Культура западной европы и сша xx века. Культура западной европы и сша xx века Мировая культура 19 20 века

тему: « Европейская культура XIX – XX веков » Выполнила студентка 1 курса группы Скд-415/1 Пикалова Кристина Рвботу проверил преподаватель: Битюкова Людмила Григорьевна Воронеж 2016 Романтизм, Реализм. В культуре Нового времени 19 век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура 19 столетия базируется на тех же мировоззренческих основаниях, что и культура нового времени. Это...

2644 Слова | 11 Стр.

  • Реферат: культура Белоруссии и России 19-20 века

    Реферат: Культура Белоруссии и России 19 -20 века | | | | Содержание 1. Введение 2. Материальная и духовная культура 3. Школьная реформа 4. Профессиональное обучение 5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения 6. Книжная и периодическая печать 7. Искусство и архитектура * Развитие белоруской литературы * Становление национального профессионального театра, музыкальная жизнь * Изобразительное искусство * Архитектура 8. Заключение 9. Литература...

    13632 Слова | 55 Стр.

  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры , но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные...

    4049 Слова | 17 Стр.

  • Русская культура 19 века

    Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Русская культура 19 века .......................................................................... 5 1.1. Художественная культура первой половины 19 века ............... 7 1.2. Художественная культура второй половины 19 века ……….. 11 Заключение………………………………………………………………… 15 Список литературы………………………………………………………... 16 Введение К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные политические преобразования...

    3115 Слова | 13 Стр.

  • Искусство России 20 века

    Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века . Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошел всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль 20 века . Часть процессов, существенно важных для истории искусства нашего столетия, берет свое начало еще в прошлом веке . Часть - возникает позже, в ходе развития искусства современной эпохи. Главное же заключается в том, ...

    8493 Слова | 34 Стр.

  • Русская философия 19-20 веков

    11 вариант Тема: Русская философия 19 -20 веков . План: Введение. 1. Особенности русской философии 2. Дискуссии западников и славянофилов 3. Концепция всеединства в русской философии 19 -20 веков Заключение. Список используемой литературы. Введение. Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры . Русская философия обращается к тем же проблемам, что...

    3198 Слова | 13 Стр.

  • Русская культура 19 век

    «Золотой век русской культуры в начале 19 века » Выполнила: Щербинина Наталья Сергеевна студентка БУ СПО ХМАО-ЮГРЫ «Югорский художественный техникум» Руководитель: Коскина Любовь Игоревна 2013 План 1. Введение. Особенности «Золотого века » классического...

    2854 Слова | 12 Стр.

  • Музыкальная культура России 19 -20вв.

    РЕФЕРАТ Музыкальная культура России 19 - начала 20 веков План: Введение 1. Песенная культура России в 19 веке 2. Русская композиторская школа 2.1 Михаил Иванович Глинка 2.2 Александр Сергеевич Даргомыжский 2.3«Могучая кучка» 2.4 Петр Ильич Чайковский 3. Русская музыкальная культура начала 20в. Заключение Список литературы Введение Россия в 19в. сделала огромный скачок в развитии культуры , внесла неоценимый вклад в мировую культуру . Это было предопределено рядом причин. Културный...

    2934 Слова | 12 Стр.

  • abkbcjabz 19-20 dd

    1.1Истоки русской философии 3 1.2 Особенности русской философии XIX-ХХ веков . 6 Глава 2. Русский космизм 13 2.1 Русский космизм. 13 Заключение. 18 Список литературы 19 Введение Русская Культура , важнейшей составляющей которой является русская философия, которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии. Русская культура – явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего...

    3654 Слова | 15 Стр.

  • 19 век

    Тема 17.Русская культура в первой половине 19 века План 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века страница № 3 2.Развитие просвящения, образования и науки страница № 4 3.Русская литература и театр в первой половине 19 века страница № 6 4.Изобразительное искусство, архитектура и музыка страница № 7 5.Список литературы страница № 10 1.Особенности и основные тенденции развития культуры России в первой половине 19 века Начало 19 века - время культурного...

    2573 Слова | 11 Стр.

  • Самосознание европейской культуры XIX века

    Введение ………………………………………………………. …3 1. Европейская культура 19 века ……………………………………..4-5 2. Отличительные черты индустриальной цивилизации……………6-8 3. Наука и техника ……………………………………………………….9-11 4. Политическая культура ………………………………………………12-13 5. Мораль и религия………………………………………………………..14-15 6. Архитектура и музыка Европы 19 века ……………………………………16 1.1.Архитектура……………………………………………………………16-19 1.2.Музыка…………………………………………………………………..20 -23 Список использованной литературы…………………………………………24 ...

    4097 Слова | 17 Стр.

  • развитие культуры искусства в Европе

    Содержание: 1.Введение……………………………………………………………………………..3 2.Культура Западной Европы с конца 19 века до первой мировой войны........................................................................4 3.Архитектура Западной Европы…………………………….………….8 4.Живопись Западной Европы...............................................11 5.Скульптура Западной Европы…………………………………...…...13 6.Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве.14 7.Неореализм в изобразительном искусстве………….…….…16 8.Заключение……………………………………………………………...

    2986 Слова | 12 Стр.

  • Благотворители и культура в конце 19 начала 20 века

    русской культуры конца XIX-начала XX века » Выполнил: Студент(ка) 1 курса Экономического факультета Группы – 4102 ФИО: Крючкова Ирина Владимировна Проверил: Д.Н.Н.профессор Эрлих В.А. г. Новосибирск 2016 г. Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465624929 \h 31Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей PAGEREF _Toc465624930 \h 52Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. PAGEREF _Toc465624931 \h 83Развитие культуры Росси конца 19 века PAGEREF...

    3437 Слова | 14 Стр.

  • Русская философия 19 века

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы понять особенности русской философии, нужно заглянуть в историю развития философской мысли в России. Данная работа помогает рассмотреть главные вопросы периода развития русской философии. Она разделена на четыре раздела: ...

    7220 Слова | 29 Стр.

  • Культура 2 половины 19 века

    Культура второй половины XIX века План Введение 2 Образование во второй половине XIX века 4 Развитие науки во второй половине XIX века 9 Книгопечатание и музейное дело во 2 половине XIX века 18 Живопись и архитектура второй половины XIX века 22 Музыка 28 Театр 33 Заключение 37 Список литературы 39 Введение Термин «культура » происходит от латинского слова «cultura», означающего возделывание, обрабатывание. В широком смысле под культурой подразумевается все, что создано физическим и умственным...

    8824 Слова | 36 Стр.

  • Teopия культуры

    политики и культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ Н.О. Воскресенская Оглавление Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные религии Лекция 2. Первобытная культура . Культура цивилизаций Древности Лекция 3. Мировая культура в эпоху Средневековья Лекция 4. Мировая культура в эпоху Нового и Новейшего времени Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет культурологии. Культурологические концепции. Мировые и национальные...

    17398 Слова | 70 Стр.

  • Русская философия хiх века

    в период 19 века 2. Философские учения западников и славянофилов. 3. Историософия П.Я. Чаадаева. Человек как феномен общественной жизни 4. Сущность идеи богочеловечества Заключение Список использованной литературы Введение Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры . Чтобы...

    4389 Слова | 18 Стр.

  • 8 20 D0 BA D0 BB D0 B0 D1 81 D1 81 20 D0 BA D0 BE D1 80 D1 80 D0 B5 D0 BA D1 86 D0 B8 D0 BE D0 BD D0 BD D1 8B D0 B9 202012 1

    России в XIX веке (36 часов), а также модуль «Обществознание», рассчитанный на 10 часов. Данная программа по истории России для 8 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Составлена на основе примерной программы, разработанной с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс «История России XIX века » является логическим завершением курса «Истории России с древнейших времён до конца XVIII века » и охватывает...

    2838 Слова | 12 Стр.

  • Мировая художественная культура

    | |«____»___________ 2013 г. |«____»_____________ 2013 г. | Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировой художественной культуры » Специальность: 031001.65 «Филология» Специализация: «Русский язык и литература» Квалификация (степень) выпускника: специалист Год обучения: 5 Форма обучения: очная Калининград 2013 Лист согласования Составитель:...

    16479 Слова | 66 Стр.

  • Культура литература

    Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11-3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания. Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими...

    2502 Слова | 11 Стр.

  • Культура России в первой половине 19 века

    Культура России в первой половине 19 века Культура России в первой половине 19 века - значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный. Зарождения развития <<золотого века >> Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью...

    800 Слова | 4 Стр.

  • Культура 20-21 веков

    Государственное автономное, образовательное учреждение среднего профессионального образования РБ Бирский медико-фармацевтический колледж. Культура XX-XХI веков . Выполнила:111 фарм. Б группы Кугубаева Т.А. Проверил: преподаватель истории Позолотин И.В. Бирск 2013 Содержание. Введение………………………………………………………………………..3 Культура первой половины XX в…………………………………………….4 Основные тенденции в развитии искусства и литературы первой половины XX в…………………………………………………………….4 Новые художественные...

    6048 Слова | 25 Стр.

  • Серебряный век

    Общая характеристика русской поэзии «Серебряного века ». «Серебряный век » русской поэзии - это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века . Оно дано было по аналогии с золотым веком - так называли начало XIX века , пушкинское время. О русской поэзии “серебряного века ” существует обширная литература - о ней очень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т.ч. такие крупные ученые, как В. М. Жирмунский, В. Орлов, Л. К. Долгополов, продолжают...

    4814 Слова | 20 Стр.

  • Золотой век в русской культуре

    Золотой век русской культуры . 3. Духовность русской литературы. 4. Заключение. 5. Список литературы. Введение В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это время небывалого взлета русской культуры , время, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры . В XIXв...

    1792 Слова | 8 Стр.

  • Серебряный век русской поэзии

    Введение Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Развитие культуры

    Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века ( скачать реферат в архиве) Файл 1 Российская коллекция рефератов (с) 1996. Данная работа является неотъемлемой частью универсальной базы знаний, созданной Сервером российского студенчества - http://www.students.ru . Содержание 1. Введение 2. Литература 3. Театр 4. Кино 5. Русское искусство конца 19 - начала 20 веков А) Скульптура Б) Архитектура 6. музыка 7. заключение 8. литература 9. рисунки...

    11296 Слова | 46 Стр.

  • Реферат.Живопись России 19 века.

    1.Русская живопись в начале XIX века ..…………………………………………...3 1.1Романтизм в изобразительном искусстве ……………………………………….7 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского..…………………………12 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова ………………………………………..16 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова ……………………………….20 Заключение …………………………………………………………………………22 Литература ………………………………………………………………………….23 Введение Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма...

    4131 Слова | 17 Стр.

  • второй половине 19 -начале 20 века » Новосибирск 2013 Введение. Поход Ермака в сибирь был продолжением в освоении новых земель. Вслед за ним в Сибирь двинулись крестьяне, промышленники-земледельцы, служивые люди. В борьбе с суровой природой, они отвоевывали у тайги землю, основывала поселения и закладывали свою культуру . Статья Е.В. Дегальцевой показывает быт, нравы и культурные традиции населения Сибири в середине 19 - начале 20 веков . Задеты такие...

    1897 Слова | 8 Стр.

  • Русская философия XIX-ХХ веков

    XIX-ХХ веков Русская культура –явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. 2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. 3) Формирование нашей культуры происходило...

    4755 Слова | 20 Стр.

  • Культура

    Темы для подготовки сообщения на зачете по культурологии 1. «Культура »: многообразие философских и научных подходов. 2. Понятия «культура » и «цивилизация» в истории философского анализа культуры . 3. Науки о культуре . Культура как предмет междисциплинарного исследования. 4. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли. 5. Содержание и механизм коммуникативной функции культуры . Язык как средство коммуникации. 6. Культурные нормы в жизни общества. Проблема соблюдения и...

    934 Слова | 4 Стр.

  • Культура XIX века

    Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло к соответствующим преобразованиям в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Если связать творчество с общественно-политической борьбой того времени, то видно, что стремление художников к созданию соответствующих тем и образов является...

    1406 Слова | 6 Стр.

  • Русская философия 19-20в. Краткая аннотация модуля

    ТЕРЕШКО М.Н. Русская философия 19 -20в. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ Всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии. Особого рассмотрения заслуживает такой период в развитии русской философии, который начинается со второй четверти Х1Х начало ХХ веков . Это и наиболее своеобразная, и, одновременно, наиболее связанная с западноевропейской, форма философии. В первом параграфе лекции – «Западничество и славянофильство...

    3412 Слова | 14 Стр.

  • Русская музыкальная культура 19 века и ее мировое значение

    экономики и сервиса Кафедра Туризма и гостеприимства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Мировая культура и искусство» на тему: Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение выполнила: студентка гр. СД-21 Михайлова И.В. проверила: к.и.н., доцент Котова Т.П. Уфа 2010 Содержание Введение Исторический фон Развитие песенной культуры России в XIX веке Русская композиторская школа · Михаил Иванович Глинка · Александр Сергеевич Даргомыжский · «Могучая...

    5527 Слова | 23 Стр.

  • Головные уборы 20-х годов XX века

    (ТГУ) Институт искусств и культуры Кафедра дизайн костюма КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «История костюма» на тему «Головные уборы 20 -х годов XX века » Выполнил студент группы №1606 Давыденко А.А. Проверил ст. преподаватель Пономарёва Т.А. Томск 2013г. Содержание Введение………………………………………………………………………………. 3 стр. 1. Общая характеристика исторического периода………………………………….4 стр. 2. Эстетический идеал - образ женщины 20 -х годов XX века ……………………..5 стр. 3. Женские...

    2178 Слова | 9 Стр.

  • Изобразительное искусство 19 века

    Содержание I Русская живопись в начале XIX века Введение………………………………………………………………..…..2 1.1Романтизм в изобразительном искусстве………………………….….3 1.2.Пейзаж в творчестве С.Щедрина, И.Айвазовского…………………..6 1.3.Творчество К.П Брюллова, А.Иванова………………………………..9 1.4.Бытовой жанр в произведениях П.А Федотова……………………..11 Заключение…………………………………………………………………13 Литература………………………………………………………………….14 Приложения. Введение. Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший...

    3143 Слова | 13 Стр.

  • Повседневная культура Европы 19 века

    Баумана Калужский филиал Реферат по культурологии на тему: «Повседневная культура Европы в XIX веке » Выполнил: Трубка Р.А., студент гр. ИТД.Б-12. Проверил: Жукова Е.Н., к.ф.н., доцент Калуга, 2011 г. В XIX столетии жизнь обитателей Европы начала меняться очень быстро. В начале прошлого века европейцы оглядывались на времена столетней давности как на совершенно другую, бесконечно...

    5840 Слова | 24 Стр.

  • Основные направления философии 20 века

    Министерство путей сообщения Российской Федерации САМАРСКАЯ ГОССУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Философии и истории наук» Контрольная работа №1 по курсу «Философия» Тема: «Основные направления философии 20 века » Выполнил: Смирнов С.В. Шифр: 2005-ЭТ 6285 ...

  • по предмету: «Культурология»

    Мировая к ультура XX век а


    1. Характеристика эпохи

    2. Авангардизм

    4. Влияние технического прогресса на общество

    5. Духовная жизнь человека ХХ века

    6. Модернизм и постмодернизм

    7. Русская икона XX века

    8. Авангардное искусство

    Заключение

    Список использованных источников


    1. Характеристика эпохи

    В истории культуры не было такой эпохи, которая бы в такой мере, как XX век, задела и взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто противоречащих друг другу. Новизна идей, с которыми XX век стремительно ворвался в мировую культуру, поистине ошеломляюща. Они требуют вдумчивого и систематического анализа, к ним будут обращаться вновь и вновь будущие поколения.

    По сути, XX в. начался по мере осознания того, что «умерли все боги, остался человек» наедине со своим могуществом и своим все еще несовершенством. С одной стороны, потеря мудрого распорядителя всей земной жизни и великого Художника, которым является Бог, вызвала невиданный оптимизм и творческую энергию, с другой, - пугала человека открывшейся пустотой и той невиданной ответственностью, которую он ощутил. Отсюда оптимизм и пессимизм, надежда и отчаяние... Все до крайности обострено и противоречиво, антагонистично и стремительно. Социальное время в XX в. становится до предела плотным и насыщенным событиями, которые человек нередко не успевает даже осмыслить и пережить.

    Изменение картины мира было также связано с открытием в физике теории относительности. Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны. Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев и всего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последних столетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвела революцию в сердцах, а затем и в самом обществе.

    Сомнение нарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, рост городов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжении всего столетия обрести мира и покоя внутри себя. Свобода, которую он провозгласил своим идолом, не сделала его счастливым. С позиций логического рационализма и абстрактного гуманизма осуществлялась и по-прежнему осуществляется критика подлинно духовных традиций, которые не смогли заменить никакие модные теории нового постиндустриального общества.

    Импрессионизм и натурализм конца XIX в. из «абсолютно нового искусства» перешли в XX в. в разряд «классического». На абсолютную новизну стало претендовать искусство авангарда с его многочисленными школами времен Первой мировой войны. Экспрессионисты (экспрессионизм означает «выражение») подчеркивают, что ничего общего не имеют с импрессионистами, пытаясь средствами своего искусства выразить отношение к происходящему. Футуристы перестраивают мир, соединяя его первоэлементы по своему усмотрению, «как угодно», освобождаясь от бремени логики и рассудка.

    По-своему ставит и решает задачи нового времени русский авангард. Благодаря живописным произведениям К. Малевича и В. Кандинского супрематизм и абстракционизм стали заметным явлением не только русской, но и мировой художественной культуры, открывая новый этап в ее развитии. С помощью нового художественного языка русским художникам удалось создать иную, доселе невиданную новую художественную реальность, для восприятия которой требовалась определенная подготовка и знание ее «законов».

    Роль теоретиков нового искусства взяли на себя сами художники. Так, в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский пишет об особенностях языка абстрактного искусства: в качестве средств они могут использовать круг, квадрат и треугольник. «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собствеенное искусство, которое не может быть повторено».

    Отказ от миметического (т.е. подражания искусства природе, как это делали древние), стремление сконструировать абсолютно новую «духовную реальность», которая, в свою очередь, помогала бы переустроить социальный мир все это привлекало художников начала XX в. Сама духовность все более принимала определенные материальные конфигурации. Так, например, в представлении В. Кандинского даже сама духовная жизнь выглядела как «большой остроконечный треугольник, разделенный на неравные части». При этом самой острой и самой меньшей своей частью треугольник направлен вверх, а на самой его вершине находится только один человек. С одной стороны, - он радостен, с другой, - печален, поскольку даже те, кто к нему приближаются, его не понимают. Таким был Бетховен, по мнению В. Кандинского, таким были другие гении в искусстве. «Когда потрясены религия, наука и нравственность (последняя сильной рукой Ницше) и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя», так точно характеризует В. Кандинский время, современником которого он является (

    Однако внутренние, глубинные основания творчества представляются автору строк мистическими образами, и они плохо осознаваемы и выражены посредством слова, в изобразительном искусстве с помощью точки, линии, цвета или в музыке. Вербальное творчество (литература, поэзия) столь же подвержены деструкции, как и целостный образ - Лик в живописи. Все эти эстетические трансформации являются свидетельством процессов, происходящих в XX в. и с человеком, и с социумом, в котором он живет.

    Упреки в адрес художников-модернистов в том, что они якобы «не умеют рисовать», часто оказывались несправедливыми. Известно, что многие из представителей отечественного и зарубежного авангарда и модернизма в своих ранних работах подражали мастерам классической живописи - Рембрандту, Д. Веласкесу, Эль Греко и др., усвоив их творческую манеру, однако они решили не останавливаться на достигнутом. К числу этих художников принадлежат, например, К. Малевич и П. Пикассо, которые также сумели отразить в своем творчестве «дух» своего времени и прежде всего разрушение целостности мира и человека, а также эксперименты в области новых возможностей языка изобразительного искусства.

    Появление в XX в. мифов о «смерти искусства» свидетельствовало о завершении классического века культуры, включая искусство, природа которого заметно трансформировалась. Художники оказались перед необходимостью решать новые задачи, поставленные не только особенностями новой художественной практики, но и существенно изменившейся социальной действительностью, на которую во многом повлияла русская революция.

    2. Авангардизм

    Однако долгое время в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметно изменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражания античность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма в целом, уже не признавал классических канонов, освобождаясь от их зависимости и провозглашая полную свободу творчества. Новое искусство не стремилось отражать реальность и человека, оно создавало новую реальность, конструируя ее по своему усмотрению. Все больший интерес для художника представляет не внешний мир, а внутренний мир собственных переживаний. Целью искусства становится самореализация художника, в какой бы форме она не проявлялась. Внимание зрителей начинает привлекать не только результат труда художника - произведение искусства, но и сам творческий процесс его создания от замысла до воплощения. Приоткрывалась святая святых - тайна творчества, стремление постичь которую с помощью логики и рассудка становится не всегда возможным. Рационализм все больше начинает уступать дорогу иррационализму, отдающему предпочтение чувствам и интуиции перед разумом в постижении истины.

    3. Характерные особенности искусства XX века

    Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснить необъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественных течений. Философия была близка искусству и раньше. Она начиналась с афоризмов Конфуция, античных поэм Парменида и Лукреция, диалогов Платона, писем Эпикура и Сенеки. Органическая связь философии и искусства не прерывалась и в последующие века. Достаточно вспомнить Августина, Данте, Вольтера, Гете, а так же Ф. Достоевского, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Розанова и др., которые выражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствами искусства ярко и образно.

    Одним из наследников такой традиции явился французский экзистенциализм: его авторы были в то же время известными писателями, драматургами и публицистами - Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Кафка и др. Камю как-то заметил: «Если хочешь быть философом - пиши романы». Именно благодаря романам и пьесам экзистенциалистов их идеи получили широкое распространение среди читающей публики, войдя в массовое («пантрагическое») сознание XX в. Мода на экзистенциализм привела к появлению в Европе «экзистенциалистских кафе» с обязательным для них черным потолком, чтобы посетителям было легче сосредоточиться на своих внутренних переживаниях тоски, тревоги и абсурда от бессмысленности существования. Все это вызывало протест у самих экзистенциалистов, поскольку увлечение подобными внешними эффектами, по мнению А. Камю, свидетельствовало об интеллектуальном убожестве публики.

    Если попытаться охватить мысленным взором всю европейскую культуру XIX - XX веков в основных аспектах ее развития, то смысловым ядром этого развития окажется непрестанная борьба за свободу человека, за неотъемлемость его прав как личности. В системе культурных представлений прежних эпох личность была так или иначе укоренена в неком общем порядке - социальном, нравственном, человеческом, божественном; начиная же с XIX века, она (т. е. личность) начинает ощущать свою незащищенность перед враждебным ей социумом.
    Рубеж XVIII - XIX веков - переломный период в истории европейской культуры, который принято называть романтическим. В 1810-1820-е годы возникает мощное романтическое движение в литературе (Э. Т. А. Гофман. Г. Гейне в Германии, Д. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Д. Китс, В. Скотт в Англии, А. Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго во Франции и др.).
    Идеи эпохи Просвещения породили представления о том, что мировой порядок основан на идее человеческого разума. Перестав полагаться на Бога, человек стал самостоятельным участником исторического процесса, получив при этом абсолютную свободу и независимость во всем.
    Соблазн свободы исходил из Франции, свергнувшей в 1789 году феодальноабсолютистский строй и провозгласившей наступление новой эры, эры «Свободы, Равенства, Братства». Но очень скоро эти иллюзии обернулись крахом.
    Романтики пришли к горькому осознанию того, что расширение диапазона личной свободы, обретенной в ходе буржуазных переворотов, есть благо не абсолютное, а весьма и весьма относительное. Получившая свободу буржуазная плебейская стихия распоряжалась отнюдь не в согласии с принципами разума и морали, а с интересами желудка и кошелька. Интересно, что и «плоды просвещения» - расширение возможностей массового производства художественной продукции, рост ее общедоступности - несут в себе опасность подчинения искусства законам рынка. И как тут не вспомнить слова Гете о том, что « то искусство, что настилало полы древним, что строило своды-небеса христианских церквей, теперь измельчало и тратится на табакерки и браслеты». Великая Французская революция стала для европейской культуры настоящим «апокалипсисом истории» (Н. Бердяев).
    Философской почвой для романтизма становится идеализм, суть которого - духовная сфера жизни человека, поиск идеального первоначала бытия. Следует провести параллель с эпохой средневековья, где большое место занимало сверхчувственное начало. Романтизму свойственны религиозные искания, которые приобретают эстетическую окраску. Романтик ищет Бога, а находит Красоту, и наоборот. Но от Средневековья романтизм отличает, прежде всего, культ свободы, культ индивидуальности. Религиозное чувство романтиков носит личностный характер, поэтому человек в этот период исторического развития больше не нуждается в церкви, так как он уже рождается с этим чувством «тайны».
    Лозунгом романтиков могут по праву считаться слова из трактата «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола: «Я сделал тебя не земным, не небесным, я поставил тебя в центр мира, чтобы ты, свободный и смелый мастер, выбрал себе тот образ, который пожелаешь». Этот жизнетворческий пафос актуализирован романтиками. Для них творчество, творческая свобода человека эпохи Возрождения станет главной ценностью, а художники и творцы станут культурными героями эпохи.
    Для романтического сознания ценным оказывается искусство: только оно способно преобразовать мир. Не принимая действительность такой, какая она есть, романтики творят свой собственный миф. Романтики заменяют вещи символами. Их мир - это система символов. Так роза - это уже не цветок, а символ Афродиты.
    Романтическое сознание выше всего ценит неповторимость и исключительность человеческой личности. В этот период портретная живопись, стремящаяся передать мысли и чувства человека, выходит на первый план.
    Романтический идеал находится в конфликте со всем конечным. Для романтика актуальна не продолжительность жизни, а интенсивность переживаний ее. В сознании романтика постоянно присутствует конфликт между природой и цивилизацией. Природа - это, прежде всего, царство свободы. Вот почему французские художники- пейзажисты Делакруа, Жерико, Энгр и др. так любят образы бурной, мятежной природы.
    Второй ведущей художественной системой в искусстве XIX века стал реализм (критический реализм). Наиболее значительные достижения реализма - в литературе, прежде всего в прозе (Ф. Стендаль, О. Бальзак, П. Мериме во Франции, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей в Англии), в живописи (прежде всего французские художники О. Домье, Г. Курбе).
    Интересно, что романтизм начинается с формирования теории, создания термина для определения возникшего направления, реализм же, напротив, с художественного творчества. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению и т. п. Термин реализм появился тогда, когда само литературное направление уже определилось в мировой культуре. Данный термин появился в 1856-1857 годы, когда во Франции Шанфлери выпустил сборник статей под названием «Реализм», а его соратник Л. Э. Э. Дюранти вместе с критиком А. Ассеза выпустил шесть номеров журнала под тем же названием. Тогда же Жорж Санд опубликовала статью «Реализм» (1857), в которой со всей определенностью обозначилась противоположность позиций романтиков и реалистов.
    Огромную роль в развитии нового художественного метода сыграли достижения науки XIX века, что подчеркивает культурные взаимосвязи различных сфер духовной жизни европейцев. Основная задача науки в XIX веке заключалась в том, чтобы угадать объективный ход человеческой истории. В особо влиятельной в середине века философии позитивизма Огюста Конта и его последователей содержалась мысль, что подлинное знание есть совокупный результат специальных наук, которые не нуждаются в общей философии. Картина мира, таким образом, перестает быть универсальной, то есть позитивизм не претендует на общую картину мира.
    Если романтики стремились показать достоинство и самость человека, вознесенного над косной филистерской средой и осененного гением, то пришедший на смену романтизму реализм поставил своей задачей отыскать в развращенной толпе простого, обыкновенного человека. В манифесте реалистического искусства - Предисловии к «человеческой комедии» (1841) - О. де Бальзак писал: «Живое существо - это основа, получающая свою внешнюю форму, или, если говорить более точно, отличительные признаки своей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Животные виды определяются этими различиями. Распространение и защита данной системы...будет вечной заслугой Жоффруа Сент-Илера... Проникнувшись этой системой, еще до возникновения тех споров, которые она возбудила, я понял, что в этом отношении общество подобно природе. Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире? Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, коммерсантом, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя несколько труднее уловимо, как то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д. Стало быть, существует и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же как существуют они в животном царстве».
    Тогдашнее общество было шокировано тем, что вместо романтических гениальных личностей в литературу вдруг целым потоком хлынули ординарные торговцы и товаром, и талантом, и т. п. Обличения и разоблачения - для реалистов не самоцель, а возможность вскрыть и снять чуждые наслоения, искажающие истинный человеческий облик. Предшественники реалистов - романтики - сумели уловить общий закон открывающейся эры массового просвещения, накопления и потребления: закон давления среды на личность, угрозу всеобщей стандартизации. В соответствии с этим законом их неординарная личность противостоит враждебной массе, вследствие чего эта самая личность оказывается приподнятой над толпой в тщетной попытке найти прибежище в возвышенных сферах духа. Реалисты же помещают личность в самую гущу среды и подвергают ее всестороннему рассмотрению и анализу. Одержимые анализом, они исследуют взаимодействие личности с окружающей средой в мельчайших деталях. Если романтики воплощают результат, то реалисты воссоздают процесс; им интересно то, как личность изменяется, подчиняясь стандарту, и как ухитряется себя сохранить вопреки ему.
    Реализм, как и самих реалистов, часто упрекали в «очернительстве», в сосредоточенности на прозаически-неизменных сторонах бытия, в том, что они, вскрывая одну язву за другой, показывали существующую болезнь века, но не излечивали ее. Как разочаровала в свое время романтическая отвлеченность, так и теперь разочаровала реалистическая аналитичность.
    Романтизму дается еще одна попытка. Художественная личность снова направляет свой взор в грядущие века. Бурный всплеск неоромантических течений завершает собой девятнадцатый век и открывает век двадцатый. Символизм, сюрреализм, экспрессионизм, кубизм и последующие, составляющие суть понятия «модернизм», - это прямые потомки романтизма.
    Как культурная эпоха XX век начинается с началом первой мировой войны. Первого августа 1914 года все в мире в раз изменилось: все ценности бывшего мира были уничтожены в одночасье, человеческое сознание полностью перевернулось. Человек давно был знаком с беспредельностью пространства, но раньше он мыслил его более однородным, теперь же он получил представления о «черных дырах», о так называемом «четвертом изменении». Все это привело к тому, что в XIX веке навсегда было покончено с ощущением пространства как некоего приюта. Наступила так называемая «постхристианская эпоха», т.е. период когда христианские ценности окончательно перестали быть руководством к действию. Граница между добром и злом стерлась, и эти категории оказались взаимозаменяемыми. Еще сказанные в XIX веке слова Фридриха Ницше: «Бог умер!», то есть умерла вера в абсолютные ценности, в высшие авторитеты, обрели подлинную реальность в XX в.
    Смерть Бога обозначила смерть изначальной истины. Человеческое сознание оказалось подчинено идее относительности всего сущего, теперь любая истина является сомнительной, поскольку она не сопрягается с абсолютной истиной, олицетворением которой являлся некогда Бог. Поэтому XX век часто называют эпохой релятивизма, где добро есть зло, прекрасное вдруг становится безобразным, и наоборот. Наступила так называемая «эра водолея». Водолей становится символом выхода подсознания из власти мышления (сознательных процессов), это символ инстинктивных желаний и устремлений.
    Эту способность человека XX столетия характеризует «синдром Нарцисса» (это определение дал французский философ Луи Лаваль). Для человека такого сознания другой перестает быть субъектом, весь окружающий его мир рассматривается как объект притязаний, единственной реальностью оказывается только он сам. И он, стремясь к самопознанию, смотрит лишь в зеркало собственных желаний и устремлений. В итоге рождается ложное представление о самом себе, поскольку никто не в состоянии понять себя без другого. Нарцисстический характер XX столетия очевиднее всего проявился по отношению к природному миру: глобальные экологические проблемы - это следствие данного синдрома.
    Другой отличительной чертой культуры XX века Ортега-и-Гассет в своем трактате «Восстание масс» (1930) назвал ее массовый характер. Культура ориентируется на посредственность, ведь пошлость не имеет индивидуального содержания, тогда как высокая культура всегда личностна, аристократична.
    Весь XX век проходил под знаком поиска формы и языка. Этот поиск выражало искусство авангарда. Авангард претендовал на универсальную переделку сознания людей, не давая знаний, не создавая готовых формул. Термин «авангард» был перенесен из сферы политики в сферу художественной критики, с ним связано ощущение борьбы за все новое, нетрадиционное.
    К характерным и общим чертам авангарда, по мнению В. Бычкова, следует отнести: 1) его экспериментальный характер; 2) разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей; 3) резкий протест против всего того, что представлялось их создателям и участникам консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим»; 4) в визуальных искусствах и литературе - демонстративный отказ от утвердившегося в XIX веке «прямого» (реалистически- натуралистического) изображения видимой действительности; 5) безудержное стремление к созданию принципиально нового (прежде всего в формах, приемах и средствах художественного выражения); 6) тенденции к синтезу отдельных искусств.
    Значение авангарда для всего XX века очень значимо. Показав относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетического сознания, авангард довел до логического завершения все основные виды новоевропейских искусств, тем самым, продемонтрировав, что они изжили себя как актуальные феномены культуры, способные выражать дух времени. При этом художник-авангардист мог использовать завоевания техники, науки, мифологии, культурных традиций. Искусство авангарда способствовало возникновению новых (технических) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка и т. д.).
    В XX веке категорию прекрасного заменяет категория выразительности. Искусство как событие духа превращается в перформанс (то есть представление, шоу). Если раньше искусство было ориентировано на духовного труженика, то сейчас оно стало обращено к человеку, который ищет развлечения. Ярким знамением искусства конца XX века стал постмодернизм как явление постхристианской эпохи.
    Постмодернизм ничего не утверждает, так как в мире отсутствует абсолютная истина. Искусство постмодернизма - это искусство фрагментарное, ведь фрагмент строится из разных художественных образов, разных стилей. Это приводит к тому, что подлинным творцом (демиургом) оказывается не автор текста, а такая особенность современной культуры, как интертекстуальность.

    Вопросы для повторения

    1 . Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы?
    2. В чем заключается романтический идеал? Назовите ценности романтизма?
    3. Почему европейский реализм называют критическим?
    4. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что Бог умер, повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры?
    5. Каково значение искусства авангарда для художественной картины мира Европы?

    Темы рефератов

    1. Поэтическое творчество древнегреческих лириков.
    2. Идеал человека в творчестве Фидия, Мирона, Поликлета (на выбор).
    3. История женского и мужского костюма в Древней Греции.
    4. Особенности античной культуры Древнего Рима.
    5. Стилистическое своеобразие древнеримской архитектуры, живописи, скульптуры.
    6. Игровая карнавальная культура позднего средневековья.
    7. Отражение сущности человеческого бытия в творчестве Рабле, Петрарки, Боккаччо.
    8. Поэзия Микеланджело.
    9. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан (на выбор)
    10.Особенности развития культуры Северного Возрождения
    11. Барокко: система художественного видения и стиль.
    12. Классицизм как отражение принципа государственной и гражданской дисциплины.
    13. Эстетика рококо в контексте эпохи Просвещения
    14. Противостояние романтизма и реализма.
    15. Образ ХХ века.
    16. Рождение кино как результат поисков искусства авангарда.

    Библиографический список

    1. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. - М., 2000.
    2. Базен Ж. Барокко и рококо. - М., 2001.
    3. Боннар А. Греческая цивилизация: в 2-х т. - М., 1992.
    4. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
    5. Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. - СПб., 1999.
    6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб., 1994.
    7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
    8. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. - СПб., 1998.
    9. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. - М., 1988.
    10. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М., 1989.
    11. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения. - М., 1984.
    12. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1987.
    13. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Отв. ред. Н. П. Михальская. - М., 1991.
    14. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. - М., 2001.
    15. Личность - идея - текст в культуре Средних веков и Возрождения. - Иваново, 2001.
    16. Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. - М., 1992.
    17. Лосев А. Ф. Гомер. - М., 1960.
    18. Лосев А. Ф. История античной эстетики. - М., 1992.
    19. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.
    20. Лукшин И. П. Несбывшиеся притязания. - М., 1982.
    21. Модернизм: анализ и критика основных направлений. - М., 1986.
    22. Морозов А. А. Из истории некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и Барокко // Миф. Фольклор. Литература. - Л., 1987.
    23. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993.
    24. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

    Культура XIX века занимает особое место в истории Западной Европы. И это связано с изменением самого существования европейской цивилизации. Три новых фактора обусловили развитие Европы, начиная с XIX века: экспериментальная наука, индустриализация и процессы демократизации.

    Впервые в истории наука стала определяющим фактором общественного и экономического развития. Именно с XIX века началась характерная для Западной Европы тенденция отождествления научного и экономического прогресса с прогрессом культурным.

    XIX век предложил новый общественный идеал: общество ассоциируется с фабрикой, во главе которой стоят ученые. Механизация производства привела к индустриальной цивилизации, для которой характерны массовость производства, процесс урбанизации, погоня за техническими новшествами. Воплощением новой эпохи стала Машина. Современники называли XIX век «веком железных дорог», «эпохой пара», «эпохой стали», «веком электричества». И действительно, изобретения этого века буквально «обрушились» на человека, подобно лавине: паровоз, пароход, автомобиль, телефон, телеграф, трамвай, метро, паровое отопление, водопровод и канализация, газовое и электрическое освещение. Согласно исследованиям П.Сорокина, в XIX в. было совершено 8527 открытий и изобретений – больше, чем за всю предыдущую историю. Все это изменило привычный мир европейца.

    Но изменения касались не только обыденной жизни человека. Научные открытия меняли на глазах привычную картину мира: ньютоновское мироустройство, такое понятное, очевидное, так легко доказываемое опытом, оказалось только внешней оболочкой этого мира. Научные открытия и гипотезы свидетельствовали о глубине и сложности мироустройства, а главное - о «неочевидности» научной истины. Д.Менделеев создал периодическую таблицу, М.Фарадей и Дж.Максвелл разработали электромагнитную теорию, П.Кюри и А.А.Беккерель – теорию радиоактивности, Э.Резерфорд и Н.Бор изучали строение атома; Г.Мендель и Т.Морган создали теорию генетики, Л.Пастер и Р.Кох заложили основы бактериологии. И настоящим «ударом» для общественности стали эволюционная теория Ч.Дарвина и теория относительности А.Эйнштейна. К этим открытиям уже нельзя было относиться как к исключительно научным: они предлагали новое мировоззрение, меняли привычную картину мира.

    Фактически, человек оказался в центре противоречия: мир видимый и мир, о котором говорит наука, – не одно и то же. Одной из основных черт новой эпохи стало формирование релятивистского типа мышления.

    Другим следствием «научной революции» XIX века стало своеобразное ощущение человека, заключающееся в том, что новые знания и открытия не делают мир более понятным, и уж тем более не проясняют смысл человеческой жизни.

    Параллельно этому научному парадоксу происходил процесс «расколдования мира» - процесс потери человеком религиозных верований. После открытия Ч.Дарвина, объясняющего происхождение человека не от Бога, а от приматов, философская мысль эпохи бросала вызов обществу и доказывала, что Бог сам порожден человеком, его страхом и слабостью (З.Фрейд).

    XIX век начал заниматься изучением и критикой Библии и церкви, а К.Маркс назвал религию «вздохом угнетенной твари». Постепенно буржуазное общество начинало воспринимать религию как символ цивилизованности, условие его стабильности, а веру заменяло соблюдением обрядов. Светское общество отделило церковь от государства, ввело гражданскую регистрацию рождений и браков, запретило иезуитские школы…

    На смену религиозной пришла новая система ценностей: польза, достаток, комфорт, лояльность, рассудочность, безопасность. Все это стало основой буржуазной морали, к которой присоединились принцип равенства всех перед законом и вера в технический прогресс.

    Характерными чертами мировоззрения новой эпохи можно назвать также:

    Социальный оптимизм, связанный с успехами науки и техники;

    Позитивизм, берущий начало в философии О.Конта, и ставший универсальным принципом нового научного миропонимания, отвергающим все неведомое, загадочное и сверхчувственное;

    Космополитизм, т.к. в XIX в. европейская культура перестала быть замкнутой (во многих странах мира был установлен парламентский строй, созданы политические партии, а США стали равным партнером и даже конкурентом); особенно ярко космополитизм проявился в конце XIX века и выразился в увлечении культурами различных регионов и стран (Африка, Восток, Россия и др.), а также в традиции проведения международных выставок;

    Политизированность, которая стала неотъемлемой чертой человека XIX, а тем более XX века; каждый отныне чувствовал себя причастным к происходящим событиям, чему способствовала журналистика, рождение радио и других средств массовой информации.

    Новым стало и понимание природы: утилитаризм определил отношение к природе как к источнику энергии, природных богатств и грандиозной мастерской. «Природа не храм, а мастерская», - эти слова Тургеневского персонажа надолго определили отношение европейца к окружающему миру.

    В результате столь значительных сдвигов в миропонимании европеец оказался в трагической ситуации одиночества и непонимания себя: он теперь не образ и не подобие Бога, не творец и не «мера всех вещей», а «набор химических элементов», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной», безвольный заложник подсознания или «хомо фабер» («человек производящий»). Сущность человека, его душа, предназначение и смысл существования - эти вопросы остались нерешенными. Впервые в европейской культуре технический прогресс опередил гуманитарное осмысление человеческого бытия, и это стало самой большой проблемой культуры XIX-XX веков (а подчас, и угрозой самому существованию человека, доказательством чего стала I Мировая война).

    Именно нерешенность «вечных» вопросов бытия породила такое «многоголосие» в философии и искусстве рубежа XIX-XX веков. Лишь одно качество объединяет такие разные идеи новой эпохи, как критический реализм и имморализм, декаданс и интуитивизм, философию Ницше и взгляды Фрейда. Если прошлые культурные эпохи носили утвердительный характер, т.е. предлагали и отстаивали новую модель бытия (будь то полисный демократизм античности, христианский аскетизм средневековья, возрожденческий титанизм, рационализм Просвещения или романтический сентиментализм), то культура рубежа XIX-XX веков стала культурой отрицания, культурой сомнений и разочарования. Неприятие существующих форм осознания человека впервые не породило новой, общепризнанной концепции его существования. Именно отсутствие новой концепции делает рубеж XIX-XX веков эпохой кризиса европейской культуры.

    В этом же – причина философских поисков, метаний и трагического мировосприятия, характерного для европейской культуры Новейшего времени.

    Характерные черты искусства:

    1. Зарождение массовой культуры.

    Во второй половине XIX в. в Западной Европе произошло утверждение буржуазной демократии, начали проявляться первые черты формирующегося массового сознания.

    Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Ведущее место заняла литература, развивалось издательское дело, появилась масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

    Наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников, возник особый корпус посредников - издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т.д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. зародилась массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

    2. Появление технократических видов искусства.

    Научные и технические открытия породили новые виды искусства, не мыслимые в предыдущие времена, такие как фотография и кино. Эти виды искусства соединили в себе техницизм и ориентацию на массовое потребление, т.к. не требуют подготовленного или образованного зрителя. Одновременно, появление фотографии вызвало настоящий кризис в живописи, т.к. художник отныне не мог соперничать с объективом фотокамеры в правдивости изображения, и это стало одной из причин того, что художники стали искать собственную манеру письма.

    3. Влияние урбанизации.

    Рост городов привел не только к социальным изменениям, но и к появлению новой темы в европейском искусстве. Тема города стала одной из основных в искусстве художников-импрессионистов. Для поэтов-символистов город был воплощением хаоса жизни, затерянности и одиночества человека (творчество Ш.Бодлера). Противоположный смысл приобрел город в искусстве авангарда (для футуристов город - символ прогресса, энергии, скорости).

    4. Протест против буржуазной морали.

    Обличение буржуазной морали, прагматизма, бездуховности нового евопейского образа жизни стало одной из главных тем в искусстве XIX века. В 40-е годы в европейской культуре утвердился как художественный метод критический реализм, показывающий социальные противоречия в обществе, духовный мир человека и его борьбу за самоутверждение (французские писатели О.де Бальзак, Г.де Мопассан, Г.Флобер, Э.Золя; Ч.Диккенс, Д.Голсуорси в Англии; Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой в России). Среди художников-реалистов О.Домье, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле.

    На основе реализма и романтизма, формировались новые художественно-эстетические теории. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» - общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети (1828-1882), поэтесса К. Россети (1830-1879), живописцы Дж. Э. Миллес (1842-1896) и Э. Берн-Джоне (1821-1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834-1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Идеи прерафаэлитов во многом повлияли на развитие символизма и стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.

    Ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии характерны для творчества Ш.Бодлера (1821-1867). Он разочаровался в идеях гуманизма и выражал настроения подавленности, мятежного богоотступничества, вызова общественной морали. Бодлер описывал ощущения упадка буржуазной цивилизации и воспевал красоту увядания. Единственное спасение в «эпоху печали» - это искусство, которое живет совершенно по другим законам: оно приветствует все странное, мистическое и даже безобразное.

    С конца 50-х годов XIX в. западноевропейское искусство вступило в эпоху декаданса (от франц. – упадок). Это явление стало отражением кризиса в духовной культуре, пессимизма и разочарованности, социальной апатии. Творцами декаданса являются Ш.Бодлер, П.Верлен(1844-1896), А.Рембо (1854-1891), А.Жид, О.Уайльд, поэты-символисты, художник О.Бердслей, философ Ф.Ницше (1844 – 1900). Даже названия их произведений отражают «зачарованность» злом: сборники «Цветы зла» у Ш.Бодлера, «Сквозь ад» у А.Рембо, «Иродиада» у С.Малларме (1842-1898), «По ту сторону добра и зла» у Ф.Ницше.

    Характерными чертами декаданса являются:

    Разрыв этического и эстетического: культ красоты, эстетизация безобразного;

    Имморализм: признание художника вне морали, воспевание греха и порока;

    Признание непреодолимости зла;

    Рафинированность и болезненность искусства;

    Оппозиция «мещанской морали»;

    Обращение к иррациональному;

    Одновременное отвращение к жизни и утонченность наслаждения ею.

    6. Влияние позитивизма.

    Позитивизм лишил человека сферы идеального, сферы человеческих ценностей. В искусстве позитивизм повлиял на возникновение натурализма и импрессионизма.

    Натурализм (от лат. – природный, естественный) стремился к «объективному», бесстрастному воспроизведению реальности и исходил из идеи полной предопределенности судьбы человека социальной средой и наследственностью (французские писатели Э.Золя, братья Э.и Ж.Гонкур, немецкие – А.Хольц, К.Гауптман).

    Влияние позитивизма можно проследить и в области художественной культуры. Установку на опыт, экспериментаторство сделал своей целью импрессионизм. Импрессионизм (от франц. – впечатление) – течение в живописи, объявляющее своей целью новое видение мира путем непосредственной передачи света, цвета, динамики изменений (художники К. Моне (1840-1926), К. Писсарро (1830-1903), Э.Дега (1834-1917), О. Ренуар (1841-1919), скульптор О.Роден (1840-1917)).

    Характерными чертами импрессионизма можно назвать:

    Отсутствие идеологии и социальной тематики;

    Отсутствие идеала красоты;

    Нарушение законов классической живописи (отсутствие композиции, фрагментарность, срезы фигур, разложение сложных тонов на чистые цвета, своеобразная манера наложения краски);

    Стремление к объективности;

    - «открытие» городского пейзажа;

    Интерес к «обывательской» жизни (развлечения в парках, катания на лодках, эпизоды в театрах, на танцплощадках, в ресторанах);

    Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, австрийского поэта Р. М. Рильке (1875-1926), французских композиторов М. Равеля (1875-1937), К. Дебюсси (1862-1918) и др.

    Метод импрессионистов не ставил целью постижение сути человека или действительности, и поэтому его можно рассматривать как одно из проявлений кризиса гуманистической культуры. Одновременно импрессионисты открыли начало новой эпохи – эпохи поиска новых взглядов и методов художественного творчества.

    7. Возникновение «Философии жизни».

    Рубеж XIX – XX веков демонстрирует попытку создания глобальных философских концепций, которые желали противопоставить позитивизму некие мировоззренческие основы. «Жизнь» как нечто целое была выбрана в качестве исходного понятия для новой философии. Она могла толковаться как биолого-натуралистическое понятие (Ф.Ницше), как космическое (А.Бергсон) или культурно-историческое (О.Шпенглер). В любом случае, понятие «жизнь» трактовалось как постигаемая органическая целостность и творческая динамика.

    Отражением подобных взглядов в искусстве можно назвать живопись постимпрессионистов (А.Тулуз-Лотрек (1864 – 1901), П.Сезанн (1839 – 1906), П.Гоген (1848 – 1903), В. Ван Гог (1853 – 1890)). Художники эти не были объединены ни общей программой, ни общим методом живописи, но всем им свойственны:

    Поиски начал бытия;

    Поиски материальных и духовных основ мировоззрения;

    Смелость творческого метода;

    Драматическая напряженность, тревожный, экспрессивный характер произведений;

    Поиск устойчивых структурных закономерностей мироздания, лишенных незначительного;

    Гармоническая уравновешенность природы;

    Синтетические обобщения цвета и линии;

    Появление асоциальных персонажей (пьяницы, бродяги, проститутки).

    8. Противостояние технократизму.

    Развитие машинного производства, которое стало важнейшим условием существования европейской цивилизации и которое стало ассоциироваться с прогрессом, вызвало одновременно волну размышлений и критики со стороны философов и художников. Наиболее известный труд на эту тему - произведение немецкого философа О.Шпенглера (1880-1936) с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)». От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью.

    Трагедия человека, становящегося придатком к машине, впервые была осознана на рубеже веков: человек – творец культуры – измерен средней производительностью труда. Наступление культуры без индивидуальности, культуры без души стало страшным предчувствием, пронизывающим мировоззрение эпохи. «Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения», - писал русский философ Н.Бердяев.

    «Негуманный человек», «неестественная природа», «нехристианская культура» - так определил немецкий теолог Р.Гвардини суть изменений, произошедших в культуре к началу XX века.

    Безусловно, художники и поэты, тонко чувствующие происходящие изменения, пытались противопоставить машинной бездуховности новый стиль. Одним из главных направлений, в котором ярко проявилось стремление к творческому, уникальному, естественному, стал стиль модерн (от франц. – новейший, современный).

    Наиболее полно он воплотился в области архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, полиграфическом искусстве. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средства (металл, стекло, железобетонные конструкции) для создания подчеркнуто индивидуализированных, необычных произведений, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованные растительные мотивы, обращение к старинным техникам (фреска, мозаика, витраж). Архитекторы: Х. ван де Вельде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ф.О.Шехтель в России. Черты модерна проявляются в творчестве художников: Г.Моро, Г.Климт, А.Муха, О.Бердслей, М.А.Врубель.

    Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства.

    Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

    Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, которые отражали сложность новой эпохи.

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

    Центр дистанционного образования

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Культурология»

    Тема: «Западноевропейская и русская культура рубежа XIX – XX вв.»

    Выполнил:студент 1 курса

    группа ЭТР - 08 СВ

    специальность «Экономика и управление персоналом» Завозова О.В.

    Проверил преподаватель:

    ___________________________

    2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

    3. Символизм как течение в искусстве рубежа веков. Стиль модерн, его смысловые истоки и основные принципы формообразования. Влияние стиля модерн на повседневную жизнь. Русский модерн.

    1. Особенности культурной ситуации рубежа веков. Проблемы судеб культуры в зеркале искусства.

    Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

    Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей - религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние "никонианцев" и старообрядцев в XVII в.). Антиномии "свое" - "чужое", "Россия" - "Запад" особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX - начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема "русской европейскости" приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

    Мы любим все - и жар холодных чисел,

    И дар божественных видений,

    Нам внятно все - и острый галльский смысл,

    И сумрачный германский гений...

    Идеалы "русской европейскости", ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса - телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

    Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. "Второе дыхание" обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху "религиозно-культурным ренессансом".

    Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

    Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, - вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

    Конец XIX - начало XX столетия сегодня часто называют "серебряным веком". Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности "обыденной серостью" и жаждали открытий новых миров.

    2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

    Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

    Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

    Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

    Постимпрессионизм

    В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.

    В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели - познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. pos - «после»). Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в пору его заката.

    Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма.

    Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где, измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством.

    Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной



    Знаки зодиака