Кто такая мать Тереза? Заповеди и молитва матери Терезы Миссионерство по всему миру

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова

Я и раньше как-то не очень доверял фанатикам от любых религий. А после того, как услышал ее Нобелевскую речь, засомневался маленько в адекватности этой старушенции. Но все списывал на ее благие дела. Ну разве ж мы знали все подробности, кто, что, и от чьего имени. Эта статья подтвердила многие мои подозрения

Мать Тереза - символ милосердия или успешный финансовый проект Ватикана?

Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в
святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого
он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза
- католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали в почетом богачи
и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица
СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие
годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и
наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и
«духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в
Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все
виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат
практически сразу, не смотря на то, что по канонам католической церкви
канонизация в принципе не может быть начата до прошествия 5 лет со дня
смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде
исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на
милосердные цели? Кем она была? Символом католической христианской
гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом
Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы сделать из нее «звезду»
телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную
католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что
ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?

В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались
предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50
до 100 миллионов долларов в год, но фактических подтверждений не было. В
Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от
населения, предоставлять отчеты об их реализации. И выяснилось, что за
1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в
Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды
бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский
банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция:
Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным
числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель,
которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока
они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили
страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их
режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее
выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель.
Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая
Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента
Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза
сказала,что "покорена любовью Дювалье к своему народу" и что "народ
платит ему полной взаимностью". Через З года после этого визита Дювалье
был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен
миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив
венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы
Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната
Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионных фонд своих же работников на
450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также
включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы,
которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского
населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера
Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в
Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в
некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских
наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и
пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником
Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона
долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от
Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным
воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать
Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании
Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор
предложил ее вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные
деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

»Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в
отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что
они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после
этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования
рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с
новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из
христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый
раз следовал решительный отказ: "Они пожертвовали эти деньги от чистого
сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать".

Деятельность матери Терезы

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась
облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой.
Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было
выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько
примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а
для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как
писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь
пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением,
которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и
прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте».
На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а
благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и
бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные
суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в
клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали
о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно
получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно
держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными
оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного
финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные
пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как
добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя
крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала,
вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных
современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой
цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте.
После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те
самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства
- этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато
нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта,
который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее
помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома
Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось
возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и
без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например,
антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был
только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные
лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные,
страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без
болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни
вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного
белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный
мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И
это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что "наш мир
становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны
быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с
Христом". Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом
Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем
позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать
Тереза в своей деятельности -это возложить крест на чело умирающего и
таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить
в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама
мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи
больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая
ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать
точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов
лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими
средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда
отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира
"Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты
подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними
резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал.
Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в
году в The New Statesman рассказала о содержании детей в приюте матери
Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати,
больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем
складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60
в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не
диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными.
Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не
обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая
первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые
передовые технологии на западе.

Тереза как личность

«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и
противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией
она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты».
Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за
предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного
аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза
с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в
то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения
Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и
последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание
католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская
организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она
называла цифры в , 7000 и
человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более
150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из
ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель
Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение
ее миссионерской деятельности, не смог найти ни одного такого центра. За
долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более
десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв.
Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не
принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время
одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне,
когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она
ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают
свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания
бедняков очень помогают миру».
Но сама она жила более чем в
достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных
поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила
большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в
богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк
на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов,
поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для
помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег,
остававшихся у матери Терезы канули в неизвестность после ее смерти.
Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги
хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по
сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета
Ватикана...

Ссылки:
1. Фильм Кристофера Хитченса в 3 частях
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (1 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (2 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (3 of 3)

2. http://en.wikipedia.org/wiki/ Mother_Teresa
3. http://www.commondreams.org/ archive/2007/10/22/4727
4. http://www.patheos.com/blogs/ daylightatheism/2008/05/ mother-teresa/#comment-35845
5. http://kommersant.ru/doc/13774
6. http://forum.narnia.su/forum/ 12-884-1
7. http://jamillyne.livejournal. com/35777.html
8. Кристофер Хитченс “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике” и “Бог не велик”

Мать Терезу называют самой влиятельной женщиной мира, а ее жизнь - величайшим событием ХХ века. Достижения маленькой хрупкой монашки действительно поразительны, а ее личность исключительна по значимости для всего человечества.

Мать Тереза изменила мир и вполне заслуженно получила Нобелевскую премию «За деятельность и помощь страждущему человеку».

Она начала выполнять свою миссию с индийских трущоб, где в те времена люди умирали просто на улицах, а нежеланных младенцев выбрасывали прямо в зловонные мусорные кучи. Необычная монахиня, возжелавшая жить за стенами монастыря, взялась изменить то, что, казалось бы, изменить невозможно, - жестокую систему, существующую в стране, человеческие привычки и жуткие традиции…

Мать Тереза была уникальным человеком, потому что никто и никогда до нее не делал того, что делала она, - не посвящал свою жизнь помощи беднейшим из беднейших.

Тысячи людей в разных странах последовали примеру матери Терезы, начав помогать бедным и обездоленным. С ее легкой руки появились приюты, больницы, лепрозории по всему миру. Мир изменился… В нем стало больше доброты и сострадания.

Бедная монахиня, имущество которой состояло в самом дешевом сари, тонком матрасе и зачитанной Библии, основала орден с бюджетом в миллиарды долларов. Ей верили, ее ордену жертвовали огромные суммы денег. Ведь ей лично, как и другим его сестрам, не нужно было ничего.

Ее имя стало известным во всем мире. Перед ней были открыты все границы. Ее ждали в каждом уголке планеты. Встречи с ней искали журналисты, политики, самые великие и знаменитые люди мира. Монахине в белом сари начали поклоняться.

Пристальное внимание журналистов, сила и мощь, влияние аскетичной монахини, масштаб движения, которое она основала, - все это поражало.

Однако многие люди до сих пор задаются вопросом: зачем, зачем ей все это надо было? Ведь ее дневники говорят о том, что она была глубоко несчастлива. Монахиня, которая постоянно говорила о Боге, в душе сомневалась в его существовании. Зачем она выбрала себе такой тяжелый и необычный жизненный путь? Почему она отказалась от счастья материнства, от прелестей земной любви, от собственной семьи? Что за странная идея - стать невестой Иисуса? Зачем она делала то, что делала?

Итак, зачем?

Агнес Гонджа Бояджиу

События, которые происходят в детстве, безусловно, влияют на формирование человека и на его судьбу. Личность матери Терезы - не исключение.

Агнес Гонджа Бояджиу родилась в 1910 году в семье албанцев.

Семья была не только обеспеченной, но и счастливой и по-настоящему дружной. Бояджиу были ревностными католиками.

Отец Агнес был строгим, но любящим. Глава семейства Бояджиу был успешным предпринимателем, знал много языков и очень интересовался политикой. Семья потеряла кормильца, когда Агнес было 9 лет.

Мать Агнес - Дранафиле - была удивительной женщиной. Ее собственный пример и то воспитание, которое она дала, очень повлияло на развитие, дальнейшую судьбу и мировоззрение девочки.

Дранафиле была красавицей, но главное то, что она была очень добрым и сострадательным человеком. Бедные странники всегда находили приют и еду в ее доме. Она помогала тем, кому нужна была помощь, даже после того, как потеряла мужа, а ведь в то время ей самой было нелегко. К примеру, Драна ухаживала за больной многодетной женщиной, а после ее смерти забрала всех ее детей в свой дом, где они жили как члены семьи Бояджиу. Дранафиле также ухаживала за женщиной-алкоголичкой, которая жила по соседству, убирала у нее в доме и приносила еду.

Агнес Гонджа часто помогала матери. Способность сострадать и желание помогать несчастным сформировались у нее до пубертата под влиянием правильного воспитания матери.

Звуковой ребенок задается вопросами о Боге, смысле жизни и мироздании в достаточно раннем возрасте - в 5–6 лет. Потом, по мере взросления и развития, звуковые вопросы у такого ребенка могут и не осознаваться, чтобы через некоторое время вновь дать о себе знать. Только для звуковика внутреннее важнее внешнего, только он задается вопросами о смысле жизни, только он готов полностью отречься от всего материального, телесного, мирского, того, что кажется ему бессмысленным…

Кожно-звуко-зрительная Агнес родилась и выросла в католической семье, поэтому не удивительно, что она искала Бога именно в католической вере. Монашество означало для нее приближение к Богу, единение с ним, служение ему. То есть наполнение звуковых нехваток в познании Творца и секретов мироздания.

Агнес Гонджа знала о деятельности бенгальской миссии и решила последовать примеру миссионерок, которые помогали бедным в Индии. Это решение позволяло ей соединить два важных для нее аспекта: звуковой поиск Бога, который она видела в монашестве, и зрительное сострадание и желание помогать тем людям, которые находятся в бедственном положении.

Долгие годы в Калькутте мать Тереза была учительницей в маленькой школе для девочек при монастыре. Надо сказать, она была замечательной учительницей и превосходной воспитательницей. Дети любили ее за доброту, нежность и энтузиазм.

Мать Тереза вместе со своими воспитанницами навещала больных в госпиталях и нищих в трущобах, а затем проводила с девочками серьезные беседы о только что увиденном. Идеально соответствуя образу кожно-зрительной учительницы в состоянии «мир», воспитывала в своих ученицах лучшие качества, такие как мораль, нравственность, доброта, сострадательность.

Но в возрасте 36 лет мать Тереза ощущает потребность жить среди бедных, помогать им вне стен монастыря. Это странное желание было воспринято настоятельницей и другими сестрами с большой неприязнью и насмешками…

Жизнь в трущобах Калькутты

Никто до сих пор не делал того, что задумала мать Тереза. Католицизм имеет достаточно ригидную бюрократическую систему, в которой не приветствуются новые идеи. Как ей вообще все это пришло в голову? Одинокая нищая монахиня в бедняцких трущобах, в эпицентре нищеты, болезней и беспомощности - что она могла там изменить, не имея поддержки и одобрения?

Однако мать Тереза умела убеждать и добиваться своего. Через 2 года, в возрасте 38 лет, она получила разрешение жить вне стен монастыря (при условии, что будет следовать своим монашеским обетам).

Монахиня ускоренно окончила медицинские курсы и выбрала для обитания самый бедный район калькуттских трущоб - Моти Джил.

Все, что у нее было, - это кусок мыла и дешевое белое сари. Она помогала беднякам мыть детей и обмывать раны, а на второй день принялась учить письму пятерых детей, рисуя буквы палочкой прямо на земле.

Она находила еду для голодающих детей, собирая милостыню у торговцев на рынке или по домам. В скором времени она нашла подходящее помещение, где организовала школу для бедных и беспризорных детей. Монахиня учила их читать, писать и обслуживать себя.

Через год у матери Терезы появилась первая последовательница, еще через год их было уже семь.

Орден милосердия

Самое важное лекарство - это нежная любовь и забота.
Мать Тереза

Вскоре мать Тереза получила от Ватикана разрешение на создание ордена милосердия - единственного католического ордена, возникшего в ХХ веке. К обычным (кожно-звуковым) монашеским обетам - нищеты, поста и целомудрия - мать Тереза добавила еще один (зрительный): все свои силы отдавать на служение нищим, ничего не требуя взамен.

Все больше больных, обездоленных и голодающих обращалось к сестрам из ордена милосердия. Орден пополнялся сестрами, желающими посвятить свою жизнь помощи беднейшим из беднейших…

В 1952 году мать Тереза открыла в Калькутте первый Дом для умирающих (позже подобные заведения начали называться хосписами). Она и ее помощницы начали подбирать никому не нужных людей, которые умирали на улицах. Сестры ухаживали за ними, кормили, обмывали их раны, стараясь облегчить их страдания. «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила мать Тереза.

Ее беспокоила еще одна проблема, существующая в Индии, - больные проказой. Проказа традиционно считается там карой господней, поэтому от заболевшего человека отворачиваются абсолютно все, независимо от его статуса он становится бездомным изгоем общества. Таких изгоев в Калькутте насчитывалось около 500 тысяч.

Переубедить индусов изменить свое отношение к больным проказой матери Терезе не удалось. К тому времени орден милосердия стал уже достаточно известным, это позволило монахине добиться выделения ей участка земли и, используя финансовую помощь благодетелей, создать там лепрозорий под названием «Город мира». Это было поселение прокаженных, где они могли жить и работать.

Мать Тереза и ее сестры подбирали бездомных детей, а также выброшенных в канавы и мусорные кучи нежеланных младенцев. Если от ребенка отказывалась родная мать, малыш находил приют в Доме детей, созданном орденом милосердия. Для многих из этих детей были найдены приемные семьи, мать Тереза работала и в этом направлении… Ее невероятная энергия позволяла ей успевать все.

На пути матери Терезы возникало огромное количество преград и трудностей. Без всякой поддержки сверху она решала все проблемы самостоятельно. Она всегда находила способ продолжать свое дело, несмотря ни на что. Создательница ордена милосердия и ее последовательницы находили лекарства и еду для бедных, собирая милостыню и принимая пожертвования от благотворителей. Она находила помещения для проживания сестер и для других целей ордена. Ей верили, помогали, жертвовали на ее дело. Ей не верили, критиковали, мешали. Ее путь не был гладким.

Мать Тереза была очень развитой и сильной личностью. Кроме всего прочего, эта хрупкая монахиня была на редкость эффективным лидером. Правильное воспитание, которое дали ей родители, научившие ее самодисциплине и организованности (что послужило ), позволяло ей естественным образом организовать работу сестер и без труда управлять ими. О ней вспоминают: «Если мать Тереза говорила тебе: «Сядь», ты садился»…

Миссия и принципы

Мать Тереза и все ее сестры милосердия вели крайне аскетичный образ жизни. «Не дайте нарушить бедность моего ордена», - говорила она, отказываясь от всего дорогого и помпезного. Все приюты, больницы и хосписы, созданные ею, были очень скромны и просты, оборудованы лишь необходимым. Орден милосердия никогда не тратил деньги на второстепенные вещи, во всяком случае мать Тереза этого не хотела. Телевизор в какой-то из больниц, к примеру, - это отнятая еда у голодных. Ведь в мире столько голодающих!..

…Где бы в мире ни случилось несчастье, мать Тереза отправляется туда. Например, она отправилась в Бейрут во время боевых действий. Воспользовавшись затишьем, она вывезла детей-инвалидов из разгромленного приюта. Она ездила по всему миру, открывая в разных странах новые приюты и больницы.

Не все поступки и принципы всемирно известной монахини были поняты и приняты общественностью. Мать Терезу критиковали, к примеру, за то, что она брала пожертвования у нечистых на руку лиц. Иногда у нее требовали вернуть эти деньги людям, пострадавшим от дельцов-добродетелей. Она всегда отказывалась возвращать деньги, ссылаясь на то, что они были пожертвованы с чистым сердцем и не ей, а делу, которым она занимается.

Мать Тереза была очень энергичным, деятельным, улыбчивым человеком. Она учила сестер милосердия улыбаться людям, потому что улыбка, по ее словам, - это подарок любви. Многие считали ее святой еще при жизни. И вряд ли кто-то догадывался, что скрывается за ее улыбкой, что происходит в ее душе…

«Небеса закрыты»

Моя улыбка - большой покров, за которым скрывается масса боли. Иногда боль так сильна, что я слышу свой собственный голос: «Боже, помоги мне».
Мать Тереза

Мать Тереза говорила, что в каждом нищем, больном и несчастном она видит Иисуса. Она не просто посвятила свою жизнь служению беднейшим из беднейших - таким образом она пыталась служить Господу. Она называла это деятельной любовью, а себя - карандашом Бога.

Ее уход в монашество - это побег к самому Богу. Ее боль и неверие - это не что иное, как звуковая депрессия. Она так и не нашла Бога, которого так страстно искала, она не чувствовала его, не ощущала любви к нему и сомневалась в его существовании.

Ни молитвы, ни причастие, ни паломничество - ничто не могло унять эту боль и укрепить монахиню в вере. «У меня осталось столько вопросов без ответов! Я боюсь задавать их, потому что это - кощунство. Если Бог есть, прошу - прости меня», - писала она в своем дневнике. «Молитесь за меня, отец, потому что мне все труднее жить с самой собой», - просила она своего духовного наставника.

Соотечественники матери Терезы, священники (у которых нет звукового вектора), объясняют ее кризис веры слишком большими ожиданиями от Бога. Неужели она думала, что придет Христос во плоти и предстанет перед ней? Как святая может сомневаться в существовании Бога? Чего она вообще ждала, чего хотела? Неужели так трудно просто верить и молиться?..

Психологи пытаются объяснить душевные страдания матери Терезы следствием событий ее детства, потерей отца, например. Кое-кто из них предполагал, что «ей нравилось страдать»…

Только системно-векторная психология позволяет понять, что и почему происходило с самой влиятельной женщиной мира.

Дело в том, что религия не может наполнить нехватки современного звуковика, так как они гораздо глубже, чем у представителей предыдущих поколений. У матери Терезы был мощный темперамент и, соответственно, сила желаний и нехваток звукового вектора не могла удовлетвориться католической верой.

На то, что звуковой вектор матери Терезы находился не в лучшем состоянии, указывает тот факт, что она почти не спала. Также мать Тереза говорила, что слышит голоса («внутренний голос», «голос Бога»). Бессонница и «голоса» - это исключительно звуковые расстройства.

Мать Тереза реализовала себя настолько, насколько могла, но звуковые нехватки, как больной зуб, не позволяли ей радоваться жизни…

Мать Тереза прежде всего обладательница кожно-звуковой связки векторов, которая позволила ей воплотить в жизнь великую идею, в которой нуждался мир в ХХ столетии. Пребывая в поисках Бога, она побудила сотни тысяч людей со зрительным вектором к действию, к выполнению своей видовой роли - сострадать, помогать, выхаживать…

Этой удивительной женщины больше нет в живых, но дело, начатое ею, продолжается. Орден милосердия действует в 133 странах мира. 4,5 тысяч монахинь в белых сари помогают тем, кому больше некому помочь. Сотни тысяч волонтеров по всему миру причастны к работе ордена. А мать Тереза навсегда останется символом доброты, сострадательности и любви к человеку.

Если вам интересен глубокий разбор психологических качеств человека на примере известных личностей и применение системных знаний в жизни для лучшего понимания себя и своих близких, можно записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Кто такая Мать Тереза? Католическая монахиня, основательница организации, осуществляющей помощь бедным и обездоленным. Про Мать Терезу написано множество книг, снят не один фильм. А главное, как и о любом другом знаменитом человеке, создано огромное количество легенд. Биография Матери Терезы - тема статьи.

Духовный лидер католического мира

Правду о Матери Терезе обычные люди сегодня едва ли узнают. Одни называют ее святой, другие приводят факты, указывающие на то, что далеко не все пожертвования, направленные в организацию, основанную нею, были использованы в благотворительных целях. В биографии Матери Терезы противоречий нет, но есть они в данных о количестве людей, которым была оказана помощь. Так или иначе, она остается одним из самых сильных духовных лидеров во всём мире. Даже спустя двадцать лет после смерти.

Символ милосердия и самопожертвования

Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову "милосердие". Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: "Я карандаш в руках Бога - это он пишет". Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.

Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.

Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.

Ранние годы

1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.

Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.

Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.

Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война - конец всем войнам. Но они ошибались...

Смерть отца

В Сербии тем временем крепло албанское освободительное движение. Отец Агнес принимал в нем активное участие. Вскоре он погиб. Согласно одной версии, был убит во время уличных беспорядков. По другой — умер в результате отравления.

Мать Агнес была искусной швеей, а потому семья не пошла по миру. Но без главного кормильца приходилось нелегко. В то время Агнес чаще посещала церковь. Она нередко видела в газетах заметки о сестрах милосердия, спасающих больных в Индии, и восхищалась этими женщинами. А вскоре приняла решение уйти в монахини. Ей было восемнадцать лет.

Начало духовного пути

Кто такая Мать Тереза? Это знаменитая женщина, которая, будучи восемнадцатилетней девушкой, вознамерилась стать монахиней, хотя монахинь никогда в жизни не видела. Она вступила в Орден сестер Лорето — единственную католическую организацию, работавшую в Индии. Но прежде должна была пройти собеседование в Париже. А в случае положительного исхода отправиться в Ирландию, где и готовиться к путешествию. В сентябре 1928 года девушка села в поезд, который отвез ее далеко от родных мест. Мать Тереза вернется в родной город спустя 42 года.

В Индии: первые годы

Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.

В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.

Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.

Помощь бедным

Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: "Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным".

Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.

Вторая мировая война

Гитлер шел через Европу, и казалось, ничто его не остановит. В союзе с Италией и Японией Германия снова втянула мир в войну. После нападения японцев на Перл-Харбор перед британцами в Индии встала перспектива японского нашествия. В 1943 году в Калькутте были конфискованы все суда. Последствия были ужасающими.

В Калькутте начался голод. Мать Тереза и другие монахини, а также члены прочих благотворительных организаций делали всё, что могли. Тем не менее от голода умерло около двух миллионов человек. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Орудия, наконец, смолкли.

Междоусобицы в Индии

Вторая в столетии мировая война закончилась. Но в Индии затевалась своя война. Всё чаще происходили массовые беспорядки. Однажды митинг, начавшийся вполне мирно, закончился многочисленными жертвами: произошло столкновение между индуистами и мусульманами.

Жизнеописания знаменитых людей всегда наполнены мифами. Сложно определить, читая биографию того или иного великого человека, где в ней правда, а где вымысел. Немало полумифов существует относительно Матери Терезы. На фото, сделанных в разные периоды жизни, мы видим вполне обычную женщину, разве что облаченную в монашеские одежды. Но можно ли назвать обычным человека, который жизнь посвящает людям незнакомым, но оказавшимся в тяжелой ситуации?

После того как в Калькутте начались беспорядки, работы у монахинь было немало. Представавшее перед глазами зрелище мог вынести лишь невероятно сильный в духовном смысле человек. И даже ему требовался отдых. Однажды Мать Тереза решила на время покинуть Калькутту, провести несколько недель в монастыре, расположенном в Джайпуре. Она села в поезд, но до обители так и не доехала. По ее словам, в дороге она услышала голос, который приказывал ей вернуться в Калькутту, жить рядом с бедными, обездоленными и помогать им.

"Сестры Миссионерки Любви"

В конце сороковых годов была основана община, направившая свою деятельность на создание больниц, приютов, школ для детей из самых бедных районов Индии. Эта организация оказывала помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Разрешение от католической церкви Матери Терезе получить было непросто. Почему именно Индия? Ведь там так мало христиан и почти нет католиков. Но героиня сегодняшнего повествования была уверена в том, что она должна находиться рядом с теми, кому тяжелее всего. В конце сороковых годов в помощи прежде всего нуждались жители Калькутты.

В жизни Матери Терезы, согласно ее воспоминаниям, самым тяжелым периодом был тот, когда предстояло проститься с монастырем Лорито. Этот оазис спокойствия и умиротворения, расположенный в центре кромешного ада, в который превратилась некогда прекрасная Калькутта, стал для нее родным домом. Проститься с ним оказалось для Матери Терезы сложнее, нежели покинуть родной город. Но ностальгировать времени не было. Предстояло провести масштабную работу по организации конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».

Орудие Божьей любви

Сложность в начинании любого дела заключается прежде всего в непонимании со стороны окружающих. Многие считали, что Мать Тереза серьезно заблуждается, полагая, что у ее идеи, хотя и основанной на милосердии и вере, найдутся последователи. Начала она с того, что умела делать профессионально: учила детей из бедных семей. Через три месяца после организации общины у нее появилась первая помощница. Спустя полгода их уже было двенадцать. Они не только учили детей, но и много времени проводили в больницах. "Мы - орудие Божьей любви", — одно из высказываний наши героини. Мать Тереза не любила, когда хвалят её или ее помощников, уверяя, что всё, что они делают, совершается по Божьей воле.

Каждый день Мать Тереза и ее помощницы проводили в трудах: готовили пищу для бедных, лечили их, учили детей. Со стороны местного населения к европейцам было мало доверия. И это ещё одна сложность, которую пришлось преодолеть Матери Терезе. К тому же она не хотела, чтобы ее и ее помощниц воспринимали как некую социальную службу, и настаивала на том, что выполняет Божью волю. Всё, что она совершала, это своего рода способ выразить свою любовь к Иисусу Христу.

Миссионерство по всему миру

В шестидесятые годы деятельность организации, основанной Матерью Терезой, переступила границы не только Калькутты, но и Индии. Появилось несколько сотен отделений и ещё больше домов милосердия, расположенных более чем в ста государствах. Миссия Матери Терезы действует прежде всего там, где не так давно произошло стихийное бедствие.

Признание

За свою жизнь Мать Тереза была удостоена нескольких наград, в том числе и международной Нобелевской премии, стала символом милосердия и сострадания. О героине сегодняшней статьи, как уже сказано, снято множество документальных фильмов.

Но не всегда режиссеры изображают основательницу самого крупного благотворительного фонда в образе блаженной. Одну из версий, идущую вразрез с общепринятым мнением о положительных качествах Матери Терезы, изложим чуть позже. Прежде стоит рассказать о последних годах жизни знаменитой монахини.

Ухудшение здоровья матери Терезы наступило в середине восьмидесятых годов. Однажды, при посещении Иоанна Павла II, у нее случился сердечный приступ. Спустя пять лет Матери Терезе вживили искусственный кардиостимулятор. Операция продлила ее жизнь, но не избавила от мук. В начале девяностых Мать Тереза перенесла пневмонию. В 1996 году у главы Ордена милосердия была обнаружена малярия. В марте 1997 года Мать Тереза отказалась от обязанности руководителя Ордена милосердия. Спустя несколько месяцев ушла из жизни.

Одинокая монахиня

Существует мнение, что Мать Терезу долгое время мучило чувство одиночества и опустошенности. Боролась она с ними с помощью самодисциплины и каждодневного труда. В одной из книг, посвящённых ей, даже приведена цитата, явственно указывающая на сомнения в существовании Бога.

Она более пятидесяти лет посвятила служению бедным и обездоленным. Каждый день выполняла работу тяжёлую и в физическом, и в душевном плане. При этом несчастных людей не становилось меньше, напротив, их количество возрастало. Мать Тереза словно выполняла сизифов труд, что, может быть, и послужило появлению чувства одиночества, обреченности. Как выразилась она в одном из писем католическому священнику, человеку, с которым ее связывала многолетняя дружба, "и в моей душе, и в мире - тьма".

Но больше всего поражает версия ученых из университета Монреаля, которые провели исследование. Они поставили под сомнение урок доброты и милосердия двадцатого столетия.

Образ, вымышленный прессой

Ученые несколько лет изучали документы, свидетельствующие об основных фактах из молодости Матери Терезы. Особое внимание уделили деятельности организации, основанной ею. В конечном счёте пришли к выводу, что образ католической монахини, причисленной к лику святых, является не чем иным, как вымыслом прессы.

В качестве доказательств исследователи прежде всего обращают внимание на политические связи, которые могут показаться довольно сомнительными, крупные суммы, проходившие через ее руки. И, конечно, плохой уход за больными в клинике Матери Терезы. Примечательно, что в последние годы жизни, когда здоровье заметно пошатнулась, она предпочла хорошо оборудованную калифорнийскую лечебницу одной из своих больниц.

Прославленная монахиня, по мнению ученых, придерживалась весьма строгих, если не сказать жестоких, взглядов. Например, ограничивала выдачу больным обезболивающего, уверяя, что их участь - это страдание. Она резко выступала против абортов, разводов и контрацепции, что, впрочем, характерно для любого настоящего католика.

Клиники Матери Терезы находились в запущенном состоянии. Об этом утверждают врачи, которые в начале двухтысячных провели обследование лечебниц. Дефицит обезболивающих препаратов нельзя объяснить недостатком средств. Мать Тереза получала деньги со всех уголков мира. Во время природных катаклизмов в Индии пожертвование она не осуществляла, но настоятельно рекомендовала молиться.

Мать Тереза и гаитянский диктатор

Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику "домами для умирающих".

В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.

О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.

Мать Тереза (1910-1997) - знаменитая католическая монахиня, которая посвятила свою жизнь служению бедным и больным. За свою деятельность в 1979 году женщина получила Нобелевскую премию мира. А в 2003 году Католическая церковь причислила Мать Терезу к блаженным. Агнес Гонджа Бояджиу родилась в обеспеченной католической албанской семье.

С 12 лет девочка стала мечтать о монашестве, чтобы заботиться о бедных. В 21 год девушка приняла постриг и получила известное всем имя Тереза. 20 лет монахиня преподавала в женской школе в Калькутте, а вскоре она получила разрешение помогать обездоленным. Основанная ею организация создавала школы, приюты, больницы. Мать Тереза не различала национальности и вероисповедания бедняков. Конгрегация быстро выросла за границы Индии.

Теперь у организации более 400 отделений в 111 странах мира. Мать Тереза считается святой и безгрешной. На самом деле жизнь этой женщины и ее деятельность не были такими уж однозначными. Некоторые самые известные мифы о Матери Терезе и будут развенчаны.

Мать Тереза обеспечивала умирающим достойную медицинскую помощь. Благодаря своему видению, монахиня решила помогать самым бедным среди бедных. Для умирающих в трущобах Калькутты миссионерская благотворительная организация создала специальный Дом Калихат (Дом Смерти). Там люди могли с достоинством и комфортом провести свои последние дни. Мать Тереза хотела, чтобы жившие, как животные, умерли, как ангелы, окруженные любовью. Однако когда это заведение посетили квалифицированные врачи, они обнаружили крайне неквалифицированный медицинский сервис. Большинство добровольцев не знали, как лечить людей, но были вынуждены принимать решения в отсутствие врачей. Не было никаких различий в отношении между страдающими излечимыми и неизлечимыми заболеваниями. Те люди, которые могли бы выжить, не получали нужного лечения и умирали. Иглами пользовались повторно до тех пор, пока они не затуплялись. В 1981 году поднялся вопрос о состоянии этих объектов. Но Мать Тереза заявила, что есть нечто прекрасное в страданиях бедняков, подобно Христу. Мир, по ее мнению, получает многое от таких мучений. Видно циничное использование бедняков для достижения своих целей. В таких хосписах никто не пытался уменьшить боль. Шок становился причиной смерти для многих. Но Мать Тереза способствовала страданиям, считая это полезным для души и пути к лучшей жизни на небесах. По ее мнению, мучения означали, что Иисус вас целует. А вот собственное лечение Мать Тереза получала лишь самое лучшее. И хотя монахиня ратовала за снижение уровня доступа к качественной медицине, сама она не испытывала никаких угрызений совести, получая помощь от лучших учреждений мира. И смерть свою Мать Тереза встретила в не своем хосписе, ожидая «поцелуя Иисуса», а в качественном медицинском учреждении.

Миссионерская деятельность Матери Терезы была направлена на помощь бедным. Несмотря на богатые пожертвования, полученные организацией Матери Терезы, реально она помогла всего нескольким сотням человек. При получении Нобелевской премии мира монахиня заявила, что улучшила жизнь 36 тысячам жителям Калькутты. В реальности же ее миссионеры оказали помощь максимум 700 индийцам. В 1998 году в Калькутте был составлен рейтинг благотворительных организаций. Дома Терезы не вошли даже в первые 200 строк списка. Некоторые миссионерские благотворительные заведения использовались не ради лечения людей, а ради попыток обратить их в католическую веру. Есть достоверно задокументированные случаи, когда люди пытались получить доступ к услугам Домов Матери Терезы для умирающих. Но вместо помощи они получили отказ. В 1979 году, незадолго до получения Нобелевской премии, Мать Тереза лично отказала знаменитому жителю Калькутты, журналисту и поэту Джиотирмою Датта. Он пытался пристроить в Дом умирающих нуждающихся с улицы. Организация Матери Терезы получала и получает пожертвования, которые позволили бы превратить дома для умирающих в современные и чистые хосписы с достойным уровнем паллиативной помощи. Однако это не нужно было создательнице, которые приветствовала страдания. Она сконцентрировалась на открытии новых домов милосердия по всему миру. Гораздо лучше было бы потратить средства на улучшение уже имеющихся заведений.

У организации Матери Терезы была прозрачная финансовая деятельность. Согласно законам Индии, все благотворительные организации обязаны публиковать отчеты о своих финансах. Но Миссионерки Любви это требование не соблюдали. Однажды у Матери Терезы журналисты в Германии спросили, сколько у нее денег, на что она ответила, что это не их дело. Одна бывшая сестра в Америке рассказала, что только за год организация зарабатывала 50 миллионов долларов в год, а поступления в фонд со всего мира могли быть вдвое больше. Нет ни одной записи расходов, сделанных Миссионерками Любви. Они, где это только было возможно, полагались на пожертвования. Это касалось продуктов, одежды, информации. Так покрывались начальные и эксплуатационные расходы. Скорее всего, основная часть средств легла на депозит в банк Ватикана в Риме и не использовалась для реальных благотворительных дел. Кажется, что самоцелью фонда была жесткая экономия. Имеющиеся в изобилии средства не шли беднякам, а использовались для запуска новых миссий. Они, как планировалось, должны были стать полностью автономными. Есть немало благотворительных организаций, которые с помощью денег реально улучшают жизнь других людей. Типичным примером можно считать фонд Билла и Мелинды Гейтс. Организация с помощью средств помогает людям, вне зависимости от их местоположения и веры. Основой является понимание, что у каждой жизни равная ценность. В данном случае финансы прозрачны и эффективно тратятся. Организация Матери Терезы прятала свои доходы, прикрываясь благородными целями.

Мать Тереза имела дело лишь с достойными людьми. Мать Тереза с радостью принимала средства из любых источников, даже если даритель был явным мошенником. Значительную сумму монахиня получила от Чарльза Китинга, организатора американской католической и анти-порнографической акции протеста. Но тот был посажен в тюрьму по обвинению в мошенничестве. Рухнувший фонд оставил 23 тысячам инвесторам бесполезные акции. Спонсировал Мать Терезу и Роберт Максвелл, укравший из своего пенсионного фонда 450 миллионов фунтов. И хотя монахиня знала о происхождении этих средств, ее это не беспокоило. Мать Тереза говорила, что пожертвование поможет успокоить совесть мошенникам. Монахиня даже написала судье с просьбой о снисхождении Китингу, так как он делал пожертвования ее фонду. Заместитель прокурора объяснил Терезе, как именно ее знакомый обманывал мелких инвесторов и крал их сбережения. Он призвал вернуть средства, так как это были ворованные деньги. На этом переписка была завершена. К сожалению, из-за теневой деятельности организации невозможно сказать, полезными ли оказались эти взносы, смогли ли они действительно улучшить жизнь бедняков. Однако из-за плохих условий в домах для умирающих и отсутствия качественной поддержки в миссиях по всему миру, можно считать, что Мать Тереза обманула мошенников.

Мать Тереза дружила с достойными политиками. Мать Тереза встречалась со многими политиками, некоторые из которых были неоднозначными. Так, она являлась другом правителя Гаити, диктатора Жана-Клода Дювалье. Тот прославился жесткими репрессиями в своей обедневшей стране. «Папа Док» вел расточительную жизнь за счет угнетенного народа и даже нелегально торговал препаратами из частей тел людей. Но Мать Тереза не погнушалась принять у него орден и денежную премию в миллион долларов. Она попросила диктатора: «Любите бедняков и те ответят взаимностью». То выступление власти использовали в своих целях, крутя несколько недель по телевидению. Но этим ее спорные отношения с политиками не заканчиваются. Вернувшись в родную Албанию в 1989 году, монахиня возложила цветы на могилу бывшего коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Мать Тереза посетила и его вдову. За время своего визита она встретилась со многими партийными функционерами. А ведь именно коммунисты с Ходжи во главе и подавляли религию в родной для Терезы стране. И даже если в тот момент монахиня и не могла критиковать власти Албании, ей ничто не мешало сделать это позже из-за рубежа. Приписывают Терезе еще и контакты с никарагуанскими контрас, террористической организацией, убивавшей мирных людей.

Миссионеры Матери Терезы давали умирать людям в их вере. Миссия работала в Калькутте, где большинство людей было индусами или мусульманами. Мать Тереза утверждала, что Миссионерки Любви позволяли людям умирать в их вере. Но во время визита в 1992 году в Ватикан она заявила, что сестры давали умирающим «билет к Святому Петру», крестя их. Умирающим, которые страдали от боли и не могли рационально мыслить, предлагалось креститься для прощения грехов, благословения и возможности увидеть Бога. Большинство людей вынуждено было соглашаться, их голову накрывали мокрой тряпкой и тихо повторяли обычную формулу крещения. Такое тайное обращение в свою веру недостойно святой. Если душе грозит опасность, то лучше обучить ее вере, позволить человеку прийти к ней естественным путем.

Мать Тереза принципиально относилась к вопросу абортов, контрацепции и разводов. Церковь учит терпимости, но Мать Тереза не поддерживала тех, кто решил прервать беременность. Она осуждала таких женщин, невзирая на обстоятельства. При получении Нобелевской премии монахиня заявила: «Аборт - худшее зло мира и его самый большой враг. Если мать может убить своего ребенка, то что помешает нам убивать друг друга?». Бескомпромиссная позиция не принимала во внимание смягчающие обстоятельства. В 1971 году индо-пакистанская война привела к многочисленным злодеяниям, в том числе к изнасилованию 450 тысяч индианок пакистанцами. Но Мать Тереза не поддержала женщин и не осудила злодеев, а предпочла обратить внимание на проблему с абортами. Для нее не стоял вопрос, сохранить ли ребенка от преступника. И таких убеждений монахиня придерживалась всю жизнь. В 1993 году Тереза осудила 14-летнюю жертву изнасилования в Ирландии, решившую сделать аборт. Путешествуя по всему миру, монахиня лоббировала запрет разводов, средств контрацепции. Мать Тереза полагала, что браки освящены Богом. И когда в Ирландии рассматривался вопрос легализации разводов, монахиня призывала сохранить дух католической страны. Правда, в личных целях Мать Тереза легко отступала от своих принципов. Она поддержала своего друга Индиру Ганди, которая начала принудительную стерилизацию бедняков. Мать Тереза поддержала другую свою подругу, принцессу Диану, чей брак с принцем Чарльзом распался. Монахиня даже одобрила такое решение, так как из семьи ушла любовь.

Мать Тереза жила преимущественно в Калькутте. Мать Тереза много времени провела в путешествиях по всему свету. Она то агитировала против абортов в США и Японии, то летела в Ирландию выступать против разводов. Монахиня пыталась привлечь внимание спонсоров к своей организации. В самой же Калькутте та была не особенно известна. Бедность города была фоном для работы Терезы и выступлений в СМИ. Фактически же в Калькутте она провела мало времени во взаимодействии с другими социальными или культурными службами. Даже ее духовный наставник Эдвард Ле Джолли подтвердил в своей книге о Матери Терезе, что она в городе была нечасто. И хотя сама монахиня и говорила, что несчастна вдали от Калькутты, время между поездками активистка предпочитала проводить в Риме, а не в Индии.

Мать Тереза оказывала нуждающимся максимально возможную помощь. Выше уже упоминалось, что она помогала не всем беднякам даже в Калькутте. Мать Тереза стремилась быть заметной на фоне огромных бедствий. Когда в Бхопале произошла трагедия на карбидном заводе, крупнейшая в мире производственная авария, монахиня тут же отправилась туда под объективы журналистов. Увидев число жертв, Мать Тереза начала турне по больницам для оказания помощи. Некоторым оставшихся в живых удалось с ней пообщаться, но Миссионерки Любви не отправили часть своих богатых фондов в местные миссии, чтобы те оказали страждущим конкретную помощь. В 1993 году в провинции Латур случилось землетрясение, погибло 8 тысяч человек, еще 5 миллионов лишилось крова. Мать Тереза не смогла направить туда никого из своих миссионеров или добровольцев. Не выделила она и средств на восстановление жилищ. А ведь многие благотворительные организации и религиозные конфессии помогали и оказывали помощь пострадавшим. Тем не менее Мать Тереза вовсю позировала на фоне новых домов для жителей Латура. В тому же году Индию поразила бубонная чума. Несмотря на непричастность к лечению больных, Мать Тереза была сфотографирована, как попавшая в карантин в Риме. Эти фотографии разошлись по всему миру, доказывая, что монахиня помогала справиться с эпидемией.

Мать Тереза совершила немало чудес, является святой. Для того, чтобы объявить человека святым, у католической церкви есть строгий регламент. Обычно вопрос об этом поднимается не менее, чем через пять лет после его смерти. Такой срок должен пройти, чтобы умерить пыл противников и поклонников, избавиться от истерии относительно персонажа. Однако в случае с Матерью Терезой церковь отступила от своих же правил. Процесс канонизации начался всего через два года после смерти. К лику блаженных монахиню причислили в 2003 году. Беатификация, первый шаг к полной святости, требует выполнение чуда. В 2002 году католическая церковь заявила, что Мать Тереза вылечила индийскую женщину с опухолью в животе. Произошло это уже через год после смерти монахини, путем прикладывания медальона с ее изображением к больному месту. И хотя женщина действительно считает, что ее вылечила Мать Тереза, врачи говорят, что проблема была не в опухоли, а в кисте. И помогли лекарства, выписанные в местной больнице. Медики отмечают, что больная находится в распоряжении миссионеров, которые отказываются ее освободить. Врачи даже утверждают, что на них давила католическая церковь, требуя объявить выздоровление чудом, а не результатом действия лекарств.

После смерти Матери Терезы весь мир скорбел по ней. Монахиня умерла в глубокой старости, в 87 лет. Это случилось 5 сентября 1997 года. Однако газеты в те дни обсуждали смерть принцессы Дианы, случившуюся за неделю до того. Только в Индии смерть знаменитой миссионерки стала значимым событием. Мать Тереза была искренней и ревностной католичкой. Мать Терезу следует считать фанатичкой. Ее постоянные видения были скорее не религиозного свойства, а психического. В больнице Калифорнии, где монахиня лечила свое сердце (вдали от бедняков Калькутты), над ней провели даже обряд экзорцизма. И уже после смерти Матери Терезы появились свидетельства отсутствия у нее искренней веры.



Скорпион