Икона воскрешение. В православной иконографии НЕТ иконы Воскресения Христова! Молитва перед иконой

Самым главным событием в православном мире является Воскресение Господне. В честь этого была написана одноименная икона, к которой обращаются за помощью в различных жизненных ситуациях.

Светлое Христово Воскресение — символ веры, правды и победы добра над злом. Это центральное событие в истории христианства, без которого бы не было самой веры. Праздник Пасхи отмечается каждым верующим, а молитвы, вознесенные перед иконой, обязательно будут услышаны.

История иконы

В православии икона, изображающая Воскресение Господне, отсутствует. Зато есть множество образов, мозаичных и расписных картин, которые рассказывают о сюжетах, зафиксированных в Писании. На иконах может изображаться Господь, сошедший в ад для того, чтобы забрать с собой души ветхозаветных праведников и перенести их в Царствие Небесное. Однако грандиозный праздник Воскресения Христова без определенной иконы не становится менее значимым.

Описание образа

В православной иконографии нет иконы Воскресения Христова, но есть знакомое всем изображение Христа в белоснежном одеянии, который выходит из своего гроба со знаменем в руке. Это одна из многочисленных версий иконографического изображения великого события.

В искусстве, которое относится к древнехристианской эпохе, Воскресение Христово традиционно изображалось в символической форме. Иконописцы использовали образы из Ветхого Завета, по которым каждый мог провести аналогию к тому или иному событию, изображенному на иконе. Отсутствие в Евангелии рассказа о самом Воскресении было причиной того, что сам сюжет на иконах поначалу не изображался.

В искусстве, которое относится к ранневизантийскому, на иконах стали выписывать гробницу Господа, а уже значительно позже на иконах начали изображать сошествие Спасителя в ад после погребения.

В чем помогает икона

Перед иконой самого Господа вы можете молиться о чем угодно. Священнослужители рекомендуют начать молитву с благодарственных слов Спасителю, который пожертвовал собой ради спасения всех живущих на земле. Молитвенные слова можно возносить в любой ситуации, если вам требуется помощь или поддержка, благословение на какое-либо дело, исцеление от болезни. Каждое слово, идущее от самого сердца, будет обязательно услышано.

Где находится божественный образ

В России насчитывается порядка 500 храмов, названных в честь величайшего события Воскресения Христова. В них находятся иконы и иные произведения искусства иконографии, изображающие торжественное событие:

  • город Москва, церкви в Кадашах и Сокольниках;
  • Санкт-Петербург, собор Спаса на Крови, Смольный Новодевичий монастырь;
  • город Псков;
  • город Углич, Воскресенский монастырь;
  • город Томск;
  • город Тула, Собор Всех Святых.

Множество храмов, церквей, соборов и монастырей хранят не только иконы, но и роспись, мозаичные картины с изображением Воскресения Христова. Прихожане приходят к святому лику не только в день праздников, но и в любое время, когда нуждаются в Божественной помощи.

Молитва перед иконой

«Воскресению Господню поклонимся, Господу Иисусу Единому вознесем славу. Ты, поправший еретиков, покаяние всем живущим свершивший, от грехов своей кровью людей отмывший, не оставь рабов своих верных в час горести и трудности. Исцели души наши и тела, дабы провозглашали мы Слово Божие да славили в веках веру в Господа Триединого. Аминь».

Вы можете без утайки рассказать то, что вас волнует, попросить совета у Высших Сил, помолиться за свою семью и за всех живущих на земле.

Дата празднования иконы

Икона относится к древнейшему христианскому празднику, который установлен в честь Воскресения Христова, — Светлой Пасхе . В православии его называют Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. В этот день проводятся праздничные богослужения, а дата является переходящей.

В православии день Воскресения Христова является ключевым событием, поэтому каждый верующий отмечает этот праздник в кругу семьи. Верующие посещают торжественные богослужения, чтобы вознести хвалебные слова Господу, помолиться о защите , покровительстве и прощении грехов. Желаем вам счастья и мира, и не забывайте нажимать на кнопки и

08.04.2018 05:35

Икона «Спас в силах» почитается среди православных христиан. Образ воплощает пророчество из Святого Писания и...

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” - это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

Воскресение Христа имеет ключевое значение в христианской вере, дарующее верующим надежду на спасение и вечную жизнь. Без веры в святое воскресенье христианство теряет всякий смысл. Когда я разговариваю с атеистами о своей вере, они не могут признать факт воскрешения тела. Однако верить нужно сердцем, а не разумом. Вера дается нам как благодать божья, как чудо. В статье я расскажу вам о значении этого важного события в жизни каждого человека, о празднике Пасхе и молитве для этого торжественного случая.

Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы. Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям. Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.


Толкование молитвы

С того времени христиане отмечают светлый праздник Пасхи, во время которого вспоминают это важное для каждого человека событие. В конце всенощной пасхальной службы поется особенная молитва «Воскресение Христово видевше». Текст этой молитвы не сложный, ее может выучить любой человек. Также эта молитва поется на праздник Крестовоздвижения, Рождество, Лазареву субботу.

Целью жертвы Христовой является искупление человечества от духовной смерти и обретение царства божия.

Многие христиане считают главным праздником Рождество, но на самом деле важное значение имеет именно Пасха — светлое воскресение Христово. С праздника Пасхи начинается новый богослужебный цикл в церкви. Иисус подарил всем мощное орудие против дьявола — святой крест. Теперь каждый верующий человек имеет власть над дьяволом и собственным грехом, в этом помогает крест Господень.

Воскресение Христово видевши — текст молитвы:

1. Воскресение Христово видевши

Почему в молитве упоминается, что кто-то видел воскресение Христа? Ни один человек не присутствовал при этом событии. Отцы церкви учат, что имеется в виду личное воскресение каждого христианина: он возродился к духовной жизни с обрядом крещения. Мы воскресли в новом духовном теле, свободном от соблазна и греха. У новокрещенных начинается новая жизнь во Христе, а старая жизнь погребена и забыта. Когда мы выходим из крещенской купели, в мире нарождается новая душа и новое тело.

2. Единому безгрешному

Иисус был единственным человеком на земле, обладающим божественной природой. Все остальные люди рождены во грехе, грешниками и остаются. Спасение дано нам как дар божий, неизреченная милость. Христос стал добровольной жертвой за наши грехи, чтобы мы обрели спасение. Каждый христианин должен помнить, какой ценой он был выкуплен из лап смерти — святой кровью Спасителя.

3. Кресту твоему поклоняется, Христе

Смерть на кресте считалась в те времена самой позорной и ужасной. Распятый человек не умирал сразу, а мучился какое-то время. Христос превратил орудие позора и пытки в символ победы над дьяволом. Он освятил крест своими страданиями и кровью. Поэтому христиане поклоняются Кресту как символу победы над грехом и наказанием.

Символ креста возник не случайно, и осеняем себя крестом мы не случайно. Когда первых христиан подвергали страшным пыткам и отрезали им языки, чтобы не проповедовали спасение, они перед казнью осеняли себя крестом. Это показывало людям, что мученики принимают смерть ради Христа. Благодаря крестному знамению и бесстрашию мучеников перед смертью, множество язычников приняло христианскую веру.

4. Ты бо если бог наш, разве Тебе иного не знаем

Здесь Иисус провозглашается богом, единородным Сыном. Эти слова обозначают, что христианин осознал милость божьего дара во спасение. Мы ничем не можем отплатить за бесценный дар, только своей искренней верой.

5. Имя Твое именуем

В Ветхом завете запрещалось произносить святое имя бога, и только единожды в год первосвященник имел право его назвать. Но с учением Христа теперь каждый может произносить имя бога, не опасаясь наказания. Только говорить его нужно с поклонением в сердце, а не по каждому пустяку.

6. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению

В христианской вере очень важно быть единомысленными последователями Христа и единой душой славить его воскресение. Это заповедал нам Спаситель, когда сказал: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, и я средь них.»

Икона Воскресение

На иконе запечатлено воскресение Иисуса, он держит за руки первого человека — Адама. Благодаря своей крестной смерти Христос смог спасти всех людей, пребывавших в юдоли скорби. Ноги Спасителя стоят на сломанных адских вратах, что очень символично выражает его победу над дьяволом.

На других иконах можно увидеть, как Спаситель выходит из гробницы, а в его ногах находятся ангелы. Нередко иконописцы изображают и поверженных в ужас стражников и благочестивых мироносиц, чтобы показать полную картину происходящего.

Почитаемой является и икона, на которой Магдалина встречает воскресшего Спасителя. Иконописцы подчеркнули характерный жест Христа, запрещающего прикасаться к себе.

О чем молиться этой иконе? Верующий должен помнить, что его целью является подражание Христу во всем. Когда мы смотрим на икону Воскресения, должны понимать, что нужно изменяться и ежедневно уподобляться Спасителю. Он оставил единственную заповедь человечеству: «Да любите друг друга». Это всё, что необходимо делать каждому христианину ежедневно.

Молитва перед иконой:

  • очищает разум от дурных помыслов;


  • Воскресение Христово видевше — текст молитвы с ударением:

Икона крестьянского письма. Композиция традиционная. Живопись примитивная. В среднике Воскресение и Сошествие во ад, по периметру средника 12 праздников. Фон средника, клейм жёлтый. Обводка по внутреннему периметру средника тёмно-коричневая. Нимбы жёлтые с красной обводкой. На полях, поясняющие тексты.

В среднике иконы представлено Воскрешение – Сошествие во ад в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события – с включением дополнительных сюжетных мотивов. В центре композиции представлен Христос во славе, стоящий на сломанных адских вратах и держащий за руку восстающего из гроба Адама, на которым следует процессия праведников в белых одеждах. Еще одна процессия, включающая в себя традиционные изображения пророков и праотцев, представлена слева от Христа, вверху (некоторые из пророков держат в руках в руках атрибуты своих пророчеств). Эту процессию возглавляют Иоанн Предтеча, Давид и Соломон. Во второй раз Иоанн Предтеча и Давид изображены справа от Христа, рядом с райскими вратами, причем Давид держит в руках развернутый свиток. Второе изображение Соломона, также со свитком, располагается в отверстой пасти ада, рядом с группой праведников в белых одеждах. В правом нижнем углу средника представлен восставший из гроба Христос с ангелами у врат ада (здесь же изображены спящие воины). Между этой сценой и олицетворением ада изображены ангелы, побивающие многочисленных бесов. В верхней части композиции представлен рай, у ворот которого изображены отлетающий серафим и благоразумный разбойник, беседующей с Илией и Енохом (слева) и с праведными, входящими в рай (справа). Историю благоразумного разбойника предваряет своеобразный парафраз его евангельской беседы с Христом – изображение Христа, вручающего крест разбойнику.

В верхней части композиции, в центре, представлено Воскресение Христово в типе «Восстание из гроба». Выше изображено Вознесение; над этой сценой на верхнем поле - Новозаветная Троица («Сопрестолие»). По сторонам сцен «Восстание из гроба» и «Вознесение» в верхней половине иконы изображены: слева - Распятие, Уверение Фомы, Положение во гроб, Явление Христа Марии Магдалине и Явление ангела женам мироносицам; справа - Вечеря в Эммаусе, беседа благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю, апостол Петр у пустого гроба Господня.
В нижней части иконы - композиция «Сошествие во ад», включающая изображения ангелов, сковывающих сатану и святых, шествующих в рай. В правом нижнем углу иконы изображено Явление Христа апостолам на Тивериадском озере.

В среднике изображено Воскресение Христово - Сошествие во ад. Вокруг средника 12 праздников: Вознесение, Троица, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Тайная вечеря, Омовение ног, Биение у столба, Возложение тернового венца, Несение Креста, Распятие, Снятие со Креста, Положение во гроб. Вокруг располагаются минеи, по 4 с каждой стороны., начиная с сентября. Вокруг миней - изображения чтимых Богородичных икон.

Композиция традиционная: в среднике, в золотистой рамке Воскресение и Сошествие во ад на золотистом фоне. Цвета одежд алые, зеленоватые, охристые с ассистом. Письмо миниатюрное, близкое к палехским образцам. По периметру средника в 12-ти клеймах двунадесятые праздники.

Ярославская икона представляет собой сложный иконографический извод, включающий изображения "Воскресения", "Сошествия во ад" и Рая - встречи Благоразумного разбойника с праотцем Енохом и пророком Илией. Подобная композиция получила распространение на Руси с XVII века.

В среднике иконы представлено «Воскресение – Сошествие во ад» в развернутой иконографической редакции, для которой характерна подробная трактовка основного события – с включением дополнительных сюжетных мотивов. Основную часть средника занимает фронтальная фигура Христа, стоящего на сломанных адских вратах, восстающие из гробов Адам и Ева и группа пророков и праведников во главе с Иоанном Предтечей справа от Спасителя.


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Сцена «Явление ангела женам-мироносицам» - самый ранний образ Воскресения. Его изображали в иконах, в мозаиках и фресках, в книжной миниатюре и прикладном искусстве. Ирина ЯЗЫКОВА разбирает фреску купола храма Пантократора монастыря Высокие Дечаны в Косово


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ


Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В выставочных залах Российской академии художеств - Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА



Люди