info/acts/20/1960/19651207.html Декларация о снятии анафем ] ].

Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных «ex cathedra « (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан ), а также ряд других постановлений догматического характера.

Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата .

А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение , совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви .

Литература

[http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9 ],

[http://www.agnuz.info/book.php?id=383&url=page01.htm Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период ] .

См. также в других словарях:

св. мученица, пострадала около 304 г. в Понте . Правитель области, после напрасных убеждений отречься от Христа , велел у Xаритины остричь волосы, сыпать горячие уголья на голову и все тело и, наконец, осудил на растление. Но Xаритина помолилась Господу и…

1) святая мученица , пострадала при императоре Диоклетиане . По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом , но никто не смел к ней прикоснуться;

2) великомученица,…

4. Раскол великий западной церкви - (схизма ; 1378 1417) был подготовлен следующими событиями.

Долговременное пребывание пап в Авиньоне сильно подорвало нравственный и политический их престиж. Уже папа Иоанн XXII, опасаясь окончательно потерять свои владения в Италии, намеревался…

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру. Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке "Символа Веры". Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части. Предшествовали Великой Схизме менее , приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни. Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего. Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

В 325 году на Первом Никейском вселенском Соборе было осуждено арианство - учение, провозглашавшее земную, а не божественную, природу Иисуса Христа. Собор ввел в Символ веры формулу о "единосущности" (тождественности) Бога Отца и Бога Сына. В 451 году на Халкидонском соборе было осуждено монофизитство (Евтихианство), которое постулировало лишь Божественную природу (естество) Иисуса Христа и отвергало Его совершенное человечество. Так как человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества, как капля меда в океане и потеряла свое бытие.

Великий раскол христианской
церкви - 1054 год.

Исторические предпосылки Великого Раскола – это различия между западными (латино – католическими) и восточными (греко-православными) церковными и культурными традициями; имущественные претензии. Раскол делится на два этапа.
Первый этап относится к 867 году, когда проявились различия, вылившиеся во взаимные претензии между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. Основа претензий – вопросы догматизма и главенство над христианской церковью Болгарии.
Второй этап относится к 1054 году. Отношения между папством и патриархией настолько ухудшились, что были преданы взаимной анафеме римский легат Гумберт и патриарх константинопольский Кируларий. Основная причина – стремление папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, входивших в состав Византии. Так же не последнюю роль сыграли претензии константинопольского патриарха на главенство над всей христианской церковью.
Русская церковь вплоть до монголо-татарского нашествия не занимала однозначной позиции в поддержку одной из конфликтующих сторон.
Окончательный разрыв был закреплен в 1204 году завоеванием крестоносцами Константинополя.
Снятие взаимных анафем произошло в 1965 году, когда была подписана Совместная Декларация – "Жест справедливости и взаимного прощения". Декларация не имеет канонического значения, так как с католической точки зрения сохраняется первенство Римского Папы в Христианском Мире и сохраняется непогрешимость суждений Папы в вопросах нравственности и веры.

Литература.

1. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Елисеев А. История религий. «Дрофа», 1997.

3. История религий: Учеб. Для студентов выс. учеб. Заведений: в 2-х т. / Под общей редакцией проф. И.Н. Яблокова.

4. Попов В.В. Петренко С.П. Введение в историю религий / Под общ. ред О.А. Солодухина. 1993.

5. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

6. .Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990.

8. Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

9. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

10. Резник Е.В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

11. Интымакова Л.Г., Надолинская Л.Н. История религий: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Попова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

Основное течение христианства, противостоявшее в IV -VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято считать, что этот раскол был предопределен распадом Римской империи в 395 г. на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, дельнейшие исторические судьбы которых были различны. Первая из них через несколько десятилетий пала под ударами «варваров», а на ее бывшей территории в ранее средневековье возникли феодальные государства Западной Европы. Восточная Римская империя, которую историки обычно называют Византией, просуществовала до середины XV в. Здесь аналогично развивается феодализм, но он значительно отличается от феодализма запад­ноевропейского. Совершенно по-разному на Западе и Востоке складывались отношения церкви и государства. На Западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, необычайно вырос авторитет главы западно-христианской церкви - римского папы. В средние века в условиях феодальной раздробленности папы стремились поставить свою власть выше власти светских правителей, и не раз оказывались победителями в конфликтах с ними. На Востоке же где долгое время сохранялось единое государство и сильная власть импера­тора, патриархи церквей (здесь их было несколько – Константинопольская, Александрийская Антиохийская, Иерусалимская и др.) получить такой независимости, естественно, не могли и находились по существу под опекой императоров. Сыграла свою роль в разделении церквей и определенная культурная разобщенность Западной Европы и Византии. Пока существовала единая Римская империя, по всей ее территории имели примерно равное хождение латинский и греческий языки. Но в дальнёйшем на Западе в качестве языка церкви и государства утвердилась латынь, а на Востоке использовали преимущественно греческий язык.


Особенности социально-политического развития Запада и Востока, и различия в их культурных традициях - привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. Некоторые различия между ними и заметны уже в V - VI вв. Они еще более усилились в VIII - X вв. в связи с принятием на Западе некоторых новых догматов, отвергнутых восточными церквами. Решительный шаг к нарушению единства был сделан в 589 г. на Толедском церковном соборе, решения которого Восточная церковь категорически не приняла: в Символ веры, утверждённый на Никео-Константинопольском соборе в 381 г. представители западной церкви добавили учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. По латыни это учение звучит как Филиокве (Filiogue – filio – сын, gue – предлог «и», поставленный слитно после слова «сын»). Формально нововведение было сделано для противопоставления учению ариан, (утверждавших неравенство Бога-Сына Богу-Отцу), - дабы утвердить и подчеркнуть это равенство. Однако это добавление стало главным предметом догматического расхождения будущих самостоятельных православной и католической церквей.

Окончательный раскол произошел 16 июля в 1054 г ., когда послы римского папы Льва IX и константинопольский патриарх Михаил Керулларий прямо на службе в храме Святой Софии в Константинополе обвинили друг друга в ереси и предали анафе­ме. Только в 1965 г. эта взаимная анафема была снята. За восточной церковью утвердилось название православная (греко-православная), за западной - католическая (римско-католическая). «Православие» - это «калька» греческого слова «ортодоксия» («ортос» - верный, правильный и «докса» - мнение). Слово «католическая» означает «вселенская, всемирная». Православие получило распространение главным образом на Востоке и Юго-востоке Европы. В настоящее время оно является основной религией в таких странах, как: Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, Сербия, Греция, Румыния и некоторых других. Католицизм же долгое время (до XVI в.) был ре­лигией всей Западной Европы В более позднюю эпоху он сохранил свою по­зицию в Италии, Испании, Франции, Польше и ряде других европейских стран. Католицизм имеет своих последователей также в Латинской Америке и иных странах мира.

Отличительные особенности вероучения культа православия и католицизма. Несмотря на то, что в течение многих веков православная и католическая церкви вели острую полемику по многим догматическим вопросам, обвиняя друг друга в ереси, следует все же отметить, что сохранились сходства как в культовой практике, так и в элементах вероучения. Так, и православие, и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание - это Библия. Священное Предание, как считается, содержит те положения христианского учения, которые апостолы передали своим ученикам лишь в устной форме. Поэтому в течение нескольких столетий они сохранялись в церкви как устное предание и только позднее были зафиксированы в трудах Отцов церкви – видных христианских писателей II – V вв. В отношении к Священному Преданию между православными и католиками имеются существенные различия: православие признаёт решения только семи Вселенских соборов, а католики – двадцати одного собора, решения которых не признавались ортодоксами и были названы «вселенскими» католической церковью. Еще до официального разделения церквей в 1054 г. между восточной и западной ветвями христианства накопились суще­ственные различия. Они продолжали нарастать и после того, как возникли две самостоятельные христианские церкви. Если вы бывали в православном и католическом храмах, то не могли не обратить внимание на разницу в богослужениях, архитектуре и внутреннем их устройстве. В католическом костеле (слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша - наиболее близкая к России католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно называть костелом. К храмам Запад­ной Европы этот термин обычно не применяется) нет иконостаса, который отделяет алтарь от той час­ти храма, где находятся верующие, зато, как правило, множе­ство скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человечес­кие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сло­женными тремя и т.д.

Но все это - как бы внешняя сторона, отражение более глубоких разногласий и споров. Рассмотрим самые главные от­личительные черты католической догматики, устройства церк­ви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть дистанцию между двумя вет­вями христианства. Вопрос о том, как молиться, креститься, сидеть или стоять в храме, более серьезные догматические спо­ры не должны становиться поводом для вражды между людь­ми. 11росто желательно знать и понимать особенности разных вероисповеданий, что поможет нам взаимно уважать право каждого народа и отдельного человека следовать вере своих отцов.

Начнем с самого термина католический.В переводе с гре­ческого он означает всеобщий, вселенский. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и во­сточную, подчеркивая ее всемирный характер. Но исторически это название позже закрепилось за западной ветвью христианства. В течение всей своей истории западная римская католи­ческая церковь действительно стремилась стать выразительни­цей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое гос­подство.

С главным догматическим различием вы уже знакомы: это представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве). Проблема осложнилась тем, что в христианской бого­словской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение, которое впол­не логично считали непостижимым для человеческого ума. Кро­ме того, греческий глагол «исходить», использованный в Сим­воле веры, был переведен на латинский язык как ргосеdо (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответ­ствовало значению греческого слова.

Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие иные догматические разно­чтения.

Важный специфический догмат католичества - учение о «сверхдолжных делах» (так называемый догмат о «запасе добрых дел»). Согласно этому положению, за дол­гое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святы­ми. Римский папа и церковь распоряжаются этим богатством на Земле и могут распределять его среди тех верующих, ко­торые в нем нуждаются - считали католические богословы. Как правило, в этом «излишке» более других заинтересованы грешники, стремящиеся к искуплению своих грехов. В като­личестве, как и православии, священник может после исповеди и покаяния отпускать грехи прихожанам данной ему от Бога духовной властью. Но это еще не полное прощение, так как оно не гарантирует избавления грешника от возможного возмездия за грех на земле и «на том свете» сразу после смерти. Поэтому из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачи индульгенций (с лат. indulgentia милость, прощение), т.е. специальных папских грамот, свидетельствующих о пол­ном отпущении как совершенных, так и несовершенных гре­хов за счет «перечисления на ваш счет» части «излишка». Сначала индульгенции выдавали за какие-либо церковные зас­луги кающегося, но идея была доведена до логического кон­ца, когда церковь стала просто продавать эти бумаги за деньги. Такая торговля несравненно обогатила церковь, но вызывала бурную критику многих современников - ведь безнравствен­ность в подобной практике, действительно, очевидна. Именно протест против продажи индульгенций был главным толч­ком к реформации и началу протестантизма в XVI в.

Критика и прямые насмешки заставили папу пересмотреть эту позорную практику: с 1547 года торговля индульгенция­ми была категорически запрещена. За определенные цер­ковные заслуги (либо к праздникам) индульгенции могут выдаваться и сейчас, но уже не столько отдельным лицам, сколько целым церковным общинам. Католическая церковь имеет своеобразное учение о рае и аде. На Феррарско-Флорентийском соборе в 1439 году был принят догмат о том, что после смерти грешник попадает в так называемое чистилище (догмат л чистилище), где временно пребывает в муках, очищаясь огнем (впервые о чистилище заговорил папа Григорий Великий (VI в) - один из создателей чина литургии. Впоследствии он отсюда может попасть в рай. Если вы знакомы с произведением Данте Алигьери (Божественная комедия» Данте Алигьери включает 3 части: «Ад», «Чистилище», «Рай»), то знаете, что ад, в представлении католиков, состоит из девяти концентрических кругов, в которые попадают грешники в за­висимости от тяжести совершенного ими в жизни. Такого учения не было ни в Новом Завете, ни в учении раннего христианства. Католическая церковь утверждала, что во время пребывания умершего в чистилище родственники могут, усер­дно молясь или жертвуя деньги церкви, «выкупить» его и со­кратить тем самым муки близкого человека (согласно теории «сверхдолжных дел»). В православной церкви такого деталь­ного представления о переходе в загробную жизни нет, хотя тоже принято молиться за усопших и поминать их на третий, девятый и сороковой день после смерти. Эти молитвы и вызывали непонимание католических богословов, ведь если после смерти душа попадает прямо к Богу, то в чем состоит смысл эти молитв?

В католичестве особую роль играет культ Богородицы - Девы Марии. В 1864 г. был принят догмат, гласящий, что она, как и Христос, зачата непорочно (догмат о непорочном зачатии Девы Марии), «от Духа Святого». Сравнительно недавно, в 1950 г., добавлен еще и догмат о том, что Богородица «душой и телом вознеслась на небо». Таким об­разом, в этом она как бы полностью уравнена католиками с ее божественным сыном - Иисусом. Культы Богоматери (по-итальянски Мадонны) и Христа в западном христианстве уравнены, а на практике Дева Мария почитается даже боль­ше. Восточная церковь тоже горячо и трогательно почитает Матерь Божию, но православные богословы считают, что если признать ее во всем равной Христу, последний не может быть по отношению к ней Спасителем.

Католическая церковь, как и православная, почитает культ святых. Каждый день католическая церковь отмечает память нескольких святых. Некоторые из них - общие для всех хри­стиан, а некоторые - сугубо католические. По поводу призна­ния святыми тех или иных деятелей существуют разногласия. Например, император Константин Великий (IV век), сделав­ший христианство государственной религией Римской империи, не причислен католиками (в отличие от православных) к лику святых, хотя считается образцом христианского правителя.

Причисление к лику святых происходит в католичестве, как и в православии, через канонизацию, которая осуществляется, как правило, через много лет после смерти святого. В этом воп­росе большую ролъ играет мнение римского папы. Кроме кано­низации у католиков принята так называемая беатификация (от лат. Ьеаtus - блаженный и facio - делаю) - предвари­тельная канонизация. Ее единолично осуществляет папа.

Православие и католицизм строго следует принципу «спасающей силы церкви». В этих ветвях христианства (в отличие от протестантизма) считается, что без церкви спасения нет, так как эта спасающая сила передаётся через Таинства – проводники благодати (кроме церкви Таинства больше нигде совершаться не могут).Восточная и Западная церкви признают 7 Таинств, но в их отправлении существуют и различия:

1. Таинство Крещения – освобождает человека от первородного греха и от воздействия падших духов (бесов, демонов). Крещениесовершается у католиков троекратным обливанием водой головы крещаемого, а не троекратным погружением в воду, как в православии (существующая сейчас в некоторых православных храмах практи­ка крестить взрослых без погружения в принципе неверна. Обычно она связана с элементарным отсутствием требуемых условий - помещения, большой купели). Крестить можно как младенцев, так и взрослых. В первом случае всю ответственность за христиан­ское воспитание детей по достижении ими сознательного воз­раста берут на себя родители. Взрослый же накануне крещения обязан пройти подготовительный период -катехизацию (изу­чение основ веры) и подтвердить свою готовность стать хрис­тианином. В некоторых случаях крещение можно совершить без священника, силами воцерковленных мирян.

2. Таинство миропомазания (в результате которого человек получает благодать Святого Духа для укрепления духовных сил) в католичестве называет­ся конфирмацией, что буквально означает «утверждение», «укрепление». Оно не совер­шается над младенцами (в православии такая практика существует), а только по до­стижении человеком созна­тельного возраста и одно­кратно.

3. Таинство исповеди, покаяние и отпущение грехов происходит, согласно веро­учению католиков и православных, перед Богом и от лица Бога Священнослужитель выступает в данном случае толь­ко как свидетель и «передающая инстанция» Божьей воли. В католичестве, как и в православии, должна строго соблю­даться тайна исповеди.

4. Причастие Евхаристию все христиане считают установленной самим Иисусом на Тайной Вечери. Для католика и православного верующего это Таинство - непреложное и главное осно­вание всей церковной жизни Причащение у мирян обычно осуществлялось в Западной церкви только хлебом (а не хлебом и вином, как в православии). Причащаться же вином имели право только священники (миряне – по особому разрешению папы). Сейчас это ограничение ослаблено, а вопрос отдан на усмотре­ние местных церковных иерархов. Для причащения католика­ми используется пресный хлеб (облатка), а православными - кислый (просфора). Также как и конфирмация, первое причастие соверша­ется над детьми, достигшими сознательного возраста (обычно около 7-10 лет; у православных сразу после крещения младенца). Оно становится большим семейным празд­ником и памятным днем У католиков принято причащаться часто, почти ежедневно, поэтому требуемый по древним правилам пост накануне этого таинства сведен к минимуму. Таинство Причастия совершается у католиков на мессе, у православных на литургии, - главных церковных службах.

5. Таинство брака освящает союз мужчины и женщины Божьей благодатью и придаёт силы преодолевать трудности на жизненном пути. З аключенный в католической церкви церковный брак теоретически является нерасторжимым, поэтому разводы в католических странах сильно затруднены, а повторное венча­ние вообще невозможно. Католическая церковь признает вен­чание, совершенное в церквях других христианских конфессий, брак с иноверцами и неверующими (оговаривая некоторые условия) Семья и интересы детей особо охраняются католи­ческой церковью. В католических странах под строгим церков­ным запретом находятся аборты. В православии церковный брак расторгается при наличии серьёзных причин: грех прелюбодеяния (измена) одного из супругов, психические заболевания, сокрытие принадлежности к альтернативной ортодоксии вере.

6. Таинство Елеосвящения (Соборование) – благодать избавления от физических и душевных болезней и прощения забытых и неисповеданных грехов. В католицизме это таинство совершается единожды как предсмертный обряд.

7. Таинство священства. Так же как и в православии, в католичестве три степени священства: низшая степень - дияконы (помощники), средняя степень - собственно священство (пресвитеры) и епископы – высшая степень. Посвящение в любую из этих степеней происходит че­рез обряд рукоположения. У католиков существует правило «невыхода из духовного звания» Священники в католической церкви при­нимают обет безбрачия (целибат духовенства), чем прибли­жаются по положению к монахам. Всё духовенство независимо от степени священства делится на белое (обычное) и чёрное (монашество), при этом в сан епископа посвящаются только представители чёрного духовенства.



Рак