Никольская и Рождественская церкви. Черкутино. Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Божией Матери. Церковь Святителя Николая Мирликийского

Колокольня при Рождественской церкви в с.Черкутино построена на средства Николая Ивановича Салтыкова и была его особой гордостью. Род Салтыковых известен с XIII в., ветви его династии пользовались милостями всех правящих в России монархов, а землевладение Салтыковых во Владимирском крае (Черкутино, Снегирево, Бабаево и др.) известно на протяжении двух веков. Николай Иванович Салтыков (1736-1816) видный военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, князь, помещик, воспитатель великих князей Константина Павловича и Александра Павловича (с 1773), президент Военной коллегии (1802).

По материалам кн. Владимирская энциклопедия. Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. Стр. 378-380



Село Черкутино - от Владимира в 40 верстах. В XVII ст. село Черкутино было дворцовым имением; в XVIII-XIX ст. принадлежало фамилии князей Салтыковых. В книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г. и писцовых Владимирских книгах «писца князь Григорья Шеховского» 1645-46 гг. записана церковь св. чудотв. Космы и Дамиана; указанная церковь упоминается в переписных Владимирских книгах 1703 г.

Козьмо-Дамианская деревянная церковь в селе Черкутине существовала до 1727 г.; в этом году была построена усердием владелицы села и прихожан и освящена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана.

Ныне существующая каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1801 г. владельцем села князем Ник. Ив. Салтыковым. Престолов в ней три: в холодной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах теплых - во имя бессребреников Космы и Дамиана и св. ап. Петра и Павла. Копии метрических книг с 1802 г., а исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости; опись церковного имущества составлена в 1869 г. и хранится в церкви. При церкви каменная колокольня.

Кроме того, в селе находятся еще две церкви: кладбищенская Успенская и приписная Николаевская; каменная часовня; две деревянные часовни в деревнях Захарьине и Горямине. В часовне при дер. Горямине находится замечательная икона св. Бориса и Глеба. Земли церковной имеется: усадебной около 2 дес., сенокосной 3 дес. и пахотной 46 дес. План имеется не на всю землю. Кроме того, церкви принадлежат торговые лавки, мельницы и лес.

Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта ежегодно получается до 2650 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из села и 25 деревень. Всех дворов в приходе 596, душ муж. пола 2020. жен. 2242. В селе Черкутине имеются две школы: земская и церковно-приходская, открытая в 1885 г.; последняя помещается в отдельном доме, построенном князем Салтыковым.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Владимирская земля ‑ родина многих выдающихся людей, верно служивших России, немало сделавших для ее величия. В селе Черкутино Собинского района до наших дней сохранился дом светлейшего князя Николая Салтыкова ‑ видного военного и государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, воспитателя сыновей императора Павла I.

Военный и государственный деятель
Николай Иванович Салтыков родился 31 октября 1736 года. Его род известен с XIII века, династия пользовалась милостями всех правящих в России монархов, землевладение Салтыковых во Владимирском крае (Черкутино, Снегирево, Бабаево и др.) известно на протяжении двух веков. Отец Николая Салтыкова генерал-аншеф Иван Алексеевич был сыном внучатого племянника императрицы Анны Иоанновны. Мать ‑ графиня Анастасия Петровна Толстая.
Салтыков начал службу при дворе рядовым лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах. Император Петр III произвел его в генерал-майоры. Русские войска под началом Салтыкова несколько раз входили в Польшу, где благодаря такту и мягкости обращения он сумел заслужить общую любовь и расположение. Салтыков участвовал в русско-турецкой войне. Собственноручное письмо императрицы Екатерины Великой 20 сентября 1769 года, в котором ему жалуется орден св. Александра Невского, свидетельствует об отличном отзыве о его службе главнокомандующего. После взятия Хотина Салтыков по причине расстроенного здоровья оставил армию и уехал за границу. Там он провел три года, посетив Берлин и Париж.
Возвратившись в Россию, он получил от Екатерины чин генерал-аншефа и пост вице-президента Военной коллегии. В том же году Салтыков был назначен гофмейстером при дворе наследника престола цесаревича Павла Петровича и исполнял эти обязанности до 1783 года. В письме к сыну, в котором императрица уведомляет его о назначении Салтыкова, она пишет: «При тебе будет лицо значительное и не для того только, чтобы придать важности твоим выходам, но и для того, чтобы оно держало в порядке людей, назначенных к твоему двору… Чрез него к тебе будут представляться иностранцы и другие лица, он будет заведовать твоим столом и прислугой, смотреть за порядком и за необходимою внешностью твоего двора...». Несмотря на недоверие, с которым встретил Салтыкова великий князь, он вскоре сумел заслужить его полное расположение и доверие. Вместе с великим князем Павлом Петровичем Салтыков посетил в 1776 году Берлин, где состоялось обручение князя с племянницей прусского короля принцессой Вюртембергской, а в 1781 и 1782 годах сопровождал великокняжескую семью в путешествии по Европе. В 1782 году Екатерина II наградила Салтыкова орденом Святого Андрея Первозванного, назначила генерал-адъютантом и произвела в подполковники лейб-гвардии Семеновского полка, назначила сенатором и членом Совета при Высочайшем дворе.
Воспитатель и чиновник
В следующем году императрица вверила Николаю Ивановичу Салтыкову воспитание своих внуков: Александра и Константина. В 1788 году Салтыков получил орден Святого Владимира большого креста первой степени, а затем он был назначен «исправлять должность» президента Военной коллегии. В 1790 году, в дни празднования мира со Швецией, Николай Иванович получил титул графа Российской империи, а затем 5 тысяч крестьянских душ на присоединенных к России польских территориях. За воспитание великих князей ему был подарен дом в Санкт-Петербурге, 100 тысяч рублей и 25 тысяч рублей годового пенсиона. Французский король Людовик XVIII пожаловал ему командорский крест ордена Святого Лазаря Иерусалимского.
Вступив на престол, император Павел I произвел графа Салтыкова в чин генерал-фельдмаршала с назначением президентом Военной коллегии. Александр I в день своей коронации удостоил графа своим портретом, украшенным алмазами. С началом наполеоновских войн Салтыкову было поручено управление комитетом учрежденного Земского войска. В год, когда началась Отечественная война, он был назначен председателем Государственного совета и комитета министров, эти должности сохранялись за ним до конца жизни. Во время заграничных походов русской армии в 1813‑1814 годах, когда Александр I находился при армии, Салтыков практически занимал пост регента Российского государства. После возвращения царя в Санкт-Петербург он был возведен в княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости.
Подарок
царской семьи
В 1685 году дворцовое село Черкутино, принадлежавшее царской фамилии Романовых, передается в дар роду Салтыковых, бывших с царской семьей в родстве. Интересно, что в 1772 году в Черкутине в семье настоятеля церкви на свет появился Михайло Сперанский, ставший выдающимся государственным деятелем, одним из самых влиятельных людей в России. В начале карьеры Сперанский получил от своего знаменитого земляка Николая Салтыкова немалую протекцию и поддержку. Несмотря на огромную занятость, Салтыков немало сделал и для Черкутино. Усадьба Салтыковых была построена одним из потомков рода - Иваном Алексеевичем - в 1730-х годах. Она является одной из наиболее ярких дворянских усадеб Владимирского края периода XVIII века. Это была первая усадьба, созданная в европейском стиле с элементами «аннинского» и «петровского» барокко, именно с ее постройкой началось активное проникновение во Владимирскую губернию модных столичных европейских стилей. Усадьба в целом носила представительский характер. Сам усадебный комплекс находился на небольшой возвышенности, откуда открывались прекрасные виды на природный ландшафт. Проезжая дорога (ныне дорога Владимир ‑ Александров) играла роль разделительной черты между южной жилой частью усадьбы и северной частью, в которой находились хозяйственные постройки. По территории села протекала речка Тунгора. Разделительная черта - проезжая дорога выполняла также роль некой плотины, которая перекрывала частично ход реки, вследствие чего образовывался пруд. Подобных плотин было три, они в свою очередь образовывали целый каскад прудов в виде лестницы, бравшей начало от дороги и заканчивавшейся у границ усадебной церкви.
Гармония
графской усадьбы
Центр усадьбы располагался перпендикулярно проезжей дороге, но был параллелен двум большим прудам на границе села. Эта планировка была рассчитана на восприятие красоты и гармоничности усадьбы проезжающими со стороны села. Центром усадьбы был, конечно, господский дом. Первоначально это было простое каменное одноэтажное здание белого цвета, но затем здание «расстраивается» по европейскому вкусу - до двухэтажного, верхняя часть у него возводится деревянной. Фасад здания был достаточно сдержан, «расчленен лопатками и оконными проемами, обрамлен наличниками с ушками». В восточном направлении, позади парадной, примыкал регулярный парк в виде правильного прямоугольника, симметрично расчерченный аллеями (в основном липовыми и частично березовыми). Перед парадной находилась небольшая летняя беседка. До настоящего времени беседка не сохранилась, однако остался парк с многовековыми липами. Здание усадебного дома в середине XX века перестроили, деревянный второй этаж был разобран и достроен каменный этаж. Современное здание покрашено в серый цвет. Теперь это достаточно простое здание, без каких-либо архитектурных вычурностей, хотя в интерьере дома частично остались прежние конструктивные элементы: лестница, лестничные перила, пол, плитка.
Вдоль подъездной аллеи располагался флигель - прямоугольная одноэтажная постройка из красного кирпича. Стены здания были выбелены, в помещении имелось несколько комнат. В одной из этих комнат находилась кухня, где готовили еду для владельцев поместья. У флигеля было десять окон с одной стороны и десять с другой. Здание флигеля сохранилось до наших дней в первозданном виде. Его центральная часть отмечена скромным четырехпилястровым портиком, а углы украшены пилястрами.
За флигелем находилось большое здание, где проживала вся прислуга господского дома. Дом ‑ небольшой одноэтажный, построен в традиционном характере русских изб и состоит из жилой части, сеней и хозяйственных построек. Жилая часть выполнена из кирпича и представляет собой единое помещение с тремя окнами и печью. Эклектичный по характеру декор здания во многом повторяет деревянную резьбу крестьянских изб. Стены, как и у флигельской постройки, побелены. Можно предположить, что комнат было около восьми, причем достаточно просторных. До нашего времени постройка, к сожалению, в своем первоначальном виде не сохранилась. От нее остались лишь стены, арки окон и дверей.
Хозяйственные и жилые постройки находились не только вблизи прудов и речки, они занимали огромное ландшафтное пространство. Следует отметить, что Николай Иванович Салтыков был хорошим хозяйственником, уважавшим труд своих крепостных. На территории усадьбы также находилась торгово-ярмарочная площадь. Она располагалась практически в центре усадебного ансамбля, здесь были выстроены амбары, сараи, а также конюшни для лошадей проезжающих людей и торговцев. Сами ярмарки были богатыми (еженедельные торги - от 500 до 3000 человек). Что касается расположения этих построек, то вместе с усадебным домом и приусадебным парком они образовывали некий круг, в центре которого в 1801 году на деньги Салтыкова была выстроена Богородице-Рождественская церковь с высокой колокольней, которая по высоте входила в пятерку самых высоких колоколен Владимирской губернии. Эта церковь считалась особой гордостью Николая Салтыкова. Храм, к сожалению, не сохранился до наших дней. В 1967 году он был сильно разрушен, остались лишь колокольня и часовня. Сегодня колокольня выполняет роль действующего храма, здесь совершаются религиозные обряды, проходят службы.
Специального здания для школы в XVIII веке не было. Существуют версии, что обучение детей прислуги и некоторых жителей проходило на дому у священника. К середине XIX столетия в селе появилась церковно‑приходская школа.
Церковь
Николая
чудотворца
Дом священника находился перпендикулярно господскому дому, на противоположной стороне от прудов. Он был прямоугольной формы, выстроен из красного кирпича с несколькими окнами. В этом доме жил священник Михаил - отец Михаила Сперанского. В конце XVIII - начале XIX века он проводил богослужения в усадебной Никольской церкви. Церковь являлась некой художественной кульминацией усадьбы - она завершала «движение» по подъездной аллее.
В 1736 году помещик, адъютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеевич Салтыков написал в синодальный казенный приказ: «В Владимерской десятине, в Ильмехотском стану, в селе Черкутине имеется деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая построена в давних годах и от многопрошедших лет весьма обветшала и за ветхостію служить в ней невозможно, и ныне я желаю вместо ветхой деревянной церкви построить вновь каменную церковь во имя тот же престол и прошу о строении... дать указ». Указ был выдан, и церковь построена в том же году. Это был восьмигранный двухцветный храм из кирпича, с трехъярусной колокольней, поставленный на высоком берегу пруда, в 50 метрах от барского дома. Декоративное убранство выполнено в стиле классицизма. Здание Никольской церкви сохранилось до наших дней, но требует значительной реставрации. Чудом храм не был разрушен в советские времена. Что только не находилось в помещении храма: и баня, и склады, и даже свинарник. Сейчас благодаря стараниям Владимиро-Суздальской епархии и общественности проводится восстановление храма. Частично отреставрированы стены (их внешняя сторона) и купол. Подготовлены к установке глава и крест.
Усадьба Салтыковых, построенная по всем правилам и нормам усадебных ансамблей XVIII-XIX веков, помимо внешней красоты и гармоничности была достойной резиденцией Николая Салтыкова, удобным местом отдыха и работы. Она не только сыграла значительную роль в развитии архитектурной культуры Владимирского края, но и способствовала развитию местной экономики и торговли.

Несколько семей из Черкутино по решению суда могут лишиться жилплощади. Дома принадлежат СПК Черкутино, куда якобы ждут новых специалистов. Руководство хозяйства не первый год пытается выселить нынешних жильцов, у селян же нет альтернативы для проживания. Елена Емельянова побывала на слушании гражданского дела.

Семье Гизатуллиных отказали в договоре проживания еще в 2012 году. До этого они около 20 лет проживали в трехкомнатной квартире с тремя детьми и некоторое время работали на колхоз. Возможность приватизировать квартиру была, но ей почему-то не воспользовались, а сейчас трешка перешла в частную собственность СПК.

АНЖЕЛЛА ГИЗАТУЛЛИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА ЧЕРКУТИНО

В этом, наверно, наше упущение. Мы не смогли в то время правильно оформить эту квартиру. Существовал устный договор с тогдашним председателем о том, что, если мы проработаем 5 лет в хозяйстве, то эта квартира будет закреплена за нами.

СВЕТЛАНА ФАДЕЕВА, ЮРИСТ СПК «ЧЕРКУТИНО»

Данное помещение имеет режим частной собственности. Оно принадлежит СПК «Черкутино». И так СПК «Черкутино» в настоящий момент очень остро нуждается в жилье, потому что оно предназначено для привлечения новых кадров. В деревню никто практически не едет, поэтому возникает необходимость предоставить жилье другим людям, которые должны работать в этом СПК.

СПК дал крайний срок Гизатуллиным съехать в августе прошлого года. Поскольку мать с детьми так и не съехала, хозяин подал в суд. Решение суда сегодня так и не услышали — из-за замены третьего лица. В деле не стала участвовать администрация сельского поселения. Истцы стоят на том, что скоро в деревню придут новые кадры, которых надо куда-то селить. Построить еще одно жилье СПК, как утверждают его представители, не в состоянии, а содержать тех, кто уже не работает в поле, руководство не собирается. Параллельно похожий суд проходит еще над одной семьей — Соколовых, с идентичной ситуацией.

ВЛАДИМИР ПЕХОТОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СПК «ЧЕРКУТИНО»

Соколов был предупрежден. Он работал механизатором. Предупрежден с 2008 года. Но никаких потуг. Кто-то им что-то обязан. Работают в Москве почему-то люди. Когда было тяжело в хозяйстве — никто не ушел. Точно так же зарабатывали все. Одинаковые суммы были. Но они не ушли. А эти погнались за длинным рублем, а сейчас предоставить жилье! Такого не бывает!

В СПК говорят, что выселение — мера вынужденная. Ведомственное жилье хотят давать именно тем, кто действительно будет трудиться в колхозе. Предположительно, решение судья сможет вынести в конце месяца — следующее заседание назначено на 29 июня.

Елена Емельянова, Владимир Ларин. Владимир сегодня.

Село Черкутино

Черкутино - село в Владимирской области России, центр сельского поселения. Село расположено в 60 км на северо-запад от областного центра Владимира на автодороге Р75 Владимир - Кольчугино и в 27 км от райцентра Собинки.

Само название села, как объясняют местные жители, происходит от слова «церковь», которое в старину произносили как «черква».

В XVII в. с. Черкутино было дворцовым имением и принадлежало той самой древней княжеской, а затем царской, фамилии Романовых которая на протяжении нескольких сотен лет правила Государством Российским.
Церковь в книгах Патриаршего казенного приказа под 1628 г. записана так: "церковь святых чюдотворцев Космы и Демиана в государеве цареве и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси в дворцовом селе в Черкутине, дани рубль четырнадцать алтын две деньги".
В состав Старого Владимирского уезда Замосковного края входила .
В писцовых Владимирских книгах «писца князь Григорья Шеховского 153 и 154 (1645-1646) годов» при означенной церкви показано: «3 двора поповых, 1 двор просфирницын, в приходе 205 дворов, пашни 22 четверти в поле, а в дву потому-ж, лесу пашенного десятина, сена около поль 60 копен»; а в переписных Владимирских книгах 703 года у той же церкви написано: «поп Михаил, поп Федор, дьякон Василий, дьячек Никита Козмин, в приходе 266 дворов, пашни 24 чети в поле, а в дву потому-ж, сена 50 копен».
В 1684 году, Иван Алексеевич Романов, старший брат будущего императора Петра 1 взял в жёны Прасковью, дочь Федора Петровича Салтыкова. Новым родственникам, стольникам Петру и Ивану Самуиловичам Салтыковым государево семейство пожаловало Матренинскую и Черкутинскую волости со всеми деревеньками и крестьянским людом.
В XVIII и XIX в. село принадлежало .
Космодамианская деревянная церковь в с. Черкутине существовала до 1727 г.; в этот год была построена усердием владелицы села и прихожан и освящена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана.
Один из потомков Петра Салтыкова, а именно правнук генерал-аншеф Иван Алексеевич построил в Черкутино усадьбу в стиле модерн, подобной которой во Владимирской Губернии в то время ещё не было. Рядом с усадьбой устроил бесподобный каскад прудов. В том же 1736 году у него родился сын Николай (1736-1816). В будущем станет наставником и учителем у сыновей императора Павла 1 Александра (будущего государя) и Константина.

Салтыков, Николай Иванович - (1736-1816), военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал.

Церковь была заменена новой каменной церковью Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1801 г. владельцем села князем Николаем Ивановичем Салтыковым (1736 -1816). Увы, до нынешнего времени уцелела лишь колокольня.


Начало XX века. Вид с колокольни церкви Николая Чудотворца на Богородице-Рождественскую церковь, от которой осталась только колокольня

Одновременно с церковью Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черкутине издавна существовала другая церковь деревянная – во имя святителя и чудотворца Николая. В 1736 г. помещик адъютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеев Салтыков вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построил каменную в честь того же Святителя.
В 1736 году 23 февраля означенный помещик в синодальный казенный приказ писал: «В Владимерской десятине, в Ильмехотском стану, в селе Черкутине имеется деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая построена в давних годех и от многопрошедших лет весьма обветшала и за ветхостию служить в ней невозможно и ныне я желаю вместо ветхой деревянной церкви построить вновь каменную церковь во имя тот же престол и прошу о строении… дать указ». Указ был выдан, и церковь построена в том же году и освящена архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Павлом.
В 1849 г. Николаевская церковь была приписана к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Престол в ней один. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточном количестве. Копии метрических книг с 1803-1849 гг., а исповедных росписей с 1829-1849 гг. хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1829 году и хранилась в церкви
.


Церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.


Слева направо - дом для прислуги, усадебный дом, церковь Николая Чудотворца. Начало XX века.

Рядом с Никольской церковью были строения усадьбы Салтыковых, сохранились дом и флигель XVIII в. После постройки Салтыковыми новой усадьбы в нач. XIX века в , дом в Черкутино был передан церковному причту.
В доме священника Николаевской церкви, о. Михаила Васильева, 1 января 1772 г. родился сын Михаил, будущий государственный деятель Российской империи граф (1772-1839).
Среда Черкутинского приходского духовенства характеризует обстановку детства, в которой получил Сперанский первоначальное свое воспитание. Отец М.М. Сперанского Михаил Васильев «Омёт» († 1801) был священником при Николаевской церкви. Такое прозвание (омёт - сложенная в кучу солома, скирд) он получил у прихожан за дородство при высоком росте. Собственной же фамилии, подобно многим другим из духовенства того времени, он не имел.
Не получивший никакого образования, тем не менее, он долгое время был благочинным и пользовался общим уважением и любовью за свое благодушное отношение к подчиненным и прихожанам. Мать Сперанского, Прасковья Федоровна Никитина († 1824), дочь диакона села Скоморохова, была женщина живая, подвижная, энергичная, своим характером и особенно набожностью заслужившая общее уважение всех знавших ее. По своей особенной религиозности, мать Сперанского, при его рождении, обещала поклониться мощам Святителя Димитрия Ростовского, что и выполнила, как только представилась возможность. После о. Михаила Васильева священником в Черкутине был его зять о. Михаил Феодорович Третьяков, женатый на дочери о. Михаила Васильевича Марфе.
Родители Сперанского не оказали значительного влияния на внутреннюю жизнь мальчика. В этом отношении выдающуюся роль сыграли дед и бабка Михаила Михайловича. Слепой дед, священник Василий Михаилов, был очень религиозен - постоянно ходил к церковным службам и брал с собою в церковь маленького внука. Здесь он заставлял мальчика читать часы и апостол, поправлял его, если маленький чтец делал ошибки, знакомил его с порядками церковно-богослужебных действий. Как человек строгий, он внимательно, - насколько, конечно, мог при своей слепоте,- следил за внуком, останавливал его детские шалости, читал ему наставления, и, по отзывам самого Сперанского, принес ему значительную пользу своим вниманием и строгостью.
Бабка Сперанского своим примером еще более усилила религиозную настроенность внука. Глубоко верующая, посвятившая всю себя молитвенным беседам с Богом, суровая постница, питавшаяся одной просфорой, она была поразительным примером для восприимчивого внука. Уже много лет спустя, Сперанский говорил о бабке, что он и до сих пор видит ее, как живую, - настолько сильно запечатлелся в его душе образ этой воистину подвижницы. Рано выучившись читать, мальчик пристрастился к чтению и с замечательным для его лет трудолюбием читал всевозможные книги. «Миша, - говорила про него мать, - не выйдет на улицу: сидит себе на чердаке, да все что-то читает или пишет...» Товарищи, игры мало привлекали его. Лучшими товарищами его были книги, лучшим занятием - чтение. Эти свойства - любознательность и самоуглубленность - имели весьма большое значение для Сперанского…
В 1783 году в Черкутино в семье крепостного крестьянина родился Никита Алексеевич Никитин. Андрей Никитич Никитин родился в деревне Борисово Черкутинской волости, Владимирской губернии. (3.11.1823 - 31.10.1867) – старший сын Андрея Никитича, родился 3 ноября 1823 г. (по старому стилю) в с. Черкутино. В 1840 году Никита Алексеевич из крепостной зависимости был выкуплен своим сыном, Андреем, который с 13 лет работал в московской артели плотников, и уже к 16 годам был старшим десятником над артелью. Никита Алексеевич и Андрей Никитич Никитины были основателями владимирского купеческого рода.
Светлейший князь Н.И. Салтыков умер 16 мая 1816 г.
Последний владелец его, на крепостном праве, князь Алексей Иванович (1805-1859), был в 1828 году при посольстве в Константинополе, объехал всю Европу, часть Азии, и написал «Путешествие в Персию» и «Описание Индии».

В сер. XIX - начале XX века село являлось центром Черкутинской волости Владимирского уезда.
«Черкутинское Волостное Правление (Почт. адр. с. Черкутино). Волостной старшина - кр. Алексей Дмитриевич Солоухин. Писарь - Николай Васильевич Введенский. Волостной Суд. Председатель - кр. Григорий Иванович Воронин. Судьи: кр. Николай Иванович Зотов; Иван Павлович Зотов; Тимофей Герасимов. Полицейский урядник 2-го стана: 4-го участ. - Михаил Миронович Миронов (в с. Черкутине)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Всем в Черкутино известна фамилия Зотовых. Михаилом Михайловичем Зотовым в 1885 г. была построена кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением.


Часовня в Черкутино. Фот. Балашов Василий Васильевич, 2016 г.

Один из достойных представителей этой фамилии Дмитрий Иванович Зотов на свои средства построил каменную ограду вокруг кладбища на выезде из села в Алепино. В 1890 году он построил земское училище, в котором училось около 100 учащихся. Больницу с роскошным садом, постоянно выделял средства для ее содержания и содержания Черкутинской школы.

В 1864 году в с. Черкутине была открыта богадельня на 13 мест в заведении Черкутинского волостного старшины. Содержалась на средства волости и частных жертвователей.
Заведующий Черкутинским военно-конским участком на трехлетие с 1884 года – крестьянин села Черкутино Дмитрий Яковлевич Калилов.

Школа

Издавна существовавшее в Черкутинском приходе народное школьное образование первое время было всецело в руках духовенства. В 1840-х, 1850-х и в начале 1860-х гг. училище в Черкутине было приходское, учителями были местные священники, назначение их на учительскую должность зависело от епархиального начальства. Так, в клировых ведомостях за 1843 г. читаем: «Священник А.Д. Похвалынский.... в 1842 г., июня 3 дня.... по резолюции Высокопреосвященного Парфения, архиепископа Владимирского, указом Духовной Консистории сделан учителем Черкутинского приходского училища». Александр Димитриевич Похвалынский окончил Владимирскую духовную семинарию в 1826 г. В 1827 г. он был рукоположен во священника ко храму Воскресенской слободы Суздальского уезда, в 1832 г. переведен к Варваринской церкви г. Суздаля и в 1837 г. в Черкутино, скончался 21 сентября 1861 г.
В 1855 г., 15 октября, епископом Владимирским, по указу Владимирской Духовной консистории, учителем того же училища определен священник Павел Киржачский, который после священника Похвалынского проходил означенную должность до 1869 г. Павел Николаевич Киржачский окончил Владимирскую семинарию в 1852 г., был рукоположен во священника ко храмам с. Черкутина в 1853 г., служил здесь всю жизнь, здесь и скончался. Наблюдение за школьными успехами было тоже в ведении епархиального начальства, которое деятельным учителям-священникам объявляло свое одобрение и награждало их.
В 1858 г., декабря 23 дня, указом Владимирской Духовной консистории за труды по должности учителя священнику Павлу Николаевичу Киржачскому (окончил Владимирскую семинарию в 1852 г., с 1853 г. - священник с. Черкутина) «изъявлено Архипастырское одобрение», а в 1862 г., 18 мая, тот же священник «за безмездное обучение грамоте крестьянских детей награжден набедренником». В деле обучения прихожан грамоте несколько помогали священнослужителям и церковнослужители, обучая по букварю и церковно-славянским книгам приходских детей у себя в домах.
Черкутинское училище основано обществом в 1862 г.
В 1869 г., 15 сентября, «за смертью священника П. Киржачского, Владимирским уездным училищным Советом в Черкутинское сельское училище учителем назначен был священник Николай Смирнов, который в 1872 г., по прошению, от должности учителя Владимирским уездным училищным советом был уволен и приглашен заниматься преподаванием Закона Божия».


Отношения о. Николая к прихожанам определяются его личным характером - это человек добрый и простой, кроткий и уступчивый, приветливый и обходительный, благожелательный и услужливый, отзывчивый к радостям и горю каждого, а что всего дороже - умеющий жить в мире со всеми, даже «и с ненавидящими мира»,- как сказано в одном из адресов, поднесенных о. Николаю на юбилейном торжестве. При этом о. Николай отличается и замечательным трудолюбием, и нестяжательностью; он ищет пасомых, а не благ от них, и для спасения вверенных его пастырскому руководительству не щадит ни времени, ни здоровья. Он весь принадлежит приходу и постоянно вращается среди прихожан.
Не раз он сам говорил одному из своих собратов-священников: «мой дом для меня не иное что, как ночлежный приют; в него, чаще всего, вхожу я вечером, а выхожу утром. День провожу на службе - в храме, в школе и в приходе». За то и пасомые как прежде, в Ставровском приходе, питали искреннее расположение и глубокое уважение к о. Николаю, так и теперь, в Черкутинском, относятся к нему с такими же искренними чувствами любви и уважения, что наглядно обнаружилось во время юбилейного торжества.
Немало свидетельствует о личных достоинствах юбиляра и то обстоятельство, что духовенство целого благочиннического округа избрало его своим духовным отцом, очевидно, находя его более других опытным в духовной жизни и способным быть нравственным руководителем самих пастырей. Избранный духовником благочиния еще в то время, когда служил в Ставровском приходе, о. Николай вот уже 29-й год бессменно проходит эту должность, пользуясь в среде ведомственного духовенства глубоким уважением и самым искренним расположением, о чем ясно свидетельствуют и торжественность в праздновании юбилея, и речи, произнесенные на юбилейном празднике, и усердное приношение юбиляру от духовенства округа. Вот наиболее выдающиеся стороны в пастырском служении о. Николая и характерные черты его общественной деятельности, которыми объясняется всеобщая симпатия к юбиляру, собравшая в день юбилея массу почитателей его.
Что касается частной, семейной жизни почтенного юбиляра, то один лишь простой перечень печальных в ней событий покажет читателю, сколько требовалось со стороны о. Николая мужества и терпения для перенесения тех семейных невзгод, которые терзали его сердце и всею своею тяжестью падали на его плечи. Через 20 лет супружеской жизни о. Николай лишился жены. Из пяти его дочерей две устроены были в замужество еще при жизни их матери, а трех воспитывал и устраивал вдовый отец. Старшая дочь, Мария, в замужестве за священником в Каменец-Подольской губернии. Вторая, Маргарита, была за священником в с. Малыгине, Троицким, который в 1883 г. помер, оставив вдову с девятью детьми (6 дочерей и 3 сына). Старшая дочь в семье Троицких была выдана за священника, заступившего место ее отца в том же с. Малыгине, но через два года замужества и она овдовела. Из 6-ти дочерей вдовы Троицкой две живут у о. Николая, одна учительницей в Малыгинской школе, остальные три при матери. Третья дочь о. Николая, Клавдия, поступила в замужество за священника в Постникова; но через два года супружества священник Постников помер, оставив вдову и сына, которые поступили на жительство и содержание к о. Николаю.
Через 15 лет вдова эта померла, а сын ее Н. Постников, благодаря заботам своего деда, окончил курс в духовной семинарии и состоит учителем в Черкутинской церковно-приходской школе. Четвертая дочь о. Николая, Параскева, была выдана за чиновника Лирина, который на первом же году супружества помер, оставивши после себя вдову с сыном. Эту вдову, через несколько лет по смерти ее мужа, о. Николай определил на акушерские курсы, а сына ее, после домашней подготовки, в один из Московских приютов. Последняя дочь о. Николая, Ольга, в замужестве за диаконом Георгиевской церкви в гор. Владимире, А.Е. Протопоповым, который вместе с тем состоит и учителем школы пчеловодства при Братстве св. Александра Невского. Таким образом, большая часть жизни о. Николая представляет печальную повесть вдовства и сиротства в его многочисленном потомстве, - и забота о всех этих несчастных лежала и лежит главным образом на сердобольном родоначальнике их, ныне маститом юбиляре. Такова общественная и частная жизнь о, Николая, представленная здесь в самом кратком очерке по поводу исполнившегося пятидесятилетия служения его в священническом сане и совершившегося юбилейного торжества.
К торжеству юбилея духовенство благочиннического округа уже готовилось заранее, равно как и прихожане с. Черкутина заблаговременно позаботились достойным образом почтить торжественный день в жизни своего духовного отца. Накануне юбилейного дня квартира о. Николая наполнилась многочисленными его родственниками, собравшимися с разных сторон приветствовать его с таким торжественным днем в его жизни. К этому дню и в самый день утром прибыли в с. Черкутино: местный благочинный, протоиерей Г. Лебедев; депутат благочиния, священник И. Серебряков и другие священники местного ведомства. Лишь только начался звон к литургии, двое из священников явились в храм, один для совершения проскомидии, другой для водоосвящения и для освящения приготовленных приношений юбиляру. Во время торжественного звона «во вся» старец-юбиляр, сопровождаемый благочинным, депутатом, а также родственниками и почитателями его приближался к храму среди собравшегося на церковной площади народа, впереди которого выделялись группы учеников и учениц двух Черкутинских школ, церковно-приходской и земской.
При входе в храм юбиляр встречен был весьма стройным пением Черкутинских певчих. В тоже время обширный храм большого Черкутинского прихода переполнился молящимися, не вместив однако же всех, желавших молиться в нем в этот знаменательный день. Божественную литургию совершал благочинный, в сослужении юбиляра, ведомственного депутата и еще трех священников. Во время литургии (после Евангелия) вторым священником с. Черкутина, Николаем Троицким было произнесено слово, в котором, применяясь к церковному празднику (неделя Крестопоклонная), он выяснял пред слушателями важность, ответственность и многотрудность пастырского служения, - крест пастырства, который нес чтимый юбиляр в продолжение целых пятидесяти лет. После причастного стиха говорил слово прибывший во время литургии протоиерей с. Снегирева Алексей Лебедев. В этом своем слове проповедник, между прочим, указал на личность юбиляра, как на истинного крестоносца по пастырству и по семейной жизни.
По окончании литургии служившее оную духовенство, протоиерей и еще двое священников, прибывших во время литургии, вышли на молебен. Но прежде чем начато было служение молебна, пред лицо юбиляра вышел благочинный, протоиерей Лебедев, и сказал приветственную речь.
Вслед за благочинным говорил речь депутат благочиния, священник с. Устья И. Серебряков. В своей прекрасной речи оратор, приветствуя виновника торжества, от лица всего окружного духовенства, подробно и весьма метко изобразил личность, деятельность и жизнь юбиляра. Речь свою о. депутат закончил поднесением юбиляру, от ведомственного духовенства, иконы Спасителя в серебряно-вызолоченной ризе. После депутата выступил один из прихожан с. Черкутина, Ловачев, и прочитал от лица прихожан печатный адрес, в котором выражены благодарные чувства прихожан за неусыпную пастырскую бдительность юбиляра, за его нестяжательность и за просветительную деятельность в приходе. При этом свои благодарные чувства прихожане с. Черкутина засвидетельствовали поднесением юбиляру золотого с украшением наперсного креста. После сего прочитан был подобный же адрес лично от старосты Успенской кладбищенской с. Черкутина церкви Д.И. Зотова.
Вот приблизительно содержание сего адреса: «Ваше Высокоблагословение, Высокоуважаемый о. Николай Козьмич! Радостно приветствую Вас с сим юбилейным днем и от всей души благодарю Бога, удостоившего Вас таковой милости, которая редким выпадает на долю. Это Вам награда за Ваши миролюбивые чувства, при которых Вы всегда мирны и с ненавидящими мира. В течение всей своей 23-летней пастырской службы, выпавшей на наш приход, Вы были примерным пастырем церкви - словом, житием, верою и простотой своего доброго нрава. Неопустительно и без малейших отлагательств удовлетворяли всем разнородным духовным потребностям своих прихожан, утруждавших Вас благовременно и безвременно. По сему Вы стяжали искреннюю признательность, сердечную любовь и глубокое уважение от всех прихожан своим кротким и любвеобильным обращением с ними. Своим усердным исполнением пастырских обязанностей Вы заслужили внимание и благодарность духовного начальства, которое наградило Вас наперсным крестом. Но во время 50-летней пастырской службы Вы несли и несете еще другие общественные службы, исполнение которых свидетельствует пред всеми о вашей честности, опытности, искренности и доброте. Так, с самого начала Вашего служения Вы посвятили лучшие годы своей жизни делу народного образования, на пользу которого непрерывно трудились ровно тридцать (30) лет, начиная с 1842 г. до 1872 г., включая тут те последние три года, которые выпали на долю и нашего Черкутинского прихода. Несмотря на другие служебные обязанности, Вы неустанно и ревностно, с отеческой любовью, посвящали немалую часть времени образованию приходских детей и, кроме обучения грамотности, в то же время преподавали им Закон Божий - главное основание всей нашей жизни.
За свой труд Вы пользовались вниманием начальства: в награду 25-летних усердных трудов ваших по званию наставника в народных школах, по засвидетельствованию начальства, Вы Всемилостивейше сопричислены в 3-й день февраля 1872 г. к ордену Св. Анны 3-й степени. Обозревая мыслию такую благотворную для нас деятельность Вашу, привлекшую к Вам наши сердца, я почел священным долгом, с разрешения нашего Архипастыря, высказать пред Вами свои чувства; при сем подносимая мною, во свидетельство Вашей усердной и полезной службы, св. икона, изображающая Святителя и Чудотворца Николая, да будет напоминанием Вам о глубоком уважении и привязанности, которую я питаю к Вам, и о сердечном нашем единении с Вами, которое в теплой молитве мы сохраним навеки. Примите же от меня эти чувства, как дань благодарности за ту любовь, какою я пользовался от Вас в течение своей 8-летней службы по должности церковного старосты. Не оставьте меня и впредь своим умудренным опытностью руководством и советом. Да продлит Господь Бог вашу жизнь еще и еще на многие годы, на радость всем нам и всех, кто близок Вам». Д.И. Зотов поднес юбиляру икону Святителя и Чудотворца Николая в серебряно-вызолоченной ризе. Растроганный выражениями чувств любви и благодарности старец-юбиляр, с благоговением облобызав св. крест и святые иконы, в теплых прочувствованных выражениях благодарил собрание. После речи юбиляра начался молебен. Из храма юбиляр в сопровождении духовенства, родственников и почитателей, возвратился в свою квартиру, где хор певчих встретил его пением концерта. Всеми присутствующими пропето многолетие ему».
Учительская деятельность Черкутинского духовенства перешла в руки учителей, большая часть которых была из лиц все же духовного звания, окончивших курс наук в духовной семинарии, как например: Димитрий Григорьевич Сущевский, Димитрий Иванович Крылов, Николай Никанорович Ставровский, Василий Никанорович Гиацинтов, Димитрий Гавриилович Чижов. Но и с назначением отдельных учителей, Черкутинское духовенство не осталось безучастным к делу школьного обучения своих прихожан: преподавание в своем училище Закона Божия, первого предмета школьного курса и главной основы учебного воспитания, сознавалось священнослужителями с. Черкутина непременною обязанностью своею.
После священника Николая Смирнова законоучителями Черкутинского народного училища состояли, с утверждения владимирских архипастырей, местные священнослужители: с 1876 г. диакон Владимир Новский, как окончивший полный курс семинарских наук.


Церковно-приходская школа. Находилась рядом с Богородице-Рождественской церковью. Начало XX века.
В здании бывшей церковно-приходской школы 20 ноября 2019 г. был официально открыт Музейно-выставочный зал имени Михаила Михайловича Сперанского .
Зал имени Сперанского является подразделением местного Дома культуры. Он открылся согласно решению главы администрации Собинского района Александра Разова. Средства на создание этого объекта были выделены собинским предпринимателем, главой Ставрово Павлом Павловым.


Бюст Сперанского работы Игоря Черноглазова

С 1886 г. законоучитель - священник Василий Гаврилович Альбицкий. С 1890 г. законоучитель – отец Николай Троицкий, с 1901 г. учитель – Владимир Фатеев; второй учитель – Николай Наумов (с 1901 года), в 1905 году состав учителей сменился - Александра Дудорова и Мария Малкина.
С 1893 г. - священник Николай Постников (Николай Александрович Постников в 1890 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1893 г. - священник в с. Черкутино). Учительский персонал означенной школы состоит из лиц духовного звания; из них окончившие полный семинарский курс: Павел Крылов, Иван Миловидов, Павел Неаполитанский, Николай Постников, Александр Акципетров, Алексей Архангельский, окончившая курс Владимирского епархиального женского училища Лидия Зверева, прошедший неполный семинарский курс наук Михаил Взоров.
Михаил Иванович Взоров родился в 1870 г. Окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1895 по 1897 г. работал псаломщиком-регентом в с. Дубокино Ковровского уезда. С 1897 по 1901 г. - учителем-регентом в Черкутинской церковно-приходской школе. В 1901 г. перешел учителем в Чулковскую церковно-приходскую школу Владимирского уезда. С 1903 по 1911 г. был учителем в Ильинской образцовой учительской школе Владимирского уезда. С 1911 г. - священник Никольской церкви погоста Стогово Александровского уезда (ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области). В 1930 г. - арестован по обвинению «антисоветская работа на селе, направленная на срыв работы сов. власти и партии в деревне». Был осужден на 3 года концлагеря, с заменой на высылку в Северный край (Усть-Цыльма). По возвращении из ссылки в 1933 г. служил священником в церкви с. Марчуги Воскресенского района Московской области. Вновь арестован 7 октября 1937 г., расстрелян.
Еще до начала Великой Отечественной войны в Черкутинской школе три года учился мальчик из соседнего села Алепино, . В будущем он стал известным русским писателем, который своими произведениями прославил свою малую родину. Ныне одна из улиц и школа носят его имя.
МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина действует с 15 февраля 2001 г.
Директор - Бусурина Виктория Сергеевна.
Адрес: село Черкутино, улица Им В.А. Солоухина, 22.

.

В 1876 г. для отправления подводной повинности во Владимирском уезде находилось 8 пунктов: Владимирский с 12-ю лошадьми, Колокшанский с 6-ю, Ставровский с 6-ю, Борисовский с 4-мя, Стародворский с 6-ю, Хохловский с 4-мя, Бараковский с 3-мя и Черкутинский с 3-мя. Сверх того при каждом пункте существовал еще особый подряд на поставку подвод под проходящие воинские команды. Пунктовая повинность – на Владимирском пункте по 140 руб. на лошадь в год, Колокшанском 80 руб., Ставровском 118 руб., Борисовском 129 руб., Стародворском 119 руб., Хохловском 99 руб., Бараковском 136 руб., Черкутинском 49 руб. Подводная – на Владимирском пункте по 1 руб. 39 коп. за подводу, Колокшанском 1 руб. 23 коп., Ставровском 2 руб., Черкутинском 2 руб., Стародворском 2 руб., Борисовском 1 руб. 95 коп., Хохловском 1 руб. 40 коп. и Бараковском 1 руб. 49 коп. Таким образом пунктовая повинность обходится в год в 5049 руб.

1881-82 гг. «Главным местом для сбыта сельско-хозяйственных продуктов Юрьевской Опольщины служит с. Черкутино, Владимирского уезда, отстоящее от с. Спасского в 8 верстах, от с. Снегирева - в 13 верстах, а от г. Юрьева в 30 верстах. С. Черкутино - самый старый базарный пункт Опольщины. Лет двадцать назад оно являлось главным, можно сказать -единственным торгово-промышленным центром для всего этого громадного района. Тогда существовало здесь еще в полной силе первобытное, натуральное хозяйство. Черкутинские торговцы ездили всюду сами на своих лошадях: за крупой - в Раненбург Рязанской губ., за грушей - в Харьков, за рыбой - в Астрахань, Саратов и т. д. Привозимый товар расходился из с. Черкутина уже по всей округе: в Покров, Юрьев, Александров и друг, места. Базаров в окрестных волостях тогда не было, мелочной торговли но селениям также не существовало.
С проведением Московско-Нижегородской железной дороги значение Черкутина начинает быстро падать. Еще до освобождения крестьян некоторые из черкутинских торговцев сделались исключительно лесопромышленниками, так как, вследствие усиленного предложения со стороны помещиков леса, торговля последним представлялась очень выгодною. И действительно многие из здешних лесопромышленников нажили тогда солидные капиталы. С освобождением крестьян начинает мало-по-малу развиваться здесь сельская мелочная торговля. Скопленные во время крепостного права различного рода бурмистрами, старостами и доверенными капиталы пускаются в торговые обороты. Одна за другой возникают в селениях лавочки, делаясь маленькими торговыми центрами для местного населения и тем подрывая экономическое значение Черкутина. Эта торговля развилась в особенности в последние 10-12 лет. В то же время открываются еженедельные базары в с. Зиновьеве Покровского уезда, и в с. Ундол Владимирского уезда (Объявлены были базары также в сс. Короваеве и Есиплеве, но вскоре нарушились сами собой. „Базары обывателем держатся; у обывателя денег нет - ну, и рушились базары" - рассуждают крестьяне).
Не лишены интереса заявления местных торговцев о том, что с. Черкутино в близком будущем снова несколько возвысится в торговом отношении. Мнение это опирается на следующие соображения. В последние пять лет здешнее крестьянство особенно „повыбилось", вследствие чего образовалась сильная задолженность его своим сельским торговцам. Не имея возможности уплачивать своего долга, крестьяне часто стали ездить за покупкой товаров на черкутинские базары. По мнению местных торговцев, такое тяготение крестьян к Черкутину должно постепенно усиливаться. Многие из торговцев перестают уже давать товар в долг крестьянам: „деньги-то в долгах, ну баланец-то и ее сведешь никак" - жалуются они.
Хотя Черкутино и не играет теперь такой роли в экономической жизни Опольщины, как прежде, тем не менее оно и в настоящее время является главным торгово-промышленным центром для рассматриваемой местности. Базары в Черкутине, по отзывам крестьян, хороши тем, что „сколько ни привези товару-все купят. Обратно не надо везти... В крайнем случае возьмут со скидкой 20 %. Потому - обыватель с деньгой".
Особенно благоприятные условия представляет с. Черкутино для сбыта овса, цена которого обыкновенно здесь на каждую четверть рублем слишком выше, чем в г. Юрьеве. Так, нынешним летом четверть овса из 9 мер продавалась в Юрьеве за 3 рубля, а в с. Черкутине четверть из 8 мер стоила 4 рубля. Объясняется этот факт громадным спросом на овес со стороны вощиков Покровского уезда, работающих на многочисленные фабрики этой местности. Поэтому многие из мелких торговцев (маяков) находят расчет закупать овес в Юрьеве и затем перепродавать его в с. Черкутине. В полторы сутки, съездив в г. Юрьев и продав овес в Черкутине, они выручают за подводу 1 ½ -2 рубля» (Пругавин В.С. . Москва. 1884 г).
В 1891 году в с. Черкутино в два раза сгорело 46 домов на сумму 3542 рублей 32 копейки.
В 1895 году прекратили свою деятельность: чайная лавка Разуваева Ивана Ивановича; трактирное заведение и погреб Жарикова Николая Александровича.
В 1896 году прекратили свое существование: чайная лавка Затеева Василия Алфеевича; маслобойня Валястова Василия Ивановича; чайная лавка Талалаева Ивана Федоровича; ветряная мельница Михаила Федорова.
В 1897 году прекратило свое существование трактирное заведение Петрова Алексея Петровича.
Заведующий Черкутинским военно-конским участком на трехлетие с 1897 года - Александр Степанович Козин, крестьянин села Черкутино; кандидат к нему - Петр Иванович Сергеев, крестьянин деревни Останиха.
Занятие населения - земледелие, отхожий промысел - плотничество.
В центрах волостей проводились и свои торговые ярмарки, на которые со своим товаром для продажи и покупки выезжали жители всей этой местности. Это летние ярмарки в Черкутине, Ставрове, Покрове, Александрове, Юрьеве, Ильинском-Стромилове, Фролщеве, Дубках. На ярмарке в Покрове приобретали изделия из шелка, в Александрове - скобяные изделия кузнечного производства, в Юрьеве - хлеб, ситец, в Черкутине и Ставрове домашний скот, продукты животноводства, мясо и т.д.
Кольчугинский плоский листовой металл и готовые изделия - медные тазы, котлы, большие кастрюли и даже первые самовары - продавались на ярмарках в Юрьеве, Дубках, Черкутино, Москве.
Ездят «кошатники» (см. ) верст за 50 и более, бывают на ярмарках в с. Черкутине, Владимирского уезда, в г. Киржаче, Покровского уезда, и др. местах. «Паскудное дело, а капиталы соблюдаютъ» - отзываются об этих кошатниках-посредниках местные крестьяне.

В 1904 году были открыты ясли-приют в селе Черкутино, при непосредственном заведывании в Черкутинских яслях В.А. Тюриной (супругой врача). Организаторы яслей – врачи Д.А. Тюрин и М.Н. Недков. Возраст поступавших детей – от 4 месяцев до 7 лет. Открыты были на время уборки озимых (с 7 по 20 августа). Ясли помещались на нижнем этаже земского училища. Дети размещались довольно свободно. Всего посетили ясли 75 детей. Посещаемость в один день от 16 до 35 человек. Кормили: в 6 часов утра чай с белым хлебом; в 11 часов дня: на первое – суп с картофелем или крупой, на второе – каша пшеничная или гречневая; в 3 часа дня – чай; в 6 часов вечера – каша, или творог, или суп. Исключая грудных, которых кормили исключительно кипяченым молоком из рожков, иногда манной кашицей. Хлеб черный и белый пекся специально для яслей; труд этот безвозмездно принял на себя крестьянин Я.И. Ловачев. Дрова доставлялись из земской больницы. Сверх того пожертвованы: Н.Д. Троицким – два полотенца, О.Е. Троицкой – два полотенца, А.И. Евстигнеевым – ведро творога.
«Приют-ясли в с. Черкутино . Приют-ясли в селе Черкутине функционировал с 9 июля по 9 августа 1914 г., всего за вычетом праздников и дождливых дней, 21 день. Помещались ясли в церковно-приходской школе. Дрова даны были от больницы. Кипяток отпускался бесплатно трактирщиком Белыгиным. Заведовала яслями вдова священника села Алепина Н. П. Тихомирова. Для ухода за детьми и готовки им пищи были наняты две прислуги. Всех детей, посещавших ясли, было 60, т. е. вдвое больше, чем в прошлом году. Таким образом интерес в яслях со стороны черкутян возрос значительно.
По возрасту дети распределились так: до 1 года - 3, до 2-х лет - 6, до 3-х - 10, от 3 до 5-ти - 15, от 5 до 7 - 20, от 7 до 8 - 6. Всех посещений было сделано 720, из них 42 падает на прислугу.
Израсходовано 73 руб. 73 коп., из коих отдано на жалование заведующей 15 руб., прислуги 12 руб. и 46 руб. 73 коп. на инвентарь и пищевое довольствие детей и прислуге.
Каждое посещение обошлось в 9 коп.: 6 коп. в пищевом отношении и 3 коп. в отношении содержания и жалования заведующей и нянькам.
Ясли берегут детей от хвори, а родителям дают спокойно работать в поле».

«Черкутинская амбулатория с больницей (отчет врача Д.А. Тирютина. 1904 г.).
Черкутинский межъуездный участок составляют 135 селений с 25000 населения, в том числе: 14000 - Владимирского уезда (волости Стопинская, Черкутинская и по 3 селения Кочуковской и Ставровской волостей), 6000 - Юрьевского (Спасская волость и 3 селения Семьинской волости) и 5000 - Покровского уезда (Дубковская волость и по 3 селения Воронцовской и Короваевской волостей).
Амбулатория .
За отчетный год принято всего 7860 больных, сделавших 12101 посещение, из них 1268 посещений сделано на выездном пункте в с. Старом Фетиньине. Выезд на этот пункт раньше производился одним врачом, и ему приходилось принимать больных, отпускать лекарства, перевязывать и даже некоторую черную работу вроде мытья посуды делать самому и при том среди условий, оставляющих желать много лучшего. Амбулатория помещается в старом деревянном здании, где ранее помещалось, очевидно, нечто вроде лавки: помещение грязное, низкое, крайне не удобное, освещаемое 4-мя маленькими окошечками, вентиляции никакой не имеется; при скоплении 15-20 больных, особенно зимой, когда отворить двери нельзя - дышать очень трудно. В настоящее время я выезжаю обязательно с фельдшером 1 - 2 раза в месяц; остальное время выезжает один фельдшер. Вообще этот выездной пункт представляет какой-то странный анахронизм...
Родовспоможение продолжает прогрессировать в участке довольно заметно. Общее число акушерских пособий достигло за отчетный год 123. Из общего числа родовспоможений оказана акушерская помощь - по Владимирскому уезду - 102 раза, Юрьевскому 15 и Покровскому 6. Акушерские оперативные пособия произведены следующие: операция наложения щипцов - 2 раза, операция внутреннего поворота на ножку - 1 раз, наружный поворот - 1 раз, извлечение плода - 2 раза, выжимание последа но Credе - 3 раза, ручное удаление последа - 1 раз и удаление остатков аборта - 7 раз. Всего произведено 17 оперативных пособий, в том числе 3 раза они оказаны акушеркой (выжимание последа) и 14 раз врачом. В 20 случаях родовспоможение оказано в больнице.
Оспопрививание произведено нашим персоналом 638 детям (по Владимирскому уезду), из них 143 - ревакцинации и 495 вакцинаций, неудачных прививок - 79 (1 0,8%). Детрит получался из телятника губернской земской больницы. Прививки в селениях Юрьевского уезда бесконтрольно производятся своими оспопрививательницами, даже числа прививок сообщить не могу, так как управа не пожелала сообщить мне их, несмотря на мою просьбу. В селениях Покровского уезда оспопрививание производят ближайшие участковые фельдшера того же уезда, контролировать которых я лишен возможности.
Больница. В отчетном году поступило в больницу для коечного пользовании всего 104 больных, оставалось от прошлого года 3. Выбыло в течение года 102 человека, осталось в больнице к 1 сентябри 1905 г. 5 больных.
Всеми стационарными больными проведено в больнице в течение года 1785 дней; в среднем на больного приходится почти 16,5 дней. Продовольствие больного в сутки обошлось в 17 ½ коп.
Внебольничная деятельность .
1. По примеру прошлого года я принимал участие в ведении народных чтений в с. Черкутине, преимущественно по отделу медицины и гигиены. Чтения велись по брошюрам, одобренным Пироговской комиссией.
2. Летом, на время полевых работ, мною были вновь организованы ясли для детей, на средства (50 р.), отпущенные Владимирским уездным земством при участии некоторых жертвователей из крестьян. Ясли, как и в прошлом году, пользовались вполне заслуженным успехом.
3. Осмотрены и исследованы в санитарном отношении следующие из многочисленных школ участка: земские школы в селе Рождествине, Владимирского уезда, и в дер. Танееве, Покровского уезда, и церковно-приходские школы в с. Алепино и усадьбе Старом Фетиньине, Владимирского уезда. Более или менее отвечающею своему назначению можно считать только Танеевскую земскую школу. Рождественская же и особенно Алепинская школы в высшей степени плохи…» (Отчеты межъуездных амбулаторий и больниц Владимирского губернского земства за 1904-1905 год).
Черкутинская лечебница заново перестроена в 1913 году.

«26 октября 1917 г. в селе Черкутине учинено кощунство над часовней. Находящаяся в ней икона св. Николая была выброшена на дорогу, стекла все перебиты и сама часовня отчасти разрушена» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).
21 мая 1918 г. в Черкутино началось восстание против большевиков. Большевики несколько месяцев назад выпустили декрет о мире, демобилизовали царскую армию. И вот, вместо добровольной Красной армии, как обещали в декретах, объявили принудительный набор нескольких возрастов. Поднялась вся Владимирская губерния, г. Юрьев-Польской был захвачен восставшими, но они действовали разрозненно, без общего плана, и только к середине 1920-х гг. последние крестьянские выступления были подавлены.
«Шеф за плугом . Наш шеф - Владимирская губмилиция. Шефство ее выразилось в форме помощи нуждающимся хозяйствам в запашке ярового поля. Помощь поспела как нельзя кстати. Для налаживания этого дела в волости, ее посетил начальник губмилиции. Беднота никогда не забудет такой братской помощи со стороны своего шефа» (Газета «Призыв», 17 мая 1923 года).
«Приходит в сельскую больницу женщина. Принимает «фершал».
- Что, тетушка?
- Да вот чего то в глаз попало, батюшка! Вызволь!..
- Чего-же тебе попало? Бревно, али полено?!. Ха-ха-ха!..
- А не знаю... Посмотри,- вам лучше знать!..
Фельдшер дает рецепт: -
Поди домой и возьми курицу или ципленка, а еще лучше - петуха! Наставь его прямо в глаз - он и вытащит чего тебе попало!
Губздрав, обрати на это внимание.
Черкутинский крестьянин» (Газета «Призыв», 10 июля 1923 года).
В селе Черкутино 7 ноября 1924 г. при тысячной демонстрации, собравшей крестьян и из ближайших деревень, состоялось открытие памятники В.И. Ленину. Крестьяне у памятника дали обещание выполнить заветы Ильича и заявили: - Мы с рабочими всегда и во всем!..
«Президиум уисполкома утвердил договор с черкутинским товариществом по электрофикации на постройку последним в с. Черкутине электростанции мощностью в 16 киловатт.
Договор этот заключен на 25 лет, по истечении которого электрическая станция со всеми сооружениями переходят государству» («Призыв», 25 октября 1925 г.).
С 1929 года село являлось центром Черкутинского сельсовета Ставровского района, с 1965 года и вплоть до 2005 года - Собинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 1066 чел., в 1897 г. – 952 чел., в 1905 г. – 844 чел., в 1926 г. – 851 чел., в 2002 г. – 1095 чел., в 2010 г. – 1002 чел. (457 муж. и 545 жен.).
МБДОУ Детский Сад № 8 "Светлячок" действует с 24 января 2000 г. Заведующий Гаришина Жанна Владимировна. Адрес: село Черкутино, улица Им В.А. Солоухина, 24.
ТОО "Дом Быта" с. Черкутино действует с 29 декабря 1993 г. Адрес: деревня Толпухово, Молодежная улица, 6, 11. Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОМ БЫТА " С.ЧЕРКУТИНО ликвидирована 10 сентября 2009 г.
МБУК "Черкутинский СДК" зарегистрирована 6 декабря 2004 г. Директор Климова Любовь Владимировна. Адрес: село Черкутино, Первомайская улица, 30. Основным видом деятельности является «Деятельность библиотек и архивов».
"Черкутинская Амбулатория" зарегистрирована 26 апреля 2004 г. Заведующая Абакова Ирина Александровна. Адрес: село Черкутино, улица Им В.А. Солоухина, 12. Основным видом деятельности является «Врачебная практика». Организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЧЕРКУТИНСКАЯ ВРАЧЕБНАЯ АМБУЛАТОРИЯ" СОБИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 10 сентября 2007 г. Правопреемник: ГБУЗ ВО "Собинская РБ".

Черкутинское сельское поселение

Черкутинское сельское поселение образовано 6 мая 2005 года в соответствии с Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 38-ОЗ. В его состав вошла территория бывшего Черкутинского сельсоветов.
Администрация Черкутинское действует с 31 января 2000 г. Глава администрации Разумова Светлана Валерьевна. Адрес: село Черкутино, Первомайская улица, 30.
Сайт: http://xn--e1aaihbrilmhk8b.xn--p1ai/
В состав поселения входит 8 населённых пунктов:
1. Дер. Волково, 2. Дер. Горямино, 3. Дер. Захарино, 4. Дер. Некрасиха, 5. Дер. Николютино, 6. Дер Пасынково, 7. Дер. Юрино.

Черкутинский приход

Кладбищенская Успенская церковь построена в 1795 году усердием князя Николая Ивановича Салтыкова; она деревянная на каменном фундаменте, с деревянной же колокольней. Престол в ней один. Утвари достаточно и богослужебные книги имелись в полном составе. В 1843 г. церковь была сделана теплой, снаружи обшита тесом, внутри поштукатурена и расписана. В 1885 г. церковный староста крестьянин с. Черкутино Дмитрий Зотов обнес все кладбище каменной оградой с железными решетками. Он же устроил близ церкви каменную часовню с позолоченным иконостасом. В 1900 г. церковь была отремонтирована и покрашена .

В 1821 г. в с. Черкутино был назначен священник Роман Евгеньевич Миловзоров, окончивший Владимирскую семинарию в 1820 г. Он скончался в Черкутине в 1830-х гг.
В 1827 г. в Черкутино был назначен священник Андрей Ильич Троицкий. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1835 г. переведен в армейское духовенство.
В 1827 г. ко храмам с. Черкутино был рукоположен во диакона, окончивший Владимирскую семинарию в 1826 г., Иван Иванович Архангельский.
Священнослужители Богородице-Рождественского храма вели приходскую летопись. На полях церковной Следованной псалтири под 19 августа сделана заметка: «1834 года село сгорело и колокольня выгорела».
Иоанн Иоаннович Розов в 1838 г. окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1841 г. рукоположен во священника ко храму с. Черкутино.
С 1843 г. диаконом в с. Черкутино был Владимир Алексеевич Федоровский, окончивший в 1842 г. Владимирскую духовную семинарию.
В 1863 г. ко храму с. Черкутино был назначен рукоположенный во священника Алексей Григорьевич Баскаков. Он окончил Владимирскую семинарию в 1862 г. Скончался в 1896 г.

Богородице-Рождественская церковь с. Черкутино вначале была холодной, но с течением времени стали устраивать в ней отопление. В 1841 г. придел из холодного был сделан теплым, в нем была устроена печь.
В приделе во имя Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана возобновлена была внутри живопись, сделана полусветлая перегородка, отделявшая его от трапезы и Петропавловского придела. В 1845 г. перегородка эта отнесена была далее - трапезная церковь вся стала теплою. В 1847 г. и придел во имя Святых Первоверховных апостолов сделан теплым.

8 мая 1866 г., во время сильной бури, снесло большую главу с церкви. Глава была восстановлена и в 1870 г. в обоих приделах при Богородице-Рождественской церкви и в трапезе между приделами устроены каменные своды вместо деревянных накатов усердием церковного старосты Николая Зотова. В 1871 г. каменные своды расписаны на средства купца Василия Сергеевича Зотова, на сумму свыше 900 рублей. В церковной летописи за 1872 г. сделана запись: «июня, 20 дня, от пожара, возникшего неизвестно от чего, в обывательской лавке, пострадала колокольня; причем упал большой колокол на нижний свод колокольни без особого повреждения, а также упал шпиль с крестом, а прочие здания церковные все соблюдены».

Штат Богородице-Рождественской церкви в разное время состоял из двух или из трех священников.
Зять отца Сперанского, священник Третьяков, дослужился до протоиерейского сана.
Священник Артемий Великосельский (Артемий Иванович Великосельский по окончании Владимирской семинарии, с 1803 г. - священник в Черкутине) был благочинным.
Священник Александр Похвалынский (Александр Дмитриевич Похвалынский окончил Владимирскую семинарию в 1826 г., с 1827 г. - священник с. Воскресенская слобода Суздальского уезда, в 1832 г. переведен к Варваринской церкви г. Суздаля, с 1837 г. - в Черкутине, умер 21 сентября 1861 г.) депутатом, затем ведомственным духовником.
Зять Александра Похвалынского, священник Василий Альбицкий (Василий Гаврилович Альбицкий окончил Владимирскую семинарию в 1850 г., в том же году назначен учителем Шуйского духовного училища, в 1853 г. - переведен учителем во Владимирское духовное училище, с 1854 г. - священник в с. Черкутино, в 1890 г. вышел за штат), - с 1864 по 1890 г. был ведомственным духовником и продолжительное время уполномоченным на епархиальные и окружные духовно-училищные съезды.
Священник Николай Смирнов с 1863 по 1893 г. проходил должность ведомственного духовника и некоторое время - члена благочиннического совета; священник Николай Троицкий проходил ту же должность члена совета местного благочиннического округа.
Богослужение церковное в с. Черкутино совершалось ежедневно; в праздники литургия бывала даже в двух церквах: Рождество-Богородицкой приходской, и Успенской кладбищенской; при трехчленном же составе причта будничная служба совершалась ежедневно в двух церквах, а в праздники - литургия во всех трех церквах; совершалось Богослужение всегда истово и отличалось продолжительностью.

В 1880-х гг. производился капитальный ремонт храма на средства бывшего Черкутинского прихожанина, бронницкого купца Симеона Глебовича Челышова и иждивением церковного старосты, купца В. Зотова. Вся церковь возобновлена была внутри и снаружи; внутри холодной церкви выкрашен и вызолочен иконостас; прибавлено в нем 8 вновь написанных икон; стены вверху расписаны вновь живописью, а от цоколя до карниза отделаны под мрамор; в окна всей церкви вставлены новые рамы и колоды; все окна обделаны под мрамор; приобретены некоторые предметы из утвари церковной: паникадило, подсвечники и т. п.; отопление устроено духовое; снаружи стены храма и колокольни оштукатурены, крыша выкрашена и пр. В 1885 г., 1 сентября, архиепископ Владимирский, освятил возобновленный храм. Во второй половине 1890-х гг. Богородицкий храм снова был ремонтирован; причем внутренняя поправка его преимущественно касалась теплого храма: стены его вновь расписаны живописью, орнаментами с позолотою, и выкрашены масляными красками; иконостас подправлен, облетевшая во многих местах наружная штукатурка возобновлена; стены и крыша храма и колокольни выбелены и выкрашены.
В 1899 г. на средства Потомственного почетного гражданина, бывшего прихожанина с. Черкутина Симеона Глебовича Челышова были вызолочены все главы Богородице-Рождественской церкви.

В 1900 г. «в ночь на 24 августа в Богородице-Рождественской церкви совершена была злоумышленниками кража со взломом; но церковным сторожем, местным крестьянином Василием Гурьяновым замечены были воры в церкви, а когда ударили в набат, то воры бросились бежать из церкви, вышли в боковую дверь и стали стрелять из револьверов в сторожей. Один из злоумышленников задержан и оказался бежавшим из Сибири Павлом Баланцовым из крестьян с. Чекова, Владимирского уезда, сосланным в 1899 г. в Сибирь на поселение по приговору Владимирского Окружного суда за ряд совершенных им церковных краж. Церковному сторожу Гурьянову преподано Архипастырское благословение от Высокопреосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, объявлена благодарность гражданского начальства через напечатание во Владимирских Губернских Beдомостях».
Престолов в ней три: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приделах теплых: во имя святых безсребренников Космы и Дамиана и святых апостолов Петра и Павла.
Копии метрических книг с 1802, а исповедных росписей с 1829 года хранились в целости. Опись церковному имуществу составлена в 1869 году и хранилась в церкви.
При церкви – каменная колокольня; кроме того в селе находились еще две церкви – кладбищенская Успенская и приписная Николаевская каменная часовня; две деревянные часовни находились в деревнях Захарьине и Горямине (В часовне при дер. Горямоне находилась замечательная по древности икона святых Бориса и Глеба.).
Земли церковной имелось: усадебной около 2 десятин, сенокосной 3 дес. 26 кв. сажен и пахотной 45 дес. 866 кв. саж. Кроме того церкви принадлежали: торговые лавки, мельницы и лес.
Штат причта: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причта ежегодно получалось до 2650 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле.
Приход: село (136 дворов) и деревни: Горямино (В Горямине тоже была церковь деревянная, на месте сгоревшей церкви была построена деревянная часовня, а приход переведен в Черкутино.), Демихово, Куделино, Емилино, Олино, Стрелка, Селютино, Черная гора, Елисеево, Треусово, Захарьино (Деревня Захарьино, Мелехотского стана, упоминается в «жалованной грамоте Иоанна Грозного митрополиту Симону 1504 года» о неподсудности митрополичьих крестьян Владимирским наместникам, волостелям и их тиунам.), Мильково, Некрасиха, Коротыгино, Волково, Пасынково, Голькино, Клеметево, Хмелево, Вишенки, Юрино, Лутино, Исаково, Бурдачево и Пуговицыно. Всех дворов в приходе 596; душ мужского пола 2020, и женского пола 2242.
Указом Святейшего Правит. Синода от 30 мая 1913 г. заштатный свящ. с. Черкутина, Николай Троицкий, определен на должность настоятеля Муромского Благовещенского монастыря. Николай Троицкий 7 июня 1913 г. пострижен в монашество с именем «Никон», 9 июня возведен в сан архимандрита. Настоятель Муромского Благовещенского монастыря архимандрит Никон умер 14 июня 1913 г.

Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была взорвана в 1967 г., колокольня сохранилась. В этой колокольне в 1990-х годах была устроена Николаевская церковь (новая).


Церковь Николая Чудотворца. 1960-1970-е годы.

После закрытия Никольского храма в 30-х годах ХХ века здание отдали под котельную. В наше время Никольская церковь с. Черкутино находится в запустении, состояние плачевное. Начат ремонт.
Службы в кладбищенской Успенской церкви прекращены в 1927 году. Церковь разобрана. Часовня при ней, выстроенная Зотовым, сохранилась. Состояние её плохое.

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма в Честь Святителей Христовых Спиридона и Николая Чудотворцев села Черкутино Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г. Руководитель организации: настоятель, председатель приходского совета Кузьминых Алексей Витальевич.

СПК «Черкутино»

Революция, коллективизация и образование колхоза «Искра». Совхоз «Первомайский» образован 2 марта 1964 года. Расположен в северо–западной части Собинского района владимирской области. СПК "Черкутино" действует с 1 июня 1998 г.
Общая земельная площадь равна 5050 га, из них 4479 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни 3748 га. СПК «Черкутино» специализируется на производстве молока и выращивании племенного скота черно-пестрой породы. Сопутствующие отрасли – выращивание зерновых культур, кормопроизводство и производство элитных семян многолетних трав. С 2008 года кооператив получил статус племенного завода по выращиванию племенного скота черно-пестрой породы.
Среднегодовая численность работников совхоза в 1964 году составляла 345 чел., в СПК «Черкутино» - 76 чел. Валовый надой молока в 1964 году составлял 1102 тонны. Надой на фуражную корову – 2257 кг. Поголовье фуражных коров составляло 488 голов.
СПК «Черкутино» имеет общее поголовье скота 2131 голов, из них фуражных коров 770 голов, надой на фуражную корову составляет 6038 кг. Валовое производство молока 4565 тонн. Урожайность зерновых в 1964 году составляла 11,1 цн/га, в СПК «Черкутино» - 23,3 цн/га.
В 2012 году СПК «Черкутино» построил и пустил в эксплуатацию новый животноводческий комплекс на 800 голов. Приобретена современная сельскохозяйственная техника. В настоящее время СПК «Черкутино» - рентабельное хозяйство.
Председатель - Пехотова Елена Николаевна. Адрес: село Черкутино, улица Им В.А. Солоухина, 24. Основным видом деятельности является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока».
КФХ Клинышкова В.В. действует с 17 апреля 1995 г. Адрес: село Черкутино, улица Вороршилова. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КЛИНЫШКОВА В.В. ликвидирована 5 февраля 2010 г.

По сложившейся традиции разбираю очередное задание олимпиады по информационной безопасности MCTF. В этот раз мы будем организованно писать эксплоит для серверного приложения, написанного на языке Python.

Общеизвестно, что эксплоит - это компьютерная программа, фрагмент программного кода или последовательность команд, которые используются уязвимости в программном обеспечении и применяются для осуществления атаки на вычислительную систему. Целью атаки является захват контроля над системой или нарушение её корректной работы (с) вики.
В качестве подопытного предлагается код сервера на языке Python с несколько странной реализацией протокола. Ознакомиться с кодом приложения можно , далее я прокомментирую его наиболее яркие фрагменты. Но прежде всего нам нужное его установить на локальной машине для вдумчивого препарирования. Итак

Запуск файла server.py на Ubuntu

В целом особых подводных камней тут нет, Python включен во все дистрибутивы повсеместно, однако тут ВНЕЗАПНО используется малоизвестная библиотека mmh3 (о подляне, которую она подкладывает ).
К сожалению, в дистрибутиве ubuntu ее нет, поэтому ставим из исходников
sudo apt-get install python-pip sudo apt-get install python-dev sudo python -m pip install mmh3
В результате скачиваются и компилируются исходники данного модуля, после чего сервер можно запустить командой
python server.py
Кроме того для безошибочной работы сервера нужно положить в его рабочую директорию файл flag.txt и каталогом выше подключаемый модуль../file_handler.py.

Вообще цель заданий в этой олимпиаде - найти некие "флаги". Таким образом цель взлома server.py - считать содержимое файла flag.txt, который расположен в одном каталоге с исполняемым файлом сервера.



Люди