Кто представлял утопические идеи эпохи возрождения. Социальные утопии эпохи возрождения. Материалы для подготовки

Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.

Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых.

Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста, политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам.

Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, т.е. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.

перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 г. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 г. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье.



Онтология . Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют».

Социальная философия . Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. Если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им.

Итак, Возрождение – это эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве.

Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Они призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, т.е. быть свободным.

Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины.

Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики.

Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств.

В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса – это эпоха начала перехода от господства веры к господству разума.

Контрольные вопросы

1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса ?

2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы?

3. Раскройте этическое учение М. Монтеня.

4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом?

5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера.

6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина.

7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме?

9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь».

10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»?

11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли?

12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения?

13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому?

14. Что такое пантеизм?

15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Вариант №11

    Вопрос: Дайте характеристику социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора или Т. Кампанеллы)?

    Вопрос: Каков взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия?

1 Вопрос: Дайте характеристику социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора или Т. Кампанеллы)?

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрож-дение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление веду-щих деятелей этого времени возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не рес-таврацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвра-титься в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой прихо-дится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой Культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно Эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, Потому, что она является мостом к системе общественных отношений и Культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо-мики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отно-шения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и Гуманизма.

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, де-ятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог, а человек. Бог-начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дат миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не моя ли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы" Основная ставка делается не на помощь Божию - «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Важным элементом мировоззрения является также куль творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценили невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания - размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек - это телесное существо. И тело - это не «о вы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Кра-соты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.

Философские учения утопия возрождения

Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не оставалось от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.

Самое большее, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека.

а) Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478 - 1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516г. под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии", поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. Общество разделено на семьи, но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.

Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: "Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни". Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим "духовным удовольствием".

Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.

б) Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его "Государстве".

В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.

Описания никогда не существовавших стран и районов, где чело­век счастлив и беззаботен, земля щедра и обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение изначально присущее людям стремление к золотому веку всеобще­го равенства, братства, любви и благоденствия.

Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают твор­чество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. "Рай" и "Божественная комедия" Данте, где воплощен идеал автора - патриархальная Флоренция прошлого; Телемская обитель в "Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле; "Сон в лет­нюю ночь" и "Буря" Шекспира; утопия из "Дон Кихота" Серван­теса; страна гуигнгнмов в "Путешествии Гулливера" Свифта - все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия 2 .

Томас Мор "Утопия"

Развитие утопической мысли неизбежно определялось политиче­ской, социально-исторической ситуацией, в Средние века - преж­де всего волнениями крестьянской и городской бедноты. В XV- XVI вв. с зарождением буржуазии формируется новое, гуманисти­ческое мировоззрение. Гуманисты - предшественники будущей

1 См.: Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калинин­
град, 2000. С. 8-85.

2 См.: Семибратова И. Путешествие по странам мечты // Зарубежная фантастическая
проза. М., 1989. С. 5-16.


эпохи Просвещения - верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды "отцов церкви" на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и пра­во каждого на свободное бытие 1 .

Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении ан­глийского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора (1478-1535) - его знаменитом сочинении "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государ­ства и о новом острове Утопии" (1516).

Во второй части этой книги автор подробно знакомит читателя с тщательно разработанной моделью общественного строя, при ко­тором нет частной собственности и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществле­ны производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до шести часов; граждане Утопии освобождены от вы­полнения наиболее тяжелых работ.

Если более детально обратиться к выделяемым в современной социальной политике направлениям - так, как мы могли бы про­анализировать социальную политику какой-либо из современных стран, то можно отметить предложения автора "Утопии" для сфе­ры здравоохранения, системы образования, в решении проблем занятости и безработицы, обеспечения старости, семьи и т.д.

Итак, здравоохранение в Утопии отличается прежде всего сво­ей бесплатностью. Мор описывает больницы как просторные белые здания со знающими и заботливыми врачами и персоналом. Любой гражданин Утопии при обнаружении симптомов той или иной бо­лезни может по своему желанию совершенно безвозмездно лечить­ся в них.

Образовательная политика государства прежде всего нацелена на развитие наиболее одаренных представителей населения. В еже­дневном расписании, едином для всех жителей Утопии, вьщелены специальные часы для занятий, которые проводятся в форме лек­ций. Посещение подобных занятий обязательно для отобранных членов общества, но также свободно и для всех желающих.

1 Семибратова И. Указ. соч. С. 5-16.

В Утопии поддерживается полная занятость населения. Это зна­чит, что все население трудоспособного возраста и способное тру­диться занято в общественном производстве. Безработица в Утопии не существует. Для всех жителей находится работа, отказ от работы рассматривается как тунеядство. К числу трудоспособного населе­ния относятся все, достигшие соответствующего возраста, за исклю­чением калек (которым, впрочем, тоже находится общественно по­лезное занятие), больных и некоторых других категорий. Рабочий день длится всего шесть часов, но, по утверждению Мора, этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности государст­ва в продуктах и произвести даже некоторый излишек.

Жители Утопии не боятся старости. Главным в семье по закону является самый старший. Старики получают такие же права на жи­лье и пищу, как и остальные члены общества.

Итак, сущность социально-экономической политики в Уто­пии заключается в том, что благосостояние государства целиком и полностью определяет благосостояние каждого его члена. Госу­дарство опекает своих граждан во всех сферах жизнедеятельности, будь то семья, здоровье, средства к существованию, образование или занятость.

Завершая краткое рассмотрение утопического проекта Т. Мора и его идей относительно социального благоустройства жизни гра­ждан, отметим, что этот проект, так же как и другие утопические программы, во многом предвосхитил и даже подготовил будущие модели социальной политики патерналистских систем социально­го обеспечения.

"И наш век, и последующие века сочтут его историю школой верных и полезных начал, из которой каждый сможет брать и при­спосабливать перенятые установления к собственному своему госу­дарству, ведь в книге своей Мор показал нам образец блаженной жизни и дал наставление, как жить", - писал один из современни­ков Т. Мора 1 .

Томмазо Кампанелла "Город солнца"

Немалый вклад в развитие жанра социальной утопии внес итальян­ский философ и писатель Джованни Доменико Кампанелла (1568- 1639), принявший в монашестве имя Томмазо. Написанная в 1602 г.

1 Вступительные письма // Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 93-94.

3.2 Философия социальной политики. Концептуальные основы социальной политики

Согласно идее Кампанеллы, в идеальном обществе собствен­ность должна быть упразднена; труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до четырех часов; огромное внимание уделяется раз­витию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках ученых. Община берет на себя и ответ­ственность за воспитание детей. Общественное воспитание детей в государстве Кампанеллы осуществляется сначала с помощью игр. Затем обучение соединяется с трудом в процессе освоения различ­ных ремесел.

По замыслу автора, все в городе солнца призвано поставить людей в одинаковые условия, благодаря чему им становится чуж­да жадность, неведомы богатство и бедность. Кампанелла вслед за Платоном раскрепощает женщину. Свободная во всем, она зани­мается трудами и науками наравне с мужчинами, за исключением тяжелых работ.

Новое время. Томас Гоббс "Левиафан"

Значительный вклад в развитие идей социального реформирова­ния и понимание возможностей социального благоустройства вне­сли работы мыслителей эпохи Просвещения.

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ, один из зна­менитых создателей теории общественного договора, в своей рабо­те "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковно­го и гражданского" (1651) размышляет о справедливом устройстве государства.

Философ ставит вопрос о государственной благотворительности, видя в ней необходимое условие справедливого государственного управления: "Если многие люди вследствие неотвратимых случай­ностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворитель­ности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как бьшо


Глава 3 История социальной политики

бы жестокостью со стороны кого-либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно также было бы жестокостью со стороны суверена - государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности" 1 .

Важное значение для справедливого устройства государства имеет "равномерное налогообложение". Равенство последнего, по мысли философа, зависит не от равенства богатства, а от равенст­ва долга каждого человека государству за свою защиту. "Равенство обложения определяется скорее равенством потребления, - пишет Гоббс, - чем богатством тех лиц, которые одинаково потребля­ют. Ибо на каком основании должен бы быть более обременен тот, кто работает много и, сберегая плоды своего труда, мало по­требляет, чем тот, кто живя беспечно, мало приобретает и расхо­дует все приобретенное, в то время как один получает не больше защиты от государства, чем другой? Когда же налогами облагает­ся то, что люди потребляют, тогда всякий платит соразмерно сво­ему потреблению и государство не терпит убытка от расточитель­ности частных лиц" 2 .

Реферат

Самое большее, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека. а) Первый утопист эпохи...

Социальные утопии эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь Белорусский государственный аграрный технический университет Кафедра философии и истории

Реферат На тему: Социальные утопии эпохи В озрождения

Выполнила студентка 1 курса Группа 83 И М Зимовская М.

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

2. Философские учения, утопия Возрождения Литература

1. Основные черт ы мировоззрения человека эпохи В озрождения

Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дает миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы» Основная ставка делается не на помощь Божию — «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Важным элементом мировоззрения является также куль творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценили невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не «о вы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.

2. Философские учения , утопия В озрождения

возрождение антропоцентрический утопизм ренессанс Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не оставалось от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.

Самое большее, что было в этой области до сих пор, — это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека.

а) Первый утопист эпохи Ренессанса — это Томас Мор (1478−1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516 г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.

На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка.

Общество разделено на семьи, но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.

Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: «Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни». Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим «духовным удовольствием».

Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.

б) Другой представитель возрожденческого утопизма — Томмазо Кампанелла (1568−1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602 г. под названием «Город Солнца» Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю..

В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они — абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскармливания грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.

Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.

Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случки лошадей и собак очень следят за их породой, а при случки людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. «Начальник деторождения», подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейшей наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом — в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства, а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, хотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.

У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же — это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.

1. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. — М., 2001.

2. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

3. Философия (полный курс). — М., Р-н/Д., 2004.

4. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

5. Введение в философию. В 2 т. — М., 1989.

6. Горбачев В. Г. Основы философии. — Брянск, 2002.

7. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969−1972.

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Кампанелла.

Итальянский философ и писатель. Был убежден, что природа должна реконструироваться не по трудам Аристотеля, а изучаться имманентно(остающийся внутри границ возможного опыта). Отстаивал тезис "двойного откровения" – природы и Священного писания. В своей теории метафизики главными первоначалами бытия определял мудрость, мощь и любовь. Свой план преобразования общества изложил в романе-утопии "Город солнца". Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. Личная собственность, чрезмерное богатство и бедность не существуют, т.к. никому не разрешается иметь сверх необходимого. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. Могущество, Мудрость и Любовь - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие».

Макиавелли.

Итальянский мыслитель, государственный деятель. Автор первой нерелигиозной концепции истории, согласно которой общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. Характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Вdел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимание на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требует так называемые "высшие государственные интересы". Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. Основополагающей особенностью всякого общества полагал жестокую конкуренцию между людьми. По М, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый соц институт. Его утопия "Государь" - трактат, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

«Всякий видит, чем ты кажешься, не каждый знает, кто ты на самом деле»

Томас Мор.

Английский гуманист, писатель, гос деятель. Автор "Утопии" – книги об идеальном обществе и государстве. Европейскому обществу 16 века с его острыми соц проблемами противопоставлен общественный строй, в котором не существует частной собственности. Должностные лица избираются народом, мужчины и женщины имеют равные права, нет места религиозной нетерпимости и аскетизму(образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание). Государство в лице Сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. Все люди трудятся, и в этом, по мнению Мора, главная причина счастья и изобилия утопийцев. В "Утопии" отражено гуманистическое убеждение в том, что человек рожден для счастья.



Природа