Религия как 1 из форм культуры. « Религия как одна из форм культуры». Сделай три вывода из приведённых данных

Cлайд 1

Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать», «соединять» ВЕРА ОБРЯДЫ МОЛИТВА Роль религии в жизни общества Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА Свобода совести, свобода вероисповедания право самостоятельно выбирать религию атеизм Формы религий ранние национальные мировые

Cлайд 2

Рели гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

Cлайд 3

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые деёствия, каждый элемент которых наполнен религиозным смысломи отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

Cлайд 4

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная - создание среды общения; ♦ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

Cлайд 5

Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Cлайд 6

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования

МетоМетодическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию

Тема: «Религия как одна из форм культуры»

Разработала:

Преподаватель Орлова Т.И

2013

Методическая разработка имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в помощь классному руководителю. Цель написания данной методической разработки: оказание помощи при подборе материалов и их систематизации, предложение фотографий и репродукций, ход урока и слайды.

Компьютерный набор: Орлова Т.И.

Введение.

Основная часть.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

В рамках дисциплины «Обществознание» одной из тем раздела духовная сфера общества изучается тема «Религия», в нашем современном обществе государство данной теме придаёт не маловажное значение. Связано это с тем что нет ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои следы зримые и прекрасные. Многие памятники по решению ЮНЕСКО являются общемировыми: храм Василия Блаженного, собор Нотр Дам де Пари, собор Парижской Богоматери устремленные в небо купола церквей и т. д. торжественное духовное песнопение красота икон и буддийских храмов… это и есть вещное общепринятое человечеством проявление религии.

Актуальность данной работы заключается в том, что молодое, подрастающее поколение, в поисках истины не редко обращаются к истокам религии, ища смысл своего существования. Именно знакомство с основами религиозных направлений могут помочь в преодолении жизненных невзгод и неурядиц. Подлинную суть религии и может постигнуть сам человек, соприкасаясь с духовным богатством религии. Религия всегда отражала общественные отношения, поэтому в самые сложные и трагические периоды истории в разных государствах происходит резкий всплеск интереса к религии.

Необходимо донести на уроках обществознания и на внеклассных мероприятиях роль религии в жизни общества и человека.

Цель написания методической разработки - оказание помощи преподавателю в проведении урока по теме «религия как одна из форм культуры», на основе систематизированного и отобранного материала. В сопровождении слайдов.

Религия как одна из форм культуры

…Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога .

Н. Гумилёв

(слайд №1)

Тип урока : урок – исследование с элементами проектной деятельности и

использованием мультимедийной презентационной технологии.

Цели урока :

Обучающая:

  • Определить роль религии как одной из форм культуры.
  • Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
  • Научить студентов анализировать и обобщать полученную информацию, составлять проекты и презентации по теме урока.

Воспитательная:

  • Подвести студентов к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
  • Сформировать отношение к религии, религиозному сознанию, толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Развивающая:

  • Способствовать формированию умения и навыков работы студентов с разными источниками, литературой и компьютерной программой Microsoft Office Power Point.
  • Сформировать способность к визуально-вербальному восприятию материалов урока.

Задачи урока :

  • Познакомить студентов с сущностью религии.
  • Показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий.
  • Объяснить сущность принципа свободы совести.

Основные понятия урока: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, вера, религиозный культ, церковь, секты, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран

(для демонстрации слайдов), ноутбук.

Методы:

Объяснительно- иллюстративный:

* лекция;

*презентация;

*книги (наглядные пособия)

Исследовательский метод:

*выполнение доклада или презентации по теме с постановкой проблемы и анализом материала.

Подготовка к уроку:

  1. Создать мультимедийную презентацию «Религия – как одна из форм культуры».
  2. Предложено студентам подготовить проекты «Мировые религии» в форме доклада или презентации.

Ход урока

Организационный момент : (проверка присутствующих и подготовка к демонстрации слайдов презентации 5-15 минут)

Лекция.

Одной из древнейших форм культуры является религия . Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно- нравственных ценностей нации.

Преподаватель знакомит с темой урока и поясняет цели.

Тема нашего урока: «Религия как одна из форм культуры». Мы познакомимся и повторим какие мировые религии существуют и развиваются в мире. Изучим основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия. Попытаемся обобщить информацию и просмотрим подготовленные презентации и выслушаем доклады. (домашнее задание)

(1 минута)

(Слайд № 2)

2. Мотивация .

Преподаватель разъясняет о духовной культуре в жизни современного общества.

Лекция.

Духовная культура понимается как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как созданный человеком мир. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания степень развитости самого человека.

(1 минута)

3. Актуализация опорных знаний по теме «Религия».

Предлагается студентам вспомнить знания по теме «Религия», полученные в школе.

  1. Что такое религия?
  2. Охарактеризуйте ранние формы религии? (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм)
  3. В чём их отличие ранних форм религии от мировых?
  4. Какие религии вы можете вспомнить?

(10 минут)

  1. Формирование новых знаний.

Лекция.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

(Слайд №3).

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

ВЕРА – свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и в других формах сознания.

Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Элементы структуры религии и уровни религиозного сознания представлены на слайдах.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

(Слайд №4)

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.
О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным

(Слайд №5).

Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Сейчас ваши однокурсники более подробно познакомят вас с особенностями мировых религий. (лекция с кратким конспектированием- 20 минут)

Идет представление проектов и презентаций студентов.

(время 15-20 минут)


Лекция.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести.

(Слайд № 6).

Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними ».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религии.

(Слайд №7)

5. Закрепление и обобщение:

Отвечаем на вопросы:

1. Почему христианство, ислам и буддизм названы мировыми религиями?
2. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
3. Каковы между ними различия?
4. Что такое « свобода совести», что она означает для граждан демократических государств?

6. Итог урока

Предлагается самостоятельно сделать вывод по материалам урока.

Домашнее задание (на учебной доске)

  1. Параграф 4.4, с. 128-137, учебника Важенин А.Г., Обществознание: -4- изд. – М.: «Академия», 2007;
  2. Параграф 6.5., с. 275-282,Боровик В.С., Обществознание.-М.: «Академия»., 2006
  3. Составить развернутый план

Что означает для современного человека религия?

Религия - это система, регулирующая общественные отношения, продвигающая идеи, формирующая сознание людей. Религия создает определенные нормы и регулирует взаимосвязь людей в обществе. Это взаимосвязь человека с высшим разумом (Богом).
Благодаря этому явлению из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, решаются проблемы личности и социума, регулируются отношения людей в обществе, люди объединяются в группы, которые формируют общий взгляд на мир.
Для общества религия выполняет множество функций. Она способствует формированию в сознании человека идеалов, наполняет жизнь смыслом, компенсирует бессилие и зависимость человека от естественных условий жизни. Ситуации, которые нам непосильны, мы отдаем воле Божией. Например, когда человек сталкивается с несправедливостью, и не может воздействовать на обидчика, он надеется на то, что Господь накажет его. С помощью религии, в душе человека устанавливается спокойствие и вера в счастливое будущее. Это происходит в процессе общения верующих, священников, совершения церемоний и обрядов. В сознании человека появляется вера в счастливое будущее.
Религия устанавливает нормы, взгляды, правила поведения, формируя и ориентируя поведение человека.
Религия рассматривает смысл жизни, решение жизненных проблем, восприятие смерти, существование потусторонних сил. Она формирует сознание человека и способы восприятия внешнего мира. Каждая из разновидностей религии имеет свою систему ценностей, которые регулируют отношения между людьми, поступки людей, их действия. Религиозные учения также касаются семейных взаимоотношений, интимных взаимоотношений.
Религиозное направление объединяют нации, помогают формировать и укреплять государства. Кто же время, из-за противоречий религиозных взглядов, религия может привести к распаду или разъединению общества или государства.
Взаимосвязь культуры и религии
Религия является элементом культуры, она возникла в результате работы человеческого разума и человеческой деятельности. Возникновение религиозных учений связано с тем, что человек не мог превзойти силы природы, объяснить какие-либо явления. По этой причине он начинал поклоняться природе и обожествлять ее. Этим объясняется появление религиозных систем, связанных с поклонением Богам, предстоящим в образе природных явлений. С XVIII по ХХ век между верой и наукой возникали противоречия. С развитием научных и теоретических знаний, религиозные учения начинали считаться пережитком прошлого. В ХХ веке церковь вообще была отделена от государства. В период развития человечества считалось, что религия выражает зависимость человека от природы.
В наше время люди имеют право выбора. Мы стремимся самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Для кого-то религия является важной составляющей жизни, кого-то она вообще не интересует. Развитие цивилизации, несомненно, очень важно для общества. Новейшие технологии разработки улучшили качество нашей жизни. Но, в тоже время, лишили жизнь эмоций, впечатлений, тайны бытия.
Человек не может жить одной наукой. Душа должна быть наполнена красотой, любовью и силой. Проживая жизнь, человек должен оставить после себя какой-то след. В современном мире наши души лишилась многих ценностей. Мы настолько увлеклись работой, преувеличением своих доходов, собственной жизнью, что уже не знаем что нам нужно для счастья. Ответить на вопрос, чего не хватает душе, будет очень сложно. Возможно, именно с таким образом жизни связано множество проблем современных людей. Мы настолько замкнулись в себе, что уже не замечаем других людей, нас не интересует их жизнь, взгляды, интересы. Стремительный образ жизни действует на нас губительно, духовность уходи в прошлое.
Задумайтесь, возможно, именно нехватка духовных составляющих меняет нашу жизнь в худшую сторону. Обратите внимание на вещи окружающие вас, на природу. Вы не будете ей поклоняться, вы должны заметить ее красоту, сохранить первозданный вид, оберегать. Природа же внесет в вашу жизнь краски, в ней столько неповторимых явлений и существ, что, открыв свою душу, вы не устанете наслаждаться окружающим миром.
С древних времен человеку свойственно быть в обществе, люди строили города, добывали пищу, защищались от врагов, все это делал не один человек, группа людей. Не только взаимопомощь объединяет нас, общение является самым важным элементом культуры. Из поколения в поколение человек передавал опыт, знания, учения, традиции. Человек без традиций не имеет истории. Мы почитаем своих предков, благодарим их и помним. Знание истории своего народа, семьи характеризует духовность человека. Без истории мы никто.
Депрессии, ненависть друг к другу, зависть - результат нехватки духовности. С современным ритмом жизни мы стали очень черствы к окружающим нас людям. Религия это проявление культуры, человеку стоит пересмотреть свои взгляды на духовное и религиозное воспитание. Душевные качества закладываются в детстве, поведение и культура родителей является первым и самым важным примером для детей.
Остановитесь, оцените свою жизнь, культуру, религиозные и духовные взгляды. Каких качеств вам недостает, что вы хотите изменить? Вы не сможете изменить мир, если начнете с себя. Подумайте о том, в каком мире будут жить ваши дети. Неизвестно, что нас ждет дальше. Вернитесь к культуре, духовности, религии, общению, созерцанию прекрасного сегодня. Вашему примеру последуют многие люди, который беспокоятся о будущем цивилизации. У человека есть душа, и он должен всегда стараться наполнить ее жизнью и любовью.
Никогда не поздно вернуться к религии и культуре. Главное понять, что это действительно важно. Религия, как одна из форм культуры, поможет вам совершенствовать и развивать благородные человеческие качества. И ваша душа будет наполнена чистотой, красотой и любовью.

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

    Учитель: Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

    Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

    Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

    Достижения людей в материальной и духовной жизни.

    Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

    Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

    Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

    Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

    Определение понятия « религия».

    Особенности религиозной веры.

    Функции религии.

    Религиозные организации и объединения.

    Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме:

    Что такое религия?

    Когда появились первые религии?

    Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные

    Национальные

    Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

    Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

    Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

    Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

    Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

    Диакон

    Священник

    Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %

    Ислам - 5 %

    Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

    Неверующие - 8 %

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

    Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

    Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III . Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали о слове спасибо?(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами)

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

I V . Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

    Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

    глагола;

    прилагательных;

    Предложение.

    Короткий вывод.

    Домашнее задание.

    Параграф 10

    Готовиться к уроку повторения

Религия - одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат. religare - связыват ь) - ст ремление человека к жизни в единст ве со сверхъест ест венными силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.

Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨ м ировоззренческая функция : любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, - мировоззренческие, смысложизненные;

¨ к о м пенсаторная функция : религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация - это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨ к о мм у никативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨ р е г ул я т ивная функция : с помощью определенных идей, ценностей,

установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция : религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨ к ул ь т у р но-транслирующая функция : религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨ л е г итимирующе-разлегитимирующая функция : религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.

Типологии религий

В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические (вера в одного Бога);

2) политеистические (языческие религии, восточные культы - вера во многих богов);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм,


конфуцианство).

По степени распространенности:

1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);

2) локальные, национальные религии (характерные для одного народа или региона - иудаизм, синтоизм, даосизм).

Национальные, локальные религии - это религии, которые не вышли за рамки одной страны или региона.

Индуизм - историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.

Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных они эволюционировали к более абстрактным, взглядам. Так

сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к X - VII вв. до н.э. Что же включает религиозно-философская система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала - пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы, - духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.

Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства. Доасизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником философско-религиозной доктрины доасизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения - фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Дэ. Дао (дословно - путь) - это Великий Закон и Абсолют одновременно. Обычно даосы говорят о двух Дао. «Безымянное Дао» порождает вселенную,

«Именуемое Дао» создает конкретные вещи. Дао неразрывно связано с Дэ (благодать). Дэ - это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, воспитывает их, делает зрелыми, ухаживает за ними ». («Дао дэ цзин», №51).

Конфуцианство - основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель этого учения - Конфуций. В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.

Синтоизм. Синто (дословно - путь богов) - национальная религия японского народа. Уже в I-III вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская поклонение как «своим», так и иным богам одновременно. Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.

Иудаизм - первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании евреев Яхве принимает образ Творца мира, носителя всего сущего и


покровителя евреев - «избранного народа». Тора и Талмуд - «священные книги»

Мировые религии - эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.

Буддизм - мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога - творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм - своеобразных элементов психофизического мира. В буддизме существует пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.

Христианство - мировая религия, возникла у иудеев в I в. н.э. Основатель христианского учения - Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу - Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия - Пасха.

2. Католицизм (пер. с гр. - вселенская). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына («филиокве»). Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник - Рождество, основной символ - распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

3. Протестантизм. В XVI в. Европу охватила Реформация - движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Ислам - мировая религия. В переводе с арабского «ислам» означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед - основатель ислама. Коран и Сунна - «священные книги» мусульман. В исламе признаются пять религиозных правил веры: аш - шахада - исповедание веры; ас - салат (намаз) - молитва; ас - саум

Пост; аз - закят - налог в пользу бедных; хаджж - паломничество.



Рак