Шейх хасан али кто он. Шейх Хасан М. Банна о заблуждении «саляф-форума» в отношении правителей (полная версия и комментарий)

Хасан الحسن بن علي بن أﺑﻲ طالب 2 й Шиитский имам 661 669 Предшественник: Имам Али … Википедия

- (3/625 50/669) старший внук пророка Мухаммада. Сын Али ибн абу Талиба и Фатимы. Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба, участвовал в битвах Джамаль и Сиффин (См. Али ибн Абу Талиб). После трагической смерти отца в 40/661 году, был… …

Хассан ибн Саббах в представлении неизвестного художника Хасан ибн Саббах, Хасан ас Саббах, Хасан и Саббах (перс. حسن صباح‎ … Википедия

- (ум. в 62/682) один из сподвижников пророка Мухаммада. Обладал поэтическим талантом и писал стихи в честь пророка и мусульман. Его называли поэтом Посланника Аллаха. Хасан родился в Медине, принадлежал к племени Хазрадж. Принял Ислам… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Хусейн حسين 3 й Шиитский имам 669 680 Предшественник: Имам Хасан … Википедия

Хусейн حسين 3 й Шиитский имам 669 680 Предшественник: Имам Хасан … Википедия

- – один из видных персидского происхождения историков ересиографов и идеологов шиитского движения конца IX в. Самым известным сочинением ал Хасана ибн Мусы – к тому же единственным, дошедшим до нас, является его Шиитские секты (Фирак аш ши а).… … Википедия

АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ - Абý ль Хáсан ибн Бахлýль [Хассан бар Бахлуль; араб. , сир. ], сироязычный несторианский богослов и ученый 2 й пол. Х в. Род. в с. Авана, обл. Тирхан (совр. Ирак). О его жизни известно мало. Есть сведения, что он преподавал в школах Багдада и… … Православная энциклопедия

Книги

  • Личность Хасана ибн Али
  • Личность Хасана ибн Али , Хусейн Сайиди. Имам Хасан ал-Муджтаба был внуком Пророка Мухаммада (С) и принадлежал к числу самых близких ему людей. Он был не только озарен любовью своего деда, но и воспитывался, имея перед глазами…

8 950


Вступление SunnaPortal к телефонному разговору с шейхом Хасаном Марзуком аль-Банной

Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем:

Данная запись состоялась 25 августа 2015 г. между египетскими шейхами — Хасаном ибн Абдиль-Ваххабом ибн Марзуком аль-Банной и Али Мусой (пусть Аллах дарует им обоим успех и хранит их). После того, как шейх Али Муса услышал то, что было приписано к шейху Хасану из его отношения к правителям-мусульманам, шейх Али Муса лично связался с шейхом Хасаном, чтобы развеять сомнения вокруг манхаджа шейха Хасана (да воздаст Аллах им благом). Шейх Хасан, в свою очередь, как только вник в суть проблемы, сразу развеял сомнения вокруг себя и уточнил, что он считает правителя-мусульманина законным (шариатским) правителем до тех пор, пока он остается в лоне Ислама, и даже если в его стране нет шариатских судов, подчинение такому правителю в дозволенном является актом поклонения Одному Аллаху, т.к. Аллах приказал нам это в отношении правителей из числа мусульман. Также он сказал, что говорить по-другому — это манхадж александрийских хизбитов и не является манхаджем Ахли-Сунны. Затем шейх Хасан поблагодарил шейха Али Мусу за то, что последний вовремя проявил о нем заботу и встал тем самым на защиту его известной саляфитской репутации в борьбе с хизбией (партийными сектантами). В конце шейх Хасан, несмотря на свой почтенный возраст и уважаемое положение, сказал поистине весьма трогательные и важные слова для мусульман, которые уместно выделить отдельно, т.к. в них идет глубокая идеологическая и воспитательная нагрузка для верующих.

Приводим эту цитата слов шейха Хасана в конце беседы с шейхом Али Мусой:

«Уважаемый шейх (Али Муса), ты нас так научил, и ученые нас так научили! Наши все высказывания именно таковы. Ведь все мы вместе… и следуем одному пути. Если же у меня будет какая-то ошибка и ты укажешь мне на это, то я приму от тебя и исправлюсь.

…Я говорю серьезно, клянусь Аллахом, я научусь у тебя и возьму у тебя знания. Ведь верующие являются друг другу друзьями и покровителями (помощниками).

…Пусть Аллах тебя вознаградит за то, что ты (Али Муса) по справедливости и по истине защищаешь нас (от нападок разных хизбитов и их воззрений)…

…Если это (на самом деле) было сказано, то нужно признать свою ошибку. Это вопрос (правителя-мусульманина), в котором нет сомнений (разногласий)! Разве из ученых кто-либо такое говорил, как те говорят?! Разве кто-то может такое сказать (из саляфитов)?!

…Такими высказываниями, они открывают дверь, они открывают дверь (ко злу, смуте или выходу против правителя). Они говорят подобно александрийским (хизбитам): “Мы не считаем их (законными) правителями”. Мы не будем говорить, как они (эти хизбиты), потому что в их словах противоречие!»

Таким образом, уважаемый шейх Хасан абсолютно опроверг ложно приписанное к нему мнение о том, что он якобы согласился с заблудшей позицией сайта “саляф-форум” о делении мусульманских правителей на законных и незаконных в соответствии с тем, на сколько “процентов” правитель судит по шариату. В действительности подобное нововведенческое деление хорошо известно саляфитским ученым и особенно данная проблематика сейчас актуальна в Египте. Дело в том, что именно это нововведение пропагандируют засевшие хариджиты Александрии, во главе которых стоит заблудшая и отклонившаяся личность по имени Ясир Бурхами. Бурхами и его последователи называют себя “александрийскими саляфитами”, тогда как саляфитские ученые называют их “александрийскими хариджитами” или “александрийскими хизбитами”. Ввиду того, что шейх Хасан (да хранит его Аллах) в данном разговоре затронет тему об александрийских хизбитах, а также об их нововведенческом понятии “шугуур аз-Замаан” (период отсутствия правителя), будет уместно кратко ознакомиться с этим понятием в частности и александрийскими хизбитами в общем.

“Александрийский джамаат” или “александрийские хизбиты” это последователи группы александрийских проповедников (таких, как аль-Мукаддим, Бурхами, Ахмад Фарид, Саид ибн Абдуль-Азым и др.), которые, прикрываясь саляфитским учением, в действительности пропагандируют взгляды засевших хариджитов (хаваридж ка’ада). После революции и свержения Хосни Мубарака в 2011 г. эти псевдо-саляфитские проповедники основали свою политическую партию “Нур” для дальнейшей борьбы за политическую власть в Египте.

Саляфитский шейх в Египте Талаат Захран, который известен своими опровержениями “александрийскому джамаату”, сказал следующее в отношении них:

«“Александрийские саляфиты”, которые утверждают, что они саляфиты, — в действительности являются «засевшими хариджитами» (хаваридж ка’ада). Все они являются засевшими хариджитами. Я назову их поименно: аль-Мукаддим, Бурхами, Ахмад Фарид, Саид ибн Абдуль-Азым, Ахмад Хутейля — все они являются засевшими хариджитами. Они призывают к выходу против правителя, сильно возвеличивают Саййида Кутба и противоречат сподвижникам Пророка (да будет доволен ими Аллах) в толковании «аята о правлении» (сура 5, аят 44: “Кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, является неверующим” — примеч. SunnaPortal.com )».

Другой известный саляфитский шейх Египта Халид Усман сказал:

«Что касается шейха Талаата Захрана, то я знаю в отношении него только хорошее. Мы считаем, что сегодня он, с дозволения Аллаха, является одним из основных борцов против идеологии хизбитской александрийской школы, которую возглавляют Ясир Бурхами, Мухаммад Исмаил Мукаддим, Саид Абдуль-Азым и Ахмад Фарид».

Одним из основных идеологических отцов этой хизбитской школы является Ясир Бурхами, который активно распространяет и пропагандирует понятие “шугуур аз-Замаан” (период отсутствия правителя).

“Шугуур аз-Замаан” или “период отсутствия правителя” — новвоведенческое понятие, которое пропагандируют различные хариджиты, в особенности засевшие хариджиты Александрии. Под понятием “период отсутствия правителя” они подразумевают, что сегодня многие правители мусульманских стран не являются законными (шариатскими). Бурхами и его единомышленники пропагандируют, что если правитель-мусульманин не правит по шариату, то, хотя он может и оставаться мусульманином, однако он перестает быть законным, и поэтому наличие такого правителя становится подобным его отсутствию. Таким образом, в соответствии с заблудшим учением Ясира Бурхами правитель-мусульман может отсутствовать двумя способами:

  1. Физическое отсутствие: как, например, в случае смерти или свержения правителя
  2. Шариатское отсутствие: когда мусульманский правитель перестает считаться шариатским (законным), потому что он либо становится неверным, либо перестает править по шариату.

В отношении второго вида отсутствия Бурхами говорит: “Такой правитель перестает быть шариатским (законным), его правление становится незаконным с точки зрения шариата и в отношении такого правителя спадает присяга (бейа ). При этом такой правитель может де-факто оставаться правителем и полностью управлять страной” (из статьи Бурхами “аль-Амал аль-Джамаий бейна аль-ифраат ва ат-тафриит).

Таким образом, Бурхами считает, что ввиду того, что такой правитель не управляет страной в соответствии с шариатом, он не считается законным, и его наличие подобно его отсутствию! Далее же в следующей главе под названием “Что мусульмане должны делать в период отсутствия правителя?” Бурхами доказывает дозволенность и даже обязательность коллективной работы и создания партий для установления законного правителя.

Таким образом, Бурхами считает, что мусульманский правитель не является шариатским правителем, если он правит больше не по шариату, нежели по шариату. При этом Бурхами не считает такого правителя неверным и не дозволяет хурудж против него из-за негативных и пагубных последствий хуруджа, а не из-за того, что этот правитель является законным (шариатским). Из-за этих и подобных этому взглядов саляфитские шейхи обвинили в нововведении и назвали Бурхами и других александрийских хизбитских проповедников “засевшими хариджитами”.

К сожалению, сегодня злополучный “саляф-форум” распространяет очень похожие взгляды среди мусульман, яро убеждая простых мусульман в том, что, мол, не все сегодняшние мусульманские правители являются законными. Однако, в отличие от Бурхами, который четко оценил процентность соотношения правления “по шариату и не по шариату” в стране в 50% из 100 (т.е. правит больше по шариату, нежели не по шариату), в соответствии чему правитель-мусульманин становится по “правилам Бурхами” “законным”, “саляф-форум”, в свою очередь, до сих пор даже еще этого не сделали (не сказали, “сколько процентов должно быть шариата в стране, чтобы правитель-мусульманин стал законным по их понятиям”). Просим Аллах наставить их и всех обманутых ими мусульман на истинный путь.

Далее мы приведем текстовый перевод телефонного разговора шейха Али ибн Абдиль-Азиза Мусы с уважаемым шейхом Хасаном ибн Абдиль-Ваххабом аль-Банной (да хранит их обоих Аллах). В этом телефонном разговоре обсуждается вопрос, который был задан шейху Хасану ибн Абдиль-Ваххабу аль-Банне (да хранит его Аллах) неизвестным человеком из одной из азиатских стран. Данный вопрос касался некоторых современных мусульманских правителей. Спрашивающий объявил в своем вопросе, что этим правителям хотя и следует подчиняться в негреховных делах, однако при этом не следует считать их законными правителями. На этот вопрос, в котором спрашивающий зачитал это ложное утверждение, шейх Хасан (да хранит его Аллах) дал короткий ответ, который можно было понять так, что шейх согласился со спрашивающим.

Текст телефонного разговора

Шейх Али : Можно будет я с дозволения Аллаха сделаю аудиозапись вопроса?

Шейх Хасан : Пожалуйста, записывай, нет проблем.

Шейх Али : Пусть Аллах хранит и благословит вас, уважаемый шейх.

Шейх Хасан : Пусть Аллах тебя также хранит, брат мой.

Шейх Али : У меня следующий вопрос — уважаемый шейх, один из жителей Азии спросил у вас следующий вопрос:

«Шейх наш, мы – мусульмане из стран Азии. Правители этих стран приписывают себя к Исламу, однако законы этих стран полностью светские, в них абсолютно не судят по законам Аллаха, ни в малом и ни в большом. От некоторых из этих правителей изошли очень опасные слова и дела, как, например, один из этих их правителей сказал про никъаб, что это возвращение в средневековье, а также выпустил закон, в котором запрещает молельни в госучреждениях. Однако, наш шейх, да хранит тебя Аллах, мы – хвала Аллаху – саляфиты. Мы не обвиняем этих правителей в неверии, т.к. вопрос обвинения в неверии является опасным, и в нем следует возвращаться только к ученым, и мы не призываем людей к этому. Также мы не подстрекаем людей и не призываем к выходу против них. Наоборот, мы говорим, что следует подчиняться им, исходя из вопроса пользы и вреда. Но в то же время мы не говорим, что они шариатские правители и что их правление – шариатское, что они – повелители правоверных (умара аль-муъминин), пока не возвратимся на этот счет к большим саляфитским ученым…»

После разговора с вами этот человек, распространив в интернете аудиозапись разговора с вами и ваш ответ, сказал следующее:

«Большой шейх из Египта шейх Ибн Абдул-Ваххаб аль-Банна ответил на вопрос братьев и подтвердил, что их первая позиция является верной: “А именно, позиция “Мы не обвиняем этих правителей в неверии, т.к. вопрос обвинения в неверии является опасным, и в нем следует возвращаться только к ученым, и мы не призываем людей к этому. Также мы не подстрекаем людей и не призываем к выходу против них. Наоборот, мы говорим, что следует подчиняться им, исходя из вопроса пользы и вреда. Но в то же время мы не говорим, что они — шариатские правители, и что их правление – шариатское, что они – повелители правоверных (умара аль-муминин), пока не возвратимся на этот счет к большим саляфитским ученым”».

То есть шейх, да хранит вас Аллах, этот человек передает от вас, что вы сказали, что сегодняшние правители в арабских странах, а также в странах Азии, которые не правят по шариату, не являются законными правителями и что им подчиняются, только исходя из учитывания принципа пользы и вреда. Что вы можете сказать по поводу этого?

Шейх Хасан : Разве я сказал, что они являются незаконными правителями?

Шейх Али : Он передает от вас, что вы сказали в отношении этих правителей буквально следующее: “они не являются законными”.

Шейх Хасан : То есть они не правят по законам шариата, и поэтому с этой стороны они не шариатские . Однако, мы признаем их правление! Но они не судят по шариату, поэтому (говорим) — не шариатские.

Шейх Али : Есть ли у нас в отношении этих правителей шариатская присяга (бейа )? Имеют ли эти правители на нас права на то, чтобы им подчинялись и слушались их?

Шейх Хасан : То есть, следуя вашему мнению (о важности вопроса), хочу спросить — есть нужда в обсуждении этого?

Шейх Али : Да.

Шейх Хасан : То есть они не правят по шариату, однако мы признаём и считаем их (законными) правителями. А иначе в чем тогда смысл того, что мы подчиняемся им и слушаемся их (если не будем признавать их правление над собой законным)?! Получается, что мы должны слушаться и подчиняться им, при этом не считая их своими (законными) правителями?! Нет!! Обязательным является признать их (законными) правителями и подчиняться им во всём, кроме греха!

Шейх Али : То есть, шейх, да хранит вас Аллах, такой правитель является законным — в отношении него у нас имеется присяга (бейа) и он имеет право на то, чтобы мы ему подчинялись во всех не греховных делах?

Шейх Хасан : Конечно!! Конечно!! Конечно!! “Слушайтесь и подчиняйтесь правителю, даже если вашим правителем станет раб…” (из хадиса). К чему вообще этот вопрос?! Если кто-то скажет: “Стой, давай вернёмся с этим вопросом к учёным!”

(Ответ будет такой): “Зачем?! Этот вопрос решённый, окончательный (нет в нём сомнений!), если пожелает Аллах. Этот вопрос решенный, и нет в нем сомнений. Нам следует признать их (законными) правителями (мусульман), хотя они и не правят по шариату”. Это то, что я имел ввиду (то, что подразумевалось). Чтобы кто-то не сказал: А как это?! Они же, мол, не судят по шариату!

Шейх Али : Однако, пока правители не совершили явное неверие (куфр баваах ), они являются законными (шариатскими) правителями, и в отношении них у нас имеется присяга (бейа )…

Шейх Хасан : Да, присяга (бейа )! А если кто-либо умрет, не имея присяги к правителю, то умрет смертью доисламского периода невежества (джахилии )!

Шейх Али : Верно.

Шейх Хасан : Из этих слов понимается так, что власть правителя не признается. Сейчас не является периодом отсутствия правителя (шугуур аз-замаан).

Шейх Али : Да, и их правление тоже является законным (шариатским).

Шейх Хасан : Разве такое может быть?! Время, когда отсутствует правитель (шугуур аз-замаан )?!! Он является законным (шариатским) правителем со всеми выходящими из этого последствиями. Да, он только не правит по шариату. Однако, мы должны признавать его как (законного) правителя и слушаться и подчиняться ему во всем не греховном.

Шейх Али : Да, его правление является законным (шариатским), и в отношении него имеется присяга (бейа ).

Шейх Хасан : Да, да! Конечно, конечно!

Шейх Али : Да хранит вас Аллах.

Шейх Хасан : Тогда получается, что мы можем восстать против этих правителей?!! Или как мы должны поступить?

Шейх Али : То есть получается, они поняли ваши слова неправильно, ошибочно?

Шейх Хасан : Да! Если я так выразился, то следует добавить (поправить там же) и сказать: “Такой правитель является шариатским (законным) правителем! Мы признаём его как шариатского (законного) правителя! Поэтому, если кто-то (из числа мусульман) является нашим правителем, то мы признаем его как правителя ради Аллаха. Если вы не признаете своих правителей-мусульман законными, то тогда кто является вашим правителем?! Кого вы считаете своими правителями, о люди?! Мы спрашиваем об этом хариджитов? Они говорят такой-то и такой-то не считаются правителями. В их словах есть противоречие. Кто говорит подобное, впадает в противоречие. Как мы можем не признавать законность их правления, но при этом считать обязательным подчинение им? Нет, это неверно. Нам обязательно подчиняться им во всем не греховном и при этом признавать их законными правителями, хотя, как и известно, они не судят по шариату ».

Шейх Али : То есть, то, что они не судят по шариату, является ошибкой, однако при этом они остаются законными правителями, в отношении которых у нас имеется присяга (бейа), пока они не впадут в явное неверие.

Шейх Хасан : Мы не должны говорить, что они являются неверными или что-то подобное этому, так же, как мы не должны плохо отзываться о них.

Шейх Али : Да, да. Пусть Аллах хранит вас, пусть Аллах хранит вас.

Шейх Хасан : Аллах знает лучше, Аллах знает лучше. Уважаемый шейх (Али Муса), ты нас так научил, и ученые нас так научили! Наши все высказывания именно таковы. Ведь все мы вместе… и следуем одному пути. Если же у меня будет какая-то ошибка, и ты укажешь мне на это, то я приму от тебя и исправлюсь.

Шейх Али : Пусть Аллах хранит вас.

Шейх Хасан : Я говорю серьезно, клянусь Аллахом, я научусь у тебя и возьму у тебя знания. Ведь верующие являются друг другу друзьями и покровителями (помощниками).

Шейх Али : Нет, нет. Вы являетесь нашим отцом и нашим старейшиной!

Шейх Хасан : Пусть Аллах хранит и благословит тебя, брат мой. Пусть Аллах тебя вознаградит за то, что ты по справедливости и по истине защищаешь нас (тем, что указываешь на мои ошибки, или тем, что показываешь мне мои слова, которые могли вызвать у людей сомнение в мой адрес или вызвать неправильное понимание моих слов — примеч. SunnaPortal.com )! Хвала Аллаху!

Шейх Али : С вашего дозволения мы распространим в интернете аудиозапись этого разговора с целью исправить положение.

Шейх Хасан : Да вознаградит тебя Аллах, да вознаградит тебя Аллах. Если это было сказано, то нужно признать свою ошибку. Этот вопрос, в котором нет сомнений (разногласий)! Разве из ученых кто-либо такое говорил, как они говорят?! Разве кто-то может такое сказать (из саляфитов)?!

Шейх Али : Нет, конечно, пусть Аллах хранит вас.

Шейх Хасан : Такими высказываниями они открывают дверь, они открывают дверь (ко злу, смуте или выходу против правителя). Они говорят подобно александрийским (хизбитам): “Мы не считаем их (законными) правителями”. Мы не будем говорить, как они (эти хизбиты), потому что в их словах противоречие!

Шейх Али : Да вознаградит вас Аллах. Да воздаст Он вам благом.

Шейх Хасан : Да вознаградит и благословит тебя Аллах.

Шейх Али : Шейх, сегодня у нас 10-е Зуль-Ка’да, 1436 г.

Шейх Хасан : Какое число сегодня?

Шейх Али : Сегодня 10-е Зуль-Ка’да 1436 г. (что соответствует 25 августа 2015 г.). Да хранит вас Аллах.

Шейх Хасан : Ас-саляму алейкум.

Шейх Али : Ас-саляму алейкум.

Абу аль-Хасан Али аш-Шазили родился в 1197 году нашей эры в магрибинском селении Гамарат в семье саидов, состоявшей в родстве с магрибинскими царями и ведущей родословную от самого Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Абу аль-Хасан Али получил блестящее образование. В возрасте примерно 21 года он покинул родной край и отправился на Восток мусульманского мира.

Совершив Хадж, юноша отправился в Багдад в поисках суфийского кутбу (шейх всех шейхов). Со времён Аббасидов Багдад был местом пристального внимания теологов, ибо там находились крупные факихи-учёные - знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, аль-Джилани, аш-Шибли.

В Багдаде Абу аль-Хасан Али аш-Шазили прошёл курс обучения у шейха Абу-л-Фатха, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить постижение Истины у другого учителя - Абдуссалама ибн Машиша. Его новый суфийский учитель уединялся в пещере, расположенной на вершине горы Алам, которая находилась в окрестностях селения Гамарат.

Аш-Шазили писал: «Когда я шёл к нему, то по дороге искупался у родника, что у подножия этой горы, и потерял то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: «Добро пожаловать, Али - сын Абдуллы, сына Абу аль-Джаббара...» и перечислил мою родословную до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Затем продолжил: «О Али, ты пришёл к нам нуждающимся в образовании и воспитании, и получишь у нас богатства здешней и Будущей жизни». Так я остался у него, пока Аллах не сделал меня проницательным и дальновидным. За это время я стал свидетелем множества необычных возможности (караматов) Ибн Машиша. Однажды я сидел возле него, а рядом с нами играл его маленький сын. У меня мелькнула мысль спросить у шейха о сокровенном имени Аллаха. В тот миг мальчик подошёл ко мне, и стянув мой ворот, сказал: «О Абу аль-Хасан, ты хочешь спросить шейха о сокровенном имени Аллаха в то время, когда эта тайна Аллаха находится в твоём сердце…». Шейх улыбнулся и сказал: «Этот мальчик ответил тебе вместо меня!». Когда срок обучения подходил к концу, Абдуссалам ибн Машиш обратился ко мне: «О Али, отправляйся в Африку и остановись в селении Шазили: поистине, Аллах дарует тебе это имя. Затем отправляйся в Тунис, а позднее - на Восток, где ты получишь звание шейха».

При расставании аш-Шазили обратился к своему шейху за напутствием. Ибн Машиш произнёс: «Очисти язык от упоминания людей, а сердце - от подражания им, береги себя от грехов и выполняй предписания религии. И покровительство Аллаха станет для тебя полным. Без нужды не обсуждай людей и благочестие твоё станет совершенным. Неустанно проси Аллаха, чтобы ты не нуждался в людях и их упоминании, и чтобы Он покровительствовал тебе, поистине, Он - Всемогущий».

Воодушевлённый этими словами, аш-Шазили отправился на родину. В Тунисе он нашёл селение Шазили. Он поселился в горной пещере и всё время посвящал служению Аллаху. По словам его ученика, и после смерти аш-Шазили у подножия горы был слышен звук азана - призыва к молитве, но когда люди поднимались туда, то… никого не находили. А азан звучал при наступлении времени каждой обязательной молитвы!

Аллах недолго испытывал аш-Шазили одиночеством: «О Али, спустись к людям, чтобы они получили пользу от тебя!».

«О Господи, удали меня от людей, у меня не хватит сил ужиться с ними».

«Спустись, Я сделал благополучие твоим спутником и избавил тебя от волнений и беспокойства».

«О Господи, Ты поручаешь меня людям, чтобы я существовал на их деньги?».

«Я - Хранитель, о Али, Я дам тебе источник пропитания!».

Последовав велению Господа, аш-Шазили покинул пещеру и спустился к людям. В Тунисе царил сильный голод, люди умирали прямо на улицах.

«Я сказал себе: «Если бы у меня была возможность накормить этих людей, то я бы сделал это!». Всевышний ответил: «Бери то, что у тебя в кармане». Когда я посмотрел в карман, то обнаружил в нём дирхемы. Я взял у пекаря хлеб и раздал его голодающим. Когда я протянул пекарю деньги, он сказал: «Вы, магрибяне, - хорошие алхимики. Эти дирхемы… фальшивые». Я забрал у него монеты и, отдав ему в залог свой халат, направился к воротам.

Вдруг человек, который стоял возле ворот, воскликнул: «О Али, где дирхемы?». Я протянул ему монеты. Он взял их, потряс, затем вернул мне и сказал: «Отдай их пекарю, они настоящие!». Я пошёл к пекарю и отдал ему дирхемы. Пекарь сказал: «А… вот эти - настоящие!» Забрав у пекаря халат, я вернулся к воротам, но таинственного незнакомца там уже не было.

Встретил я его в пятницу в мечети. Совершив намаз, увидел, что справа от меня сидит человек и улыбается. Это был… он. Я поприветствовал его, а в ответ он произнёс: «О Али, ты говоришь, что если бы у тебя была возможность накормить этих людей, ты бы сделал это. И тем самым вроде бы стал «щедрее» Аллаха по отношению к Его рабам. Но если бы Аллах хотел, то насытил бы их. Он знает, что делает». Я спросил: «Скажи мне, кто ты?» «Я - Ахмад Хазир. Когда я был в Китае, мне сказали: «Иди в Тунис к Али». И я пришёл к тебе».

После совершения пятничной молитвы я посмотрел в его сторону, но его… уже не было».

На окраине города Тунис находится гора Залалж, и там отверстие, известное как «Пещера аш-Шазили».

Там и жил шейх аш-Шазили. К нему приходили люди, которые становились его учениками. С каждым днём число их росло. Что же их так привлекало к шейху? Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников - Абу аль-Азаима, который так описал учителя: «Он был смуглым, высокого роста, худощавым, с редкой бородой на щеках, с длинными пальцами на руках. Каждый, кто видел его, испытывал к нему любовь. Он притягивал к себе тайной, которую Аллах доверил ему, скромностью и простотой. Благородные люди даже переживали из-за того, что он так невнимателен к себе, хотя щедр и великодушен к другим».

Учение шейха аш-Шазили, обладавшего необыкновенной способностью понимать души людей и горевшего суфийским огнём, стало духовной основой Шазилийского тариката. Своих последователей он призывал к покорности, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата, следованию Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), презрению мирских благ.

Особый акцент в Шазилийском тарикате делается на духовном самосовершенствовании и глубоком осознании смысла веры. Мюрид (ученик) Шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаха. Он должен чувствовать абсолютную зависимость от Аллаха и непрерывно благодарить Его. Сначала языком, затем сердцем - до тех пор, пока всё его существо не превратится в сплошную благодарность, и каждый миг жизни не будет посвящён благодарению Господа.

«Вся наша жизнь - и единственное в ней занятие! - должны состоять в том, чтобы осознавать милость Аллаха и размышлять о ничтожестве нашей силы и власти, чтобы предаваться Аллаху с чувством глубокой нужды в Нём, моля Его даровать нам Своё благоволение». Такова суть учения Шазилийа - учения, которое адресовано не только общине в целом, но и каждому её члену в отдельности.

Шейх аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал бросать свои повседневные занятия и семьи ради полного предания себя богослужению. Шазилийские суфии не обязаны нищенствовать и культивировать бедность: напротив, египетские источники XIV-XV вв. повествуют о том, что члены этого братства отличались от других суфиев опрятным видом.

Аш-Шазили умер в 1258 году по пути в Хадж. Даже смерть его была преисполнена святости. Ведь известно, что Аллах поручает ангелу каждый год до Судного дня совершать Хадж за умершего в дороге паломника.

Умер аш-Шазили в области Хумейсыра в Египте. С давних пор и по сей день его могила на берегу Красного моря - почитаемое место паломничества - зиярата. Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой. Сегодня Шазилия - самый распространённый Тарикат в Египте. Кроме того, его многочисленные последователи живут в Палестине, Тунисе, Марокко и в некоторых других странах Африки. В последнее время большое число последователей Шазилия появилось и в Европе.

Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили (1197-1258 гг. н.э.) оставил огромный след в истории Ислама. Неслучайно его именем назван один из известнейших суфийских Тарикатов!

Шазилийский тарикат и распространен в странах Магриба, среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали и Коморских островов, на Востоке мусульманского мира вплоть до Индии и даже Индонезии, а также в Дагестане и соседних республиках.

Шазилийский тарикат в Дагестане.

До шейха Сайфуллы-кади Башларова ал-Казикумухи (1856-1919 гг.н.э.) Шазилийский тарикат не был известен в Дагестане. Впоследствии Сайфулла-кади ал-Казикумухи передал право на его распространение Хасану-афанди. Одним из учителей Сайфулла-кади был Мухаммад Закир Частави - один из преемников Махмуда-афанди. После его смерти Сайфулла-кади отправился в Уфу. Там он встретился с муршидом (духовный наставник) Зайнуллой Шарифи (по зову которого он и прибыл туда}

В Уфе он совершенствовался у Зайнуллы, который передал ему разрешение на наставничество - после чего Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан. Мечтая познать Шазилийский тарикат, он встретился с преемником Шазилийского пути Мухаммадом Салихом, принял от него суфийское задание и стал его воспитанником. В дальнейшем он и сам получил от Мухаммада Салиха разрешение обучать других Шазилийскому тарикату.

Мухаммад Амирханов

Совершив Хадж, юноша отправился в Багдад в поисках суфийского кутбу (шейх всех шейхов). Со времён Аббасидов Багдад был местом пристального внимания теологов, ибо там находились крупные факихи-учёные — знатоки Корана и хадисов, а также выдающиеся суфийские учителя: аль-Мухасиби, Сари Сакати, Джунайд аль-Багдади, аль-Джилани, аш-Шибли.

В Багдаде Абу аль-Хасан Али аш-Шазили прошёл курс обучения у шейха Абу-л-Фатха, по совету которого вернулся на родину, чтобы продолжить постижение Истины у другого учителя — Абдуссалама ибн Машиша. Его новый суфийский учитель уединялся в пещере, расположенной на вершине горы Алам, которая находилась в окрестностях селения Гамарат.

Аш-Шазили писал: «Когда я шёл к нему, то по дороге искупался у родника, что у подножия этой горы, и потерял то, чего достиг в образовании и воспитании. И в это время он медленно спустился ко мне. На его голове был убор из пальмовых ветвей. Он сказал: «Добро пожаловать, Али — сын Абдуллы, сына Абу аль-Джаббара…» и перечислил мою родословную до Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Затем продолжил: «О Али, ты пришёл к нам нуждающимся в образовании и воспитании, и получишь у нас богатства здешней и Будущей жизни». Так я остался у него, пока Аллах не сделал меня проницательным и дальновидным. За это время я стал свидетелем множества необычных возможности (караматов) Ибн Машиша. Однажды я сидел возле него, а рядом с нами играл его маленький сын. У меня мелькнула мысль спросить у шейха о сокровенном имени Аллаха. В тот миг мальчик подошёл ко мне, и стянув мой ворот, сказал: «О Абу аль-Хасан, ты хочешь спросить шейха о сокровенном имени Аллаха в то время, когда эта тайна Аллаха находится в твоём сердце…». Шейх улыбнулся и сказал: «Этот мальчик ответил тебе вместо меня!». Когда срок обучения подходил к концу, Абдуссалам ибн Машиш обратился ко мне: «О Али, отправляйся в Африку и остановись в селении Шазили: поистине, Аллах дарует тебе это имя. Затем отправляйся в Тунис, а позднее — на Восток, где ты получишь звание шейха».

При расставании аш-Шазили обратился к своему шейху за напутствием. Ибн Машиш произнёс: «Очисти язык от упоминания людей, а сердце — от подражания им, береги себя от грехов и выполняй предписания религии. И покровительство Аллаха станет для тебя полным. Без нужды не обсуждай людей и благочестие твоё станет совершенным. Неустанно проси Аллаха, чтобы ты не нуждался в людях и их упоминании, и чтобы Он покровительствовал тебе, поистине, Он — Всемогущий».

Воодушевлённый этими словами, аш-Шазили отправился на родину. В Тунисе он нашёл селение Шазили. Он поселился в горной пещере и всё время посвящал служению Аллаху. По словам его ученика, и после смерти аш-Шазили у подножия горы был слышен звук азана — призыва к молитве, но когда люди поднимались туда, то… никого не находили. А азан звучал при наступлении времени каждой обязательной молитвы!

Аллах недолго испытывал аш-Шазили одиночеством: «О Али, спустись к людям, чтобы они получили пользу от тебя!».

«О Господи, удали меня от людей, у меня не хватит сил ужиться с ними».

«Спустись, Я сделал благополучие твоим спутником и избавил тебя от волнений и беспокойства».

«О Господи, Ты поручаешь меня людям, чтобы я существовал на их деньги?».

«Я — Хранитель, о Али, Я дам тебе источник пропитания!».

Последовав велению Господа, аш-Шазили покинул пещеру и спустился к людям. В Тунисе царил сильный голод, люди умирали прямо на улицах.

«Я сказал себе: «Если бы у меня была возможность накормить этих людей, то я бы сделал это!». Всевышний ответил: «Бери то, что у тебя в кармане». Когда я посмотрел в карман, то обнаружил в нём дирхемы. Я взял у пекаря хлеб и раздал его голодающим. Когда я протянул пекарю деньги, он сказал: «Вы, магрибяне, — хорошие алхимики. Эти дирхемы… фальшивые». Я забрал у него монеты и, отдав ему в залог свой халат, направился к воротам.

Вдруг человек, который стоял возле ворот, воскликнул: «О Али, где дирхемы?». Я протянул ему монеты. Он взял их, потряс, затем вернул мне и сказал: «Отдай их пекарю, они настоящие!». Я пошёл к пекарю и отдал ему дирхемы. Пекарь сказал: «А… вот эти — настоящие!» Забрав у пекаря халат, я вернулся к воротам, но таинственного незнакомца там уже не было.

Встретил я его в пятницу в мечети. Совершив намаз, увидел, что справа от меня сидит человек и улыбается. Это был… он. Я поприветствовал его, а в ответ он произнёс: «О Али, ты говоришь, что если бы у тебя была возможность накормить этих людей, ты бы сделал это. И тем самым вроде бы стал «щедрее» Аллаха по отношению к Его рабам. Но если бы Аллах хотел, то насытил бы их. Он знает, что делает». Я спросил: «Скажи мне, кто ты?» «Я — Ахмад Хазир. Когда я был в Китае, мне сказали: «Иди в Тунис к Али». И я пришёл к тебе».

После совершения пятничной молитвы я посмотрел в его сторону, но его… уже не было».

На окраине города Тунис находится гора Залалж, и там отверстие, известное как «Пещера аш-Шазили».

Там и жил шейх аш-Шазили. К нему приходили люди, которые становились его учениками. С каждым днём число их росло. Что же их так привлекало к шейху? Ответ на этот вопрос можно найти в словах одного из его учеников - Абу аль-Азаима, который так описал учителя: «Он был смуглым, высокого роста, худощавым, с редкой бородой на щеках, с длинными пальцами на руках. Каждый, кто видел его, испытывал к нему любовь. Он притягивал к себе тайной, которую Аллах доверил ему, скромностью и простотой. Благородные люди даже переживали из-за того, что он так невнимателен к себе, хотя щедр и великодушен к другим».

Учение шейха аш-Шазили, обладавшего необыкновенной способностью понимать души людей и горевшего суфийским огнём, стало духовной основой Шазилийского тариката. Своих последователей он призывал к покорности, богобоязненности, строгому исполнению предписаний Шариата, следованию Сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), презрению мирских благ.

Особый акцент в Шазилийском тарикате делается на духовном самосовершенствовании и глубоком осознании смысла веры. Мюрид (ученик) Шазилийского тариката воспринимает себя рабом, который должен постоянно ощущать свою ничтожность перед величием Аллаха. Он должен чувствовать абсолютную зависимость от Аллаха и непрерывно благодарить Его. Сначала языком, затем сердцем - до тех пор, пока всё его существо не превратится в сплошную благодарность, и каждый миг жизни не будет посвящён благодарению Господа.

«Вся наша жизнь - и единственное в ней занятие! - должны состоять в том, чтобы осознавать милость Аллаха и размышлять о ничтожестве нашей силы и власти, чтобы предаваться Аллаху с чувством глубокой нужды в Нём, моля Его даровать нам Своё благоволение». Такова суть учения Шазилийа — учения, которое адресовано не только общине в целом, но и каждому её члену в отдельности.

Шейх аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал бросать свои повседневные занятия и семьи ради полного предания себя богослужению. Шазилийские суфии не обязаны нищенствовать и культивировать бедность: напротив, египетские источники XIV-XV вв. повествуют о том, что члены этого братства отличались от других суфиев опрятным видом.

Аш-Шазили умер в 1258 году по пути в Хадж. Даже смерть его была преисполнена святости. Ведь известно, что Аллах поручает ангелу каждый год до Судного дня совершать Хадж за умершего в дороге паломника.

Умер аш-Шазили в области Хумейсыра в Египте. С давних пор и по сей день его могила на берегу Красного моря - почитаемое место паломничества - зиярата. Султан Мамлюков той эпохи построил мавзолей над его могилой. Сегодня Шазилия — самый распространённый Тарикат в Египте. Кроме того, его многочисленные последователи живут в Палестине, Тунисе, Марокко и в некоторых других странах Африки. В последнее время большое число последователей Шазилия появилось и в Европе.

Шейх Абу аль-Хасан Али аш-Шазили (1197-1258 гг. н.э.) оставил огромный след в истории Ислама. Неслучайно его именем назван один из известнейших суфийских Тарикатов!

Шазилийский тарикат и распространен в странах Магриба, среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали и Коморских островов, на Востоке мусульманского мира вплоть до Индии и даже Индонезии, а также в Дагестане и соседних республиках.

Шазилийский тарикат в Дагестане.

До шейха Сайфуллы-кади Башларова ал-Казикумухи (1856-1919 гг.н.э.) Шазилийский тарикат не был известен в Дагестане. Впоследствии Сайфулла-кади ал-Казикумухи передал право на его распространение Хасану-афанди. Одним из учителей Сайфулла-кади был Мухаммад Закир Частави — один из преемников Махмуда-афанди. После его смерти Сайфулла-кади отправился в Уфу. Там он встретился с муршидом (духовный наставник) Зайнуллой Шарифи (по зову которого он и прибыл туда}

В Уфе он совершенствовался у Зайнуллы, который передал ему разрешение на наставничество - после чего Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан. Мечтая познать Шазилийский тарикат, он встретился с преемником Шазилийского пути Мухаммадом Салихом, принял от него суфийское задание и стал его воспитанником. В дальнейшем он и сам получил от Мухаммада Салиха разрешение обучать других Шазилийскому тарикату.



Характеристика мужчин