Ле Корбюзье. Афинская Хартия. Современная уличная сеть в городах представляет собой паутину улиц, развившуюся вокруг основных дорог, начало которым положено в давние времена. В европейских городах создание этих дорог восходит к средним векам, а иногда и к

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.

С развитием промышленности и современных технологий во всем мире остро стал вопрос нарушения экологического равновесия. Эта проблема достигла такого уровня, при котором решить ее практически невозможно. Многое из того, что было уничтожено, к сожалению уже не удастся восстановить.

Нарушение экологического равновесия между природными факторами и деятельностью человека - это Это означает, что баланс между окружающей средой и обществом нарушен. Такая ситуация может привести к гибели человечества.

Степень нарушения может быть разная. Загрязнение - это самый маленький урон, который был сделан окружающей среде. В этом случае, природа может сама справиться с проблемой. В течение определенного времени она восстановит баланс, при условии, что человечество перестанет наносит ей вред.

Вторая степень - нарушение экологического равновесия. Здесь биосфера утрачивает свою способность к самовосстановлению. Для того, чтобы баланс пришел в норму, необходимо вмешательство человека.

Последняя стадия - самая опасная, и называется предел, при котором, восстановить первозданную экосистему становиться невозможным. Это экологическая катастрофа, к которой приводят необдуманные действия человека и его непозволительное уничтожение окружающей природы. Этот факт уже имеет место в некоторых районах земного шара.

Нарушение экологического равновесия - причины и последствия

Причины нарушения экологического равновесия связаны с развитием науки и техники. Неэкономичная трата природных ресурсов, вырубка лесных массивов, загрязнение водоемов - это то, из-за чего происходит экологическая катастрофа. Нанося вред природе, человек подвергает опасности свое существование. Это порождает большие неприятности человечества: демографический кризис, голод, нехватка природных ископаемых и уничтожение окружающей среды. Необоснованная ведет к исчезновению животных и птиц. Это приводит к изменению экологического равновесия. Если человечество не станет восстанавливать уничтоженные насаждения и не займется охраной вымирающих животных, то это приведет и к гибели человечества. Пока что эти проблемы можно решить.

Нарушение экологического равновесия в городе самое масштабное. Строительство зданий и вырубка парков приводят к засорению окружающей среды. Большое количество транспорта и отсутствие зеленых насаждений способствуют накоплению смога и углекислого газа. Вследствие этого происходит рост количества больных людей среди городского населения.

Развитие промышленности привело к увеличению вредных выбросов в атмосферу. Не многие руководители предприятий и заводов заботятся о защите окружающей среды. При таком положении дел человечество ожидает экологическая катастрофа.

Сейчас во многих странах остро поднимают вопросы защиты окружающей среды. Руководители стран и экологические комитеты обеспокоены изменениями, происходящими в природе. Многие производители налаживают экологически чистое производство. Так, например, стали выпускать электромобили, абсолютно безопасные для окружающей среды. Особо важным моментом является переработка отходов. Этот вопрос нуждается в немедленном решении. Многие страны всерьез занялись утилизацией и переработкой отходов жизнедеятельности человека. Очистить планету от мусора - это один из путей восстановления баланса между природным миром и обществом.

Каждый человек в ответе за свои действия. Загрязняя окружающую среду, мы наносим в первую очередь вред собственной жизни. Если все люди будут соблюдать определенные правила, которые поспособствуют сохранению природы, то можно надеяться, что экологическая катастрофа перестанет быть угрозой человечеству.

1. Системой называется множество объектов, находящихся в каких-либо отношениях друг с другом. Строение системы характеризуется её компонентами и их связями друг с другом.

2. Подсистемой называется наибольшая часть системы, которая обладает определённой автономностью и сама является системой более низкого уровня.

3. Иерархией называется подчинение систем друг другу.

4. Структурой системы называют совокупность взаимосвязей и взаимодействий её элементов, благодаря которым возникают свойства системы, отсутствующие у её частей.

5. Наличие свойств системы, которые отсутствуют у её составных частей, называется интегративностью или эмерджентностью.

6. Целостностью системы называется её обобщенная характеристика, отражающая единство её частей в многообразии взаимосвязей.

7. Аддитивность – это свойство величин, заключающееся в том, что значение величин, соответствующих системе, равно сумме значений аналогичных величин её элементов.

8. Редукционизмом называется сведение более сложного и более высокого по уровню развития к более простому.

9. Детерминизм философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Формулировка П. С. Лапласа: «Если бы существовал ум, осведомлённый в данный момент обо всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошлое, предстало бы перед его взором».

10. Динамическая система представляет собой математический объект, соответствующий реальным физических, биологическим и другим объектам, эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.

11. Множество состояний динамической системы описывается набором переменных и изображается точками в фазовом пространстве.

12. Эволюция динамической системы отображается траекториями в фазовом пространстве.

13. Динамические системы делят на следующие классы :

– конечномерные и бесконечномерные;

консервативные (в которых сохраняется механическая энергия) и диссипативные (в которых рассеивается механическая энергия);

– с непрерывным временем (потоки) и с дискретным временем (каскады);

– грубые (структурно устойчивые) и негрубые.

14. Значение параметра, при котором система теряет грубость (устойчивость), называется бифуркационным .

15. Установившемуся движению диссипативной системы отвечает аттрактор – множество траекторий, к которому притягиваются все близкие траектории.

16. Динамическим хаосом называется нерегулярное изменение состояния динамической системы, обладающее основными свойствами случайного процесса. Примеры систем с динамическим хаосом: планетные системы, погода и климат, турбулентность, фондовые рынки.



17. Открытой называется система, способная обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

18. Обратной связью называется воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Обратная связь называется положительной, если её влияние усиливает результаты функционирования, и, наоборот, отрицательной при ослаблении этих результатов.

19. Саморегулирующейся называется система, способная обеспечить постоянство своей структуры, свойств и функций. В такой системе все отклонения, возникающие под действием окружающей среды, уменьшаются или устраняются при оперативном функционировании отрицательных обратных связей.

На рисунке 3.1 изображены взаимосвязи между саморегулирующейся системой (объектом управления) и управляющим звеном. Стрелками показаны потоки информации. Информация об отклонениях в объекте поступает в управляющее звено (левая ветвь), откуда идут команды в объект, способные уменьшить возникающие там отклонения (правая ветвь). Совокупность этих потоков образует контур отрицательной обратной связи.

20. Свойство сохранения своего качества (саморегуляции) называют гомеостатичностью . Существуют пределы отклонений, в которых система способна осуществлять саморегуляцию. Допустимый предел каждого конкретного отклонения называется гомеостатическим диапазоном. При оперативном функционировании отрицательных обратных связей отклонения не покидают границы гомеостатического диапазона, поэтому в системе реализуется саморегуляция (рис. 3.2, вариант 1). Если же обратные связи запаздывают, то отклонения выходят за рамки допустимого диапазона (вариант 2 на рис. 3.2). Если обратные связи отказали, то отклонения могут нарастать сколь угодно велика, это означает гибель системы или ее переход в иное качество (вариант 3 на рис. 3.2)

21. Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Теориями, изучающими общие закономерности самоорганизации, являются синергетика и неравновесная термодинамика.

23. Предмет исследования синергетики – общие закономерности самоорганизации в природных и социальных системах.

24. В основе синергетики лежат следующие идеи :

– процессы разрушение и созидание, а также процессы деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

– процессы созидание (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

25 Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Примерами самоорганизации являются лазерное излучение, ячейки Бенара, реакция Белоусова–Жаботинского, спиральные волны.

26. Энтропия открытой системы может убывать, если эта система получает упорядоченность из окружающей среды больше, чем производит неупорядоченность внутри себя. В такой системе идёт самоорганизация. В общем случае изменение энтропии в открытой системе определяется суммой двух её потоков: выходящего в окружающую среду (здесь энтропия всегда растёт) и входящего из среды (здесь энтропия может, как возрастать, так и убывать).

27. Примерами самоорганизующихся систем, в которых энтропия может убывать, являются живые организмы. Они получают упорядоченность из внешней среды в виде пищи, представляющей собой высокоорганизованные структуры. Кроме того, все организмы возвращают в среду вещества в сильно упрощённом состоянии, повышая энтропию внешней среды.

28. Кажущимся парадоксом является эволюция живого, которая происходит с убыванием энтропии в живых системах на фоне всеобщего роста энтропии.

29. Открытой системой является планета Земля , получающая из внешней среды энергию. На планете идут процессы самоорганизации, при которых в окружающее пространство сбрасывается больше энтропии, чем производится на Земле и поступает извне.

30. Необходимыми условиями самоорганизации являются следующие:

– система должна быть открытой , поскольку изолированная система согласно второму закону термодинамики может эволюционировать лишь в сторону дезорганизации. Важную роль в процессе перехода от беспорядка к порядку играют диссипативные процессы, поэтому возникающие новые состояния материи называются диссипативными структурами . Именно диссипацией энергии обусловлены неустойчивые движения – флуктуации или отклонения , результатом их развития являются новые устойчивые диссипативные структуры. В природе наблюдаются пространственно-периодические , временные и пространственно-временные диссипативные структуры;

– самоорганизующиеся системы должны быть существенно неравновесны , то есть отклонение от равновесия должно превышать некоторое критическое значение. Вблизи положения равновесия система сможет приблизиться к нему и придти в состояние полной дезорганизации. Вдали от положения равновесия система сможет приспосабливаться к своему окружению различными способами, это означает, что при одних и тех же значениях параметров возможно несколько различных решений;

– системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны , то есть на них не распространяется принцип суперпозиции. Совместное воздействие двух причин может привести к последствиям, резко отличающимся от результатов этих действий в отдельности. Влияние более слабых воздействий может оказаться значительнее, нежели влияние сильных, если первые окажутся адекватными собственным тенденциям системы. Примером может служить явление резонанса. Нелинейные процессы могут иметь пороговый характер: при плавном изменении внешний условий поведение системы изменяется скачком, если внешний параметр достиг критического значения;

– микроскопические процессы должны происходить согласованно (корпоративно или когерентно). Это означает, что система должна вести себя как единое целое. Здесь имеется существенное отличие саморазвивающихся систем от саморегулирующихся. Саморегулирующая система будет гасить отклонения при оперативном функционировании отрицательных обратных связей, что обеспечит сохранение прежнего качества. Наоборот, появление нового качества (т. е. самоорганизации) обусловлено накоплением и усилением отклонений (флуктуаций) в системе под действием положительных обратных связей.

31. В самоорганизации наблюдается два периода (рис. 3.3):

– плавное эволюционное развитие (адаптация ), в результате которого система достигает неустойчивого критического состояния;

– выход из критического состояния в новое устойчивое состояние (бифуркация), более сложное и упорядоченное.

32. Бифуркацией называется достижение системой критического состояния, выход из которого осуществляется скачком, причем выбор пути дальнейшего развития неоднозначен и непредсказуем.

33. Вблизи точки бифуркации флуктуации возрастают, после точки бифуркации флуктуации стабилизируются, наступает новое устойчивое состояние – порядок из хаоса.

34. Принципы универсального эволюционизма :

– идея всеобщего развития;

– объективный и познаваемый процесс самоорганизации;

единый процесс развития неживой природы, живого вещества и человеческого общества;

– фундаментальная и неустранимая роль случайности и неопределённости;

– законы природы есть принципы отбора допустимых состояний из всех мыслимых;

– развитие представляет собой чередование медленных количественных и быстрых качественных изменений (бифуркаций);

– непредсказуемость пути выхода из точки бифуркации означает, что прошлое влияет на будущее, но не определяет его;

– устойчивость и надёжность природных систем есть результат их постоянного обновления;

– развивающаяся система эволюционирует вместе с окружающей средой, что называется коэволюцией .

Аскетизм – добровольное ограничение человеком своих потребностей: отказ от разнообразной пищи, от теплой и красивой одежды, дома, от радостей семьи, от развлечений и т.п. Цель христианского аскетизма – освобождение от потребностей «грешного тела» для «спасения чистой души», духовного соединения с Богом.

Античная греко-римская цивилизация - единство стран Средиземноморья в границах Римской империи и культур древних греков и римлян. Центрами жизни античной цивилизации были самоуправляющиеся торгово-ремесленные города (общины граждан), окруженные земледельческими хозяйствами. Античная письменность создавалась на латинском (римском) и греческом языках. Античные философия и литература провозглашали свободу и достоинство человека, его способность добиться личного успеха в труде, науке, искусстве, политике, спорте, войне. Античные архитектура, скульптура, живопись подчеркивали красоту природы и человеческого тела, любовь мужчины и женщины, верность долгу и гражданский подвиг. Античные законы, защищали равноправие свободных граждан, их частную собственность (в том числе на рабов), совместное участие в управлении государством и его защите.

Барщина - бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца (феодала).

Баскаки - чиновники ханов Монгольской империи, управлявшие отдельными территориями, отвечавшие за сбор налогов.

Берестяные грамоты - памятники письменности Руси, представляющие из себя повседневные записи, сделанные на обратной стороне березовой коры специальной палочкой - писалом.

Бояре - самые знатные и привилегированные жители Руси, землевладельцы-вотчинники; как правило, несли военную и государственную службу.

Былины - древнерусские народные сказания о подвигах героев.

Библия – собрание священных книг иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Завет).

Буддизм – религия, создателем которой считается принц одного из древнеиндийских княжеств Сидхартха Гаутама (V в. до н. э.). По буддистскому преданию Гаутама, увидев зло и страдание, царящие в обществе, удалился от людей и долго сидел в джунглях под деревом, размышляя о причинах зла, погружаясь в мир своей души. Так ему открылась истина, и он стал Буддой – «просветленным». Будда утверждал, что земная жизнь – это страдание, которое порождается множеством человеческих желаний. После смерти душа уходит из земного мира в мир духовный, но по кругу перерождений возвращается на землю в новое тело, и страдания продолжаются. Чтобы избавиться от страдания, надо побороть все свои желания, тогда душа вырвется из круга перерождений и попадает в нирвану - состояние покоя и счастья. Чтобы приблизить себя к нирване, человеку нужно в течение жизни избегать крайностей, быть спокойным, предаваться духовным размышлениям и совершать добрые поступки. Творя злые дела, человек ввергает себя в пучину мучительных перерождений, болезней, бедности. Быстрее всего могут привести свои души к нирване буддистские монахи - люди, отказавшиеся от тягот земной жизни (от семьи, приобретения богатства, увеселений). Своим примером, молитвами монахи помогают простым людям идти к нирване, а те взамен должны делиться с монахами пищей.

Варвар - сложившееся в Римской империи название представителей всех народов и племен не знакомых с античной греко-римской культурой.

Вассал – феодал, получивший землю с крестьянами от более крупного вассала и давший клятву служить ему – являться в его войско с оружием, помогать в управлении и т.д.

Великое переселение народов - массовое переселение германских, славянских и других племен на территории Евразии.

Вече городское - собрание всех бояр, купцов и ремесленников города, с решениями которого приходилось считаться князю и посадникам.

Вече племенное - народное собрание, где обсуждали и решали важные для всего племени вопросы.

Вира - крупный штраф, присуждаемый по законам «Русской правды» за убийство свободного человека.

Воевода - предводитель княжеского войска, водивший в походы отдельные полки.

Волостели - чиновники Российского государства, правители волостей.

Волхвы (ведуньи, колдуны) - языческие славянские жрецы, которые, по представ¬лениям славян, могли договариваться с могущественными силами природы (языче¬скими богами и духами).

Вотчина - тип земельной собственности (владение отца), которое наследовалось в одной семье от отца к сыну.

«Восточная деспотия » - принятое в Европе обозначение многих государств-монархий Востока. Глава государства (деспот) считается божеством или священным наместником Бога на земле. Приказы деспота должен немедленно и безоговорочно исполняться. В любой момент одним свои решением он может любого из своих подданных лишить жизни, свободы или имущества.

Возрождение – эпоха в развитии европейской культуры (XIV-XVI вв.), переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: 1) светскость (нецерковность); 2) гуманизм - обращение к человеку как к высшему началу, утверждение идеала раскрепощенной творческой личности, в которой сочетается красота тела и души, чувств и мыслей; 3) обращение к культурному наследию античности: поиск и восстановление древних греко-римских зданий, скульптур, картин, рукописей; подражание античным образцам.

Город – поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли для окружающих его земель; как правило, обнесено крепостными стенами («оградой»).

Государство - организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определенной территории (в границах государства). В каждом государстве существуют аппарат управления , то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ, независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.

Государственная раздробленность – состояние, при котором единое государство разделяется на множество независимых, но при этом сохраняется память о единстве страны: как правило, общее название, особый титул главы государства (без наделения его реальной властю), значение старой столицы, единство языка, обычаев культуры, религии жителей.

Герцог – титул представителя феодальной знати в Западной Европе, как правило, потомка самостоятельного вождя германского племени

Гости - купцы на Руси, занимавшиеся дальней «заморской» торговлей.

Граф –титул представителя феодальной знати в Западной Европе.

Гривна - 1) украшение - массивное витое кольцо из меди, серебра или золота. 2) основная денежная единица Руси IX-XIV вв. - слиток серебра.

Гуманизм - обращение к человеку как к высшему началу, утверждение идеала раскрепощенной творческой личности, в которой сочетаются красота тела и души, чувств и мыслей.

Дальневосточная цивилизация – сложившаяся в Средневековье культурная общность стран Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, отчасти - Вьетнам, Монголия, Тибет). Среди ценностей (основных черт) можно выделить переплетение религиозных традиций буддизма, конфуцианства, даосизма и местных вероучений; распространение литературы, использующей письменность на основе китайских иероглифов. По традиции в «правильном государстве» вся власть должна принадлежать императору – «сыну верховного божества». Он управляет своими подданными как отец семейством, а его чиновники должны организовать справедливую жизнь в стране. В «правильном обществе» каждый человек – часть какой-то общины, слоя, причем нижестоящие подчиняются вышестоящим как «младшие» «старшим», и все вместе несут обязанности перед государством. В «правильном хозяйстве» государство должно обладать верховной собственностью над всеми землями и имуществом подданных, организовывать «правильную» хозяйственную жизнь.

Дань - обязательные дары подвластного населения своему правителю.

Даосизм – религия и философия, сложившиеся в Древнем Китая на основании учения мудреца Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.). Главной книгой является «Книга о Дао (пути, дороге) и Дэ (благой силе)». «Дао» - по-китайски путь или дорога, по которой движется, развивается весь мир. Все в мире состоит из двух половинок (начал) - Инь и Ян (женское и мужское начала, темное и светлое). Подчинясь пути Дао, они перетекают друг в друга, создают равновесие и красоту мира. Этот природный порядок Дао нарушают люди, которые стремятся обладать все большим количеством вещей, своими делами возбуждают в мире страсти. Человек, идя по дороге своей жизни, не должен стремиться что-то изменить, переделать. Ему нужно понять свою дорогу (свое Дао), и тогда он сможет следовать установленному природой порядку, будет здоров, счастлив и в конце концов станет бессмертным существом, «способным летать и изменяться вместе с временами года». Чтобы прийти к этому, даосу (последователю даосизма) надо избавиться от самых вредных действий: «не убивать, не предаваться развратным наслаждениям, не мутить свой разум вином, не воровать, не говорить того, что противоречит влечениям сердца». Кроме того, чтобы слиться с Дао (дорогой природы), надо научиться общаться с духами природы: небесными владыками, духами каждого камня, растения, животного, явления природы, умерших людей. В тишине и спокойствии небольших храмов даосы молят духов о помощи в добрых делах, а магическими заклинаниями изгоняют духов, если они делают зло.

Двоеверие - сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.

Дворяне - сословие служивших при государевом дворе, а впоследствии в государевом войске людей, которые за свою службу получали земельное владение.

Двуполье - способ земледелия, при котором половина пашни использовалась под посев, а другая половина в это время «отдыхала».

Диакон - низший духовный сан (чин) священника в православной церкви, помощник приходского священника.

Диван - совет, состоявший из визирей и чиновников при турецком султане, хане Золотой Орды.

Древнерусская народность - единство жителей Руси XI-XIII вв., связанных общим языком, едиными верованиями, общими приемами хозяйствования, образом жизни. Ее предшественники - племена восточных славян и их ближайших соседей балтов и финно-угров, а наследники - современные народы: белорусы, украинцы и русские.

Дьяк - чиновник центрального аппарата в Российском государстве.

Дервиш – (от персидского слова «нищий) мусульманский аскет, которые, отказавшись от богатств, проводит жизнь в странствиях, и через мистическую пляску и иступленную молитву ищет прямого общения, слияния с Аллахом, чтобы понять мир и свое место в нем.

Династия - ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и законам престолонаследия.

Дружина - сложившееся вокруг князя (племенного вождя) объединение воинов (друзей), которые служили князю, сделав войну своей профессией, и жили за счет военной добычи и доходов князя (дани).

Епископ - одна из высших степеней священства в христианской церкви, руководитель церковной области - епископии.

Ересь - религиозное учение, выступающее против господствующего церковного вероучения.

Зависимый крестьянин (земледелец) – земледелец-общинник, живущий на земле, принадлежащей господину (сеньору-феодалу), имеющий право на пожизненное пользование наделом и ведение собственного хозяйства, но обязанный за это платить оброк и ходить на барщину в пользу своего господина (сеньора-феодала).

Закон – утвержденное государством обязательное правило поведения граждан, за нарушение которого полагается государственное наказание (штраф, тюрьма и т.д.)

Закупы - временно зависимые люди, которые в голодные годы взяли у вотчинника в долг купу (какое-либо имущество: зерно, скот, орудия) и должны были ее отработать.

Игумен - настоятель (руководитель) монастыря в православной церкви.

Иерархия - расположение служебных званий в порядке их подчинения (иерархическая лестница)

Икона – христианское изображение (образ) Христа, Богоматери, святых и других духовных сил. Написанная красками на деревянной доске, икона должна была предавать не внешнее телесное сходство, а духовное содержание – мысль, чувства. Создавая икону, иконописец надеялся молитвами и чистым образом жизни получить помощь высших сил. Тогда Бог, Богоматерь, святой, которых писал иконописец, сами «водили его рукой», и часть их духовной силы передавалась иконе. Она становилась как бы окном из земного мира в мир небесный, духовный. Молитва, обращенная к такой иконе, могла быть услышана тем, чей образ она представляла. И в ответ на молитву духовная сила святого устремлялась в земной мир и творила чудо - исцеляла от болезни, отводила вражеское войско от стен города, помогала преодолеть в себе ненависть и злобу.

Империя – крупное государство, объединившее (как правило, в результате завоеваний) территории с разным населением, хозяйством, традициям, но управляемым из одного центра, как правило, одним человеком (императором). Глава империи часто считается наместником Бога на земле или даже живым богом.

Индийская цивилизация – сложившаяся в Средневековье культурная общность стран Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Бирма, Таиланд, Индонезия). Среди ценностей (основных черт) можно выделить: противоборство религиозных традиций индуизма, буддизма и ислама; деление общества на касты – наследственные, полностью замкнутые слои, определяющие профессию человека, бытовые обычаи, круг общения и брачные связи. По традиции «правильное государство» должно оборонять страну, существовать за счет, установленного обычаем, налога с соседских общин и не вмешиваться в их внутреннюю хозяйственную жизнь. Большая часть накопленных богатств должна находиться в общинной и государственной собственности, а не в личной.

Индуизм – религия, сложившаяся в Древней Индии в результате развития древних языческих верований. Главными священными текстами являются «веды» - сборники древних мифов. Индуизм признает тысячи древнеиндийских богов и привнесенных новыми учениями (например, Будду). Главными признаются три - Брахма (создатель мира), Вишну (хранитель мировых порядков) и Шива (разрушающий и строящий мир заново). Каждому из тысяч богов возводят храмы. Каждый индус (последователь индуизма) может возносить молитвы тому божеству, которому поклоняется он сам, его каста, его земляки. В результате внутри индуизма уживается множество разных учений. Здесь одновременно существуют «кама сутра» (наука о любовных наслаждениях) и учение йогов об аскетической жизни отшельника, освобождающего свою душу от телесной оболочки для общения с высшими силами. По представлениям индусов душа человека после смерти проходит по кругу перерождений адские мучения, райские наслаждения и вновь возвращается на землю, воплотившись в тело родившегося младенца, в животное или растение. От буддизма индуизм принял идею о том, что это вечное перерождение возвращает человека к страданиям земной жизни. Цель человека – вырваться из круга перерождений, чтобы его душа пошла «путем богов» к свободе и блаженству. Злыми поступками, противоречащими мировому закону и кастовым правилам, человек отягощяет свою душу, и в следующем перерождении ему придется искупать свою вину – он родится в низшей, презираемой касте, станет животным, отдалится от освобождения души. Чтобы приблизиться к освобождению, человек может просто честно исполнять выпавший ему долг (воину – защищать, земледельцу – пахать, слуге – подчиняться). Можно также размышлять и постигать чувствами мудрость священных книг, и здесь особая роль принадлежит высшей индийской касте – брахманов-жрецов, которые одни могут читать и толковать для других священные книги «Веды».

Инквизиция – орган католической церкви, разыскивающий, судящий и карающий ее противников.

Искусство – творчество людей, создающих художественные образы (литературные, музыкальные, скульптурные и т.д.) того, что они видят, чувствуют, осознают.

Исламская цивилизация (исламский мир) – сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует исламская религия. Можно выделить некоторые общие их черты. В культурной жизни - распространение литературы, использующей письменность на основе арабского алфавита; представление о том, что все главные истины открыты людям в Коране, но их еще надо понять (это привело к широкому развитию науки в исламском мире); представление о том, что единственным творцом в мире является Аллах, а поэты и художники – это «инструменты», которыми Аллах дополняет мир (это определило расцвет искусств в исламском мире). В «правильном обществе» правоверные мусульмане должны быть равны перед лицом Аллаха и составляют единую общину мусульман (преданных Аллаху). В «правильном мусульманском государстве» правитель (заместитель пророка - халиф) правит в соответствии с исламскими нормами Корана и шариата (свода законов), которые не разделяют власть на светскую и духовную: грех (преступление религиозных заповедей Бога) является государственным преступлением и за каждый из грехов прописано наказание от властей. В организации хозяйственной жизни верховный правитель обладает верховной собственностью на земли и имущества, отвечает за благоденствие правоверных, в том числе за развитие частной торговли и предпринимательства, которое ограничивается запретом на ростовщичество и обязанностью платить налог в пользу бедных.

Ислам – религия, создателем которой является пророк Мухаммед – арабский торговец VII в. Священное писание ислама Коран считается словами единого Бога - Аллаха, с которыми он через Мухаммеда обратился к людям. Ислам признает Мухаммеда последним пророком, избранным единым Богом после того, как люди (последователи иудаизма и христианства) «неправильно» поняли Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусу) и Иисуса (Ису). Таким образом, ислам основывается на традициях библейской религии древних евреев и христианстве. В представлениях мусульман мир так же состоит из рая (мира небесного), земного мира людей и ада (мира сатаны – «шайтана»). Люди совершают грехи и тем самым губят свою бессмертную душу, которую шайтан забирает в ад. Чтобы спастись, человек должен войти в общину преданных Богу – мусульман: признать единого Бога Аллаха, ежедневно молится ему, соблюдать пост в месяц рамадан, платить налог в пользу бедных, совершить хотя бы раз в жизни паломничество (хадж) к святилищу Каабе, в стену которой вмурован «черный камень», данный людям Аллахом как напоминание об утерянном рае. Мусульмане должны избегать грехов и относиться друг другу как к братьям, «желать брату своему того же, чего желает самому себе». Для утверждения истинной веры, мусульманину необходимо совершать джихад («усилие») – бороться со злом в самом себе и в окружающем мире.

Исторический источник – сохранившийся с минувших времен до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т.д.), который несет в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Иудаизм – религия еврейского народа, возникшая на рубеже II-I тысячелетия до н.э. в древнееврейском царстве Израиль как почитание единого бога Яхве (Господа) в единственном Иерусалимском храме. После окончательного уничтожения римлянами (в I веке) еврейского государства храм был разрушен и евреи, рассеянные по разным странам, создали другую форму богослужения – современный иудазим. Священное писание иудаизма – еврейская Библия (в христианстве именуемая Ветхим Заветом) и Талмуд – собрание книг еврейских мудрецов эпохи рассеяния. По представлениям Библии в мире существует единственный всемогущий Бог, творец всего сущего и первых людей, которых в отличие от всех прочих творений Он создал по духовному «образу и подобию своему» – наделил свободой решать, как поступать. Однако первые люди Адам и Ева нарушили заповеди Господа, были изгнаны из рая на землю, и с тех пор их потомки постоянно грешили, убивая друг друга, воруя, поклоняясь выдуманным богам. Чтобы объяснить людям, как следует поступать, Господь заключил Завет (договор) с пророком Авраамом (прародителем евреев): Авраам и его потомки будут выполнять заповеди Бога, а Бог будет защищать этот народ, избранный им для просвещения людей. Впоследствии в подтверждение своего Завета Господь даровал евреям через пророка Моисея каменные таблички (скрижали) с десятью заповедями: поклоняться только одному Богу, не изображать его, не упоминаеть его имени всуе, соблюдать святой день отдыха – субботу, почитать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лжесвидетельствовать. Беды, которые обрушились на еврейский народ, иудаизм рассматривает как наказание за нарушение заповедей, как тяжесть богоизбранности евреев. Беды должны закончится, когда в мир придет посланник Бога - царь-избавитель, «помазаник», мессия. При нем души праведников воскреснут в новых телах и возникнет «небесный Иерусалим», куда перенесутся все евреи. При этом иудеем может стать любой человек, принявший иудаизм. После рассеяния евреев, во всех селениях, где они проживали, создавались иудаистские общины. Богослужения проводят в молитвенных домах – синагогах – специально обученные в высших еврейских школах знатоки Библии и обрядов – раввины (учителя).

Каган - титул верховного правителя в некоторых государствах, созданных тюркоязычными племенами скотоводов-кочевников, власть кагана считалась дарованной Богом Неба.

Казаки - сословие Российского государства, жившее на окраинах страны и занимавшееся земледелием, охотой и воинским промыслом.

Караван-сарай - крытый рынок, торговый склад и гостиница для купцов в городах Востока.

Католицизм - западная ветвь христианства, представленная единой католической церковью во главе с Папой Римским, при значительной самостоятельности монашеских орденов. Наиболее заметные отличия от православия: утверждение, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Сына; вера в существование чистилища, где в преддверии рая души освобождаются от грехов; использование для священных текстов и богослужения только латинского языка; украшение храмов не только иконами, но и статуями; использование для главного таинства – причащения – пресного хлеба (без дрожжей); хлебом и вином («Телом и Кровью Христовыми») причащаются священники, а простые верующие – только хлебом; приходские священники, так же как и монахи, не имеют права жениться.

Католическая цивилизация - сложившаяся в Средневековье культурная общность европейских стран, в которых господствует католическая ветвь христианства. Можно выделить некоторые общие черты католической цивилизации. В культурной жизни - распространение литературы, использующей латинский язык и алфавит; развитие традиции объяснять божественные христианские истины логическими доводами разума, распространение на этой основе университетов и светской науки; развитие помимо церковно-аскетической культуры, также и светской городской, рыцарской культуры, воспевающей земные человеческие чувства. В организации власти - существование многих независимых государств, объединенных духовной властью Папы Римского, который боролся за верховную светскую власть с государями (королями, императорами); наличие самоуправляемых сословных объединений (монашеских и рыцарских орденов, ремесленных цехов, купеческих гильдий) и традиция заключать договоры между государями и избранными представителями сословий (об уплате налогов). В общественном делении - традиции отмечать личные заслуги и достижения отдельных людей в обществе, заключать договоры о правах и обязанностях разных сословий (между феодалами о вассальной службе, между феодалами и крестьянами о повинностях, между феодалами и городами о вольном самоуправлении). В хозяйственной жизни - преобладание феодальных отношений и феодальных хозяйств с условной (феодальной) собственностью, но при этом - развитие торгово-ремесленных городов, в которых укреплялась частная собственность и частные хозяйства.

Кириллица - славянская азбука, созданная на основе греческого алфавита братьями Кириллом и Мефодием.

Князь - избираемый военный вождь славянского племени, впоследствии (в IX-XV вв.) - титул наследственного главы государства-княжества.

Князь великий - принятый на Руси титул верховного правителя государства.

Князь служилый - бывший самостоятельный владыка княжества, который в пе¬риод создания Российского государства поступил на службу великому князю московскому.

Князь удельный - правитель полусамостоятельного владения (удела) в княжестве, который сам собирал дань в своем уделе, набирал дружину, вершил суд.

Конунг - вождь (князь) у скандинавских народов.

Конфуцианство – религия и философия, сложившиеся в Древнем Китае на основании учения мудреца Конфуция (V в. до н.э.), описанного в книге «Беседы и суждения». Конфуцианство, как и языческие китайские верования, не делит мир на земной и небесный. В едином мире кроме людей существует множество духов – рек и лесов, дождя и ветра, домашнего очага, богатства и долголетия, а также духи умерших людей – простых и великих мудрецов. Над всем миром людей и духов царит воля Великого Неба. Чтобы получить помощь от духов и Неба, конфуциане возводят храмы, читают молитвы, приносят жертвы. Однако главная цель конфуцианства в другом – правильно организовать жизнь общества, так, чтобы люди преодолевали в себе дикого зверя и сохраняли человеческую культуру. Для этого надо точно соблюдать правила действий (ритуалы), которые связывают Небо с людьми, а людей - друг с другом. Надо чтить предков, которые поняли и записали эти правила действий (ритуалы). Надо любить людей - «не делать другим того, чего не желаешь себе», «отвечать на добро добром, а на зло – справедливостью». Надо знать свое место в обществе - подчиняться старшим и заботиться о младших. Организовать такую жизнь в государстве могут только «книжные, служилые люди» - чиновники, которые изучают мудрость предков, познают «волю Неба», справедливо и человеколюбиво управляют народом и подчиняются императору – «сыну Неба».

Коран - священная книга мусульман – собрание пророчеств Мухаммеда, который передавал людям слова Аллаха (единого Бога).

Король - титул главы монархического государства (королевства) в странах Европы.

Кровная месть - первобытный обычай, в соответствии с которым члены одного рода мстили за любую обиду, нанесенную их сородичу.

Курултай - собрание монгольской знати.

Летописи - записи событий русской истории, расположенные по годам.

Местничество - порядок назначения на высшие государственные (боярские) должности в соответствии с древностью и заслугами рода, из которого происходит человек, а не его личными качествами.

Мечеть - мусульманское религиозное здание, помещение для молитвы.

Минарет - башня, пристраиваемая к мечети, с которой верующих созывали на молитву.

Мировая религия - одна из религий, распространившихся среди многих народов мира.

Мистик – человек, который верит в таинственный сверхъестественный мир и возможность прямого общения с ним.

Митрополит - одна из высших степеней священника в православной церкви, руководителя нескольких епископий.

Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней.

Монархия - государство, во главе которого стоит единственный правитель - монарх, передающий свою власть по наследству.

Монархия сословно-представительная – государство, в котором монарх управляет страной, опираясь на решения собрания выборных представителей различных сословий

Монастырь - община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни.

Монах - член религиозной общины, принявший обеты (обещания) бедности и безбрачия и удалившийся от мира людей

Мораль - совокупность нравственных норм (правил) поведения людей в обществе.

Мурзы - военачальники в армии Золотой Орды

Мусульманин - человек, исповедующий ислам, поклоняющиийся Аллаху.

Народ - общность людей, которых объединяет самоназвание (имя народа), один язык общения, особый образ жизни, обычаи.

Натуральное хозяйство - хозяйство, в котором почти все необходимое для жизни производится внутри хозяйства, и не на продажу, а для собственного потребления.

Наука – познание людьми законов природы и общества путем наблюдений, выдвижения версий (гипотез), проверки их практическим опытом и создания теорий, систем научных знаний, объясняющих мир.

Нравственность – внутренние, духовные качества человека, которые определяют правила его поведения.

Оброк денежный - сумма денег, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.

Оброк натуральный - часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.

Общественное расслоение - процесс разрушения родового строя, в ходе которого из общины выделяются слои нового цивилизованного общества.

Общество – множество людей, которых объединяет совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы: хозяйство (труд по производству и распределению всего, что необходимо для жизни), общественное деление (разделение людей на разные группы, слои, организации внутри общества), власть (управление жизнью общества для установления порядка), духовная культура (познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях).

Общество – множество людей, которых объединяет совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы: хозяйство (труд по производству и распределению всего, что необходимо для жизни), общественное деление (разделение людей на разные группы, слои, организации внутри общества), власть (управление жизнью общества для установления порядка), духовная культура (познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях).

Огнищанин - главный слуга-управитель хозяйства вотчины.

Ополчение городское - вооруженные силы города, состоявшие из непрофессиональных воинов - горожан.

Ополчение земли-княжества - часть армии русских княжеств и земель IX-XIV вв., состоявшая из непрофессиональных воинов - ремесленников, торговцев, земледельцев.

Ополчение племенное – вооруженные силы племени, состоявшие из всех боеспособных мужчин родовых общин.

Паны - привилегированное сословие крупных служилых землевладельцев в Польше и Великом княжестве Литовском.

Патриарх - высшая степень священника в православной церкви, руководителя самостоятельной церковной организации.

Первобытное общество (первобытный строй) – первая ступень развития общества, при которой люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление которыми осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний.

Племя - союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.

Пожилое - установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.

Полюдье - существовавший в восточнославянских землях в IX-X вв. обычай княжеского объезда подвластных земель для сбора дани (по людям).

Поместье - условное земельное владение, которое выдавалось дворянам Российского государства при условии службы в войске без права продавать, передавать наследникам. За нерадивую службу государь мог лишить помещика его земли.

Попы - приходские священники в Русской Православной Церкви.

Посад - название торгово-ремесленной части города на Руси.

Посадник - правитель города, «посаженный» (назначенный) князем и от его имени вершивший суд, собиравший дань.

Посадские люди - податные жители городских посадов на Руси, которых князь «посадил у града» (позволил построить дом рядом с княжеской крепостью).

Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы. Наиболее заметные отличия от католицизма: утверждение, что Святой Дух исходит только от Бога Отца; отсутствие представления о чистилище для душ грешников; использование для священных текстов и богослужения греческого и других языков; запрет на украшение храмов статуями; использование для главного таинства – причащения – дрожжевого хлеба (выпеченного на дрожжах); простые верующие наравне со священниками причащаются и хлебом и вином («Телом и Кровью Христовыми»); приходские священники, в отличие от монахов, имеют право жениться.

Православная цивилизация (православный мир) - сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует православная ветвь христианства. Можно выделить некоторые общие черты православной цивилизации. В культурной жизни - распространение литературы, использующей как греческий, так и местные национальные языки и алфавиты; устойчивое представление о том, что большинство божественных истин не доступно человеческому разуму, их можно постичь только верой и чувствами, с помощью божественного откровения, и развитие на этой основе особого искусства иконописи; преобладание церковно-аскетической культуры. В организации власти - представление об идеальном государстве как о централизованной православной империи (царстве), в которой раздельно существуют и согласованно действуют в симфонии светская власть (царя, императора, князя) и духовная власть (патриарха и церковного собора); традиция подчинения слоев и общин сильной государственной власти. В общественном устройстве - традиция не подчеркивать личные заслуги и достижения отдельных людей в обществе. Заметная роль государства в организации хозяйственной жизни , сосуществование государственной, условной, общинной и частной собственности.

Приказы - ведомства центрального аппарата управления Российского государства.

Присваивающее хозяйство - хозяйство охотников и собирателей, которые не выращивают продукты питания, а с помощью орудий добывают и присваивают то, что выращено в природе.

Приходы - общины верующих православной церкви на Руси.

Производящее хозяйство - земледелие и скотоводство, при которых люди научились производить (выращивать) продукты питания, а не присваивать то, что выращено в природе.

Рада - совет высшей знати при великом князе в Великом княжестве Литовском.

Раннее государство - объединение племен, возникающее в результате распада родового строя. В раннем государстве зарождается государственный аппарат, налоговая система, но еще нет многих признаков зрелого государства (письменных законов, постоянной армии и т. д.).

Религия – вера людей в Бога или богов, в какие-то сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в наличие у человека души, продолжающей существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует священное писание , излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, о цели и правилах человеческой жизни. Кроме того в религии существуют обряды (правила богослужения), священные места и храмы - здания для богослужения; священники (духовенство) – люди проводящие обрядами, посредники между простыми верующими и сверхъестественными силами.

Родовой строй - организация общества на первобытной ступени развития, при которой люди объединяются в роды и племена, а друг друга воспринимают либо как «своих сородичей», либо как «чужаков».

Родовая община - объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми старейшинами.

Рубль - с XIII в. - основная денежная единица Новгородской республики, а впоследствии - Российского государства; существовала в виде слитка серебра, а не монеты.

Рыцарь – в Европе наименование тяжеловооруженного всадника, воина-феодала.

Святой (в христианстве) - человек, принявший смерть за христианскую веру или прославившийся своей благочестивой жизнью, совершенными во имя Бога подвигами и чудесами, которого после его смерти по решению церкви причислили к лику святых и стали почитать.

Сеньор – феодал, раздающий земли с крестьянами своим вассалам и за службу.

Скоморохи - бродячие артисты на Руси.

Смерды - часть жителей сельских общин-миров Руси, которые зависели от князя и должны были ходить с ним в военные походы.

Собор церковный - собрание церковных чинов (высших священников) для совета и решения важнейших вопросов.

Собственность – право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо. Например, собственник участка земли может обнести его оградой, выращивать на нем хлеб, передать участок по наследству или продать. Собственность может быть частной (одного лица), общинной, государственной, феодальной (условной – данной под условие службы).

Соседская община (сельская община, крестьянская община) - союз неродственных семей, которые живут в одном поселке (селе, деревне), совместно владеют землей, но каждая семья ведет свое хозяйство на выделенном ей участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нем староста.

Сословие – группа людей с особыми правами и обязанностями в обществе. По представлениям Западной Европы, духовенство молится за всех и получает десятую часть урожая, рыцарство защищает людей и владеет землями с крестьянами, третье сословие (крестьяне и горожане) работают и кормят других.

Союз племен - объединение родственных племен во главе с одним из племенных вождей, совместно защищавших свои земли.

Тиун - слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Трубадуры – в Западной Европе сочинители песен и стихов, иногда рыцари, а иногда бродячие артисты.

Тумен - крупное боевое соединение монгольской армии Чингисхана и его преемников (10 тысяч всадников).

Тысяцкий - выборная должность предводителя городского ополчения на Руси.

Тягло - все повинности, которые несли податные люди Российского государства в пользу великого князя, то есть государства (налоги и некоторые работы - строительство крепостных стен, подвоз провианта армии).

Удел - часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Уезд - основная территориально-административная единица Российского государства.

Улус - самоуправляющаяся часть Монгольской империи, созданная в результате завоеваний Чингисхана.

Университет – в средневековой Западной Европе (с XI в.) - самоуправляющийся союз преподавателей-профессоров и студентов, высшее учебное заведение, готовящее на трех факультетах богословов, законоведов и врачей.

Усобица - борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения.

Ушкуйники - новгородские разбойники, которые, продвигаясь по северным рекам, осваивали и присоединяли к Новгороду новые территории.

Феодал – условный собственник крупного земельного хозяйства, имеющий право получать оброк с зависимых от него крестьян и назначать для них барщину (обязательные работы).

Феодальные отношения - общественно-хозяйственные связи между людьми, предполагающие: 1) владение землей (феодом) при условии вассальной службы верховному собственнику земли (сеньору, государю), а также 2) право феодалов-землевладельцев на оброки и барщину с зависимых крестьян.

Феодальная раздробленность – этап в истории средневековых западноевропейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти.

Фреска – настенная роспись красками по сырой штукатурке.

Холопы - (на Руси) рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку

Христианство – религия, основателем которой считается богочеловек – сын Господа Бога и земной девушки Марии Иисус Христос (по преданию – плотник из римской провинции Иудеи, живший в I в.). Священное писание христиан – Библия - состоит из Ветхого и Нового Заветов. Христиане верят во всемогущего Господа Бога, единого в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. По христианским представлениям, созданный Господом мир состоит из мира небесного - рая, где пребывает сам Бог, ангелы и души праведных людей, мира земного и ада, где повелевает сатана (дьявол) – ангел восставший против Бога. В земном мире у человека есть смертное тело и бессмертная душа. Уже первые люди – Адам и Ева, жившие в раю, по подсказке дьявола совершили первый грех – нарушили запрет Бога не есть плодов от древа познания добра и зла. С тех пор люди были изгнаны из рая и в земном мире постоянно совершали грехи – убивали друг друга, воровали, поклонялись выдуманным богам. Души, отягощенные грехами, дьявол забирал в ад, где их ждали вечные мучения. Приход в мир Сына Божия – Христа – дал людям Новый Завет – заповедь в отношениях Бога и людей. Страданиями и смертью на кресте Иисус как человек искупил все грехи людей. Воскресение Христа указывает всем людям путь спасения души для вечной жизни. Для этого необходимо «возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим», «возлюбить ближнего своего как самого себя», «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с тобой», «прощать врагов своих». Христианин должен избегать грехов (гордыни, зависти, гнева, лени, жадности, расточительства и чревоугодия) и хранить добродетели (веру, надежду, любовь). В Новом Завете предсказывается конец света, когда в мир явится Антихрист и «восстанет народ на народ, царство на царство». После этого в мир второй раз придет Христос и состоится Страшный суд – грешники будут осуждены на вечные муки, а праведники воскреснут. Чтобы помочь друг другу в спасении души, христиане объединяются в церковь (общину). Священники совершают таинства (обряды), главное из которых – причащение – вкушение верующими хлеба и вина, перевоплощенных в «тело и кровь Христовы». В Средневековье христианская религия разделилась на несколько ветвей, наиболее известные из которых – православие и католицизм.

Централизованное государство – государство, в котором всей властью обладает центральное правительство, издающее единые законы, собирающее налоги, содержащее единую армию и назначающее на места чиновников.

Церковь

  • 1. Организация верующих одной религии, объединенных общими основами веры (догматами), едиными правилами богослужения (культа), единым управлением простыми верующими со стороны рядового и высшего духовенства (священников).
  • 2. Христианский храм – здание с алтарем для богослужения.

    Церковный собор – собрание высших руководителей христианской церкви, для решения важных вопросов: богословие, избрание руководителей, изменение обрядов и т.д.

    Цивилизация - это понятие имеет в науке разные толкования. В данном учебнике употребляется в двух значениях:

  • 1. Ступень развития общества, следующая после первобытного строя (первобытного общества), от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
  • 2. Большая общность людей, включающая, как правило, несколько народов и государств, которые объединенны культурными и религиозными традициями, определяющими представления о добре и зле, красивом и безобразном и так далее, а также особенностями ведения хозяйства, особыми правилами отношений между людьми, особенностями управления государством.
  • Шляхта - сословие служилых землевладельцев в Польше и Великом княжестве Литовском.

    Язычество - религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

    Ярлыки - ханские грамоты-разрешения на право владения той или иной землей в Монгольской империи.

    Цели урока:

    1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
    2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
    3. Развивать познавательную активность учащихся.
    4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

    2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

    Экологическое равновесие между живой природой и неживой

    Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

    По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)

    Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)

    То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

    Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

    Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

    Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

    Течет река издалека…
    Как хорошо, когда река
    И широка и глубока!
    Над ней пышнее облака,
    Свежей дыханье ветерка,
    Стройней и выше лес над ней,
    И луг прибрежный зеленей!

    И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

    Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

    3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7

    То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

    Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)

    Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

    А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

    А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

    Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

    4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

    Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками

    Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8

    Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)

    К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.

    А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9

    Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

    - Как человек может нарушить экологическое равновесие?

    Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10

    Нарушение экологического равновесия между животными

    В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники - естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

    Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

    Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)

    Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

    1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые... (Приложение 2. Рис.2.)

    Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

    2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)

    Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

    Работа по учебнику.

    Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11

    О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

    Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

    Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

    ФИЗМИНУТКА

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз - росой она умылась,
    Два - изящно покружилась,
    Три - нагнулась и присела,
    На четыре - улетела.

    5. Продолжение изучения темы урока.

    1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями

    1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд 12 . Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

    Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

    Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13

    2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14

    Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)

    Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

    Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

    2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

    1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15

    Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)

    2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

    Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

    6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16

    Сообщения учащихся:

    1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5) Слайд 17

    2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6) Слайд 18

    ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

    Мы березку посадили,
    Мы водой ее полили,
    И березка подросла,
    К солнцу ветки подняла,
    А потом их наклонила
    И ребят поблагодарила.

    Закрепление

    Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

    1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

    2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

    3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22

    Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?

    (Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)

    VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

    Почему важно экологическое равновесие?

    Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)

    Выводы. Слайд 23

    Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

    Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

    Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24

    Все-все на свете - на свете все нужны!
    И мошки не меньше нужны, чем слоны...
    Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
    И даже без хищников злых и свирепых!
    Нужны все на свете! Нужны все подряд
    Кто делает мед, и кто делает яд.

    Плохие дела у кошки и мышки,
    У мышки без кошки не лучше делишки.
    Да, если мы с кем-то не очень дружны
    Мы все-таки очень друг другу нужны.
    А если нам кто-нибудь лишним покажется,
    То это, конечно, ошибкой окажется.

    Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.

    Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

    Домашнее задание

    1. Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.
    2. Выполнить домашнее задание в тетради на печатной основе.


    О нем