Краткий алгоритм написания плана эссе по обществознанию. Алгоритм написания эссе по обществознанию


Шаг 1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; а) интересна вам; б) вы в целом поняли смысл этого высказывания; б) вы в целом поняли смысл этого высказывания; в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).


Шаг 2. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами). (скажите то же самое, но своими словами).


Шаг 3. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.


Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.


Шаг 4. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Вступление должно занимать приблизительно 20% от общего объема работы. Вступление должно занимать приблизительно 20% от общего объема работы.


Шаг 5. В основной части эссе изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. В основной части эссе изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. Лучше всего это сделать в форме одного или 2-3 тезисов, каждый из которых должен быть подкреплен 2-3 аргументами в виде доказательств или опровержений. Лучше всего это сделать в форме одного или 2-3 тезисов, каждый из которых должен быть подкреплен 2-3 аргументами в виде доказательств или опровержений.


Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Основная часть должна занимать около 60% от общего объема эссе. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Основная часть должна занимать около 60% от общего объема эссе.


Шаг 5. В заключении должен содержаться вывод (умозаключение) в виде наиболее яркой мысли, подытоживающей, резюмирующей рассуждения. В заключении должен содержаться вывод (умозаключение) в виде наиболее яркой мысли, подытоживающей, резюмирующей рассуждения.

Сдача Единого Государственного Экзамена – испытание, через которое проходят все выпускники. Различные экзамены предполагают выполнение разных заданий. Говоря об экзамене по обществознанию, важно отметить, что одной из самых сложных задач для сдающего – это написание эссе.

Эссе – это один из видов сочинения. Однако для эссе характерны несколько иные признаки:

  • Конкретная тема или вопрос.
  • Личностный характер.
  • Необходимость осмысления данной темы.
  • Небольшой объем.
  • Свободна композиция.
  • Непринужденность повествования.
  • Парадоксальность.
  • Внутреннее смысловое единство.
  • Открытость.

Говоря об оценивании данной части экзамена по обществознанию, нужно сказать, что многие школьники не берутся за написание эссе. Написание этой части необязательно, но именно за счет сочинения можно получить высокий балл. Но нельзя с первого раза написать хорошее эссе, которое будет высоко оценено в комиссии. Каждому ученику необходима подготовка, хорошие знания и много практики по составлению структуры.

Но, несмотря на все сложности, каждому сдающему предлагается самостоятельно выбрать одну из тем своего эссе. Обычно ученикам дается несколько высказываний известных личностей. Каждая цитата относится к определенной отрасли обществознания: психология, социология, экономика, правоведение, философия и т.д.

Для того, чтобы правильно выбрать тему, которую ученик сможет полностью раскрыть, необходимо учесть несколько важных моментов:

  1. Полное понимание главной темы высказывания.
  2. Учет всех тех знаний, которые имеет сдающий в данной науке.
  3. Умение выражения своего мнения.
  4. Владение обществоведческими терминами, которые будут необходимы для правильного раскрытия проблемы.
  5. Умение привести примеры, как и из науки, так и из личного опыта.

Как писать эссе по обществознанию?

В принципе, если понять весь процесс написания, то особенных сложностей написание сочинения не вызывает, ведь все сочинение пишется по определенному шаблону. Структура эссе по обществознанию состоит всего из трех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится еще на несколько подпунктов.

Первая часть :

  • Описание проблемы, раскрытие главной темы.
  • Высказывание своего мнения и его обоснование.
  • Аргументация своего мнения.

Вторая часть :

  • Формулировка главной проблемы.
  • Актуальной данной темы на сегодняшний день.
  • Перефразирование выбранной цитаты.
  • Личное мнение о данном вопросе, обоснование своего мнения.

Третья часть :

  • 2-3 аргумента из теории.
  • 1 аргумент из личного опыта.
  • Общий вывод по всему эссе.

Есть множество фраз-клише, которые можно использовать для того, чтобы эссе выглядело грамотным.

  1. Например, для первой части отлично подойдут такие выражения, как «В данной цитате автор поднимает проблему…», «Автор утверждает, что…», «Автор придерживается мнения, что…» и т.д.
  2. Для описания проблемы подойдут такие клише, как «Данная проблема актуальна в условиях…», «Данная проблема неактуальна в наше время, поскольку…».
  3. Дальше необходимо описать свое мнение о том, согласен ли сдающий с автором или нет «Я поддерживаю мнение автора, потому как…», «Я абсолютно не согласен с автором, ведь…» и т.д.

Для успешного написания эссе необходимо дальше теоретически обосновать свою точку зрения. Очень приветствуется цитирование и других известных исторических личностей. Уже здесь можно привести несколько примеров из общественной жизни, чтобы поддержать свое мнение в сочинении.

Следующим этапом будет приведение конкретных аргументов, которые будут полностью поддерживать точку зрения сдающих. Аргументов должно быть не меньше двух из теоретической части и одного из личного опыта. Говоря об аргументах из теории, нужно сказать, что можно приводить примеры из разных наук. Ученики часто используют аргументы из истории, литературы, обществознания. Часто используются и элементы биографии какой-либо известной и значимой личности. Фразы-клише, которые можно использовать, должны придавать уверенность читающему в то, что автор эссе твердо придерживается своего мнения: «В качестве аргумента посмотрим на…», «Из личного опыта можно отметить…» и т.д.

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения...

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

План написания эссе

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2019 году - вебинар

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...
  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жесткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»
  • «Автор убеждён в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что... »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
  • «Автор был прав, утверждая, что...»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И в завершение. Посмотрим вебинар, в котором рассматривается структура написания мини-сочинения, даются упражнения для тренировки и рассматриваются критерии оценивания:

Самые популярные ошибки при написании эссе

  • Самая печальная ситуация - план отсутствует вовсе. Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
  • Неверно выделены «обязательные» пункты. Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
  • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах. «Не знаешь правил - не получишь баллы». Учи критерии.
  • Планы по устаревшим шаблонам никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» - эта формулировка давно устарела.
  • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир». Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
  • Орфографические ошибки никого не волнуют , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
  • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».
Сохранить ссылку:

Ольга Викторовна Кишенкова

ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения

О. В. Кишенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ


© Кишенкова О. В., 2017

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Написание мини-сочинения по обществоведческой теме – это последнее задание контрольно-диагностических материалов единого государственного экзамена по обществознанию. Оно является наиболее сложным для выполнения, так как ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновав её необходимыми теоретическими аргументами, и проиллюстрировать конкретными примерами.

Предлагаем для начала ознакомиться с типичными темами, предлагаемыми для написания мини-сочинения на едином государственном экзамене по обществознанию.

Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения

Темы мини-сочинений сгруппированы по пяти содержательным блокам. В качестве темы – афористические высказывания известных людей, мыслителей, общественных деятелей, публицистов, содержащих ту или иную актуальную обществоведческую проблему.

Блок «Философия»

Первый блок представляют темы, условно объединённые в раздел «Философия». Этот раздел максимально ёмкий с точки зрения представленных тем. Во-первых, предлагаются к рассмотрению темы, раскрывающие специфику общества в целом как систему целостных связей и взаимодействий между составляющими её элементами. Так, к примеру, можно привести высказывание древнеримского мыслителя и политического деятеля Л. А. Сенеки: «Общество – свод камней, который непременно рассыпался бы, если бы каждый камень не поддерживал собою остальные». Выбрав подобную тему, ученику предстоит раскрыть проблему целостности общества, взаимосвязи и взаимозависимости входящих в него институтов.

Также типично в философском блоке традиционно представляются темы, связанные с понятием «общественный прогресс». Приведём в качестве примера высказывание Н. Г. Чернышевского: «Прогресс есть возведение человека в человеческий сан» или афоризм Ж. Ренана: «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации». И в том и в другом случае необходимо раскрыть сущность прогресса и сформулировать позицию по соотношению в прогрессивных изменениях технической и гуманитарной составляющих.

Размышляя об общественном прогрессе, необходимо рассмотреть также отдельные способы, формы, проявления социальных изменений, сопоставить и сравнить их между собой. Так, к примеру, встречается высказывание французского учёного и политического деятеля, социалиста Ж. Жореса: «Революция есть варварский способ прогресса». Приняв решение о написании мини-сочинения на эту тему, важно помнить, что проблему надо формулировать не в понимании революции как формы общественного прогресса, а существенно шире – как осмысление сути общественного прогресса в целом и сравнение его основных форм: эволюции и революции, пояснение мысли автора о варварстве в осуществлении общественных перемен, цене того, что люди обычно связывают с прогрессивностью перемен. Универсальным правилом при написании мини-сочинения, таким образом, становится представление расширенного проблемного поля темы. Подобный подход позволяет выявить большее количество аспектов, провести сравнительный анализ различных аспектов и сторон.

К философскому разделу также относятся темы, затрагивающие взаимосвязь человека и общества с природой, проблемы экологического кризиса, кризиса потребительского отношения человека к окружающей среде. Примером этой темы является высказывание Ф. М. Достоевского: «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного человека и его миропонимания. Раскрывая эту тему, можно выходить на понятие «коэволюции» общества и природы, сформулированное известным российским учёным Н. Моисеевым.

Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущности, динамизму. В качестве примера приведём высказывание Стива Джобса, основателя и руководителя компании Apple: «Инновация сегодня рождает лидера».

Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, философского осмысления сущности и предназначения человека, соотношения человека и мира, в котором он живёт, понимания смысла человеческого бытия. В качестве примера приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек». Тема представляется чрезвычайно сложной для написания, так как потребует от выпускника сложных и абстрактных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком. Думается, что выбор подобной темы можно рекомендовать только хорошо подготовленным по философской проблематике выпускникам, умеющим и любящим рассуждать.

Важной проблемой философской антропологии является вопрос о взаимосвязи человека с обществом, другими людьми. Приведём в качестве примера высказывание немецкого философа XIX века И. Фихте: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцентированных качеств человека, доказываем органичность связи человека с обществом, его развитии в контактах и в общении с людьми. В сочинении можно применить логический приём «от противного», то есть смоделировать ситуацию развития человека вне контактов с людьми, изолированно, например, показать на примере семьи Лыковых, отшельников, обнаруженных в алтайской тайге. Помимо этого, можно приводить примеры о том, что у многих народов в качестве самого тяжкого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его привычного круга взаимодействия и общения.

Также к проблематике философской антропологии можно отнести высказывание австрийского врача и мыслителя З. Фрейда: «Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу». Важно раскрыть при выборе этой темы роль труда в формировании человеческой личности, показать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность человека и общества.

Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы сочинений, затрагивающие гносеологические проблемы, проблемы истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя. Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как золото и скрытый клад» (Д. Локк); «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н. Толстой); «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Лишь в людях себя познать способен человек» (И. Гёте). Выбор подобной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», специфики процесса познания, сложности путей познавательной деятельности, понятия «истина», её свойств и критериев. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему самопознания, особенностей познания человеком самого себя через призму отношений к нему и понимания его другими людьми.

Кроме того, в философский блок тем включены также вопросы, связанные с философией культуры. Этот диапазон тем достаточно широк. Темы, связанные с феноменом духовности, места и роли духовной культуры в жизни общества и человека. Включаются темы, связанные с осмыслением роли культуры в социализации человека, с формированием творческой, креативной сущности духовной личности. Раскрытие места и роли каждой из форм духовной культуры – науки, искусства, религии, морали, образования – в развитии общества – весьма вероятная тематика для сочинения. Приведём в качестве примеров ряд тем.

Так, регулярно присутствуют в содержательном контенте тем высказывания, связанные с образованием, школой. Высказывание английского предпринимателя и мецената Дж. Пибоди – «Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему» – затрагивает проблему места и роли образования в обеспечении преемственности развития общества. Раскрывая тему, необходимо сформулировать понятие «образование», раскрыть его функции как с точки зрения личности, так и с точки зрения общества. Предлагаем в этой теме обратить внимание на специфику современного образования, когда представители старшего поколения, учителя уже не могут в чистом и готовом виде предлагать ученикам, младшему поколению завершённые знания. Мультиинформационная среда, генерирование и быстрое устаревание информации предполагают акцент на освоении не столько багажа знаний, сколько познавательных и практических умений, способов деятельности, определённых ценностных ориентиров, компетентностей.

Как писать обществоведческое эссе?

Эссе́ (из французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, в котором автор выражает свою индивидуальную позицию, размышления по какому-либо вопросу. Главную роль в эссе играет не описание фактов, а выражение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Стиль эссе проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций.

Тема эссе по обществознанию обычно формулируется в виде высказывания известного автора. Вам необходимо объяснить, как вы понимаете смысл высказывания, выразить свое отношение к нему, выявить разные аспекты смысла и противоречия в высказывании, аргументировать свою позицию с помощью теоретических положений обществоведческого курса и примеров из личного опыта и общественной жизни.

1. Определите смысл высказывания, ответив на вопрос: что хотел сказать автор?

2. Выявите основные аспекты проблемы, ответив на вопросы: Что можно противопоставить позиции автора в историческом, культурном, морально–этическом смысле? Возможны ли иные позиции, подходы к проблеме, трактовки понятий и образов, исключения из общего правила? Выберите аспект проблемы, который вы будете рассматривать подробно.

3. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы: Согласен ли я с автором? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу? Насколько высказывание актуально?

4. Определите обществоведческие термины, обобщения, закономерности, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы: Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать? Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

5. Отберите факты, примеры из истории, современной общественной жизни и личного социального опыта, подтверждающие вашу позицию, ответив на вопрос: Какими конкретными фактами вы можете подтвердить свое мнение?

6. Составьте на черновике план вашего сочинения. Напишите текст эссе. Перечитайте его.

Технология написания эссе по обществознанию

Эссе - прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо .

Требования, предъявляемые к эссе: Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной; Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи; Эссе должно быть логичным, четким по структуре; Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи; Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции. Структура эссе

Тезис - суждение, которое надо доказать. Вывод - мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения - мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что…; О - Объяснение - Потому что…; П - Пример, иллюстрация - Например, …; С - Суждение (итоговое) - Таким обр азом, … В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться такой таблицей:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых, …Во-вторых, …В-третьих, …

Таким образом, …

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…Например, …

Подведем общих итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе: С одной стороны, …С другой стороны, …

Алгоритм написания эссе: внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы; определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер); для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.); продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.); изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям: структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе); искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений); единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот); объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее); привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).

эссе по обществознанию.

7 фатальных ошибок, которые не дадут вам написать эссе по обществознанию на максимальный балл.

Изменения КИМ ЕГЭ 2013 по истории

Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий. Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом (В12–В13). В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений, связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания В9 (по нумерации 2012 г.) на работу с историческим источником.

При выполнении задания В10 (по нумерации 2012 г.) на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из предложенного ряда) требуется указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин.

В части 3 изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Максимальный балл за правильное выполнение задания С5 увеличен с 3 до 4.

В задании С6 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе Всеобщей истории. Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания С6, увеличен с 5 до 6.

Изменения КИМ ЕГЭ 2013 по обществознанию

Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.3. Скорректированы требования задания С9.4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

Юбилейные даты 2013 года

1150 лет со времени возникновения славянской письменности (863г. — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку)

1025 лет Крещению Руси (988г.)

960 лет со времени рождения Владимира Мономаха (1053-1125), Великого князя киевского

900 лет первоначальному варианту летописного свода «Повесть временных лет» (составлен около 1113г.)

900 лет «Уставу» Владимира Мономаха (обнародован в 1113г.)

790 лет битве на р. Калке между монгольским и русскими войсками (1223г.)

450 лет первой российской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве (1563г.)

МБОУ Сергачская СОШ № 4

Районный конкурс инновационных проектов

«Информационно-коммуникационные технологии

в профессиональном творчестве работников образования»

номинация № 2

«Школьные годы чудесные»

1 конкурсная группа:

Дидактические материалы,

разработанные учителем

с использованием ИКТ

Урок закрепления материала в 5 классе

в игровой форме «Жизнь первобытных людей»

Форма: презентация

Колесник Т.Н.,

учитель истории и обществознания

Сергач – 2013 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

Математика

Контрольная работа № 1

Выполнил:

с тудент I курса

Колесник Д.О.

ш ифр: 1260-п/СДс-7093

Проверил :

Катаева Л.Ю.

Передо мной лежит иллюстрация к картине Е.Широкова «Друзья». Главные персонажи в этой картине — мальчик и собака.

Мальчик одет в синюю футболку, серые штаны и сандалии. Он нежно гладит своего друга по мягкой шерсти, как будто прося о помощи.

Собака смотрит на него понимающими глазами, но, к сожалению, не может ничего ответить.

Собака черного окраса, только кончики лап белые. Одно ухо у нее прижато к голове, другое приподнято, как будто она хочет вникнуть в проблему хозяина. Она тоже грустит, наверное, потому что грустит ее хозяин.

Отношения между мальчиком и собакой очень теплые, нежные. Недаром эта картина называется друзья. Ведь у друзей радости и печали одни на двоих. Собака умеет выслушать все проблемы хозяина от двойки в школе, до проблем в доме. Ну, и радоваться она умеет вместе с ним.

Наверное, мальчик сейчас думает о том, как ему плохо, и надеется, что собака ему поможет своим вниманием и умением слушать.

Собака, скорее всего, думает о том, как плохо ее хозяину и что надо ему помочь, выслушать его проблему. Еще мне кажется, что она переживает, потому что не может помочь ему по-другому, но я думаю, что умение выслушать – это тоже большая помощь.

В этой картине очень темные цвета. Наверное, из-за того, что мальчик и собака грустят. Диван, на котором они сидят, красного цвета. Он помят. Стена на этой картине тусклая. Это говорит о грусти тех, кто находится в этой комнате.

Мне очень понравилась эта картина, потому что она показывает взаимоотношения между мальчиком и собакой.

Друзья – это самые близкие существа, которых объединяет родство душ. Они понимают друг друга без слов, без малейшего жеста. Часто люди не могут поладить друг с другом – и тогда они начинают искать друзей среди братьев наших меньших.

На картине Широкова «Друзья» показан мальчик, который сидит на коврике рядом со своим другом. Его другом стал обычный пес, который понимает своего хозяина – и никогда не предаст. Он будет всегда рядом – и станет защищать этого мальчика даже ценой собственной жизни.

Все контуры на картине прорисованы на редкость четко, а цвета использованы холодные. Такое сочетание цветов помогает передать теплые отношения, которые установились между мальчиком и его питомцем.

Картина Широкова «Друзья» — это символ настоящей дружбы. Мальчику в простой рубашечке необходимо, чтобы кто-то его понимал и ценил. И каждый должен понимать, что для настоящей дружбы не существует никаких границ. Когда человек начинает оправдываться различными препятствиями, значит, он не может считаться настоящим другом. Надеюсь, что в жизни каждого человека найдется настоящий друг, который никогда не предаст – и непременно придет на помощь в трудную минуту.

Передо мной находится репродукция одной очень известной картины «Друзья». Её автор - замечательный русский художник Евгений Вадимович Широков. Это произведение искусства было написано им в самый расцвет своей творческой деятельности, в 1976 году.

Главные персонажи, изображённые на картине, - обычный мальчик и его верный пёс. Хозяин сидит на небольшом красном коврике и правой рукой гладит своего питомца, который лежит рядом. Оба героя грустят. Им очень плохо.

Мальчик одет довольно интересно, хотя на первый взгляд так не кажется: обычная футболка, простые штаны, носки и сандалии. Но если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что цвета в его одежде чередуются: сначала тёмно-синий, потом серый, затем опять тёмно-синий и наконец снова серый. Вероятно, автор хочет показать, что его жизнь соответствует цветам одежды. Ведь у всех же нас бывают разные моменты: хорошие и плохие, радостные и грустные, приятные и не очень. У мальчика же, к сожалению, таких светлых мгновений может быть крайне мало. В основном он испытывает печаль, скорбь, грусть, разочарование… Или всё-таки дела обстоят не так уж и плохо?

Да, у героев однозначно какое-то горе. Возможно, собака чем-то болеет, а может, у мальчика проблемы в школе или в семье. Точно определить это нелегко. Но ведь они же друзья! А настоящие друзья всегда и во всём поддерживают друг друга. Они вместе радуются, вместе грустят, всегда готовы прийти на помощь своему товарищу, никогда не бросают его в беде. Именно так и поступают мальчик с собакой. Они вместе в трудную минуту, готовы выслушать проблему друга, прекрасно зная, что поймут его, даже не владея его речью. И поэтому герои картины, несомненно, преодолеют все те невзгоды, которые стоят у них на пути, ясно осознавая, что вместе они - великая сила.

Вот почему Широков назвал своё произведение «Друзья». Он хотел обратить наше внимание на то, что настоящая дружба поможет победить всё, и ценить её нужно превыше всего остального.

Эта картина мне очень понравилась, и писать по ней сочинение было очень приятно. Она очень красивая, несёт в себе глубокий внутренний смысл и заставляет зрителя задуматься о своей системе ценностей, а главное — прекрасно показывает взаимоотношения двух лучших друзей: собаки и человека.

Нашему взору представлена картина Евгения Широкова «Друзья». Картина народного художника поражает своим скрытым художественным сюжетом. Ведь, если присмотреться к данной репродукции, то можно сразу же задуматься над многими вопросами: А почему они грустят? Что случилось у человека и у его верного друга? Почему такая обстановка? И многие-многие другие.

На переднем плане расположены два верных друга: мальчик и собака. Мальчик одет в синюю майку с короткими рукавами, черные штаны, синие носки и обут в сандалии темного цвета. Он сидит, облокотившись на свою левую руку, правой рукой он гладит своего черного большого пса, у которого лишь белые лапы. Пес преданно лежит возле ног своего хозяина и полностью переживает грусть, из-за чего грустит и мальчик. Грустные глаза собаки, очень четко рассказывают о том, что что-то случилось, они передают все беспокойство, всю преданность и всю дружбу, что возникла между такими настоящими друзьями. Пес полностью разделяет грусть мальчика, которая благодаря ему теперь стала общая. Мальчик в благодарность за это нежно гладит своего черного друга, смотрит на него и благодарит молча. Им не нужно лишних слов, чтобы понимать друг друга. Достаточно лишь прикосновения, взгляда, чтобы понять и попытаться помочь друг другу.

Наши друзья находятся на красном коврике, наверное, это подстилка собаки, где она спит и проводит большинство своего времени. Хотя может мальчик специально постелил ее, чтобы вместе со своим другом, побыть на территории, которая принадлежит только им, где нет ни лишних людей, ни плохой погоды и проблем. А собаке ничего не жалко, особенно такой мелочи для своего хозяина.

Мне картина очень понравилась, она проникнута каким-то особенным смыслом, какой-то чувствительностью. Каждому знакома эта горькая тема – дружба. Любой человек когда-нибудь, но терял своих друзей, своих верных друзей детства. Конечно, я не сомневаюсь, что для этого было много причин: у кого-то трагедия, кто-то менял дружбу на жену, девушку, кто-то уходил и не возвращался, кто-то предавал. Каждому будет что рассказать по этому поводу, немало горькой придется выпить, чтобы забыть, да и возможно ли? Так или иначе, но картина действительно трогает, ведь она пробуждает в нас память, заставляется задуматься над многими важными вещами, касающихся данной темы.

Мы начинаем ценить и беречь своих друзей, ведь только они смогут понять и поддержать нас в трудной минуте и ситуации, никто кроме них не сможет вовремя остановить, сказать правду, какой бы горькой она не была, уйти в сторону, если вдруг случится такое, что полюбите одну. Цените своих друзей, ведь истинный друг дается лишь раз в жизни и дается от Бога!

Обществознание

Первичный балл

Тестовый балл



Сонник