21 сентября рождество богородицы постный день. Рождество Пресвятой Богородицы: приметы и интересные факты об этом божественном празднике православного календаря. Традиции: что нужно делать в этот день

Рождество Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам и отмечается верующими 21 сентября.

История праздника Рождества Богородицы

По преданиям, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведники Иоаким и Анна. Иоаким и Анна долгое время были бездетными. Они достигли уже преклонных лет, но в их доме не раздавался детский смех. Праведники Иоаким и Анна не роптали на Бога, но они верили в Его божественное милосердие.

Иоаким и Анна всегда выполняли все заветы Бога, они превозносили Его в молитвах, приносили в храмах Ему жертвоприношения и надеялись на то, что Он не отринет их. Они не роптали, напротив, с благодарностью вспоминали каждый день, который был дарован им Богом. И был радостью озарен каждый их день, в который они трудились во славу Божию. Печаль не иссушала их черты, но молились они ежедневно о том, чтобы Бог даровал им дитя. Ведь у евреев считалось, что если в семье нет детей, то эта семья отвержена от Бога, не дает Он ей своей милости.

Считалось среди евреев, что наказывает Бог бесплодием тех, кто грешен и не раскаялся в своем грехе. Пусть этот грех тайный и о нем никто из людей не ведает, но Богу известно все, и Он за этот грех наказывает неправедников отсутствием продолжателей рода.

Праведных Иоакима и Анну соседи также причисляли к таким грешникам. Женщины не разговаривали с Анной у колодца, куда приходили за водой, а мужчины не звали Иоакима, если шли решать общие дела. Но не роптали праведники, они не переставали молиться Богу.

Однажды Иоаким пошел в храм, чтобы принести жертву Богу. Но первосвященник не принял у него этой жертвы. Он стал кричать на Иоакима, говорить, что тот нечестивец и его молитвы и жертвы неугодны Богу. Не стал спорить с первосвященником праведный Иоаким и покинул храм. Отправился он в пустыню и долго с исступлением молился там.

Икона Святой Девы Марии

Был услышан Иоаким, и явился пред ним ангел Господен Гавриил. Он сказал праведному Иоакиму о том, что молитва его была услышана Господом и что исполнится его просьба, дарует Бог семье праведной дитя. Также известил архангел Гавриил Иоакима, что нужно назвать дочь, которая у него родится, Марией и через нее будет даровано спасение всему миру.

Обрадованный вернулся праведный Иоаким домой. Сказал он жене своей Анне, что радостную весть принес ему ангел Божий. Обещала Анна Господу, что если родится у нее дитя, отдать ее на служение в Иерусалимский храм.

Дева Мария без страха вошла в Иерусалимский храм, так как Она была готова к этой доле. Ведь в доме отца своего Она видела, с какой благодарностью и преданностью относятся родители к Богу. Как молятся они и прославляют Всевышнего. А в Иерусалимском храме почувствовала Пречистая Дева Мария, что стала Она еще ближе к Тому, Кого любила всем сердцем Своим в доме родителей своих.

Так Господь приуготовил женщину, что могла родить Спасителя. Ее чистая душа, Ее безгрешные помыслы выделили Ее из числа верующих. Дева Мария стала связующим звеном между миром земным и миром небесным. Божественная благодать, снизошедшая на Нее, сделала Марию праведной и охраняла Ее от всякого искушения всю жизнь. Дух Святой снизошел на Нее, и смогла она родить Спасителя.

Как любая земная женщина, вынашивала она дитя, рожала Его в муках. Но явился в мир Спаситель, и озарил Божественный Младенец весь мир своим появлением. И свет Его коснулся Пречистой Девы. Почувствовала Она, что мир Небесный стал ближе. Чувствовала она благословение Божие всем своим сердцем.

Через Деву Марию и все люди чувствуют благодать Божию. Ведь Она не только родила Спасителя, Она своей чистой душой молится за всех людей и свидетельствует за них перед взором Всевышнего.

Церковные традиции на Рождество Богородицы

Рождество Богородицы стали отмечать, как великий праздник, в шестом веке. В этот день в храмах проходят торжественные службы. Все верующие славят прекрасный день, когда Господь даровал людям надежду на приход в мир Спасителя. Рождение Девы Марии — как обещание Господа, что не забыл Он о них, что сильна Его благодать, что чудесно Его благословение.

Раньше в этот день верующие обязательно шли в церковь. Они надевали праздничные одежды и произносили слова благодарности Богу, который даровал людям надежду. Они молились Пречистой Деве, которая в этот день пришла в мир, и просили Ее о благодати.

Икона “Рождества Пресвятой Богородицы”

В этот день пекли специальные хлебцы, на которых выдавливались буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Такие хлебцы обязательно раздавали всем домашним, чтобы они приобщились к великому празднику. Эти хлебцы клали под иконы и хранили до Рождества Иисуса Христа. Если кто-то в доме заболевал, брали кусочек такого хлебца, толкли его и добавляли в воду, которую давали выпить больному. Иногда хлебец просто давали съесть, а запить его больной должен был святой водой. Воду также святили и на Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы приходится на постные дни, но в этот день разрешалось есть рыбу. Хозяйки обязательно готовили грибной или рыбный суп, а также пекли пироги с рыбой и грибами. Такими пирогами угощали всех пришедших в дом, не забывали оделить нищих. Это считалось очень важным, ведь если женщина в этот день не оделяла просящих, то она могла стать бесплодной. Если же женщина не жалела еды и мелких денег, Бог даровал ей благополучие в доме и много детей.

Приметы на Рождество Пресвятой Богородицы

С этим днем было связано много народных примет. По дню Рождества Богородицы определяли, какая будет осень и какая будет зима. 21 сентября «солнце с месяцем в прятки играют» — день равен ночи. Но с этой поры ночи становятся длиннее, а дни короче.
В народе говорили, если на Богородицу птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле и ищут корм, то зима будет холодная и голодная.

Если 21 сентября было ясно, погожие деньки будут стоять до конца октября. Если утром на Рождество Богородицы небо ясное, чистое и видны звезды, жди скорых холодов, но погода будет сухая. Если утром в этот день туман — начнутся дожди. Если же утром туман, который быстро развеялся, погода ожидается переменчивая: дожди и теплые дни будут чередоваться.

Если звезды крупные и яркие, значит стоит ожидать холодных утренников

Если с утра в этот день идет дождь, он может длиться еще 40 дней, а зима будет ранняя и очень холодная. Если утром 21 сентября на траве роса — ровно через месяц на земле будет иней. Если солнце быстро высушит росу, зима будет малоснежная, а если роса будет сохнуть до обеда, зимой можно ожидать обилия снега.

В это утро смотрели и на звезды. Если звезды крупные и яркие, то скоро нужно ожидать холодных утренников, если звезды, напротив, тусклые — тепло продержится еще долго.
Наблюдали также за погодой весь день, чтобы по приметам определить, какая ожидается осень. Если в этот день ветрено, зима будет малоснежная, с суровыми ветрами. Если с утра тепло, а после обеда стало холоднее, морозы ударят очень рано, а зимой будут очень сильные заморозки. Самые лютые морозы зимой выпадали на Крещение. Но по дню Рождества Богородицы определяли, когда будет самый сильный мороз. Если 21 сентября днем ярко светит солнце и хорошо пригревает, то зимой нужно ждать оттепелей.

Народные традиции и обряды на Рождество Богородицы 21 сентября

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

В этот же день считалось обязательным навестить молодых. Ходили в гости к тем, кто недавно отпраздновал свадьбу. Считалось, что родители в этот день должны были поучать молодых, наставлять их на правильный путь, учить их избегать ошибок. А молодые, в свою очередь, должны были рассказать о своем житье-бытье. Молодая жена собственноручно готовила пирог, которым потчевала гостей. Муж же должен показывать гостям хозяйство.

Если хозяйство было крепким, в доме чисто, быт налажен, молодой семье преподносили подарки. Но также не забывали попробовать и пирога, приготовленного молодой женой. Если пирог был удачен, жене дарили красивый платок. Если же пирог был сырым или пригорелым, мужу вручали кнут, которым он должен был поучить свою жену, а вот пирог приходилось есть ему одному.

Если женщина умоется водой в день на Рождество Богородицы - быть ей просватанной

Существовало поверье, что крошки от этого пирога нельзя выбрасывать, их нужно собрать и отнести к овину, тогда домашнее хозяйство будет и впредь крепким, а птицы не попортят урожай, звери не уничтожат скот.

В этот день молодые вечером должны были навестить своих родных. Молодожены одевались в праздничные одежды и медленно шли по селу. С собой они несли праздничный пирог. Чтобы молодую семью никто не сглазил, невеста на поясок укрепляла ленточку с буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы). Эта ленточка защищала от злых людей, а также давала особое покровительство Богородицы. Если такая ленточка по дороге развязывалась, значит, молодым завидовали и желали им зла.

А чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, которые были обмотаны бумажными цветами. На низ свечечки надевалась бумажечка, на которой были написаны просьбы Пречистой Деве. Смотрели, с какой стороны обгорит бумажечка, ведь именно эта просьба и будет исполнена. Если же бумажка сгорала полностью, значит, все просьбы были услышаны.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Рождество Пресвятой Богородицы, которое верующие отмечают 21 сентября, один из наиболее почитаемых в христианстве дней памяти. Он объявлен праздником и приурочен ко дню рождения Богородицы, Пречистой девы Марии. В народе этот день также известен под названиями Осенины, Аспасов день, Спожка, Пасиков день.

1771-1773 гг. Франциско Гойя. Рождение Богоматери. Фреска

Значение праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Дева Мария родилась ко времени, когда нравственный упадок человечества достиг низших пределов и потребность в исправлении веры все громче провозглашалась лучшими умами человечества. В итоге Дева Мария была избрана Спасителем достойной стать Богородицей и воплотить Сына Божия в облике человеческого естества.

Рождество Богородицы приблизило человечество к Царству Божию на земле, познанию добродетели и бессмертной жизни, а сама Пресвятая является не только Матерью Господа, но и милосердной Заступницей верующих.

Церковь Рождества Богородицы в Чкаловске, Россия

Рождество Богородицы — дата празднования

Для разных направлений христианства даты празднования отличаются, что связано с использованием разных календарей. У православных Рождество Богородицы отмечают 21 сентября. У католиков и англиканцев Богородичин день празднуют 8 сентября. Соответственно день Зачатия отмечается 22 и 9 декабря, то есть разница между этими торжествами составляет ровно 9 месяцев.

Стоит отметить, что в некоторых источниках имеются сведения, что Мария родилась без отца раньше срока, через 7 месяцев после зачатия, но эта версия не рассматривается как верная, так как не имеет никаких подтверждений.

Большинство других церквей также отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, но некоторые обряды отличаются смещением даты. Например, у коптских христиан это 9 мая.

Собор Рождества Богородицы в г. Козелец Черниговской области, Украина

История праздника Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица известна как мать Иисуса Христа. Кроме того, она является покровительницей детей, рожениц и девушек на выданье. Ее образ часто можно встретить как в православном религиозном искусстве, так и католическом. В некоторых случаях ее популярность превосходит всех прочих святых, в том числе и Иисуса Христа. Это объясняется тем, что образ Святой Марии более понятен народу. Она считается заступницей людей, избавительницей от горя и скорби, целительницей и помощницей.

В день Рождества Пресвятой Богородицы отмечается ее появление на свет. И хотя сведения об этом событии практически отсутствуют, в священных писаниях все же содержится некоторая информация, которая указывает на то, что великое событие было ниспослано свыше.

Родителями Марии являются праведники Иоаким из Назарета в Галилее и Анна и Вифлеема. Они состояли в браке 20 лет, но были бесплодны, а потому не знали истинного счастья. Внутренние переживания из-за отсутствия потомков и осуждение людей заставили Иоакима уйти пустыню, где он 40 дней и ночей молился. Его жена, Анна, тоже просила Господа даровать им с мужем дитя. Наконец, Бог услышал их молитвы и послал ангелов, которые известили их о предстоящей радости: Анна зачнет дитя и родит дочь Марию.

Придя в Иерусалим, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот, которые стали символом непорочного зачатия. Этот день также празднуется в христианстве. Когда родилась дочь, счастливые родители дали ей имя, которое указал Господь – Мария. Они также дали обет, что отдадут ребенка во служение Всевышнему. Семья обрела покой и счастье, а день рождения Марии впоследствии стал великим христианским праздником.

Установление праздника

Когда впервые был установлен праздник рождения Богородицы достоверно неизвестно. Тем не менее, упоминания о нем встречаются еще в V веке, хотя истинных доказательств этому нет. Именно поэтому периодом введения праздника принято считать начало VI столетия, что связано с Эфесским собором. Он зародился в греческой церкви, а затем распространился на Рим и по другим направлениям. Упоминания о рождении Богородицы отмечены в гимнах, датируемых 536-556 годами.

До XII-XIII веков в западных источниках латинского обряда встречались лишь единичные упоминания о торжествах в честь Рождества Богородицы. В ранг обязательных церковных праздников этот день был зачислен лишь после Лионского собора в 1245 году. Сегодня для латинского обряда этот день является одним из важнейших христианских торжеств с обязательным постом и особыми службами.

Как отмечают Рождество Богородицы

Блюда к празднику. Среда и пятница круглый год являются постными днями. Если праздник Рождества Богородицы приходится на один из этих дней недели, то мясные блюда под запретом — подают рыбные блюда, грибные, овощные и фруктовые. Если праздник не приходится на среду или пятницу, то готовят изобильное застолье и подают все подряд. Хозяйки пекут всевозможные караваи, пироги — , ; пирожки — например, — и угощают ими домочадцев и гостей своего дома.

Еще одна особенность этого дня – хозяйки готовили небольшие с буквами Р. Б., раздавали их близким и использовали для лечения недугов. Сушеные хлебцы запивали святой водой, чтоб прогнать болезнь. Даровать исцеление могут и просто молитвы Святой Богородице, так как она несет избавление от мук и хворей, помогает людям справиться с любой бедой.

Подавать бедным. Также нужно оделить просящих, чтобы заслужить милость и покровительство Святой Богородицы. Крошки праздничного пирога не выбрасывались, а собирались и относились к овину, чтобы защитить свое хозяйство от вреда и несчастий, а скоту и птице дать здоровье и плодовитость.

Поздравительная открытка ко Дню Рождества Пресвятой Богородицы

Как празднуют католики

Для католиков Святая Мария является особым церковным образом, а потому дни Зачатия и Рождества Богородицы отмечаются торжественно. В церквях исполняют праздничную службу, в частности поют тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», который также входит в программу богослужения у православных христиан. Люди возносят молитвы Марии и Господу, просят благополучия для своей семьи, избавления от горя, поминают умерших, радуются рождению Девы.

Народные традиции

Что нужно делать в праздник. От верующих требуется в это праздник соблюдать чистоту души, молиться и поститься, творить добро, помогать словом и теплом своей души. помогать ближним словом и теплотой души.

Согласно народным традициям, праздник Рождества Богородицы женщины должны были встречать у воды, у озера или речки. По поверьям, умывшись водой до восхода солнца в этот день, женщины продлевали себе молодость, а девушки приближали свадьбу.

В день Рождества Богородицы принято ходить в гости или принимать их у себя дома с праздничным пирогом. Раньше в этот праздник родители и родственники ходили к новоиспеченным молодоженам, чтобы проверить, как они обустроили свой быт и справляются с хозяйством. Пирог, испеченный молодой женой, пробовали гости, и если он приходился им по вкусу, ей вручали подарок. Если блюдо не удалось, мужу вручали кнут и заставляли его самого съесть пирог.

Молодожены также ходили в гости к своим родным. Они одевались в нарядную одежду и брали с собой особенные лакомства. Под пояс жена повязывала ленточку с буквами Р.Б., чтоб уберечь себя и мужа от сглаза. Когда лента развязывалась, то кто-то пожелал им зла.

Еще один обряд Богородичного дня – прошение Богородицы о милости. Для этого нужно было поставить в церкви свечку, на которую продевали записку с просьбами. Какие прошения затронул огонь, те и были услышаны Святой Марией.

В сентябре заканчивается сбор урожая. За щедрые дар земли благодарят Деву Марию, так как Богородица считается покровительницей сельского хозяйства и нередко отождествляется с матерью-землей.

Что нельзя делать в праздник. Если праздник приходится на среду или пятницу, то нельзя употреблять мясо и не постную пищу.

Лучше отказаться от физической нагрузки, домашней работы, не ссориться с окружающими людьми, не судить и не осуждать, избегать ссор и сквернословия. Нельзя употреблять алкоголь.

Народные приметы

Также 21 сентября известно, как день осеннего равноденствия. Поэтому в этот праздник можно предсказать погоду, причем не только на осень, но и на зиму:

✔ В первую очередь наблюдали за тем, какая погода стояла в данный день. Если утром был туман, то осень следует ожидать дождливую.

✔ По росе смотрели — насколько снежной будет зима: чем скорее солнце высушит капли росы, тем меньше осадков следует ожидать.

✔ При ясном дне будет теплая погожая осень, а при дождливом – снежная лютая зима, которую следует ожидать уже через месяц — полтора.

✔Звезды тоже могут предсказать будущее. Ясное небо и яркие звезды – знак того, что морозы придут рано, но снега ожидать следует нескоро.

✔По поведению птиц в Богородичий день тоже можно было многое узнать. Например, если они летают высоко в небе, осень будет теплая и затяжная. Когда же птицы сбиваются в группы и занимаются поиском корма у земли, нужно готовиться к заморозкам и ранней зиме.

День Рождества Пречистой Богородицы – великий праздник как у православных, так и у христиан западного обряда. Он отмечается одинаково торжественно, с благодарственными и прославляющими Богородицу и Господа молитвами. Это день стоит посвятить посещению церкви и своей семье, чтобы весь последующий год в доме царили мир и благодать.

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

«Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь!» Рождество Пресвятой Богородицы

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим — Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

— Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время, и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь ? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5), – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7), вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков , и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Рождество Пресвятой Богородицы - великий праздник все христиан любых конфессий. Это день, когда чудеса возможны, когда болезни отступают и когда между людьми зарождается тепло.

Рождение Девы Марии - это важное событие, без которого история страстей Христовых могла бы быть другой. Конечно, мессия смог бы появиться и благодаря другому человеку, но избрана была именно эта женщина, которая была чиста, невинна и имела самое доброе сердце из всех. Ее роль в спасении этого мира очень велика, поэтому данный праздник входит в 12 главных праздников христианства.

История праздника Рождества

Естественно, что рождение Богородицы отмечать стали лишь после ее кончины и ухода в мир иной. Ходят слухи и слагают легенды о ее смерти. Нет данных о точном месте ее смерти, нет ее останков. Ученики Христа говорили, что ее тело просто испарилось. Легенда гласит о том, что Иисус Христос взял ее душу и ее тело с собой на Небеса в знак благодарности за ее доброту и большое безгрешное сердце.

Матери очень трудно расставаться со своим сыном, даже если это нужно для спасения мира, но она смогла это принять и понять. Ее жизнь была полна боли и страданий, которые не сломили ее и не лишили ее веры, а только укрепили. Каждый человек должен стараться быть похожим на Божью Матерь своей любовью и отношением к людям.

Церковные учения говорят, что рождение Девы Марии отнюдь не было случайным. Это была часть божественного замысла по спасению душ людских. К сожалению, информации об этом очень мало и она завуалирована. Что касается ее земной жизни, то тут, можно сказать, знания близки к нулю. Из Протоевангелия нам известно, что родителями Девы Марии были Иоаким и Анна, которые всю свою жизнь не могли зачать и родить ребенка. По благословению Божьему им явился ангел, когда Иоаким молился в пустыне, а жена была дома. Он сказал, что Господь благословляет их на рождение ребенка и что у них все получится, ибо чадо их должно будет послужить спасению всех людей.

Через 9 месяцев родилась благочестивая Дева Мария, которой суждено будет при непорочном зачатии родить Спасителя всех людей. Именно поэтому Рождество Богородицы так важно. Это первоначало, это исток всей библейской истории нового времени. Праздник появился примерно в 9-10 веке, однако массовость приобрел лишь в 12-13 веке, когда служба приобрела большую торжественность и вес.


Как празднуют Рождество Богородицы 21 сентября 2016 года

21 сентября, или 14 сентября по старому стилю, в этот день отмечается Церковное Новолетие - новый церковный год, с которого начинается хронологическая последовательность праздников. Рождество Пресвятой Богородицы - это первый двунадесятый праздник, который празднуют после Новолетия, ибо он был первоначалом всей истории христианства.

Таким образом, Рождество Девы Марии открывает цикл праздников в 2016 году. В этот день желательно почитать молитвы перед любыми иконами Божьей Матери. Из самых подходящих молитв следует выделить «символ веры», «Богородица, дево, радуйся». Можно прочитать тропарь: «Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Аминь».

Нужно также будет сходить в церковь на литургию. Богослужение в этот день будет крайне вдохновляющее и радостное, однако нотка грусти все равно всегда на 21 сентября присутствует, ибо все знают, что жизненный путь у Богородицы будет непростой.

Обычно, к Рождеству Богородицы христиане на Руси всегда заканчивали полевые работы, а также молились о том, чтобы на следующий год Матушка Земля дала им больше плодов. Образ Девы Мари и Матушки Земли схож, ибо есть поверье о том, что именно Богородица ведует тем, каков будет будущий урожай. Также она управляет погодой, поэтому на этот праздник люди всегда молились о том, чтобы не было ненастий и бед, порожденных силами природы. Те, кто уважает древние традиции, в 2016 году также будет стараться закончить основные работы по саду и огороду.

Издревле, на этот праздник люди приглашали домой друзей и накрывали на стол. В ближайшую субботу многие семьи посещали кладбища для почтения памяти погибшим родным, однако церковью официально этого делать не разрешалось никогда. В 2016 году эти традиции будут вновь обретать силу.

21 сентября все будут вспоминать библейскую историю, которая повторяется из года в год, чтобы напоминать нам грешным о том, что нужно покаяться в грехах и начать жить праведно, любить каждый день существования и уважать других людей, их вкусы, их традиции.

Будьте счастливы в этот день рождения Пресвятой Богородицы. Читайте молитвы о семье, чтобы Матушка Заступница не покидала вас милостью своей, сохраняя от бед и ненастий весь следующий год.

Молитва к Богородице о семье


Молитвенные слова вы можете произносить в церкви во время службы либо проговаривать дома перед соответствующей иконой и зажженной церковной свечой.

Пресвятая Богородица, услышь меня. Благословенна ты на небесах и на земле. Ты, матерь всего сущего и хранительница очага. Молю, оберегай мой дом и живущих в нем от нечисти всяческой. Сокрой от глаза нехорошего и злого и отведи беды и несчастья от меня и тех, кого люблю. Преклоняюсь пред тобой и доверяю тебе всецело, ибо ты носила в утробе своей Спасителя нашего. Даруй нам любовь и благослови на поступки праведные. Аминь. Аминь. Аминь.



События