Какое учение лежит в основе буддизма. Путь практики и саморазвития, или во что верят буддисты. Проповедь в Оленьем парке

    Чтотакое религия?

    Когдаи где возникбуддизм?

    Первоисточники

    Вопрособ историческойдостоверностиличности Будды

    Егобиография ипроисхождение

    Перваяпроповедь ипервые ученики

    ДеятельностьБудды

  1. ОтшествиеБудды в Нирвану

10.УчениеБудды

11.Истина о четырехотделах

12.Интеллектуализмбуддийскойэтики

13.Любовь в буддизме

14.Отрицательныйхарактер егозаповедей

15.Нирвана

16.Буддийскаяобщина

17.Образ жизнимонахов

18.Зародыши культа

19.Распространениебуддизма

20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны

21.Переход кхристианству

22.Значение мировыхрелигий


1.Что такое религия?

Религияявляется однойиз древнейшихи основных(наряду с нау-кой,образованием,культурой) формдуховной культуры.В совре-меннойнауке популярноопределениерелигии, исходящееиз приз-нанияее основой верыв Бога (“религияесть вера вБога”). Нарядус ним, широкоераспространениеимеют другиеподходы к понима-ниюсущности религии:религия естьсистема взглядов,в основе ко-торыхлежит понятиесвященного,святого, религияесть одна изсвойственныхкультуре формприспособлениячеловека кокружаю-щемумиру, удовлетворенияего духовныхпотребностей.

Ядромрелигии являетсявера, именнов ней обнаруживаютсяваж-нейшиеособенности,определяющиеместо религиив отношенияхчеловека имира. Религиознаявера складываетсяиз:

    собственноверы, т.е. убежденияв истинностиоснов религи-озногоучения;

    знаниянаиболеесущественныхположенийвероучения;

    признанияи следованиянормам нравственности,содержа-щимсяв религиозныхтребованияхк человеку;

    соблюдениянорм и требований,представляемыхк повседнев-нойжизни человека;

Существуютразличные типырелигий: монотеистические,поли-тистические;ритуальныеи религии спасения,национальныеи ми-ровые.

Главныемировые религиив современноммире – христианство,ислам, буддизм

Крупнейшиерелигии сегодня:

Христианство– 1024 млн. человек

Ислам– 529 млн. человек

Индуизм– 478 млн. человек

Конфуцианство– 305 млн. человек

Буддизм– 268 млн. человек

Синтоизм– 60 млн. человек

Даосизм– 52 млн. человек

Иудаизм– 14 млн. человек

2.Когда и гдевозник буддизм

Буддизмвозник на территорииИндостана вVIвеке до нашейэры являясь,таким образом,первой по временисвоего возникновениямировой религией.В это время вИндии уже сложилоськлассовоеобщество, существовалряд государств,экономическойосновой ко-торыхбыла эксплуатациячленов земледельческихобщин. Остротаклассовыхантагонизмовусугубляласьсуществованиемоастовой системы.

Представителивысшей оасты– брахманыиграли важнуюроль в общественно-политическойжизни. Религиябрахмаизмаосвещала существующееоастовое деление.

3.Первоисточники.

Возникновениебуддизма связываетсяс жизнью ипроповедничес-койдеятельностьюСиддхартхыГаутамы Будды.Некоторыебуддо- логипрошлого векаотрицали историчностьБудды. Большинствоисследователейполагают, чтонет основанийподвергатьсомнениюдействительноесуществованиеоснователябуддизма.

Согласнолегендам, Буддародился в 560 годудо нашей эры. Местом рождениясчитаетсясеверо-востокИндии. Он былсыном главыиммени шаньев.В 29 лет, пораженныйфактом обилияпере-живаемыхлюдьми страданий,Гаутама рассталсясо всеми благамии соблазнамироскошной жизни, оставил женус малолетнимсы-ном и отправилсястранствовать.Наконец, в некиймомент, Гау-тама, сидя под деревом, внезапно узрелистину, и именнос этого моментастал Буддой,то есть просветленным,озаренным,умудрен-ным.Умер в 480 годудо нашей эры,положив основаниемноголюд-нойцерковнойорганизации-сангхе.Эта легендане может претен-доватьна точностьво всех деталях.

Возникновениебуддизма былосвязано с появлениемряда произ-ведений, вошедших всостав классическогосвода буддизма-типи-такаэто слово обозначаетна языке кали”три сосуда”.Типитака былакодифицированаоколо IIIвека. В качествеисточника подревнему буддизмуявляются эпическиепоэмы Мивагхаим,относя-щиесяко IIвеку. Большоезначение имеетизобразительныймате-риал,содержащийсяна стелах идругих сооружениях.

4.Вопрос обисторическойдостоверностиличности Будды

Вистории изучениябуддизма былипопытки доказатьмистич-ностьобраза Буддыи этим сделатьнеобъяснимымсам факт образо-ванияэтой мировойрелигии. Попыткиэти связываютс именамиголландскогоисследователяКерна и французскогоиндолога Сена-ра.Сенар с подавляющейученостью иэрудициейпытался изло-житьбиографиюБудды, как солнечногогероя, объясняявсе под-робностиего жизнимифологическимописаниемфактов метеоро-логическихи космических.

5.Его биография.Происхождение

Буддапроисходилиз рода Сакиев,владевшихнебольшимгосу-дарствому Петальскихгор. Его рождениебыло ознаменованоне-обычайнымизнамениями;брахманы предсказалиотцу, что сынего будет великимцарем, еслиостанется вмиру, и сделаетсяБуддой, освободителемвселенной, еслиуйдет от мира.Аскет Девалапри-шел взглянутьна божественногомладенца и,предсказавему вели-коебудущее, возблагодарилбогов, удостоившихего дожить допоявленияБудды.

В16 лет он женилсяна прекраснойЯсодхар, победивсвоих со-перниковв стрельбе излука и другихсостязаниях.Жизнь его про-ходиласчастливо,среди всякогоизобилия ибогатства. Отецнароч-но окружалего всевозможнойроскошью ирадостями,чтобы убе-речьего от монашескогопути. Но однажды,во время первоговыез-да из дворцаСиддарта, онвпервые увиделстарика, больного,мерт-веца имонара. Этозрелище взволновалоцаревича инатолкнулаего на мысльо страдании.Ему представиласьнеобходимостьнайти ис-тенноеблаженстводля того, чтобыспасти и себя,и свою милуюЯсодхару, и всестрадающеечеловечество.Однажды ночью,после вещегосна, он принялрешение уйтиот своей прежнейжизни, от почетаи славы, роскошии богатства,от родителейи любимой же-ны.Незаметно онвыходит заворота дворца,надевает желтыйплащ нищегомонаха и сливаетсяс бесконечнойтолпой, котораябродит по пыльным,белым дорогамИндии. В этовремя царевичубыло 26 лет. Прошлосемь лет, покаон нашел себя,почувствовалсебя и скупленнымБуддой и искупителемчеловечества.

Сначалаон обратилсяк мудрецам-монахами вверил в себяих ру-ководству,но не получилот них ничего.От них он пошелбродить постране Магадхаи пришед в Урувелу.Шесть лет провелГаутала в этомлесу, усиленнопостясь, ожидаянебесногопросвещения.Ви-дя его аскетическиеподвиги, пятьего товарищейждут от негочу-дес и хотятстать его учениками.Тело его обезобразилосьот поста и истязаний,а он чувствовалсебя далекоот цели. Тогдаон оставил этотпуть и сталпринимать пищу.

Ивот однажды,сидя под деревом,он понял всюистину. Двадцатьвосемь днейБудда провелпод деревом,размышляя надтем, что от-крылосьему в интуиции.По прошествииэтого срока,приступил кнему искусительзлой Мара ипытается отвратитьБудду от деласо-вершениячеловеческогоспасения. Зная,что Будда непобедимзем-ными желаниями,Мара избираетдругой путь.Он советуетсвятому отойтив Нирвану,удовлетворитьсяспасением длясебя. Но Буддапобеждает этотвеличайшийсоблазн всехсвятых и аскетови твердо отвечаетМаре, что войдетв Нирвану толькотогда, когдаего святойзакон процветет,увеличитсяи распространитсяпо земле и будетвозвещен всемлюдям черезего ученикам,монахов и монахинь.

6.Первая проповедьи первые ученики

Утвердившисьв своем намерениипроповедьюспасти людей,Будда направилсяв Бенарес. Онхотел, преждевсего, просветитьтех пятерыхмонахов, которыеспасалисьвместе с нимв лесу Уру-вела.

Пятьмонахов с радостьювыслушали егои приняли отнего пос-вящение.Скоро к этимученикамприсоединилисьеще новые, и,когда их числовозросло дошестидесятиБудда послалих на пропо-ведь.Сам учительотправилсяв Урувелу, гдеобратил на путьспа-сения многихбрахманов исветских людей.

7.ДеятельностьБудды

Всяпоследующаяжизнь Буддыбыла наполненапутешествиямии проповедью.Три месяца вгоду (дождливыйпериод) Буддаи его ученикиотдыхали вкакой-нибудьиз убежищ, отведенныхим бога-тымипокровителями.Сюда собиралисьсо всей ИндиипочитателиБудды, спешившиеуслышать проповедьспасения отсамого учите-ляи пожить околонего. Из такихмест Буддаособенно любилог-ромный паркДжетавану,подарок одногокупца, прославленныйво многихпроизведенияхбуддийскойлитературы.О нем говорилодин буддийскийпоэт:

Джетаванапрелестныйсад, . Гдеходили толпымудрецов,

Гдежил царь истины–

Место,где было радостномоему сердцу.


Остальноевремя Буддаи его ученикибродили поИндии, глав-нымобразом, в районевосточныхгосударствИндостана.Слава егораспространяласьпо всей Индиии встречи с нимискали не толькомонахи, но ицари, принцы,царские сановникии богатые купцы.

Результатомэтих беседобычно былоприглашениеБудды со всемиучениками наобед. Послеобеда, во времякоторого прислуживаетсам хозяин сосвоим семейством,Будда произноситкакое-нибудьпоучение

Когдатаких приглашенийне было, Буддапо древнемумонашес-комуобычаю отправлялсяв соседнююдеревню замилостыней.Он делал этовместе с ученикамипосле обычнойутренней беседыс ни-ми и духовных упражнений.После обеданаступало времяотдыха и сна,пока не спадалжар и не наступалвечер, когдапосле “свя-щенногомолчания”,опять начиналисьшумные посещениядрузей и поклонников.

8.Община

Надополагать, чтообщина учениковБудды еще прижизни учи-телябыла тесносплоченныморденом, имевшимсвои правилаи ор-ганизацию.

Делов том, что техникамонашескогообщежития былавыработа-нав Индии задолгодо Будды, и повнешнему своемувиду Будда сосвоими ученикамимало отличалсяот многочисленныхмонашескихобщин тогдашнейИндии.

Внешнимипризнакамиучеников Буддыбыло желтоеплатье и бритаяголова; ученикиотрекалисьот семейныхсвязей, отсобст-венностии соблюдалистрогое целомудрие.

Вобщине не былоразличий касти монашескоеплатье сглажива-лоразличия междурабом и господином,отверженнымиСудрой и Брахманом.

Господствующеенастроениеобщины первыхлет было состояниеспокойнойуравновешенности,переходящейв тихую, сосредото-ченнуюрадость.

Состоянияэкстатическойвосхищенностибыли единичнымислу-чаями иобщей жизнибуддийскихмонахов нехарактеризовали.Все они отличалисьполной чистотой,душевным мироми преданнос-тьюБудде.

Мынапрасно сталибы искать вбуддийскихисточникаххаракте-ристикутого или иногоученика: всеони на однолицо, все говорятодним языком,отличаютсяодними добродетелямии занимаютсяодинаковойдеятельностью.История, правда,называет именаболее близкихучеников Будды,но это не делаетих личностями:они оста-ютсятипами буддийскихсвятых, убившихвсе свои индивидуаль-ныесвойства заодно со всемистрастями,желаниями,симпатиями.

Рядомс монахами,вступившимив общину и давшимиобеты, сто-ялисветские люди,принимавшиеего учение, нооставшиесяв миру не порвавшиес семьей, собственностью.Они служилиобщине по мересвоих сил своимидарами. Средитаких верующихмирян былицари, князья,брахманы.

Кромемужчин, в орденпринималисьи женщины. Каковоже бы-ло их положениесреди монашествующих?

Вотнесколькобуддийскихтекстов, рисующихотношение Буддык женщине:

    Какнам, Господи,- спрашиваетближайшийученик БуддыАнанда, - вестисебя с женщинами?

    Избегайтеее вида, Ананда,- отвечал Будда.

    Ноесли мы ее увидим,что нам делать?

    Неразговаривайтес ней

    Ноесли мы ужезаговорилис ней?

    Тогдабудьте осторожны

Ивсе-таки Буддадолжен былуступить настояниямженщин и при-нятьих в общину, ноположение ихвсегда былоунизительно-под-чиненное;их только терпели,несмотря наих чрезвычайнуюпре-данностьобщине и неустаннуюработу на пользубратии. Вотпросьба однойиз его страстныхпоследовательниц,некой Висакхи:

    Яжелала бы, Господи,всю свою жизньдавать общинедождевые платья,давать пищучужим проезжающиммонахам, кормитьстран-ствующихмонахов, кормитьбольных братьев,ухаживать заболь-ными, даватьим лекарства,раздаватьежедневно риси подаритьобщине монахинькупальныекостюмы.

Будда,который сначалазаявляет Висакхи,сто “совершенныеслишком возвышены,чтобы соглашатьсяна всякое желание”,дает свое разрешениена эту благотворительнуюдеятельность.

9.Отшествие Буддыв Нирвану

Сорокчетыре годапроповедовалБудда своеучение и постепенноприблизилсяк пределу своейжизни. Ему было80 лет, когда онсильно заболели был близокк смерти, ноодна мысльпривязывалаего к этомумиру: “не годитсямне войти вНирвану, преждечем я не поговорюс теми, которыезаботилисьобо мне, с общиноймоих учеников.Преодолею этуболезнь силойсвоей и удержусвою жизнь”.

ИВозвышенныйпреодолел своюболезнь. Онвстал со своеголо-жа и сел втени дома, чтобыизложить ученикампоследнюю своюволю:

“Будьтесвоими собственнымисветочами, -говорил онсвоим соб-ственнымприбежищем.Другого неищите. Изучайтепознание,пре-обретенноемною и возвращенноевам, живитесогласно с нимтак, чтобы вашасвятая жизньдолго длиласьна радостьлюдям. Истин-ноговорю вам, всеземное подверженогибели. Молитесьнепрес-танно.Через три месяцавойдет Совершенныйв Нирвану”.

Посленесколькихбесед, когдаучитель передалсвоим ученикамвсе, что имелон угасил всебе волю,поддерживающуюв нем жизнь истал ждатьсмерти.

Послемесяца странствийон пришел сучениками вКузинару. Тамв лесу, ученикиуложили своегоутомленногои больногоучителя назамлю, головойк северу. Времяцветения деревьевеще не наступи-ло,но два дерева,под которымилежал учитель,были сверхудо низу покрытыцветами, которыецелым дождемпадали наотходя-щего;и птицы громкопели в воздухе.

Видишь, Ананда,- сказал Совершенный,- еще не насталовремя цветения,а цветы падаютна тело Совершенногои небесныемуд-рецы поютв воздухе, чтобыпочтить Совершенного.

Носовершенномунужна инаяслава

Ученикии ученицы, которыеживут по правдеи закону – вотистинная славаСовершенного.

Любимыйученик Анандаотошел в сторонуи горько плакалоб умирающемучителе, ноСовершенныйвелел подозватьего к себе иуьешал егословами, полнымиглубокого,скрытого отчаянияи тра-гизма:

“Ненадо так, Ананда,не жалуйся ине печалься.Разве я не гово-рилтебе раньшеоб этом? Этонеизбежно –расставатьсясо всеми, чтодорого, со всемикого любишь.Все, что рождено,что создано,что сделано– обречено насмерть. Но тыдолго чтилСовершенногомыслями, словами,делом своим,из любви, подоброте, с радостью,без лжи. Ты хорошоделал Ананда.Стремись, и тытоже скороочи-стишся”.

Последнимиего словами,с которыми онобратился кученикам, были:

“Истинноговорю вам,ученики мои,все созданное– скоропрехо-дяще.Боритесьнепрестанно”.

Иподнялся духего от одногоэкстаза к другомупо всем степенямвосхищенияи вошел в Нирвану.

Навосходе солнцаблагородныежители Кузинарысожгли, передгородскимиворотами телоБудды со всемипочестями,какие оказы-валисьусопшим царям.

10.Учение Будды

ПроповедьБудды, по выражениюМензиса – “нетеория, а путьспасения”.Поэтому мынапрасно сталибы искать всвященныхкнигах буддистовсистематическойкосмологии,теологии илипси-хологии.Сам Буддаформулировалсвое учениев четырех словах:страдания, цепьпричинностей,уничтожениестрадания ипуть к нему.

Ивсе-таки, хотяв буддизме нетсистематическогоучения о миребогах и человеческойдуше, все жеБудда не могобойтись безтого чтобы своипрактическиерассужденияне строить наскрыто предполагаемойметафизике.

Проповедуяотречение отмира, он долженбыл говорить,что та-кое мир,проповедуяоб освобожденииот влечений,он неизбежноучил о человеческойдуше и т.д. Поэтомуизложению “путиспасе-ния” мыпредпочитаемкраткую характеристикутого мировоззре-ния,которое предполагаетсябуддийскойпроповедью.

Буддийскаяфилософия,отличаетсясильным субъективнымха-рактером,больше всегозанимаетсячеловеком. Ночто такое чело-век?Он есть не более,чем связка,агрегат психическихсостояний. Какповозка естьтолько агрегатколес, гвоздей,досок, и не имеетничего одинакового,кроме пустогослова “повозка”,так и человексоставляетсумму своихсвойств и состоянийи ничего больше.Лич-ность естьнечто призрачноеи уничтожаемое.Не умираюттолько те душевныесостояния,которыми мыжили. Они идутза нами из однойжизни в другую,они не даютчеловеку уйтииз жизни и отцепи возрождения.

ТеориюпереселенияБудда вездепредполагаетразумеющейсяса-ма собой.

Вбуддийскихпамятникахиногда упоминаютсябоги, но они неиграют никакойроли в ученииБудды. Он нигдене отрицаетих, но и нигдене ставит людейв связь с ними.

Вбуддийскойрелигии естьодно божество– сам Будда. Излюбви к людям,он согласилсявоплотитьсяи войти в цепьчеловеческихстраданий,чтобы проповедоватьлюдям избавление.Но вместе стем, он не являетсяисточникомбожественныхсил, благодатив прямом смыслеслова; людейспасает, побуддийскомувоззрению, неличность Будды,не его сверхъестественнаясила, а то познание,которое открываетсяв его учении.

Всвоем предсмертномслове Буддатак и говорило тождествесе-бя с законом,им провозвещенным.Перейдем теперьк этому зако-ну.

  1. Истинао четырех отделах

Планбуддийскогокатехизисаустановленсамим учителем.Он состоит изчетырех отделов:учение о страдании,учение о проис-хождениистрадания,учение об уничтожениистрадания,практи-ческийпуть к уничтожениюстрадания. Это– основа всегозакона, символверы буддистов.

Каквы думаете,-спросил Буддасвоих учеников,что больше,вода четырехморей или проливаемыевами слезы,когда вы стран-ствуетепо этому миру,и грустите иплачете о том, что вам даетсято, что вы ищете?

Страданиемпроникнутовсе существующееи это страданиенеизменносвязано с самимфактом существования,потому что ниодин блаженный, ни брахман,ни боги не могутсделать так,чтобы не старилосьто, что подлежитстарости, чтобыне болело то,что подверженоболезни, чтобыне умирало то,что подверженосмерти, чтобыне падало то, что подверженопадению, чтобыне погибалото, что подверженогибели.

Страданиеи бытие мнонимы.И куда бы необращался взорчеловека- впрошлом илив будущем онвидит бесконечное,неис-черпаемоеморе слез ибесконечноесуществованиепод разнымивидами страдания.

Этопредставлениео страданиитесно сведенов буддизме спред-ставлением, что “нет неизменнойсущности в этомбывании”, чтовсе течет, всеизменяется,пожирая самосебя и не насыщаясь.Душу буддистатомила такая“дурная бесконечность”;сама она- этонепрерывное,не имеющееконца и смысла,колесо жизни,причиняло емуметофизическуюболь, независимоот частых горес-тейи мук сансары(житейское море).

“Всепребывает впламени. Глазаи все чувстванаходятся впламени, зажженномогнем любви,огнем ненависти,огнем соблаз-на;он зажигаетсярождением,старостью исмертью, скорбьюс воплями печали,заботой, страданиеми отчаянием.Весь мир окутандымом, весь мирпожрется огнем“.

Вчем же корниэтого страдания?Здесь мы переходимко второмуотделу буддийскойдоктрины, крассмотрениюпричины страданий.

“Cвятаяистина о происхождениистраданиятакова: ;жаждак бытию и наслаждениюи к желанию,находящемусвое наслаж-дениена земле, жаждак наслаждению,жажда к созиданию,жажда властиведут от возрожденияк возрождению.”

Другимисловами, страданияпорождаютсянашей волей,нашими желаниями.Откудаже сами желания?Желания происходятиз восприятиямира, восприятияпроисходятот соприкосновения,со-прикосновениес миром происходитиз органовчувств, органычувств из нашейтелесности,но сама телесностьесть призраки видимость, порождениенеправильноговосприятия,результат не-ведения. Поэтомуцарство страданияуничтожаетсяс приобрете-ниемистинногознания, с умираниемвсех желаний.

Монахдолжен понять, что объектего желаний,телесность,есть одна видимость.- Считая теломыльным пузырем,- говорил Будда,-считайего подобнымпризраку, разломайувитыми цветамистрелы искусителяи тогда идитуда, где тебяне увидит царьсмерти.

Всетаким образом– обман, призраки иллюзия. Нетничего. Нораспространяетсяли это отрицаниеи на людскиедуши?

Многиебуддийскиетексты отвечаютна этот вопросотрицатель-но.Есть одно место,которое выразительнорезюмируетиллюзио-нистическиевзгляды буддизма.

“Учительтолько тогдапокрыт броней,когда уму егопредставит-сяследующаямысль: я долженвести к совершеннойНирване бес-численноемножествосуществ, - я долженвести их; и, однако,ни их ведомых,ни меня – ведущегоне существует.Они не существуютна самом деле,потому чтонебытие естьсобственныйхарактер всего,что признаетсясуществующим.Это, как еслибы искусныйволшебникзаставил появитьсяна распутьечетырех большихдорог огромнуютолпу призрачныхлюдей, которыедрались бымежду собой,убивали другдруга и потомвсе исчезли,а на самом делене было нипоявившихся,ни убивавших,ни исчезнувших“

Также точно буддыведут к совершеннойНирване бесчисленноемножествосуществ, а насамом деле нетни ведущих, ниведомых.

Какиемогут бытьжелания и страстиу монаха, которыйпроникся такиммировоззрением?

12. Интеллектуализмбуддийскойэтики

Четвертаячасть буддийскогосимвола – вера,составляетего этику встрогом смыслеэтого слова.Кратко онаформулируетсятак:

Путьк уничтожениюстрадания естьвсемирный путь:правая речьправое решение,правая вера,правое дело,праведнаяжизнь, пра-ведноестремление,праведнаяпамять, правоеразмышление.Раз-витие этойформулы составляетсодержаниемногочисленныхбесед и поучений.

Преждевсего, в буддийскойэтике поражаетее интеллектуалисти-ческийхарактер. Вотнесколькотипичных примеровиз Сутта – Ни-паты:

“Великоенаучение ипознание, верноеразумениезакона, благоеслово – вотвеличайшееблаженство”

“Истина– сладчайшеев этом мире ита жизнь назоветсялучшей, котораяпрожита в понимании”

Синтеллектуальнымхарактеромбуддийскойэтики связаноее второе свойство– отрицательныйхарактер большинстваее запо-ведей.Буддизм гораздоохотнее говорито том, чего надоизбегать, чемуказывает, чтонадо делать.Главные егозаповеди: неубивай, не укради,не прелюбодействуй,не лги, не пьянствуй– сплошь отрицательногохарактера,подобно большинствузаповедейМои-сея.

Иначеэто и не моглобыть в буддизме:проповедуяотречение,отказ от мира,буддизм проповедовалвоздержаниеот жизни вооб-ще,от душевныхдвижений, дажеесли он этическогопорядка.

  1. Любовьв буддизме

“Не стремиськ радостям низемным, ни небесным”,будь невоз-мутим,ничему не удивляйся,ничем не восхищайся,ни к чему нестремись, ничегоне жалей. Чувстволюбви к личностямсовершен-нонесовместимос буддизмом;монах долженвырвать у себя“ вся-кое влечениек виду и имени”,т.е. к индивидуальному;для него должностать глубокобезразличным:стоит ли околонего брат илисовершенночужой человек,которого онвидит впервые– потому, чтовсякая привязанность– боль, потомучто личность– иллюзия.

Но этоне исключаетвозможностисамой интенсивнойлюбви ко всемувообще, к общемустрадающемумировому целомупотому, чтотакая любовьне приноситстрадания.

Существуетодно место, вкотором этамировая любовьвыражена снеобычайнойсилой.

“Да будутсчастливы всесущества, даживут все онив радости идовольстве!”

  1. Отрицательныйхарактер егозаповедей.

Мы наглядноизобразимбуддийскуюэтику, еслиотметим двеха-рактерныечерты (интеллектуализми отрицательныйхарактер за-поведей)

Монах,прежде всего,понимает безобразие,тяготу и обманэтого мира. Онсмотрит на мир,“как на пустоту”,тлень и разрушение.Он победил всебе все влеченияк миру и всестрасти. Он негневается, онтерпит оскорбления,несчастья,неудачи безраздраженияи ропо-та. Онне привязанк жизненнымудобствам ине ищет обильноймилостыни,одежды и крова.

Святойотрешился отсемейныхпривязанностей,его не влечетк себе женскоетело, слепленноеиз мяса, наполненноекровью, жел-чью,слизью.

    Дажевидя прекрасныхдочерей Мары,я не чувствовалв себе нечистыхвлечений, - говорилБудда, - что жемне в теле твоейдочери, наполненномводой и выделениями?Я не попру егодаже своейногой.

Святойвырвал с корнемвсе свои желания,он равнодушенк настоящему,как равнодушенк прошлому ибудущему, и этодает ему особенныеположительныедобродетели- свободу, мудростьи могущество.

Он свободенот всех привязанностей,даже друзейнет у него, онодинок, ни счем не связан,ни от чего независим,ни от людей, ниот погоды, ниот счастья, ниот несчастья.Поэтому нетв нем и страха,и сам Мара-Искусительне страшен ему.

Святойобладает мудростью.Это не мудростьэтого мира. Онне похож налюдей, которые“то хватаютсяза науку, тобросают ее длядругого учения,как обезьяныперебрасываютсяс сучка на сучок”;он чужд спорови словопрений;познавшийВечную Истину,он не разбрасываетсямыслями; светла,глубока и молчаливаего муд-рость,как безбрежное,безмолвноеморе; шумнобегут горныеру-чьи, но вечнобезмолвны водыв глубинахморей.

И вместесо свободой,силой и мудростьюсвятой приобретаетблаговолениеко всему живому.Он не вредитчеловеку, онне дела-ет вредаживотным, птицам,насекомым; ондаже не тревожитмалейшегорастения, еслик этому непредставляетсяособой надоб-ности;его любовь ковсему сродниего самопожертвованию.Он должен бытьготов отдатьвсе свое, еслиу него этоготребуют, отдатьдаже самогосебя, как этосделал Будда,который в одноиз своих превращений,будучи зайцем,накормил своиммясом голод-ного.

Само собойразумеется,что окончательнымидеалом длябуддис-та являетсясам Будда. Поэтомуего образ –пример дляподражанияа его конец,Нирвана, естьцель стремленийвсякого монаха.Тяже-лым и длиннымпутем идут людик этой цели.

Милосердиеи деятельностьна пользу нужнылюдям толькона первых стадияхпути. Для приближающихсяк концу, нужнотолько сосредоточениесознания,самоуглубление:“Когда на небегремит гром,и дождевыепотоки наполняютвсе воздушныепути, тогдамонах в горнойпещере предаетсясамоуглубелению,и нет для неговысшей радости,пока он не достигнетокончательногоуспокоения- Нирваны”.

  1. Нирвана

Что жетакое Нирвана?Чистое ли онауничтожениеили какой-ни-будьособый родсуществования?

Нирвана– значит угасаниеи большинствотекстов рисуютее, как небытиеили описываютее в отрицательныхтерминах, какуничто-жениестрастей, уничтожениежеланий, движений,даже познания.Но значит лиэто, что Нирвана– небытие? Какмы знаем, Буддаупорно уклонялсяот ответа навопросы о посмертномсуществова-ниии его ученики,когда их спрашивалио подобныхвещах, неиз-менноотвечали, что“Возвышенныйэтого не открыл”.Уже это од-нонамекает наиное решение,отличное отрешения вопросав от-рицательномсмысле.

На одиниз подобныхвопросов (опосмертномсуществованииБудды) монахиняКхема ответилатак:

“СущностьСовершенногоне может бытьопределенав катего-рияхэтого мира. Онаглубока и бездонна,как великийокеан. Не-льзясказать, чтоСовершенныйсуществуетпосле смерти,но также нельзясказать, чтоон не существует”.

В другомдиалоге энергичноопровергаетсяеретическоемнение Ямаки“что монах,освобожденныйот грехов, когдараспадаетсяего тело, подлежитуничтожению,что он не существуетпосле смерти”

На третьемсборе буддистоввопрос о Нирванебыл решен в томсмысле, чтоНирвана непостижимадля тех, кто недостиг ее.

Такимобразом, Нирвана– это посмертноесостояние,определя-етсякак нечтотрансцендентное,как то, о чеммы не можемгово-рить нашимипонятиями исловами, нечтонепостижимое,о чем мы дажене можем сказатьнашего человеческогослова – “оносущест-вует”.

  1. Буддийскаяобщина

РассмотревБудду и Дамму(личность основателяи Закон), мыпе-рейдемп ктретьему элементубуддизм, к Самге– общине.

Хотя вбуддийскомсимволе верыговорится обобщине, как очем-то едином,но при своемвнутреннемединстве, онане предс-тавляетчего-то целогопо своей организации.

Буддийскиемонахи группируютсяв общины, которыене связа-ныодна с другойи не имеют надсобой общегоруководителя;тако-вым былтолько Закон.Принятие вобщину совершалосьочень просто.В присутствиидесяти монаховпосвящаемомузадают не-скольковопросов ипосле удовлетворительныхответов на нихкан-дидат зачисляетсяв общину. Непринимаютсятолько заведомыепреступникии неправоспособныелица. Выход изобщины такжелегок.

17. Образжизни монахов.

Одеждамонаха желтогоцвета и оченьпроста. С собойон обычно имеетбритву, иглу,чашу, сито ичетки. При сборахмилостыни онне смеет приниматьденьги, но ипищу он не долженвыпрашивать,а только молчаожидать.

Первоначальноеправило запрещаломонаху житьв домах, но этоправило скоропересталоисполняться.

Никакоготруда, кромеежедневногосбора милостынии духовныхупражнений, у монахов небыло. В составдуховных упражненийвходили занятиянауками и перепискакниг. Два разав месяц в общинепроисходилисобрания, которыеназывалисьпокаянными.На них монахикаялись в своихгрехах и обсуждалидела общины.

18.Зародыши культа.

Первоначальнобуддизм не имелникакого служениябогам и вообщекульта, но послесмерти Буддыкульт сталобразовываться.

По примерудругих сект,в буддизмесоздалисьпраздничныедни, паломничествок святым местам-на место родиныБудды, его первойпроповеди, егосмерти. Останкиучителя тожестали пред-метомпочитания. Придальнейшемсвоем распространениии буддизм усвоилсебе все элементыобычного культа, молитвы, изображения,храмы, жрецов.

19.Распространениебуддизма.

Внастоящее времябуддизм существуетв Неаполе, наЦейлоне, в Бирме,Сиаме, Тибете,Китае, Япониии на островахЯва и Суматра.

Вовсех этих странахбуддизм болееили менее уклонилсяот своегопервобытного, чистого видаи даже принялв себя совершенночуждые элементы.Так, например,в Тибете (гдебуддизм называ-етсяламоизмом)населениемонгольскогоплемени, оченьслабо культурноеи совершенносвоеобразное,по-своему понялои пе-реработалобуддизм.

Вламоизме существуетобширная иерархиясвященных лиц,обладающихбожественнымдостоинством.В ламоизмеполучил сильноеразвитие культ.Путешественникив Яхассу говорятоб огромномколичествемонастырей,о церковныхколоколах,изображениях,реликвиях,постах, богослужении,множествеоб-рядов.

ВКитае буддизмтоже принялв себя богаторазвитый культ,ровно как и вЯпонии.

Втаком извращенноми приспособленномк пониманиюмало-культурныхмасс виде буддизмимеет множествопоследователейи по числу их(свыше 300 млн.)считаетсяпервой религиейв мире.

Внаше время былисделаны попыткивозродитьбуддизм в куль-турныхклассах европейскогообщества. Этипопытки имеличастичный успех, и под именемнеобуддизмаи сейчас существуетрелигиозно-философскоетечение, имеющеесвоих последователейи на континенте,и в Англии, и вАмерике.

Номирового значенияэто течениене может иметь.Буддизм изжилвсе свои главныепринципы, ичеловечество,в лице своихвождей и пророков, видит уже дальше,чем смотрелбуддизм.

20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны.

Развитиеми доказательствомэтой мыслипослужилаоценка идейбуддизма, которуюмы сейчас исделаем.

Буддизмотносится кчислу немногихуниверсальных,мировых религий,которые тесносвязаны с языкоми национальнойкульту-рой, ине выходят запределы этойкультуры.

Буддизм,как мы видим,распространилсяпо всей Азиии завоевалсамые разнообразныеплемена отдиких сибирскихнародов довы-сококультурныхплемен Индии.В то время, какидеи национальныхрелигий теряливсякую силу,идеи буддизмаразвивалисьи произво-диливокруг себяэнергичноедвижение. Этастойкость иуниверса-лизмбуддизма объясняютсяего особымиположительнымисвойст-вами.

Буддизм,прежде всего,является религией,выдвинувшейна пер-вый плансубъекта религии,человека, и,принявшей резкоэтичес-кийхарактер. Буддизмне интересуетсясферой божественного,все его вниманиеустремлено на положениечеловека, онзанят прин-ципамии нормами поведения.Благодаря такойспециальностисво-его внимания,он достигает,впервые вовсемирнойистории, гро-мадныхрезультатов.Этика у буддистовтонко и глубокоразработа-на.

УчениеБудды – о жалости,милосердии,любви ко всякойтвари. Оно согретонастолькоживыми и подлиннымичувствами, чтоможет вдохновлятьи волноватьдаже теперь.

Вечноценным в буддизмеявилось осуждениеэгоизма, страстей,разрушающихличность.

Второйположительныймомент буддизма– его сотериология– учение о спасении.О нем учили имистерии. Нобуддизм идетдаль-ше. Он нехочет такогоспасения, котороепредлагалимистерии. Онне верит природномумиру, чтобызвать к слияниюс ним, а перс-пективабесконечныхумирании ивоскресенийподвергаетего в ужас.

Онищет освобождениеот природы идурной бесконечности,он жаждет конца,завершения,исполнения.

Третимэлементом,который надоотметить вбуддизме, впослед-ствии,только в христианстверазвилось видею церкви.Это мысль отом, чтобы спасатьсявместе, то естьобразованиеобщины.

Кромеположительныхсторон, у буддизмасуществуюти отрица-тельные:его ограниченностьэмпирическаяи философская.

Эмпирическаяограниченностьбуддизма состоитв том, что оннесет проповедьспасения далеконе всем “Этоучение дляразум-ного, ане для глупого”.По своей конструкции,со своим сложнымучением о причинахстраданий,буддизм требовалбольшогоинтел-лектуальногоуровня длясвоего усвоения.

Итак,буддизм несспасение далеконе всем. Людинеученые, простые,занятые физическимтрудом и неимеющие временидля размышлений,и наконец, женщины,остаются встороне отсферы действияпроповедиБудды. Но этосвойство буддизмане случайнои оно стоит всвязи с другойограниченностьюбуддизма, окоторой мысейчас поговорим.


ЦарьМилинда в беседес ученикомБудды, великимсвятым Нага-сеной,сказал ему:

    Если,достопочтенныйНагасена, субъектанет, то кто даетвам все то, вчем вы нуждаетесь:платье, пищу,жилье и лекарстводля больных?Кто пользуетсявсеми этимивещами? Ктоидет по путисвятости? КтодостигаетНирваны? Ктосовершает пятьсмертных грехов?

Ведь,так значит нетни добра, низла, нет ни добрых,ни злых дел, идаже, если быкто-нибудьубил, достопочтенногоНага-сену, тои тот не совершилбы греха? В этомочень ядовитомвопросе содержитсястрашная,разрушительнаякритика, накоторую буддизмунечего ответить.Буддизм в своемотрица-нии миразашел слишкомдалеко, дальше,чем позволялиего посылки.Его историческаяроль была –отрицание, ион, про-делавогромной важностиработу, указавбессмысленность,тленность имуку мира, небыл в силахпойти дальше,и повис, таксказать, в пустоте,остановилсяв неустойчивомравнове-сии,на острие, заключивв себе, благодаряэтому, противоре-чия,неизбежныепри всякомабсолютномотрицании.

21.Переход кхристианству

Такимобразом, положительныеточки опорынеизбежнодава-лись буддизмув понятии Нирваны,но Будда, какмы видели, упор-ноуклонялся отанализа этихпонятий. Ихтеоретическоераскрытие ипрактическаяжизнь совершиласьпять вековспустя, в христиан-стве.

Язакончу этоповествованиестихотворениемА. Толстого,кото-рое нагляднорисует тотпереворот ввосприятиимира, в мироощу-щениии пониманиимировой истории,которое принеслос собой христианство,наполняя тупустоту и темныеместа, которыетак болезненносияли в буддизме:

Ипросветлелмой темный взор

Истал мне видеммир незримый

Ислышит ухо сэтих пор,

Чтодля другихнеуловимо.

Ис горной высия сошел,

Проникнутвесь ее лучами,

Ина волнующийсядол

Взираяновыми очами.

Ислышу я, какразговор.

Везденемолчныйраздается,

Каксердце каменноегор.

Слюбовью в темныхнедрах бьется;

Слюбовью в твердиголубой

Клубятсямедленные тучи

Инад древесноюкорой

Слюбовью в листьясон живой

Струейподниметсяпевучей.

Ивещим сердцемпонял я,

Чтовсе, рожденноеот Слова,

Лучилюбви кругомлия,

Кнему вернутьсяжаждет снова

Ижизни каждаяструя,

Любвипокорная закону,

Стремитсясилой бытия

Неудержимок божью Лону

Ивсюду звук, ивсюду свет,

Ивсем мирам одноначало,

Иничего в природенет,

Чтобы любовью недышало.


22.Значение мировыхрелигий

Мировыерелигии в настоящеевремя имеютогромное значение.О роли мировыхрелигий говорятследующиеданные:

1– Огромноебольшинстволюдей, живущихна Земле, являютсяприверженцамиодной из существующихмировых религий.

2– Во многихстранах мирарелигиозныеобъединенияотделены отгосударств.Тем не менеевлияние религиина политическуюжизнь современногообщества остаетсязначительным.Ряд государствпризнает однуиз религийгосударственнойи обязательной.

3– Религия, какформа культуры,является однимиз важнейшихисточниковнравственныхценностей инорм, регулируетповсед-невнуюжизнь людей,хранит принципы общечеловеческойморали Рольрелигии в возрождениии приумножениикультурногонасле-дия, приобщенияк нему людейнеоценима.

4– К сожалению,религиозныепротиворечияпродолжаютбыть источникоми питательнойсредой кровавыхконфликтов,терро-ризма,силой разъединенияи противоборства.Религиозныйфана-тизм губителен,он противостоиткультуре,общечеловеческим,духовным ценностям,интересамчеловека.


Списокиспользуемойлитературы

    Л.Н.Боголюбов

    А.ВКлименко

    Сутта-Нипата“Буддийскаяканоническаякнига”

    Герасимова“Путь к истине”

    Ольденберг“Будда, егожизнь, учение,община”

    Рис-Дэвидс“Буддизм”

    Барт“Религии Индии”

    А.Хрисанф “Религиидревнего мира”

    А.Ельчаников“История религии”

РЕФЕРАТ

пообществознанию


натему: “Буддизм”


Работаученицы

11класса “ Б

ГОУСОШ№ 9

ГордиенкоНатальи

Невозможно в короткой статье описать всё, что хочется сказать о буддизме и описать все виды школ и философских направлений. Но давайте попробуем, основываясь на наиболее важных из них понять, что такое буддизм и как это ортодоксальное духовное учение влияет на одухотворение общества, как развивается его осознание и ответственность.

Для этого, мы должны немного поговорить не только о самой религии, но и о том, как человечество прошло с ней через несколько тысяч лет своего существования. Будем стараться быть объективными, давая оценку этой доктрине.

Буддизм − это религиозно-философское учение, мировая религия, которая указывает на личность Будды, как на просветленного человека, упоминает о его революционном подходе к отношениям между человеком и Богом, по сравнению с существующими тогда религиозными порядками. Основателем этой древнейшей религиозной конфессии, возникшей в 6 в. до н.э. (в Северной Индии), является Будда Шакьямуни.

Точное количество буддистов установить очень сложно, их примерно 500 млн. по всему миру, большая часть которых живет в Китае.

Буддизм сосредоточен на человеческих аспектах − основных положениях этой религии. В нем, особенно в его, наиболее современных направлениях говорится, что мы сами ответственны за свою собственную судьбу, не только в этой жизни, но что не менее важно, в следующих воплощениях бессмертной души.

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь есть страдание;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание - мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познать полное блаженство, успокоение, избавиться от мирских страстей, искоренить ненависть и познать истинную природу вещей, то есть достичь состояния нирваны. Для познания этого состояния буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются меценатством, поклоняются святым и тем самым освобождаются от собственного эго (называют «мокша»), отвергая людские желания и страсти. Существует два пути спасения: 1) Хинаяна – это узкий путь спасения, достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна – широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навечно.
  4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями). Каждый буддист на протяжении мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны – это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Оно основано на восьми состояниях:

Правильная речь – воздержание ото лжи, сквернословия, пустословия и речей, которые могут сеять вражду и привести к злу;

Правильный образ жизни – не вредить всему живому, зарабатывать средства для существования, не противореча буддийским ценностям, вести скромную, без роскоши и прочих излишеств, жизнь;

Сосредоточение – стремиться освободиться от жестких убеждений и наполнять свой разум позитивными мыслями, учиться созерцать и познавать истину;

Правильное воззрение – понимание Четырех Благородных Истин (Сансара это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к окончанию страдания);

Правильные поступки – делать добрые дела, воздержаться от воровства, прелюбодеяния и желания обивать других существ;

Правильные помыслы – уяснить, что все зло исходит от нашей плоти;

Правильные намерения – изменить свои желания и намерения. Жестокость и вред заменить на сострадание; чувственные наслаждения — на посвящение себя духовности; злость – на доброжелательность.

Правильные усилия – отгонять все злое, настраиваться на позитивный лад и стараться всегда следить за своими мыслями.

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Основные концепции буддизма

Три основные концепции буддизма:

1. Дхарма − есть истина и мудрость, само ядро науки трансцендентного Будды.

Она дает понимание того, что происходит с нами и что должно происходить. В результате того, что мы понимаем эту истину, мы должны что-то делать с самими собой. Наш внутренний долг - освободиться от страданий. Каждый должен прийти к себе истинному путём полного освобождения своего духовного начала от всевозможных наслоений, созданных нашим эго.

2. Карма − является причинно-следственной взаимосвязью событий, определяющих наши нынешние и будущие условия жизни. Это то, что мы есть и возникает из того, кем мы были и что делали в предыдущих воплощениях. Каждое новое воплощение является шанс улучшить свою судьбу.

3. Нирвана − последняя великая концепция буддизма и является лучшим «вознаграждением» за наши добрые дела по отношению к себе и к другим людям, к окружающему миру, бытию в целом. Она - следствие прерывания вращения , чередующего рождение и смерть до окончательного освобождения от страданий и желаний этого мира.


Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна . Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм .Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая - конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм . Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии - ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием - религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире - треть населения составляли монахи.

Японский . Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций - Риндзай и Сото .

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133-1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты - nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173-1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222-1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию - буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм ? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты - иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию - это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн .Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen. Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен .Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм . В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Заключение

Буддизм это больше философское направление, нежели религия, здесь не рассматривается наличие божества, создавшего вселенную, как в привычных, нашему обществу религиях. Есть только «дэва», но это не божества, управляющие судьбами людей и вселенной, это такие же люди, просто из другой реальности. Так же как и Будда, который был реальным человеком, жившим 2,5 тысячи лет назад, поэтому вопрос – «Верите ли вы в Будду?», не имеет смысла в буддийской философии.

Религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… … Философская энциклопедия

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и… … Энциклопедия Кольера

Во второй половине VI первой четверти V в. до н. э. возникло еще одно религиозно философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано … Энциклопедия мифологии

- (от Будда). Религиозное учение, основанное Буддой; исповедание этого учения и поклонение Будде, как божеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Буддизм - – ежелгі Үндістанда б.з.д. VI Vғ.ғ. пайда болған діни философиялық ілім. Негізін қалаушы Сиддхартха Гаутама (Готама), кейін ол Будда деп аталған (мағынасы – көзі ашылған, оянған, нұрланған). Ол өз уағыздарында брахманизмді байлық пен сән… … Философиялық терминдердің сөздігі

буддизм - а, м. bouddhisme m. Одна из мировых религий, возникшая в 6 в. до н. э. в Индии и названная так по имени своего легендарного основателя Гаутами, получившего впоследствии имя Будда (просветленный); буддизм получил большое распространение в Китае,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время … Религиозные термины

См … Словарь синонимов

Одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI V вв. до н.э.в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвещенный). Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм… … Энциклопедия культурологии

БУДДИЗМ - теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как… … Теософский словарь

БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Буддизм , Рис-Дэвидс. Книга профессора Риса-Дэвидса представляет собой сборник из шести лекций, прочитанных им зимой 1894-1895 г в разных городах Америки по приглашению "Американского комитета чтений по истории…

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться , что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

В дальнейшем это дерево ученики будды называли « », или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие . Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

— это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.


— это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют . Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.


Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас .

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада) , или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. , или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. , или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.


Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма , сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна . Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна . Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна . Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.



Характеристика мужчин