Развитие западноевропейской культуры в 19 веке. Западноевропейская культура xix века. Романтизм в художественной культуре Европы

Западноевропейская культура 19 и 20 веков
1.Общая характеристика социально­экономических и культурных реалий в Европе 19
века
2. Социо­культурная ситуация 20 века
1.Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений.
К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все
отрасли материального производства,
что повлекло соответствующие
преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии,
искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных
классов ­ буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет
материальной культуры и начавшееся отчуждение личности.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая
отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его
главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В
условиях механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от
духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством
мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух
важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей
доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны,
и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда ­­ появление
столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма,
символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
2.XX столетие ­ самое динамичное в истории человеческой цивилизации и это
не могло не отразиться на всем характере его культуры.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в ­­ 1917 г. (острая динамика социально­политических процессов,
многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20­­30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики,
образование новой формы культуры ­­ социалистической),
3) послевоенные 40­е гг. ­­ вся вторая половина XX в. (время формирования
региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение
международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых
технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена
научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура ­ это система, в
ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие
континенты ­­ в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В

течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной
культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии
единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
­­ индустриализацию производства и массовое потребление;
­­ единые средства передвижения и передачи информации;
­­ интернациональную науку и доступное практически всем образование;
­­ стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно
мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом
и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм,
стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная
культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций,
ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как
главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве
посредника между человеком и природой.
Художественная культура 20 века
Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем:
модернизма и постмодернизма.
Реализм в культуре XX в ­­ это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с
прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в
реализме.
1.Живописный реализм
2.Соцреализм
3. Неореализм
4.Гиперреализм
В русле живописного реализма особого подъема достигла пейзажно­лирическая
живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и
чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали
М. Врубель, П. Кустодиев, В Серов.
Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение
социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах
художественного идеала. Демократические убеждения или настроения художников
соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят
отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М Сарьян, П Кузнецов).
Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма ­ муралисты, суть которой
состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны,
жизни народа, его борьбы. Главным героем этих фресок является народ. (Д. Ривера,
Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).
В 80­е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм»,
гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный
реализм и т. п. Модернизм
В переводе с французского «модернизм» ­­ «новый, современный». Наиболее яркие
направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине

XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм, кубизм,
авангардизм, экзистенционализм, абстракционизм.
Большое влияние на практику модернизма оказали:
­­ идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
­­ учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
­­ психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;
­­ экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.­П. Сартра и А. Камю;
­­теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой:
хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и
одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства,
в которые он поставлен, непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
­­ стремление к эстетизации окружающей человека среды;
­­ подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
­­ зрелищность и декоративность.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм.
Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую
входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная
выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902­­1907 гг
Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda ­­ лошадка,
конек; в переносном смысле ­­ бессвязный детский лепет) ­­ авангардистское
направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в
Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте
против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма
являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль­зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты
выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916­­1917), своими
импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать
устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
Сюрреализм (от фр. surrealisme ­­ надреализм, сверхреализм) ­­ авангардистское
направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы
бессознательного главной целью искусства.
Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип
соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна
сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции
сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания
подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и
предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного
испанского художника С. Дали.
Экспрессионизм (от лат. expressio ­­ выражение) ­­ художественное направление в
искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Так же как и для
фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

А. Блок

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве

В числе социально-экономических и политическихфакторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение . В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция , которая завершилась именно в XIX в., которая привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. – это расцвет классического естествознания , создания единой системы наук . В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.


Началось формирование индустриального общества , коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расширяет грамотность и горизонты бытия.

Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства. Особенно значительные пертурбации претерпела Франция, где в течение столетия устанавливались Директория, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашалась Республика и произошла даже Парижская Коммуна, когда на короткое время власть взял рабочий класс.

Духовная культура XIX в . развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания . Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном и М. Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин , создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым , была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном теории относительности и квантовой теории М. Планкам ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли . Оно было подготовлено учениями И.Канта и И.Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. Д. Шеллингом (1775-1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где преодолеваются противоположности теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.

Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г.Гегеля , придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики.

XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса , создавших в середине столетия материалистическое учение . К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма, согласно Которой история человечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.

Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь . В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как национальное единство .

Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобретали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям культуры.

Художественная культура XIX в . Основными художественными направлениями в развитии европейской культуры XIX в. были классицизм (который отживал свой век) романтизм, реализм.

Романтизм – (франц. romantisme; от ср.-век, roman – роман ). выразил разочарование в идеях Великой Французской революции. Романтическому искусству свойственны отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов Просвещения и классицизма, недоверие к культу разума. Романтики утверждали достоинство человеческой личности, самоценность ее внутреннего мира и духовно-творческой жизни. Это воплотилось в изображении незаурядных характеров и сильных страстей, устремленности к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности, они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Представители романтизма – Байрон, Гейне, Гофман (в литературе), Шуман, Вагнер, Шопен – в музыке, Делакруа, Жерико – в живописи и др.

Реализм . В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом . Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Представители реализма: О. Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, Б. Шоу Г. Ибсен и др.

Во второй половине XIX века возникают новые художественно-эстетические теории.

Символизм . Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира. Здесь уже проявились ведущие тенденции современного искусства – тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Болезненный упадок цивилизации – очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера . Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла: «Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое»

Натурализм. Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией – перерождение реализма в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения – Эмиль Золя . Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.

Импрессионизм . Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве – импрессионизм (от Франц. Impression – впечатление ). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Представители – Клод Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислеей . Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме . Яркими представителями этого направления были художники П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген . Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.

Значение культуры Нового времени для развития мировой культуры видится в следующем:

· становление буржуазного общества и индустриального типа цивилизации. Это эпоха буржуазных революций обнаружила трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе;

· формирование и укрепление рационалистического подхода к действительности, что выразилось в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создали предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук. Главным направлением развития философской мысли становится теория познания;

· Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство;

· великие социальные потрясения. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически;

· формирование классической философии (конец ХVIII- начало ХIХ века) в Германии; возникновение марксизма;

· XIX век стал веком контрастов: расцвет духовной культуры и духовное обнищание общества отмечены не только философией, но и искусством, а также науками о человеке, возникающими в этот период;

· в искусстве Нового времени формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое;

· художественное освоение мира в XIX веке создало тип романтического и реалистического героя. Искусство углубляется в понимание основ мира, совершая при этом движение от «исключительного» к «обычному», в глубину субъективного мировосприятия.

« XIX век, - считает А.Хаузер, - начинается с 1830 года, после «июльской монархии» закладываются социальные основы «нового порядка». К 1830 году в основном сформировались характерные черты XIX века. Буржуазия полностью овладевает политической властью и осознает это. Аристократия исчезает с исторической сцены и ведет лишь частную жизнь. Победа среднего класса несомненна и бесспорна. Романтизм становится, без сомнения, буржуазным искусством и он не мог бы развиваться без освобождения среднего класса, хотя романтики пытаются вести себя на «аристократический» манер и обращаются к аристократии как к собственной публике. Каждый художник оказывается между двумя рядами, между миром консервативной аристократии и миром прогрессивной буржуазии.

Ничто так не отражает напряженное отношение между производителями и потребителями искусства поколения 1830 года, как герои новелл Стендаля и Бальзака. Трагический героизм, воля к самоутверждению и вера в самоусовершенствование уступают место предрасположенности к компромиссу, тенденции жить без цели, умереть незаметно. Современная новелла первой создала героя с угрызениями совести, с его конфликтом с социальной средой, вынужденного признать нравы и условности общества, по меньшей мере, как правила игры.

С растущей политизацией жизни между 1830 и 1848 годами интенсифицируется также тенденция политизации литературы. В этот период почти нет политически индифферентного произведения, включая умиротворяющее «искусство для искусства», которое тоже имело политический оттенок. Газеты сотрудничают со специалистами, публикуют статьи, вызывающие общий интерес, главным образом, описания путешествий, скандалов, юридическую информацию. Но новеллы, печатающиеся по частям, становятся главным средством привлечения внимания. Их читают все. Литературное произведение превращается в «товар» в полном смысле этого слова, имеет свой тариф цен, пишется по образцу и выходит вовремя. Цены диктуют спрос и не имеют ничего общего с художественной ценностью произведения. Г азетная новелла означает беспрецедентную демократизацию литературы и абсолютную нивелировку читательской публики. Никогда искусство не было так единодушно принято столь социально и культурно различными социальными слоями и воспринималось со столь схожими чувствами (А. Хаузер).

Романтизм продолжает существовать, но трансформируясь и переосмысливаясь. Антиклерикальная и антилегитимистская тенденция превращается в революционную философию. Народ победил и речь идет о том, чтобы и в искусстве дать возможность выразиться революционному порыву (Жорж Санд, Эжен Сю, Ламартин, Гюго, Дюма, Мюссе, Мэриме, Бальзак). «Искусство для искусства», ведущее свое происхождение от романтизма, есть следствие и определенный итог развития романтической эстетической теории. «Искусство для искусства» становится для романтиков «башней из слоновой кости», в которой замыкается их практическая активность. Буржуазия, восприняв «искусство для искусства», превозносит идеальную природу искусства и высокий статус художника, помещая его над политическими партиями, закрывает искусство в некую «золотую клетку». «Искусство для искусства» представляет, несомненно, наиболее эстетически противоречивую проблему. Ничто так остро не выражает двойственную природу эстетического видения. Произведение искусства, как отмечает А.Хаузер, сравнивалось с окном, через посредство которого можно наблюдать жизнь, не принимая в расчет структуру, преломление и цвет стекол окна.

Основные художественные тенденции 1830 года: «социальное искусство», «школа хорошего тона» и «искусство для искусства» - связаны между собой сложным и противоречивым образом.

Натурализм не был единой художественной концепцией, он менялся со временем, устремляясь каждый раз к определенным целям и ограничиваясь в своей интерпретации жизни частными явлениями.

Именно в XIX веке складывается понятие «всемирная культура». Наблюдается единство двух сторон культурного развития: тяготение к универсализации и взаимообогащению с одной стороны, и становление или выявление национального начала, с другой. В живописи и скульптуре, наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX столетия рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов развивается реализм («натурализм»). С последней трети XIX века в переломное для западноевропейского реализма время, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным искусством.

1. Европейская культура XIX в. // Культурология. История мировой культуры. – М., 1995. – С. 146 – 166.

2. Шунейка Я.

Франсіска Гоя // роднае слова. – 2000. - № 4. – С. 58 – 64. (начало в № 3).

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА.

1. Андросов С.

Неизвестные произведения Джан Лоренцо Бернини: [Итал. скульптор XVII в.] // Искусство. – 1989. - № 12. – С. 68 – 71.

2. Турчин В. С.

Огюст Роден: К 150-летию со дня рождения // Среднее спец. образование. – 1990. - № 10. – С. 36 – 38.

КЛАССИЦИЗМ.

1. Тучков И.

Имперский классицизм: [Стиль ампир, началоXIX] // Родина. – 2002. - № 8. – С. 13 – 16.

2. Бродская Н. В.

Французское искусство XIX века: Классицизм, романтизм // ПИШ. – 2001. - № 5. – С. 2 – 12.

3. Французский классицизм посл. четв. XVIII – перв. четв.XIX в. (Испания, Англия, Германия) // Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 243 – 267.

4. Классицизм // Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 138 – 144.

5. Классицизм – логика красоты // Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Мн.: Тетрсистемс, 1997. – С. 182 – 185.

6. Эстетика классицизма // Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С. 438 – 448.

РОМАНТИЗМ.

1. Романтизм // Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 144 – 148.

2. Эстетика романтизма // Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С. 454 – 469.

3. Романтизм: художественная культура Франции начала XIX века // Искусство в школе. – 1998. - № 6. – С. 26 – 30.

АБСТРАКЦИОНИЗМ.

Абстракционизм // Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 171 – 174.

2. Качановский В. В.

Экспрессионизм, кубизм и абстракционизм // Качановский В. В. История культуры Западной Европы. – Мн., 1998. – С. 149 – 152.

АВАНГАРД

1. Зингерман Б. И.

Образ человека в творчестве Модильяни: [Итал. худож., 1884 - 1920] // Театр. – 1988. - № 9. – С. 148 – 161.

2. Мамонтова О.

Амедио Модильяни // Искусство. – 1985. - № 2. – С. 64 – 69.

3. Тросников М. В.

Пространственно-временные параметры в искусстве раннего авангарда (Кузмин, Хармс, Заболоцкий, Введенский, Мессиан) // Вопросы философии. – 1997. - № 9. – С. 66 – 81.

4. Понтер Х.

Художественный авангард и социалистический реализм // Вопросы литературы. – 1992. - № 3. – С. 161 – 175.

5. Белая Г.

Авангард как богоборчество: об искусстве XIX века // Вопросы литературы. – 1992. - № 3. – С. 115 – 124.

6. Есаулов И.

Генеалогия авангарда: об авангарде России нач. ХХ века // Вопросы литературы. – 1992. - № 3. – С. 176 – 191.

7. Сосновский Н.

Миф о люберецком «Гарлеме», или Наш последний интернациональный долг: [О месте авангарда в искусстве] // Знание – сила. – 1992. - № 4. – С. 89 – 97.

8. Абрамов А. И.

Декаданс в социокультурном измерении: [К характеристике философско-эстетических исканий русских символистов] // Общественные науки и современность. – 1997. - № 1. – С. 146 – 152.

9. Плюрализм и монизм в истории русской культуры XIX – XX в. // Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 497 – 538.

10. Колдобская М.

Павел Филонов: Стратегический секрет русского авангарда // НВ. – 2001. - № 46. – С. 38 – 40.

11.Расторгуев Е.

Солнечная кисть Матисса // Юный художник. – 1994. - № 2. – С. 13 – 15.

ИМПРЕССИОНИЗМ. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ.

1. Импрессионисты. Постимпрессионисты // Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 291 – 312.

2. Импрессионизм // Чернокозов А. И. История мировой культуры: краткий курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 151 – 154.

3. Импрессионистическое понимание прекрасного // Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Мн.: Тетрасистемс, 1997. – С. 201 – 206.

4. Кузнецова Е. А.

Эстетика импрессионизма // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2000. - № 2. – С. 83 – 90.

5. Бродская Н. В.

Постимпрессионизм: Ж. Сёра, В. Ван Гог, А. де Тулуз – Лотрет: [конец XIX – начало XX в.] // Препод. ист. в школе. – 1999. - № 6. – С. 13 – 20.

6. Бродская В. Н.

Постимпрессионизм // Препод. ист. в школе. – 2001. - № 2. – С. 6 – 14.

7. Леняшина Н.

“Созерцать и осмысливать жизнь”: [О фр. худож. XIX в. Э. Дега] // Художник. – 1984. - № 7. – С. 43 – 50.

МОДЕРНИЗМ.

1. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. Сб. ст. / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. – М.: Искусство, 1969. – 243 с.

2. Эстетика модернизма // Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура. – Мн.: Тетрасистемс, 1997. – С. 247 – 260.

3. Трофимова Е. И. Стилевые реминисцении в русском постмодернизме 1990-х годов // Общественные науки и современность. – 1999. - № 4. – С. 169 – 177.

4. Серебровский В. Что такое «модерн»?: [Из истории стиля] // Наука и жизнь. – 1992. - № 2. – С. 74 – 81.

5. Судьбы “стиля модерн” в искусстве ХХ века; “Стиль модерн” в архитектуре ХХ века // Малая история искусств: Искусство ХХ века. 1901. – 1945 / Под ред. В. М. Полевого. – М., 1991. – С. 35 – 55.

ПОСТМОДЕРН.

1. Постмодерн // Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 317 – 343.

2. Козловски П.

Культура постмодерна. – М.: Республика, 1997.

3. Туганова О. Э.

Постмодернизм в американской художественной культуре и его философские истоки // Вопросы философии. – 1982. - № 4. – С. 122 – 128.

4. Бутенко И. А.

5.Курицын В.

Время множить приставки: К понятию постмодернизма // Звязда. – 1997. - № 7. – С. 178 – 183.

6.Анастасьев Н.

«У слов долгое эхо»: (Полемика об искусстве постмодернизма) // Вопросы литературы. – 1996. - № 7-8. С. 3 – 30.

РЕАЛИЗМ.

1. Реализм середины XIX века // Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – М.: Высш. шк., 2000. – С. 278 – 291.

2. Реализм // Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 148 – 151.

3. Малиновский Е.

Критический реализм в польской живописи // Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII – XIX в. – М., 1990. – С. 161 – 169.

СЮРРЕАЛИЗМ.

1. Сюрреализм // Малая история искусств: Искусство ХХ века. 1901 – 1945 / Под ред. В.М. Полевого. – М., 1991. – С. 192 – 197.

2. Мирская Л., Пигулевский В.

Сюрреализм и романтическое миросозерцание в западном искусстве ХХ в. // Искусство. – 1986. - № 7. – С. 42 – 45.

3. Качановский В. В.

Сюрреализм // Качановский В. В. История культуры Западной Европы. – Мн., 1998. – С. 152 – 157.

4. Бачелис Т.

Слово о сальводоре Дали: исп. худож., 1904 – 1989 // Искусство кино. – 1989. - № 6. – С. 73 – 77.

5. Московский М.

Многоликий гений: Сальвадор Дали (очерк и библиография) // Библиография. – 1998. - № 1. – С. 112 – 117.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА.

1. Полевой В. М.

Двадцатый век. – М.: Советский художник, 1989. – 456 с.

2. Формирование художественной культуры ХХ века // Мировая художественная культура: Уч. пособ. – М., 2001. – С. 371 – 410.

3. Пивоев В. М.

Европейская культура первой половины ХХ века // Препод. ист. в шк. – 2000. - № 10. – С. 8 – 15.

4.Пивоев В. М.

Мировая культура второй половины ХХ века // Препод. ист. в шк. – 2001. - № 2. – С. 15 – 23.

5.Торшина Л. Е.

Искусство ХХ века: Направления и мастера: Краткий словарь с введением и исторической справкой // Препод. ист. в шк. – 2000. - №4. – С. 9 – 23.

6. Западноевропейская художественная культура второй половины ХХ века // Мировая художественная культура: Уч. пособ. / Под ред. Б. А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 489 – 511.

7. Современная западная культура // Чернокозов А. И. История мировой культуры: Краткий курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 157 – 162.

8. Наследие Европы в мировой культуре: (Статьи) // Актуальные проблемы Европы. – 2000. - № 2. – С. 15 – 80.

9. Васильчук Ю. А.

Эпоха НТР: «экономическое чудо» как воплощение мировой культуры // Полис. – 1996. – № 6. – С. 5 – 29.

10. Трубников Н. Н.

Без четверти двенадцать: К вопросу о преодолении духовн. кризиса европейской культуры // Вопросы философии. – 1993. – № 1. – С. 48 – 50.

Большая игра: (О современной итальянской культуры) // Вопросы литературы. – 1987. - № 1. – С. 100 – 127.

12. Бердяев Н. А.

Пикассо // Философские науки. – 1990. - № 7. – С. 72 – 76.

КУЛЬТУРА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.

1. Ветрова Т. Н.

Панорама мирового кино и «Латинские горизонты» // Латинская Америка. – 2007.- № 1. – С. 91 – 101.

2.Культура Латинской Америки // Мировая художественная культура: Уч. пособ. / Под ред. Б. А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 641 – 670.

3. Дюргеров М.

Латиноамериканский Париж: (Буэнос-Айрес): По городам Латинской Америки // Латинская Америка. – 1990. - № 11. – С. 103 – 105.

4. Дабагян Э. С.

Венесуэла: Чавес остается? // Латинская Америка. – 2002. - № 7. – С. 4 – 20.

5. Ветрова Т. Н.

Окно в мексиканское кино // Латинская Америка. – 2002. - № 6. – С. 103 – 107.

6. Милютин Е. В.

«Совэкспортфильм» в Никарагуа // Латинская Америка. – 2002. - № 7. – С. 89 – 94.

7. Ветрова Т. Н.

Аргентинское кино в Институте Сервантеса // Латинская Америка. – 2002. - № 7. – С. 87 – 89.

8. Гирин Ю. Н.

Сюрреализм в культуре Латинской Америки // Латинская Америка. – 2002. - № 7. – С. 95 – 102.

9. Эспинель Суарес А.

Тема любви и смерти в мифологии колумбийских индейцев // Латинская Америка. – 2002. - № 7. – С. 111 – 120.

10. Доминиканская культура: истоки и сегодняшний день // Латинская Америка. – 1983. - № 8. – С. 75 – 87.

11. Кантор А. М.

О традициях и общности латиноамериканского искусства // Латинская Америка. – 1981. - № 10. – С. 88 – 104.

12. Сберечь мировое культурное наследие: (культура и искусство Латинской Америки) // Латинская Америка. – 1981. - № 5. – С. 102 – 110.

13. Об историко-культурной самобытности Латинской Америки // Латинская Америка. – 1981. - № 2. – С. 71 – 119.

14. Хайт В. Л.

Старый и Новый Свет: взаимодействие культур: (Развитие культуры в странах Латинской Америки) // Латинская Америка. – 1993. - № 6. – С. 56 – 63.

15. Шемякин Я. Г.

Межцивилизационное взаимодействие – движущая сила и тормоз процесса культурообразования: (Латиноамериканская культура) // Латинская Америка. – 1993. - № 4. – С. 85 – 88.

16. Гирин Ю. Н.

К проблемам интерпритации латиноамериканскай культуры // Латинская Америка. – 1996. - № 10. – С. 107 – 111.

17. Аладьин В. Г.

Латиноамериканский континент в контексте всемирной культуры // Латинская Америка. – 1996. - № 9. С. 122 – 125.

18. Опыт межэтнических отношений: (Взаимодействие культур Латинской Америки) // Латинская Америка. – 1997. - № 2. – С. 70 – 81.

19. Земсков В. Б.

Доминго Фаустино Сармьенто: культуротворческий ритуализм на фоне традиции: (Один из созд. Латиноамер. культуры) // Латинская Америка. - № 3. – С. 96 – 101, 109.

20. Ермольева Э. Г.

Поготовка кадров в условиях рыночных реформ // Латинская Америка. – 1997. - № 3. – С. 77 – 87.

21. Праздник как феномен ибероамериканской культуры (История массовых праздников) // Латинская Америка. – 1997. - № 11. – С. 57 – 75.

22. Тананаева Л. И.

Об истоках латиноамериканского праздника // Латинская Америка. – 1998. - № 1. – С. 4 – 19.

23. Шемякин Я. Г.

Универсализм и локализм в Латиноамериканской культуре // Латинская Америка. – 1998. - № 5. – С. 93 – 104.

24. Шемякин Я. Г.

Концепции латиноамериканского цивилизационного типа: Проблемы культурологии // Латинская Америка. – 1998. - № 11. – С. 76 – 82.

24. Шемякин Я. Г.

К вопросу о культурном синтезе в Латинской Америке // Латинская Америка. – 1991. - № 1. – С. 45 – 47.

25. Шемякин Я. Г.

Латиноамериканская культура и религиозный синкретизм // Латинская Америка. – 1999. - № 2-3. – С. 95 – 97.

26. Земсков В. Б.

Культурный синтез в Латинской Америке: культурологическая утопия или культурообразующий механизм? // Латинская Америка. – 1999. - № 4. – С. 94 – 101.

27. Сизоненко А. И.

Российские ученые и Латинская Америка: (Становление научных связей в XIX – первой половине ХХ в.) // Латинская Америка. – 1999. - № 5-6. – С. 172 – 177.

28. Юшкова О. А.

Фигурная керамика древних перуанских культур // Латинская Америка. – 1986. - № 8. – С. 99 – 104.

29.Тананаева Л. И.

Древнеперуанское искусство (доинкский период) // Латинская Америка. – 2000. - № 1. – С. 87 – 105.

30. Керамические изделия древних майя // Латинская Америка. – 1986. - № 11. – 1с. (обл.); С. 4.

31. Ла Гарса де М.

О религиозном значении пластического искусства майя // Вестник древней истории. – 1991. – № 2. – С. 117 – 129.

32. Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г.

Жрецы – астрономы майя // Латинская Америка. - № 1983. - № 6. – С. 127 – 137.

33. Ершова Г. Г.

Лирика древних майя // Латинская Америка. – 1982. - № 9. – С. 108- 133.

34. Какое место занимала музыка в ацтекском обществе? // Латинская Америка. – 1989. - № 3. – С. 3. (обл.).

35. Баглай В. Е.

Человек и его судьба в представлениях древних ацтеков // Латинская Америка. – 1995. - № 12. – С. 82 – 91.

36. Ветрова Т. Н.

Аргентинское кино: проснись, любовь! // Латинская Америка. – 1997. - № 4. – С. 100 – 109.

37. Санхинес Х.

«Кино должно служить народу» (Кино Боливии) // Латинская Америка. – 1980. - № 4. – С. 116 – 126.

38. Ветрова Т. Н.

Продолжение биографии: (Неделя бразильского кино) // Латинская Америка. – 1981. - № 7. – С. 78 – 84.

39. Ветрова Т. Н., Сухостат Т. Н.

Патриарх бразильского кино (Нелсон Перейра Дос Сантос) // Латинская Америка. – 1985. - № 7. – С. 112 – 124.

40. Новый взгляд на бразильское кино // Латинская Америка. – 1988. - № 7. – С. 75 – 82.

41. Ветрова Т. Н.

Фильмы бразильского режиссера в Москве (Н. П. Дос Сантос) // Латинская Америка. – 1997. - № 7. – С. 82 – 88.

42. Валеро А.

К истории отечественного кинематографа // Латинская Америка. – 1980. - № 12. – С. 134 – 140.

43. Ветрова Т. Н.

Взаимное притяжение (Гарсия Маркес и кинематограф) // Латинская Америка. – 1987. - № 3. – С. 95 – 108.

44. «… кубинское художественное кино на творческом перепутье» // Латинская Америка. – 1989. - № 5. – С. 106 – 110.

45. Шатуновская И. К.

Национальное кино: первые шаги: (Никарагуа) // Латинская Америка. – 1980. - № 7. – С. 67 – 69.

46. Ветрова Т. Н.

Чилийское кино – после долгого молчания // Латинская Америка. – 1996. - № 11. – С. 52 – 60.

47. Силюнас В. Ю.

Гротеск и героика: Латиноамериканские фильмы на Московском кинофестивале // Латинская Америка. – 1980. - № 1. – С. 129 – 138.

48. Быкова И. С.

Первый латиноамериканский … [кинофестиваль] // Латинская Америка. – 1980. - № 5. – С. 85 – 91.

49. Шатуновская И. К.

Латиноамериканское кино сегодня // Латинская Америка. – 1980. - № 9. – С. 129 – 137.

50. Шатуновская И. К.

Латиноамериканское кино: люди и судьбы // Латинская Америка. – 1987. - № 12. – С. 62 – 74.

51. Шатуновская И. К.

Кинокамера пишет историю: [документальное кино Латинской Америки] // Латинская Америка. – 1981. - № 11. – С. 118 – 122.

52. Шатуновская И. К.

Ташкент – 82: Национальный кинематограф сражается и размышляет // Латинская Америка. – 1982. - № 11. – С. 109 – 122.

53. Шатуновская И. К.

На XIV Международный кинофестиваль в Москве: [Латиноамериканское кино] // Латинская Америка. – 1985. - № 11. – С. 106 – 117.

54. Константинова Н. С.

Страна карнавала [Бразилия] // Латинская Америка. – 1987. - № 4. – С. 132 – 145.

55. Константинова Н. С.

Страна карнавала: [История и содержание карнавальных шествий в Бразилии] // Латинская Америка. – 1987. – № 4. – С. 132 – 145.

56. Хайт В. Л.

Карнавализованость искусства и архитектуры Латинской Америки // Латинская Америка. – 2000. - № 4. – С. 66 – 79.

57. Дунаева К. А.

Открывая заново…: Искусство [Латинская Америка] // Латинская Америка. – 2001. - № 3. – С. 72 – 82.

58. Хайт В. Л.

Отец современной бразильской живописи: [Э. Ди Кавалканти] // Латинская Америка. – 1987. - № 4. – С. 146 – 155.

59. Тананаева Л. И.

О кубинской живописи XIX века // Латинская Америка. – 1999. - № 1. – С. 48 – 71.

60. Шелешнева Н. А.

Аргентинская графика: социальная ирония и поэтическая метафора // Латинская Америка. – 1986. - № 8. – С. 105 – 110.

61. Давитьянц Т. Д.

Главная тема творчества – дети: [О боливийском художнике Р. Буланже] // Латинская Америка. – 1979. - № 5. – С. 104 – 105.

62. Давитьянц Т. Д.

Марина Нуньенс и боливийская скульптура // Латинская Америка. – 1980. - № 8. – С. 81 – 89.

63. Хайт В. Л.

Художница бразильского народа: [Дж. Да Мота-э-Силва (1914 – 1979)] // Латинская Америка. – 1983. – № 5. – С. 94 – 106.

64. Крауц Т. И.

Бруно Джрджи: мастерство и вдохновение: [О бразильском скульпторе] // Латинская Америка. – 1979. - № 5. – С. 155 – 164.

65. Хайт В. Л.

Портинари бразильский: [Живопись Бразилии] // Латинская Америка. – 1980. - № 2. – С. 101 – 113.

66. Мержанов С. Б.

Оскар Нимейер – архитектор и гражданин // Латинская Америка. – 1987. - № 9. – С. 71 – 80.

67. Нимейер О.

“Борьба за преобразование общества важнее, чем архитектура” // Латинская Америка. –1984. - № 2. – С. 95 – 106.

68. Хайт В. Л.

“Реализованная” утопия [Архитектор Оскар Нимейер. Бразилия] // Латинская Америка. – 1989. - № 3. – С. 74 – 87.

69. Сухостат А. А.

Сколько ангелов уместится на кончике иглы?: [О творчестве венесуэльского художника Брачо] // Латинская Америка. – 1995. - № 8. – С. 94 – 97.

70. Хайт В. Л.

Современная архитектура [Венесуэлы] // Латинская Америка. – 1980. - № 12. – С. 125 – 133.

71. Шелешнева Н. А.

Живопись в поисках национального самовыражения: [Венесуэла] // Латинская Америка. – 1980. - № 12. – С. 141- 143.

72. Хайт В. Л.

73. “Культура русского народа близка мне по духу”: [О кубинском художнике О. годинеса] // Латинская Америка. – 1995. - № 10. – С. 73 – 76.

74. “Архитектура – это оркестр, в котором звучат многие инструменты”: [А. Л. Кинтана] // Латинская Америка. – 1986. - № 1. – С. 124 – 134.

75. Москера Х.

Молодая кубинская живопись: примитивизм и современность // Латинская Америка. – 1987. - №1. – С. 113 – 117.

76. История на полотнах кубинского художника [Х. М. Фернандес] // Латинская Америка. – 1987. - № 6. – С. 88.

77. Васильева С. В.

Отражать правду жизни: [О творчестве кубинских художников] // Латинская Америка. – 1988. - № 12. – С. 108 – 114.

78. Юмор наш Нуэс – ушный: [О творчестве кубинского карикатуриста Рене де ла Нуэса] // Латинская Америка. – 1988. - № 12. – С. 123 – 130.

79. “ Он останется в нашей памяти навсегда”: (Посвящается кубинскому художнику Рене Портокарреро)

80. Отеро Л.

Драматизм орнаментов Портокарреро // Латинская Америка. – 1985. - № 12. – С. 71 – 74.

81. Барнет М.

Когда мифология живет в сердце: (О творчестве кубинского художника Л. Суньиги) // Латинская Америка. – 1984. - № 9. – С. 109 – 111.

82. Отеро Л.

Вифредо Лам – художник трех миров: [Жизнь и творчество кубинского художника] // Латинская Америка. – 1985. - № 2. – С. 90 – 98.

83. Шатуновская И. К.

Художник, соверший чудо: [Х. Давид - карикатурист] // Латинская Америка. – 1982. - № 5. – С. 120 – 125.

84. Беловолов Ю. Г.

Художник, рожденный революцией: [О творчестве кубинского художника А. Р. Ривасе] // Латинская Америка. – 1979. - № 4. – С. 199 – 202.

85. Кубинская живопись сквозь призму революции // Латинская Америка. – 1982. - № 11. – С. 130- 139.

86. Томас Санчес: “… рисуя пейзажи, лучше познаю родину” // Латинская Америка. – 1984. - № 4. – С. 84 – 85.

87. Левыкин Э В.

Акварельное искусство Игнасио Бететы // Латинская Америка. – 1985. - № 10. – С. 120 – 125.

88. Семенова И. К.

Краски Мексики: [О художнике И. Барриосе] // Латинская Америка. – 1985. - № 3. – С. 111 – 115.

89. Косичев Л. А.

О судьбе картин Диего Риверы: [Мексика] // Латинская Америка. – 1985. - № 1. – С. 126 – 132.

90. Козлова Е. А.

Истоки живописи Руфино Тамайо: [Мексика] // Латинская Америка. – 1986. - № 9. – С. 124 – 134.

91. Художник – борец: (выставка Д. А. Сикейроса в Москве) // Латинская Америка. – 1985. - № 7. – С. 108 – 109.

92. Шатуновская И. К.

Преданность истокам: (О творчестве мексиканского художника Х. Сориано) // Латинская Америка. – 1986. - № 10. – С. 125 – 129.

93. “Произведение искусства – это всегда послание современникам”: (Интервью с мексиканским художникам Викторфедерико) // Латинская Америка. – 1986. - № 5. – С. 119 – 122.

94. Козлова Е. А.

Вселенная мексиканца: [О творчестве Р. Тамайо] // Латинская Америка. – 1990. - № 3. – С. 111 – 118.

95. Косичев В. А.

Кисть и краски Пабло О’ Хиггинса // Латинская Америка.- 1982. - № 6. – С. 103 – 111.

96. Шелешнева Н. А.

Ороско: у истоков мексиканской живописи ХХ века // Латинская Америка. – 1983. - № 11. – С. 127 – 129.

97. Шелешнева Н. А., Ильин С. Ф.

Художник – философ: [О творчестве мексиканского художника А. Бустоса] // Латинская Америка. – 1983. - № 9. – С. 122 – 130.

98. Сычев С. С.

“Чтоб мир торжествовал”: Памяти Д. А. Сикейроса // Латинская Америка. – 1984. - № 2. – С. 114 – 124.

99. Бельтран А.

“Народное Искусство должно способствовать развитию самосознания нации”: [О народном искусстве Мексики] // Латинская Америка. – 1979. - № 6. – С. 156 – 164.

100. Хайт В. Л.

Выставка мексиканской архитектуры // Латинская Америка. – 1982. - № 11. – С. 106 – 108.

101. Карденель Э.

Культура новой Никарагуа // Латинская Америка. – 1980. - № 11. – С. 5 – 14.

102. Тананаева Л. И.

Становление колониального искусства в вице-королевстве Перу // Латинская Америка. – 2000. - № 6. – С. 87 – 104., № 9. – С. 60 – 76.

103. Мироненко О. Ю.

Символика и цвет в живописи Нелли Лоли: [Перу] // Латинская Америка. – 1987. - № 5. – С. 120 – 126.

104. Гарсес М.

Мятежное искусство [Чилийская настенная живопись] // Латинская Америка. – 1990. - № 10. – С. 130 – 133.

105. Федотова Е. Д., Хан-Магомедова

Искусство, зовущее к сопротивлению: [Художники Чили: искусство в эмиграции] // Латинская Америка. – 1979. - № 3. – С. 179 – 183.

106. Карранса С.

“Спасение ценностей индейской культуры – долг художника // Латинская Америка. – 1987. - № 12. – С. 57 – 61.

107. Пынина-Войцеховская С. В.

Песнь об индейцах Эквадора (О творчестве художника Эдуардо Кингмана) // латинская Америка. – 1986. - № 11. – С. 120 – 120.

108. Сухостат А. А.

Гуаясамин – человек, художник, борец // Латинская Америка. – 1982. - № 10. – С. 99 – 107.

109. Шелешнева Н. А.

Тысяча рисунков эквадорского художника: [О. Гуасаямина] // Латинская Америка. – 1987. - № 3. – С. 109 – 119.

110. Петрова Т. Н.

Народное искусство Эквадора // Латинская Америка. – 1989. - № 5. – С. 126 – 129.

111. Эквадорская культура сегодня // Латинская Америка. – 1988. - № 8. – С. 125 – 134.

112. Семенова И. К.

Лабиринты цвета эквадорского художника [В. Базанте] // Латинская Америка. – 1989. - № 6. – С. 87 – 88.

113. Хайт В. Л.

Десять веков колумбийской архитектуры // Латинская Америка. – 1987. - № 2. – С. 120 – 126.

114. Хайт В. Л.

Как рождается самобытность изобразитнльного искусства и архитектуры // Латинская Америка. – 1988. - № 9. – С. 102 – 115.

115. Хайт В. Л.

Как рождается самобытность изобразительного искусства и архитектуры в Латинской Америке // латинская Америка. – 1989. - № 4. – С. 100 – 115.

116. Столбов В. С.

Латиноамериканская книга в “Художественной литературе” // Латинская Америка. – 1980. - № 10. – С. 119 – 123.

117. Кофман А. Ф.

Танго – песня: фольклор или литература?: [История аргентинского танго] // Латинская Америка. – 1986. - № 3. – С 111.

118. Апостолли Н. А.

Праздники и будни театра “Колон”: [К 80-летию аргентинского оперного театра “Колон”] // Латинская Америка. – 1988. - № 11. – С. 97 – 99.

119. Певец Бразилии: [К 70-летию со дня рождения Ж. Амаду] // Латинская Америка. – 1982. - № 8. – С. 89 – 113.

120. Константинова Н. С.

Бразильский театр в поисках // Латинская Америка. – 1980. - № 6. – С. 118 – 130.

121. Васина Е. Н.

Театр – документ времени: [Бразилия] // Латинская Америка. – 1987. - № 5. – С. 110 – 119.

122. Каге Х.

Наш взгляд на театр Латинской Америка // Латинская Америка. – 1993. - № 1. – С. 78 – 83.

123. Шатуновская И. К.

Душой исполненный полет…[Балет Латинской Америки] // Латинская Америка. – 1985. - № 10. – С. 126 – 132.

124. Васина Е. Н.

Новейшие тенденции в латиноамериканском театре // Латинская Америка. – 1993. - №1. – С. 67 – 72.

125.Театральное движение на кубе сегодня // Латинская Америка. – 1981. - № 8. – С. 115 – 126.

126. Грушко П.

Страницы кубинской лирики ХХ века: [Обзор поэзии] // Латинская Америка. – 1980. - № 6. – С. 105 – 117.

127.Разуваев В. В.

Театр в Чили во времена О’Хиггинса (XIX век) // Латинская Америка. – 1990. - № 7. – С. 91 – 100.1

128.Косичев Л. А.

Виктор Хара – театральный режиссер: [Чили] // Латинская Америка. – 1981. - № 6. – С. 103 – 107.

129.Силюнас В. Ю.

Праздники и кошмары на сцене Нового театра: // Латинская Америка. – 1987. - № 10. С. 76 – 89.

130. Земсков В. Б.

Латиноамериканская литература в духовном контексте рубежа XIX – XX вв. // Латинская Америка. – 1994. - № 3. – с. 86 – 95.

131.Федосов Д. Г.

Индейцы и обрядовые традиции Вице-королевства Перу // Латинская Америка. – 2001. - №. 3. – С. 83 – 93.

132. Музыка Латинской Америки // Латинская Америка. – 1989. - № 1. С. 2 – 3..

133. Семенова И. К.

Его называли «музыкальным величием» континента [К 100-летию бразильского композитора Э.Вила - Лобоса] // Латинская Америка. – 1987. - №4. – С. 156 – 158.

134. Моура Р. М.

Популярная бразильская музыка в лицах и жанрах // Латинская Америка. – 1998. - № 2. – С. 120 – 124.

135. Гонсалес И., Энрикес А. М.

Эрнесто Лекуоно: Размышления к 100-летию со дня рождения кубинского композитора и исполнителя // Латинская Америка. – 1995. - № 10. – С. 71 – 72.

136. Музыка Сильверсте Ревуэльса: (К 80-летию со дня рождения мексиканского музыканта // Латинская Америка. –1979. - № 5. – С. 137 – 154.

137. Косичев В. А.

Виолета Парра и новая чилийская песня // Латинская Америка. – 1984. - № 4. – С. 89 – 102.

138. Рок-музыканты в борьбе против диктатуры Пиночета // Латинская Америка. – 1989. - № 2. – С. 121 – 124.

139. Шатуновская И. К.

Искусство, сближающее народы: [Музыканты стран Латинской Америки на 7 конкурсе им. П. И. Чайковского] // Латинская Америка. – 1983. - №1. – С. 110 – 114.

140. “…Музыка – живая душа народа”: [О музыке латиноамериканских стран] // Латинская Америка. – 1985. – 3 2. – С. 77 – 89.

141. Кубинская наука сегодня // Латинская Америка. – 1987. – № 2. – С. 76 – 78.

142. В интересах народа: “Национальные кадра – больше и лучше”: [Развитие высшего образования на Кубе] // Латинская Америка. – 1988. - № 12. – С. 58 – 63.

143. Глинкин А. Н.

Высший центрально-американский университетский совет (ВЦУС) // Латинская Америка. – 1990. - № 8. – С. 130 – 131.

144. Кряжева И. А.

Что волнует сегодня латиноамериканистов-музыковедов // Латинская Америка. – 1990. - №6. – С. 107 – 109.

145.Лабарка Г.

Латинская Америка: сколько тратить на образование? // Латинская Америка. – 1996. - № 2. – С. 81 – 87.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

IX – XVII ВЕКА

1. Голейзовский Н. К.

Загадки Благовещенского собора: новое в российской истории // Вопросы истории. – 1998. - № 6. – С. 104 – 118.

2. Русская культура X – XVII веков // история мировой культуры:Уч. пособие. В 4 ч. Ч. 2. / Под ред. У. Д. Розенфельд. – Гродно, 1998. – С. 119 – 158.

3. Седов П. В.

Строительство в Москве при царе Федоре Алексеевиче // Отечественная история. – 1998. - № 6. – С. 150 – 158.

4. Аристова В. В.

Символика древнерусского храма // Преподавание истории в школе. – 2002. - № 7. – С. 2 – 15.

5. Мифологические представления в необрядовом фольклоре [восточных славян] // Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 181 – 217.

6. Мифология восточных славян // Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк., 1999. – С. 51 – 86.

7. Каравшкин

Философия прекрасного в культуре Древней Руси // Человек. – 1995. - № 5. – С. 61 – 88.

8. Кульминационные и критические точки народной духовности [восточных славян: “святость”, “святые”, юродивые, смеховая культура…] // Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 218 – 284.

9. Русское разномыслие: духовные искания простого народа [ереси; старообрядчество и раскол; секты послепетровского времени] // Юдин А. В. Русская народная духовная культура. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 285 – 328.

10. История русской культуры // Борзова Е. П. История мировой культуры. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – С. 528 – 607.

11. Художественная культура Древней и средневековой Руси // Мировая художественная культура: Уч. пособие / Под ред. Б. А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 142 – 192.

12. Культура древних славян. Культура Киевской Руси // Культурология. История мировой культуры. – М., 1995. – С. 73 – 88.

13. Белкин А. А.

Русские скоморохи: смеховая культура Руси от истоков до наших дней // Дидакт. – 2000. - № 1. – С. 17 – 27.

14. Киселева М. С.

Эпический герой и феномен Древней Руси // Человек. – 2000. - № 3. – С. 73 – 86.

15. Волошинов А. В.

«Троица» Андрея Рублева: геометрия и философия // Человек. – 1997. - № 6. – С. 52 – 74.

16. Сучков Н. П.

Тайна «Троицы» Андрея Рублева // Наука в России. – 1993. - № 1. – С. 109 – 115.

17. Алпатов М.

«Обычай премудрый художника»: [О творчестве А. Рублева] // Семья и школа. – 1988. - №6. – С. 17 – 20, 64.

18. Данилова И.

Натюрморт XVII века // Юный художник. – 2000. - №4. – С. 30 – 34.

19. Вагнер Г.

Был ли Феофан Грек художником предвозрождения // Искусство. – 1989. - №4. – С. 61 – 65.

20. Древнерусское искусство // Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – М.: Высш. шк., 2000. – с. 5 – 86.

21. Селезнева И. А.

Дворцовые золотая и серебренная палатыв первой половине XVII века // Вопросы истории. – 1999. - № 10. – С. 138 – 143.

22. Карпов Г. М.

Литература, театр и музыка в России XVII века // Преподавание истории в школе. – 1994. - № 1. – С. 49.

23. Мурьянов М. Ф.

Фрагмент культурной истории древних славян // Советское славяноведение. – 1984. - № 1.

24. Сахаров А. М.

Русская духовная культура XVII века // Вопросы истории. – 1975. - № 7. – С. 95 – 115.

25. Румянцева В. С.

Русская школа XVII века // Вопросы истории. – 1978. - № 6. – С 214 – 220.

26. Жилина Н.

Русский ювелирный узор // Родина. – 2002. - № 11/12. – С. 161 – 165.

27. Медынцева А.

Писал Имарек: Живое слово Древней Руси // Родина. – 2002. - № 11/12. – С. 148 – 152.

28. Поветкин В.

Бесовсие гудебные сосуды: На чем играли древние новгородцы // Родина. – 2002. - № 11/12. – С. 153 – 157.

29. Рыбина Е.

Не языком шиты: (Быт и досуг древних новгородцев) // Родина. – 2002. - № 11/12. – С. 138 – 142.

30. Даркевич В. П.

Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X – XIII вв.) // Вопросы истории. – 1997. - № 4. – С. 36 – 52.

31. Перхавко В. Б.

Купечество и начало «обмиршения» русской культуры // Преподавание истории в школе. -–2002. - № 5. – С. 2 – 11.

32. Никифоров К.

Как ларчик золотой горит…: иверская часовня: от разрушения к возрождению // Родина. – 2002. - № 3. – С. 92 – 94.

33. Елисеев С.

Рождение собора: (Успенский собор Московского Кремля; Аристотель Фиораванти – о нем) // Встречи истории: научно-популярные очерки. – М., 1988. – С. 75 – 91.

34. Русская культура XIV – XVIII века // Культурология. История мировой культуры. М., 1995. – С. 88 – 114.

35. Либан Н. И.

Возвышение московского государства. Расцвет культуры. Конец XIV века // Русская словесность. – 1998. - № 2. – С. 6 – 13.

Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году. Международный семинар историков в Санкт-Петербурге. Материал подготовили С. М. Ляндрес (США), А. В. Смолин, В. Ю. Чернов (Санкт-Петербург) // Отечественная история. – 1999. - № 4. – С. 103 – 113.

36. Шрейдер Ю. А.

Двойственность шестидесятых: (Из истории советской интеллигенции) // Новый мир. – 1992. - № 5. – С. 238 – 244.

37. Байрау Д.

Интеллигенция и власть: советский опыт // Отечественная история. – 1994. - № 2. – С. 122 – 135.

38. Лебедев В.

Судьба русской интеллигенции: (Исторический аспект) // Литературное обозрение. – 1990. - № 9. – С. 3 – 10.

39. Маркова Е. В., Волков В. А., Родный А. Н., Ясный В. К.

Судьбы интеллигенции в воркутинских лагерях. 1930 – 1950-е годы // Новая и новейшая история. – 1999. - № 5. – С. 52 – 78.

ИКОНОПИСЬ РУССКАЯ

1. Тарасов О. Ю.

Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII веков // Славяноведение. – 1998. - № 4. – С. 24 – 31.

2. Аристова В. В.

Древнерусская икона. Символика и иконография // Преподавание истрии в школе. – 2002. - № 9. – С. 2 – 13.

3. Элизбарашвили Н.

«Великомученник Георгий» в Кахетии: Судьба одной из икон работы Симона Ушакова // Советский музей. – 1991. - № 3. – С. 12 – 16.

4. «Троицу» Рублева – из Третьяковки в церковь?: Материалы круглого стола // Советский музей. – 1991. - № 6. – С. 26…

5. Кочетков И.

Разрозненный комплекс: … иконостас 1497г. Успенского собора Кирило-Белозерского монастыря // Советский музей. – 1991. - № 5. – С. 34 – 37.

6. Плигин В.

О тайнах древних икон: (О происхождении и авторстве иконостаса Благовещенского собора Московского кремля) // Наука и религия. – 1991. - № 8. – С. 30 – 35.

7. Плугин В. А.

О происхождении «Троицы» Рублева //История СССР. – 1987. – № 2. – С. 64 – 80.

§ 50. Развитие западноевропейской культуры

Революция в умах.

Революции конца XVIII-XIX вв. го­товились не только переменами в жизни общества, но и пере­менами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от усилий, ума, труда и настойчивости. При этом несправедливо, что по­ложение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Все эти идеи служили моральным обоснованием революций.

Литература.

В конце XVIII в. и начале XIX в. в европей­ском искусстве большую роль играли идеи романтизма. Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Свое­образным манифестом французских романтиков стал зна­менитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богома­тери».

В 20-е гг. XIX в. зарождается критический реализм. У писателей и художников реалистического направления про­является интерес к многостороннему воспроизведению дей­ствительности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в художественных образах - заслуга писателей критического реализма. Великие писатели - реалисты француз Оноре де Бальзак и англичанин Чарлз Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь об­щества.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму. Писатель углубленно исследовал причины и след­ствия, закономерности общественного бытия , и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Диккенс считал своим долгом «показать су­ровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, он показывал душев­ные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания.

Немецкий поэт Генрих Гейне - «энтузиаст свободы» - начал свой творческий путь как романтик. Однако он обра­щался к общественным вопросам, широко использовал на­родные мотивы. Вершиной творчества Гейне является его по­литическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем ».

Важным явлением в литературе и искусстве XIX в. был натурализм. Натуралисты считали, что факты ценнее са­мого прекрасного вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Самым ярким представителем на­турализма являлся Эмиль Золя. В 1868 г. он приступил к работе над 20-томной серией романов «Ругон-Маккары», ко­торую закончил спустя четверть века.

Натурализм оказал влияние и на критический реализм. Французский писатель Ги де Мопассан прославился благо­даря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Лнатоль Франс - мастер философско-сатирической повести («Суж­дения господина Жерома Куаньяра», «Под придорожным вязом» и др.).

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и на­правления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному по­дошли искусство реализма и появившиеся в конце XIX - на­чале XX в. течения, объединенные под названием декаданс (от фр. decadence - упадок).

Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции. Симво­листы называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображе­ния реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внеш­нему образу, видимости. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация на чувства. Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Фран­ции были Поль Верлен и Артюр Рембо. В Англии сим­волисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с ко­торым был связан и Оскар Уайльд - самый значительный представитель английского символизма. Его перу принадле­жат сказки, сатирические пьесы, интеллектуальный роман «Портрет Дориана Грея». Бельгийский драматург Морис Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Английский писатель Герберт Уэллс, создатель научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности уче­ного, указывал на необходимость соотносить прогресс и нрав­ственные нормы.

Изобразительное искусство.

В первой половине XIX в. ис­кусство Западной Европы во многом шло по пути подража­ния великим мастерам прошлого. Во Франции главным пред­ставителем живописи этого времени был Жак Луи Давид. Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выдержать упорную борьбу с художниками роман­тического направления. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа.

Реалистические традиции середины XIX в. связаны с име­нем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художни­ка - Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант - составили союз, чтобы общи­ми силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлита­ми, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникнове­ние связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для им­прессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.

Музыка.

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для опер­ного творчества Джузеппе Верди. Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы - «Кармен» Жоржа Бизе.

Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповто­римое мгновение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фриде- рика Шопена пронизана народными ритмами и интонация­ми, преданиями старины, поэтичностью.

В музыке 70 - 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Ваг­нера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Ваг­нера распространялось даже на композиторов, не разделяв­ших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия.

Научные открытия меняли пред­ставление об окружающем мире, повлияли на жизнь людей.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электри­чества были сделаны Андре Ампером, термоэлектрические явления были обнаружены в 1834 г. Жаном Пелтье, электропроводность веществ изучал Антуан Сезар Беккерель.

Развитие химической науки было отмечено рядом фунда­ментальных открытий. В 1811 г. Бернард Курту а открыл йод. В 1826 г. Антуан Жером Балар открыл бром. В 1802 г. независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов.

Опыты Джеймса Джоуля дали экспериментальное обо­снование закона сохранения энергии. Джоуль и Джеймс Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической те­ории тепловых явлений. Работы Джоуля и Джозефа Джо­на Томсона по охлаждению газов при их расширении по­ложили начало физике низких температур. Томас Юнг воз­родил волновую теорию света. В 1800 г. Уильям Гершель обнаружил инфракрасное излучение.

Стремительно развивалась органическая химия , в которой особая роль принадлежит Юстусу Либиху. Он разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, а в 1831 г. одновременно с французским химиком Э. Судейраном получил хлороформ. Либих разработал теорию брожения и гниения. В 1801 г. немецким физиком Иоганном Риттером и его английским коллегой Уильямом Уоластоном было до­казано существование ультрафиолетовых лучей. Реформато­ром технической оптики стал Йозеф Фраунгофер, описав­ший в 1814 г. линии солнечного спектра. В 1821 г. Томас Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. немецкий фи­зик Георг Симон Ом сформулировал основной закон элек­трической цепи, названный его именем. и Вильгельм Вебер разработали абсолютную систе­му электромагнитных единиц. В 1гг. Франц Ней­ман создал теорию электромагнитной индукции.

В конце XIX - начале XX в. в физике произошла подлин­ная революция, изменившая представления о времени, про­странстве, движении, строении вещества.

Английский физик Дж. Максвелл разработал общую тео­рию электродинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтверждены трудами физиков всего мира (открытие Генрихом Герцом электромагнитных волн, Вильгельмом Рентгеном икс-лучей и т. д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой эле­ментарной частицы - электрона (англичанин Джордж Пад­жет Томсон). Нидерландский физик Хендрик Лоренц за­вершил создание своей электронной теории вещества. Анту­ан Анри Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой активно занялись Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри. Было положено начало созданию физики атом­ного ядра. Английский физик Эрнест Резерфорд открыл альфа-, бета - и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде ра­диоактивных элементов.

Важные открытия были сделаны в области теоретической химии. В 1гг. русский ученый разработал Периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Менделеевым были предсказаны свойства ряда еще неоткры­тых элементов.

В 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красок.

Переворот в естествознании вызвала книга англичанина Чарлза Дарвина «Происхождение видов». В ней он до­казывал, что вся живая природа формировалась постепенно, путем длительной эволюции.

В начале XX в. американский биолог Томас Морган изучал закономерности наследования признаков, открытые в 60-х гг. XIX в. чешским ученым Грегором Менделем, но не получившие тогда известности. В самом конце XIX в. Уильям Бетсон предложил термин «генетика». В 1гг. голландский ученый Хуго Де Фриз разработал тео­рию мутаций (внезапных изменений признаков свойств у животных и растений с последующей передачей этих изме­нений по наследству).

В 80-х гг. XIX в. французский химик Луи Пастер раз­рабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства . В это же время в изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание.

Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. Немецкий инженер Карл Бенц построил и испытал в 1885 г. первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Со­отечественник Бенца Готлиб Даймлер разработал соб­ственный бензиновый двигатель.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об управляемых летательных аппаратах. Раньше всего уда­лось сконструировать управляемые дирижабли. В 1900 г. в Германии совершил свой первый полет дирижабль Ферди­нанда Цепеллина, имеющий жесткую каркасную кон­струкцию.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха - самолетами (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетов с паровыми двигателями провели в России, Клемент Адер во Франции, Хайрем Мак­сим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы братья Уилбер и Орвилл Райт в 1903 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?

2. Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и ком­позиторов XIX в.

3. Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?

4. Составьте таблицу художественных стилей и направлений кон­ца XIX - начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деяте­лей культуры невозможно найти однозначного места в подоб­ной таблице?



Природа