Прогресс и регресс в общественном развитии. Научная электронная библиотека. P. Нисбет: идея прогресса

Все знают, что прогресс - это позитивное явление, которое обозначает движение в сторону высшей организации. А вот регресс - это ровно обратное направление от сложного к простому, от высокой организации к низкой, деградация.

Рассмотрим различные взгляды на историю общества с точки зрения этих двух разнонаправленных явлений.

  • Концепция "золотой век". Сначала было общество справедливости без кризисов и проблем, с полным взаимопониманием, после чего оно пошло по пути регрессии: начались споры, войны, упал Эта теория перекликается с историей из Библии про изгнание Адама и Евы из рая.
  • Циклическое развитие. Данная концепция возникла уже в античные времена. В ней говорится, что проходит одни и те же стадии через определённые промежутки времени, всё повторяется.
  • Прогрессивное развитие. Данная идея тоже появилась в античности, но большой вклад в эту теорию внесли французские философы XVIII века.

В христианской религии являлось духовное развитие, возвышение к Богу. Критерии регресса же полностью противоположные. Некоторые исследователи считали прогрессом увеличение и улучшение качества производительности. Но позже стало понятно, что далеко не во всех сферах жизни наблюдается прогресс, во многих областях можно было встретить регресс. Это поставило под сомнение данную модель развития общества.

Составляющие прогресса

В целом выделяются две основных составляющих прогресса:


Можно сделать вывод о том, что история развития общества не может идти линейно, выявляя какие-то закономерности. Она то взмывается вверх в сторону прогресса, то неожиданно встречает регресс. Это особенность, которая является некоторым противоречием развития. Иногда его цена высока настолько, что мы не замечаем, когда мы начинаем тонуть.

Природа будто имеет некий баланс, который нельзя нарушать. Если мы начинаем развивать одну сторону жизни, то с огромной скоростью начинает падать благополучие в другой. Есть предположение о том, что этот баланс можно сохранить, если сделать упор на гуманизацию общества, то есть индивидуальность каждого человека будет признаваться высшей ценностью.

Биологический прогресс и регресс

Это уменьшение числа особей определённого вида, ухудшение многообразия форм, снижение защиты перед внешними факторами. Он может быть причиной полного исчезновения вида

Прогресс в биологическом смысле - это развитие организма или нескольких организмов для наилучшей приспособленности их в окружающей среде. Здесь возможно не только усложнение, но и упрощение организации видов, главное, чтобы повысился уровень выживания в условиях данной среды. Биолог А.Н. Северцов разработал четыре основные характеристики биологического прогресса:

  1. улучшение к окружающей среде;
  2. возрастание количества групповых представителей;
  3. многообразие форм;
  4. расширение ареала.

от лат. движение вперед и движение в обратную сторону) - понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс - тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Регресс - переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

лат. progressus - движение вперед и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.- тип (направление) развития сложных систем, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.- диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии об-ва сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в об-ве не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. “...Каждый прогресс в органическом развитии,- отмечал Энгельс,- является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях” (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.- интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни об-ва и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к об-ву несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Ассоциативно на "Закономерности всемирной истории развития человека"

Современная история наглядно показывает, что как раз развития человека и общества не происходит. То что именуется как Прогресс на самом деле являет собой процесс абсолютно обратный - именуемый Регресс или Деградация - Личности, семьи, рода, народов, Стран, Человеческого сообщества в целом...

См. Док. фильм - ДОМ. История путешествия.(Режиссерская версия)https://youtu.be/l-rnx85uPyQ

Я в Природу! - Сердцем, окунаюсь...
Надо мною - Небо голубое...
Утро, день - уходит вечер...

ПРОГРЕСС это:
- "(лат. progressus - движение вперед, успех) - направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Идея прогрессивного развития вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение. В библейских чаяниях пророков нашел отражение Образ будущего как священного, предопределенного и необратимого процесса развития человечества, ведомого божественной волей.

Но истоки этой идеи можно обнаружить значительно раньше, в др.-греч. филос. традиции. Платон в «Законах» и Аристотель в «Политике» рассуждали о совершенствовании социально-политической организации, которая развивается от семьи и первобытной общины до греч. полиса (города-гос-ва).

Несколько позже, в Средние века, Р. Бэкон попытался использовать концепцию П. в идейной области. Он предположил, что научные знания, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются.

И в этом смысле каждое новое поколение в науке способно видеть лучше и дальше своих предшественников. Широко известны сегодня слова Бернарда из Шартра: «Современные ученые - это карлики, стоящие на плечах гигантов».

В Новое время движущие силы П. начали усматривать в естествознании. Согласно Г. Спенсеру, П. в обществе, как и в природе, подчиняется всеобщему принципу эволюции - непрерывно возрастающей сложности внутренней организации и функционирования.

Постепенно концепция П. распространилась на развитие всеобщей истории, внедрилась в литературу и искусство. Разнообразие социальных порядков в разных цивилизациях стали объяснять различием в стадиях прогрессивного развития.

Была построена своеобразная «лестница П.», на вершине которой находятся самые развитые и цивилизованные зап. общества, а ниже на разных ступенях - др. культуры, в зависимости от уровня их развития. Концепция П. «вестернизировалась», положив начало «европоцентризму» и «америкоцентризму».

В Новейшее время решающую роль в прогрессивном развитии стали отводить - Человеку. М. Вебер подчеркнул всеобщую тенденцию рационализации в управлении общественными процессами, Э. Дюркгейм - тенденцию интеграции общества через «органическую солидарность», которая основана на взаимовыгодном и взаимодополнительном вкладе всех членов общества.

Сегодня рубеж 19-20 вв. по праву называют «триумфом идеи П.», поскольку в это время дух романтического оптимизма сопровождал всеобщую уверенность в том, что наука и технология способны гарантировать непрерывное улучшение общественной жизни.

В целом классическую концепцию П. можно представить как оптимистическую идею постепенного освобождения человечества от невежества и страха на пути ко все более высоким и рафинированным уровням цивилизации.

Предполагалось, что такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, невзирая на случайные отклонения. Было широко распространено убеждение в том, что П. можно сохранить на всех уровнях, во всех основных структурах общества и в результате достичь для всех полного процветания.

Речь шла о наиболее полной реализации таких ценностей, как свобода, равенство, социальная справедливость и экономическое процветание. Классическая концепция опиралась на понятие необратимого линейного времени, где П. является положительно оцениваемой разницей между прошлым и настоящим или настоящим и будущим.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА:

Среди критериев П. наиболее часто встречались:
- совершенствование религии (Августин, Ж. Бусе),
- рост научных знаний (Ж.А. Кондорсе, Д. Вико, О. Конт),
- справедливость и равенство (Т. Мор, Т. Кампанелла, К. Маркс),
- рост индивидуальной свободы в совокупности с развитием морали (И. Кант, Э. Дюркгейм),
- господство над природой (Г. Спенсер),
- развитие техники,
- индустриализация, урбанизация (К.А. Сен-Симон).

ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРОГРЕССА:

Однако после Первой мировой войны начали высказываться сомнения в прогрессивности общественного развития и появились идеи о побочных негативных эффектах социального развития.

Одним из первых с критикой теории П. выступил Ф. Теннис.
По его мнению:
- развитие общества от традиционного, общинного к современному, индустриальному не улучшило, а ухудшило условия человеческой жизни.
- Личные, непосредственные, первичные социальные связи традиционного общества были заменены безличными, опосредованными, вторичными, чисто инструментальными контактами современного социума.

После Второй мировой войны критика основных постулатов теории П. усилилась.
Для многих стало очевидным, что П. в одной области приводит к неприятным побочным эффектам в другой:

Развитие науки и техники, урбанизация, индустриализация, сопровождавшиеся загрязнением и разрушением окружающей среды, привели к экологическому кризису.

Уверенность в необходимости неуклонного экономического и технического роста сменилась альтернативной идеей «пределов роста».

Ученые просчитали, что:
- если уровень потребления в разных странах приблизится к зап. стандартам, то планета взорвется от экологической перегрузки.

Концепция «золотого миллиарда», согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда человек из обеспеченных стран, окончательно подорвала основной постулат классической концепции П. - ориентацию на лучшее будущее для всего человечества.

Господствующее долгое время убеждение в превосходстве того пути развития, по которому пошла зап. цивилизация, сменилось разочарованием.

Одновременно был нанесен мощный удар по утопическому мышлению, отражавшему идеализированные представления о лучшем обществе.

Мировая система социализма стала последней из попыток практической реализации утопического видения мира.

У человечества пока нет больше в запасе проектов, ориентированных на светлое будущее, «способных захватить человеческое воображение и мобилизовать коллективные действия (роль, которую так эффективно выполняли социалистические идеи);
- вместо этого мы имеем либо катастрофические пророчества,
- либо простые экстраполяции нынешних тенденций (как, напр., в теориях постиндустриального общества)» (П. Штомка).

Размышления о будущем идут сегодня в двух основных направлениях:
- Первое определяет воцарившийся пессимизм, рисующий мрачные образы дегенерации, разрушения и упадка.
- Разочарование в научно-технической рациональности привело к распространению иррационализма и мистицизма.
- Логике и рассудку все чаще противопоставляются интуиция, эмоции, сфера подсознательного.
- Радикальные постмодернистские концепции утверждают, что современная культура утратила надежные критерии отличия реальности от мифа, прекрасного от безобразного, порока от добродетели. Они подчеркивают, что мы вступили в эпоху «высшей свободы» - свободы от традиции, от морали, от П.

Второе направление определяют активные поиски новых концепций П., способных дать человечеству позитивные ориентиры на будущее и избавить его от необоснованных иллюзий.

Постмодернистские концепции П. прежде всего отвергли традиционную версию теории развития с ее детерминизмом, фатализмом и финализмом. Большинство из них выбрало др., вероятностный подход к развитию общества и культуры. Р. Нисбет, И. Валлерстайн, А. Этциони, М. Арчер, У. Бакли в своих теоретических концепциях трактуют П. как возможный шанс на улучшение, который с определенной вероятностью может наступить, но может и пройти незамеченным.

При всем разнообразии подходов известных зап. социологов, все они опираются на принцип «конструктивизма», который стал теоретическим фундаментом постмодернизма.

Задача сводится к тому, чтобы в нормальной повседневной деятельности людей найти движущие силы прогрессивного развития. Как замечает К. Лэш, «уверенность в том, что улучшения могут произойти только благодаря человеческим усилиям, обеспечивает решение загадки, которая в противном случае просто неразрешима».

Альтернативные концепции П., возникшие в русле теории деятельности, крайне абстрактны, апеллируют к «человеку вообще», мало интересуясь цивилизационными и культурными различиями.
- Здесь, в сущности, имеет место новый тип социальных утопий - кибернетическое конструирование идеальных социальных культур, рассматриваемых сквозь призму человеческой деятельности.

Данные концепции возвращают человечеству:
- позитивные ориентиры,
- веру в возможное прогрессивное развитие и называют;
- пусть на уровне высокой теории - условия и источники прогрессивного развития.

Они не отвечают, однако, на главный вопрос:
- почему человек - «свободный для» и «свободный от» - иногда выбирает прогрессивное развитие и стремится к «активному обществу»,
- но зачастую, напротив, ориентируется на разрушение и декаданс, что приводит к регрессу или стагнации.

Опираясь на теорию деятельности, вряд ли возможно утверждать, что П. необходим обществу, поскольку нельзя доказать, захотят ли люди реализовать свою способность к созиданию в будущем.

Ответа на эти вопросы не найти в кибернетике и теории систем, но на них всегда пытались ответить культура и религия. Поэтому альтернативой конструктивистскому модернизму в теории П. может сегодня стать социокультурный этикоцентризм.

Этикоцентричная концепция П. начала формироваться в рус. философии в 19 в., хотя ее истоки и предпосылки возникли значительно раньше. Самобытная рус. филос. традиция всегда была ареной борьбы межу западноевропейским абстрактным ratio и восточнохристианским, конкретным богочеловеческим Логосом.

Рус. религиозно-философский ренессанс «серебряного века» стремился постигнуть иррациональные тайны космоса конкретным и живым разумом. Он во многом подготовил почву для формирования российской этикоцентричной цивилизационной альтернативы зап. рациональным принципам жизнестроения.

В настоящее время, спустя целое столетие, российские философы возвращаются к наследию «серебряного века», пытаясь вновь услышать самобытные ритмы национальной культуры и перевести их на строгий язык науки.

Изучение философии:
- рус. космизма, философии всеединства, натурфилософского органицизма способно возродить традиции самобытной национальной культуры, рассматривающей общество не с позиций техноцентричной кибернетики, а с позиций культурной целостности.

Российский цивилизационный синтез качественно отличается от зап. тем, что требует не нейтрализации культурно-ценностных измерений, а, напротив, их активизации.

По мнению A.С. Панарина*, биоморфная модель познания открывает человеку образ живого космоса как органической целостности, пространство которого будит в нас мотивации высшего порядка, несовместимые с безответственно потребительским эгоизмом.

*Александр Сергеевич Панарин (26 декабря 1940, Горловка, Донецкая область, Украинская ССР, СССР - 25 сентября 2003, Москва) - русский философ, критик глобализма. Доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Александр Панарин написал более 250 научных работ, в том числе 18 крупных монографий и книг. Наиболее известные из них, принесшие Панарину известность и популярность - это «Политология», «Глобальное политическое прогнозирование», «Православная цивилизация в глобальном мире», «Агенты глобализма» (позднее эта работа целиком вошла в книгу «Искушение глобализмом», за которую учёный удостоился Солженицынской премии), и, наконец, «Стратегическая нестабильность в XXI веке».

Именно в живой природе, рассматривая ее не как мастерскую, а как храм, человек черпает созидательную энергию. При этом главным принципом преобразующей деятельности является предостерегающее: «Не навреди!»

В современной социальной науке назрела необходимость серьезного пересмотра основных принципов, ценностей и приоритетов. Она способна подсказать человечеству новые пути, если оно, в свою очередь, найдет в себе силы воспользоваться ими."

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение - от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном общест-вознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Билет 6

Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.
1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом.
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.

2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий . Эта проблема является наиболее актуальной. В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадно эксплуатируя ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. В 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию.
3. Проблема демографического роста . Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости.
4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север-Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.

Общество и природа никогда не находились в состоянии покоя, все их элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество и природу надо в постоянном изменении. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития.

Прогресс и регресс (движение вперед и возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.

Прогресс – это развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Регресс – это, наоборот, движения от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.

Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили отпечаток человеческих предпочтений. Начиная с 19 века, понятия прогресса и регресса наполняются объективным содержанием и одновременно становятся универсальными.

В философии всегда стоял вопрос, по какому пути идет общество: прогресса или регресса. Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул философ Тюрго, считавший, что исторический процесс – это путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Таким образом, возникают различные точки зрения на прогресс и регресс нашего мира. Соглашаясь с теорией прогресса, возникает вопрос о критерии прогресса. Критерием прогресса французские просветители считали развитие разума.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Например, прогресс общества будет достигнут, когда все люди должны относиться друг к другу, как братья.

Другие критерием прогресса считали развитие науки и техники.

Шеллинг, например, считал, что критерием прогресса может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Феномен прогресса и регресса присущ не только обществу, но и природе.

Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, то есть происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в древнейших отложениях еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы - от простого к сложному, от примитивного к более совершенному, т.е. прогресс.

Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды, происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками. Его называют биологическим прогрессом.

Критериями биологического прогресса являются: 1) увеличение численности; 2) расширение ареала; 3) увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон. Биологический прогресс достигается различными путями.

Биологический регресс - явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса - отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Если условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления, это приводит к угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.

Таким образом, прогресс применительно к живой природе определяется как такое повы­шение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же - это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется комплексный критерий.

Критериями общественного прогресса являются: 1) темпы роста производства, производительности трудах: ведущие я увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников произ­водства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и до6ра.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции - яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? Это вечный вопрос.



Дева