Золотое руно конкурс примерные вопросы. Методическая разработка урока по русской литературе на тему «Древнегреческие мифы и легенды: миф о золотом руне. Вождь аргонавтов, Ясон

Прототипом представляемой амфибийной машины стал аппарат на воздушной подушке (АВП) под названием «Аэроджип», публикация о котором была в журнале . Как и предшествующий аппарат, новая машина – одномоторная, одновинтовая с распределённым воздушным потоком. Эта модель тоже трёхместная, с расположением пилота и пассажиров по Т-образной схеме: пилот впереди посередине, а пассажиры – по бокам, сзади. Хотя ничто не мешает и четвёртому пассажиру расположиться за спиной водителя – длины сиденья и мощности винтомоторной установки вполне хватает.

Новая машина, кроме улучшенных технических характеристик, имеет ряд конструктивных особенностей и даже нововведений, повышающих её надёжность в эксплуатации и живучесть – всё-таки амфибия – «птица» водоплавающая. А «птицей» её называю потому, что и над водой, и над землёй передвигается она всё же по воздуху.

Конструктивно новая машина состоит из четырёх основных частей: стеклопластикового корпуса, пневмобаллона, гибкого ограждения (юбки) и винтомоторной установки.

Ведя рассказ о новой машине, неизбежно придётся повторяться – ведь конструкции во многом схожи.

Корпус амфибии идентичен прототипу как по размерам, так и по конструкции – стеклопластиковый, двойной, объёмный, состоит из внутренней и наружной оболочек. Здесь же стоит отметить, что отверстия во внутренней оболочке в новом аппарате расположены теперь не у верхней кромки бортов, а примерно посередине между ней и днищевой кромкой, что обеспечивает более быстрое и стабильное создание воздушной подушки. Сами отверстия теперь не продолговатые, а круглые, диаметром 90 мм. Их около 40 штук и расположены они равномерно по бортам и спереди.

Каждая оболочка выклеивалась в своей матрице (использованы от предыдущей конструкции) из двух-трёх слоёв стеклоткани (а днище – из четырёх слоёв) на полиэфирном связующем. Конечно, эти смолы уступают винил-эфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене – они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее +22°С.

1 – сегмент (комплект 60 шт.); 2 – баллон; 3 – швартовная утка (3 шт.); 4 – ветровой козырёк; 5 – поручень (2 шт.); 6 – сетчатое ограждение воздушного винта; 7 – наружная часть кольцевого канала; 8 – руль направления (2 шт.); 9 – рычаг управления рулями; 10 – лючок в тоннеле для доступа к топливному баку и аккумулятору; 11 – сиденье пилота; 12 – пассажирский диван; 13 – кожух двигателя; 14 – весло (2 шт.); 15 – глушитель; 16 – наполнитель (пенопласт); 17 – внутренняя часть кольцевого канала; 18 – фонарь ходового огня; 19 – воздушный винт; 20 – втулка воздушного винта; 21 – приводной зубчатый ремень; 22 – узел крепления баллона к корпусу; 23 – узел крепления сегмента к корпусу; 24 – двигатель на мотораме; 25 – внутренняя оболочка корпуса; 26 – наполнитель (пенопласт); 27 – наружная оболочка корпуса; 28 – разделительная панель нагнетаемого воздушного потока

Матрицы изготавливались заранее по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, только толщина их стенок была побольше и составляла 7 -8 мм (у оболочек корпуса – около 4 мм). Перед выкпейкой элементов с рабочей поверхности матрицы были тщательно убраны все шероховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. После этого на поверхность распылителем (или валиком) был нанесён тонкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) красного цвета.

После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и одна сторона стекпомата (с более мелкими порами) промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (3-4 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезались при вы-клейке «по-мокрому».

а – внешняя оболочка;

б – внутренняя оболочка;

1 – лыжа(дерево);

2 – подмоторная плита (дерево)

После изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковывались, скреплялись струбцинами и саморезами, а затем склеивались по периметру полосками промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40 -50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки. После присоединения оболочек к кромке лепестковыми заклёпками прикреплялась по периметру вертикальная бортовая планка из 2-мм дюралюминиевой полосы шириной не менее 35 мм.

Дополнительно кусочками пропитанной смолой стеклоткани следует аккуратно проклеить все углы и места вворачивания крепёжных деталей. Наружная оболочка сверху покрыта гелькоутом – полиэфирной смолой с акриловыми добавками и воском, придающими блеск и водостойкость.

Стоит отметить, что по такой же технологии (по ней изготавливались наружная и внутренняя оболочки) выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Бензобак (промышленный из Италии) на 12,5 л вставляется внутрь корпуса, в консоль, перед скреплением нижней и верхней части корпусов.

внутренний оболочка корпуса с выпускными воздушными отверстиями для создания воздушной подушки; выше отверстий – ряд тросовых клипс для зацепления концов платка сегмента юбки; к днищу приклеены две деревянные лыжи

Тем, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую начинать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с лыжами и полосой из алюминиевого сплава, диффузором и рулями направления – от 80 до 95 кг.

Пространство между оболочками служит воздуховодом по периметру аппарата от кормы по обоим бортам к носу. Верхняя и нижняя части этого пространства заполнены строительным пенопластом, который обеспечивает оптимальное сечение воздушных каналов и дополнительную плавучесть (а соответственно и живучесть) аппарату. Куски пенопласта склеивались между собой всё тем же полиэфирным связующим, а к оболочкам приклеивались полосами стеклоткани, тоже пропитанной смолой. Далее из воздушных каналов воздух выходит наружу через равномерно расположенные отверстия диаметром 90 мм в наружной оболочке, «упирается» в сегменты юбки и создаёт под аппаратом воздушную подушку.

К днищу наружной оболочки корпуса для защиты от повреждений приклеены снаружи пара продольных лыж из деревянных брусков, а в кормовой части кокпита (то есть изнутри) – под-моторная деревянная плита.

Баллон . Новая модель катера на воздушной подушке имеет чуть ли не вдвое большее водоизмещение (350 – 370 кг), чем прежняя. Этого удалось добиться за счёт установки надувного баллона между корпусом и сегментами гибкого ограждения (юбкой). Баллон выклеен из плёночного на лавсановой основе ПХВ материала Уіпуріап финского производства плотностью 750 г/м 2 по форме корпуса в плане. Материал прошёл испытания на больших промышленных судах на воздушной подушке, таких как «Хиус», «Пегас», «Марс». Для повышения живучести баллон может состоять из нескольких отсеков (в данном случае – из трёх, каждый имеет свой клапан наполнения). Отсеки в свою очередь могут разделяться и вдоль пополам продольными перегородками (но такой их вариант исполнения пока ещё только в проекте). При такой конструкции пробитый отсек (или даже два) позволит продолжить движение по маршруту, а тем более добраться до берега для ремонта. Для экономного раскроя материала баллон разделён на четыре секции: носовая, две боркормовая. Каждая секция, в свою очередь, склеивается из двух частей (половинок) оболочки: нижней и верхней – их выкройки зеркально отображённые. В данном варианте баллона отсеки и секции не совпадают.

а – внешняя оболочка; б – внутренняя оболочка;
1 – носовая секция; 2 – бортовая секция (2 шт.); 3 – кормовая секция; 4 – перегородка (3 шт.); 5 – клапаны (3 шт.); 6 – ликтрос; 7 – фартук

По верху баллона приклеен «ликтрос» – полоса из сложенного вдвое материала Vinyplan 6545 «Арктик», с вложенным по сгибу плетёным капроновым шнуром, пропитанным клеем «900И». «Ликтрос» прикладывается к бортовой планке, и с помощью пластмассовых болтов баллон крепится к алюминиевой полосе, закреплённой на корпусе. Такая же полоса (только без вложенного шнура) приклеена к баллону и снизу-спереди («на полвосьмого»), так называемый «фартук» – к которому привязываются верхние части сегментов (язычки) гибкого ограждения. Позднее к передней части баллона был приклеен резиновый бампер-отбойник.


Мягкое эластичное ограждение
«Аэроджипа» (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых элементов -сегментов, выкроенных и сшитых из плотной лёгкой ткани или плёночного материала. Желательно, чтобы ткань была водоотталкивающей, не твердела на морозе и не пропускала воздух.

Я использовал опять же материал Vinyplan 4126, только плотностью поменьше (240 г/м 2), но вполне подойдёт отечественная ткань типа перкаль.

Сегменты имеют несколько меньший размер, чем на «безбаллонной» модели. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно самому даже вручную, либо сварить токами высокой частоты (ТВС).

Сегменты привязываются язычком крышки к ликпазу баллона (два – одним концом, при этом узелки находятся внутри под юбкой) по всему периметру «Аэроамфибии». Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых строительных хомутиков подвешиваются свободно к стальному тросику диаметром 2 – 2,5 мм, обхватывающим нижнюю часть внутренней оболочки корпуса. Всего в юбке размещается до 60 сегментов. Стальной трос диаметром 2,5 мм крепится к корпусу посредством клипс, которые в свою очередь притягиваются к внутренней оболочке лепестковыми заклёпками.

1 – платок (материал «Виниплан 4126»); 2 – язычок (материал «Виниплан 4126»); 3 – накладка (ткань «Арктик»)

Такое крепление сегментов юбки не намного превышает время замены вышедшего из строя элемента гибкого ограждения, по сравнению с предыдущей конструкцией, когда каждый крепился по отдельности. Но как показала практика, юбка оказывается работоспособной даже при выходе из строя до 10% сегментов и частой замены их и не требуется.

1 – наружная оболочка корпуса; 2 – внутренняя оболочка корпуса; 3- накладка (стеклопластик) 4 - планка (дюралюминий, полоса 30х2); 5 – шуруп-саморез; 6 – ликтрос баллона; 7 – пластмассовый болт; 8 – баллон; 9 – фартук баллона; 10 – сегмент; 11 – шнуровка; 12 – клипса; 13-хомут(пластмассовый); 14-трос d2,5; 15-вытяжнаязаклёпка; 16-люверс

Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастного воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии.

Двигатель – РМЗ-500 (аналог «Ротакс 503») от снегохода «Тайга». Выпускается ОАО «Русская механика» по лицензии австрийской фирмы Rotax. Мотор двухтактный, с лепестковым впускным клапаном и принудительным воздушным охлаждением. Зарекомендовал себя как надёжный, достаточно мощный (около 50 л.с.) и не тяжёлый (около 37 кг), а главное -сравнительно недорогой агрегат. Топливо – бензин марки АИ-92 в смеси с маслом для двухтактных двигателей (например, отечественное МГД-14М). Средний расход топлива – 9 – 10 л/ч. Смонтирован двигатель в кормовой части аппарата, на мотораме, прикреплённой к днищу корпуса (а точнее -к подмоторной деревянной плите). Моторама стала выше. Это сделано для удобства очистки кормовой части кокпита от снега и льда, которые попадают туда через борта и скапливаются там, и замерзают при остановке.

1 – выходной вал двигателя; 2 – ведущий зубчатый шкив (32 зуба); 3 – зубчатый ремень; 4 – ведомый зубчатый шкив; 5 – гайка М20 крепления оси; 6 – дистанционные втулки (3 шт.); 7 – подшипник (2 шт.); 8 – ось; 9 – втулка винта; 10 – задняя подкосная опора; 11 – передняя надмоторная опора; 12 - передняя подкосная опора-двунога (на чертеже не показана, см. фото); 13 – наружная щёчка; 14 – внутренняя щёчка

Воздушный винт – шестилопастный, фиксированного шага, диаметром 900 мм. (Была попытка установить два пятилопастных соосных винта, но она оказалась неудачной). Втулка винта -дюралюминиевая, литая. Лопасти – стеклопластиковые, с напылением гелькоутом. Ось втулки винта была удлинена, хотя на ней остались прежние подшипники 6304. Смонтирована ось на стойке над двигателем и закреплена здесь двумя распорками: двухлучевой – спереди и трёхлучевой – сзади. Перед винтом расположена сетчатая решётка ограждения, а сзади – перья воздушного руля.

Передача крутящего момента (вращения) с выходного вала двигателя на втулку воздушного винта осуществляется через зубчатый ремень с передаточным отношением 1:2,25 (ведущий шкив имеет 32 зуба, а ведомый – 72).

Воздушный поток от винта распределён перегородкой в кольцевом канале на две неравные части (примерно 1:3). Меньшая его часть идёт под днище корпуса на создание воздушной подушки, а большая – на образование пропульсивной силы (тяги) для передвижения. Несколько слов об особенностях вождения амфибии, конкретно – о начале движения. При работе двигателя на холостом ходу аппарат остаётся неподвижным. При увеличении числа его оборотов, амфибия сначала приподнимается над опорной поверхностью, а затем начинает движение вперёд при оборотах от 3200 – 3500 в минуту. В этот момент важно, особенно при трогании с грунта, чтобы пилот сначала приподнял заднюю часть аппарата: тогда кормовые сегменты ни за что не зацепятся, а передние проскользят по неровностям и препятствиям.

1 – основание (стальной лист s6, 2 шт.); 2 – портальная стойка (стальной лист s4,2 шт.); 3 – перемычка (стальной лист s10, 2 шт.)

Управление «Аэроджипом» (изменение направления движения) осуществляется аэродинамическими рулями направления, закреплёнными шарнирно за кольцевым каналом. Отклонение руля производится посредством двухплечего рычага (руля мотоциклетного типа) через итальянский боуденовский трос, идущий к одной из плоскостей аэродинамического руля. Другая плоскость соединена с первой жёсткой тягой. На левой рукоятке рычага закреплена манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора или «курок» от снегохода «Тайга».

1 – руль; 2 – боуденовский трос; 3 – узел крепления оплётки к корпусу (2 шт.); 4 – боуденовская оплётка троса; 5 – рулевая панель; 6 – рычаг; 7 – тяга (качалка условно не показана); 8 – подшипник (4 шт.)

Торможение осуществляется «сбросом газа». При этом пропадает воздушная подушка и аппарат корпусом ложится на воду (или лыжами – на снег или грунт) и останавливается за счёт трения.

Электрооборудование и приборы . Аппарат снабжён аккумуляторной батареей, тахометром со счётчиком моточасов, вольтметром, индикатором температуры головки двигателя, галогенными фарами, кнопкой и чекой выключения зажигания на руле и др. Двигатель запускается электростартёром. Возможна установка любых других приборов.

Амфибийный катер получил название «Рыбак-360». Он прошёл ходовые испытания на Волге: в 2010 г. на слёте компании «Велход» в посёлке Эммаус под Тверью, в Нижнем Новгороде. Участвовал по просьбе Москомспорта в показательных выступлениях на празднике, посвящённом дню ВМФ в Москве на Гребном канале.

Технические данные «Аэроамфибии»:

Габаритные размеры, мм:
длина……………………………………………………………………..3950
ширина…………………………………………………………………..2400
высота…………………………………………………………………….1380
Мощность двигателя, л.с……………………………………………….52
Масса, кг…………………………………………………………………….150
Грузоподъёмность, кг………………………………………………….370
Запас топлива, л…………………………………………………………….12
Расход топлива, л/ч………………………………………………..9 - 10
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град……………………………………………………………….20
волна, м……………………………………………………………………0,5
Крейсерская скорость, км/ч:
по воде……………………………………………………………………….50
по грунту……………………………………………………………………54
по льду……………………………………………………………………….60

М. ЯГУБОВ Почётный изобретатель г. Москвы

Доброго всем времени суток. Хочу Вам представить на суд свою модель СВП сделанную за месяц. Сразу извинюсь, в введении не совсем то фото, но тоже относящееся к этой статье. Интрига...

Отступление

Доброго всем времени суток. Хочу начать с того, как я увлекся радио моделированием. Чуть больше года назад, на пятилетие ребенку подарил катер на воздушной подушке

Все было ничего, заряжали, катались до определенного момента. Пока сын, уединившись в своей комнате с игрушкой, решил засунуть антенну от пульта в пропеллер и включить его. Пропеллер разлетелся на мелкие кусочки, наказывать не стал, так как ребенок сам был в расстройстве, все игрушка испорчена.

Зная, что у нас в городе есть магазин «Мир Хобби» я поехал туда, а куда еще! Нужного (старый был 100мм) пропеллера у них не было, а самый маленький, который был это 6’x 4’ в количестве двух штук, прямого и обратного вращения. Делать нечего взял, что есть. Обрезав их под нужный размер, установил на игрушку, но тяга была уже не та. А еще через неделю у нас проводились судомодельные соревнования на которых мы с сыном тоже присутствовали в качестве зрителей. И все, вот и загорелась та искорка и тяга к моделированию и полетам. После чего я познакомился с данным сайтом заказал детали для первого самолета. Правда, до этого допустил небольшую ошибку, купив пульт в магазине за 3500, а не ПФ в районе 900+доставка. В ожидании посылки из Китая, летал на симуляторе через аудио шнурок.

За год было построено четыре самолета:

  1. Бутербродный Mustang P-51D, размах-900мм. (разбит в первом полете, оборудование снято),
  2. Cessna 182 из потолочки и пенополистерола, размах-1020мм. (битый, перебитый, но живой, оборудование снято)
  3. Самолет "Дон-Кихот" из потолочки и пенополистерола, размах-1500мм. (три раза разбитый, два крыла переклеено, сейчас на нем летаю)
  4. Extra 300 из потолочки, размах-800мм (разбита, ждет ремонта)
  5. Построен

Так как меня всегда влекла вода, корабли, катера и все что с ними связано, решил построить СВП. Покопавшись в интернете, я нашёл сайт model-hovercraft.com и о постройке СВП Griffon 2000TD.

Процесс постройки:

Изначально корпус сделал из фанеры 4мм, все выпилил, склеил и после взвешивания отказался от идеи с фанерой (вес составил 2.600 кг.), а еще планировалось обклеить стеклотканью, плюс электроника.

Корпус было решено делать из пенополистерола (утеплитель, далее пеноплекс) обклеенного стеклотканью. Лист пеноплекса толщиной 20мм был распущен пена резкой на два по10мм.

Вырезан и склеен корпус, после чего обклеен стеклотканью (1м. кв., эпоксидки 750гр.)

Надстройки тоже были сделаны из пеноплекса распущенного по 5мм, перед покраской прошёл все поверхности и детали из пены эпоксидной смолой, после чего покрасил все акриловой аэрозольной краской. Правда, в нескольких местах чуть подъело пеноплекс, но не критично.

Материалом для гибкого ограждения (далее ЮБКА) сперва была выбрана прорезиненная ткань (клеёнка из аптеки). Но опят же из-за большого веса была замене на плотную водоотталкивающую ткань. По выкройкам была вырезана и сшита юбка для будущего СВП.

Юбка и корпус между собой были склеены клеем UHU Por. Поставил мотор с регулятором от "Патрульного" и провел испытания юбки, результат порадовал. Подъем корпуса СВП от пола составляет 70-80мм,

проверил способность хода на ковролине и на линолеуме, результатом остался доволен.

Ограждение-диффузор основного пропеллера сделал из пеноплекса оклеенного стеклотканью. Руль направления был сделан из линейки, бамбуковых шпажек склеенных Poxipol-ом.

Также использовались все подручные средства: линейки 50 см, бальза 2-4мм, бамбуковые шпажки, зубочистки, медная проволока 16кв, нитки скотч и т.п. Сделаны мелкие детали (петли люков, ручки, поручни, прожектор, якорь, ящик для якорного линя, контейнер спасательного плота на подставке, мачта, радар, поводки дворников с дворниками) для более детализирования модели.

Стойка для основного мотора также сделана из линейки и бальзы.

На судне были сделаны ходовые огни. В мачту были установлены белый светодиод и красный мигающий, так как желтый не нашел. По бокам рубки установлены красный и зеленый ходовые огни в специально сделанных для них корпусах.

Управление питанием освещения осуществляется через тумблер включаемым серво машинкой HXT900

Отдельно был собран и установлен блок реверса тягового двигателя, с использованием двух концевых выключателей и одной серво машинки HXT900

Очень много фотографий в первой части видео.

Ходовые испытания проводил в три этапа.

Первый этап, обкатка по квартире, но из-за немалых размеров судна (0.5 м.кв.) не очень, то и удобно кататься по комнатам. Особых вопросов не возникло, все прошло в штатном режиме.

Второй этап, ходовые испытания на суше. Погода ясная, температура +2...+4,ветер боковой поперек дороги 8-10м/с порывами до 12-14м/с, поверхность асфальтовая сухая. При развороте по ветру очень сильно заносит модель (не хватало полосы). Зато при развороте против ветра вполне все предсказуемо. Обладает хорошей прямолинейностью хода с небольшим тримированием руля влево. После 8 минут эксплуатации по асфальту следов износа на юбке не обнаружено. Но всё-таки не для асфальта он строился. Очень сильно пылит из-под себя.

Третий этап, самый интересный на мой взгляд. Испытания на воде. Погода: ясно, температура 0...+2,ветер 4-6м/с, водоём с небольшими зарослям травы. Для удобства ведения видеосъемки перекинул канал с ch1 на ch4. На старт, оторвавшись от воды, судно с легкостью пошло над водной гладью, немного волнуя пруд. Рулиться довольно уверенно, хотя, на мой взгляд, рули надо сделать пошире (использовалась ширина линейки 50см). Брызги воды даже до середины юбки не долетают. Несколько раз наезжал на траву, растущую из-под воды, препятствие преодолел без труда, хотя на суше в траве завяз.

Четвертый этап, снег и лед. Осталось только дождаться снега и льда, чтобы завершить данный этап с полна. Думаю, по снегу можно будет достичь максимальной скорости на данной модели.

Компоненты, используемые в модели:

  1. (Mode2 - газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов) - 1комплект
  2. Turnigy L2205-1350 (нагнетательный мотор) -1шт.
  3. для бесколлекторных двигателей Turnigy AE-25A (для нагнетательного мотора) -1шт.
  4. TURNIGY XP D2826-10 1400kv (маршевый двигатель)-1шт
  5. TURNIGY Plush 30А (для маршевого двигателя) -1шт.
  6. Поли композитный 7x4 / 178 x 102 мм -2шт.
  7. Flightmax 1500mAh 3S1P 20C -2 шт.
  8. Бортовой

    Высота по мачте min: 320мм.

    Высота по мачте мах: 400мм.

    Высота от поверхности до днища: 70-80мм

    Полное водоизмещение: 2450гр. (с аккумулятором 1500 mAh 3 S 1 P 20 C -2шт.).

    Запас хода: 7-8мин. (с аккумулятором 1500 mAh 3S1 P 20 C, на маршевом двигателе просел раньше, чем на нагнетательном).

    Видео отчет о постройке и испытаниях:

    Часть первая - этапы постройки.

    Часть вторая - испытания

    Часть третья - ходовые испытания

    Еще несколько фотографий:




    Вывод

    Модель СВП получилась, легкой в управлении, с неплохим запасом мощности, боится бокового сильного ветра, но справиться можно (требует активного руления), идеальной средой для модели считаю водоём и заснеженные просторы. Не хватает емкости аккумулятора (3S 1500mA/h).

    Отвечу на все интересующие вопросы по данной модели.

    Спасибо за внимание!

ТЕМА: По следам аргонавтов... (Миф об аргонавтах. Символика образа золотого руна.)

Цели:

  • Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифа с помощью выразительных средств и приёмов; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
  • Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей.
  • Воспитательные: через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива

Оборудование: компьютер (для воспроизведения презентации урока), учебник, репродукции картин на мифологические темы, рабочие тетради, словарики учащихся.
Тип урока: урок-знакомство.

Словарная работа: язычество, руно, герой , симплегады.

Ход урока

/звучит «Сиртаки»/

Слушайте, добрые люди, про то,

Что свершилось когда-то!

Давним сказаньям внимая,

Последуйте верным примерам,

Каждый рожденный для жизни,

Быть может смелым и трусом,

Зло от добра отличать научиться

Должны мы с рожденья!

Вступительное слово учителя для уточнения темы и цели урока.

Что мы изучали на прошлых уроках? - А в чём же необычность нашего урока? /урок-путешествие/

Сегодня мы куда-то отправимся…Хотите знать куда? … Слышите музыку? Это звучит танец греческих пастухов - «Сиртаки»! Она зовет нас отправиться в путешествие на колеснице времени в удивительную страну - Грецию.

Определение темы и цели урока.

Учитель просит сформулировать тему урока и определить, для чего нужно изучать мифы.

Ученики размышляют, прогнозируют, формулируют тему и цель изучения мифов.

/познакомиться с мифом, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии, развивать интерес к искусству, мировой литературе, истории, раскрыть символический образ золотого руна/

Изучение нового материала.

Аргона́вты (др.-греч. Ἀργοναύται, от Αργώ — название корабля и ναύτης — мореплаватель) — в древнегреческой мифологии , участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря ) на корабле «Арго ». Корабль был построен с помощью Афины , которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Путешествие должно было остаться в памяти греков не только благодаря цели похода - Золотого руна, но и составу команды, набранной для похода. Эта команда по праву могла называться «Золотой», ведь Ясон собрал лучших греческих героев. Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Кастор и Полидевк , Геракл , Орфей , Персей, Пелей , Парис, Ахилл, Тесей, Гектор, прорицатель Мопс , Еврит, Гилас (любимец Геракла ), Теламон - все они должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

проблемный вопрос урока

познакомившись с мифом об аргонавтах, вы должны будете решить: можно ли назвать Ясона героем с точки зрения всех значений?

Золото́е руно́ — в древнегреческой мифологии золотая шкура барана , посланного богами для спасения детей орхоменского царя Афаманта Фрикс а и Геллы — которые отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино . По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы ).

Фрикс же достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия ). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее символом благоденствия колхов, предков современных грузин, охранялось драконом в роще Ареса , откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона .

В «Словаре» В, Даля есть следующие интересные сведения: руно — от «рушать», «рвать», это шерсть с целой овцы; иногда шерсть продают рунами, без весу. Далее он напоминает, что «у греков ходила баснь о золотом руне Колхиды, о золоторунной овце», и приводит пословицу: «Овца руно растит, а скупой деньги копит».

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом . По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден.

миф имеет легендарную основу.

«Доказательства» похода: в Ливии был Аргойский залив (позднее названный Гесперидами). По некоторым авторам, они основали храм Геры на Самосе, привезя её статую из Аргоса. Согласно Неанфу из Кизика, аргонавты основали святилище Идейской Матери рядом с Кизиком.

У Пеллены (Ахайя) была пристань Аргонавты. На острове Эфалия (то есть Эльба) была гавань Аргоос, на берегу этого острова остались пёстрые камешки от застывших оскребков масла, которое соскабливали с себя аргонавты.

Хор аргонавтов действовал в трагедиях Эсхила «Арго или Гребцы» (фр.20 Радт), «Лемниянки», «Гипсипила» и сатировской драме «Кабиры» (фр.95-97 Радт).

В частности, историческую основу мифа об аргонавтах составляют грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства черноморского побережья.

Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся учебно-практическую задачу: сравнить отношение олимпийских богов к героям и письменно ответить на вопросы по ходу урока (в форме таблицы).

В чем боги помогали героям мифа?

Кого и за что наказали боги?

Афина помогла в строительстве корабля

Посейдон усмирил ссорившихся аргонавтов, указав им путь

Боги разгневались на Ясона и Медею за убийство Апсирта.

Афина подсказала как преодолеть симплегады

Зевс за предательство Ясоном Медеи предрек ему одинокую старость и гибель под развалинами «Арго»

ученики читают текст мифа, характеризуют героев, оценивают их поступки, заполняют таблицу.

фрагмент фильма «Хроники опасного путешествия»

Давайте просмотрим отрывок из кинофильма о походе аргонавтов и подумаем:

о чем аргонавты просят богов? /избавить от трусости и предательства, от лжи и жадности /

какие цели поставили аргонавты перед собой? / благородные, бескорыстные /

Чтение и обсуждение мифа,работа с текстом

Много препятствий поджидало аргонавтов на пути в Колхиду. На острове Лемносе их встречали лемниянки, которые совершили страшное преступление - перебили мужей за измену.
Какое испытание поджидало аргонавтов на острове?/ чтение отрывка стр. /

Они в пиру забыли о своём путешествии Кто их спас?Геракл

Аргонавты по пути заплыли на полуостров Кизик, где жили чудовища. / чтение отрывка стр. /

Сколько рук было у великанов, живущих на этом острове? «шесть»

Аргонавты побывали в Мизии. Давайте узнаем, что там произошло с героями? / чтение отрывка стр. /

Что случилось с Гиласом в Мизии?Его похитили нимфы Кого и почему потеряли аргонавты в Мизии?Геракла и Полифема - им боги предназначили другой удел

Аргонавты были в Вифинии. / чтение отрывка стр. /

Какое испытание ждало аргонавтов в Вифинии?Амик - царь бебриков - всем предлагал с ним сразиться и всех убивал ударом кулака Кто из аргонавтов с ним сразился?Полидевк

Однако самое страшное препятствие у путешественников было впереди.

/отрывок из кинофильма «Ясон и аргонавты»/

Какое препятствие пришлось преодолеть аргонавтам и как они его преодолели?
(Это препятствие симплегады - расходящиеся и смыкающиеся скал. Боги дали Ясону совет - пустить перед собой голубку. Если голубка пролетит, то и корабль пройдёт)

После прибытия в Колхиду, Ясон встречается с царем Ээтом, который предлагает герою выполнить задачу в обмен на руно. Давайте узнаем,что за испытание придумал коварный царь Колхиды /стр. /

Какими способами показана в мифе тяжесть выполнения задания, который выполнял Ясон?

(С помощью эпитетов: яростные быки, описания героя- сравнения: он словно выкован из железа.)

Какой изображена Медея, дававшая советы Ясону? (доброй, прекрасной)

Какими словами описывается руно? (легкое золотистое сияние)

Как изображается буря, когда боги разгневались на аргонавтов за убийство брата Медеи? /стр. /

Преодолев бурю, аргонавты продолжили плавание домой.

В античной мифологии существуют разные варианты мифа об аргонавтах: одни рассказывали будто Ясон бросил Медею одну на пустынном острове, другие повествовали о том, что аргонавты достигли берегов родной Эллады, и Ясон женился на Медее, однако, брак этот продолжался недолго, Ясон раздумал жить с Медеей, и она, убив их общих детей, проклинает Ясона. Получается, что Золоте руно не принесло долгожданного счастья ни Ясону, ни Медее.

Крылатые выражения

Со временем в литературе и в жизни образ Золотого руна стал символичным -

Как вы думаете что может символизировать Золотое руно?

А что для вас ассоциируется с Золотым руном? Что для вас символизирует Золотое руно в сфере учебы?

Каких людей можно назвать аргонавтами?

Золотое руно было олицетворением благоденствия и богатства страны. Перенесённое в другую страну, оно проявляло свою силу там, поэтому многие пытались заполучить Золотое руно, в том числе и аргонавты под предводительством Ясона

Золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть;

Аргонавтами - смелых путешественников, искателей приключений. запись ответов в тетрадь.

Сегодня мы побывали в удивительном сказочном мире античной Греции. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов.

Прошло несколько тысячелетий с тех пор, как греческий народ создал миф о походе аргонавтов за руном. Но и до сегодняшних дней эта история интересует историков, будоражит воображение художников и композиторов…

Древнегреческая мифология в русской культуре /мульт, кино/

Сегодня на уроке звучала композиция грузинского ансамбля «Иверия».

Вы просмотрели отрывки из фильмов «Хроники опасного путешествия…», «Ясон и аргонавты», мультфильма «Аргонавты».

В музеях мира можно увидеть шедевры живописи и скульптуры, посвященные походу за Золотым руном.

Подведение итогов

Чем прославился Ясон? ответы

Кто из попутчиков Ясона вам запомнился? на вопросы

Почему команду Ясона называли «золотой»? с опорой на

Почему боги благословили поход аргонавтов за золотым руном? заполненную

Почему Ясону была уготована богами трагическая смерть? по ходу урока таблицу

Что символизирует Золотое руно?

Можно ли назвать Ясона героем с точки зрения всех значений?

/ значение слова «герой», кстати, греческого по происхождению, которое было распространено в Древней Греции: «Герой — это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими воз-можностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия. Так же г ерой - человек с необычными возможностями, такие люди встречаются редко. И объяснить их дарования иначе как божественным происхождением трудно/

Организаторам конкурса «Золотое руно»

Международный игровой конкурс по истории мировой культуры «Золотое руно» будет проводиться 14-17 февраля 2020 года .

Тема конкурса в этом году - «Эрмитаж» . Выполняя конкурсные задания, участники смогут познакомиться с музеем как с социальным и культурным феноменом - многофункциональным художественным, музейным, архитектурным, научным и просветительским центром.

Подготовлено пять вариантов заданий для участников из 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классов. Вариант заданий для участников из 1-2 классов будет состоять из 30 вопросов, для участников других возрастных групп - из 45 .

Важнейшая особенность конкурса «Золотое руно» - семейный формат , который предполагает решение вопросов участниками дома в выходные дни. Во время выполнения заданий можно пользоваться различными источниками информации, включая словари, энциклопедии, научную и художественную литературу, а также обращаться за помощью к родственникам и друзьям. Такой формат позволяет найти новые возможности общения и взаимодействия с родственниками, друзьями и учителями.

Знание темы - это своеобразный ресурс для планирования внеурочной деятельности , определения направлений внеклассной работы, выбора экскурсионной программы, литературы для чтения и ознакомления с темой как для учителей, классных руководителей, так и для участников и их родителей.

При разработке содержания конкурса основной акцент делается не столько на память и знания, полученные в рамках изучения школьной программы, сколько на умение участников работать с новой информацией, определять круг возможных источников, производить поиск данных, сравнивать, анализировать. Такая внеурочная форма учебного испытания позволяет участникам творчески подходить к поиску ответов на интересные вопросы, принимать решения, обосновывать свою точку зрения.

Содержание вопросов выходит за рамки школьной программы, но вместе с тем находится в зоне ближайшего развития как в отношении нахождения информации, так и в отношении понимания вопроса. Конкурсные задания могут показаться очень сложными, особенно тем, кто участвует впервые, и чтобы этого не произошло, к конкурсу необходимо подготовиться. Перед принятием решения об участии мы предлагаем учителям, школьникам и их родителям познакомиться с форматом, примерными вопросами и уровнем сложности содержания на примере заданий конкурсов прошлых лет, которые размещены на нашем сайте в разделе «Золотое руно».

Участие в конкурсе добровольное . Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Принять участие в конкурсе можно на базе образовательной организации. Стать участником может ученик 1-11 класса, оплативший регистрационный взнос. Право бесплатного участия может быть предоставлено детям-сиротам, учащимся детских домов, школ при больницах и санаториях.

Участие образовательных организаций в конкурсе осуществляется через региональные и национальные оргкомитеты . Если в школе есть ученики, желающие принять участие в конкурсе, представителю от школы нужно связаться с региональным оргкомитетом, где он сможет уточнить информацию об условиях участия, о форме и сроках регистрации заявки, способах оплаты и получения материалов. Контактную информацию регионального оргкомитета можно узнать, написав письмо в центральный оргкомитет по адресу электронной почты [email protected] .

В этом разделе размещены Положение о конкурсе, график его проведения для регионального организатора и общие инструкции. Обращаем внимание на то, что сроки приема заявок на участие в конкурсе от школ в отдельных регионах могут отличаться , поэтому за подробной информацией следует обращаться в региональный оргкомитет .



Древняя Греция славится своими мифами уже очень давно. Некоторые из них знают даже дети. Одним из самых популярных древнегреческих мифов, после , является миф о золотом руне.

Как известно из древнегреческой мифологии, золотое руно было шкурой барана, которого ниспослала с неба богиня Нефела. Среди греков она значилась богиней туч, бывшей женой царя Беотии Амафанта.

Легенда о золотом руне


Необычайно прелестной была жена царя Беотии, Нефела. Она была богиней туч. Вместе они жили довольно долго, растя двух детей, девочку и мальчика по имени Гелла и Фрикс. Но их семейная жизнь продолжалась совсем недолго. Невзлюбил беотийский народ свою царицу и хитрым способом заставил Амафанта прогнать жену из царства.

Богиня вернулась на небеса, а царь женился на другой. Но день изо дня Нефела все больше и больше страдала без своих детей. Это можно было увидеть из ручьев ее слез, которые превращались в дождевые капли.

Новая жена Амафанта была фригийской царевной по имени Бино. Это была холодная и весьма расчетливая женщина, которая умела добиться своего. Больше всего на свете Бино не любила девочку и мальчика, что остались от бывшей жены возлюбленного. Замыслила она убрать детей со своего пути раз и навсегда.

Началом ее плана был приказ о ссылке Фрикса и Геллы на отдаленное горное пастбище. Позже Бино всевозможными ухищрениями пыталась заставить мужа думать, что его детям желают смерти сами боги. Ухищрение заключалось в том, что если Амафант не повинуется воле богов, его ждут неурожай и голод среди народа.

Для того чтобы у Амафанта не возникло никаких подозрений в неправоте супруги, Бино договорилась с беотийскими женщинами засеять по весне поля высушенным зерном. И вот, когда пришло время собирать урожай, весь народ Беотии встревожился. Посев не взошел.

Неурожаем встревожился и сам царь. Он понимал, что теперь его народ будет голодать. Но даже это не заставило его подумать о том, что в этом виноваты его дети. Для выяснения причины неурожая, Амафант послал нескольких гонцов к оракулу в Дельфы.

Но и тут подоспела коварная Бино и ее верные слуги. Вместе они перехватили гонцов на обратном пути к дому и, подкупив их дорогими подарками, велели сказать царю, что тот должен убить своих детей. Только таким способом можно будет избавиться от горестной беды.

Услышав плохое известие от своих гонцов, Амафант впал в горе и начал готовиться к неизбежному жертвоприношению. А тем временем его дети игрались с овцами на пастбище и ни о чем не подозревали. И вдруг заметили они среди обычных овец огромного барана с золотой шерстью. Это был посланец от их матери. Он предупредил их о надвигающейся опасности и предложил им свою помощь. Помощь заключалась в том, что баран должен был доставить их в далекую страну, где детей ждет лучшее будущее.

Взлетели дети с бараном под самые облака и понеслись вдаль. Но во время полета девочка слишком выдохлась и не могла больше держаться за барана, рухнув в глубокое море. Мальчик же благополучно достался в царство колхов, где его принял царь Ээт.

Руно мифического барана, царь принес в жертву богу Зевсу. За это Ээту предсказали долгое царствование до тех пор, пока золотая шкура барана будет в его царстве. Для дополнительной защиты золотого руна, царь приставил к его охране могущественного дракона.

Отображение истории в действительности


История эта повествует о современном проливе Дарданеллы, который когда-то греки называли Геллеспонтом или Геллой, в честь пропавшей в том месте девочки.

Дарданеллы находится между европейским полуостровом Галлиополи и северо-западом Малой Азии.



События