Костел божьего тела в несвиже. История и реальность несвижа. Советская лечебная современность

Беларусь - уникальная страна с исключительной историей! Нахождение на перекрёстках мировой истории наложило свой отпечаток на многоголосие национальных и религиозных традиций Беларуси. Одним из восхитительных мест Беларуси является древний Несвиж (первое упоминание в 1223 году), где находится дворцово-замковый комплекс Радзивиллов .

Костёл Тела Господня (фарный - приходской) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Строительство монастырского комплекса иезуитов в Несвиже началось в конце 16 века, после того, как римско-католическая церковь добилась возвращения княжеского рода Раздивиллов в лоно католицизма. Комплекс изначально включал мужской монастырь, иезуитский коллегиум и Фарный костел Божьего тела. Позднее в комплекс монастыря иезуитов включили каплицу Булгарина и башню замковых ворот Несвижа.

Фото отсюда

Над входом надпись на латинском языке: «Поклонись храму твоему в страхе твоем». Внутри три алтаря и один неф, пространство как будто притягивает внимание вошедшего вверх, к высотам купола, где есть небольшое световое окно, рассеянный свет из которого падает на внутреннее роскошно оформленное пространство. Под куполом произведение живописца - великолепная роспись библейской тематики. Эту роспись как минимум трижды реставрировали. После пожара в середине 17 века практически заново восстанавливал роспись живописец О.Кригер, затем еще раз проводилась реставрация в 1752-1754 годах отцом и сыном Хески, и в 1900 году неизвестным художником под руководством комитета по капитальному ремонту костела.

Ниже вошедший в храм человек видит боковые алтари, оформленные со вкусом и смыслом. «Падающие» колонны поддерживают фигуры ангелов символизируют пошатнувшиеся было религиозные убеждения представителей рода Радзивиллов и самих иезуитов, сумевших «удержать» веру князей.

В левом из боковых алтарей расположены три скульптуры. Две из них созданы в честь умерших сыновей Николая Радзивилла Сиротки, между ними находится памятник из песчаника, изображающий самого князя. Радзивилл Сиротка предстает перед людьми в образе бродяги-пилигима с посохом и старой шляпой за плечами. За спиной у его ног сброшены рыцарские доспехи. Эпитафия над скульптурой гласит, что каждый в этом мире - лишь странник-пилигрим пред очами господними.

Во втором боковом алтаре - скульптура молодой женщины, сидящей на крышке гроба. Ее имя Мария, по преданию она была похоронена живой, впавшей в летаргический сон. Рядом с правым алтарем есть мраморная доска с портретом поэта Владислава Сырокомли, который жил в замке Радзивиллов некоторое время в середине 19 века. На галерее костела сохранился старинный орган.

С левой стороны находится вход в усыпальницу Радзивиллов. Несколько ступеней приводят в полуподвальное помещение с массивными сводами, через узкие окошки у самого потолка просачивается разреженный свет, у входа стоит маленькая часовня. В родовой усыпальнице находится 78 гробов, в которых хранятся забальзамированные тела представителей рода, начиная с самого Радзивилла Сиротки, умершем в 1616 году. Гробы подобны саркофагам, вырубленным из дерева. Каждый из них перевязан проволокой, а узлы опечатаны личными пломбами потомков Радзивиллов, на каждой пломбе виден герб рода. О том, кто именно покоится в гробу, можно прочесть на стене у изголовья каждого гроба, где простой краской написаны основные сведения: имя, титул, годы жизни. Последнее захоронение датируется 1936 годом.

Костел Божьего тела является действующим костелом, и более чем за четыре века своей истории он ни разу не закрывался и даже не перестраивался, лишь время от времени реставрировался . Фарный костел является одним из самых значительных памятников архитектуры в Беларуси, сохранившим все черты стиля барокко в преломлении белорусского характера. Прототипом несвижского храма стала церковь Иль Джезу, практически в то же время возводимая в Риме, но все же несвижский Фарный костел имеет особые черты.

Данные о костёле можно найти в интернете:

Костёл действующий:

Мемориальная доска на стене собора:

Костёл Божьего Тела (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а также первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Немного истории

Раньше на этом месте стоял деревянный костел. Его построил еще в 1510 году Петр Кишка, дед Миколая Р. Черного по матери. Он в то время был владельцем Несвижа. Радзивилл Черный передал храм кальвинистам (1555). Сиротка возвратил его католикам. А вскоре на этом месте началось возведение первого в городе каменного костела (1582 – 1584), который сначала был фарным, т.е. приходским. Позже был передан иезуитам.


Выстроенный каменный костел, стоявший на месте нынешнего, не нравился ни иезуитам, ни самому заказчику Сиротке, ни его брату епископу Юрию Радзивиллу – ни обликом, ни размерами. В итоге по инициативе Юрия Радзивилла «свежие стены» костела были разобраны (1586), невзирая на затраты


В этом же году по настойчивому приглашению Сиротки в Несвиж приезжает итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони (?1541 – 1605), член ордена иезуитов, и пребывает в Несвиже до окончания строительства коллегиума (1599). Одновременно с возведением зданий коллегиума ведется строительство костела. Для строительства коллегиума Сиротка построил кирпичный завод.


Украшают здание и глубокие ниши со скульптурами святых (Николая, Христофора, Франциска, Ксаверия). Определенную роль в украшении фасада играет и надпись на латыни на фронтоне. Ее можно перевести так: «Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем».


Интерьер храма

Большой алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти, работавшего и по реконструкции замка.


Здесь, в главном алтаре, помещена икона «Тайная вечеря», и она здесь не случайно – храм посвящен католическому празднику Божиего Тела. Икона подчеркивает идею первой службы, которую совершил Христос на его последнем ужине со своими учениками – апостолами накануне распятия. На тайной вечере Христос открыл апостолам тайну своей жертвы, провозгласил таинство причащения. По завету Спасителя Его тело и кровь на Божественной литургии таинственным образом претворяются в хлеб и вино.


Первоначальная роспись интерьера костела не сохранилась. В середине XVII века во время военных действий костел сильно пострадал.

Фрески, дошедшие до наших дней, написал Ксаверий Доминик Хесский за достаточно короткий срок. Он руководил группой живописцев, создавших национальную школу монументальной живописи XVIII века. Они задействовали опыт европейской живописи от XVI до XVIII веков. Среди мастеров и его сын – Юзеф Хесский – младший, впоследствии работавший в костеле доминиканского монастыря.


А еще в костеле находится вход в семейную усыпальницу, расположенную под костелом. Там же находится каплица (часовня) Святого Креста. Такие помещения под храмом называют криптами. «Крипта», как на латыни, так и на греческом, означала «крытый проход», «тайник». Криптами в средневековой западноевропейской архитектуре стали называть каплицы, расположенные под храмом, как правило, под алтарной частью, т.е. под апсидой. В крипте находились и захоронения.


На сегодняшний день здесь находится уникальный погребальный комплекс, состоящий из 72 гробов с останками представителей знаменитого магнатского рода. До недавнего времени считалось, что последнее захоронение относится к 1935 году, когда умер XVI-ый ординат несвижский Антоний Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935). В 2000 году здесь добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в 1999 году. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. Его семья выполнила последнюю волю покойного.


Несвижская усыпальница Радзивиллов – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в замковом комплексе Эскориале, близ Мадрида.


В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.

Радзивилловская крипта

Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.

Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.

За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.

— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».

Исследования ХХI века

В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).

В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.

— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.

Экспонаты будущей выставки

Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.

— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.

К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.

В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.

Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.

Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.

Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.

Евгений Олейник

Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by

7 4

1) Костёл Тела Господня (Фарный) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм и первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

2) Костёл Построен итальянским архитектором Джованни Бернардони в 1584-1593 гг. в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. Прототипом костёла является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 году.

3) Сам Джованни (Ян) Мария Бернардони (Gian Maria Bernardoni; 1541-1605) был монахом-иезуитом, ставшим первым архитектором стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском. Он родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.

4) С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».
Затем Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 года была заложена церковь св. Михаила.
В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. Князь Николай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске.

5) После настойчивых напоминаний князя Радзивилла ордену об архитекторе, в 1586 году Бернардони приезжает в Несвиж и остается здесь на 13 лет. Задачей архитектора стало строительство костёла иезуитов. Его надо было и проектировать, и строить. Прототипом костёла стал главный орденский храм иезуитов в Риме.
Работы в Несвиже продвигались быстро, хотя перед Бернардони стояла непростая задача: кроме необходимости придерживаться во внешнем виде новой постройки принятого иезуитами образца, нужно было считаться также с пожеланиями князя Радзивилла Сиротки. Кроме того, храм строился ещё и как усыпальница Радзивиллов. Многоплановое назначение костёла требовало точной выверки его проекта. В нём были заложены, например, четыре лестницы, чтобы обеспечить обособленный путь к ложам и хорам для членов княжеской семьи, священников, учеников коллегиума и прихожан. Были заложены также два отдельных входа в крипты-подземелья, где в разных их частях помещались гробы князей, монахов и именитых прихожан.

6) В ноябре 1593 года строительство костёла было закончено и 1 ноября этого года состоялось первое богослужение.
Костёл иезуитов в Несвиже считается 1 постройкой на территории Речи Посполитой в стиле барокко только потому, что он был закончен быстрее, чем другие, заложенные значительно раньше. Это произошло благодаря исключительной заинтересованности Радзивилла, не допускавшего перебоев на стройке, который своевременно давал деньги и добавив, в конце концов, сумму свыше ранее оговорённой.

7) По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно.
Ансамбль росписей Фарного костела является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века.
Консекрация (епископское освящение) храма была проведена 7 октября 1601 года папским нунцием Клаудио Ронгони.

8) С внутренним интерьером исключительно повезло, так как смотритель костёла не разрешала снимать и зорко следила за людьми с фотоаппаратом наперевес. Пришлось хитрить.
Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей - средства архитектурной пластики.
Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 гг. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

9) Сам Фарный костёл - трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная - св. Троицы, южная - св. Петра). Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое.

Затем перешел к его сыну, Миколаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, ярому поклоннику католичества. По его приказу начали уничтожать созданные Миколаем Черным культовые постройки кальвинистов. Жгли книги, закрыли типографию, где они издавались. По приглашению Миколая Криштофа Радзивилла в 1584 году в Несвиж приехали иезуиты. Началось строительство нового кирпичного костела и коллегиума. Рядом построили кирпичный завод для удобства.

Сначала костел строили по плану, который имел форму равностороннего греческого креста. Но почти законченный костел своей архитектурной композицией не понравился заказчику, и его приказали снести в 1586 году. В том же году, на месте снесенного заложили новый кирпичный костел. За основу проекта архитектор Ян Бернардони взял планировку костела Иль Джезу (Иисуса) в Риме. Он имел форму латинского креста (вытянутого одним концом) с большим куполом над среднекрестием. Костел был закончен в 1593 году. В это же время рядом с костелом были возведены здания коллегиума.

В 1640 году, во время правления в Александра Людвика Радзивилла, третьего сына Радзивилла Сиротки, в Несвиже проходили торжества по случаю столетия со дня основания ордена иезуитов. По городу прошли процессии, были выставлены гербы ордена и гербы Радзивиллов, портрет Миколая Криштофа Радзивилла. В память об этом дне Александр Людвик Радзивилл положил в костеле отлитое из золота сердце в натуральную величину.

В 1747 г. по соседству с храмом возвели кирпичную каплицу (проект архитектора М. Педэти).

После ликвидации ордена иезуитов в 1773 году костел стал фарным (приходским).
В 1912 году в здании костела установили мемориальную доску с портретом белорусского и польского поэта, краеведа Владислава Сырокомли.

В 27 октября 1926 года в Несвиж к князю Альберту Радзивиллу приехал маршал Юзеф Пилсудский и сразу направился в костел. После богослужения он спустился в крипту и торжественно декорировал крестом “Виртути Милитари” (воинская доблесть) саркофаг ротмистра Станислава Радзивилла, своего бывшего адъютанта, погибшего в 1920 году.

Крипта Костёла Божьего тела в Несвиже

Немного о крипте, пользующейся огромной популярностью у туристов всех национальностей. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в которой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.

Чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребенными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня, папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы. К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии. Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, сюда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.

Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до XIX века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали - достаточно хотя бы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.

Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году — тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй — сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет — история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.

Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл-Сиротка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил — у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл Сиротка погребен в плаще пилигрима.

Большинство саркофагов крипты черные деревянные, лишь изредка встречаются саркофаги на лапах грифона. Внутри каждого — деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованые железные венки. Отважившиеся заглянуть в это окошко, видели еле различимые сквозь пыль времен волосы и едва заметные очертания головы. И все.

Крипта — одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них — своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный — горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследованиями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княжна, на гробе — эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.

Тоже достаточно странное захоронение бочонок с ручками, стоящий в углу, поодаль от основных саркофагов. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили все, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу... В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с XIX века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе повелел выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Но самая большая достопримечательность крипты — саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Каханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может, даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Каханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 килограммов), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить в Несвиже завтра зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег. Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 метров). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на несколько столетий.

Известно немало легенд и о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена — вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущение, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и ксендз Колосовский (настоятель костела во время и после войны) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней — одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной плохо отесанной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы.

Вот саркофаг, на котором лежит полуистлевшая треуголка, так хорошо, до малейших деталей знакомая по историческим фильмам. На подкладке клеймо производителя: «поставщик Императора Ильин, г. Санкт-Петербург». Принадлежала она адъютанту императора Александра III — Леону Радзивиллу, умершему в 1885 году.
В самом крайнем боковом отсеке крипты покоится большая семья — 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии, во всех 12 гробах — ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение — у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Но молва говорит совсем другое: таково наказание согрешившей женщины — всю жизнь и после смерти плакать. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат нечеловеческий крик — то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.

Самое первое захоронение под костелом датировано 1616 годом, а последнее — 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Все настоятели Фарного костела, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от постороннего глаза.

В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа Антоний Альберт Радзивилл. Отпевали его месяц — ровно столько длился траур между датой смерти и датой погребения. Будто чувствовали, что последний.

Умерший в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальнице предков.



Дни Рождения