Счастье удовольствие гедонизм конспект. Презентация: Философские концепции морали. Критерии морального выбора: гедонизм и эвдемонизм. Тесним мы шведов рать за ратью

Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом - через противопоставле­ние того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чув­ство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетво­ренности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-раз­ному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности


любимой девушки, другие - в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна - не­что зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактно­го счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансфор­мировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, со­стояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень спе­цифично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех раз­ное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали име­ет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и цен­ности - универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?

Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория воз­можно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общест­венном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Тол­стой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и со­стоит путь морального совершенствования. Подлинно нравст­венный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?

Древнегреческое слово «счастье» - «эвдемония» (eudaimonia, eu - добро, daimon - божество) - дословно оз­начало судьбу человека, находящегося под покровительст­вом богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под ми­лостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье - это значит удача, счастли­вый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.

К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатст­во, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при

Чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упова­ниям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усили­ям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благо­даря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.

Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, муче­ния, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кро­ется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не по­делаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судь­бы? Быть может, потому, что он - не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обрете­ние? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.

Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Но почему-то оказыва­ется, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу мо­лодых людей попросили представить себе, что, по их мне­нию, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.

Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позво­ляет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.

Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого чело­века. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-


жеелательства соперников или потери близких, того, что час­то бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименова­ние «утилитаризм» (от лат. utilitas - польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и кри­терием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наи­большее счастье наибольшего числа людей и тем самым пред­полагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но об­щество устроено так, что одновременное счастье всех невоз­можно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем дру­гих. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два пред­ставления о счастье - как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни - с другой.

Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В по­гоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни - добродетельной жизни.

Счастье и удовольствие - взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?

УДОВОЛЬСТВИЕ (или наслаждение) - это чувство и пе­реживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

В этике такая позиция называется гедонизмом (от греч. hedone - наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания явля­ется коренным смыслом человеческих действий, реальной ос­новой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Со­гласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-

Подобные документы

    Гедонизм – философия наслаждения. Сексуальность и чувство независимости. Конфлюэнтная любовь по Гидденсу. Различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной. Парадигма сексуальности. "Чистые отношения" любви. Садизм и арсанизм.

    реферат, добавлен 04.04.2010

    Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.

    реферат, добавлен 28.11.2010

    Демокрит Абдерский как великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, краткий биографический очерк его жизни и творческого становления. Описание философских учений.

    реферат, добавлен 19.05.2013

    Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.

    контрольная работа, добавлен 28.04.2017

    Учение о наслаждении как высшей ценности в жизни. Основатель Киренской школы. Эвдемония у Аристиппа. Киренская философско-этическая традиция. Сходства и различия между тремя направлениями мысли киренских гедонистов. Влияние учения киренаиков на Эпикура.

    реферат, добавлен 20.02.2016

    Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон как основатель объективного идеализма. Учение о бытии души, ее три начала. Дуализм души и тела. Разделение доступного познанию на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом.

    презентация, добавлен 26.02.2016

    Сократ - древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.

    курсовая работа, добавлен 04.05.2012

    Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

    реферат, добавлен 14.05.2014

    Анализ учений древнегреческого философа Платона. Схема основных ступеней бытия. Сущность высокохудожественных диалогов Платона, таких как "Апология Сократа" и "Государство". Учение об идеях, теория познания, диалектика категорий, натурфилософия Платона.

    презентация, добавлен 10.01.2011

    Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.

Слайд 2

План урока – дискуссии

1. Что такое счастье? 2. Удовольствие и гедонизм. Гедонизм и его проявления.

Слайд 3

«Счастье – это когда тебя понимают…»

  • Слайд 4

    В каких случаях человек может считать себя счастливым?

    1. Счастье – это когда тебя понимают. 2. Как вы считает почему появилась такая пословица: « Не было бы счастья, да несчастье помогло?» 3. Может ли быть счастье без страданий и несчастий? 4. Желая счастья другому человеку, что вы вкладываете в смысл этого слова? 5. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы считали себя полностью счастливым человеком?

    Слайд 5

    Счастье – это…

    Знаете ли вы, что… Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»

    Слайд 6

    Счастье – это…

    Счастье – длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Счастье -психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни.

    Слайд 7

    Счастье – это…

    Счастье – (с греч. «эвдемония») – судьба человека, находящегося под покровительством богов. Это состояние полной удовлетворённости жизнью, ощущение радости.

    Слайд 8

    Удовольствие - положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.

    Слайд 9

    Удовольствие - это…

    Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. Б. Паскаль

    Слайд 10

    Гедонизм – это…

    Гедонизм – философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни. Аристипп – древнегреческий философ

    Это очередная тема в разделе «Культура и духовная жизнь». До этого мы рассматривали темы «Нравственные чувства и моральное поведение», «Нравственные категории и добродетели». Затем у нас пойдет тема «Справедливость и равенство». Т.е. мы планомерно работаем по модулю «Духовная сфера». Тем не менее, уроку придаю особое значение. Нравственная категория счастья - очень важная в ряду других нравственных категорий. Она составляет основу этики.


    «Конспект урока и самоанализ»

    МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

    Урок обществознания в 11 классе.

    Тема: «Счастье, удовольствие, гедонизм»

    Подготовил учитель

    высшей квалификационной категории

    Полозов Валентин Зиновьевич

    Самоанализ урока.

    Урок обществознания в 11 классе

    Это очередная тема в разделе «Культура и духовная жизнь». До этого мы рассматривали темы «Нравственные чувства и моральное поведение», «Нравственные категории и добродетели». Затем у нас пойдет тема «Справедливость и равенство». Т.е. мы планомерно работаем по модулю «Духовная сфера». Тем не менее, уроку придаю особое значение. Нравственная категория счастья – очень важная в ряду других нравственных категорий. Она составляет основу этики.

    Данный класс работоспособный. Большинство ребят (15 человек) выбрали обществознание в качестве итогового экзамена. Есть группа учащихся, которая целенаправленно, планомерно ведет подготовку к ЕГЭ (…..). Стабильно занимаются по предмету …..., но они не сдают ЕГЭ по обществознанию. Есть недавно определившиеся с экзаменом. Есть группа риска (……………), которые …

    Конечно, при подготовке открытого урока опирался на сильных ребят. Они составили так называемую «аналитическую группу» (анализ текстов, экспресс-опрос одноклассников по теме урока, делали обобщение, выводы. А так же писание эссе. Другую часть ребят, менее подготовленную, привлек к подбору дополнительного материала к уроку: они привлекались к составлению слайдов, поиску стихов, пословиц и поговорок о счастье). Тестированием были охвачены все.

    Цели урока:

    Познавательная – познакомить учащихся с сущностью основных нравственных категорий темы

    Практическая – продолжить работу по формированию умения аргументировать свой выбор, оперировать фактами на основе синтеза и анализа.

    Общепредметная – развивать коммуникативную компетенцию.

    Воспитательная – воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.

    Задача: подготовка к ЕГЭ.

    Тип урока: комбинированный.

    Поставленные цели и задачи достигнуты.

    Изучение нового материала построил с помощью исследовательского, поискового и проблемного методов обучения.

    Ребята провели экспресс-опрос, сделали презентацию, подборку стихов, пословиц и поговорок о счастье. Попробовали сами дать определение этой нравственной категории. Главным этапом урока была самостоятельная работа с текстами Д.С.Лихачева и учебника. Учащиеся прочитали тексты и ответили на предложенные и вопросы. На основе проделанной работы и полученных представлений о нравственных категориях «счастье», «удовольствие» и «гедонизм», дали определение этим понятиям. Учащиеся, на мой взгляд, усвоили материал, т.к. не только сумели ответить на вопросы, но и участвовали в дискуссии, высказывали свое мнение.

    Время на этапах урока было распределено рационально, связки между этапами были логичны. Все работало на главный результат. Немного не хватило времени на этапе закрепления. Планировал провести разбор двух эссе, приготовленных разными группами учащихся. Но затянуло время тестирование и устные ответы учащихся (не всегда они умеют излагать мысли быстро и четко).

    Дидактический материал и ТСО подобраны в соответствии с целями урока. Слайды и музыка помогли эмоциональному настроению урока.

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся проходил на двух этапах урока: актуализация знаний по теме «Нравственные категории и добродетели» - тестирование. И при изучении, закреплении нового материала – оценка ответов на вопросы, участие в дискуссии, анализ ессее.

    Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная, спокойная, работоспособная. Общение учащихся и учителя корректное, деловое, основанные на уважение и взаимопонимании.

    Урок поставленных целей достиг. В основном удалось реализовать все задуманное. Пришлось сократить некоторые вопросы по теме нового материала, которые раннее были запланированы. Существенно на ход урока это не повлияло.

    На бедующее в своей деятельности обратить внимание на четкое распределение времени на этапах урока, приучать ребят к конкретным, точным ответам на вопрос.

    Тема урока: «Счастье, удовольствие, гедонизм»

    Цели урока:

      познавательная: познакомить учащихся с сущностью основных нравственных категорий темы;

      практическая: продолжить работу по формированию умения аргументировать свой выбор, оперировать фактами на основе их синтеза и анализа;

      общепредметная: продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся;

      воспитательная: воспитывать духовность, сознательное стремление к самосовершенствованию.

    Задача урока: подготовка к ЕГЭ

    Учебное оборудование:

    • выставка книг, словари, карточки – задания с текстами Д.С.Лихачёва, раздаточный материал (вопросы к текстам, требования к эссе), компьютер, презентация.

    Оформление доски: тема урока, эпиграф, домашнее задание.

    Кто входит в дом счастья

    через дверь удовольствий, тот

    обыкновенно выходит через

    дверь страданий.

    Б. Паскаль

    Тип урока: комбинированный

    Формы организации познавательной деятельности:

      фронтальная (тестовый контроль)

      групповая

      самостоятельная работа с дополнительной литературой и с учебником

    Методы обучения:

    по источнику приобретённых знаний:

      словесный

      практический

      наглядный

    по уровню познавательной активности:

    • поисковый

      проблемный

      исследовательский

    Структура урока.

    I .Организационный момент.

    II .Актуализация опорных знаний по теме «Нравственные категории и добродетели»

    III .Изучение нового материала:

    2. Работа с обучающими текстами.

    3.Самостоятельная работа с учебником.

    IV .Закрепление изученного материала.

    1.Чтение и анализ эссе (по группам)

    V .Домашнее задание.

    VI .Рефлексия и итог урока.

    VII. Релаксация.

    Межпредметные связи: литература, музыка.

    Ход урока

    I . Организационный момент .

    Цель нашего урока познакомиться с нравственными категориями «счастье», «удовольствие», «гедонизм»; учиться аргументировано, логично и последовательно излагать свои мысли. Задуматься над тем, что для каждого из нас значат эти нравственные понятия.

    II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственные категории и добродетели ».

    На пошлом уроке мы отметили, что нравственный мир человека – это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями. - Назовите эти моральные категории. (Добро и зло, добродетель и порок, стыд, свобода, милосердие).

    На дом вам было дано задание объяснить выражение: «Разрушение личности…»Как понять это высказывание? Что может быть причиной разрушения личности?

    Тестирование по теме «Социальные нормы».

    Инструктаж по выполнению теста: время на работу 5 минут. 1 вариант выполняет чётные задания, 2 – нечётные, последнее задание выполняют все. После окончания работы взаимопроверка. Ответы и критерии оценивания вынесены на экран.

    III . Изучение нового материала.

    1. Беседа. Что такое счастье .

      Слово учителя.

    Сегодня мы обратим внимание на другие нравственные категории: счастье, удовольствие, гедонизм. Некоторые учёные полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чём заключается счастье человека и как можно его достигнуть.

    Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на части. Новорождённому, который, конечно, пока ещё пил только молоко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт « с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».

    Выполняя домашнее задание, группа ребят провела небольшой экспресс –опрос своих близких и одноклассников. Респондентам было предложено закончить фразу: «Счастье – это…». Посмотрим, что у них получилось(ответы учащихся).

    А как вы думаете, что такое счастье?

    Другая группа получила задание подобрать стихи о счастье.

    (Чтение стихов о счастье, подобранных учащимися (Эдуард Асадов «Что такое счастье», Вероника Тушнова « Сто часов счастья»).

    Третья группа должна была выяснить, как трактует «счастье» народная мудрость, о чём говорят пословицы и поговорки (ответы учащихся).

    У нас приготовлена небольшая презентация о счастье (просмотр слайдов).

    Вот видите, сколько разных представлений о счастье вы дали.

    Да, счастье бывает разное: материнское, семейное, счастье творчества, счастье в труде, счастье боевое…

    В разные эпохи философы и писатели понимали счастье по – разному, поэтому и книг о счастье написано очень много (обратиться к выставке книг).

    2.Работа с обучающими текстами

    Обратимся к текстам академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В своих книгах «Раздумья» и «Письма о добром и прекрасном» он рассуждает о многих важных философских вопросах: о добре и зле, о смысле и ценности жизни, о счастье. Вам непременно надо почитать эти книги. Они полезны для души, кроме того они помогу вам в написании эссе по обществознанию и русскому языку на Едином Государственном Экзамене.

      Прочитайте и ответьте на вопросы (вопросы на раздаточных листах).

    А теперь попробуем дать определение счастья (ответы учащихся, определение учителя)

    Итак. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной линии повндения.

    Секрет счастья – в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности.

    Источник счастья в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья – творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность, часть его Я вливается в море общей культуры.

    Удовольствие и гедонизм.

      Слово учителя (переход ко второму вопросу урока)

    Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм, как счастье?

    «Счастье – это всегда участье в человеческих добрых делах».

    А удовольствие? Смотрим определение в учебнике на странице 121.

    3.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 121 – 125 – чтение с выбором информации).

      Задание для учащихся (вопросы на раздаточных листах)

      Быть гедонистом хорошо или плохо? (элемент дискуссии)

      Слово учителя.

    Состояние удовлетворённости является идеальным для организма и человеку следует делать всё для достижения такого состояния.

    Разумным гедонизм является тогда, когда он подчиняется этическому требованию: стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай право других на наслаждение.

    Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. Учёный и художник, любой человек должны получать от своей деятельности максимальное удовольствие, удовлетворение, иначе у них не будет стимула трудиться.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Сегодня мы разобрали такие привычные для нас и в то же время непростые философские понятия: счастье, удовольствие, гедонизм.

    Мы уже говорили о том, что эти вопросы могут быть в ЕГЭ в части С как по обществознанию, так и по русскому языку.

    Двум группам было дано задание написать эссе:

    « Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий» (Блез Паскаль).

    Эти слова вынесены эпиграфом к нашему уроку.

      Чтение и анализ эссе.

    V . Домашнее задание.

    Т ем, кто сдаёт ЕГЭ по обществознанию, написать эссе: «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

    При выполнении задания пользуйтесь памяткой «Как писать сочинение в жанре эссе». Всем: параграф 15, вопросы 5 и 8 (стр. 126).

    VI . Рефлексия и итог урока.

    Сегодня мы продуктивно поработали на уроке. Познакомились с понятиями «счастье», «удовольствие», «гедонизм». Они также входят в нравственные категории, которые мы изучали раньше.

      Оценки за урок с комментарием .

    За работу с текстом Д.С.Лихачёва

    За работу с текстом учебника

    За активную работу на уроке

    Ребята, оценки за тесты я выставлю в журнал после того, как просмотрю их.

    VII . Релаксация.

    А в конце нашего занятия хочу предложить вам необычный рецепт счастья: «Возьмите Чашу терпения, влейте в ваше сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

    Будьте счастливы, творите добро и получайте от жизни удовольствие.

    Просмотр содержимого документа
    «Лихачёв Повышать уровень счастья»

    Повышать уровень счастья

    В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Так вот задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное - ­счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

    Способы могут быть различными, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что всегда повы­шает уровень счастья, если они мудро решаются, то хотя бы в пределах своей семьи, в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в пределах окружения своих товарищей и знакомых можно повы­шать уровень счастья. Ведь у каждого есть такая возможность повышать созидательное начало в жизни.

    Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый че­ловек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопыт­ная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно.

    Д.С. Лихачев

    Завоеванное счастье

    ...Но явно счастье боевое

    Служить уж начинает нам...

    Тесним мы шведов рать за ратью:

    Темнее слава их знамен,

    И бога браней благодатью

    Наш каждый шаг запечатлен.

    Счастье может быть только боевое, только завоеванное нами. Вечно­го, постоянного счастья не бывает. Нельзя быть счастливым, когда есть страдающие. Но можно быть счастливым чем-то, что сейчас добыто, по­лучено.

    Диктор телевидения в одной из передач останавливал людей на ули­це и спрашивал: в чем, по-вашему, состоит счастье? В ответ миллионы людей слушали детский лепет. Что-то вроде того: «Счастье - это когда мои девочки подрастут красивыми, здоровыми и хорошо выйдут замуж». Это все мещанство. И даже когда большие люди твердили: «Это гармония между чем-то и чем-то" - недалеко ушли.

    Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем ­-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастье рядом.

    Д.С. Лихачев

    Просмотр содержимого документа
    «Прочитайте и ответьте на вопросы»

    Прочитайте и ответьте на вопросы.

      Как понимает академик Д.С.Лихачёв, что такое счастье?

      Что такое, по мнению Д.С.Лихачёва, уровень счастья?

      Почему не может быть вечного счастья?

      Почему счастье- это всегда борьба?

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 121 – 125).

    Задание для учащихся .

      В чём состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?

      Каковы этические принципы гедонизма?

      Каковы формы проявления гедонизма?

      Как можно охарактеризовать поведение гедониста?

    Требования к эссе

    1) Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

    2) Раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использова­ ния обществоведческих понятий в контексте ответа.

    3) Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

    Просмотр содержимого презентации
    «Презентация»

    Ответы на тест.

    2 вариант

    1 вариант

    Критерий оценки:

    0 ош. – «5»

    1 ош. – «4»

    2 ош. – «3»


    Что такое счастье?

    Существует множество толкований понятия счастье. Вот некоторые из них:

    • слово «счастье» используется также как синоним понятия «удача».
    • счастье - это состояние души, при котором нет чувства горя и тоски (чувства утраты).
    • счастье - это чувства сами по себе, но чувства положительные, чувства радости и любви.
    • счастье - это состояние души в определенный момент времени.
    • счастье - это внутренние чувство гармонии и удовлетворенности, полученное в результате событий или действий.

    Какое бывает счастье?

    Для каждого человека счастье индивидуально, своеобразно, мы рассмотрим несколько ярких примеров, характеризующих счастье.


    Материнское счастье

    С материнством жизнь человека приобретает иной смысл, ибо с рождением ребенка у твоей жизни есть продолжение.


    Семейное счастье

    «Семейное счастье - это множество составляющих, из которых не возможно выставить что-либо на первый план, внутренний мир двух (и более) людей многогранен и чем больше граней могут соприкоснуться, тем более близкими (счастливыми) будут чувствовать себя люди, составляющие семью»


    Счастье любви

    Только любовь подвигает нас на все лучшее и значительное. Только любовь дает нам терпение и волю к победе.




    Презентацию выполнил ученик 11 А класса МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

    Бондарев Алексей



    Еда