Все религии возникли в древнем мире. Какая мировая религия самая древняя? Когда появилось древнее христианство

Какая современная религия самая древняя? Это очень сложный вопрос. Потому что если спросить любого священнослужителя существующей сегодня религии, то каждый из них скажет, что именно его религия самая древняя, а все другие религии – неправильные или существуют на основе именно их религий. Но меня интересует вопрос – все таки какая из существующих сегодня на Земле религий является самой древней. Я сразу исключу из этого списка ислам – это самая молодая религия и возникла она в 7 веке нашей эры. Я исключу из этого списка христианство – оно возникло в начале нашей эры. И начну с иудаизма. Главной и основной священной книгой иудаизма является Пятикни́жие, так называемый Моисеев Закон, - пять первых книг канонической еврейской Библии (Ветхий Завет). Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха – Тору. Создание этой книги приписывается пророку Моисею. Жил он примерно в 16-12 веке д.н.э. Моисей умер, как указывают поздние иудейские богословы, 7-го адара 1488 года года по еврейскому календарю (1272 г. до н. э.) Жил Моисей 120 лет, а это значит, что он родился примерно в 1392 году д.н.э. А это значит, что иудаизм как религия возник примерно в 14-13 веке д.н.э. Но является ли иудаизм самой древней из существующих сегодня религий.? Продолжим поиска самой древней религии. Этот поиск сделаем на исследовании индуизма (самой массовой религии в Индии). Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.). Верования и практики доклассического периода (16-6 века д.н.э.) принято называть ведизмом. Современный индуизм произошёл из Вед, древнейшей из которых считается «Ригведа», датируемая большинством учёных второй половиной II тыс.д.н.э. А это значит, что временем появления индуизма мы может считать 16 век л.н.э. Конфуцианство мы не будем исследовать, так как Конфуций жил в 5-4 веке днэ, и эта религия не может претендовать на звание самой древней религии. Даосизм мы тоже исключим по той же причине. Лоо-цзы жил в 6 веке д.н.э. Буддизм мы тоже исключим, эта религия возникла на основе индуизма. Синтоизм мы тоже исключим из числа древних религий, так как эта религия возникла в начале нашей эры. Но еще на Земле существует сейчас много других (небольших по численности) религий, которые возникли в древние времена. Мы рассмотрим зороастри́зм («Благая вера почитания Мудрого») - одна из древнейших религий, берущая начало в откровениях пророка Заратустры, полученном им от бога – Ахура Мазды. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, но небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах постсоветского пространства (преимущественно в Таджикистане и Азербайджане). Но Авеста (основа зороастризма) была написана на основе индуистских Вед, это значит, что зороастризм моложе индуизма. Но мы знаем, что самой древней цивилизацией на Земле являются Древний Египет и Шумер. Может от религий этих цивилизаций что то осталось и сейчас. Религия древних египтян была уничтожена Римской империей – там было распространено христианство (существующая сейчас коптская церковь). Религия шумеров была уничтожена сначала персидскими завоеваниями (распространение зороастризма) и арабами (распространение ислама). Но от шумерской цивилизации и сейчас сохранился один древний народ – езиды. Езиды – это потомки древнего народа адаби. Адаби были частью шумерского народа (их главным городом во времена шумеров был город Адаб). Езиды до сих пор сохранили свою древнюю религию (эту религию езиды часто называют Шарфаддин). Это древняя монотеистическая религия (вера во Всевышнего). Именно от этой монотеистической религии видимо возникла и другая монотеистическая религия – иудаизм (тоже вера во Всевышнего). Но религия езидов уже существовала еще во времена Шумера. Кроме этого древняя история народа адаби связана с древней историей Египта (времен божественный династий фараонов Египта).А это значит, что еще в 6 тыс.днэ (в это время народ адаби переселился с территории Нубии на территорию древней страны Шам в Аравии) религия езидов уже существовала. Значит религия езидов существует уже более 7 тысч лет. И эта религия с полным правом может претендовать на звание самой древней религии мира. Но пока подождем с окончательными выводами. Но в современном Тибете (наряду с буддизмом) сейчас существует и другая религия – ее называют религией бон. Основателем религии бон считают Шенраба Миво («шен» - означает и «священник» и название клана; «раб» - лучший; т.е. можно перевести как «лучший из священников-шен»). Это полулегендарная фигура, существовавшая в древние времена, и у учёных нет никакой возможности установить время его жизни. Тибетцы утверждают, что он жил 15 000 – 16 000 лет назад. Это значит, что еще задолго до появления Шумера и Египта эта религия уже существовала. Не зря же часто Тибет называют «Вечным материком». Ведь даже во времена Всемирного Потопа, когда вся Земля была покрыта водой, Тибет сохранился (не был затоплен водами Потопа). Не зря многие древние тибетские легенды о Потопе (с искажениями) пришли к другим народам мира. Итак вот окончательный список самых древних религий мира: Религия бон – 14-13 тыс. лет д.н.э. Религия езидов – 6 тыс.лет д.н.э. Индуизм – 16 век.д.н.э. Иудаизм – 14-13 век.д.н.э. Конечно еще у многих небольших народов Азии, Африки и Латинской Америки сохраняются до сих пор свои древние религии (религии предков). И время появления этих религий неизвестно.

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их первобытные люди пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что древний человек вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, тотемное животное нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий — земледелия, пророк Илья — дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги — все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Традиционно вопросы веры вызывают больше всего споров и диспутов. Сколько копий сломано в выяснениях, какая религия самая правильная, какая глубже отражает суть человека и мира, какая лучше всех остальных.

И крайне редко такие дебаты проходят мирно. Чаще всего, исчерпывая все аргументы, участники хватаются за дубины (в древние времена), мечи (ближе к нам) или бомбы и ракеты (сегодняшние дни).

В результате может показаться, что такие споры велись вечно, и так же вечно религия окружала человека. Но это далеко не так. И даже самые древние религии мира появились во вполне обозримом прошлом, что только подтверждает это. Итак, давайте разберемся, во что на самом деле верили наши далекие предки и как именно они это делали.

Предтечи религии

Иногда считают, что любая вера в надприродные силы – это уже религия. Но ученые четко перечисляют её основные характеристики, отделяя от мифологии и примитивных верований. Каждая из этих форм мировоззрения основывалась на предыдущей, логически из неё вытекая. Поэтому, чтобы разобраться в древних религиях, нужно в двух словах описать их предтеч.

Древние верования

С древними верованиями все относительно просто. Человек не различал особой разницы между собой, деревом, камнем, ручьем и волком. Подумаешь, один лежит на земле и никуда не бегает, а другой регулярно воет в ближайшем лесу, все равно каждый из них по-своему живой.

Так появились:

  • Анимизм – вера в живую, в прямом смысле слова, природу.
  • Тотемизм – вера в то, что волк, сова или олень может быть ближайшим родственником, если не по крови, то точно по духу.
  • Фетишизм – но не в современном понимании, а как вера в возможность мыслительного процесса у неодушевлённых предметов.
  • Шаманизм и магия – вера в то, что некоторые люди могут взаимодействовать не только со своими соплеменникам, но и духами всего, что их окружает.

В определенном смысле, эти верования – самые древние религии. Но в них человек не отделял себя от окружающего мира, он жил с ним рядом, и всем было легко и комфортно.

Мифология

Но потом появилась мифология – немного усложненный предыдущий вариант. В ней также животные с легкостью превращались в людей, люди становились растениями, оживали скалы или наоборот каменели люди. Но уже появились сущности, превосходящие этот странный круговорот – боги (пока – во множественном числе). Хотя между ними и людьми грань тоже была достаточно хрупкой. Боги с удовольствием пакостили или помогали людям, те, в меру своих сил им мстили или выпрашивали различные пряники, но, в целом, это была единая замкнутая система. Примеры также знает любой:

  • Греческие мифы – многосерийный любовно-трагикомический фильм о взаимоотношении дюжины богов-олимпийцев, несметного количества более мелки богов и богинь, множества непонятных существ вроде сатиров, нимф и прочих кентавров-минотавров и людей.
  • Древнеримская мифология – тот же многосерийный фильм, адаптированный под римские условия.
  • Египетские мифы – страсти вокруг солнечного цикла, его рождения, гибели, очередного рождения – и дальше по кругу при участии гибридных богов.
  • Индийская мифология – абсолютно непонятная чужестранцу смесь верований нескольких сотен племен и народностей, населявших сегодняшнюю Индию.
  • Славянская мифология – основа многих знакомых нам с детства сказок. Как правило, в первоначальном варианте читать их детям не рекомендуется во избежание стрессов.

Продолжать в таком духе можно очень долго, потому что каждый народ имел свою мифологию, а иногда даже несколько.

Религии

Вот таким долгим и сложным путем мы, наконец, подошли к религиям. Так чем же даже самая древняя религия мира отличается от самой свежей мифологии? Двойственностью мира. Раньше для человека все было просто и понятно: вот я, вот боги, вот природа, все живут вместе и не мешают друг другу.

Но люди не ищут простых путей, и чтобы все окончательно усложнить и запутать, они создали религии. В них бог (или боги – не принципиально) выделяются за пределы этого мира, помещаются над ним, имея возможность задавать и создавать обстоятельства для живущих в нем.

Человек также получает двойную природу: с одной стороны, он живет в этом мире, с другой стороны, потом уйдет из него и перейдет в лучший (или худший, смотря как будет себя вести). Такие принципы имеет и самая старая религия и самая молодая.

Примеры древних религий

Чтобы было немного проще ориентироваться, приведем несколько примеров самых древних религий:

  • Иудаизм . Первая из серии авраамических религий, куда также входит христианство (весьма распространенная религия), ислам (тоже популярная) и множество их ответвлений.
  • Даосизм . Поиск и следование «пути», который имеет каждый предмет, явление и человек.
  • Индуизм . Основана на мифологии этого народа, только ещё сложнее и запутаннее. База для множества других религий: синтоизм, кришнаизм, буддизм, шиваизм, шактизм и много других интересных слов.
  • Зороастризм . Поклонение огню во всех возможных формах.

Из этих религий как грибы после дождя развились ещё несколько сотен, а то и тысяч новых. И они продолжают появляться каждый день. Как вы видите, самые распространенные на сегодняшний день религии не только не самые древние, но ещё и вторичные, по отношению к другим.

А это делает абсолютно бессмысленным поиск ответа на вопрос, какая религия самая древняя, самая правильная или самая лучшая. Все они имеют право не существование, пока приносят людям пользу, радость и стимул к самосовершенствованию, а не наоборот.

Самые новые религии

Но и сегодня появляются все новые и новые религии, и не только как ответвления от существующих, но и полностью уникальные:

  • Пастафарианство . Приверженцы веруют в Летающего Макаронного Монстра и даже отстояли право фотографироваться на паспорт в дуршлаге – их священном элементе одежды.
  • Копимизм . Священными символами для них являются сочетания клавиш Сtrl+C и Ctrl+V, а обряд копирования и распространения информации – религиозным обрядом. Так изящно обошли запрет на торрент-трекеры.
  • Гуглизм . Эта самая молодая религия признает Священный Гугл существом вечным, бессмертным и всеведущим.

Так что, даже такие странные не первый взгляд (и на второй тоже) верования тоже признаются религиями. Забавно, не правда ли?

Часто можно услышать точку зрения, что Ислам является самой молодой религией в мире, появившейся значительно позже христианства, иудаизма и других религиозных учений. Кроме того распространено и еще одно мнение, что Коран – единственная священная книга для мусульман, что они верят лишь в нее и отрицают другие священные писания. Многие полагают, что мусульмане признают единственным пророком только Мухаммада (мир ему и приветствие Аллаха), указывая на то, что именно он является основоположником Исламской доктрины.

Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, рассмотрим смысл слова «религия». Религия – это вера, духовная вера, богопочитание. Религия разделяется на монотеизм, веру в одного Единого Творца, Всевышнего и пантеизм - многобожие, вера в несколько божеств одновременно. Монотеизм ниспослан Всевышним, а пантеизм вымышлен самими людьми. Об этом человечество познало через божественные Писания: Свитки, ниспосланные определенным пророкам и Книги (Тора, Евангелие, Коран),с которыми были направлены Посланники Всевышнего к людям, в разные эпохи развития человечества. Так же эта божественная информация была донесена через многочисленных пророков, которые призывали верить в Единого Творца, в Его Писания, Ангелов, в Посланников, в Судный день. В своих призывах все пророки и посланники были одинаковы, повторяя одни и те же Заповеди или подтверждая то, что говорили предыдущие пророки.

Исходя из этого видно, что монотеизм как вера в Единого, Всевышнего Творца, была изначальна. Но для каждой эпохи развития человечества Всевышний ниспосылал определенную информацию, Книгу, через избранного из людей Своего Посланника. И, как видим, все это состоит из единой цепи божественных откровений и единой цепи пророков. Вера, религия, в каждую эпоху называлась по своему, на разных языках. Но всегда означала одно – признание Единого Всевышнего, Творца, Господа, Аллаха и поклонение только Ему одному.

Каждая Книга, каждый посланник дополняли друг друга, объясняя на языке того народа, к которому они были посланы. Человечество развивалось и, естественно, Всевышним вносились некоторые коррективы и в Книги, которые Он ниспосылал. То есть в каждой Книге последовательно более подробно обозначались те или иные моменты, касающиеся духовной и светской жизни человека.

В Коране звучат слова Всевышнего Аллаха о том, что тот, кто не уверует в предыдущие Книги и пророков, отрицая их, тот считается не верующим и ему уготован ад. И то же самое ждет и тех, кто верит в одних пророков и отрицает других. Так же в Коране говорится, что Аллах, ниспосылая Свое Откровение через Мухаммеда, мир ему и приветствие Аллаха, не создает какую - то новую религию, а завершает ту, что ниспосылалась людям во все времена, начиная от Адама. И называет религию исламом, что означает: мир, подчинение законам Всевышнего. Из всего вышесказанного становится ясно, что ислам как религия не нова, а изначальна.

Исходя из этого, мусульмане признают все предыдущие Писания и верят в их божественность. Верят так же, что все пророки были посланы Единым Творцом для доведения Откровений Всевышнего людям. Это относительно того, что касается религии как веры. А что касается ритуально обрядовой стороны, шариата и посланнической миссии пророка Мухаммеда, мир ему и приветствие Аллаха, то здесь можно сказать, что это последний «штрих» в завершении религии в понимании сущности богопоклонения.

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.



События