Где сумские евреи молились до появления синагоги. Что такое синагога. Центр общественной жизни

Раввин
Хазан
Шамаш
Габай

  • Какие бывают синагоги

Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды

О названии «синагога»

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт-кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Молитва

Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.

Изучение Торы

Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них - две школы, начальная и средняя. Недаром название "бейт-мидраш" ("дом учения") практически стало синонимом названия "бейт-кнесет". Синагога и "бейт-мидраш" могут находиться в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.

Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.

Библиотека

По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный "Шулхан арух", а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.

Центр общественной жизни

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Иногда синагога является местом заседания бейт-дина - раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.

Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

Внутренняя структура

Отделение для женщин - эзрат нашим

В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место – "эзрат нашим" (женская половина). Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется "мехица" - перегородка.

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: "Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны".

Арон Акодеш

У стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся, располагается Арон а-Кодеш - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы; он прикрыт занавесом, называемым "парохет". Арон Акодеш – это символическое подобие хранилища скрижалей с Десятью Заповедями в Святая Святых Иерусалимского храма.

В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле - в сторону Иерусалима).

Нер тамид

Над Арон Акодеш располагается "Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Бима

В центре синагоги находится возвышение, называемое "бима". С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Амуд

В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан.

Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.

Место раввина

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Синагогальные должности

Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин

Раввин, или рав, - это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, - служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, - "шлиах цибур", что дословно означает "посланник общины". Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.

В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш

Шамаш - синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай

Габай, или парнас, - это руководитель общины, своего рода "административный директор". Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Какие бывают синагоги

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности - ашкеназская и сефардская - различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т.п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие "сефардское еврейство" включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр - амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды

Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов - хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант ("нусах") молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется "Нусах Сфарад", т.е. "Испанский вариант". Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог - одни и те же.

Что такое синагога?

  1. Синаго#769;га (от греч. #963;#965;#957;#945;#947;#969;#947;#942;, собрание; ивр. #1489;#1461;#1468;#1497;#1514; #1499;#1456;#1468;#1504;#1462;#1505;#1462;#1514;#8206;, бейт кнессет дом собрания) , после разрушения Иерусалимского храма основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
  2. СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule "школа").

    Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н. э.) . Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н. э. 70 н. э.) . Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей.

    Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи.

    Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. См. также ХРАМ; КОВЧЕГ.

    Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н. э. , в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание.

    Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Каждая вера и религия имеет свои особые термины, понятия, обряды. И человеку незнающему во всем этом порой бывает тяжело разобраться. В данной статье хочется остановиться именно на иудаизме и попробовать разъяснить, что такое синагога.

О происхождении слова

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. В переводе с греческого языка синагога - это собрание. Однако на иврите данное слово звучит как «бейт-кнесет», что буквально переводится как «дом собрания». Интересным окажется тот факт, что в Талмуде (священном писании иудеев) всего лишь один раз встречается название синагоги как «бейт тфила», что означает «дом молитвы». Это говорит о том, что для иудеев синагога - это нечто большее, нежели молитвенный дом.

Немного истории

Итак, разобравшись и поняв, что синагога - это церковь иудеев, стоит немножко заглянуть в историю ее возникновения. Что касается временного периода, точно сказать, когда же они начали появляться, никто не сможет, данных об этом не сохранилось. Однако есть мнение, что первые синагоги начали появляться в то время, когда был разрушен Первый храм и иудеев угнали в плен в Вавилон (6 век до нашей эры). Они поначалу собирались в домах для совместного изучения Торы и несколько позже стали строить отдельные здания для молитв и собраний. После возвращения на Родину был возведен Второй храм, но в это время верующие также начали строить синагоги по всей территории своей страны. После того как римлянами был разгромен и Второй храм, синагоги сделались для евреев настоящим убежищем - часто не только в психологическом значении слова, но и в буквально. Это были места, где люди могли спрятаться от опасности.

Основное значение

Итак, синагога - это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога - это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса - служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога - это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

Архитектура

Стоит сказать о том, что нет никаких особых правил для того, как должна выглядеть еврейская синагога. Она может быть пышно отстроенной, а может быть всего лишь комнатой. Однако обязательно в ней должны быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Также желательно, чтобы при входе был вестибюль, где человек может оставить все свои мирские помыслы и терзания. Интересным окажется тот факт, что все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме - к Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это было не всегда возможно, на крыше дома молитвы устанавливали шест со звездой, чтобы синагога казалась выше остальных зданий.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим - отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась "мехица". Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш - это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой - место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима - место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц.

  1. Раввин (рав) - духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур - посланник общины) - человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш - служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) - так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.

Виды синагог

Стоит сказать и о том, что веками сложились две социально-культурные общины, которые ведут несколько различную жизнь - ашкеназы и сефарды. Отличия тут заключаются в особом порядке проведения молитв и устройстве синагог. Большинство современных евреев являются ашкеназами (центральная и северная Африка, Австралия, Америка и т.д.), их дома обустроены больше в европейском стиле, сефарды же любят украшать свои синагоги коврами и иной восточной атрибутикой. Большинство же известных домов молитвы являются ашкеназскими, в том числе и синагога в Санкт-Петербурге.

Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.

СИНАГО́ГА (по-гречески синагоге́ - `собрание`; на иврите בֵּית כְּנֶסֶת , бет-кнесет , `дом собрания`), после разрушения Храма - основной институт религии еврейской (см. также Иудаизм), помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного отправления культа.

Хотя синагога не обладает такой же степенью святости, как Храм, законоучители приписывают ей святость по образцу Храма. В соответствии с этим Шулхан арух (ОХ. 151) возбраняет определенные поступки в синагоге - фривольное поведение, еду, питье, сплетни, сон, денежные сделки (за исключением благотворительности и выкупа пленных), восхваление какого-либо человека (за исключением выдающихся членов общины) и т. п.; возбраняется укрываться в синагоге от дурной погоды; в синагогу можно вбежать, однако покидать ее следует так, чтобы не создалось впечатление, что человек торопится уйти (Бр. 6б); в синагогу следует приходить в чистой одежде. Верхние этажи синагоги должны использоваться таким образом, чтобы не нарушать святости здания. Даже когда здание синагоги превратилось в развалины, место нельзя использовать для низменных целей, например, для коммерческих сделок.

Нет упоминания о синагогах и их разрушении во время Антиоха Эпифана , что, возможно, объясняется тем, что внимание книг Маккавеев сконцентрировано на Иерусалимском храме. Тем не менее, упоминаются публичные чтения свитка Торы (I Макк. 3:48) и пение псалмов (там же, 4:24). В ходе раскопок были обнаружены руины синагог в двух крепостях царя Ирода Великого - в Масаде и в Геродионе .

Естественно, что в диаспоре существовала необходимость в местных учреждениях для отправления культа. В 1902 г. в Египте археологи обнаружили в Шедии, примерно в 25 км от Александрии , плиту синагоги с надписью, гласящей, что эта синагога посвящена Птолемею III Эвергету (246–221 гг. до н. э.) и его супруге Беренике. Очевидно, синагога уже была традиционным институтом. К этому же периоду относится постановление, дарующее египетской синагоге право предоставления убежища. В III Макк. 7:2 уже упоминается об основании синагоги в Птолемаиде в правление Птолемея IV (221–204 гг. до н. э.).

В исторических материалах 1 в. н. э. синагога фигурирует как укоренившийся древний институт, стоящий в центре религиозной и общественной жизни еврейского народа, институт, который гармонически сосуществовал с Храмом в Эрец-Исраэль и был единственным культовым центром общин диаспоры. Филон Александрийский сообщает, что многочисленная еврейская община Александрии имела много синагог в разных кварталах города. Талмуд (Сук. 51б; ТИ., Сук.5:1, 55а; Тосеф., Сук. 4:6) сообщает, что Большая синагога Александрии, в которой вместе молились представители разных профессиональных гильдий, была столь велика, что голос хаззана не был слышен во всех концах помещения, так что приходилось символизировать поднятием особых вымпелов, когда прихожанам следовало вступать в молитву. Эта синагога была разрушена при императоре Траяне (правил в 98–117 гг.).

У Иосифа Флавия упоминаются синагоги в Тверии (Жизнь 280), в Доре (Древ. 19:305;) и Кесарии (Война 2:285–9); в Новом завете - в Кфар-Нахуме (Марк 1:21), а в Талмуде - синагоги выходцев из Александрии (Тосеф., Мег. 3:6; ТИ., Мег. 3:1,73г) и Тарса (Мег. 26а) в Иерусалиме. Синагоги тарсийцев существовали также в Лоде и Тверии. Согласно ТИ., Мег. 3:1, ко времени разрушения Второго храма в Иерусалиме насчитывалось 480 синагог (в Кт. 105а говорится, что было 394 синагоги). Существовала синагога на самой Храмовой горе (Сот. 7:7–8; Иома 7:1); в Мишне (Сот. 7:7) приведено детальное описание службы в этой синагоге в Иом-Киппур : «Хаззан синагоги поднимал свиток Торы и передавал его главе синагоги, который передавал его префекту, который передавал его первосвященнику ; первосвященник принимал свиток стоя и стоя читал его» и т. д.

За пределами Эрец-Исраэль, наряду с вышеупомянутыми «Шаф ве-Ятив» в Нех арде‘а и синагог в Египте, Филон Александрийский сообщает о синагогах в Риме . Обнаружены надписи, упоминающие более десятка синагог в этом городе; в 1961 г. в Остии были найдены остатки синагоги 3 в., построенной на развалинах более древней синагоги (1 в. н. э.). Новый завет свидетельствует, что во всех общинах диаспоры существовали синагоги. Павел из Тарса проповедовал во многих синагогах Дамаска (Деян. 9:20, 22) и упоминал о синагогах во всех городах, которые он посетил в Малой Азии (Деян. 13:5,14; 14:1; 15:21; 17:1,10; 18:4,7), в том числе несколько синагог в Саламине на Кипре . В синагогах Кипра проповедовали Варнава Кипрский и Иоанн. Существуют упоминания о древних синагогах на Балканах и островах Эгейского моря, в Сирии и Финикии, в Италии и Сицилии, в Испании, в Галлии, в Паннонии (современная Венгрия) и в Северной Африке. Синагога в Стоби (Югославия) датируется 65 г. н. э., на острове Делос (Греция) - 2 в. до н. э.

С разрушением Второго храма и прекращением культовых жертвоприношений синагога стала главным и единственным центром еврейской религиозной жизни. Многие обычаи и ритуалы, практиковавшиеся в Храме, были сознательно перенесены в синагогальную литургию , в то время как другие - запрещены в синагогах именно потому, что они принадлежали к храмовой службе. Молитва рассматривалась как своего рода замена жертвоприношения, и термин авода , относившийся к жертвенному культу, теперь был приложен к молитве. Синагогальная служба, функции синагог и синагогальные должности почти не претерпели изменений на протяжении 2500 лет существования этого института.

Порядок синагогальной литургии, установленный в первых главах трактата Брахот для ежедневного и субботнего отправления культа и в трактате Мегилла (3:4) для праздников, остался неизменным, и лишь небольшие добавления были сделаны на протяжении последующих веков. Функция синагоги как центра не только отправления культа и учения, но и общинного центра восходит к древности. К единственной в талмудический период постоянной должности в синагоге хаззан х а-кнесет (служитель при [доме] собрания) добавились: профессиональный хаззан (кантор, лицо, ведущее синагогальную службу); ба‘ал криа , читающий отрывок из Торы (см. Парашат х а-шавуа), который ранее читал вызывавшийся для этого член общины; проповедник и/или раввин синагоги в отличие от раввина общины (эта должность характерна, в первую очередь, для стран Запада).

В средние века синагога была центром богопочитания и местом, где раввин читал проповеди. Вместе с тем, роль синагоги как общинного центра значительно возросла: практически не существовало таких аспектов повседневной жизни евреев, которые бы не находили отражения в синагогальной жизни. Любой прихожанин, который хотел высказать жалобу, мог прервать синагогальную службу на время, пока не получал обещания, что его жалоба будет рассмотрена; результаты судебных разбирательств объявлялись в синагоге, равно как и сообщения о потерях и находках и о кражах; в некоторых синагогах объявлялось даже о состоянии рынка.

В Италии член общины, который намеревался оставить ее, был обязан публично заявить об этом в синагоге с тем, чтобы все, у кого есть претензии к нему, могли предъявить их (эта практика существовала уже в талмудический период - см. Лев. Р. 6:2). В синагоге делались объявления, преследовавшие цель заставить членов общины соблюдать моральные и супружеские добродетели; в синагоге официально и публично соболезновали скорбящим; приход жениха в субботу, предшествующую свадьбе, и в субботу после свадьбы сопровождался изъявлением радости всей общиной. Синагога была также местом, где приносилась судебная клятва на свитке Торы, который клявшийся держал в руках или касался. Наиболее сильной общественной санкцией был херем , который, среди прочего, отказывал наказанному в праве участия в синагогальной литургии.

При средневековой синагоге действовали бет-мидраши и микве . Существовали синагоги различных обществ (например, Биккур-холим), профессиональных гильдий (например, резчиков в Сарагосе). Некоторые синагоги назывались по своему местонахождению, другие - по фамилиям жертвователей (например, синагога семьи Толедано в Гвадалахаре). В испанских синагогах были постоянные семейные места, переходившие по наследству. Изгнанники зачастую называли свои синагоги по месту, где они жили раньше (римская синагога «Скуола Каталана», существующая и поныне). В Испании после изгнания евреев имущество синагог было конфисковано короной на покрытие налоговых задолженностей евреев, а синагогальные здания превращены в церкви.

Среди других наиболее значительных синагог города были каббалистические синагоги «Бет-Эль» (см. Каббала) и «Тиф’ерет Исраэль», называвшаяся также «Нисан Бек» по имени ее основателя. Древнейшая синагога караимов была построена в 10–11 вв. Во время Войны за независимость (1948) 55 синагог были разрушены арабами; часть из них была восстановлена после 1967 г. в ходе общей реставрации и модернизации Еврейского квартала Старого города.

Во время британского мандата строительство синагог велось лишь в крупных городах. В 1923–24 гг. были построены Большая синагога и сефардская синагога «Ох ел мо‘эд» в Тель-Авиве и «Иешурун» в Иерусалиме, а в 1930-х гг. - Центральная синагога Хайфы. К моменту создания государства в стране действовало около 800 синагог. Быстрый рост населения требовал увеличения числа синагог в стране, и к 1970 г. их число достигло шести тысяч. Строительство и оборудование новых синагог финансируется Министерством по делам религий совместно с Министерством строительства (зачастую при участии различных фондов и Еврейского агентства). В Израиль был доставлен полный интерьер девяти синагог из уничтоженных нацистами еврейских общин и 28 ковчегов из старинных итальянских синагог; их установили в новых синагогах.

Подавляющее большинство синагог в Израиле - ортодоксального толка; они входят в Объединение израильских синагог (учреждено в 1963 г.). В стране действует несколько консервативных и реформистских синагог, наиболее значительная из которых - при Хибру юнион колледже в Иерусалиме.

Наряду с решением интерьера итальянские синагоги характеризовались высоким уровнем декоративного оформления помещения и ритуальной утвари. Барочные ковчеги итальянских синагог экспонируются в ряде ведущих музеев мира. Некоторые из малых итальянских общин, прекративших свое существование, пожертвовали внутреннее убранство своих синагог Израилю с тем, чтобы оно было использовано в новых израильских синагогах. Так, в частности, оборудование синагоги «Корнельяно Венето» использовано в иерусалимской «Итальяна», а синагога «Витторио Венето» была полностью реконструирована в специальном зале в Израильском музее в Иерусалиме.

Многие старинные синагоги в арабских странах сохранились до наших дней. Большая синагога Багдада описана у Биньямина из Туделы : здание с внутренней колоннадой, с залом, выходящим во двор, что характерно для архитектуры арабских мечетей. Стены были великолепно украшены стилизованными надписями, подобно тому, как это было принято в испанских синагогах. Знаменитая синагога в Фостате (см. Каир) была коптской базиликой, построенной в 9 в. В Дамаске была сводчатая синагога, зал которой был разделен колоннадами на три пролета. Синагога в Халебе напоминала старинные мечети Каира - «Амр» и «Ибн-Тулун»: она имела внутренний двор, в котором находилась бима под собственной крышей, а прихожане сидели в крытых колоннадах по периметру двора; ковчег был помещен так же, как михраб в мечетях. Синагога в Халебе была наиболее выраженным примером исламского влияния на синагогальную архитектуру.

В 18 в. синагогальная архитектура претерпела ряд существенных изменений. В этот период правители некоторых германских земель были заинтересованы в привлечении еврейских торговцев и ремесленников для укрепления местной экономики и оказывали личное покровительство евреям, иногда содействовали строительству синагог. Примерами таких синагог служат синагога «Хайденройтергассе» в Берлине (1714) и синагога в Ансбахе (Бавария, 1746). В Вёрлице (Саксония) герцог Анхальт-Дессау построил синагогу в собственном парке (1790) против храмовой ротонды богини Весты. В Англии построенная в этот период Большая лондонская синагога (1790) спланирована английским архитектором Дж. Спиллером в стиле классицизма. В США было построено несколько синагог в григорианском стиле (например, синагога в Ньюпорте, штат Род-Айленд (1763) и синагога в Чарлстоне, штат Южная Каролина (1797).

Синагогальная архитектура в 19 в. переживала упадок. Еврейство Западной Европы и США после эмансипации стремилось к созданию монументальных синагогальных построек; результатом были большие и претенциозные здания, не отличавшиеся архитектурными достижениями. С 19 в. синагогальная архитектура не выработала единых и оригинальных стилей, которые отличали бы ее от архитектурных течений своего времени. Во второй половине 19 в. архитектурный эклектизм сказался в строительстве синагог в «египетском», греческом, римском, «мавританском», романском, готическом, ренессансном, барочном и других стилях, причем декоративная сторона не имела функциональной связи с назначением здания и структурой интерьера.

Среди синагогальных зданий в классицистическом стиле выделяются синагоги: на улице Нотр-Дам в Париже (1819–20), на Зайтенгассе в Вене (1824), в Мюнхене (1826), синагога «Обуда» в Будапеште (1820–21), Новая синагога в Лондоне (1838) и «Бет-Элох им» в Чарлстоне (1841). Поход Наполеона I в Египет (1798) вызвал моду на «египетский» стиль, иногда сочетавшийся с классицизмом, например, в синагоге Копенгагена (1833) и ряде синагог в США. Некоторые синагоги, преимущественно в Центральной Европе и США, испытали влияние готического стиля, вошедшего в моду в середине 19 в. Синагоги в псевдоготическом стиле были построены в Вене Максом Флейшером.

Однако христианские ассоциации готического стиля воспрепятствовали его широкому распространению в синагогальном строительстве, в котором в этот период распространился «мавританский» стиль - сначала в Германии (синагога в Кёльне , 1861; синагога на Ораниенбургштрассе, Берлин, 1856–66), а затем и в других странах (Центральная синагога в Лондоне, 1870; флорентийская синагога, 1880; Хоральная синагога в Петербурге, 1893). Этот стиль был импортирован в США через еврейские конгрегации выходцев из Германии («Темпл Эммануэль», Нью-Йорк, 1868; «Родеф шалом», Филадельфия, 1869–70; «Плумстрит темпл», Цинциннати, Огайо, 1866 и другие). К концу 19 в. стиль классицизма вновь вошел в моду.

В Эрец-Исраэль в середине 19 в. были построены две большие ашкеназские синагоги в Иерусалиме - «Хурват рабби Иех уда Хасид», хасидская синагога «Тиф’ерет Исраэль» (обе в Старом городе Иерусалима) и «Бет х а-мидраш х а-гадол» на улице Меа-Ше‘арим (построена в конце 19 в., в архитектуре очевидно влияние восточноевропейской традиции бет-мидрашей). Строительство первой из них длилось около 30 лет (с конца 1830-х гг. до конца 1860-х гг.). Автором проекта был турецкий архитектор Асад Эфенди, направленный султаном для ремонта строений на Храмовой горе . Возможно, что проект синагоги был также сделан Асадом Эфенди по распоряжению султана.

Синагога «Хурват рабби Иех уда Хасид» - характерная османская монументальная постройка: четыре арочных свода, в центре которых - барабан с окнами, на который опирается круглый купол; высота зала - 24 м. Синагога «Тиф’ерет Исраэль» (строительство завершено в 1870-х гг.) - кубическое здание (высота зала - 20 м) с куполом на высоком барабане; интерьер выполнен в стиле общественных и культовых зданий, построенных европейцами в этот же период в Иерусалиме, главным образом возле Яффских ворот. Вместе с тем, в архитектуре «Тиф’ерет Исраэль» чувствуется влияние стиля древних синагог, которые в этот период были обнаружены в Галилее.

В мошавот (см. Мошава), основанных бароном Э. де Ротшильдом, был построен ряд синагог, которые в уменьшенном виде воспроизводили монументальные синагогальные здания, возведенные в Европе в конце 19 в. Таковы синагоги в Зихрон-Я‘акове , Ришон-ле-Ционе , Мазкерет-Батье и других местах. С развитием религиозных мошавов там сложилась функциональная форма синагогальных зданий, в которых наряду с помещением для молитвы имеются помещения для других видов религиозной и общинной деятельности, в том числе для церемоний, для учебы, для библиотеки и т. п.

В конце 19 в. - начале 20 в. синагогальная архитектура начала испытывать влияние функционализма. Первым примером упрощенного дизайна служат синагога «Аншей-ма‘арив» в Чикаго (1890–91), синагоги в Эссене (1913) и Цюрихе (1923–24). Среди наиболее интересных образцов функционалистического стиля - синагога в Хитцинге, Вена (1924), «Либеральная синагога» в Гамбурге (1931), синагога «Иешурун» в Иерусалиме (1934–35) и синагога «Доллис хилл» в Лондоне (1937).

Из синагог, построенных во второй половине 20 в. в модернистском стиле, заслуживают упоминания пирамидальный «Бет-шалом» в Филадельфии (1954), синагога в Страсбуре (1958), синагога в общинном центре Бернарда Лайонса в Лидсе (1963), «Микве-Исраэль» в Филадельфии (1968) и Большая синагога в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, внешне напоминающие маген-Давид , Скрижали завета и т. п.) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е гг., в особенности, в новых поселениях в Иудее и Самарии.

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 830–849.
Издано: 1994.

В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.

На иврите синагога – "Бет Кнессет" (Дом собраний).

«Кнессет» – значит «собрание». Термин "Бет Кнессет" полностью отражает деятельность, которая сегодня ведется в синагоге. Евреи здесь молится, читают Тору, учиться, проводят собрания и праздники. В этом отношении синагога отличается либерализмом, открывая свои двери для самой разной деятельности.

И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.

В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.

В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ков-

чег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.

В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.

Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.

Обязательным местом синагоги является «бима» (площадка). На ней читают Тору. Эта площадка обычно находится в центре, но ее можно ставить с любой стороны.

В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.

Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.

По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.

По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы.

Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.

Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.

По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.

Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке. Собравшиеся при этом наклоняются вперед, чтобы коснуться свитка кистями своих молитвенных покрывал.

Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.

Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.

Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.

Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.

Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.

В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.

Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.

Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.

А главным религиозным руководителем в иудаизме и вторым платным работником синагоги является раввин. Различие между тем и другим следующее: если хазан должен быть экспертом во всем, что

касается Торы, то раввин должен быть экспертом во всех вопросах, с ней связанных. Так что центральное место Торы делает центральной фигуру раввина. Титул «рабби» (учитель) принадлежал учителям Мишны.

Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.

Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.

В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.

Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.

Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.

Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.

Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.



Дети