Католические праздники, службы, традиции. Симфония по творениям святителя феофана, затворника вышенского, причащение - читать, скачать - святитель феофан затворник Как правильно поздравить с причастием

Как-то блог и вообще многие новости (ух, может быть я надеюсь, потихоньку на Украине жизнь налаживается) отошли на второй план последние недели. От работы не удалось так легко отделаться, я уже даже успела слетать с мужем в Гаагу, но самое важное событие этого месяца для нас, конечно, Первое Причастие нашей девочки. Еще у нас было много гостей из Киева. Так что все внимание им, подготовке и собственно самому празднованию.


Немножко расскажу о самом процессе подготовки и символизме самого первого причастия.

В православной церкви маленькие детки обряд первого причастия принимают уже в момент крещения. В католической церкви это не так. В зависимости от страны, региона и даже может быть отдельного колледжа, возраст детей принимающих первое причастие колеблется от 7 до 10 лет.

Считается что именно в этом возрасте дети могут уже сознательно принять таинства Евхаристии (причащение хлебом и вином). Я не особо сильна в глубоком символизме данной церемонии и почему именно этот возраст, так что обращайтесь к гуглу.

Подготовка к первому причастию довольно длительная и состоит обычно в духовных беседах (лекциях, семинарах) священника с детьми, т.н. "катехизации". У нас в колледже с детками такие уроки проводят и добровольцы-родители в маленьких группах по 6-8 человек. Они не зубрят библию, просто знакомятся в игровой, но в то же время довольно серьезной форме с основами учения. У нас еще и школьный священник прирожденный педогог. А вот с родителями он слегка занудный, как сказал мой муж однажды после встречи священника с родителями "лучше я буду ходить на мессы (служба) с детьми чем на эти встречи". :)


Кстати, во время двухгодичной подготовки каждый месяц для подготавливающихся проводится в нашем колледже семейная месса. Нас там немножко информируют как идет процесс подготовки помимо собственно католической службы. Колледж имеет собственную церковь (он религиозный).

Есть еще одна сторона этого интимного праздника для ребенка.... Вы уже наверное догадались, какая. :)

Это конечно, празднование после церемонии, наряд и подарки. Символизируя чистоту помыслов и намерений, девочка должна быть одета в белое платье, мальчики белая рубашка. Надо ли вам говорить, что в Испании это целая "индустрия": начиная от платьев на заказ (любое более менее известное ателье по пошиву свадебных платьев предлагает отдельную коллекцию платьев для первого причастия примерно в январе-феврале), заканчивая специальными банкетами с атрибутами типа цветочного декорирования, специального меню и развлекательной программы для детей (вот хорошо, хоть дискотеки не предлагают, зато есть клоуны). Фотографы, мелкие подарки для приглашенных и проч. и проч. А! Еще есть специальное красивое белье (представляете, в мае хотела купить, уже закончилось) и туалетные принадлежности. Обувь, само собой.


Здесь уже вступает в игру возможности и желание родителей вкладываться в довольно дорогое удовольствие, которое даже не "вернет" вложенного, как например, на свадьбе. ;)

В первую очередь родители думают, кого приглашать на празднование. Мы ограничились самыми близкими родственниками и друзьями, но все равно получилось около 30 человек. Ресторан я тоже не хотела слишком церемониальный, но в то же время мне хотелось чего-то классического. На свадьбах здесь следуют определенному протоколу подачи блюд и меню обширное, на первом причастии менее формально. *Я еще не раз сравню празднование свадьбы и первого причастия;)

Первые причастия празднуют в течении месяца мая, конец апреля. Подготовка в моем случае заняла около 6 месяцев. Май еще и месяц свадьб, так что рестораны, фотографы...нужно позаботится заранее. Платье мы заказывали за 3 месяца, с двумя примерками. :) Фотографии часто делают заранее, в студиях, затем фотографии в специальном именом паспарту дарят гостям. Я не делала этого, у нас фотографии делались в тот же день, но зато весь процесс - подготовка невесты ребенка дома, церемония, немножко фотосессия в парке, ресторан...:) И у нас еще случайно нарисовался личный парикмахер на дому (он же один из приглашенных) , который шикарно уложил волосы ребенку. Честно говоря я не рассчитывала, поэтому выбирали простейшее украшение для волос с расчетом того, что я уложу сама, а получилась шикарная прическа, мне потом еще родители в колледже говорили что "ой, как красиво уложено было". Но это уже не входит в обязательные атрибуты празднования. :)


Ну и что еще рассказать? Волнительный день конечно. Чтобы не было накладок (их у нас не было, все было супер слаженно, супер красиво, все улыбались, никто не был недоволен), все нужно продумать до мельчайших деталей. Больше всего волновалась за Клаудию, чтобы без слез, довольная и счастливая она пережила этот день.

И еще мы получили с мужем неожиданно красивый букет от наших родственников. 18 мая, ровно 11 лет назад мы праздновали нашу свадьбу в Барселоне.Было приятно. :)


А! Вот еще про подарки. На первое причастие принято дарить подарки. Когда меня родственники спрашивали, что же дарить, я не хотела никаких денег, что-нибудь, что останется на память этого дня. Для девочки проще - украшения всегда уместны и сохранить как память не проблема, особенно когда уже они не слишком детские. Дарят еще часы, серебрянные рамки для фотографий. Хотя она и пыталась настоять на чем-то типа "nintendo". :)



Спасибо огромное Миле и ее мужу

Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36).

2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие

Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71).

3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища

Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206).

4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить

Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227).

5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе

Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59).

6. Как приступать ко Святому Причащению

Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212).

7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

Я не вижу, что высокопреосвящ. Иосиф наложил на вас Причащение Святых Таин в двунадесятые праздники как неотложное правило. Он дал вам только совет и благословил на это, и вы хорошо поступите, если будете исполнять это, когда нет препятствий, с должным всегда приготовлением и очищенною совестию. Слушайтесь в сем советов иерея Божия о. Иоанна N (3, с. 3).

8. О полезности частого Причащения для духовной жизни

Что причащались дважды в пост – добре. Благослови, Господи! Можно почаще причащаться, как вздумаете. Священник каждый день приглашает причащаться православных – только никто не откликается. Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (3, с. 78).

9. Причащаться можно, как только душа потребует

Вы уже поговели... И еще поговейте и причаститесь. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует. Благослови вас, Господи! (3, с. 93).

10. Козни врага во время говения

Что бывает с вами во время говения... страх, волненье... полагать надо, исходит от врага. Он, верно, около вас разживается чем-нибудь. Исповедь же и Причащение опаляют его и прогоняют. Вот он, предвидя сие, и поднимает тревогу. Потрудитесь не отходить от памяти Божией и памяти смертной... Они не только во время говения, но и во всякое гонят его и опаляют, и приступа к вам не дадут. Сами видите, как душеспасительно для вас говение... и можете сами же себе повелеть почаще говеть (3, с. 118).

11. Об усовершенствовании дела говения

Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу... только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и Причащение (3, с. 177).

Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4. А в посты пред Пасхою и Рождеством – по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство (3, с. 177).

12. Как часто можно причащаться?

Как часто говеть? Так часто, как сможете.

Но наперед положите все посты говеть и из них большие, Великий и Рождественский, раза по два или по три. Спрашивайте своего духовного отца (4, с. 10).

13. Причащение – самая крепкая поддержка духовной жизни от общения с Господом

Говели три раза. Добре! Самая крепкая поддержка духовной жизни – общение с Господом, ибо без Него что мы (4, с. 18)?

14. О смущениях перед Причащением

К Таинству же Причащения приступайте ничтоже сумняся. Если приступаете с верою в Господа, присущего в Таинах, с благоговением и готовностию все силы свои посвятить на служение Ему единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении души. Потом само Причащение мало-помалу и исправит сии недостатки (4, с. 83).

15. Причащаясь Святых Таин, мы принимаем Господа

Благослови, Господи, ваше Святое Причащение! Прияли вы Господа: Он один да исполняет сердце ваше так, чтобы там уже не оставалось места ни для какой твари. Господь близ! Если будете к Нему воздыхать, то никакой нужды духовной не встретите непреодолимой и неудовлетворимой (4, с. 88–89).

Относительно Святого Причастия... хульные посмыслы или неверие... прямо от врага. Гоните и молитесь. Сам Господь дал сие Таинство... говоря: Сие есть тело Мое, сия есть Кровь Моя... и заповедал: Сие творите в Мое воспоминание . Апостолы и начали делать сие... и с того времени сие делание в Церкви Святой не прекращалось и не прекратится до скончания века... Совершитель Таинства есть Сам Господь. Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая Дары... Действующая же сила от Господа исходит. Господь везде есть. И в один момент по всей земле может повторить Тайную вечерю (4, с. 103).

Молитесь Господу и просите приложить веру. Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три со словами: «Господи, приложи мне веру... ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия»... И даст Господь. Только не переставайте с усердием молиться... И всякую свою нужду духовную всеусердно Господу открывайте, и Он поможет. Всеусердно желаю, чтобы Господь всегда являл вас победительницею (4, с. 103–104).

16. По Причащении

Благие мысли у вас по Святом Причащении. Клеть внутри... Если будете там, Господу не скучно будет у вас. Потрудитесь занять Его молитвенною беседою – и Он будет внимать не отходя.

Там и брачный чертог у вас будет... и предивное сочетание... А за ним блаженство нескончаемое (4, с. 119).

17. На вопрос о Причащении с малым приготовлением

Причаститься можно вам... Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.

Это краткое внутреннее и внешнее утруждение себя даст вам, по вере вашей в милосердие Господа, с дерзновением приступить к Святым Таинам. Впрочем, если будет недоставать дерзновения по вере, а, напротив, будет слышаться внутри некое прещение, то лучше отложить сие святое дело. Скоро ведь можете сподобиться сего и дома. Делаю заметку сию на случай. Но лучше, если своею верою и возжеланием Господа окрылитесь к дерзновению... Обще говоря, мы ведь никогда не сможем вполне достодолжно приступать к Таинам. Всегда покрываемся упованием на безмерное милосердие Господне (4, с. 126).

18. Наставление готовящейся к Причастию

Благо намерение ваше исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Потрудитесь хорошенько определить, что следует пресечь и отбросить, и, дав обет на сие, решение засвидетельствуйте строго исполнить. И мир Божий водворится... и особенно – несмущенное воззрение на Господа во время молитвы (4, с. 129).

19. Нападки врага перед говением

Что испытываете нападки, и особенно когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говенья, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали... то это знак победы, а не поражения и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения. Вы хорошо делали, что с самого первого появления нападения восстали и воспротивились. И всегда так делайте... как только покажется – тотчас сопротивление, отвержение, ненависть и молитва. Если тайный голос говорит, что было допущено соизволение на помыслы... покаянием надо сие очистить и сокрушением с твердою решимостию не уступать более. Что нападки – это не беда... это к венцам приглашение... Беда в уступках. Господь да вооружит вас! Молитва Иисусова – первое орудие и всемощное... Не выпускайте его из рук (4, с. 140)!

20. Частое Причащение может привести к равнодушию

Святых Таин причащайтесь почаще, как дух[овный] отец разрешит... только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце нипочем – а от него всякая жизнь. Так и к Святым Таинам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной, что очень неодобрительно (4, с. 150).

О частом Причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды или два раза – самая мерная (4, с. 254–255).

21. О Причащении в двунадесятые праздники

Уж коли положили причащаться в двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой – ни одного. В таком случае, точно, лучше в один какой праздник опустить Святое Причащение и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому-нибудь дню. Сами устройте это, как лучше (4, с. 234).

22. Можно ли давать запасные частицы в путь шествующим

В даянии запасных частиц в путь шествующей тоже ничего не вижу грешного. Бывало прежде в употреблении и теперь может быть. Отменено не по неуместности дела, а по некиим злоупотреблениям. Когда не предполагаются злоупотребления, можно дать место древнему обычаю (4, с. 255).

Приступая к Святым Таинам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то Самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от Святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина – не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. Плод Причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром, иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу, иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться, и увидите плоды от сего Таинства утешительные (9, с. 153–154).

24. Поздравление и благожелание причастившемуся Святых Христовых Таин

Теперь, наверное, вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.

Но паче же всего желаю вам ощутить радость спасения в Господе. Ибо Господь в вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали что делать, по свойственной ему заносчивости, сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». – То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Генисаретское, и последние, не зная что делать, воззвали к Нему: Господи, спаси ны, погибаем! – прежде запретил ветру и волнению водному и, когда уже улеглись волны и бысть тишина, сказал: Где вера ваша? (см. ). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: «Чего боитесь? Господь с вами». Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (). И всем причастникам прилично петь: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль () (9, с. 154–155).

25. Святые Таины прообразованы манною

Заняло меня состояние вашего сердца после причастия Святых Таин. Ведь Святые Таины прообразованы манною. Она принимала вкус по нуждам каждого. Вот и причастие Святых Таин дало вам вкусить, что вам нужно. Теперь знает сердце ваше, что значит быть с Господом и что без Него (11, с. 10).

26. О Причащении Святых Христовых Таин

Вы спрашивали о Святом Причащении. Нисколько не помешает часто причащаться с приготовлением истинным. Хорошо бы – каждый пост, а в Великий и предрождественский и по дважды. Впрочем, как Господь по сердцу положит; только хорошо причащаться (11, с. 70).

Кто же это так нелепо говорил о Таинстве Тела и Крови Христовой?

Мысль эта кальвинская. А по-православному вот как надо веровать: «Кто не вкусит тела Господня и не пиет Крови Его, живота не имать в себе». Кто в Господе пребывает? – ядый Плоть Его и пияй Кровь Его. Тут нет ничего неясного и никакого иносказания. Так веровали все спасшиеся о Господе, так веровать подобает и нам. Мало ли чего не наговорят не понимающие и не хотящие вникнуть! И еще толкуют про какое-то утешение! Откуда же оно зайдет к ним? Господь не взойдет в сердце неверующее, хоть стоит у дверей и толчет, а вне Господа какие утешения (11, с. 80)?

27. О сохранении плодов Причащения

Жалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, исповедию и Причащением скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти... Не надо предавать себя на жертву внешних впечатлений: они уносят внимание из сердца и заставляют его блуждать на стороне, далеко от себя. Не надо допускать вкушать сласти душевнотелесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, все прочее – трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ (6, с. 48– 49).

28. О частом причащении

Поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Буди во спасение!

И во второй раз причаститься хорошо будет. Чем чаще, тем лучше (8, с. 16)!

Вот и добре, что с таким убеждением причастились. Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться – не только в посты, но и между постами (8, с. 45).

29. Домашнее говение и епитимия

Неудобно выехать из дома – дома поститесь. Дело говения можете совершить дома, а потом исповедаться и причаститься в церкви.

Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимии, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви (8, с. 40).

30. Причащаться всегда можно

Когда неудобно было говеть на первой – поговейте, как предполагаете. Чаша Господня всегда открыта, и все на всякий день приглашаются к ней. Потому никогда нельзя говорить, что время безвозвратно пропущено. Ныне пропущено – завтра готово (8, с. 68).

31. Отчего иногда не чувствуется действие Таинств

Слава Богу, что причастились. Что в чувстве не засвидетельствовалось благотворное действие сего Таинства, это надо приписывать нездоровью и вследствие того, может быть, недостатку духовного напряжения. Но действие Таинств не всегда отражаются в чувстве, а действуют сокровенно, что, конечно, имело место и у вас, как обыкновенно (8, с. 123).

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

В прошлое воскресенье я была приглашена моей приятельницей на первое причастие (примо коммунионе) ее хорошенькой семилетней дочери.

Первое причастие у каталиков считается одним из важным событием в жизни после обряда крещения .

Первое причастие у католиков — большая радость для ребенка

Уроки катехизации

Первому причастию у католиков предшествует определенная подготовка (от года до трех лет) – так называемые уроки катехизации:

  • где происходит знакомство ребенка с Библией;
  • церковным этикетом;
  • молитвами.

(Кстати, в Италии ВСЕ от мала до велика знают молитвы, ведь начинают их учить уже в детском саду).

Первое причастие у католиков

Накануне первого причастия происходит первая исповедь ребенка. Он сам вспоминает все, что сделал плохого и хорошего в своей жизни и без утайки рассказывает об этом падре. Итогом занятий, которые проводят монахини, становится торжественный день, связанный с праздничным волнением и ожидание подарков.

Подарки, на первое причастие у католиков (я сейчас рассказываю про Сицилию) совсем не дешевые. Дедушки, бабушки, крестный отец (падрино) раскошеливаются на приобретения золотых изделий с брильянтиками… Остальные гости соревнуются в подношениях, словно желая получить титул — Самый дорой подарок.

Многие просто дарят специальные праздничные конвертики, в которых лежит чек на определенную сумму или «живые» деньги.
Все подарки и конвертики открываются в конце праздничного обеда, который проходит в шикарном ресторане, и каждый имеет возможность узнать, что или сколько подарил другой. Как же в этой ситуации не оказаться «бруттой фигурой ». В конвертах, не оказалось суммы меньше 100 евро.

Месса (церковная служба) по поводу первого причастия была назначена на 10 часов утра, но я уже зная «пунктуальность» итальянцев, приехала в киезу (церковь) в 10 – 30.
К моему огромному удивлению огромная церковь была полна народу и месса уже шла! С горем пополам, найдя свободный раскладной стульчик, я устроилась рядом с колонной и стала смотреть торжественное действо.

А посмотреть было на что! Очень жаль, что я пропустила начало этой службы.

Девочки, все в одинаковых белых длинных платьях, с веночком на голове, в белых перчатках смотрелись как невесты, мальчики тоже были одеты все одинаково, в длинные белые туники. Вокруг царила праздничная, оживленная атмосфера, наверняка, этот день останется в памяти у детей навсегда:

  • мелодичные песни,
  • божественные звуки органа, наполняющие церковь,
  • красивая церемония,
  • нарядные одежды – это все осталось у меня в памяти.

Это все попадая в душу, приносит удивительный покой и умиротворение.

После службы все приглашенные отправились на торжественный обед в ресторан.

К слову — мне очень нравится интересная традиция у каталиков, в конце службы, после определенной молитвы, желать всем мира, добра и согласия. При этом все пожимают руки ближайшим соседям. Ребятишкам это очень нравится. Они со своим рукопожатием обегают всю церковь, с улыбкой пожимаю руки всем — знакомым и незнакомым людям.

Всем вам, дорогие читатели моего блога, я желаю мира, добра и согласия!

Строка поиска: причастие

Найдено записей : 375

Подскажите, что нужно отвечать людям после Причастия на слова: "С Причастием вас", которые сами не причащались? Я один раз просто кивнула от неожиданности, проговрив "угу", т.к. раньше в другом храме мне никто ничего не говорил, а потом другая женщина налетела на меня с поздравлением, ей я уже сказала "спасибо", но при этом мне стало как-то не по себе, что меня вообще трогают. А как правильно отвечать? Или молча мимо проходить? А бывает ещё, что в конце Литургии, когда все подходят прикладываться к кресту, батюшка тоже поздравляет с Причастием. Что нужно отвечать ему?

Ирина

На такие случаи есть универсальный православный ответ: «Спаси Господи!», а еще можно улыбнуться, ведь кто-то радуется за Вас.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. Хочу придти на исповедь и причаститься, однако испытываю проблему с постом перед исповедью. Пост держала за всю жизнь только раз, в прошлом году, но это по причине попыток стать вегетарианкой. Полгода не ела животную пищу, кроме молочной. Я не держу пост сейчас, беспокоит состояние здоровья, и лишать себя полноценной еды врач, мягко говоря, не советует. Принимала около года много лекарств, рекомендовали питаться хорошо, не скудно. Что мне делать, мне очень нужно на исповедь и причастие. Спасибо за ответ.

Елена

Елена, три дня поста еще никому не повредили. Пост и молитвенное правило перед причастием дается для того, чтобы разбудить свою душу, покаяться, подготовить себя к принятию этого великого и спасительного таинства. Постарайтесь выполнить хотя бы такой пост, а на исповеди объясните священнику свои проблемы со здоровьем. Кстати, чтобы поисповедоваться, не обязательно поститься. Хотя Вам необходимы оба таинства, так как телесные недуги чаще всего даются нам по нашим грехам.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, обязательно ли просить благословение у священника для вышивания иконы, и какие правила нужно соблюдать при вышивании?

Ирина

Ирина, икона – это не картинка, а «видимый образ невидимого Первообраза», как учат святые отцы Церкви. Поэтому приступать к вышивке нужно с особым благоговением и трепетом. Нужна благочестивая жизнь, регулярное посещение храма, исповедь и причастие. Придите в храм, поговорите со священником, возьмите благословение на труд и обсудите правила, которые нужно соблюдать при вышивке. Хорошо бы при этом взять с собой заготовку иконы и показать ее батюшке. Если Вы обсудите все нюансы, то по окончании работы не будет проблем с освящением иконы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спасибо всем, работающим на этом сайте, за вашу помощь и ответы на наши вопросы! Спаси, Господи, всех Вас и ваши семьи! У меня есть такой вопрос. К вере я пришла недавно, постилась только перед причастием. Сейчас стараюсь держать пост, но вот, вычитала, что нельзя есть овощи и грибы консервированные. Неужели это правда? А я ела. И можно ли иногда употреблять заменитель молока, постный майонез, бульонные кубики (куриные, мясные)? Можно ли пить кофе? Спасибо.

Елена

Елена! В пост можно употреблять любую растительную пищу, в том числе овощи, кофе, грибы, постный майонез, продукты из сои и т.д. Не надо относиться к посту по-фарисейски. Апостол Павел сказал: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною» (1Кор., 6;12). Например, если Вы кофеман, не можете обойтись без кофе ни дня, то стоит отказаться от него на время поста. Можно есть соевую колбасу, но тогда чем время поста будет отличаться от обычных дней, если страсть чревоугодия будет так же удовлетворяться, только «разрешенными» продуктами? Пост дается для борьбы со страстями, а не для ограничения в пище как таковой.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хочу выразить огромную благодарность всем батюшкам на этом сайте. Спасибо Вам за вашу неоценимую помощь и ответы на наши многочисленные вопросы! Спаси, Господи, всех Вас и ваши семьи! У меня есть несколько вопросов. 1. В воскресенье моя дочь, ей 5 лет, причастилась. Мы пришли домой, она пообедала, и ее стошнило в ванную, а я все смыла (извините за подробности)... После причастия прошло 2,5 часа. Это плохо? Ведь она причастилась, а тут такое у нас впервые. 2. У меня двое детей - 2 г. 10 мес. и 5 лет. Можно ли им причащаться, если ночью накануне причастия они пьют воду, а иногда даже утром? Младший без воды спать не может, капризничает. 3. Можно ли каноны и правило ко причастию вычитывать не в один день, а в течение 3-4 дней, т. к. с двумя детьми все сразу читать не хватает времени и сил? 4. Является ли грехом использование декоративной косметики, например, на работе или каком-то мероприятии, не с целью соблазнить, естественно, а потому что так принято? Хотя я не раз замечала, что с косметикой на меня обращают внимание другие мужчины, а это, по-сути, и есть соблазнение? Значит, в моем случае краситься нельзя вообще?

Татьяна

Татьяна, конечно, нужно стараться сделать все для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Если ребенка все-таки вырвало (или малыш срыгнул), нужно все извергнутое собрать, предать огню или чистой проточной воде, а пепел или золу закопать в непопираемом месте. О случившемся расскажите на исповеди, так как Вы, по незнанию, поступили неблагоговейно. 2. Маленьким детям допускается пить перед причастием, приучать ребенка причащаться натощак необходимо постепенно, к пяти или семи годам. 3. Правило к причащению допустимо вычитывать за несколько дней, в которые Вы готовитесь к причастию. 4. Лучше женщине не пользоваться декоративной косметикой. Но в современном обществе это не всегда осуществимо. Если на работе с Вас требуют использовать косметику в обязательном порядке, придется подчиниться. Сдержанный, неброский макияж не будет обращать на себя большого внимания. Краситься ярко и вызывающе не надо.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Пожалуйста, помогите! У меня появился страх открытого пространства. Несмотря на причастие, исповедь и советы батюшки, ничего в моем состоянии не меняется. Транквилизаторы только на время притупляют страх, а душу они губят. Помогите!

юлия

Юлия, я думаю, надо обратиться к докторам, не пренебрегайте помощью специалистов.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Если Бог даст, собираюсь причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, она в нашем храме начинается в 18 часов, в 17 утреня. С какого времени в этот день ничего не есть - с самого утра (не завтракать) или до 12 дня можно вкушать пищу? У батюшки не спросила, а служащие женщины в храме сказали, что с 12-ти. Что-то сомневаюсь. Спасибо!

Елена

Елена, лично я бы не вкушал ничего с полуночи. Меня тоже смущает то, что Вам сказали. У нас, знаете ли, как-то странно все получается: некоторые батюшки возрождают традицию и начинают служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером, как это и должно быть, и это – хорошо, но в то же время они же идут на поводу какой-то странной либеральности и снисходительности, и зачем-то разрешают прихожанам есть перед причастием. И что пользы тогда от таких традиций?! Невольно хочется сказать: хотите служить как древние, так и поститесь как древние! Не можете – тогда зачем коверкать святую традицию, идущую из древности?!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Читала о соблюдении супругов в чистоте в праздники, воскресенья, постные дни, особенно в Великий пост. Большинство выдержек прочитала мужу. В ответ - насмешки, да и вся прожитая жизнь прошла в этом грехе, не хочет и слышать, постоянно ругань, маты, раньше было и рукоприкладство, поступает назло, особенно перед причастием. Мне уже неудобно исповедоваться. На душе страх. Как быть, что предпринять?

Лидия

Лидия! Необходимо помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). То есть вопрос этот решается супругами по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Церковь же рекомендует духовникам «с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» (см. Основы социальной концепции РПЦ). Если муж не верующий и настроен категорично, то воздерживайтесь тогда, когда это возможно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в Пасхальную ночь исповедь и Причастие проводятся?

Вика

Виктория, исповедь и причастие бывает каждый раз, когда в храме совершается литургия. Проводятся они и в пасхальную ночь. А вот расписание служб и исповеди в Вашем храме в этот день лучше узнайте заранее. Чаще всего расписание служб составляется сразу на неделю.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я хочу начать воцерковляться, но не знаю, с чего начать, хотя читала некоторую литературу, все же страшно, что многого не знаю. Вот, например: пошла в воскресенье на вечернее Богослужение, смотрела, как другие делают, и так же делала, но когда все стали зажигать свечки, а у меня не было свечки, мне стало стыдно, я не знала, что нужно будет так сделать - глаза в пол опустила и стояла, смущалась. Я даже не знала, что Великий пост сейчас идет! Потом всех начали помазывать, я пошла самая последняя, я думала, что будут причащать, а мне же нельзя, я еще не исповедовалась даже... Батюшка, дайте совет, как правильно ходить в церковь, и что делать, когда всех будут причащать, а мне нельзя - просто уйти? Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, просто продолжайте ходить и не смущайтесь. Знаете, это как учиться плавать: не все же сразу умеют, вот и приходят учиться, и глупо стыдиться того, что ты чего-то не умеешь, не знаешь. Стыдно не не знать, а не стремиться узнать. А в этом плане Вам помогут православные брошюрки, которые в изобилии продаются обычно в наших храмах – брошюрки о том, как вести себя в храме, как сделать первые шаги, что означают различные действия при богослужении, что есть причастие и как к нему приготовиться. Дерзайте! Смущаться нечего! Это враг Вас смущает, от Вашей гордыни, а это неправильно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, дорогие батюшки! Скажите, вот если в маленьком храме служит один батюшка и нет дьякона, то батюшка служит Литургию, причащается, после причастия мирян батюшка оставшиеся дары должен потребить. А как это будет считаться? Это не значит, что 2 раза причастился? Или после того, как перед возгласом "Всегда, ныне и присно и во веки веков" в Чашу опускают частички,вынутые на проскомидии из просфор, поминальные частицы о здравии и о упокоении, то Святые Христовы Тайны опять становятся хлебом и вином, или я что-то не так понимаю?

Елена

Нет, Елена, потребление Св. Даров относится к тому же, первому причастию. Кстати, священник или диакон, которому предстоит потреблять Дары в конце службы, именно по этой причине не запивает тут же причастие св. теплотой, как делают все остальные в алтаре и прихожане в храме.

игумен Никон (Головко)

Не могу исповедаться и причаститься, помогите, пожалуйста. Добрый день! Меня зовут Наталья, мне 28 лет. Я не могу решиться на причащение, т.к. прочла, что нужно очень сильно желать этого, а у меня, насколько я себя понимаю, сильного желания нет, я просто знаю, что это нужно делать, да и смысла этого таинства я до конца не понимаю. Из-за этого не решаюсь идти причаститься, боюсь, что сделаю это в осуждение. Помогите, что мне делать? Стоит ли спешить с причастием или пока лучше сходить только на исповедь, ведь и на исповеди я еще ни разу не была? Зарание благодарю за помощь!

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Начните сначала. Регулярно посещайте храм в воскресные и праздничные дни (когда есть возможность), вникайте в богослужение, просите у Бога вразумления. Начинайте и заканчивайте день молитвой, лучше всего следовать православной традиции и пользоваться молитвословом. Первое время - в русском переводе, а потом переходить на церковнославянский оригинал. Каждый день прочитывайте по одной главе из Нового Завета, с толкованиями блаженного Феофилакта. Обращайте внимание на Заповеди Христа. Необходимо понуждать себя к осуществлению этих заповедей в своей жизни. Только так Вы увидите, что грех - это не погрешность против кем-то установленных правил, а самое настоящее зло, которое мы причиняем сами себе. А тогда сможете искренне покаяться. Вот это и будет необходимая подготовка к достойному причащению. Очень рекомендую Вам послушать общественные лекции А.И.Осипова: http://alexey-osipov.ru/. Сейчас время благодатное для духовной работы над собой. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Мне Бог попустил болезнь кишечника по грехам моим, поэтому я не могу поститься физически. Не употребляю сейчас мясо, но этим тоже нарушаю рекомендации врача. Вопрос в том, что я не знаю, как приступать к таинству Причастия в моем случае. Меня смущает, что я подхожу к Чаше, не постившись. Батюшка, которому я исповедуюсь постоянно, знает о моей болезни и разрешает Причастие. Может, это смущение от лукавого, и не надо обращать на это внимания?

Вера

Здравствуйте, Вера. Поверьте, просто воздержанием в пище мы нисколько не делаем себя более достойными причащения Святых Таин. Достоин тот, кто со слезами осознал свое недостоинство. Подобно мытарю, который глаз не смел поднять и только бил себя в грудь со словам: «Боже, милостив буди ми грешнику». Если духовник благословляет, причащайтесь без смущения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Мое письмо личного характера. Батюшка, я в прошлом году рассталась с женатым мужчиной, после чего исповедовалась и причастилась, но мужчина от меня не отстает. Прошу Вас, помолитесь пожалуйста, чтобы он от меня отвязался наконец, сколько же я могу отбиваться, он не понимает, что не имеет на меня никаких прав. Его зовут Олег, он крещеный. Я хожу на исповедь и причастие раз в две недели, последний раз была в это воскресенье, соблюдаю пост. Надеюсь на Вашу молитвенную помощь. Спаси, Господи!

Инна

А отбиться очень просто: скажите, что если не отстанет, сообщите его семье. Вот и вся проблема. Вопрос только в Вашей решительности.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я верующая, в церковь хожу, исповедуюсь и причащаюсь. У меня двое деток (мужа нет-разошлись), работаю. Дети проблемные, отнимают много душевных сил, их тоже вожу в храм на причастие почти каждое воскресенье, также они у меня ходят в воскресную школу. Там не хватает преподавателей и помощников, и меня попросили помогать воспитательнице, которая занимается с маленькими детками в воскресной школе. Но я отказалась, так как с работы прихожу в течение недели уставшая, сил не хватает на своих деток, а они уговаривают всего на 2 часа в воскресенье, и, честно, нет у меня этого желания, женщины, которые там участвуют, они почти все не работают (у них есть добытчики) - я им говорю, что мне с детками тяжело одной, а они меня не слышат и не понимают. Вчера мне уже батюшка стал намекать - помогать им. Ну нет у меня сил и желания! И вот вопрос- грех ли, что я отказываюсь им помогать, мучает меня совесть, и нет желания. Помогите мне, батюшки, с правильным решением и ответом!

елена

Если нет возможности и желания работать в школе, то, разумеется, Вы можете и должны отказаться от этой работы. Я не знаю, почему простых истин у вас на приходе не понимают.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Можно ли кормить ребенка до причастия? Ребенку 2 годика. Причастие проходит около 11 часов дня.

Татьяна

Можно до 5-7 лет! Возраст зависит от конкретного ребенка. Только не перекармливайте, чтобы не срыгивал.

протоиерей Максим Хижий

Вопрос православному священнику: когда мама узнала про диагноз - РАК - я сразу спросила ее, хочет ли она пособороваться и причаститься. Она уверенно сказала: "Да". Через неделю пришел батюшка и провел соборование и исповедь с причастием. Я сама накануне подсказала ей, о чем надо бы сказать - про аборт, и на ее усмотрение. Проблема в том, что она дочь партработника, и в церковь при жизни не ходила, но против церкви негативно не высказывалась. Поэтому особо понятия у нее нет о том, что говорить на исповеди. Короче, батюшка сказал, что причащает ее, только потому, что он ее соборовал. Я хочу знать, действительно ли ее причащение, и как мне теперь за нее молиться? И прощаются ли при соборовании неназванные грехи? Могу ли я возместить ее недостатки духовности милостыней и заупокойными службами? Сама в церковь хожу. Можно ли считать ее согласие на соборование обращением к Богу?

Ксения

Да, Ксения, причастие действительно, не сомневайтесь, все хорошо и правильно. Молиться можете так же, как и о всяком православном христианине. Забытые грехи в Таинстве соборования прощаются. Что касается заупокойных служб и милостыни, то, конечно, они очень помогают человеку в загробной участи.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я уже не раз обращаюсь к Вам за советом. Спасибо за мудрые ответы! Подскажите мне еще раз, пожалуйста! У моего мужа есть крестник, мальчик 3-х лет. Отец мальчика (двоюродный брат моего мужа) покончил жизнь самоубийством почти за полгода до рождения ребенка (предположительно, из-за конфликтов с матерью малыша, с которой они не были в браке). Так вот, ситуация сложилась так, что эта девушка - мать мальчика, ведет несколько асоциальный образ жизни - выпивает сильно и т.д. Часто случались ситуации, когда она уходила в загул на неделю, оставляя малыша. У мальчика есть бабушки, дедушки, но почему-то никто не предпринимает усилий чтобы хоть как-то изменить ситуацию (может, никто не хочет с этой девушкой связываться- не мне судить). Но дело в том, что мальчик страдает от невнимания матери, часто видит ее в тяжелой степени опьянения и все в таком роде - жалко его. Мой вопрос такой, скажите, могу ли я помочь молитвой этому ребенку? Если да, то как мне молиться? Могу ли я молиться о вразумлении этой девушки? Мальчик крещеный - Андрей. Если можно, помолитесь и Вы за него!



Дева