Содержание анимистических верований. Анимизм как основа религиозной практики. Анимизм как религия

Дисциплина: Культурология
Тип работы: Контрольная
Тема: Анимизм как основа религиозной практики

Контрольная работа

Выполнил:

Проверил:

Анимизм как основа религиозной практики

Введение 3

1. Вера в духов (по этнографическим данным) 4

1.1. Сущность анимизма 4

1.2. Анимизм у различных народов 7

2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания 8

2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения 8

2.2. Особенности сибирского шаманизма 8

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

На протяжении многих веков анимистические представления служили определяющим фактором развития культуры и духовности многих народов мира, в то числе и многих народов современной России. Более того, и в настоящее время различные формы анимизма господствуют во многих регионах планеты.

Анимизм и анимистические традиции послужили духовной основой развития всех религий мира, не исключая и крупные мировые религии – христианство, ислам и буддизм.

Систематическое изучение особенностей анимизма необходимо для понимания не только прошлого, но и современного мира. Человек начала XXI века, во многих сферах своей жизнедеятельности и культуры, так или иначе проявляет, подчас бессознательно, те или иные особенности анимистических представлений. Поэтому анимизм – намного более чем пережитки культов прошлого, он – неотъемлемая часть внутреннего мира самого человека и сущности его социального бытия.

1. Вера в духов (по этнографическим данным)

1.1. Сущность анимизма

В настоящий момент времени в современном религиоведении, этнографии, культурологии, социологии и философии существует несколько взглядов на сущность анимизма.

Самое распространенное определение анимизма (от лат. anima, animus – душа, дух) – религиозная вера в души и духов. В современном социокультурном знании такое определение превалирует главным образом в этнографических науках.

В религиоведении понимание анимизма несколько шире. Анимизм – это целостная система мировоззренческих представлений, основанных на признании наличия индивидуальной души у различных объектов окружающей действительности (растений, животных, орудий труда и т.д.). Это учение о всякого рода других духовных существах, или духах, и в то же время – одна из примитивных форм религии. Анимизм свойственен различным культурам на ранних стадиях их развития.

В философии под анимизмом понимается философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Сам слово «анимизм» впервые использовал немецкий доктор медицины профессор Г. Е. Шталь в начале XVIII столетия. И. Шталь считал, что у каждой живой субстанции наличествует некое жизненное начало – душа (anima).

Разумная душа является основой жизни, а болезнь, таким образом, есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание. Поэтому врачебное вмешательство по своей сути является помощью душе в ее борьбе. Последователи Шталя стали называться анимистами. Например, великий русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов, также разделял его учение о душе как основе всякой жизни и в ранние годы своего творчества называл себя анимистом.

Но как научное понятие анимизм впервые было введено выдающимся английским ученым-этнологом Э. Тайлором (кон XIX – нач. ХХ в.). В своем сочинении «Первобытная культура» (Taylor, «Primitive Culture». Русское издание в переводе Коробчевского. СПб., 1872), мгновенно ставшим известным во всей Европе, под этим термином ученый определял самую первую форму развития религиозных представлений. Анимизм, по Э. Тайлору, предшествует тотемизму, мифологии и многобожию. Анимистические верования – это поклонение духам умерших предков, вера в собственную живую душу и одушевление сил природы. Так как анимизм – это первейшая форма религиозных представлений, он, в свою очередь, является неотъемлемой частью всякой другой религии, в том числе и всех современных (христианство, ислам, буддизм и др.)

Показательно, что Тайлор, в своих работах писал слово анимизм с большой буквы, как в английском языке принято писать название всех главных религий мира (христианство, буддизм, индуизм и т.д.). Тем самым ученный подчеркивал, что анимизм – это в первую очередь религия, имеющая тождество с религиями современными.

Другой английский исследователь Эндрю Ланг развивал учение Тайлора о сущности анимизма, хотя и категорически возражал против предложенной его предшественником модели эволюции религий.

Происхождение анимизма Ланг связывал с толкованием снов, видений и состоянием транса ясновидцами, именно это, по его мнению, и привело к появлению верований, связанных с душами и духами. Кроме того, природу анимизма Ланг ассоциировал с магией.

Но вместе с тем, последующие исследователи подвергли ожесточенной критике и теорию анимизма Ланге. В частности английский ученый сэр Джеймс Фрэзер в своей фундаментальной работе «Золотая ветвь» (The Golden Bough, 1890) доказывал, что существование магии в первобытном обществе было невозможным.

Более поздние исследования показали, что боги, о которых говорил Ланг, не являлись полным аналогом Всевышнего в великих религиях Запада, тем самым на справедливость теории Тайлора удалось бросить тень.

В последующем, в начале ХХ в. ряд философов, а также мистиков (в частности немецкий автор Э. ф. Гартман) стали понимать под анимизмом и такие примитивные религиозные культы как спиритизм и проч.

Но в целом анимизм – это представление о существовании духов и одушевленности предметов, приписывание им разума, дееспособности, а иногда сверхъестественного могущества.

Действительно, анимизм – это первейшее религиозное верование, возникшее с самого появления социума, в период формирования родовых отношений. Первобытные люди каменного века в безгосударственных обществах обожествляли и одухотворяли не только явления и силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т.п.

Исторически анимизм предшествовал появлению тотемизма, однако, с постепенной эволюцией последнего в мифологию, продолжал свой развития. В силу этого анимистические представления имели более широкий социальный и практико-ориентированный характер.

Вместе с тем, сущность анимизма много более шире, нежели просто совокупность верований в духов. Анимизм – это целостное мировоззрение, обладающее своей собственной логикой, системой и рационализмом. Именно определенный рационализм, заложенный в анимистические представления обуславливает тот факт, что верования связанные с духами существуют и поныне.

Действительно, в определенной мере анимизм – это жизненная философия.

1.2. Анимизм у различных народов

Как было сказано выше, анимистические религии широко распространены и в настоящее время. Например, многие народы Юго-Восточной Азии верят в многочисленных духов – бонгов (духов джунглей, гор, водоемов и проч.), среди которых встречаются добрые и злые, опасные и безопасные, полезные и бесполезные. Некоторые духи носят абстрактный характер, как напр. духи войны, мира, любви и дружбы. Бонгам приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить. Народы Андаманских островов, почитающие множество духов (духов ветров, морских течений, месяца и солнца), особо выделяют духа Пулугу, олицетворяющего разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.

Анимизм господствовал и у восточных славян в дохристианский период. Широко распространен анимизм у многих современных народностей Кавказа. Ярчайшей формой анимизма является шаманизм народов Сибири.

2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания

2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения.

Шаманство (шаманизм) (от эвенкийского шаман или саман – возбуждённый, экзальтированный, исступлённый человек), одна из ранних форм религии, широко распространенная в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Южной Америки, народов Сибири и Дальнего Востока.

Одновременно шаманизм – это одна из форм анимизма (См. выше).

Сибирское шаманство – это общее название анимистических культов народов Сибири. Отечественные историки, культурологии и этнографы выделяют несколько разновидностей шаманизма: бурятский, якутский и эвенкийский как наиболее развитый и систематизированный, а так же тувинский и алтайский как более архаичный.

2.2. Особенности сибирского шаманизма

Как одна из форм анимизма, шаманство возникает в первобытнообщинную эпоху, и непосредственным образом связана с охотой. Исторически первым считается именно бурятское шаманство. В последующем, в период монгольского завоевания Сибири шаманство распространяется и среди других сибирских народов.

Шаманизм народов Сибири на протяжении многих столетий подвергался преследованию со стороны приверженцев буддизма, даосизма, а позднее православия, и потому, неизбежно преломлялся сквозь призму межкультурного взаимодействия. Однако в той или иной степени шаманизм как культурное явление сохранился и в наше время.

Сущность шаманизма, как и всякого анимистического представления – это отождествления окружающего мира с духами, и, соответственно, его одухотворения. Характерной особенностью сибирского шаманства, и в первую очередь сибирского шаманства, является во-первых, вера в многочисленных духов (духов растений, предметов, животных), во-вторых, вера в то что духи способных влиять на жизнь человека (приносить удачу или неудачу, вызывать болезни, или, напротив здоровье), и, в-третьих, что существенно отличает его от прочих культов анимизма, это вера в возможность общения с миром духов через посредника – шамана. Шаман способен не только установить информационный контакт с духами, но и влиять на них. Это достигается через определенный ритуал – камланию (это научное название), во время которого шаман, находясь в состоянии экстаза общается с духами природы.

Шаманство в полной мере отражает особенности полисознания мировоззрения народов Сибири. С одной стороны это наличие множества духов самых различных предметов и явлений окружающего мира, с другой проявление воздействия самых различных культур – китайской, монгольской, а позднее русской.

Примером этому может служить шаманское облачение – серебряное спереди и золоченое сзади, что связано с монгольским обычаем носить золотые и серебряные кольца, олицетворяющие женское и мужское начало, Луну и Солнце. (Поэтому жаворонка приверженцы шаманизма рассматривают как шамана у зверей). Это, в свою очередь является отражением даосистского представления о двух началах Инь и Ян.

В шаманизме господствует представление о так называемом равновесии в мире духов, о чем британский монголовед Питер Ургунгэ Онон (род. 1919) пишет: «Равновесие – центр окружающего мира, и каждый человек должен уподобляться ему... Пусть слабее или сильнее, но каждый должен сам себе служить лампадой». Идеи равновесия по всей видимости заимствованы из философии буддизма.

Наличие у шаманов девяти бубнов говорит об их высшем сане посвящения. Описание девяти ступеней шаманского посвящения представляет собой заимствование монгольских анимистических представлений собрании девяти тэнгри (божеств войны), соотносимых с девятибунчужным воинским стягом Чингисхана.

Мировоззрение шаманизма опирается на представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.

В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит «пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своему усмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства.

Согласно распространенным в Сибири легендам само шаманство было основано великим шаманом Шаргай-нойон-бааба-ем спустившимся с верхнего мира и проведшим посвящение первых шаманов среди бурятских племен. Поэтому считается, что многие духи (так называемые заяаны) являются душами великих шаманов прошлого, продолжающих свою деятельность, помогая живущим шаманам.

Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища. Показательно, что распространение подобных изображений совпало с активной православной миссионерской деятельностью русских в Сибири, а следовательно, во многом является преломленным заимствованием православного иконопочитания.

При утрате души шаман обычно пытается вернуть ее назад посредством призываний, а не отправляется сразу на ее поиски. Бывает достаточно призывания души для ее возвращения, если она еще не покинула средний мир.

Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя \"животное\" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, – его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.

Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем \"ездовом животном\" – путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его.

Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.

Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, -из родственников умершего шамана.

Начало шаманской деятельности связано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период полового созревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка-шамана. В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен.

Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начав камлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания, столь очевидные в недавнем прошлом.

Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.

В связи с этим мною были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость прежнего взгляда на шаманов, как на людей с особым складом психики. Результаты моих исследований опубликованы в научных изданиях и получили поддержку у ряда видных специалистов.

Таким образом, наследственная природа шаманизма – результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.

Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них.

Как было отмечено на уровне фольклора и не только шаманство сохранилось у многих народов не только Сибири, но и мира. Но оно находится у на разных стадиях развития. Например у современных венгров, выявлены лишь его пережитки шаманизма, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

Заключение

Взгляд на анимизм, веру в духов, шаманство как нечто примитивное – сам примитивный по своей сути. Анимизм и шаманство – это целостное мировоззрение, самобытная культура, основа нравственности и духовности многих народов и цивилизаций прошлого и настоящего. В анимистических представлениях нашли свое полное воплощение уникальные, специфические основы жизнедеятельности различных народов, их хозяйственной жизнь и социального уклада.

Но, будучи базисом мировидения не только отдельных народов, но и целых цивилизаций, анимизм выходит далеко за пределы обыденной религиозной практики. Анимизм и одна из его ярчайших разновидностей – шаманство, послужили основой самого существования людей в суровых условиях исторической реальности, и потому предопределил особенности национальной психологии и хозяйственной жизни.

Сегодня анимизм представляет собой интерес не только для кабинетного рассмотрения, но и для...

Забрать файл

Слово «анимизм» происходит от латинского anima – «душа» и animus – «дух» , и означает характерное для первобытных племенных общин представление о существовании духов или душ у предметов, одушевление природных явлений, животных, предметов. Эти идеи присутствуют во всех известных религиях.

Анимизм считается одной из ранних форм религии , ведь предположение о существовании духов и души встречается во всех культурах человечества.

Некоторые ученые полагают, что до анимизма главенствовала такая форма верования, как аниматизм (от латинского animates – «одушевленный») – вера не в отдельных духов, а в одушевленность всей природы . Поклонение духам и сегодня является важным элементом культур многих народов.

Так, в различных племенах Индии верят в духов, населяющих леса, водоемы, горы. Духи могут быть как благосклонными к человеку, так и недружелюбными. И поныне существует культ предков, вобравший в себя ярко выраженные идеи анимизма.

Для него характерно поклонение душам умерших старших родственников. Духов предков почитают, полагается, что они покровительствуют потомкам.

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе , как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Знаменитый английский культуролог и этнолог Эдвард Тайлор (Тэйлор) в конце XIX века продолжил развивать теорию анимизма .

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм , характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Анимисты

Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.

Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии , например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

  • народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
  • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном , соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

Среди основных понятий анимизма – перевоплощение , то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем , дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

Сегодня свойственные анимизму убеждения, распространились в эзотерических практиках . Они в свою основу включили верование в присутствие духов и вероятность коммуникации с ними, и признают, что духи оказывают существенное влияние на окружающий нас мир.

В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический . При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик .

Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно , и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.

История развития религии прошла длительный и непростой путь. В своем примитивном сознании древнейшие люди обожествляли различные явления природы. Именно так и появились первые формы религиозных представлений. Рассмотрим, что такое анимизм, в чем его специфика и роль в развитии религиозного представления.

Зарождение религии

Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших - божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы - грозами, снегопадами, ураганами, ливнями - и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух. Так, есть дух ветра, дух солнца, дух земли и так далее. Чтобы задобрить этих невидимых, но всесильных существ, люди стали совершать различные ритуалы, приносить им жертвы. Именно так и появились первые религиозные представления.

Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик.

Итак, первые религиозные верования - анимизм, тотемизм, фетишизм - появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали.

Виды проторелигий

Исследователи религии и историки выделяют 4 проторелигии:

  • Анимизм.
  • Фетишизм.
  • Тотемизм.
  • Магию.

Мы вряд ли когда-либо узнаем, какая из них появилась ранее, ученые полагают, что возникли они примерно в одно и то же время, при этом верования отдельных древнейших племен причудливо переплели в себе черты различных проторелигий. Рассмотрим, что такое анимизм и в чем его отличие от прочих форм древнейших религиозных представлений.

Определение

В научной литературе под термином «анимизм» принято понимать существующее в большинстве древних верований обожествление сил природы, вера в душу и нематериальных духов. Эта проторелигия очень важна, поскольку именно в рамках нее формируется такое сложное представление, как вера в нематериальную составляющую, душу, именно на этой основе позднее будет создано учение о бессмертной душе.

Сам термин впервые был использован немецким исследователем Георгом Шталем в 1708 году и происходит от латинского слова «анима» - душа.

Особенности верования

Какие же черты были присущи этому древнейшему верованию?

  • Вера в духов природных явлений.
  • Духов предков.
  • Наличие покровительственных сущностей.

Именно в рамках анимизма появился погребальный культ. Еще во времена кроманьонцев появилась традиция хоронить умерших в лучших украшениях, с оружием, предметами быта. Чем знатнее и уважаемее был почивший, тем больше орудия и оружия клали в его могилу. Казалось бы, зачем это делать, гораздо разумнее было бы передать эти вещи живым, использовать на охоте или в войне. Но древние люди уже имели какие-то представления о том, что после смерти физической оболочки его дух продолжит свой путь. И подобные ритуальные обряды подчеркивали дань уважения почившему.

Еще один пример - культ предков. Например, в Западной Новой Гвинее у примитивных народов ранее была традиция хранить в дом корвар - череп прародителя, который находился на почетном месте. Позднее череп был заменен на изображение предка. Считалось, что он оберегает жилище и приносит удачу членами рода.

Оба культа говорят о том, что наши предки верили в загробную жизнь, а их представления о мире не ограничивались только материальными.

Формы

Рассмотрим формы анимизма, древнейшей из которых была вера в то, что за каждым явлением природы стоит собственный дух. Будучи не в силах понять сущность того или иного стихийного бедствия, древние люди начали одухотворять силы природы, полагая, что каждой из них управляет дух.

Постепенно духи становятся разумными, наделяются внешним обликом, характерными чертами характера, появляются мифы и целая система мифологии, в рамках которой человек стремился объяснить окружающий его мир. Анимизм, постепенно развиваясь, перешел в политеизм, характерный Древнему Египту, Греции, Риму, славянским странам и многим другим.

Важнейшая особенность анимизма - подразделение мира на материальный и духовный. Поэтому еще одна форма верования - убежденность в существовании некоего загробного мира, куда попадает человеческая душа после смерти тела. Интересно, что схожие представления проявляются у древних народностей, которые были географически разобщены друг от друга.

Тотемизм

Еще одна проторелигия, остатки которой можно обнаружить в наши дни в особенностях религиозных верований отсталых племен - тотемизм. Рассмотрим определение, особенности этого представления и сравним тотемизм и анимизм. Можно выделить такие отличительные черты:

  • Древние люди верили в то, что каждый человек (а также племя, род) имеет некоего предка - животное или растение, которое именуется тотемом.
  • Чаще всего тотемом становился тот представитель флоры или фауны, который обитал на территории проживания племени.
  • Между племенем и тотемным животным существовала мистическая связь.
  • Тотем оказывал покровительство своему племени.
  • Наличие системы табу - запретов. Так, тотемное животное нельзя было убивать на охоте или употреблять в пищу.

Появление этой проторелигии, как полагают исследователи, было связано с тем, что в жизни древних людей животные и растения были очень важны, служили основным источником пищи, без них было бы невозможным само существование человечества.

Отличие от анимизма

Говоря о том, что такое анимизм и чем он отличается от тотемизма, следует отметить, что в первом случае существовало множество духов, каждый из которых отвечал за свое явление природы или стихию. А свойствами тотема наделялось одно конкретное животное или растение. В отдельных племенах, например, у индейцев, оба верования переплелись: многие племена имеют собственные тотемы, при этом верят в существование духов природы.

В проторелигиях можно отметить и общее - если религия анимизм предполагала проведение обрядов для задабривания духов (как природных, так и предков), то тотемизм подразумевал задабривание тотемных существ.

Фетишизм

Еще одной проторелигией является фетишизм, то есть верование в то, что предмет материального мира выступает носителем высшей магической силы. Фетишем мог стать абсолютно любой предмет, которому первобытное сознание присвоило магические функции. Так, камень-валун, который чем-то привлек древнего человека, мог стать объектом поклонения.

Чаще всего такое верование в чистом виде можно встретить у африканских племен, которые поклоняются статуэткам богов, костям, растениям.

В чем различия фетишизма и анимизма? Эти формы верования скорее дополняют друг друга. Так, фетиш мог стать материальным воплощением некоего духа, поклоняясь ему, первобытный человек надеялся задобрить самого духа. Чаще всего фетишей, как и самих духов, было несколько, их просили о помощи, проводили ритуалы в их честь, благодарили за удачу на охоте.

Интересно, что остатки фетишизма можно проследить даже в ведущих мировых религиях. Поклонение святым мощам, иконам, статуям Христа и девы Марии - вот то, во что переросло это древнее верование. В буддизме существуют священные ступы, поклонение которым близко почитанию фетиша. Также фетишизм сохранился как вера в амулеты и талисманы.

Магия

Еще одна древнейшая проторелигия - магия, при этом нередко в ней органичным образом переплетаются черты трех предыдущих. Сравним магию и анимизм:

  • Магия подразумевает веру в высшие силы, как и анимизм.
  • Лицо, наделенное особым даром - маг, колдун - могло вступать в контакт с ними и даже сделать так, чтобы эти силы оказали покровительство на охоте или войне. В анимизме ничего подобного не наблюдалось, духов пытались задабривать, но каким-то образом повлиять на них люди не могли.

Постепенно во многих племенах появились свои маги, которые занимались лишь проведением специальных обрядов, они пользовались уважением, нередко их боялись даже самые отважные воины.

Магия сохранилась и в наше время, многие люди верят в то, что при помощи специальных обрядов можно привлечь удачу в бизнесе, добиться благосклонности избранника. Иногда современные черные колдуны используют свои способности со злым умыслом, насылая проклятия. Кто-то относится к магии скептически, но, поскольку это верование существует уже много тысяч лет, полностью отрицать его значимость не следует.

Шаманизм

Не менее интересным является и явление шаманизма, которое, несмотря на свою древность, практикуется и по сей день. Шаманы проводят свои ритуалы, во время которых впадают в транс и общаются с миром духов. Цели подобных обрядов довольно разнообразны:

  • Принесение удачи на охоте.
  • Исцеление больного.
  • Помощь племени в сложной ситуации.
  • Предсказание грядущего.

Рассмотрим особенности анимизма и шаманства. Оба религиозные верования связаны с миром духов, однако если первый подразумевает под собой веру в их существование и непосредственное участие в человеческих судьбах, то шаманы, погружаясь в транс, общались с этими нематериальными существами, спрашивали у них совета, просили помощи.

Именно поэтому шаманам нередко приписывались функции жреца, их уважали и почитали.

Анимизм в современном мире

Мы рассмотрели, что такое анимизм и как он связан с прочими проторелигиями. Интересно, что это древнейшее религиозное представление сохранилось по сей день; именно благодаря наблюдению за примитивными народами, проживающими в отдалении от цивилизации, помогает исследователям заполнить проблемы в изучении истории религий. Подобные верования можно встретить у коренных африканских народностей, саамов, папуасов Океании.

Древнейшие проторелигии свидетельствуют о том, что сознание первобытного человека была не таким уж примитивным, он понимал, что, помимо материального мира, существует еще и духовная сфера. И посильными ему средствами пытался объяснить непонятные предметы и явления.

АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.

В метафизическом смысле анимизм представляет собой мировоззрение, согласно которому душа является основным принципом жизни. Встречается у Аристотеля и у стоиков ; особенное развитие получило в эпоху Возрождения в учении о мировой душе. Родоначальник греческой натурфилософии Фалес Милетский полагал, что все тела, приводимые в движение присущей им внутренней силой, одарены душою – «все полно богов». Свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо). Этот разум или душу Фалес представлял как нечто вещественное, существующее отдельно от видимого мира. В Древнем Риме Лукреций называл духом (animus) неизъяснимо тонкую материю, которая (по представлению его учителя Эпикура) в виде особо тонких частиц истекает с поверхности всех материальных предметов, действуя на органы чувств и производя ощущения. Будучи разновидностью материи, душа, по Лукрецию, активна, деятельна, способна подчинять тело. Аристотель , Парацельс и Кардано считали душу ваятельницей тела.



Скорпион