Тинлей геше и рукавицын игорь. Московский буддийский центр ламы цонкапы

Несколько дней назад один из подписчиков популярного паблика «Аноним 03» опубликовал видео весьма странного ритуала на берегу Байкала.

Жители Бурятии сообщили о возможном появлении в республике очередной секты, основателя которой люди называли «Учителем». По словам анонимного автора, толпа подчинялась неизвестному мужчине, который призывал их танцевать, и они беспрекословно его слушались.

Позже ИА «Восток-Телеинформ» сообщило имя, так называемого, учителя. По их версии им оказался Геше Джампа Тинлей, представитель традиционного буддизма школы «Гелуг».

Между тем, ранее Геше Джампа Тинлей имел статус гелонга, ему нельзя было пить или иметь женщин. Однако он нарушил этот обет. Об этом узнал Далай Лама и на одном из мероприятий он прилюдно сорвал с него желтое одеяние гелонга в знак того, что он посрамил свой титул. Таким образом, тогда он себя сильно дискредитировал, - сообщило издание.

По этому поводу представитель религиозной организацией «Дже - Санкапа», которую и возглавляет Геше Джампа Тинлей, обратился в нашу редакцию, чтобы прокомментировать событие, которое было запечатлено на камеру на берегу Байкала.

На Байкале проходил всероссийский медитационный ретрит. На видео, которое было размещено - пикник. Да кто-то бежал за машиной, но вы же знаете, в буддизме есть понятие преданность и уважение духовному наставнику, - прокомментировал представитель религиозной организации.

Также нам ответили и про нарушение обета:

Это все ложь!

В связи с этим, мы обратились за комментарием в комитет по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив при администрации главы и правительства Бурятии. И вот, что там нам ответили.

Любая религиозная организация действует в правовом поле. Существует закон, по которому каждый гражданин вправе выбирать веру и форму поведения - поклонения, обеты и т.д., - ответил Михаил Харитонов, заместитель руководителя администрации главы республики по развитию гражданского общества. - Деструктивными могут быть признанны организации, если их деятельность будет носить экстремистский характер. Но для того, чтобы назвать религиозную организацию таковой, необходима серьезная экспертная работа, и в дальнейшем все решит суд. Судебная практика показывает, что такие процессы происходят. Одно из последних -

Недавно, с выходом моей новой книги "Шаматха и махамудра", у всех моих учеников появилась хорошая теоретическая основа для развития однонаправленной концентрации. Теперь я бы хотел, чтобы члены всех моих центров по всей России раз в неделю собирались вместе и развивали однонаправленную концентрацию - медитировали на развитие шаматхи. В общем собираться в центрах можно 2-3 раза в неделю, но одну из таких встреч обязательно нужно посвящать развитию сосредоточения. В начале сессии читайте молитву и далее приступайте к медитации. После этого обсуждайте как прошла ваша медитация, каков объект медитации, с какими трудностями вы сталкиваетесь и т.д. Таким образом люди будут развиваться. Кроме этого вспоминайте, каковы ошибки медитации и как они устраняются. Это важно помнить всем. Так в любой области: если вы не знаете ошибок, то вы не добьетесь прогресса. Поэтому, чтобы добиться развития в любой области сначала вам необходимо знать, какие ошибки вас подстерегают и каковы противоядия для устранения этих ошибок. И далее, если вы будете постепенно устранять эти ошибки - сначала грубые, далее среднее и в конце самые тонкие, то вы добьетесь нужного прогресса. Итак, в течение многих лет я говорил вам: "Не медитируйте слишком много." Теперь же я говорю: "Медитируйте! Для этого у вас вся необходимая теория".

Также, кроме коллективных практик в центре, занимайтесь развитием сосредоточения в повседневной жизни. Тогда интенсивная медитация на Байкале станет для вас более эффективной.

Итак, готовьтесь!

В среду я встречался с учеными из новосибирского академгородка, и они мне рассказали, что существует особое устройство, которое способно оценивать, есть ли у человека способности к концентрации. Для меня такое устройство было бы очень полезно, я бы хотел проверить, кто обладает большим потенциалом к развитию однонаправленной концентрации.

Также мы с учеными обсудили постройку специального дома для научного исследования ума на территории байкальского медитационного центра. Я высказал им свою точку зрения по поводу того, что в настоящее время ученые уже пришли ко всем возможным открытиям в отношении материи и теперь наука находится в тупике. "Теперь вы хотели бы изучать Марс, Юпитер и т.д. Если вы что-нибудь открываете в этой области, это хорошо, но если нет, ничего страшного. Эти планеты чрезвычайно далеки от вас. Но что касается ума, мы его используем все время и в этой области открытия нам просто необходимы", - сказал я.

Наука очень слабо представляет, что такое ум. Многие ученые думают, что ум это мозг, но это очень плохое понимание ума. Я им привел пример, что электрический ток это не компьютер. Если ток заканчивается, компьютер становится мертвым. И точно также мозг подобен компьютеру и без тока сознания мозг мертв. Поэтому я им сказал с уверенностью на сто процентов, что ум это не мозг. Если развивается ум, то также развивается и мозг. "Так, проводите исследования, анализируйте и вы сможете обнаружить много полезного для человеческого общества". Ученые же хотели бы заниматься такого рода исследованиями и собрать побольше информации о том, к каким изменениям в теле и мозге способна привести медитация.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей - духовный наставник Московского буддийского центра ламы Цонкапы

За годы своей деятельности в России в качестве духовного представителя Его Святейшества Далай-ламы, а затем - советника по делам культуры и религии Тибета, геше Тинлей во многом способствовал возрождению и развитию буддизма в традиционных регионах его распространения (Калмыкия, Бурятия, Тува). С годами у него стало появляться все больше учеников и в ряде городов Сибири и европейской части России, в результате чего в них также образовались буддийские центры.Геше Тинлей неустанно путешествует по стране с лекциями по буддийской философии и практике. Являясь убежденным последователем традиции ламы Цонкапы, он дает своим ученикам подробное и всесторонее учение по Этапам пути к Просветлению (Ламрим), уделяя наибольшее внимание «трем основам пути», без которых невозможно достичь состояния будды, - отречению, бодхичитте и познанию пустоты. Помимо философских знаний, геше Тинлей также дает практические наставления по буддийской медитации; под его руководством проходят коллективные и индивидуальные ретриты (затворничества) по Ламриму и предварительным практикам (нендро).Геше Тинлей является духовным руководителем ряда буддийских центров традиции Гелуг, в том числе, Московского буддийского центра Ламы Цонкапы, центра «Зеленая Тара» в Улан-Удэ, центра «Ченрези» в Элисте, центра «Манджушри» в Кызыле, центра «Тара» в Омске, центра «Атиша» в Иркутске, центра «Майтрейя» в Новосибирске, центра «Тушита» в Уфе, центра «Пунцог Чопел Линг» в Ростове-на-Дону.Геше Тинлей - автор опубликованных на русском языке книг «Живая философия и медитация тибетского буддизма» (1994), «Буддийские наставления» (1995), «К ясному свету» (1995), «Шаматха» (1995), «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» (1995), «Тантра - путь к пробуждению» (1996), «Сутра и тантра - драгоценности тибетского буддизма» (1996), «Мудрость и сострадание» (1997), «Комментарии на краткую практику Ямантаки» (1998), «Ум и пустота» (1999), «Бодхичитта и шесть парамит» (2000) и др. Издательство «Цонкапа», созданное на базе Московского буддийского центра ламы Цонкапы, готовит к изданию ряд новых книг геше Тинлея, основанных на уникальном и ценнейшем для каждого буддийского практика материале прочитанных им лекций.Геше Джампа Тинлей является одним из наиболее значимых буддийских учителей современной России. Он - высококвалифицированный мастер как в буддийской философии, так и в медитации. Линия преемственности передаваемого им учения не прерываясь проистекает от самого Будды Шакьямуни и включает в себя таких великих наставников Индии и Тибета, как Падмасамбхава, Атиша, Миларепа и лама Цонкапа. Его непосредственными учителями являются выдающиеся духовные мастера современности: Его Святейшество Далай- лама XIV , геше Нгаванг Даргье, Панор Ринпоче, геше Намгьял Вангчен и др.Большую часть времени геше Тинлей проводит в Москве, передавая буддийское учение и помогая личным советом.

Во время визита Далай-ламы XIV в Калмыкию в конце 2004 года Геше Джампа Тинлей вернул ему свои монашеские обеты гелонга, принятые им в 25-летнем возрасте. С того момента геше Тинлей продолжает свою деятельность в качестве проповедника-мирянина. Женат. Есть дочь.

В буддизме учителя традиционно почитаются наравне с Буддой .

В «Большом руководстве к этапам Пути Пробуждения» Чже Цонкапы сказано:

«Для осуществления Освобождения ничто не имеет большего значения, чем Учитель.

И в мирских делах видим: работу должным образом не выполнишь без мастера-наставника.

Так разве сможешь, только что придя из дурной участи, ходить без Учителя по ещё не хоженой земле?!


Рассылка «Новости буддизма в Санкт-Петербурге»

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(0, 0, 0, 0); padding: 5px; width: 200px; max-width: 100%; border-radius: 9px; -moz-border-radius: 9px; -webkit-border-radius: 9px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 190px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
Чтобы получать свежие новости и тексты учения на свой email.

КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БУДДИЙСКИМИ КНИГАМИ


Дхарма – Учение Будды – священное лекарство, которое помогает и Вам, и другим избавляться от страданий. Поэтому ко всем текстам, содержащим Учение Будды, на каком бы языке они ни были написаны, надо относиться с уважением. Не следует класть их на пол или стул, ставить на них какие-либо предметы – даже изображения Будды. Нельзя слюнявить пальцы, переворачивая страницы. Хранить тексты Дхармы полагается на алтаре или другом почетном месте. Если надо избавиться от испорченного или поврежденного священного текста, лучше сжечь его, чем выбросить в мусорное ведро. Подобным же образом рекомендуется почитать священные тексты других религий.


Предисловие.


Эта книга составлена по материалам лекций досточтимого Геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Кызыле в 2008–2009 годах. В этих лекциях автор касается нескольких важных тем буддийского учения: кармы, четырех благородных истин, методов развития шаматхи и пр. Об этих темах можно говорить как о гранях алмаза буддийской мудрости, потому что для человека, понимающего их цель и смысл, они не являются разрозненными. Все эти темы и практики предназначены для более глубокого познания и укрощения нашего ума.

Все наши разочарования, неудачи, неуверенность и боль, согласно учению Будды, проистекают из одного корня – ума, который настолько привык создавать ложные проекции и запутался в них, что вовсе потерял связь с реальностью мира и собственной природой. В этой книге досточтимый Геше Джампа Тинлей рассказывает своим тувинским ученикам о том, как, применяя на практике различные аспекты буддийского знания, сделать свой ум здоровым (радостным и свободным от заблуждений), как приблизиться к познанию истины.

Многие буддийские советы, даже касающиеся формальной практики медитации, имеют параллели – возможности применения этих знаний и методов тренировки в повседневных жизненных ситуациях. Это помогает понять, насколько универсальным является учение Будды. Оно предназначено не для создания какого-то особого духовного измерения, позволяющего отдохнуть от раздражающей и угнетающей российской повседневности: семейных ссор, кризиса, грубых начальников или нерадивых подчиненных. Оно позволяет действительно преобразовать эту повседневность, сделать ее духовной, исполненной высшего смысла.

Не случайно автор пересматривает такие понятия, как «высокий уровень жизни», «жить полной жизнью» и пр. Смысл этих понятий для россиянина зачастую обусловлен рекламными образами красивого и беззаботного существования. Тому, кто опьянен этими образами счастья, сложно объяснить, что природа наших желанных объектов – страдание и что истинно высокий уровень жизни обретается иным путем.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей сказал о себе однажды, что он не из тех учителей, которые вдохновляют посвящениями и учениями о высших реализациях, но из тех, что опускают учеников на землю, показывая им их реальную ситуацию. Этот подход можно назвать практичным и очень «земным». Для российских учеников, склонных воспарять в облака и использовать учение Дхармы для увеличения своей запутанности, такой подход представляется наиболее полезным. Тем не менее Учитель предостерегает учеников и от другой крайности – недооценки собственных способностей. Он показывает, как, например, искренняя и чистая практика пяти сил (одна из основных практик в системе учений по тренировке ума, лоджонгу) может стать кратчайшим путем к освобождению от сансары.


Глава 1. Сделайте свой ум здоровым.

1.1. Укрощение ума – путь к счастью


Получайте это учение с намерением укротить свой ум, сделать его более здоровым. Породите определенный уровень убежденности в том, что лучший метод решения проблем, а также обретения счастья – это укрощение ума. Все другие методы, которые мы использовали на протяжении бесчисленных жизней, неэффективны. Все они были направлены на то, чтобы кем-то стать, что-то обрести или куда-то уехать. Ради достижения этих целей в своих предыдущих жизнях мы много раз получали образование, т. е. изучали экономику, политику и другие науки. В одной из своих предыдущих жизней мы, возможно, пытались создать ракету и улететь на ней далеко-далеко, но так и не решили своих проблем. Если мы не излечим тот больной ум, который имеем сейчас, то, ку да бы мы ни поехали, наши проблемы отправятся вместе с нами.

Вы должны понимать, что основная причина всех страданий состоит в том, что наш ум болен. Пораженный болезнью омрачений, он мыслит нездоровым образом. Из-за нездоровых мыслей мы совершаем нездоровые действия, которые делают несчастны ми других людей, а также нас самих. Насколько более здоровым станет после получения учения ваш ум, ровно настолько вы буде те счастливее сами и сможете делать счастливыми других. Если вы исследуете, то обнаружите, что большую часть проблем в нашей жизни мы создаем себе сами. Может быть, десять или двадцать процентов неприятностей возникает Из-за внешних физических условий, а восемьдесят процентов обусловлены нашим мышлением. «Он говорит то… Она говорит это… Может быть, на самом деле все вот так», – проблемы возникают Из-за такого нездорового образа мыслей.

Что бы вы ни имели, Из-за искаженного мышления вам всегда этого мало, потому вечно возникают какие-то проблемы. Если чего-то нет – у вас проблема, если это появляется – вы все равно остаетесь неудовлетворенным. Например, женаты вы или холосты – и то и другое воспринимается вами как проблема. Даже золото и бриллианты не защитят вас от бед, если вы не вылечите свой больной ум. Ведь эти материальные ценности не избавляют вас от болезни омрачений.

Иметь здоровое мышление и при этом маленькую зарплату – очень хорошо. А если к тому же зарплата хорошая – еще лучше. Если вы замужем – вы счастливы, а если нет мужа – вы также до вольны жизнью. Иногда люди думают, что им нужно обрести что-то во внешнем мире, чтобы стать счастливыми, но это неправда. Если вам удалось чуть-чуть подлечить свой ум, то даже чай без молока или кусок хлеба без колбасы покажется вам очень вкусным. Это действительно так. Когда ум здоров, что бы мы ни ели, все становится полезным и вкусным.

Ученые проанализировали связь между ментальным и физическим здоровьем и пришли к выводу, что человеку со здоровым умом любая еда дает особую энергию. Когда ум нездоров, даже из очень хорошей еды мы не способны извлечь ее сущность – питательные вещества. Когда в горах Тибета медитируют йогины, ум которых здоров, они способны извлекать сущность даже из простой воды, поэтому живут долго. Вдыхая воздух, они извлекают сущность воздуха, поэтому сохраняют крепкое здоровье, имеют сильный иммунитет.

Нездоровый ум порождает нездоровые мысли, которые не дают вам покоя. А какой смысл становиться каким-то важным человеком, если ум болен? Даже если вас изберут президентом и ваше имя будет у всех на слуху, ваш ум останется прежним. В таком случае вы не будете счастливы и на этом посту, не сможете спать спокойно. Если вы всего лишь надели дорогой галстук, но не изменились внутри, тогда нет разницы, какой вы занимаете пост. Но если вы сможете излечить свой ум, приняв подобный лекарству нектар Дхармы, тогда отпадет нужда так заботиться о своем статусе и репутации.

Куда бы вы ни отправились с этим больным умом, у вас всегда будут проблемы. Один ученик сказал своему наставнику: «Я хочу родиться в чистой земле». Учитель ответил: «С таким больным умом даже в чистой земле ты не будешь счастлив». Во-первых, вы не сможете попасть в чистую землю, но даже если попадете, Из-за такого состояния ума вы не обретете там счастья.

Но если ваш ум укрощен, вам нет необходимости куда-то уезжать. Вы будете счастливы везде, где бы ни находились. Геше Лобсанг Тхубтенбашкы не хочет никуда уезжать, ему нравится находиться здесь, в Кызыле. Я даже уговаривал его отправиться в Европу, Канаду, но он спросил: «Зачем?» – «Отдыхать!» – «Какая разница, где отдыхать?» У него есть родственники в Канаде, и они просили его приехать к ним пожить, но он отказался. Когда ум укрощен, ему очень приятно находиться даже здесь, в Туве, в маленьком городе Кызыле, где нет железной дороги.

В прошлом мастера Тибета, а также тувинские мастера, достигнув определенной степени укрощенности ума, оставались дома, им очень нравилось там находиться. Они не стремились никуда уходить, потому что их дом был для них самым счастливым местом. А если вы не обуздаете свой ум, то, находясь в Кызыле, вы захотите уехать в Красноярск, Новосибирск или Москву, но там вы начнете скучать по Кызылу и рваться домой. Так можно проездить всю жизнь туда-сюда, оставаясь несчастным всюду. Это болезнь – метаться туда и обратно, быть неспособным усидеть на одном месте. Укрощайте свой ум, развивайте его – в этом и заключается суть буддийской практики.

От составителей

Эта книга составлена по материалам лекций живущего в России тибетского учителя геше Джампа Тинлея, прочитанных им в Москве в 1997-98 гг. Лекции связаны с основными темами буддийской философии – теорией достоверного познания и концепцией пустоты, или истинного видения реальности.

Автор книги дает представление о взглядах четырех философских школ буддизма, постепенно подводя читателя к точке зрения высшей из них –Мадхьямики Прасангики. Все разъяснения основаны на традиционном для буддизма точном логическом анализе в сочетании с доступными и яркими примерами.

При подготовке книги мы обращались к трудам признанных тибетских мастеров буддийской философии(Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, Джамьяна Шепа, геше Лобсанга Гьяцо и геше Рабтена), а также к работам авторитетных западных исследователей буддизма, таких, как профессор Джеффри Хопкинс. Одновременно мы постарались сохранить живой авторский стиль лекций геше Тинлея.

Учитывая тот факт, что система перевода буддийской терминологии на русский язык еще не окончательно разработана, мы допускаем, что в книге могут обнаружиться те или иные неточности. Заранее просим за это прощения.

Выражаем благодарность членам Московского буддийского центра ламы Цонкапы, которые выступили спонсорами данной публикации.

На подготовку этой книги мы затратили почти полтора года, и она далась нам не без труда. Надеемся, что она принесет пользу всем тем, кто интересуется буддийской философией, и посвящаем ее счастью и благоденствию всех живых существ.

Майя Малыгина,

Ксения Степаненко,

Сергей Хос

Апрель 1999 года


Часть 1. ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКИ УМА


Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный вопрос. Когда вы поймете, что такое ум и сможете использовать самый тонкий его уровень, то будете обладать самой мощной силой на свете. Наука открыла, что элементарные частицы обладают наибольшей мощью. Точно так же тончайший уровень ума наделен наибольшей силой. Но если вы не знаете, что такое грубый уровень, то как вы можете воспользоваться более тонким? Когда у меня не было точного представления о том, что такое электрон и протон, моя точка зрения на этот счет менялась день ото дня в зависимости от того, что рисовало мое воображение. Точно так же, если у вас нет представления о том, что такое тончайший уровень ума(ясный свет), то ваше представление об этом будет меняться каждый день.

Будда Майтрейя дал очень подробное учение об уме в Уттаратантре, которая относится к разделу Сутры. В этом учении он детально рассмотрел, как привести ум к состоянию будды и в чем причины обретения состояния будды. Также я воспользовался и другими аутентичными учениями, в том числе учением ламы Цонкапы, и решил дать их вам в сжатой форме. Когда вы получаете учение, очень важно знать, из какого источника оно исходит. Тогда, если у вас возникнут сомнения, вы сможете обратиться к коренным текстам, или буддийским первоисточникам, и проверить, правильно или нет то или иное утверждение. Учение, которое ведет вас в неправильном направлении, никогда не будет полезно для вашей практики. Неправильная теория ведет к неправильной практике, а это в свою очередь дает неправильный результат.

Итак, вначале мы поговорим о том, что такое ум. Некоторые люди полагают, что ум – это мозг, или нечто материальное. Говоря об уме, они имеют в виду"содержимое" мозга. Когда европейцы говорят: "Ну, подумай сам!", "Ты в своем уме?" и тому подобные вещи, они обычно дотрагиваются до головы, считая, что ум находится именно там. Кстати, тибетцы в таких случаях обычно указывают на середину груди, то есть на сердечный центр. Для этого есть свои основания.

Я не буду рассуждать о том, что думает об уме психология и другие науки, поскольку мало в этом разбираюсь. Моя специальность – буддийская философия. Поэтому я буду говорить об уме с точки зрения буддийской философии. А вы должны составить свое собственное мнение о том, что же такое ум, рассмотрев этот вопрос как с буддийской, так и с других точек зрения. Будда говорил: "Не принимайте мое учение на веру, вначале не исследовав его".

У ума есть три характеристики. Они являются определениями ума. Зачем нужны определения? Некоторые объекты недостаточно ясны для нашего восприятия. Это объекты, которые мы не можем увидеть непосредственно, собственными глазами. Для того, чтобы понять, что представляют собой такие объекты, надо дать им точное определение. Определение дается не для того, чтобы поспорить и в ходе дискуссии кого-нибудь победить. Это неправильный подход. Дискуссии нужны для того, чтобы получить более полную картину предмета изучения. И в конце концов ваше понимание будет настолько точным, что в ходе диспута вы сможете давать абсолютно четкие и безошибочные определения.

Вот три характеристики ума:

1) сущность ума не имеет формы;

2) относительная природа ума есть ясность;

3) ум обладает функцией познания.

Каждая из этих трех характеристик устраняет некоторое заблуждение, касающееся ума.

Первая характеристика, которая гласит, что сущность ума бесформенна, устраняет заблуждение о том, что ум – это мозг. Мозг – это нечто субстанциональное, вещественное. Поэтому он не может быть умом. Мозг не переходит в следующую жизнь. В утверждении, что ум – это мозг, можно обнаружить много логических ошибок. Тогда было бы очень просто, к примеру, устранить из ума гнев. Вы бы просто нашли в мозге клеточку, которая вызывает гнев, и удалили ее. А клеточку, которая отвечает за мудрость, – увеличили. Есть много других примеров ошибочности утверждения о том, что ум это мозг. Тем не менее, ум функционирует в зависимости от мозговой деятельности, и об этом мы поговорим позднее.

Вторая характеристика, утверждающая, что природа ума есть ясность, устраняет заблуждение некоторых небуддийских школ, считающих, что гнев и другие негативные состояния заложены в природе ума и не могут быть от него отделены. Исходя из этого, они полагают, что достижение нирваны невозможно. Буддизм же говорит, что природа ума ясна по своей природе так же, как вода сама по себе чиста. Как бы ни была грязна вода, по своей природе она чиста, и это позволяет ее очистить, поэтому самая грязная вода может стать самой чистой. Точно так же, согласно буддизму, в природе ума нет омрачений. Она нейтральна. Сострадание также не заложено в природе ума. Но в отличие от негативных эмоций, которые не имеют под собой достоверной основы и не могут развиваться до бесконечности, такие качества как любовь и сострадание обладают достоверной основой и способны к бесконечному развитию(например, сострадание Будды безгранично). Буддизм говорит, что если бы гнев был в природе ума, то тогда чело век был бы вынужден находиться в этом состоянии все время. Но по собственному опыту мы знаем, что иногда мы злимся, а иногда бываем очень сострадательны. Все зависит от ситуации... Отсюда мы можем развить в себе убеждение, что полностью очистить ум от заблуждений действительно возможно.

Что такое освобождение? Оно подобно превращению грязной воды в чистую. В настоящий момент мы сравниваем ум с грязной водой, но если удалить грязь, то вода станет чистой. Чистота воды не приходит откуда-то извне. Она присутствует в ней, несмотря на то, что вода грязна. И когда вода грязна, в ней уже присутствует чистота. Такой же анализ применим и к уму. Наш ум, полностью освобожденный от омрачений, называется"умом, достигшим освобождения, или нирваны".

Состояние будды означает не только достижение освобождения, но и реализацию всех благих качеств. Если продолжить аналогию с водой, то одного очищения воды недостаточно. Вы должны превратить ее в нектар, то есть накопить все причины для достижения состояния будды и развить в себе все благие качества.

Природа будды, то есть потенциал для достижения состояния будды, присутствует в нашем уме всегда, даже когда мы испытываем гнев или другие негативные состояния. Это не означает, что когда вы сердитесь, вы – будда. Грязная вода не чиста. Точно так же ваш ум не чист. Но природа ума чиста и ясна. Иногда люди не понимают этого и говорят, что они стали буддами, потому что у них природа будды. Это неправильно.

Третья характеристика – это функция познания. Когда пред умом предстает какой-то объект, он его познает. С буддийской точки зрения трава, деревья и другие растения не обладают сознанием, потому что у них нет этой способности к познанию. Возможно, в них происходят различные химические реакции, но это еще не сознание. Некоторые небуддийские школы Индии считают, что у растений есть сознание, на том основании, что когда вы дотрагиваетесь до листьев, они сжимаются. Буддизм с этим не согласен.



Скорпион