Фарный костел в Несвиже: отзыв о посещении. Костёл иезуитов – Фарный костел в Несвиже Семейное захоронение Радзивиллов

В Речи Посполитой существовал особый политический строй "шляхетская демократия". Ни одно дворянство Европы не обладало такими правами, как шляхта. Через многоуровневую систему сеймов каждый шляхтич потенциально мог участвовать в политике страны. Король был выборным, хотя и правил всю жизнь. Но на практике это вылилось в олигархию: Речью Посполитой правил десяток самых влиятельных родов. В Галиции и Подолии я в каждом городе встречал упоминания о Потоцких, Сенявских, Конецпольских. В Чёрной Руси особенно заметны Сапеги и Радзивиллы. О последних стоит рассказать подробнее - это был самый богатый и влиятельный род во всей Речи Посполитой.

В начале 15 века князь Радзивилл (вероятно, потомок верховных жрецов) крестился как Николай, оставив языческое имя в качестве фамилии. Род Радзивиллов, разделившийся на три ветви, дал Литве и Речи Посполитой воевод, кастелянов, канцлеров, маршалков, гетманов, епископов и разве только не королей. Еще больший вклад Радзивиллы внесли в культуру: от кальвинизма и арианства до знаменитого белорусского книгопечатания, от первого театра до первого барочного костёла Речи Посполитой.
У Радзивиллов были десятки резиденцией по всей стране, самые известные из сохранившихся - Биржай в Литве, Олыка на Волыни, но в первую очередь - Мир и Несвиж в Чёрной Руси, ставшие "столицей" этого рода. О них в двух частях и пойдёт речь, и начнём с Несвижа - городка (14 тыс. жителей) в 130 километрах от Минска, где я был в католическое рождество (25 декабря).

Хотя Мир и Несвиж разделяет всего 22 километра, они находятся в разных областях: Мир - в Гродненской, Несвиж - в Минской. Более того, между ними нет прямого сообщения, хотя примерно на равном расстоянии от обоих трасса Минск-Брест и железнодорожная станция Городея. Мир я посетил в феврале-2008, а Несвиж - в декабре-2010. Причём ехал туда не из Минска, как все нормальные люди, а из Барановичей, откуда автобус до Несвижа ходит 4 раза в день. Вот только жалкие 40 километров он преодолевает почти два часа. А невезение с погодой в тот день достигло апогея: +3 градуса, слякоть и туман.

Селение Несвиж известно с 1446 года, с 1492 года - дальнее имение рода Кишка, доставшееся в 1513 году в качестве приданного Ян Радзивиллу Бородатому. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам, а в 1547 году Николай Радзивилл Чёрный, получивший титул "князя Священной Римской империи", переносит сюда свою резиденцию. В 1584 году начинается строительство замка, а в 1586 Несвиж получает статус ординации (неделимой вотчины, передающейся старшему сыну) и Магдебургское право впридачу. В эти годы в Несвиже возникают типография (где Симон Будный издавал первые книги на белорусском языке), первый в стране театр "Комидехауз" (1740), с костёлами соседствуют кальвинистские церкви (в конце 16 века Радзивиллы увлекались этим течение протестантства), с иезуитским коллегиумом - арианская школа...
В общем, Несвиж мог бы быть чем-то вроде , только с масштабами Царского Села и Версаля - но от былого величия остались лишь осколки. Один из них - Ратуша на бывшей Рыночной площади в 5 минутах ходьбы от автовокзала:

Спереди ратуша, сзади райком. Одно назначение, но разные эпохи. Ратуш в Беларуси сохранилось всего 7 (Минск, Несвиж, Витебск, Могилев, Шклов, Чечерск), причём почти все полностью или частично воссозданы. Несвижская ратуша (1586) была сильно исковеркана в 19-20 веках, восстановлена в 2001 году.

При небольшом размере, одна из самых красивых и гармоничных ратуш, что я видел. И отреставрирована очень грамотно - я бы даже не заподозрил неаутентичности. С трёх сторон ее окружают торговые ряды - площадь не зря была Рыночной:

Но сама застройка площади феноменально унылая - хрущобы и брежневки (причём с двух сторон еще и не реновированные), небольшая гостиница, пара уездных домиков и единственный примечательный "дом мастера" (1721) - такие в Речи Посполитой строились для передовиков ремесленного производства и иностранных специалистов. Его аналог мы уже видели в Гродно, и их сравнение наглядно подтверждает, что Радзивиллы были богаче королей.

Когда-то такими домиками была застроена вся площадь. И можете даже не напоминать мне о том, кто всё это разрушил.

Однако и уездная застройка в Несвиже очень примитивная и нецельная. Как не трудно догадаться, процветание Несвижа закончилось под Россией: еще в 1768-70 годах Николай Радзивилл Пане-Коханку вступил в конфликт с Екатериной Второй, но был прощён. А вот когда в 1812 году Радзивиллы поддержали Наполеона, их прощать уже не стали и отобрали Несвиж, вернув лишь в 1860 году. За это время город стал обычным еврейским местечком, да и сами Радзивиллы были уже не те - один из множества дворянских родов, не лучше и не хуже десятков других. Несвиж сохранил важнейшие памятники - но были утрачены несколько второстепенных костелов и сама городская среда: как ансамбль город распался.

На кадре выше пятиэтажка стоит напротив Ратуши, за домами - костёл Божьего Тела (1580-е годы), а если посмотреть правее - увидишь Слуцкую браму (1690):

Непонятное сооружение в чистом поле - на самом деле ворота земляной крепости, некогда опоясывавшей город. За брамой - узкий перешеек меж двух прудов:

Брама стоит на "кольце" - по обе её сторону ездят машины. Но можно зайти в арку и даже внутрь - в здании пара магазинов:

С перешейка по левую руку хорошо виден Несвижский замок (1584-1619) за прудом. Туда мы дойдём позже:

Межу ратушей и брамой в одной из боковых улиц видна колокольня бывшего монастыря бенедиктинок (1763):

Монастырь основан в 1590-е годы - какой же польско-литовский город без монастыря? Колокольня-брама - в общем-то единственное уцелевшее здание:

Внутри ныне агротехникум:

Причём для Беларуси на удивление обшарпанный. Костёл Святой Евфимии (1590-е) лишился высокой гранёной башни и переделан в учебный корпус. Как собор выглядел изначально, можно , там же фотография аудитории под стрельчатыми сводами.

А между монастырём и площадью - вот такая улица, типичный пейзаж Несвижа и большинства белорусских райцентров.

Теперь пойдём в сторону замка и костёла Божьего Тела, которые от главной улицы отделены кварталом. Вид со двора:

Понравилось советское здание с башней (телефонная станция? дом связи?) - такой идеальный современный костёл. Антенна должна транслировать приглашение на службу по смс. Улица за кварталом - здесь сохранилось некое подобие уездной застройки:

И нависающий над улочкой костёл Божьего Тела:

Один из самых величественных храмов Беларуси построил Николай Радзивилл Сиротка в 1587-93 годах - для такого огромного собора срок исключительный! С архитектурой точки зрения храм уникален тем, что это первый (!) образец барокко во всей Речи Посполитой, фасад которого, построенный по образцу римской церкви Иль-Джезу (так как изначально был иезуитским), стал прототипом для сотен польско-литовских церквей - его "потомки" есть почти в каждом городе Беларуси, Литвы, Западной Украины:

Надпись на фасаде гласит - "Перед богом никто не рыцарь, а только странник-пилигрим". Кстати, для сравнения - а так выглядит первая барочная церковь России (1640-е годы), Троицы в Никитниках в Москве.

Внутри собора - красивейшее убранство: росписи, алтари, нарисованные под куполом "объёмные" статуи. В подвале - усыпальница Радзивиллов, где похоронено около 70 представителей великого рода... Мне удалось лишь полюбоваться интерьерами от входа, но зато я увидел рождественскую службу. И эта служба в одном из самых величественных соборов, что я видел, полностью оправдала поездку сюда с учётом непогоды. Фотографии убранства есть в "Глобусе Беларуси".

А здесь видны еще три постройки, примыкающих к собору. "Стела" напротив входа - придорожная часовня (1826), в дальнем углу ограды - усыпальница Булгариных (1747), а звонница на переднем плане - бывшая крепостная башня середины 16 века, старейшее сохранившееся здание Несвижа, образец литовской готики. Утверждается, что ее облик не изменился с 16 века - но глядя на широкие окна, в это верится с трудом. А может, верхушка башни уже тогда была украшением.

Лучше всего собор смотрится из парка через пруд:

Почти за апсидой костёла - вход в замковый парк (на вводном кадре). Аллея ведёт по перешейку между Замковым (справа) и Бернардинским (слева) прудами:

И несмотря на самую отвратительную в мире погоду, в парке были туристы с фотоаппаратами. Вообще, внутренний туризм в Беларуси очень развит, и Несвиж - один из ключевых его пунктов.

Но вот опять... Бернардинский пруд - есть, Бернардинский мост - есть, нет только Бернардинского собора.

За мостом, прямо в парке - памятник Великой Отечественной с вечным огнём на фоне дворца:

Замок Радзивиллов, построенный в 1584-1619 годах - пожалуй, лучший из дворцов всей Западной Руси, а может быть и Речи Посполитой. Это был переходный тип между замком-крепостью и замком-дворцом - дворец с системой бастионов. В главном корпусе напротив ворот был собственно дворец, в левом крыле с башней - казармы замкового гарнизона (а у Радзивиллов была собственная 10-тысячная армия), в правом - службы. Замковый двор выглядел так:

За свою историю замок разрушался трижды: в 1650-е годы (русско-польская война), в 1709 (вторжение шведов), однако его облик оставался близок к первоначальному. В 2002 году, ровно за 8 лет до моего приезда, в ночь на католическое Рождество замок сгорел. Для белорусского наследия это была, мягко говоря , катастрофа - как если бы в России сгорел Эрмитаж со всеми экспонатами или рухнул собор Василия Блаженного. С тех пор здесь идёт реставрация, причём отнюдь не вялотекущая.

"Коттеджный" кирпич, стеклопакеты и металлочерепица - далеко не худшее, что здесь происходит. Например, можно увидеть, что внешне вполне целая северная галерея была снесена и построена заново. Да и просто здесь сложно отделаться от общего "муляжного" впечатления. С одной стороны, по этому "макету в натуральную величину" можно понять, насколько величественным был дворец. С другой - он не кажется настоящим, несмотря на то, что сами постройки аутентичны на 80-90%.

В Белоруссии последних 200 лет процесс уничтожения наследия был, пожалуй, самый интенсивый на всём постсоветском пространстве. Огромное количество древностей было уничтожено еще царскими властями - ликвидация ратуш, перестройки древних и барочных костёлов в псевдорусские церкви-"муравьёвки", полный снос города Берестье для строительства Брестской крепости. Не меньше уничтожила война, затмившая для белорусов всю предшествовавшую историю. Многое снесли в советское время - причём не столько в 1930-е, сколько в 1960-е: погибли домонгольские церкви в Полоцке и Витебске, шедевры "виленского барокко", уже упомянутая мной Фара Витовта в Гродно... И самое страшное, что в независимой Беларуси это не прекратилось - утрат такого масштаб в постсоветское время не знала даже Россия. Какой-то злой рок, уничтожающий культуру Великого княжества Литовского независимо от власти. И я боюсь, либерализация и евроинтеграция его тоже не остановят....

Впрочем, дворец вполне можно вернуть в адекватный облик.

Хотя на фотографиях аляповатость видна не так, как в живую. А может просто погода плохая и я предвзятый. В парке верещит пила.

На панораме Несвижа за прудом и самом пруде с многочисленными рыбаками глаз просто отдыхает:

От замка я пошёл гулять по парку. Вот эти вазоны стоят там, где некогда был замковый костёл (он же доминиканский):

А в парке, который делится на 5 частей (Замковый, Старый, Новый, Английский, Яп онский) очень красиво даже при такой унылой погоде.

Перешеек между Замковым (справа) и Диким (слева) прудами ведет в Английский парк.

Теоретически, здесь много всяких скульптур, гротов, беседок - но я почти ничего не заметил. Для меня главным украшением парка стали лишайники:

В общем-то, в Несвиж я ехал "для галочки" - меня сюда как-то никогда не тянуло, но и не посетить его, если интересуешься белорусскими древностями, нельзя. Результат соответствующий: плохая погода и настроение сильно смазали впечатление о городе.
Сюда надо будет вернуться как-нибудь позже и летом. Или "золотой осенью". Чтобы погулять несколько часов по старому парку. И может быть, когда реставрация в Несвижском замке будет доведена до конца, он будет выглядеть естественнее, а чувство "муляжа" пропадёт? В конце концов даже самый красивый дом при строительстве уродлив.

Покинув парк, я направился в город вдоль трассы, у конечной остановки очень кстати подвернулся автобус.
В следующей части - о соседнем Мирском замке.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010

Даже те из белорусов, кто отродясь не бывал в Несвиже, знаком с символом этого города - хотя бы в теории. Знаменитый Несвижский замок изображен на близкой нашему сердцу купюре сто рублей ноль-ноль копеек.

Давайте договоримся сразу. У нас не исторический портал. Поэтому восторги по поводу замечательных легенд Несвижа мы с большего вынесем за скобки. А вам попробуем показать, как в этом городе уживались средневековье, социализм и коммунизм, капитализм с империализмом и т.д.

Радзивилловский драйв

История Несвижа - привычный для белорусской республики набор: из взлетов и падений, оживления и упадка.

Резкий расцвет города начался пять веков назад. Тогда Несвиж сделали своей официальной резиденцией Радзивиллы – богатейшие люди Европы. Сейчас бы они, конечно, назывались олигархами, и их фотографии не сходили с первых газетных полос всяких глянцевых журналов и порталов.

Герб Радзвиллов

Но и тогда, без всякой желтой прессы, о Радзивиллах сплетничали по всей Европе и сочиняли невероятные истории. То Радзивиллы запрягали в свои сани медведей вместо коней и пугали соседей дикими выездками.

То устраивали посредине лета зиму: с катаниями на санках и масленицей. Для этой «святой» цели несвижские холмы и дороги засыпались солью. Тогда это был высший шик. Ибо соль несколько веков назад была товаром жутко дорогим и дефицитным. А сейчас…

Ну кому придет в голову устраивать зиму вместо лета? Чего-чего, но зим нам хватало и хватает. А о тех княжеских развлечениях лишь отдаленно напоминает искусственное покрытие современных лыжных трасс и трамплинов. Спортсменам ведь нужно форму держать круглый год. Но сейчас не об этом, разумеется.

Пане Коханку - весь из противоречий

Почетное место среди своих несвижских предков и потомков занимал Кароль Радзивилл, по прозвищу Пане Коханку (он же Милый Друг). Так его величали за любвеобильный характер.

А еще современники называли этого человека вторым бароном Мюнхгаузеном: за неистощимую фантазию, развеселый нрав и страсть к охоте.


Пане Коханку

Он не переставал удивлять всю жизнь. Совсем уж в зрелые годы взял да и влюбился. Этот дамский любимец поставил в своем парке мраморную статую. И все свободное время проводил возле нее. Самые знатные и красивые женщины Европы, которых когда-то торжественно встречали на несвижских дорогах тысячи лакеев, носильщиков и факельщиков, были в недоумении.

Но в итоге барышням пришлось признать победу камня над плотью и с сожалением забыть этот край и пылкого любовника. Подобный сюжет задействован в отличном фильме «Формула любви».

Сейчас его (пане Коханку, а не «Формулу любви») пытаются представить едва ли чудовищем - любители всевозможных исторических разоблачений. Не будем обращать на это внимания.

При чем тут Паустовский?

Истории и легенды про Радзивиллов обожал слушать молодой военный фельдшер Константин Паустовский. В годы первой мировой войны он лечился в несвижском госпитале после ранения. Паустовский записал тут массу местных преданий и легенд. К сожалению, Константин Георгиевич быстро состоялся как писатель-реалист, гениальный описатель природы.


А для классика социалистического реализма было неудобно становиться певцом любвеобильных и страшно далеких от народа Радзивиллов. Вот он им и не стал. И очень жалко, между прочим…

Жили же люди

Про Радзивиллов можно было писать целые тома приключенческой, романтической, историко-криминальной литературы. Пять веков назад (во второй половине XVI века) Радзивиллы сделали свой родовой замок настоящей крепостью, окружили мощными стенами, рвами с водой. Это была своеобразная военная ставка с золотовалютным запасом, снабженная всем необходимым для мирной жизни.

Резиденция князей по части красоты и роскоши могла оставить позади себя почти все королевские дворы Европы.


А стремление Радзивиллов сделать свою вотчину центром европейской культуры? Оно же было просто неуемным.

Поэтому в замке собрали богатейшую коллекцию живописных полотен, старинного оружия из Европы, Азии и Африки, уникальную библиотеку в 20 тысяч томов. В замке был создан придворный театр Радзивиллов, открыта балетная школа.

Кстати, именно актеры из Несвижа стали основой труппы первого в Российской империи театра.

«Смиренное кладбище»

Как любой уважающий себя замок мирового уровня, Несвижский пропитан мистическим тайнами.

Вот уникальная родовая усыпальница Радзивиллов – фарный костел. В Беларуси таких фарных - то бишь знаковых приходских костелов – всего три.


Про гродненский мы рассказали в оригинальном материале .

Новогрудский известен и благословен благодаря тому, что в нем был крещен поэтический гений мирового уровня Адам Мицкевич. И мы про Новогрудчину еще поговорим непременно.

Что касается Несвижского костела, то он у нас едва ли не самый-самый, несмотря на такую конкуренцию. За его образец ученик и коллега Микеланджело, архитектор Бернардони, взял недавно (в конце XVI века) законченный в Риме Храм Христа.

В подвале костела лежат мумии почти всех несвижских Радзивиллов.


В двойных гробах – забальзамированные останки тех, кто при жизни оказывал влияние на судьбы миллионов; тех, кто вершил судьбы народов и государств.

Многодетный Сиротка

Начиналась эта история с легендарного Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка. Если не знаете, можете легко уточнить, как «прилип» к нему данный псевдоним.

Николай Христофор Радзивилл

А мне интересно обратить внимание на такой факт. Считается, что именно он привез рецепт бальзамирования на родину, выкупив его за несусветные деньги в Египте. Разрешение на создание этого семейного мавзолея Николай Христофор лично «выбил» у Папы Римского.

Благодаря бальзамированию, все тела Радзивиллов, что были погребены до XIX века, сохранились в костельной крипте (гробнице, проще говоря).

Потом секрет, передававшийся по наследству, был вроде бы утерян, и бальзамирование уже не проводили.

А в доказательство того, что Радзивилл Сиротка был невероятно умным, в чем-то гениальным человеком, можно привести всего один факт.

Незадолго до собственной смерти он распорядился: все Радзивиллы в гробнице костела погребаются в простой одежде, без украшений. Скажете, мелочь? Благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней. Она не была разграблена НИ РАЗУ за всю многовековую историю...

Самого Николая Христофора похоронили в одежде странствующего монаха-пилигрима. Сиротка сам придумал креативную эпитафию себе на памятник: «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник».

Гробовые легендарные доски

Как и на обычном сельском погосте, в этом мавзолее Радзивиллов сегодня – тишина и спокойствие. Лишь живые не успокаиваются и нагромождают вокруг саркофагов свои легенды.

Про знаменитый горбатый гроб несколько веков рассказывали, что в нем похоронена совсем юная княжна. Она, мол, прямо с бала, в мороз и стужу сбежала с пылким поклонником. И так замерзла, что заледенела. Бедную девушку не смогли разогнуть, чтобы уложить в гроб, так и похоронили сидя. Пятьдесят лет назад гроб вскрыла любопытная правительственная комиссия. И нашла в нем пожилую княгиню. А мистический горб создавала ваза с цветами. Была тайна – и нет ее. Так часто случается.

Тот самый горбатый гроб

Про один из бочонков с ручками в усыпальнице с придыханием шептали: в нем - то, что осталось от старого князя, который неудачно поохотился на медведя. И опять не в меру любознательные ученые испортили всю малину. Оказывается, в бочонке - сердце любимой жены одного из Радзивиллов, снабженное эпитафией безутешного вдовца.

Каждый из этих саркофагов достоин отдельного рассказа.

Нет тут гроба Барбары Радзивилл, бывшей королевы Речи Посполитой. И на этом персонаже есть смысл остановиться чуть подробней.

«Чорная панна Нясв i жа»

Спектакль по этой пьесе Алексея Дударева долгие годы собирал аншлаги в Купаловском театре. (Равно как и спектакль «Пане Коханку» стал топовым для нынешнего Русского театра в Минске)

Момент из спектакля «Чорная панна Нясвiжа»

До сих пор неясно, как Барбара умерла. Говорят, все началось с бытовой драмы. Мать короля из мрачного рода Медичи, вечно баловавшегося с ядами, ненавидела свою невестку за ее достаточно порочное прошлое. И в итоге позволила ей пробыть на троне и в королевской опочивальне полгода, а потом - запросто так отравила.

Стремительно овдовевший король не мог примириться с таким житейским поворотом. Он безумно любил свою молодую жену и потому взялся вызвать ее дух на родине - в Несвижском замке. Дальше уже начинаются легенды.

Смерть Барбары Радзивилл

Когда призрак явился, нервный король не удержался и полез обниматься. Он совершенно забыл, что колдуны, занимавшиеся этим спиритическим сеансом, строжайше запретили ему трогать что-нибудь руками. Раздался взрыв - видение пропало.

С тех пор душа Барбары якобы не может вернуться в могилу и обречена скитаться по замку. Так она стала легендарной черной панной Несвижа.

Но даже не эта романтическая байка влечет сюда сердца и умы тысяч и тысяч людей. Самые популярные мифы крутятся вокруг легендарных сокровищ Радзивиллов.

Мистические сокровища Агры, так вдохновенно воспетые Артуром Конан-Дойлем - ничто по сравнению с реальными сокровищами Радзивиллов. Объединяет эти богатства одно - они напрочь пропали.

И это еще одна история, которая заслуживает отдельного рассказа.

По одной версии, Наполеон спрятал все награбленные сокровища (в том числе и Радзивиллвские) где-то в районе Сморгони - покидая столь нелюбезные к нему земли «белых русичей».

По другой - несметные родовые богатства припрятаны где-то вблизи от замка в 1812 году.


Вторая версия была весьма близка немецким солдатам и офицерам, которые в переоборудованном под госпиталь замке залечивали свои раны… А попутно педантично искали клад во всех обнаруженных подземельях. Правда, они знали, что сокровища охраняются потусторонними силами, и при появлении любой тени неслись «до ветру» с воплями: «Ахтунг. Щварцен фрау! Шварцен фрау!!».

А еще об истории, связанной с легендарными двенадцатью апостолами из чистого золота и серебра, подаренных когда-то Радзивиллам Папой Римским, был снят сериал в 2013 году. Под оригинальным названием «Следы апостолов».

Советская лечебная современность

В годы советской власти замок как символ ненавистного прошлого передали трудящимся.

Его превратили в престижный санаторий.


Наиболее громкая история связана с тем, пожалуй, что в Несвижском санатории сорок лет назад отбыл в мир иной (в ночь на 4 февраля 1978 года) Народный поэт БССР Аркадий Кулешов… Если кто не знает, он является автором замечательного стихотворения «Алеся», ставшего абсолютным хитом в советские времена… Благодаря проникновенному, гениальнейшему исполнению «Песняров».

Меня поразил тот факт, что такое, очень зрелое, мужское по сути произведение Кулешов написал в свои 14 лет. Это - к слову.

А вообще, лечилась в Несвиже в основном партийная номенклатура и приближенные к ней кадры. Больно места были замечательные.

Потом элита нашла себе более престижные места. И замок решили превратить в музей.

Ну а уже в новейшей истории Беларуси Несвижский замок вернул себе прежний статус. Кампания по приданию ему прежнего вида стартовала в 1997 году. А наиболее масштабные строительные работы начались уже в 2004 году.

Строительный момент

И уже в 2005 году Несвижский замок был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Так сказать, авансом.

Красивая фраза, которая мало к чему обязывает. Все слышали, кивают головой. А что это наследие дает кроме сотрясания воздуха - непонятно. Вон в Питере весь центр отнесен к этому самому Списку. А вплоть до прихода к власти товарища Путина за красивыми питерскими фасадами было то еще зрелище - мое почтение. Да и сейчас хватает…

Но Несвиж мы этим словесным пассажем обижать не хотим.


Реставрация замка шла более 10 лет. Денег было освоено изрядно. Госконтроль опять же нашел массу нарушений и оштрафовал многих здешних субподрядчиков.

Об этом плохо скрытом воровстве при реставрации замка когда-то много писали и кричали. Хотя никого и не посадили, что само по себе и гуманно.

Но вот время… Оно здесь как песок сквозь пальцы протекает.

Так называемый второй пусковой комплекс замка хотели открыть почему-то к 9 мая 2011 года. Потом все перенеслось на конец 2011 года.

Но все в итоге получилось достойно.

Строителям и проектировщикам нужно отдать должное.

Адски тяжело превращать госпиталь для немецких солдат, поправлявших здесь здоровье с 1941 по 1944 год, и советский санаторий, существовавший с 1945 года, опять – в архитектурную жемчужину XVI века.

А еще замок этот - естественный памятник подлинному славянскому головотяпству. Аккурат в ночь под католическое рождество 2002 года двое рабочих чуть не сожгли под ноль этот, взятый под охрану государства «памятник средневекового зодчества». Пронесло. Правда, сгорела крыша, пострадали чердачные помещения в центральной части.


Плюс еще пожарные в морозную декабрьскую ночь так лихо все это дело заливали водой, что по центру замка до самого основанья потрескались стены. Но удалось пережить и такой «кунштюк».

После этого работы по спасению наследия возобновились еще с большей активностью.

На мой непросвещенный вкус, снаружи замок теперь напоминает стиль Троицкого предместья. Но специалистам, как говорится, виднее. Если ЮНЕСКО признает, то нам остается очень сильно радоваться.

И на закуску

И все же Несвиж - уникальное место, где создаются и ломаются многие традиции.

Судя по всему, когда реставрировали средневековую ратушу на Советской (бывшей рыночной) площади в центре города, возникли вопросы с типовым памятником товарищу Ленину. Он, как и положено, стоял напротив райисполкома.

Просто сносить монумент вождю мирового пролетариата без специальных указаний постеснялись. И потому просто перенесли его в сторонку, под сень уютного жилого дома. И оттуда он скромно указывает… В направлении специализированного магазина агрокомбината «Снов». Кстати, это тот случай, когда с Ильичом можно согласиться.

Но Снов, еще одна жемчужина Несвижского района, потребует отдельной истории. Возможно, в ближайшее время мы к ней вернемся.

А на сегодня - достаточно лирики и историй.

Александр Новиков

В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.

Радзивилловская крипта

Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.

Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.

За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.

— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».

Исследования ХХI века

В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).

В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.

— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.

Экспонаты будущей выставки

Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.

— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.

К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.

В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.

Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.

Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.

Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.

Евгений Олейник

Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by

7 4

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Усыпальница магнатов Радзивиллов находится под Фарным костёлом. В костёле вход в крипту найти сложно. У левой костельной стены стоит небольшая каменная тумбочка, в котрой сбоку маленькая дверца. На всякого, кто спускается в это молчаливое царство, смотрит череп на фоне перекрещенных лопаты и косы.
Само помещение крипты находится фактически выше уровня земли – на то, чтобы основать ее, Николай Криштоф Радзивилл по прозвищу Сиротка ездил получать разрешение у папы Римского. По христианскому обычаю тело должно быть предано земле, а в крипте тела остаются как бы непогребёнными. Учитывая заслуги Сиротки (он много лет путешествовал по святым землям Сирии, Египта и Палестины и был одним из первых рыцарей Гроба Господня), папа дал Радзивиллу привилей на основание усыпальницы.
К слову, это была третья гробница в Европе после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.
Несмотря на то, что в крипте есть окна и она расположена фактически над землей, туда никогда не заглядывает солнце. Говорят, это сделано проектировщиками специально, ведь в солнечных лучах можно увидеть души умерших. Хотя, скорее всего, причина вечного сумрака в слишком толстых костельных стенах.
Сиротка привез из Египта секрет бальзамирования, и все тела, что были погребены до 19 века, сохранились на удивление хорошо. Потом секрет, передававшийся по наследству, был утерян, и бальзамирование не проводили. Тела знатных усопших запаивали в цинковые или свинцовые гробы, и когда внутреннее давление достигало критической точки, процессы разложения останавливались. Правда, такие захоронения даже исследователи не эксгумировали – достаточно хотябы небольшой дырочки, чтобы тело истлело за несколько часов.
Исследования в крипте Радзивиллов проводились дважды. Первый раз в 1905 году – тогда была составлена опись и все гробы опечатали, а второй – сразу после смерти Сталина в 1953 году. По всей видимости, чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, интенсивно искали новые способы бальзамирования, пытаясь разгадать секреты Радзивиллов. Исследования проводила группа профессора Червякова. Открыли секреты или нет – история умалчивает, но известно, какое сильное впечатление произвели на исследователей великолепно сохранившиеся тела Радзивиллов, захороненные еще три века назад.
Основатель крипты и первый в ней погребенный Радзивилл – Сиртка установил два правила, которые никто не должен был нарушать. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (хотя сам же его и нарушил – у его ног саркофаг преданного слуги). Второе: все Радзивиллы погребаются в простой одежде, без украшений. Возможно, благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней и не была разграблена. Легенда гласит, что сам Радзивилл-Сиротка погребен в плаще пилигрима.
Большинство саркофагов крипты выглядит весьма аскетично: черные деревянные больших размеров гробы, лишь изредка встречаются саркофаги нв лапах грифона. Внутри каждого – деревянный или железный гроб. О том, что здесь похоронены аристократы, напоминают разве что таблички с родословными и эпитафиями и редкие кованные железные венки.
Крипта – одна из главных хранительниц несвижских легенд. Поскольку люди здесь погребались на протяжении четырех веков, среди захоронений есть немало очень странных. У каждого из них - своя незамысловатая легенда. Чаще всего их сочиняли простые люди, чтобы как-то объяснить себе и другим чудачества магнатов. Так, самый легендарный – горбатый саркофаг. Обычный гроб с огромным, в полметра, деревянным горбом на крышке. Рассказывают, что здесь похоронена юная княжна, которая замерзла в парке, ожидая возлюбленного. Ее не смогли положить в гроб, поэтому похоронили сидя. Эта прекрасная легенда была опровергнута исследователями 1953 года. В необычном саркофаге оказалась 74-летняя княгиня, на гробе – эпитафии от детей и внуков, а необычную форму саркофага создает прикрепленная к крышке гроба ваза.
Есть еще одно достаточно странное захоронение. Подальше от основных саркофагов в углу стоит нечто, напоминающее бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что сложили всё, что от него осталось, в такой вот необычный гроб и поставили в родовую усыпальницу… В 1953 году исследователи открыли крышку бочки и увидели там в растворе человеческие сердце, легкие, печень и почки. Дело в том, что с 19 века начали делать бальзамирование со вскрытием. И когда умерла жена одного из князей Радзивиллов, он запретил, чтобы сердце, которое его когда-то любило, просто выбросили. Поэтому и приказал положить внутренние органы покойной супруги в специальный раствор и поставить в усыпальнице. А на ее гробе выковать эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».
Но самая большая достопримечательность крипты – саркофаг легендарного Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку». Это совершенно обычный деревянный гроб с полуистлевшей табличкой, может даже скромнее, чем некоторые другие. Но он свидетельствует о том, что этот человек, о котором ходит столько легенд, действительно существовал. Его называли несвижским бароном Мюнхгаузеном и Казановой. Каких только преданий не донесла молва: и что возлюбленной у него была русалка, и что в Налибокской пуще он поймал черта, любил кататься на повозке, запряженной четверкой медведей. Однажды летом «Пане Коханку» устраивал бал для гостей со всей Европы. А поскольку весил он 10 пудов (160 кг), то на балу разомлел, вышел на балкон и пообещал устроить завтра в Несвиже зиму. Гости тогда решили, что князь хлебнул лишку. Наутро же вокруг замка действительно лежал снег… Хотя, конечно, это был не настоящий снег, а всего лишь соль. Жутко дорогая в те времена, она ценилась на вес золота. Солью был засыпан не только весь парк вокруг дворца, но и дорога, ведущая от замка к костелу (примерно 400 м). В тот день все гости катались на санях. А соли потом хватило Несвижу едва ли не на столетие.
Известно немало легенд о самой усыпальнице. Еще в польской монографии 1937 года «Несвиж» говорится о том, что в крипте стояло 102 саркофага. Сейчас же здесь осталось 72. Куда исчезли недостающие 30 ? На этот счет есть разные версии. Говорят, во время войны часть саркофагов была утрачена – вывезена или разграблена. А возможно, во время послевоенного ремонта крипта была несколько перестроена. В некоторых ее покоях пол отзывается слишком гулко. Такое ощущуние, что снизу есть еще один ярус захоронений. Да и настоятель костела во время и после войны (ксендз Колосовский) рассказывал о каких-то таинственных этажах и ответвлениях, в которых из-за отсутствия кислорода даже свеча не горит. Возможно, из-за этого их просто закрыли. Так или иначе, истинные масштабы крипты и количество погребенных в ней – одна из загадок, ответа на которую пока нет.
Как это печально: любое могущество, богатство и ум однажды уместятся под обычной деревянной доской. Радзивиллы состояли в браках практически со всеми королевскими династиями Европы. Четыре столетия жизни знатного беларуского магнатского рода уместились в небольшой мрачной комнате… Чувствуется в подобном захоронении непонятная сила. Кладбищенские аккуратные могилки не могут сравниться с грозными черными саркофагами. Самый крайний боковой отсек крипты – комната, в которую слабонервным лучше не заходить. Здесь покоится большая семья – 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут погребена несчастная мать Катажина (Екатерина) Радзивилл, схоронившая за жизнь 5 малолетних детей и 7 внуков (по другой версии во всех 12 гробах ее дети). Говорят, несчастная женщина всю жизнь проходила в трауре, без конца оплакивая собственных детей. Современная медицина дает этому вполне материальное объяснение – у аристократов были слишком распространены родственные связи, что и становилось причиной частой детской смертности. Говорят, проходящие возле костела в лунную ночь люди иногда слышат жуткий крик – то душа несчастной Катажины, обернувшись совой, плачет о невинных младенцах.
Самое первое захоронение под костёлом датировано 1616 годом, а последнее – 1936-м. После изгнания из Несвижа Радзивиллов крипта стала чем-то вроде памятника, заботливо оберегаемого служащими костела. Единственное вторжение сюда – комиссия 1953 года. Все настоятели Фарного костёла, сменившиеся за 60 лет, утверждают, что это место не для праздного созерцания и уж тем более не для экспериментов. Свято охраняли они родовую княжескую усыпальницу от стороннего глаза.
В 1936 году здесь был похоронен последний ординат Несвижа – Антоний Альбрехт Радзивилл. Отпевали его месяц – ровно столько длился траур между датой смерти и погребения. Будто чувствовали, что последний. Впрочем, времена меняются. Скрипта снова стала действующей. 8 июня 2000 года здесь был погребен еще один потомок великого рода. Умерший в 1999 году в Англии Антоний Радзивилл завещал похоронить свой прах в усыпальниуе предков. И правительство нашей страны дало на это разрешение, что, вероятно, было немыслимо еще лет десять назад. Так что история старейшей в Европе родовой усыпальницы продолжается…



Скорпион