Мчс об техническом обслуживании стрелец мониторинг. Регламент подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров. Стрелец

Приложение 2

РЕГЛАМЕНТ

подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг»

    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины, используемые в настоящем Регламенте:

Оборудование – программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг»;

Объектовые станции – оборудование программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг», к которому подключаются системы пожарной сигнализации различных производителей;

Обслуживающая организация – организация, осуществляющая техническое обслуживание пожарной сигнализации, выбранная Хозорганом;

Гарантийный срок – срок, в течение которого предприятие-изготовитель осуществляет безвозмездную замену Оборудования, ставшего непригодным по причине производственных дефектов, и безвозмездное обновление программного обеспечения Оборудования по мере появления новых программных продуктов и возникновения новых задач по эксплуатации Оборудования;

Хозорган - собственник объекта защиты, юридическое (или) физическое лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты;

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;

Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;

ППКП – прибор приемно-контрольный пожарный, предназначенный для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного;

ДДС - дежурно-диспетчерская служба ФПС по Саратовской области.

Журнал – «Журнал учета объектов защиты», подключенных к Оборудованию, ведется сотрудниками ДДС;

Регламент – Регламент подключения пожарных сигнализаций объектов защиты к ПАК «Стрелец-Мониторинг».

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Регламент определяет порядок подключения пожарной сигнализации Хозоргана к Оборудованию и отключения пожарной сигнализации от Оборудования.

      Регламент не рассматривает вопросы договорных отношений между предприятием-изготовителем Оборудования, обслуживающими организациями, специализированными организациями и Хозорганами.

      Регламент разработан с целью:

Установления единого порядка подключения объектов защиты к Оборудованию и отключению от него;

Сокращение количества ложных вызовов подразделений ФПС на пожары;

Оказания влияния на качество обслуживания пожарной сигнализации специализированными организациями.

    ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

      Подключение пожарной сигнализации к Оборудованию включает в себя следующие этапы:

      1. Подача Хозорганом в соответствующее подразделение ФПС по Саратовской области заявки на подключение пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, к Оборудованию (форма-приложение).

        Рассмотрение заявки на подключение и выдача Хозоргану соответствующим подразделением ФПС по Саратовской области технических условий на подключение пожарной сигнализации к Оборудованию установленным порядком.

        Проверка технической возможности подключения пожарной сигнализации к Оборудованию проводится совместно представителями Хозоргана, Рабочей группой подразделения ФПС России по Саратовской области. При невозможности подключения пожарной сигнализации к Оборудованию, представитель Рабочей группы подразделения ФПС МЧС России по Саратовской области указывает конкретные причины невозможности такого подключения и рекомендации по техническому дооснащению пожарной сигнализации Хозоргана.

        Выполнение организацией, осуществляющей эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК Стрелец - Мониторинг в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области, действий по подключению пожарной сигнализации к Оборудованию.

После принятия положительного решения пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается организацией, осуществляющей эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК Стрелец - Мониторинг в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области, к Оборудованию. В течение 10-ти (десяти) рабочих дней проводится тестирование Оборудования по приему сигналов от пожарной сигнализации по выбранному каналу связи.

        После завершения работ по подключению и проведению тестирования Оборудования, Хозорган и подразделение ФПС по Саратовской области подписывают акт о подключении пожарной сигнализации к Оборудованию на постоянной основе.

Сведения об объекте защиты, пожарная сигнализация которого подключена к Оборудованию, заносятся в Журнал.

      Отключение пожарной сигнализации от Оборудования включает в себя следующие этапы:

      1. Отключение неисправной пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, от Оборудования.

Контроль за исправностью объектовой станции и состоянием пожарной сигнализации, подключенных к Оборудованию производит организация, осуществляющая эксплуатационное и техническое обслуживание объектовых станций Стрелец - Мониторинг на соответствующем объекте защиты.

Доклад диспетчера ФПС пульта ПАК «Стрелец-Мониторинг» в организацию, осуществляющую эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК «Стрелец – Мониторинг» в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области производится в установленном порядке о следующих ситуациях:

Возникновении неисправности пожарной сигнализации;

Неисправности пожарной сигнализации в течение 6 часов;

Неоднократном (более 2-х раз подряд в течение 10 календарных дней) ложном срабатывании пожарной сигнализации.

Принятие Рабочей группой подразделения ФПС по Саратовской области на основании докладов диспетчера пульта ПАК «Стрелец-Мониторинг» решения об отключении неисправной пожарной сигнализации от Оборудования.

Уведомление письменно и по телефону представителя Хозоргана о принятом решении.

Занесение в Журнал информация, содержащей сведения о дате и причине отключения пожарной сигнализации от Оборудования.

Повторное подключение пожарной сигнализации к Оборудованию осуществляется после устранения неисправности. Хозорган устраняет неисправность пожарной сигнализации и сообщает об этом в организацию, осуществляющую эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК «Стрелец – Мониторинг» в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области письменно и по телефону.

Рабочая группа подразделения ФПС по Саратовской области совместно с организацией, осуществляющей эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК «Стрелец – Мониторинг» в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области в течение 5 рабочих дней, после получения от Хозоргана соответствующей информации, осуществляет проверку технической возможности повторного подключения пожарной сигнализации к Оборудованию. В Журнал заносится информация, содержащая сведения о дате и времени повторного подключения пожарной сигнализации к Оборудованию.

        Отключение пожарной сигнализации от Оборудования в случае реконструкции, ремонта помещений или прекращения существования Хозоргана включает в себя подачу Хозорганом за 10 (десять) рабочих дней в организацию, осуществляющей эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК «Стрелец – Мониторинг» в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области заявки на отключение пожарной сигнализации от Оборудования с указанием причины: реконструкция, ремонт помещений или прекращение его существования.

        Повторное подключение производится в порядке предусмотренном п.п.3.1.1.-3.1.3.

ЗАЯВКА № ___

Субъект РФ

Квартира

Форма собственности

Государственная собственность

Муниципальная собственность

Частная собственность

Собственность общественных и религиозных организаций или объединений

Собственность профессиональных союзов

Смешанная собственность

Другие виды собственности в соответствии с позициям ОКФС

Ведомственная принадлежность

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (органы исполнительной власти РФ).

Министерства, департаменты, комитеты, агентства, управления, службы, инспекции органов исполнительной власти субъекта РФ.

Характеристика объекта

    Внутреннее противопожарное водоснабжение.

    Наружное противопожарное водоснабжение.

    Наличие прямой телефонной связи с подразделением пожарной охраны.

    Краткая характеристика конструктивно-планировочных решений, строительных конструкций и путей эвакуации.

    Обеспеченность учреждения средствами индивидуальной защиты и средствами эвакуации маломобильных пациентов.

    Расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны.

Телефон Хозоргана круглосуточный

Телефон руководителя Хозоргана

Стрелец -Мониторинг », передача извещений должна осуществляться в автоматическом... и подтверждена в установленном порядке производителем ПАК «Стрелец -Мониторинг ». Ограничение в применении. Не допускается применение...

  • Руководство по эксплуатации спнк. 425624. 007 Рэ, ред. 7

    Руководство по эксплуатации

    ... "Стрелец -Мониторинг " 7 2.3Комплект поставки пультовой радиостанции "Стрелец -Мониторинг " 8 2.4Комплект поставки радиоретранслятора "Стрелец -Мониторинг " 8 2.5Комплект поставки радиоретранслятора "Стрелец -Мониторинг ...

  • 1. общая информация

    Документ

    ... Стрелец УСГС ВОРС "Стрелец " 1947 ВОРС "Стрелец ФАЗА-Р ВОРС "Стрелец " 1948 ВОРС "Стрелец ... запасной КЛЮЧ 2023 РСПИ"Стрелец -Мониторинг "- Модуль сопряжения MC-RS ... + SM05 (Дисциплинарные отчеты) + SM08 (Мониторинг ) + SM09 (Верификация/идентификация) + SM12 ...

  • Итоги деятельности отдела по образованию администрации Острогожского муниципального района за 2012 год 3

    Документ

    Общеобразовательных учреждениях проведен мониторинг образовательных потребностей обучающихся. В результате мониторинга сформирована муниципальная база... оборудованы программно-аппаратным комплексом «Стрелец -мониторинг ». Всего расходы на проведение...

  • «мираж» интегрированная система охранно-пожарного и технологического мониторинга

    Документ

    Пожарного и технологического мониторинга Интегрированная система дистанционного мониторинга «Мираж» является... 3 года. КОНВЕРТОР МИРАЖ-СТРЕЛЕЦ Конвертор протоколов для интеграции систем... "Мираж" и "Стрелец " . Установка в слот базового...

  • Глава МЧС России Владимир Пучков решил, что установка пожарной автоматики на гражданских объектах отныне будет происходить в соответствии с антимонопольным законодательством. Для этого министр отменил ранее существовавшую практику закупки оборудования, чем вторгся в сектор рынка стоимостью почти в 100 миллиардов рублей.

    YayMicro/Oliver Sved/PressFoto

    Отмена «Стрельцов»

    Приказ МЧС № 35 от 29 января 2016 года таких слов, конечно же, не содержит. Он просто признал утратившими силу 4 других приказа, благодаря которым в пожарных частях страны на протяжении последних лет устанавливались программно-аппаратные комплексы «Стрелец-Мониторинг», производимые петербургским ЗАО «Аргус-Спектр». Свое решение министр Пучков мотивировал необходимостью соблюдать 44-й ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Министр фактически признал: с соблюдением упомянутого ФЗ до сих были проблемы. Еще в декабре 2013 года Федеральная антимонопольная служба устроила связанным с ЗАО «Аргус-Спектр» огнеборцам показательную порку. Только так на сайте ведомства заявления, в котором ФАС обвинила ЗАО «Аргус-Спектр» в нарушениях Закона «О защите конкуренции» и в попытке монополизировать рынок пожарной автоматики.

    Разбирательство инициировало ООО «Волна» из Ленинградской области, которое оснащало пожарной автоматикой государственные и частные учреждения региона, но в начале 2012 года столкнулось с непониманием областного МЧС . Не чуждые ведомству и производителю «Стрельцов» «Аргус-Спектру» коммерческие структуры предложили «Волне» договоры на оказание «консультационных услуг», но гендиректор Борис Александров отказался от заманчивого предложения. Компания располагает собственным центром систем комплексной безопасности и мониторинговым центром.

    Комплексы «Стрелец-Мониторинг», установленные в подразделениях областного МЧС, вдруг перестали понимать сигналы, поступавшие от пожарной автоматики клиентов «Волны». Примерно в то же время сотрудники надзорных органов МЧС пришли с проверками к клиентам «Волны».

    Пожарные миллиарды

    Приказ № 35 не ставит точку, но меняет подход – шансы конкурентов должны быть уравнены в соответствии с антимонопольным законодательством.

    Одна объектовая станция «Аргуса», которую устанавливают в здании для подсоединения к «Стрельцу» в ближайшей пожарной части, обойдется владельцу здания сегодня около 65 000 рублей. В каждом районе, например, Ленинградской области существуют около 1000 объектов, которые можно оборудовать системами пожарной автоматики. Таким образом, только 1 район может приобрести таких станций примерно на 65 000 000 рублей. В Ленобласти 18 административных районов – итого «Аргус-Спектр» теоретически может продать в регионе 18 000 подсоединений более чем на 1 миллиард.

    В России 83 субъекта Федерации. Помножим этот миллиард на 83 и получим гипотетическую финансовую привлекательность данного сектора бизнеса в федеральных масштабах – более 83 миллиардов рублей. Плюс некая абонентская плата, взимаемая с каждого владельца объекта, где установлена пожарная автоматика. Плюс несколько десятков пожарных частей в каждом из 83 субъектов Федерации должны были в соответствии с отмененными приказами приобретать собственно программно-аппаратные комплексы «Стрелец-Мониторинг». Сегодня одно такое изделие стоит около 805 000 рублей.

    Авторы 35-го приказа все это не могут не понимать. Поэтому написано там не только об отмене нормативных актов, давших зеленый свет «Стрельцам». Министр Пучков обязывает одно подразделение МЧС подготовить предложения по корректировке законодательства, «регулирующего вопросы пожарной безопасности в части, касающейся ликвидации технических ограничений по способам дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт пожарно-спасательных подразделений… территориальных органов МЧС России».

    Два генерала

    Российский частный бизнес, связанный с пожарной автоматикой, имеет интересную конфигурацию. В школе № Х происходит возгорание, установленная там аппаратура «ловит» его и передает сигнал на пульт частной компании, если у школы заключен договор с ней, и на пульт ближайшего подразделения МЧС, если договор с МЧС. В первом случае сигнал о возгорании попадает туда же – но не от оборудования в школе, а от оборудования в частной компании. Этот путь технологически длиннее – куда логичнее кажется направлять сигнал о возгорании напрямую с объекта в подразделение МЧС, минуя посредников.

    Такова позиция инициаторов отмененных Владимиром Пучковым приказов, благодаря которым структуры МЧС и гражданские объекты оснащались «Стрельцами».

    Эту идеологию участники бизнеса связывают с заместителем министра МЧС генерал-полковником Александром Чуприяном, выходцем из Управления государственной противопожарной службы ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связь которого с ЗАО «Аргус-Спектр» мы . В этой логике есть только один изъян: законодательство Российской Федерации разрешает участие на рынке пожарной автоматики частным компаниям. Можно сколько угодно рассуждать о вредности посредников – но их придумала не «Волна», а Государственная дума.

    Исполнение приказа № 35, который уже испортил настроение многим участникам этого бизнеса, генерал Пучков поручил проконтролировать другому своему заместителю – генерал-лейтенанту Леониду Беляеву. Он тоже выходец из Петербурга, 9 лет возглавлял городское управление МЧС. На основании имеющейся у «Фонтанки» информации, можно предположить, что этот генерал – сторонник другого подхода к рынку пожарной автоматики, суть которого весьма проста: если закон разрешает посредникам работать на этом рынке – пусть работают, но с соблюдением федерального и антимонопольного законодательства.

    Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»

    Здравствуйте! На связи с вами Владимир Раичев и сегодня мне хотелось бы снова поговорить с вами о дублировании сигнала о пожаре и про техническое обслуживание Стрелец-Мониторинг. В последнее время все чаще стали возникать сложности с этим.

    Предпосылки для обязательного применения РСПИ «Стрелец-Мониторинг»

    Итак, в 2012 году в Федеральный закон № 123-ФЗ были внесены изменения, согласно которым требование о дублировании сигнала о пожаре на пульт 01 стало обязательным для некоторых типов зданий. Причем главное условие — это без участия человека, чтобы исключить этот человеческий фактор.

    Пожалуй, многие согласятся, что исключение человеческого фактора при передаче сигнала — это скорее благо, чем нечто плохое. А стабильность работы противопожарной автоматики, за счет которой должно осуществляться дублирование, поддерживается за счет своевременного технического обслуживания.

    На момент вступления в законную силу требования о дублировании сигнала многие производители оказались не готовы предоставить оборудование, которое могло бы осуществлять передачу сигнала без участия человека. Самой подготовленной организацией оказалась Аргус-Спектр с их оборудованием Стрелец-Мониторинг".

    Хотя это тоже относительно, мне помнится, что мы ждали поставки оборудования около 4 месяцев, а некоторые особо хитрые организации подключали несчастных заказчиков за суммы, превышающие 100 тысяч рублей. Честно говоря, при сопряжении устройств я потерял много нервных клеток, но это уже совсем другая история.

    Кто может производить ТО Стрелец-Мониторинг

    Как обстоят дела в других регионах я не знаю, к сожалению, но то, что происходит сейчас в Москве, я готов рассказать. Дело в том, что у Аргус-Спектра в каждом регионе есть свой дилер. Таких представителей в регионе может быть только один.

    Этот официальный представитель обслуживает вторую часть оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», которая устанавливается в случае с городом Москвой в ЦУКСе (Центр управления кризисными ситуациями). Из ЦУКС информация передается ну пульт ближайшей пожарной части (саму процедуру не знаю, поэтому это лишь мое предположение, что происходит именно так).

    Так вот, первая часть оборудования или передатчик, который устанавливается в организациях и учреждениях обслуживают организации, с которыми собственник заключает договор. То есть по сути наше оборудование может обслуживать любая организация, имеющая лицензию МЧС на ТО АПС. К этому пришли не сразу, а лишь при помощи огня и меча, то есть судебных разбирательств.

    Каждый официальный представитель Аргус-Спектра (или почти каждый) считал, что только у него есть право обслуживать Стрелец-Мониторинг. И создавал кучу препонов другим организациям, пользуясь тем, что осуществляет ТО оборудования в ЦУКС или в пожарной части. Хотя слово «препон» не совсем правильное в данном случае. Официальный представитель просто зарабатывал деньги, пользуясь своим статусом. Так многие делают.

    По началу официальные представители старались убедить заказчиков, что только они имеют право установки оборудования «Аргус-Спектр». Кто-то верил в это, кто-то нет. В итоге появилось разъяснение «Аргус-Спектра» своим представителям, что их статус не дает им приоритетного права устанавливать и осуществлять техническое обслуживание оборудования. Но официальный представитель имеет право взимать дополнительную плату за предоставление информации о прохождении сигнала. Конечно было написано не так категорично, но завуалированный посыл был именно таким.

    То есть, представьте себе, у официального дилера появилась уникальная возможность брать плату буквально с каждой организации, которая осуществляет ТО Стрелец-Мониторинг. Собственнику важно понимать, уходит ли сигнал на пульт 01 или нет. А ЦУКС мне лично такую информацию не предоставляет, хотя я являюсь официальным представителем собственника. Организации, которая осуществляет техническое обслуживание, тоже не предоставляется информация о прохождении сигнала. Точнее предоставляется, но за отдельные деньги.

    У меня есть запись нескольких телефонных разговоров с диспетчерами ЦУКС, которые взахлеб рассказывают мне, что в их должностной инструкции нет обязанностей о предоставлении информации о прохождении сигнала. А еще рассказывают сказки, как вся информация о всех сигналах от РСПИ «Стрелец-Мониторинг» находится в свободном доступе сети интернет на сайте «Единого центра технического мониторинга».

    Кто-нибудь встречал сайт этого единого центра? Поделитесь ссылкой пожалуйста.

    Резюмируя все вышесказанное, нужно платить официальному представителю за информацию. Но цена вопроса постоянно растет. Если раньше эта сумма составляла до 1000 рублей за каждый объект в месяц (кто-то из обслуживающих организаций говорил мне, что платят 500 руб./мес., кто-то говорил 700 руб./мес.), то сейчас речь идет об оплате каждого сигнала. А их в месяц может быть очень много. Например, как у меня в прошлом году .

    Регламент технического обслуживания РСПИ «Стрелец-Мониторинг»

    Проведение ТО РСПИ «Стрелец-Мониторинг», как мы уже с вами выяснили не требует никаких дополнительных лицензий или специальных умений и навыков у работников обслуживающей организации. А само ТО производится по регламенту, который указан в договоре или, если каких-то специальных условий нет, то на основании инструкции завода-изготовителя.

    Я предлагаю вам свой вариант регламента. Возможно кто-то будет с ним не согласен и покажет что-то свое.

    Пожалуй, на этом я и закончу. Не забывайте подписываться на новости блога и делиться статьями с друзьями в социальных сетях. Напоминаю, что еще 2-3 дня буду собирать от вас вопросы для вебинара, подробнее об этом . До новых встреч, пока-пока.

    РЕГЛАМЕНТ

    подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров

    1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Термины, используемые в настоящем Регламенте:

    Оборудование – программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг», установленный в подразделении ФПС по Саратовской области;

    Подразделения ФПС - подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России по Саратовской области, эксплуатирующие Оборудование;

    ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Саратовской области, эксплуатирующий Оборудование;

    Главное управление - территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

    Объектовая станция – оборудование программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг», к которому подключаются системы пожарной сигнализации различных производителей, устанавливается на объекте защиты;

    Обслуживающая организация – организация, осуществляющая техническое обслуживание Оборудования;

    Специализированная организация - организация, имеющая лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности или допуск от саморегулируемой организации;


    Центр технического мониторинга – ЦТМ – специализированная организация, осуществляющая мониторинг приема, обработки и регистрации сигналов, поступающих от объектов защиты на пульт в ПЧ, а также осуществляющая контроль за работоспособностью Оборудования в круглосуточном режиме;

    Гарантийный срок – срок, в течение которого предприятие-изготовитель осуществляет безвозмездную замену Оборудования, ставшего непригодным по причине производственных дефектов, и безвозмездное обновление программного обеспечения Оборудования по мере появления новых программных продуктов и возникновения новых задач по эксплуатации Оборудования;

    Хозорган - собственник объекта защиты, юридическое (или) физическое лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты;

    Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;

    Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты;

    ППКП – прибор приемно-контрольный пожарный, предназначенный для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного;

    ДДС - дежурно-диспетчерская служба подразделения ФПС по Саратовской области;

    Журнал – «Журнал учета объектов защиты», подключенных к Оборудованию, ведется сотрудниками ДДС;

    Регламент – Регламент подключения сторонних организаций к программно-аппаратному комплексу системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров «Стрелец-Мониторинг».

    2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    2.1. Регламент определяет порядок подключения пожарной сигнализации Хозоргана к Оборудованию и отключения пожарной сигнализации от Оборудования.

    2.2. Регламент не рассматривает вопросы договорных отношений между предприятием-изготовителем Оборудования, обслуживающими организациями, специализированными организациями и Хозорганами.

    2.3. Регламент разработан с целью:

    Минимизации затрат на эксплуатацию Оборудования;

    Установления единого порядка технического обслуживания Оборудования;

    Установления единого порядка подключения объектов защиты к Оборудованию и отключения от него;

    Сокращение количества ложных вызовов подразделений ФПС на пожары;

    Оказания влияния на качество обслуживания пожарной сигнализации специализированными организациями.


    2.4. Настоящий Регламент устанавливает единый порядок:

    Технического обслуживания Оборудования;

    Подключения пожарной сигнализации к Оборудованию;

    Отключения пожарной сигнализации, в случае ее неисправности и ложных срабатываниях, от Оборудования.

    2.5. Настоящий Регламент устанавливает процедуры:

    Приема и отработки тревожных, аварийных и информационных сигналов, поступивших с ППКП через объектовые станции на Оборудование;

    Сбора, хранения и передачи статистической информации о состоянии пожарной сигнализации.

    2.6. Для проведения мероприятий эксплуатационно-технического обслуживания к оборудованию могут допускать специалисты обслуживающей организации в соответствии с ранее утвержденными списками. К работе на Оборудовании допускаются сотрудники ЦУКС и подразделений ФПС, прошедшие обучение.

    В обязательном порядке обучение должны пройти:

    Руководитель дежурно-диспетчерской службы (для ПАК - ДДС) - 1 человек;

    Руководитель пожарной части (для ПАК-ПЧ) - 1 человек;

    Специалисты в области связи и программного обеспечения (при наличии в штате) - 1 человек;

    Диспетчера - не менее 3 человек.

    Обучение проводит обслуживающая организация.

    Переподготовка сотрудников проводится обслуживающей организацией по факту обновления заводом-изготовителем основного ПО для Оборудования.

    2.7. В соответствии с «Концепцией построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов », утвержденной МЧС России в 2008 г., основным каналом связи для Оборудования является радиоканал. Иные каналы связи (телефонные проводные сети, каналы сотовой связи , IP сети) в виду их низкой надежности при чрезвычайных ситуациях или их отключением при контртеррористических операциях, могут применяться только для территорий с низкой плотностью объектов. Выбор канала связи для передачи сигналов от АПС в ПЧ осуществляет рабочая группы подразделения ФПС совместно с техническими специалистами Обслуживающей организации.

    2.8. Монтаж ПАК «Стрелец-Мониторинг»-ДДС и ПАК «Стрелец-Мониторинг»-ПЧ производит завод-изготовитель или обслуживающая организация. Выбор обслуживающей организации осуществляет начальник Главного управления, или по его решению, начальник ЦУКС (подразделения ФПС), эксплуатирующего Оборудование.

    При этом, если Оборудование поставлено в несколько подразделений ФПС, обслуживающих организаций может быть определено также несколько.

    2.9. Техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» - ДДС и ПАК «Стрелец-Мониторинг» - ПЧ в период их гарантийного срока эксплуатации осуществляет обслуживающая организация в соответствии с Руководством по эксплуатации (СПНК.425628.003 РЭ) и иной технической документацией завода - изготовителя.

    2.10. Монтаж и техническое обслуживание объектовых станций может проводить любая специализированная организация в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.

    2.11. Подключение объектовых станций к Оборудованию осуществляет только обслуживающая организация, что обусловлено:

    Необходимостью контроля исправности подключаемых к Оборудованию систем пожарной сигнализации с целью снижения выездов подразделений пожарной охраны по ложным тревогам;

    Увеличенным гарантийным сроком эксплуатации Оборудования, в течение которого только завод-изготовитель и обслуживающая организация обеспечивают работоспособность Оборудования и выполнение им задач по предназначению;

    Необходимостью соблюдения требований федерального законодательства в области использования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (для ОС, работающих на радиочастотах МЧС России).

    2.12. В случаях, если обслуживающая организация и специализированная организация, выполнившая монтаж объектовой станции являются различными организациями, то координацию вопросов подключения к Оборудованию возглавляет руководитель рабочей группы (сотрудник ЦУКС, подразделения ФПС).

    3. ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ОТКЛЮЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

    3.1. Подключение пожарной сигнализации к Оборудованию включает в себя следующие этапы:

    3.1.1. Подача Хозорганом в соответствующее подразделение ФПС по Саратовской области заявки на подключение пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, к Оборудованию (форма-приложение). При отсутствии в соответствующем подразделении ФПС приемного оборудования из состава ПАК «Стрелец-мониторинг», заявка на подключение направляется в Главное управление МЧС России по Саратовской области.

    3.1.2. Рассмотрение заявки на подключение рабочей группой и выдача Хозоргану соответствующим подразделением ФПС по Саратовской области (Главным управлением МЧС России по Саратовской области) технических условий (типового технического задания) на сопряжение пожарной сигнализации с Оборудованием установленным порядком.

    3.1.3. Проверка технической возможности подключения пожарной сигнализации к Оборудованию проводится совместно представителями Хозоргана, Рабочей группой подразделения ФПС России по Саратовской области. При неисправности или невозможности подключения пожарной сигнализации к Оборудованию, представитель Рабочей группы подразделения ФПС по Саратовской области указывает конкретные причины невозможности такого подключения и, при необходимости, рекомендации по техническому дооснащению пожарной сигнализации Хозоргана.

    3.1.4. Выполнение монтажной организацией действий по подключению пожарной сигнализации к Оборудованию.

    После принятия положительного решения пожарная сигнализация через объектовую станцию подключается посредством ЦТМ, к Оборудованию. По результатам подключения и проверки прохождения сигнала составляется трехсторонний акт оценки готовности технических средств к автоматической передаче извещений о срабатывании или неисправности системы противопожарной защиты в территориальное подразделение противопожарной службы. Далее в течение 10-ти (десяти) рабочих дней проводится тестирование Оборудования по приему сигналов от пожарной сигнализации по выбранному каналу связи. В данный период сигналы от пожарной сигнализации (пожарная тревога, отключение электропитания, и другие технологические сигналы) передаются в ЦТМ, обрабатываются, и при необходимости, передаются на пульт Оборудования, установленный в подразделении ФПС, а также сообщаются хозоргану.

    3.1.5. После завершения работ по подключению и проведению тестирования Оборудования, представители подразделения ФПС совместно с ЦТМ заносят в Журнал сведения об объекте защиты, пожарная сигнализация которого подключена к Оборудованию. Журнал хранится у диспетчерского состава подразделения ФПС. От пожарных сигнализаций диспетчеру подразделения ФПС через ЦТМ передаются исключительно сигналы «Пожарная тревога», все другие технологические сигналы обрабатываются ЦТМ. В период проведения регламентных работ прием и обработка диспетчером подразделения ФПС сигналов «Пожарная тревога» с целью тестовой и технологической проверки работоспособности объектовых станций на объекте, не допускается. Исключением являются случаи проведения проверки работоспособности объектовой станции и пожарной сигнализации на объекте сотрудниками надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области.

    3.1.6. ЦТМ в круглосуточном режиме проводит обработку сигналов от пожарных сигнализаций, ведет реестр объектов, на которых проводятся регламентные или ремонтные работы , объектов отключенных по различным причинам от оборудования, о чем ежесуточно информирует подразделение ФПС с целью повышения достоверности сигналов тревог и сокращения ложных вызовов. Работа ЦТМ регламентируется утвержденным и согласованным соглашением между обслуживающей организацией (ЦТМ) и подразделением ФПС, осуществляющим эксплуатацию Оборудованием.

    3.2. Отключение пожарной сигнализации от Оборудования производится ЦТМ и включает в себя следующие этапы:

    3.2.1. Отключение неисправной пожарной сигнализации, смонтированной на объекте защиты, от Оборудования.

    Контроль за исправностью работы объектовой станции и состоянием пожарной сигнализации, подключенных к Оборудованию, а также каналов связи осуществляет диспетчер ЦТМ.

    В случае возникновения неисправностей пожарной сигнализации и невосстановления ее работоспособности в течение 6 часов - для городов и 12 часов - для городских и сельских поселений , диспетчер ЦТМ информирует об этом ЦУКС, подразделение ФПС, обслуживающую организацию.

    Доклад специалиста ЦТМ диспетчеру подразделения ФПС, руководителю хозоргана, а также в организацию, осуществляющую эксплуатационное и техническое обслуживание пожарной сигнализации, установленной на соответствующем объекте защиты производится в установленном порядке о следующих ситуациях:

    Возникновении неисправности пожарной сигнализации;

    Неисправности пожарной сигнализации в течение 6 часов;

    Неоднократном (более 2-х раз подряд в течение 10 календарных дней) ложном срабатывании пожарной сигнализации.

    Рабочей группой подразделения ФПС по Саратовской области на основании докладов диспетчера ЦТМ и диспетчера ФПС принимается решение об отключении неисправной пожарной сигнализации объекта защиты от Оборудования, с уведомлением письменно и по телефону представителя Хозоргана о принятом решении.

    Занесение в Журнал информации, содержащей сведения о дате и причине отключения пожарной сигнализации от Оборудования.

    Повторное подключение пожарной сигнализации к Оборудованию осуществляется после устранения неисправности. Хозорган восстанавливает работоспособность пожарной сигнализации и сообщает об этом в ЦТМ и обслуживающую организацию, письменно и по телефону.

    Рабочая группа подразделения ФПС по Саратовской области совместно с обслуживающей организацией в течение 5 рабочих дней, после получения от Хозоргана соответствующей информации, осуществляет совместно с ЦТМ проверку технической возможности повторного подключения пожарной сигнализации к Оборудованию.

    3.2.2. Отключение пожарной сигнализации от Оборудования в случае реконструкции, ремонта помещений или прекращения существования Хозоргана включает в себя подачу Хозорганом за 10 (десять) рабочих дней в организацию, осуществляющей эксплуатационное и техническое обслуживание ПАК «Стрелец – Мониторинг» в соответствующем подразделении ФПС по Саратовской области заявки на отключение пожарной сигнализации от Оборудования с указанием причины: реконструкция, ремонт помещений или прекращение его существования.

    3.2.3. Повторное подключение производится в порядке предусмотренном п. п.3.1.1.-3.1.5. В Журнал заносится информация, содержащая сведения о дате и времени повторного подключения пожарной сигнализации к Оборудованию.

    4. ПРИЕМ И ОТРАБОТКА ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛОВ («ПОЖАР НАЯ ТРЕВОГА» и «ВНИМАНИЕ»), ПОСТУПИВШИХ С ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ НА ОБОРУДОВАНИЕ.

    Прием тревожных сигналов («Пожарная тревога» и «Внимание») осуществляется диспетчерами ДДС ЦУКС и подразделений ФПС, работающих на автоматизированном рабочем месте (АРМ) оператора Оборудования.

    Руководители ЦУКС и подразделений ФПС в установленном порядке утверждают инструкции для диспетчеров, работающих на АРМ оператора.

    По получении сигнала «Пожарная тревога» диспетчер организует высылку подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с приказом МЧС России № 000-08.

    Прием информационных сигналов о неисправностях устройств пожарной сигнализации на объектах, а также проверочных сигналов в периоды технического обслуживания объектовых станций, диспетчерами ДДС не осуществляется.

    5. СБОР, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

    Сбор, хранение и передача статистической информации о состоянии пожарной сигнализации подключенной к Оборудованию осуществляется ЦТМ.

    ЦТМ по авторизованным запросам Главного управления (ЦУКС, подразделения ФПС) предоставляет информацию о текущем состоянии и работоспособности пожарной сигнализации на объектах защиты, количестве сбоев в ее работе за заданный период, оперативности их устранения, а также архивную информацию о неисправностях пожарной сигнализации на объектах защиты за заданный период.

    Передача информации из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными федеральными и ведомственными нормативными актами , в том числе Методикой проведения мониторинга.

    В целях оперативного обмена информацией допускается ее передача с использованием информационно-телекоммуникационных сетей . При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации , должностными лицами, осуществляющими передачу (принятие) информации, принимаются меры, направленные на ее защиту.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» — это система мониторинга, обработки и передачи данных о возгорании, динамике развития пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях. Установленные системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» успешно функционируют в Краснодарском крае.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» — высоконадежная беспроводная система, которая без участия персонала объекта позволяет в автоматическом режиме осуществлять мониторинг показателей, характеризующих состояние безопасности социально значимых и потенциально опасных объектов, а так же оповещать население об условиях чрезвычайных ситуаций по каналу связи, который не зависит от работы аппаратуры связи общего пользования.

    На базе ПАК «Стрелец-Мониторинг» можно организовать следующие варианты оповещения:
    речевое – воспроизведение речевых сообщений посредством уличных громкоговорителей, СОУЭ объекта или домофонов;
    звуковое – запуск электромеханических сирен;
    текстовое – воспроизведение текстового сообщения в виде бегущей строки;
    видео – воспроизведение заранее записанных видеороликов;
    персональное – применение персональных вибробраслетов, позволяющих оповещать лиц с ограниченными возможностями.

    Программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» (ПАК «Стрелец-Мониторинг») разработан ВНИИПО при участии ведущих российских производителей систем безопасности и принят на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743.

    Основной задачей комплекса является повышение уровня пожарной безопасности социально-значимых объектов. Комплекс способен передавать в автоматическом режиме сигнал о пожаре по радиоканалу МЧС в подразделение пожарной охраны, что в свою очередь позволяет силам МЧС немедленно реагировать на возникновение пожара. Пожарный мониторинг осуществляется в непрерывном круглосуточном режиме. Радиосистема передачи извещений «Стрелец-Мониторинг» (РСПИ) совместима со всеми существующими системами автоматической пожарной сигнализации (АПС) установленными на объектах.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» предназначен для:

    • автоматизированного вызова Федеральной противопожарной службы, минуя оперативный персонал самих объектов;
    • контроля развития пожара с точностью до извещателя и передачи в штаб пожаротушения актуальной
    • информации о развитии ситуации с отображением на плане объекта;
    • определения путей эвакуации и планирования мер по ликвидации пожаров;
    • сбора, хранения и передачи информации о состоянии устройств систем пожарной сигнализации.

    Основным каналом связи в ПАК «Стрелец-Мониторинг» является двухсторонний радиоканал на выделенных для МЧС частотах в диапазонах 146-174 МГц и 403-470 МГц.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» по радиоканалу обеспечивает:

    • двухсторонний обмен данными между центром мониторинга и охраняемым объектом с непрерывным контролем канала;
    • подтверждение доставки (квитирование) каждого информационного пакета;
    • автоматический контроль до 8000 объектов (при периоде автотеста 30 мин);
    • удаленный запуск на объекте речевых сообщений ГО и ЧС из центра мониторинга.

    Зачем внедрять мониторинг?

    1. Автоматический вызов
    Статистика: через 20 минут после пожара резко возрастает вероятность гибели людей.

    2. Трансляция сигналов оповещения МЧС
    Трансляция сигналов оповещения МЧС на объекты наиболее надежно в условиях ЧС может осуществляться по радиоканалам МЧС, независящих от работы аппаратуры связи общего пользования.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» способен передавать сигналы оповещения МЧС «СМС-МЧС» на терминалы ОКСИОН и защищаемые объекты. Короткое (до 60 символов) сообщение, набранное на пульте МЧС, может быть доведено в течение нескольких минут до выбранных или до всех объектов. Объектовая станция ПАК «Стрелец-Мониторинг» преобразует сообщение «СМС-МЧС» в голосовое (для трансляции по системе речевого оповещения объекта) или в сообщение для индикатора типа «бегущая строка» и т.п.

    По каким каналам связи работает комплекс?

    Основным каналом связи в ПАК «Стрелец-Мониторинг» является двухсторонний радиоканал на выделенных специально для МЧС частотах.
    Также могут использоваться следующие каналы связи:

    • телефонные проводные сети (в форматах «Contact-ID» и «Аргус-Т»);
    • каналы сотовой связи GSM (в форматах «Contact-ID» и «Data CSD»);
    • каналы сотовой связи GPRS;
    • IP-сети (Ethernet/Internet).

    Можно ли применять «обычные» каналы связи для мониторинга?

    Всем известны следующие проблемы «общедоступных» каналов связи, например:
    «Новый Год» : в период проведения массовых праздников невозможно или очень трудно использовать каналы GSM связи;
    «Перегруз» : в случае паники в городе, когда все пытаются выяснить друг у друга о происходящем и о дальнейших действиях, пользоваться сотовыми или проводным телефоном невозможно;
    «Обрыв проводов» : для проводных телефонных линий и Ethernet-каналов всегда существует угроза их обрыва в случае наводнения, оползня, землетрясения, обмерзания;
    «Теракт» : одним из наиболее действенных средств, которое применяется всеми спецслужбами мира при ликвидации последствий террористического акта, является отключение сетей GSM связи в районе или городе.

    Вывод: применение таких средств доставки извещений, как «автодозвон» или GSM обосновано исключительно для удаленных одиночных объектов (сельская больница, школа и т.п.).

    Почему «Радиоканал МЧС» является основным для мониторинга ЧС?

    Выделенный радиоканал применяется только для работы системы мониторинга ЧС, что позволяет прогнозировать загрузку радиоканала, в том числе и при чрезвычайных ситуациях.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» обеспечивает:

    • автосмену частотных каналов: защита от помех;
    • автовыбор маршрута: каждый объект — ретранслятор для соседей: гарантированная доставка тревожного сообщения;
    • двухсторонний обмен данными между центром мониторинга и охраняемым объектом с непрерывным контролем канала: возможность передачи спецсообщений «СМС-МЧС» из центра МЧС на объект.

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» обладает важной отличительной особенностью: каждая объектовая станция не только передает сигналы «Тревога» со «своего» объекта, но и является ретранслятором для соседних объектов. Следовательно, можно не устанавливать в городе дополнительные ретрансляторы. Это существенно повышает живучесть системы и в десятки (!) раз снижает затраты бюджета на создание сети базовых ретрансляторов.

    Радиоканальная часть ПАК «Стрелец-Мониторинг» представляет собой распределенную радиосеть, охватывающую один или несколько населенных пунктов.

    Элементами радиосистемы являются:

    • объектовые станции (ОС) «Стрелец-Мониторинг»;
    • пультовые станции (ПС) «Стрелец-Мониторинг»;
    • ретрансляторы (РТР) «Стрелец-Мониторинг».

    Каждая объектовая станция также выполняет функцию ретранслятора для соседних станций. Особенностью радиосистемы является механизм автоматического выбора маршрута доставки извещений от объектовых на пультовые станции. Эта технология позволяет системе сохранять работоспособность даже в случае выхода из строя части линий связи и/или объектовых станций.

    Автоматическая пожарная сигнализация различных производителей подключается к объектовым станциям посредством релейных выходов, по цифровым протоколам Contact-ID, RS-232 или LON.

    Для приема и обработки сигналов «Пожар» от объектов в ДДС или пожарных частях устанавливается специализированное программное обеспечение (ПО) «Стрелец-Мониторинг».

    ПО позволяет определять место возгорания с точностью до адреса извещателя (помещения), отображать на плане объекта направления распространения опасных факторов пожара, оперативно управлять эвакуацией на объекте.

    ПО обеспечивает отображение событий с объекта с учетом приоритетности сообщений о пожаре. Развитие пожара на большом объекте ведет к работе большого числа устройств пожарной автоматики: оповещение, дымоудаление, отключение приточной вентиляции и т.д. Система обеспечивает фильтрацию событий и их отображение на пульте мониторинга в зависимости от текущего состояния объекта и динамики развития пожара.

    В центр технического мониторинга поступает и отображается детализированная информация о техническом состоянии систем сигнализации. Это позволяет не передавать лишние данные оператору ДДС и обеспечить подробной информацией обслуживающую организацию - для оперативного ремонта и восстановления системы на объекте.

    О производителе ПАК «Стрелец-Мониторинг»

    «Аргус-Спектр» отечественный производитель,
    лидер в области электронных систем безопасности.

    Специализируется в разработке и изготовлении радиоканальных систем пожарной сигнализации и общих систем безопасности.

    Сертификаты соответствия

    ПАК «Стрелец-Мониторинг» относится к классу «Систем передачи извещений о пожаре» (СПИ).

    СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ № С-RU.ПБ01.В.02758 согласно требованиям:
    — Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г., в действующей редакции от 2017 г.).
    — ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний.» … Раздел 9 Системы передачи извещений о пожаре.

    ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 208г/2015 о соответствии продукции (Радиосистема передачи извещений «Стрелец-Мониторинг» …) Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно эпидемиологическому надзору (контролю).



    Дети