Трехнефная базилика. Храмовая архитектура. Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусстве
средневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,
но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв.
Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.

План и разрез раннехристианской базилики.
Перед входом - квадратный двор - атрий. В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.


В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в Византии.


1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ; 3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 - АПСИДА

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.


Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,
(с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)
соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.


Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.
Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна трифория.

Над боковыми нефами может находиться галерея - эмпоры.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.

Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.


Декоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.


Кафедральный собор в Пизе.
Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением.

Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.
Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.
В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.


Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала


Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция.
"Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала.

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.


Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.


Но библейские сцены тоже не редкость.


Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения. Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.

Базилика Базилика

(от греч. basilika - царский дом; в Афинах - портик, где заседал архонт-басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики - поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по ширине нефа - полукруглый выступ (апсида), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, позднее заменённое каменным сводчатым.

В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также в архитектуре Возрождения и барокко.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

бази́лика

(от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой , выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе). За трансептом, как бы в продолжение продольных нефов, располагался, помимо апсиды, пресбитерий (хор) – прямоугольное в плане помещение, в котором находились певчие и представители духовенства. Средокрестие, хор и апсида – наиболее значимые части храма, где проходят самые торжественные части богослужения. В апсиде размещается алтарь . Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами , ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Перекрытия базилик могли быть как деревянными (плоские или с открытыми стропилами крыши), так и каменными (своды ). Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики , нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь.

Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это тело Христа, принёсшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарём ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное.


Многие базилики являются выдающимися памятниками раннехристианской (Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Италия, 6 в.), романской (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе, Франция; обе – 11–13 вв.) и готической архитектуры (соборы в Париже, Кёльне, Праге, Толедо, Солсбери).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Базилика" в других словарях:

    - (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка

    Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Базилика - (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей

    базилика - и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ожегова

    БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 мартирий (5) храм … Словарь синонимов

    - (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии

    базилика - и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Базилика Сан Марко (набор из 15 открыток) , В набор открыток вошли литографии фрагментов фасада и интерьеров собора, являющиеся частью монументального труда "Базилика Сан Марко в Венеции" редактора и издателя иллюстрированных книг… Категория: Наборы открыток и репродукций Издатель:

Здания отличаются сложным планом, состоящим из ряда почти замкнутых помещений небольшого размера

Монастырь Хора в Константинополе

В этот период возрастает роль наружной декорировки зданий. В отдельных памятниках применялся и скульптурный декор с растительным орнаментом, изображением людей и животных

Церковь Апостолов в Фессалониках, 1312-1315 гг.

59. Романская базилика.

Романское искусство XI - XII вв

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (клуатр). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

дороманская базилика романский храм

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.

Характерные черты романской архитектуры

    В самом здании своеобразно решалась проблема освещения. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров. Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт - “пересекающий”). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.

    Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические(полуциркульные на подпружных арках) или крестовые каменные своды, пришедшие на смену деревянной кровле. (Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль “стилем полукруглой арки”.) Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами Символическое деление храма.

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом части символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Кафедральный собор в Пизе, 1063- конец 13 в.

Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране

Церковь Сен Сернен в Тулузе


Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Страница 1 из 2

БАЗИЛИКА христианская (от греч. – царский дом, «царский портик») – ранний тип христианского храма, который представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), образующими архитектурное пространство. Средний, или центральный (главный), неф при этом был выше боковых и оканчивался алтарным выступом (апсидой). Вход в храм располагался строго на западе, а на востоке, в апсиде, находился алтарь. Около алтарной части здание пересекалось поперечным нефом-трансептом (или несколькими), что придавало базилике форму креста. Первоначально базилика в Древнем Риме и Римской империи представляла собой здание гражданского общественного назначения (место торговых сделок, судебных заседаний и политических собраний). Базиликами называют не только наиболее важные храмы в Риме, но и другие значительные для истории христианства храмовые постройки. В дальнейшем базилика – широко распространенный тип композиции христианских храмов. После легализации христианства в базилике стали устраивать собрания христиане. Самые распространенные базилики – трехнефные. В боковых нефах иногда располагались хоры (трибуны, эмпоры). В крупных базиликах основному помещению предшествовал атриум (открытый двор с колоннадой по периметру или без нее), в котором иногда размещался фонтан (фиал) для омовения. Пресвитерий, предназначенный для духовенства, занимал апсиду с прилегающим к ней пространством. Во многих базиликах, преимущественно в Западном Средиземноморье, перед апсидой находился поперечный неф (трансепт), образуя крестовидный план восточной части, которая служила для проведения Евхаристической литургии. Интерьеру базилики уделялось первостепенное значение: он украшался мрамором, фресками, настенными и напольными мозаиками; особо подчеркивалась при этом наиболее священная часть храма – алтарь. На наружных фасадах декор практически отсутствует. Массовое строительство базилик началось после подписания Миланского эдикта (313 г.) и официального признания христианства. В V–VII вв. базилика была наиболее распространенной формой церковных построек. В западных областях Византийской империи перекрытие базилик было деревянным. Восточные, в частности сирийские базилики, строились из камня, каменными бывали и перекрытия (для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки). Нефы в восточных базиликах разделялись столбами, между которыми перекидывались более широкие арки. Постепенно всё большее значение стили приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке – в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадратного основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.). Венцом византийского зодчества времени императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) является константинопольская София. В основу здания зодчими был положен план базилики. Центральный неф был перекрыт куполом, который лежал на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, опирающихся на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола опирается с восточной и западной сторон на два полукупола, а с боков его сдерживают мощные контрфорсы, пристроенные к центральным столбам и скрытые от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.



Еда