Какая религия в чехии. Католицизм в чехии. Появление реформаторского движения

В социалистической Чехословакии свобода совести и вероисповедания закреплена конституцией.

В отличие от прошлого, особенно от периода существования Австро- Венгрии, ни одна из религий не занимает привилегированного положения в стране, и каждый гражданин может выполнять обряды, связанные с любым вероисповеданием, или же быть атеистом. В настоящее время для чехов и словаков характерны не только религиозная терпимость, но часто просто безразличие к вере.

По переписи населения 1950 г., большинство (76,4%) верующих принадлежало к римско-католической церкви; протестантов насчитывалось 8,8%; чехословацкая реформированная церковь, которая, отделившись от римско- католической, возникла после первой мировой войны как националистическая организация, объединяла 7,7% населения; к остальным церквам и религиозным обществам принадлежит 2,9% населения.

Если принять во внимание, что научно-атеистическая пропаганда после 195Q г. становится все более широкой и действенной, то можно полагать, что приведенные выше цифры в настоящее время значительно уменьшились.

Иерархия католической церкви в Чехословакии до второй мировой войны была тесно связана с господствующими классами. В Чехии и Моравии церковь вдохновляла и поддерживала реакционную Народную партию, возглавлявшуюся священниками Яном Шрамеком и Франтишеком Гала; в Словакии - фашистское движение словацких националистов, главарем которых был католический патер Андрей Глинка, а позже прелат Иозеф Тиса.

После освобождения Чехословакии от немецких оккупантов церковная иерархия заключила союз с буржуазной реакцией против прогрессивных сил. Католическая церковь, которой принадлежали многочисленные земельные угодья, выступила против проведения земельной реформы. Архиепископ Беран, глава католической церкви в Чехословакии, был одним из участников неудавшегося контрреволюционного переворота в феврале 1948 г., а после победы народа продолжал борьбу против народно-демократического строя.

Большим ударом по влиянию реакционных церковников были утвержденные 14 октября 1949 г. Национальным собранием законы, регулирующие отношения церкви и государства. Закдн № 218 материально обеспечивал церковь и религиозные общества, закон № 217 создал государственное ведомство по церковным делам. Применение этих законов способствовало тому, что постепенно на руководящие должности в церкви пришли патриотически настроенные священники, сторонники соглашения с государством.

Участие в борьбе за мир стало для всего духовенства дорогой к лояльности. 27 сентября 1951 г. в Праге состоялся съезд католического духовенства, высказавшийся за присоединение верующих к движению борьбы за мир. 1700 священников - участников этого съезда - осудили злоупотребление религией в интересах реакции и ватиканскую политику поддержки «холодной вой^ы».

Знаменательным было послание конференции католических епископов и ведущих сановников церкви от 9 декабря 1954 г. к духовенству европейских стран - призыв воспрепятствовать возрождению германского милитаризма.

В настоящее время подавляющее большинство католиков и большинство духовенства поддерживают социалистический строй в Чехословакии.

Судя по археологическим данным, христианские церкви были основаны в некоторых районах Великой Моравии еще до IX в. При моравском князе Ростиславе христианство, принесенное из Византии, стало официальной религией. Но уже в конце IX в. византийское влияние в моравской церкви было вытеснено римским; славянский язык в богослужении уступил место латинскому; духовенство составилось почти сплошь из немцев. Церкви и монастыри собрали в своих руках огромные земельные и денежные богатства.

В дальнейшем римско-католическая церковь на протяжении многих веков была оплотом феодальной реакции и крепостнического гнета в чешских и словацких землях.

Немецкое духовенство враждебно относилось к культуре славянского населения, особенно после разгрома гусистского движения (XV в.) и еще более после поражения чехов при Белой горе (1620 г.).

Но римско-католическая церковь была вынуждена считаться с тем, что в народе крепко держались древние, дохристианские верования и обряды, и она пыталась как-то связать их с христианской обрядностью и догматикой. Среди древних верований, сохранившихся до недавнего времени, были и такие, которые восходили к эпохе материнского рода: например, вера в фантастических старух (sudicky ), ткущих якобы нить жизни ребенка. Но большинство сохранившихся верований было связано либо с домашней, семейной жизнью патриархальной эпохи (домовой - had , hospodarik , олицетворения хозяйственной удачи и неудачи - zmok , spirek , plivmk и др.), либо прямо с земледельческим хозяйством (женское олицетворение урожая, воплощенное в последнем снопе,- ЪаЪа, nev & sta , сплетенная из колосьев рапепка, petro - nila , охраняющая урожай, и др.).

Церковь сумела придать образам древних народных верований христианские имена, связать их с культом святых. Так появились святые - покровители тех или иных сторон крестьянского хозяйства: святой Флориан охранял от огня, святой Буриан - от градобития, патроном пастухов был святой Блажей, коневодов - святой Мартин и т. д. Иные христианские святые стали исцелителями болезней: святая Люция помогала от глазных болезней, святая Барбара - от зубной боли и пр. Некоторые древние народные обряды, особенно связанные с земледелием, были санкционированы церковью, приурочены к дням христианского календаря (рождество, пасха, день святого Яна и др.). Однако некоторые обряды и верования, особенно связанные с деятельностью колдунов, церковь запрещала и преследовала.

До наших дней сохранились древние народные обычаи, особенно те, которые связаны с народным земледельческим календарем. Но теперь не только забыто их прежнее магическое значение, но в значительной мере забыты и те христианские религиозные черты, которые к ним впоследствии примешались. Старинные религиозные праздники во многих случаях превратились в традиционные народные развлечения. Так, окончание земледельческих работ в деревне празднуется дожинками (dozinki ), или обжинками. Это веселые общественные праздники в ознаменование конца уборки урожая, когда-то имевшие суеверную цель - обеспечить урожай следующего года.

Большое место в жизни чешской и словацкой деревни занимали храмовые праздникии гулянья. Храмовой праздник устраивают обычно в день святого- патрона местного костела, а гулянье - в годовщину его освящения. Праздники сопровождались зачастую древними народными обрядами, например обезглавливанием петуха, сбрасыванием козла и т. д.

Обряды в семье совершались, по традиции, определенными ее членами. Так, большинство обрядов, направленных на получение хорошего урожая, сохранение его в поле, увеличение числа домашней птицы, благосостояние хозяйства, выполнялось женщинами. При обрядах, сопровождавших сев, важнейшая роль принадлежала мужчине.

Коллективно совершали обряды для сохранения урожая, моленья о дожде, процессии к колодцам и другие. Они выполнялись или целой деревней или несколькими ее жителями при участии всей деревни. Некоторые обычаи весеннего времени выполнялись детьми, чистка колодцев - девушками, масленичные обычаи - холостыми парнями.

Многие календарные обряды сохраняются до сих пор. Рождество, пасха, день поминания умерших отмечаются, особенно в городе, в узком семейном кругу. В деревнях, особенно в Словакии, многие календарные праздники празднуют еще всей деревней, но они служат просто случаем для увеселения молодежи. Так, в словацких деревнях в день святого Томаша (21 декабря) маленькие дети - «polaznici » - ходят по домам за угощением; в крещенский вечер (6 января) по домам ходят мальчики со звездой ( tri krale )\ на масленицу ряженая молодежь собирает с песнями и плясками по домам яйца, солонину, мелкие деньги, а затем в трактире устраивает пиршество; в вербное воскресенье носят Морену - чучело в девичьем наряде, олицетворяющее зиму и умирающую природу, смерть, и бросают ее в воду. Дети носят «лето», «май» - зеленую ветку, украшенную лентами,- символ жизни. Празднование 1 Мая в словацкой деревне сливается со старым традиционным праздником молодежи: каждый парень у дома любимой девушки сажает «майское дерево» - высокий ободранный ствол березы с оставленной наверху кроной, украшенной яркими лентами.

Перед «майским деревом» поют и пляшут, девушки подносят угощенье и т. д.

Годы строительства социализма повлекли за собой не только рост экономики, но и подъем культуры широких масс трудящихся. Благодаря повышению культурного уровня быстро отмирают старые поверья и изменяется отношение народных масс к церкви. Научные знания становятся доступными народу и вытесняют пережитки фантастической идеологии. Однако влияние католической церкви еще довольно сильно, особенно в Словакии.

Религиозный состав: атеисты 39,8%, католики 39,2%, протестанты 4,6%, православные 3%, сторонники других религий 13,4%.

Ведущее место в Чехии среди религий занимает католицизм , приверженцами которой являются 39,2 % населения. Есть протестанты - 5% и сторонники отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформаторской церкви.

Существуют также немало других христианских общин других конфессий, наиболее крупная из которых - гуситская церковь , насчитывающая около 700 тыс. верующих. Как самостоятельная конфессия она образовалась в 1920 г. после разрыва с Римским Папой. В 1920 г. Рим был непреклонен в осуждении Яна Гуса и его учения, что и послужило сигналом для образования гуситской церкви сразу после получения Чехословакией независимости. Сейчас многие чешские католики приходят к выводу о необходимости канонизации Гуса с целью сохранения и увеличения влияния Католической Церкви.

Чешская православная церковь , к которой принадлежат 3% от общего количества верующих, входит в состав Церквей Вселенского православия. Вселенское Православие - собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православная церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. После их смерти Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, а с 1951 г. - в Автокефальную (самостоятельную) Чехословацкую Православную Церковь.

Чехия является самым атеистическим государством в Европе.

По данным опроса крупнейшей мировой социологической службы «Gallup International», 55% населения Чехии не относит себя ни к одной Церкви. Чехия по доле атеистов занимает 2-е место в мире и 1-е место в Европе из 60 стран, где был проведен опрос. По данным статистического агентства СТЕМ в Бога в Чехии верят 40% граждан. Из числа людей, которые воспитывались в религиозных семьях, в Бога верят три четверти. К ним можно прибавить 13% людей, которые вырастали в атеистических семьях. Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии. Самый большой процент атеистов в крупных городах, особенно в Северной Чехии.

В то же время, в традиционно христианской стране отмечается усиление интереса к исламу. Проповедники ислама наиболее активно действуют в восточных регионах страны.

Считает себя неверующими. Чехия занимает второе место в мире и первое место в Европе по количеству атеистов. В Бога верят только 40 % жителей страны. Среди религий в Чехии самой распространенной является католицизм (37 % населения); протестантов - 3%, других религий (православие, иудаизм, ислам, буддизм) - 2 %.

Католицизм появился в одно время с православием после раскола христианства, который происходил в 9-11 веках. Католическая церковь централизована, имеет центр в Ватикане во главе с Папой Римским.

Источник вероучения католиков - Священное писание и Священное предание, которое представляет собой постановления вселенских соборов католической церкви. Католицизм - основная религия в Испании , Италии , Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии , Чехии и других странах. Последователи католицизма живут в Германии, Литве, Латвии, Белоруссии, Украине.

Протестантизм - одно из направлений христианской религии, наряду с католицизмом и православием, которое включает самостоятельные церкви и секты, связанные с Реформацией 16 века в Европе. Протестантизм отличается разнообразием форм и практик церквей и сект.

В Чехии к протестантизму относятся сторонники Чешской реформаторской церкви. Протестантизм как самостоятельное вероучение оформился в 1920 году после разрыва с Папой. В то время Рим был несокрушим в осуждении Яна Гуса, поэтому, когда Чехословакия обрела независимость, образовалась гуситская церковь. В настоящее время католики считают необходимым канонизировать Яна Гуса и его учение, чтобы сохранить влияние Католической Церкви.

Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии было положено Кириллом и Мефодием, которые создали славянскую азбуку и основали Православие в 863 году. Первый глава чешского государства князь Борживой (874-891 гг.) был крещен Мефодием в 80-х годах 9 века. После смерти Кирилла и Мефодия Православие осталось в Мукачевской епархии, но со временем эта епархия объединилась с Католической Церковью. В 1920 году появились православные приходы Сербской юрисдикции. В 1949 году Православная Церковь в Чехии и Словакии вошла в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 1993 году Чехословакия была разделена на Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется власть единой Поместной Церкви.

На сегодняшний момент Чехословацкая Православная Церковь включает 200 тысяч паствы, 245 приходов, 140 священнослужителей, 4 епархии: Пражскую, Пряшевскую, Михайловскую и Оломоуцко-Брненскую. Для подготовки священнослужителей в середине 20-го века действовала Духовная Семинария, которая была преобразована в Православный Богословский факультет в Прешове. Все богослужения осуществляются в основном на церковнославянском языке.

Иудаизм - одна из основных монотеистических религий. В иудаизме нет единого института власти. Источники права: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Сейчас в Чехии насчитывается 3-4 тысячи евреев. Половина евреев проживает в Праге. Некоторые чешские евреи не исповедуют никакую религию.

Ислам - одна из мировых религий. Основа ислама в утверждении «Бог Единственен», поэтому данное вероучение отвергает идею воплощения. На сегодняшний день в Чехии насчитывается 50 тысяч мусульман. В Чехии проживают славяноязычные мусульмане из Македонии, Хорватии, Болгарии и других стран; политические беженцы из Ирака, Афганистана; люди из азиатских и африканских стран. Существует еще одна группа мусульман - этнические чехи, рожденные в семьях чешских мусульман, которых в Чехии 10-20 тысяч человек.

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны - это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой - это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса - 6 июля - является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул "готической и мистической столицы Европы". Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот - понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% - протестанты, около 3% - приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как "Шествие королей", пасхальные "Помлазки" (языческий обычай "охаживания" женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, "Сожжение ведьм" и "Вальпургиева ночь" (с 30 апреля на 1 мая), "Время любви" (1 мая) с украшением "майских деревьев" (по-чешски - "майки"), осенний праздник сбора урожая "Дожинок", День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и "Барборки" (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам - сами чехи свято верят в их правдивость.

Религия в Чехии имеет многовековую историю. В республике представлены различные конфессии. Среди них есть те, которые получили массовое распространение у местных жителей, и те, которые не выходят за пределы диаспор.

История религии в Чехии

К ослаблению католической конфессии в Республике Чехии привела Реформация. Она принесла с собой многочисленные межконфессиональные распри, которые отрицательно сказывались на господстве главенствующей религии. Кроме того, очень серьезная роль пала на плечи так называемых гуситов, активно развивающих свою идеологию в 15 веке. В то время чехи бунтовали против идеологической дискриминации католичества.

В Чехии в те времена власть принадлежала немцам, которые, в свою очередь, приглашали священников своей веры с миссионерской целью. Это в большой мере отразилось на распространении протестантизма, повлиявшего на становление и чешского языка, и чешской культуры и литературы.

Движение последователей Яна Гуса было сломлено Габсбургами (династией немцев). Габсбурги осуществили много публичных казней, вынужденных переселений людей на религиозной основе. Восстание против католичества произошло в девятнадцатом веке. Все обвиняли в сложившейся неблагоприятной конфессиональной ситуации Габсбургов.

Когда вновь обрела независимость, общество стало массово отворачиваться от догматов церкви и придерживаться атеизма. Такая тенденция продолжилась и в период Второй мировой войны, а далее - во время царствования на землях Чехии коммунистической идеологии. Коммунисты стремились полностью упразднить церковь, изолировать этот социальный институт от общества.

Какая религия в Чехии самая популярная?

Самая популярная в Чешской Республике Римско-католическая церковь делится на две составляющие, во главе каждой из которых находится архиепископ. Также есть военный викариат, который работает в Вместе с епископами во главе стоит Апостольский экзархат католиков, который имеет статус юридического лица, представляющего всю католическую церковь в Чехии.

Благодаря своему массовому характеру Римско-католическая церковь является единственной церковью в Чешской Республике, структура которой функционирует на всей территории страны. Чешская католическая конфессия является крупнейшей религиозной организацией в этой стране. Католические советы и конгрегации Римско-католической церкви управляют несколькими начальными и средними школами и в конечном итоге принимают участие в руководстве трех богословских факультетов государственных университетов.

Римско-католическая церковь исповедует христианство - основную религию Чехии. По данным переписи населения, к приверженцам идей Римско-католической церкви себя относят 1 083 899 человек (10,26%). Согласно статистике, воскресную службу посещает четыре процента населения. Наибольшее количество католиков - в районе Южной и Центральной Моравии, самый маленький процент - в ​​Северной Богемии.

Православие

Православная церковь появилась в Чехии в 1921 году, когда епископ Матей Павлик освятил небольшую православную общину в государстве. Конфессия состояла в основном из людей, которые отвернулись от Римско-католической церкви и католиков византийского обряда. Позже часть сторонников Павлика отделилась и перешла к протестантам.

Во время Второй мировой войны Православная церковь подвергалась гонениям со стороны нацистов. Фашисты казнили много священников. Сам Павлик оказывал помощь убийцам что вызвало отрицательную реакцию у правительства. Матей Павлик был казнен. Однако он был канонизирован Православной церковью в Чехии и Словакии в 1987 году.

После в 1993 году, церковь была разделена на две столичные губернии (Прага и Братислава), которые были объединены в одном синоде. Христианами в Чехии являются примерно 50 000 верующих, а в Словакии - около 75 000.

Ислам

Если рассматривать религии Чехии, в стране этой ислам в меньшинстве. Приблизительное количество мусульман в Чешской Республике - около 22 тысяч (около 0,2 % населения). Почти все мусульмане являются суннитами.

Исламские центры расположены главным образом в Праге и Брно, а также в Теплице, Градец-Кралове, Либереце, Карловых Варах. У них есть библиотеки, где проводятся общее чтение Корана, уроки арабского языка и детские программы. Их представители также помогают в лагерях беженцев и, насколько это возможно, оказывают духовную заботу легатам и ​​осужденным мусульманам.

Другие религии

Также чешская религия подразумевает и другие конфессии. Одной из самых крупных является протестантизм, приверженцами которого являются примерно пятьдесят тысяч человек. Другие конфессии приходят в Чешскую республику вместе с представителями различных культур. Однако их религии, как правило, не привлекают коренных чехов и славянских иммигрантов. Многие являются атеистами, что вызвано коммунистическими гонениями в прошлом на церковь.

В Чехии есть множество христианских конфессий и немало других. Они не противостоят друг другу, а мирно сосуществуют.



Еда