Тэло Тулку Ринпоче: «Что значит быть тулку? Мой личный опыт. Узоры кармы. Беседа с Тэло Тулку Ринпоче – Потом Вы с ним ещё встречались

http://youtu.be/yWo8PmvW63c

Дорогой Тэло Тулку Ринпоче! Недавно вас торжественно чествовали в Калмыкии по случаю назначения почетным представителем Е. С. Далай-ламы в России и Монголии. Какие главные цели вы ставите в своей работе, и что необходимо сделать, чтобы развитие буддизма в России соответствовало задачам и идеям Е. С. Далай-ламы?

Тэло Ринпоче: Для меня назначение на должность почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ - это огромная честь и большая ответственность. Оно стало для меня полной неожиданностью. Но для меня как для последователя и ученика Его Святейшества, который полностью разделяет его принципы, большая радость служить такому замечательному человеку, который хотя и называет себя простым буддийским монахом, невероятно много делает для продвижения идей любви, сострадания, прощения, терпимости. Кроме того, Его Святейшество - лауреат Нобелевской премии мира, это так же делает должность его почетного представителя, особо ответственной.

Россия - огромная страна. Таким образом сфера моей деятельности должна охватить обширные территории, что, конечно, будет далеко не просто. Россия - один из крупных игроков на мировой политической арене, а также в экономике и других областях. Но деятельность представителя Его Святейшества в России никак не связана с политикой. Наша задача помогать Его Святейшеству в выполнении его трех основных обязательств, первое из которых - способствовать распространению общечеловеческих ценностей. Второе - способствовать гармоничным отношениям между религиями. И третье - быть выразителем чаяний тибетского народа, способствовать делу Тибета. Это основные обязательства, которые Его Святейшество Далай-лама старается выполнять в своей жизни. И я как представитель Далай-ламы вижу свою задачу в том, чтобы служить проводником идей Его Святейшества и помогать продвижению общечеловеческих ценностей, межрелигиозной гармонии, помогать делу Тибета.

В отличие от других западных стран Россию и Тибет связывают крепкие исторические связи, которым уже не одно столетие. Во многом это произошло благодаря тому, что более 400 лет назад к Россииприсоединилисьнароды Бурятии, Калмыкии и Тувы. Я бы назвал отношения между Россией и Тибетом выдающимися и уникальными, они уходят корнями глубоко в историю. Сегодня важно возобновить и укрепить эти связи, которые были практически утрачены в 20-м веке, когда сперва в России к власти пришли коммунисты, а затем и ставший коммунистическим Китай оккупировал Тибет, который в результате стал частью страны с тоталитарным правлением. В девяностые годы в России произошел переход к демократическому государству, и благодаря этому стало возможным восстановление исторических связей между российским и тибетским народами. Я думаю, эти связи могут быть полезными и послужить на благо обеих сторон. Конечно, сегодня в России мы живем в открытом и свободном обществе, однако в прошлом мы понесли большие потери в том, что касается культуры, традиций, языка. И нам очень нужна помощь Далай-ламы и созданных им тибетских организаций в Индии, чтобы оказать содействие в возрождении, воссоздании и укреплении нашего богатого буддийского наследия. В то же время тибетский народ по-прежнему страдает под оккупацией Китая. И я считаю, что российский народ должен выразить солидарность с тибетцами, помочь найти способы для решения тибетского вопроса. Здесь важно подчеркнуть, что Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в эмиграции, которое называется Центральная тибетская администрация, не стремятся к отделению или независимости Тибета от Китая. Они придерживаются политики, известной как «Подход срединного пути», которая признает, что пребывание Тибета в составе Китая выгодно как для китайского, так и для тибетского народов. Но одновременно тибетцы хотят иметь возможность сохранять свою национальную идентичность, культуру, язык и традиции. Я думаю, в этой ситуации можно найти решение, которое будет взаимовыгодным и приемлемым для обеих сторон. Я также считаю, что найти такое решение важно не только для Тибета и Китая, но и для остального мира. В Азии многие страны зависят от природных ресурсов Тибета, от рек, берущих начало в ледниках Тибета. Этот конфликт, это взаимное непонимание нужно устранить как можно скорее, поскольку, как я уже сказал, и Тибет и Китай тесно связаны со всем остальным миром.

В этом году во всем мире отмечается 80-летие Е. С. Далай-ламы. Как бы вы посоветовали отметить этот юбилей, чтобы порадовать Его Святейшество, нашего духовного наставника? Как необходимо отметить юбилей в трех буддийских регионах России?

Тэло Ринпоче: Действительно, в этом году Его Святейшеству Далай-ламе исполнится 80 лет. Для человека его возраста, который неустанно путешествует, чтобы нести людям идеи мира, рассказывать о светской этике, он находится в прекрасной физической форме, несмотря на то, что его ежедневный график несопоставимо напряженное, чем график любого из нас. И тем не менее у него отличное здоровье. Врачи говорят, что у него сердце молодого человека. Все это очень обнадеживающие знаки. Мы желаем Его Святейшеству крепкого здоровья, чтобы он оставался с нами как можно дольше.

Несколько лет назад один иностранный журналист спросил Его Святейшество, что было бы лучшим подарком ему на день рождения? И Его Святейшество ответил, что лучшим подарком было бы, если бы все люди проявляли душевную теплоту. Это ведь так просто! И это очень хорошо сочетается с теми принципами, которые всегда пропагандирует Его Святейшество: проявлять любовь, проявлять сострадание. Это как раз то, чего нам не хватает в нашей повседневной жизни. Не только в отношениях с друзьями и родственниками, но и в отношениях с другими людьми. Так что лучший подарок на день рождения, который мы можем подарить Его Святейшеству - не только жители Бурятии, Калмыкии и Тувы, но все жители России - это постараться проявлять душевную теплоту.

Мы живем в непростое время, сталкиваемся с самым разными трудностями: рост безработицы, люди теряют работу, рост инфляции. Все эти внешние факторы оказывают воздействие на наше внутреннее состояние, на наш внутренний мир. В таких условиях очень легко утратить обычно присущее нам внутреннее равновесие. В такие времена мы все должны объединиться и помогать друг другу по мере сил. Не быть эгоистами, а проявлять самопожертвование, альтруизм. Постараться сплотиться в единое сообщество, связанное дружескими отношениями, на благо не только местного общества, но на благо всей страны. Это лучший подарок, который мы можем сделать не только Его Святейшеству, но и нам самим. Потому что каждый человек, несомненно, заслуживает любви, сострадания со стороны других и одновременно должен делиться с ними своей любовью, состраданием и прощением. Только так мы можем способствовать миру на Земле, миру в обществе, добрым отношениям с соседями, друзьями и родственниками. Я уверен, это будет лучшим подарком не только Его Святейшеству, но и всему человечеству в целом.

В этом году отмечается 10-летия хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», построенному на месте, которое благословил Его Святейшество Далай-лама. В каких важных мероприятиях, приуроченных к этому юбилею, могут принять участие российские буддисты?

Тэло Ринпоче: В этом году мы будем праздновать 10 лет с того дня, как мы построили новый храм, «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Удивительно, как быстро пролетело время! Оглядываясь назад на прошедшие десять лет, мы видим, что много добились, достигли многих поставленных целей. Можно с уверенностью сказать, что это было успешное десятилетие. В честь этого праздника мы будем проводить много разных мероприятий. Это будут не только религиозные празднества, но также самые различные события, связанные с культурой и образованием. Мы пока еще только в самом начале подготовки. Но мы хотели бы, чтобы празднование проходило в атмосфере взаимопонимания и единства. И, конечно, мы с радостью приглашаем всех приехать в Калмыкию. Я твердо верю, что чем ближе мы будем узнавать друг друга, чем больше мы будем путешествовать, узнавать культуру, образ жизни друг друга, тем проще нам будет преодолевать такие препятствия, как сомнения, взаимное непонимание. Я думаю, что это важно для всех жителей России - приехать в Калмыкию и посмотреть, как мы живем, узнать, что мы думаем, ощутить на себе гостеприимство и радушие калмыцкого народа, посетить наш буддийских храм - один из красивейших буддийских храмов в России и крупнейший в Европе. Мы всегда рады гостям, но в этом году мы особо приглашаем всех посетить многочисленные музыкальные, культурные мероприятия. Вы сможете посмотреть религиозную церемонию «Чам», ее исполнит группа монахов, которые специально приедут по нашему приглашению из Индии. Мы также организуем образовательные программы для школьников. Еще мы планируем провести научную конференцию для буддологов, индологов, тибетологов. Они соберутся в Калмыкии, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество в научной сфере. Более подробно узнать о том, какие мероприятия будут проходить по случаю празднования 10-летия хурула, вы, конечно, сможете на нашем сайте, где информация будет постоянно обновляться.

На международной конференции в Элисте вы снова собираете на одной площадке людей из разных регионов. Некоторые считают, что наладить сотрудничество между буддийскими регионами, это весьма трудная задача. Как вы считаете, такое сотрудничество возможно, и может ли оно быть плодотворным?

Тэло Ринпоче: Как я уже говорил, я считаю, что отношения между людьми очень важны. Мы всегда приглашаем всех приезжать в Калмыкию. Я сам много путешествую. Для меня это больше, чем туристические поездки или деловые командировки. Куда бы я ни приезжал, я всегда стараюсь узнать что-то новое об истории, о культуре, о разных событиях, связанных с этим местом. Это помогает понять, как мал наш мир, как много между нами общего, несмотря на внешние различия.

Если кто-то говорит, что сотрудничество невозможно, то это неправильно. Прежде, чем делать такие категорические заявления, надо все же попробовать и что-то предпринять. Поэтому я считаю, что нам важно больше путешествовать, чаще встречаться, чтобы лучше узнать друг друга.

Если же вернуться к вопросу о межрелигиозной гармонии, которому Его Святейшество Далай-лама уделяет столь пристальное внимание, то если представители всех религиозных традиций будут жить отдельно, избегая встречаться и общаться друг с другом, избегая сотрудничать, то как же мы сможем жить в мире и согласии? Ведь между нами всегда будет недопонимание, в глубине души мы будем сомневаться. А сомнения ведут к подозрительности, которая в свою очередь влечет за собой много отрицательных последствий. Так что, чем больше мы будем встречаться, тем лучше мы будем понимать друг друга. И тогда, даже если нам не удастся достичь полного согласия по каким-то вопросам, мы сумеем прийти к компромиссу, который будет приемлем для всех заинтересованных сторон. А значит, мы сможем поддерживать мирные отношения, вместе учиться, вести научные исследования, работать. Мы так много можем делать вместе! Поэтому так важно, чтобы мы протянули друг другу руки и научились сотрудничать, вместе решать сложные задачи, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.

Тэло Тулку Ринпоче родился в Соединенных Штатах Америки.

27 октября 1972 года, (в миру – Эрдни Басан Омбадыков). Когда ему было шесть лет, во время визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Филадельфию, он был признан живым воплощением индийского махасиддха Тилопы .

С этого времени вся его деятельность неразрывно связана с возрождением буддизма в нашей республике.

В 1992 году на буддийской конференции, его, как живое воплощение Учителя, выбирают Шаджин ламой Калмыкии.

С тех пор и до сегодняшнего дня Тэло Тулку Ринпоче как Шаджин лама проделал большую и серьезную работу по восстановлению и укреплению буддийского учения на калмыцкой земле.

Современное состояние буддизма в Калмыкии.

Буддизм в Калмыкии имеет давнюю и богатую историю. К началу XX века на территории Калмыкии существовало более 90 больших и малых хурулов, при которых находилось около 3 тысяч священнослужителей.

В 30-х годах в результате сталинских репрессий практически все храмы были разрушены, а буддийское духовенство подверглось жестоким репрессиям. К началу Великой Отечественной войны буддизм в Калмыкии был практически уничтожен. Выселение калмыков в 1943 г. довершило разгром буддизма.

Возрождение буддизма в республике началось лишь в конце 80-х гг. и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Его настоятелем стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж.

Знаменательным событием в религиозной жизни Калмыкии стал первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, который состоялся летом 1991 г. и придал мощный импульс развитию буддизма в республике. В Элисте Далай-лама провел три массовых молебна, посетил хурул, освятил место строительства буддийского храмового комплекса, встретился с руководством Калмыкии и общественностью столицы.

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре¬мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кроме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Важным событием стало создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК). В 1991 г. прошла первая конференция ОБК, которая утвердила устав и избрала Шаджин ламой калмыцкого народа Туван Дорджа. В 1992 г. состоялась вторая конференция. Ее итогом стало избрание Шаджин ламой и президентом ОБК Тэло Тулку Ринпоче (Э. Омбадыков). Еще в 1992 г. в Элисте был создан молодежный буддийский центр, который начал активную просветительскую деятельность, включавшую преподавание основ буддизма, тибетского языка и древнеиндийской логики. Позднее центр был переименован в Дхарма-центр.

Следует отметить, что возрождению буддизма в Калмыкии прежде всего способствовала политика нынешнего руководства республики во главе с Главой Калмыкии, президентом ФИДЕ К.Н. Илюмжиновым, избранного на пост руководителя республики в апреле 1993 г. Именно благодаря его постоянной поддержке –финансовой и организационной - были построены свыше сорока буддийских культовых сооружений, организованы ежегодные выезды паломников в святые для каждого буддиста места (Тибет, Индию и т.д.) и представителей российских СМИ на ежегодную пресс-конференцию Его Святейшества Далай Ламы 14-го в его резиденции в индийском городе Дхарамсале, приезд в Калмыкию выдающихся учителей различных направлений буддизма.

В 1994 г. в Элисте прошел Международный буддийский форум, организованный Дхарма-центром. В работе форума приняли участие около тысячи верующих из России, стран СНГ и ряда стран дальнего зарубежья, а также известные буддийские ламы из Индии, Бутана и Непала. В рамках этого мероприятия проводились буддийские молебны, посвящения, прошли благотворительный телемарафон и духовно-экологическая экспедиция.

В дальнейшем в рамках Дхарма-центра стали формироваться рели¬гиозные общины мирян, ориентированных на ту или иную из четырех главных школ тибетского буддизма. Одной из первых таких общин был центр «Карма-кагью». В 1995 г. в Элисте состоялось открытие филиала Международного института школы Карма-кагью, в программу которого входят буддийская философия и практика, тибетский язык.

«Красношапочный» буддизм представлен в Калмыкии еще двумя школами - Сакьяпа и Нингмапа, общины которых возникли после приезда в Калмыкию учителей этих традиций: патриарха традиции Сакья Его Святейшества Сакья Трицзина и нигмапинских учителей досточтимых Палден Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче. В настоящее время в поселке Ики-Бурул действует хурул школы Нингма.

В Калмыкии существует и светские буддийские организации, последователи которых придерживаются традиционного для калмыков буддизма школы Гелугпа. В Элисте это прежде всего центры «Ченрези» и «Тилопа».

Значительным событием для буддистов Калмыкии стало открытие в 1996 году Сякюсн Сюме в Элисте. Новый храм стал центром духовной жизни нашей республики. На открытии этого прекрасного храма собралось несколько десятков тысяч людей.

Одним из главных учителей - последователей школы Гелуг является Его Преосвященство Богдо-геген IX, который неоднократно бывал в Калмыкии. Визиты духовного лидера монгольских народов способствовали возрождению буддизма у калмыков. Во время своих посещений Богдо-геген ездил по районам, читал проповеди, давал благословения. Особенно плодотворным был визит 2003 года, во время которого верующим было даровано посвящение в тантру Калачакры.

В нашей республике несколько раз бывал досточтимый Лама Еше-Лодой Ринпоче. В начале 1990-х годов Еше-Лодой Ринпоче по поручению Далай-ламы приехал в Бурятию для преподавания буддийской философии. В Калмыкии Ринпоче даровал посвящения в тантры Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи.

В 2002-2003 гг. в Калмыкию четыре раза приезжали тибетские монахи из монастыря Гьюдмед. Гьюдмед известен тем, что здесь обучаю тайным тантрическим учениям. Кроме того, его монахи славятся своим оригинальным горловым пением. В Элисте ими были построены три песочные мандалы, которые символизируют матрицу Вселенной и одновременно дворец божеств. Первой была возведена мандала Зеленой Тары, второй - мандала Аволакитешвары, третьей - мандала Ямантаки. Считается, что созерцание мандалы очищает человека от негативной кармы, омрачений и болезней. По окончанию строительства мандалы были разрушены, что должно напоминать людям о бренности бытия и необходимости готовится к следующей жизни. В ходе своих визитов монахи Гьюдмеда также даровали благословения богини Тары, Манлы (Будды медицины) и Мандзушри (Будды мудрости), проводили церемонии очищения Вселенной, читали лекции о буддизме.

С 3 по 15 августа 2003 г. в Калмыкии на территории Сити- чесс проходил всероссийский буддийский ритрит под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея. Он стал очень важным событием для буддистов не только Калмыкии, но и всей России. Для участия в этом мероприятии в Калмыкию прибыло множество буддистов из разных городов (Ростова-на-Дону, Уфы, Улан-Удэ, Кызыла и т.д.), а также из Украины.

Важнейшим событием последних лет стал визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV в 2004 г., организованный Главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым . Несмотря на краткость, встреча с Учителем дала огромный импульс возрождению буддизма в нашей республике.

Еще одним крупным событием в жизни буддистов Калмыкии стало открытие в конце 2005 года нового храма в Элисте – Бурхн Багшин Алтын Сюмэ (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который является самым крупным буддийским храмом в Европе и построенный с благословения Его Святейшества Далай Ламы 14-го (в дни визита в 2004 г. далай Лама освятил место под строительство хурула) на личные средства Кирсана Илюмжинова.

А в 2006 году, под патронажем Кирсана Илюмжинова в Дхарамсале состоялись Дни калмыцкой культуры, в ходе которых Кирсан Илюмжинов за выдающийся вклад в дело возрождения буддизма в России и в Калмыкии вручил Его Святейшеству Далай Ламе 14-му, вручил высшую награду Калмыкии – орден Белого Лотоса.

За период 1993-2002 гг. произошел количественный рост буддийских общин. На сегодняшний день в Калмыкии действует 35 объединений буддистов. Многое было сделано при поддержке государства в сфере строительства буддийских храмов. В республике действует уже более 30 хурулов.

За последние годы силами верующих и органов местной власти были возведены крупные хурулы в г. Лагань, поселках Цаган-Аман, Яшкуль, Ики-Бурул, Аршань-Зельмень и т.д. Открылись молельные дома в г. Городовиковск, совхозе Хомутниковский, п. Кетченеры, с.Троицком и т.д.

Никогда не теряйте надежды

В буддизме есть понятие «благой кармы». Известные буддийские учителя, приезжающие в Калмыкию, искренне радуются тому, как возрождается здесь учение Будды, удивляясь, как сумел калмыцкий народ в тяжелейших испытаниях сохранить веру и преданность своей религии. Но позитивные перемены были бы не столь ощутимы, если бы однажды к нам не приехал с Его Святейшеством Далай-ламой скромный юноша-монах. Мало что говорило калмыкам его имя. Но благая карма уже проявлялась. Об этом сказал однажды и старейший монах, доктор философии досточтимый геше Дугда: «У калмыцкого народа хорошая карма, поскольку у него есть драгоценный наставник – Тэло Тулку Ринпоче. Однако такие великие наставники не рождаются там, где в них нет нужды. Конечно, многое еще предстоит возродить, необходимо на этом пути терпение и усердие. Тибетский народ перенимал учение Будды от индийских учителей на протяжении пяти столетий! Но посмотрите, какой рывок сделал калмыцкий народ всего за пятнадцать лет».

Будущий глава буддистов Калмыкии родился в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте он стал говорить родителям, что его место не здесь, что он хочет стать монахом. Во время визита Его Святейшества в Америку мама малыша встретилась с ним и попросила совета. Его Святейшество порекомендовал родителям отдать ребенка на обучение в буддийский монастырь в Индии. Сначала мать привезла его в один из только что созданных тибетских монастырей, куда семилетний мальчик наотрез отказался входить, заявив, что это не его обитель. И они отправились на юг, в штат Карнатака, где небольшая группа монахов, покинувшая Тибет вслед за Далай-ламой, в пустынных джунглях корчевала лес, расчищая площадку под строительство монастыря.

Крупнейший монастырь-университет Дрепунг Гоманг был основан в 1416 году ближайшим учеником Ламы Цонкапы Жамьянгом Чойже недалеко от столицы Тибета Лхасы. Вскоре он стал крупнейшим образовательным центром страны. В народе его называли Храмом тысячи дверей. Здесь многие монахи, достигшие понимания пустотности, входили и выходили сквозь стены, словно через открытые двери. Сюда, преодолевая тысячи километров и неимоверные тяготы опасного путешествия, приходили калмыки, буряты и монголы, чтобы получить знания буддийского учения.

Калмыки сохранили имена тех немногих, кто в разных веках учились в Дрепунг Гоманге, достигли высоких духовных реализаций и принесли немало пользы своему народу. Один из них – буддийский монах, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века, создатель калмыцкой письменности (тодо бичиг), ученый, просветитель, поэт и переводчик многих священных текстов Зая-Пандита.

До 1959 года в монастыре обучались более 10000 монахов. После вторжения китайских войск в Тибет, многие, вслед за Далай-ламой, покинули родину.

В Индии, как гласят хроники монастыря Дрепунг Гоманга, в монашеской общине было сто с небольшим монахов. Настоятелем избрали геше Лобсанга, буддийского монаха, родом из Калмыкии. Он сделал все, чтобы в штате Карнатака был построен новый Дрепунг Гоманг. Днем монахи расчищали от джунглей место, строили дорогу, а вечером учились.

Тэло Тулку Ринпоче приехал в монастырь, когда в нем пребывало около 70 монахов. На него сразу обратили внимание старые ламы. В первые дни, во время молебна, семилетний мальчик заявлял, что настоятель обязан уступить ему трон, так как это – его место, и именно он должен там сидеть. Малыш во многом отличался от остальных детей, и из монастыря было отправлено письмо Далай-ламе. По распоряжению Его Святейшества были проведены специальные исследования, и в мальчике определена реинкарнация великого махасиддхи Тилопы – великого индийского йогина.

Тилопа родился в 988 году в Бенгалии (Индия) в семье брахманов. Обучался в монастыре, странствовал, затем отправился к тантрическим мастерам, учился у них, стал держателем всех линий учений и основателем школы Кагью.

Несколько столетий спустя, в 1980 году, в Дрепунг Гоманге состоялась торжественная церемония, и мальчик из калмыцкой семьи был признан очередным воплощением Тилопы, получив новое имя – Тэло Тулку Ринпоче.

В тибетской традиции буддизма считается, что после достижения Просветления Тилопа не прекратил перерождаться, и по сей день существует в мире. Первые шесть перерождений Тилопы появлялись в Тибете. С седьмого - начали рождаться в Монголии.

Дилова-Хутухта (1884 – 1965), - предыдущее перерождение Тилопы, после революции был вынужден покинуть Монголию, эмигрировать во Внутреннюю Монголию, затем на Тайвань, затем снова вернуться в Китай. Оттуда он отправился в Тибет, из Тибета в Индию, и, в конце концов, эмигрировал в США, где проживал в калмыцкой общине.

В Монголии сейчас восстанавливают монастырь Дилова-Хутухты, при каждой возможности миряне просят Тэло Тулку Ринпоче вернуться к ним. На что Шаджин-лама Калмыкии отвечает, что нужен своему народу..

Журналисты часто спрашивают Тэло Тулку Ринпоче: каково быть реинкарнацией великого махасиддхи?

Прежде всего, - говорит Ринпоче, - это большая ответственность. - Я ношу большое имя, большой титул и, если я чем-то обеспокоен, то лишь тем, что должен нести это великое наследие, которое оставил мой великий предшественник. Это и есть главная цель перерождения – сохранять и передавать традиции предшественников.

В первый раз Тэло Тулку Ринпоче приехал в Калмыкию в 1991 году в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. Узнать, что среди буддийских монахов находится наш соотечественник, было для многих истинным потрясением. Через год буддийские общины республики обратились к нему с просьбой возглавить духовное возрождение в республике. Так, в свои неполных 20 лет, он стал Шаджин-ламой Калмыкии и возглавил Объединение буддистов республики.

Когда я стал Шаджин-ламой, - вспоминает духовный лидер республики, - я был очень молод, и мне было нелегко. Оказаться в непривычной для тебя окружающей среде. Отсутствие опыта. Вот это, наверное, были две самых больших сложности. Не иметь под рукой ни советника, ни учителя, людей, которым ты мог бы безгранично доверять. На мои плечи легла большая ответственность. И мой ум еще не был готов к тем трудностям, которые надо было перенести, будучи духовным главой калмыцкого народа. Надо сказать, что между монашеской жизнью и мирской существует большая разница. Я не был готов к этой ответственности. Я слушал много учений, я слушал комментарии, наставления. Но у меня не было возможности практиковать эти наставления. И нелегко превратить теорию в практику.

В годы воинствующего атеизма в калмыцких степях были разрушены до основания все буддийские храмы и культовые объекты. Из монахов, избежавших расстрела, на каторжных работах и в ссылке выжили единицы. В годы, когда громили хурулы, страницы драгоценных священных текстов ветер разносил по степи, во дворах монастырей валялись разбитые статуи, а на телегах бренчала ритуальная утварь и статуэтки буддийских божеств.

Не осталось ничего, что можно было бы сохранить для потомков. Калмыки сделали невероятное – они сохранили сильную чистую веру и преданность своей религии. Люди не знали молитв, в молитвенном жесте не умели правильно сложить руки, но в сердце у них горел неугасимый огонь веры.

Но вера без знаний слепа, - считает Тэло Тулку Ринпоче, - Когда мы говорим о буддизме, то налицо несколько факторов. Буддизм для нас не только религия, а также часть нашей культуры, нашего образа жизни, нашего менталитета. Буддийское мировоззрение, прежде всего, - ненасилие, сострадание, здесь мы, в большей или меньшей степени, следуем этим принципам в Калмыкии. Но не нужно забывать, что мы все еще продолжаем этот процесс обучения людей подлинной сути буддизма. Мы многое утратили.

Надо отметить, все в республике начиналось с нуля. Первый молельный дом в Элисте, первый офис Ринпоче – арендованная комната в проектном институте, первый храм, возведенный методом народной стройки на пожертвования жителей Калмыкии. В строительстве буддийского храма в пригороде Элисты участвовали люди разных национальностей и вероисповеданий. Это был единый вдохновенный порыв.

В августе 2007 года в Калмыкию прибыл, тогда председатель отдела внешних церковных сношений Русской Православной церкви, митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). Высокий гость в Элисте совершил два обряда: освятил памятник Сергию Радонежскому и место строительства православного собора в Элисте, на которых присутствовали Тэло Тулку Ринпоче и монашеская Сангха республики.

Во время освящения места под строительство церкви Шаджин-лама Калмыкии сказал: «Сегодня замечательный день для всех верующих Калмыкии. От имени буддистов Калмыкии я хочу поздравить и поприветствовать наших православных братьев с освящением закладного камня нового кафедрального собора и памятника Сергию Радонежскому. В нашей республике живут люди разных национальностей и вероисповедований, все они живут в мире и согласии, в дружбе и взаимопонимании. Я счастлив и рад этому. От имени буддистов Калмыкии мы совершаем пожертвование на строительство нового храма в размере 10 тысяч долларов, это подношение от чистого сердца, с благой мотивацией, и я думаю, что в дальнейшем мы всегда будем друг другу помогать и поддерживать».

Задолго до этого события между представителями РПЦ и Объединения буддистов Калмыкии завязались, развились и окрепли истинно дружеские связи. Они ещё не находили надлежащего оформления, но встречались и говорили о возрождении духовности, сохранении и пропаганде общечеловеческих ценностей представители трех конфессий: буддизма, христианства и ислама. До сего времени во всех значимых мероприятиях люди могут услышать православного священника, буддийского монаха, имама. И для всех такое представительство является само собой разумеющимся. В марте 2004 года был создан Межрелигиозный совет, и вот на протяжении более десяти лет он успешно работает. Калмыкия является прекрасным примером межрелигиозной гармонии, мира, согласия и взаимопонимания духовных братьев. «Дорогие братья и сестры! - говорилось в одном из посланий Межрелигиозного совета, - мы обращаемся ко всем гражданам Калмыкии с призывом любить и уважать друг друга, проявлять заботу и внимание к тем, кто нуждается в поддержке – старикам, сиротам, людям с ограниченными возможностями».

Просветительские и образовательные цели ставит во главу своей работы и Тэло Тулку Ринпоче. Это поможет, считает он, каждому человеку, преодолевая трудности, стать по- настоящему счастливым:

Многие люди задают себе вопрос: «В чем смысл жизни?» Некоторые говорят: «Цель моей жизни стать врачом». Хорошо, вы достигли цели и стали врачом. Что дальше? Вы все еще не удовлетворены? Люди продолжают искать, допытываться. Сначала ищут в сфере материального, но когда удовлетворяют свои самые смелые материальные и экономические ожидания, выясняют, что все еще не чувствуют себя счастливыми, все еще не в состоянии найти равновесие. Это показывает, что людям необходима духовная истина. Любой из нас желает счастья и не желает страданий. Когда люди очень страдают, они ищут спасения в алкоголе, наркотиках и тому подобном. На самом деле, чтобы преодолеть эту проблему, нам нужно делиться своей любовью, состраданием, добротой, уметь прощать, проявлять терпимость. Важно научить людей вести правильный, здоровый образ жизни. А такой образ жизни не ограничивается только физическим здоровьем, необходимо также и здоровье ментальное. Из всех живых существ только человек обладает развитым интеллектом. Мы потенциально способны различать отрицательное действие и благое. Нужно просто показать людям, как это делать. Этому нас учил Будда. Страдания это природа нашей жизни. А чтобы уменьшить их, нам необходимо взращивать сострадание, любовь, доброту, терпимость, умение прощать, все, что делает вашу жизнь счастливой.

Современный мир стремительно изменяется. Изменились образ жизни, образ мысли, изменился менталитет. Но учение Будды на протяжении тысячелетий неизменно. Тэло Тулку Ринпоче часто говорит о том, что суть основа религиозный учений одна - сделать человека добрее. Если в жизни человек практикует доброе сердце, если он хороший и порядочный человек, это становится источником его счастья. Каким бы потрясающим ни был материальный прогресс, он не дает внутреннего комфорта, не создает душевного равновесия.

- Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что внутреннее равновесие обеспечивает религиозное, духовное учение. Буддизм как учение, как философия, как вера не разделяется. Культура - это жизнь людей, традиции, менталитет. Учение Будды, как определенный способ мышления, раскрывает путь, который ведет к счастью. Согласно учению Будды, счастья в этой жизни можно достичь, если практиковать любовь и сострадание ко всем живым существам. Будда учит нравственному образу жизни, учит находить гармонию в жизни на духовном уровне.

Тэло Тулку Ринпоче в своих выступлениях часто подчеркивает одну из уникальных особенностей буддизма.

Буддизм - это не только религиозное учение, это - философия, это – наука, - говорит он, - Многие западные ученые и исследователи в наши дни, в основном нейрологи, но также и психологи, проводят серьезные исследования, изучая, как буддийские методы влияют на снижение стресса, как помогают взрастить и усилить любовь, сострадание и доброту. Не только буддизм, но и другие религиозные учения могут влиять на улучшение душевного состояния людей. Но нельзя не сказать о религиозном фанатизме. Я считаю, что те люди, которых мы называем радикалами, экстремистами, террористами, используют религию в своих корыстных целях. Радикальные проявления мы можем наблюдать и в России. Многие люди, не понимая и видя эти проявления, приходят к мысли, что другие религии - это плохо. Те, кто использует учение в своих целях, формируют неправильное понимание религии. Они дискредитируют свою религию, неправильно трактуя положения вероучения. Большинство людей не читали Коран. Они не знают, что означает на самом деле джихад. Согласно Корану, это означает, что надо бороться с неверием в самом себе, иными словами, стремиться устранять свои недостатки. А некоторые радикалы преподносят это как борьбу с неверными. Так они дискредитируют свою веру. Все это из-за неведения.

Тэло Тулку Ринпоче однажды на встрече с журналистами сказал: «Прошлое уходит безвозвратно, его не вернешь. Будущее еще не настало, каким оно будет, зависит от того, что мы делаем сейчас в настоящем». И с первых дней своей деятельности он закладывал семена будущего. Формирование монашеской общины, создание переводческого отдела, поддержка социально значимых проектов по изданию буддийских книг, книг Его Святейшества Далай-ламы, возрождение паломнических традиций. Кроме этого, большое внимание и помощь он оказал педагогам в российском эксперименте по изучению основ религиозных культур и светской этики, площадкой которого стала Калмыкия.

Тогда Тэло Тулку Ринпоче сказал, что нет оснований для беспокойства: в республике есть центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», монахи которого могут помочь учителям. Были организованы семинары, лекции, курсы, круглые столы, призванные познакомить с основами буддизма.

Общество сталкивается с огромным количеством проблем – политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов. Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу – будет способствовать его оздоровлению.

Введение в общеобразовательную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» Тэло Тулку Ринпоче считает правильным и своевременным шагом:

Это очень хорошая идея преподавать основы традиционной религии в школах, она дает пользу конкретному человеку. Мы живем в обществе, в котором люди разделены друг от друга принадлежностью к религиозным культурам: например, «ты – буддист, я – мусульманин», я же считаю, что мир станет гармоничнее, если все мы станем больше общаться, вступать в диалог с окружающими, несмотря на различие религиозных взглядов.

Если же говорить об основах буддизма, то знания в этой области, основанные на воспитании в человеке любви, сострадания и такого важного качества, как альтруизм, когда вы считаете других более значимыми, чем вы сами, помогают гармонизировать отношения в семье и обществе.

В школе нет ни одного предмета о том, как стать хорошим, порядочным человеком. Когда мы говорим о том, как стать хорошим человеком, необязательно отталкиваться от какой-то религиозной традиции. Это вопросы светской этики. Светская этика не опирается ни на одну религиозную традицию, но продвигает и развивает общечеловеческие ценности. Этому нужно учиться. Подобно тому, как мы учим любви собственных детей, мы должны воспитывать подрастающее поколение в целом. Когда мы говорим о буддизме, в котором можно выделить несколько направлений, то надо говорить не о преподавании религиозного вероучения, а, прежде всего, об обучении основам культуры и буддийской философии. В этом направлении проводится определенная работа, и она дается не так легко.

Важным событием для калмыцкого народа стало назначение Тэло Тулку Ринпоче почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. Для него это было полной неожиданностью, для калмыков еще одним поводом для радости. В круг его новых обязанностей входит многое, в том числе, пропаганда общечеловеческих ценностей, развитие межнациональной гармонии, поддержка буддистов в России, странах СНГ и Монголии.

Когда журналисты спрашивают Шаджин-ламу об идеале, яркой духовной личности, он неизменно говорит: Я считаю большой удачей для себя быть учеником Его Святейшества. Мне очень повезло, что я проводил время в его обществе. Я путешествовал рядом с ним, присутствовал на его встречах с правительственными чинами, интеллигенцией, актёрами, обычными людьми. Очень трудно иметь такое состояние сознания, так быть исполненным милосердия, как он. Я смотрю на Далай-ламу как на пример для подражания. Я встречал многих людей, многих политиков, многих знаменитостей, но никогда не встречал никого похожего на Далай-ламу. Он - удивительный человек, в нем столько сострадания! Его заботят проблемы окружающей среды, планеты, на которой мы живём. Его заботит мир на земле, он думает о человечестве. Я знаю это как его друг, ученик и последователь. И мой долг и моя обязанность - поддерживать эти ценности.

Калмыки – единственные азиаты в Европе, несколько веков назад пустившиеся в странствия в поисках земли обетованной. Они нашли свой дом в приволжских степях, связали свою судьбу с Россией.

У нас немало проблем финансовых, проблем качества образования, качества жизни, но какие бы трудности мы ни испытывали, мы не должны забывать о другой стороне жизни – духовной. Главное при этом – благая мотивация, не уделяйте слишком много внимания вещам внешнего характера, главное – что внутри. Деньги в мире имеют значение, но они не могут решить всех проблем. Помните о тех трудностях, которые у нас когда-то были, которые мы пережили, и никогда не сдавайтесь, не теряйте надежду, у нас есть все возможности для светлой духовной жизни. И я верю, что буддизм обязательно внесёт свой вклад не только в становление нашей республики, но и в стабилизацию России. Я абсолютно верю в это, - сказал однажды Верховный лама калмыцкого народа Тэло Тулку Ринпоче.

Нина ШАЛДУНОВА

















Юлия Жиронкина.
Здравствуйте, теперь со своей стороны я вас очень тепло приветствую. У нас очень большая радость - мы смогли все к вам приехать на завершение песочной мандалы. Вы даже не представляете, насколько вам сегодня повезло, что плюс к этой делегации монахов из монастыря Дрепунг Гаман у вас в городе сегодня гостят такие удивительные, по-настоящему удивительные гости. Я с большой радостью передаю слово Тэлу Тулку Ринпоче, главе буддистов Калмыкии, который для нас россиян является связующей ниточкой с его Святейшеством Далай-ламой. По желанию и благодаря большим усилиям Ринпоче, сегодня россияне имеют возможность поехать в Индию и получить учение от Его Святейшества Далай-ламы и, пользуясь этим случаем, хочу сказать, что очередные учения Далай-ламы в Индии будут в этом году в декабре. И я знаю, что очень многие жители Краснодара уже побывали на учениях, организованных Тэло Тулку Ринпоче в Индии. Мы приглашаем всех, мы очень рады вне зависимости от того, к какой конфессии вы принадлежите и каких взглядов вы придерживаетесь. С большой радостью передаю слово Тэло Тулку Ринпоче и надеюсь, что он поделится с вами своими мудрыми мыслями.


Прежде всего, позвольте мне передать свои самые теплые пожелания по этому праздничному событию, этому великому дню. Для меня большая радость и честь приветствовать вас в этот день, когда завершается выставка, продолжавшаяся на протяжении недели или более того. Несколько лет тому назад мы уже проводили подобную выставку в вашем городе. Я очень внимательно следил за репортажами о том, как проходила ваша программа «Дни тибетской культуры» в Краснодаре на протяжении последних дней. И потому, что я видел, читал и слышал, я понимаю, что интерес в городе к нашей культуре достаточно высок и это - очень радостно. Но, что я хочу особенно подчеркнуть - это событие, эта выставка и наш приезд к вам не должны рассматриваться как какое-то миссионерское действие. У нас нет никакого желания кого бы то ни было перевести в свою веру. Мы приехали не для того чтобы проповедовать свою традицию, свою религию, но я глубоко убежден в том, что если мы будем общаться друг с другом, если мы будем опираться на искусство, на выставки, такого рода культурные мероприятия, то мы сможем добиться по настоящему конструктивного диалога между нами. Сегодня весь мир взывает к миру, сегодня весь мир желает гармонии. Но разве мы сможем создать мир и гармонию, не распространяя свои знания, не занимаясь образованием людей? Поэтому цель нашей выставки - образовательная. Для нас эта выставка также позволяет и дает нам возможность больше узнать о вас, о вашей культуре, о ваших традициях. На самом деле, буддизм как религия существовала на территории России последние четыре столетия. Но, к сожалению, не так многие русские знают об этом. Потому мы чувствуем, что очень важно донести свою традицию, свою историю, как мы существовали на территории России и других стран последние века и это одна из целей, почему мы проводим выставку в Краснодаре. Я знаю, что в прежние годы в Краснодаре уже проводились подобные выставки, но, наверное, если посмотреть на количество людей, которые пришли сегодня, эта программа была самой успешной. Я искренне надеюсь, что эти дни прошли для вас с каким-то смыслом, что приходя в стены этого музея, знакомясь с экспонатами выставки, вы вынесли для себя что-то полезное, чему-то научились, что-то узнали.

На протяжении предшествующих дней глава этой группы монахов Геше Лобсанг проводил лекции по разным аспектам философии, и я знаю, что тибетский доктор, который входил в состав этой группы также прочитал лекцию по тибетской медицине. Вы также имели возможность посмотреть несколько кинофильмов. А сегодня для меня особая радость представить Тензина Приядарши, у которого за плечами очень необычный опыт. По своему происхождению он индиец, он родился в индуисткой семье с очень жесткими традициями, его отец - интеллектуальный деятель. И, наверное, я буду прав, если скажу, что в самом раннем возрасте, несмотря на все эти строгие обычаи его семьи, Тензин Приядарши убежал из дома, несмотря на запреты своих родителей для того, чтобы начать свои собственные духовные поиски. И его собственная решимость глубоко изучать не только буддизм, но и самые разные религиозные традиции, которые существуют в мире, постигать их глубоко, это его стремление превратило его сегодня в одного из ведущих ученых современности. В прошлом году он впервые приехал в Россию по нашему приглашению. В прошлый свой визит он прочитал целый ряд лекций в Калмыкии для ученых, преподавателей школ, для учеников, и меня очень просили снова пригласить его в Россию, он также прочитал лекции в Москве и так уж совпало, что день его приезда оказался днем разрушения мандалы в Краснодаре. И мы решили в самый последний момент изменить наши планы и приехать к вам. Сегодняшняя тема, которую мы попросим нашего гостя рассказать - это тема счастья, как стать счастливым. Тензин Приядарши расскажет вам о том, как стать счастливым, как найти счастье. Я лично не буду говорить с вами о счастье, потому что не хочу брать на себя ответственность, что если вы последуете моему методу и счастья не добьетесь, что тогда? У нас с Тензином Приядарши разное положение дел, я от вас очень близко всего лишь в пятистах километрах. Тензин Приядарши проведет с вами всего лишь несколько дней и улетит в далекие края, вам до него будет добраться гораздо сложнее.

Но все-таки в чем смысл человеческой жизни? Я думаю, что этот вопрос каждый человек задает себе хотя бы раз в жизни, а то, наверное, и много раз. Я много общаюсь с молодым поколением и я всегда спрашиваю их: в чем цель жизни? И какие ответы я получаю на этот вопрос? В основном, они очень интересны, но эти ответы бесконечны. Я спрашиваю студента: в чем цель твоей жизни? Ответ: получить хорошее образование. Хорошо. Я отвечаю: отлично, получил ты хорошее образование, а что дальше? Они говорят: следующая цель - найти хорошую работу. Я отвечаю: замечательно, нашел ты хорошую работу, дальше что? Следующий ответ: найти мужа или жену, создать семью, тогда я спрашиваю: а что дальше? Завести детей, а после их воспитать. Хорошо, дети выросли, что дальше? Потом - стать дедушкой, бабушкой, А после? Видите, вот такая бесконечная история получается. Какой можно сделать вывод, что настоящего достижения эти люди так и не обретают. Потому что мы просто двигаемся шаг за шагом от одного этапа к следующему. Я спрашиваю: а, в конце концов, какое главное достижение вашей жизни? Когда вы прошли все эти ступеньки и получили образование, хорошую работу, купили себе самые замечательные, самые дорогостоящие вещи, и что? И часто я получаю такой ответ: да, наверное, в конце концов, ничего не остается. Что, в этом наша цель жизни? В результате остаться с нолем? Ведь все хотят обрести какое-то достижение. Нужно четко понимать, что именно мы хотим получить, как к нему придти. Кто-то говорит: выйду замуж, буду счастливой, хорошо, вероятно, вы будите счастливы. Но что это за счастье, это счастье относительное или это высшее счастье, постоянное счастье, которое никуда не исчезнет? Вы сейчас счастливы? А то счастье, которое вы переживаете оно постоянно, оно будет с вами всегда? Как же всё-таки придти к этому постоянному нерушимому счастью? Человеческая природа такова, что единственное время, когда мы задумываемся о каких-то философских воззрениях, о какой-то религии или обращаем свои взоры к богу творцу или к пророкам, это время, когда мы страдаем. Такова человеческая природа. Страдание и счастье идут рука об руку, так мы запрограмированны самой нашей природой. Из всех живых существ люди - самые разумные, но одновременно человеческая раса самая глупая из всех существ. Потому что мы сами создаем ту жизнь, которую мы проживаем день от о дня. Мы создали этот стол, самих себя, это здание, эту мандалу. Уникальное качество буддизма состоит в том, что считаем, что творцом является сам человек. Человек порождает хорошее, человек порождает дурное. Мы рождаемся с целым букетом положительных и отрицательных качеств. Когда рождается ребенок и ему всего лишь несколько недель, как вы думаете, он приходит на свет с состраданием? Если вы думаете, что нет, как вы думаете, он рождается с гневом в сердце? Почему вы думаете, что он рождается с гневом в сердце, но не рождается с состраданием? Вы думаете, что нет баланса в мире, нет равновесия? На самом деле эти качества любовь, сострадание и любые другие достоинства, мы приходим с ними на свет. Но с другой стороны нам присуще и привязанность и жадность и гнев. Если мы родители, то мы должны показать ребенку путь сострадания, любви, умения прощать, то есть делать выбор в пользу позитивных качеств. Когда ребенку всего пару недель, он может проявлять гнев, привязанность, разочарование пусть даже ребенок не может это произнести, выразить это в словах, он все-равно это чувствует. Когда ребенок голоден, он расстраивается, когда мама его не кормит вовремя, и он плачет с такой агрессией, получается, что эти негативные черты присуще ему с самого рождения. Но ровно в такой же степени ему присущи любовь, умение прощать, сострадание. Просто мы забываем присущие нам от рождения качества в себе лелеять, развивать и при этом мы все хотим быть счастливыми. Разве сможем мы стать счастливыми, если мы не воспитываем в себе эти качества любви, сострадания, умения прощать, умения терпеть. На эту тему вам расскажет свои мысли Тензин Приядарши, но я хочу сейчас подчеркнуть, что буддизм это учение, которое имеет три категории. Для кого-то буддизм - это религия, вера, можно смотреть на буддизм как на философию и можно смотреть на буддизм как на науку. Что это за наука? Это наука о том, как функционирует наше сознание, это наука, которая рассказывает, как работают наши эмоции, как устроено наше сознание. Я человек, который родился в буддийской семье, конечно, для меня буддизм это сразу все три составляющие вместе. Я никогда не приветствую переход людей из одной веры в другую, чтобы все они стали буддистами. Потому что переход в другую веру это вопрос очень серьезный. Наши предки избрали для себя тот или иной духовный путь, могли повлиять внешние условия, окружающая среда, психологические особенности, русские выбрали для себя православие по этим многочисленным причинам. С тех пор, как рухнул советский союз, распахнулись двери и люди стали знакомиться с самыми разными учениями, разными традициями, очень много людей стали приходить ко мне и говорить: я хочу стать буддистом или я уже стал буддистом. Конечно, как буддист я не могу сказать, что я расстраиваюсь от того, что кто-то говорит, что он стал буддистом, я не испытываю печали. Но я всегда призываю таких людей идти шаг за шагом и каждый этот шаг осмысливать, обдумывать очень глубоко. И еще, что я говорю, если вас интересует буддизм, если он кажется вам привлекательным это вовсе не означает, что вы должны взять буддизм в качестве своей веры, своего вероисповедания. Я являюсь глубоким сторонником, поклонником философии Махатма Ганди, который проповедовал путь ненасилия, но от того, что я беру себе на вооружение ненасильственный путь Махатма Ганди, разве я становлюсь индуистом таким же, каким является он. Я заимствую у Махатма Ганди именно его путь ненасилия, несмотря на то, что этот путь ненасилия почерпнут Махатмой Ганди из глубочайшего наследия индуизма. Чтобы придерживаться ненасильственного пути, мне не нужно быть индуистом, я просто могу заимствовать именно это. Я говорю вам об этом, потому что вы можете поступить именно так же. Вы можете заимствовать какие-то особенно важные, интересные для вас элементы из буддийской традиции, не становясь при этом буддистом. Но если вы все-таки захотите стать буддистом, конечно, это право каждого человека выбирать свой духовный путь. Мы живем в свободном мире, мире свободного сознания, где мы наслаждаемся свободой вероисповедания, так, что это решение каждого из нас. Я лишь подчеркну, что это ваше решение, но это решение должно быть продуманным которое нуждается в осмыслении. Если вернуться к описанию того, что такое буддизм, то можно выделить еще две категории, буддизм как религия и буддизм как буддийская культура, на самом деле это два совершенно разных взгляда на буддизм. Но эти две плоскости соотносятся друг с другом. То, что вы увидели здесь в стенах этого музея в последние дни, мы показывали вам суть буддийской культуры. Буддизм как религия я думаю, что мы этого не показывали и на самом деле мы даже и права не имеем навязывать вам свою веру. Для меня действительно очень большая честь быть с вами сегодня в Краснодаре во второй раз и видеть сегодня так много знакомых лиц, дружески настроенных лиц, хотя я приезжаю сюда ненадолго мы уже успеваем стать друзьями. И еще раз я хочу воспользоваться случаем, чтобы пригласить всех вас в Калмыкию, когда у вас будет такая возможность. Организация такого события, здесь в стенах этого города, конечно, это не простая задача. Очень много людей приложили усилия: организаторы, координаторы, спонсоры, персонал этого замечательного музея, множество волонтеров принимали участие, поддерживали эту программу, целая большая команда людей. Люди работали упорно не для того чтобы получить деньги или получить славу, почет, почтение, а для того, чтобы это прекрасное событие происходило. Конечно, я должен поблагодарить и вас зрителей, приходящих на эту выставку день от о дня, потому что без вашего участия это событие не было бы таким прекрасным. Я надеюсь, что вам понравилось, я очень надеюсь, что вы получили позитивный опыт и эти семена позитивных переживаний, которые были засеяны в вашем сердце, в ваш ум, они останутся с вами и помогут вам в вашей каждодневной жизни. Мы со своей стороны будем надеяться, что наша встреча не последняя и мы снова вернемся и приедем к вам. И я хотел бы поблагодарить сегодня Пема Лютович - организатора этого мероприятия «Дни тибетской культуры» в Краснодаре, мы благодарим от всего сердца, от имени монахов, которые приехали в Краснодар и от имени нашего буддийского сообщества Калмыки. У нас есть традиция вручать ходаки, и мы хотим поблагодарить директора музея. Мы благодарим всех, кто помогал организовывать мандалу, всех, кто помогал охранять, всех, всех людей, которые здесь работали. Мы хотели бы поблагодарить Ирину и Дмитрия, которые наши давние друзья, которые помогали нам самыми разными способами для того, чтобы наш храм в Калмыкии развивался. Мы благодарим вас от имени всех буддистов Калмыки от лица всех, кто принимал участие в этой выставке.

Я хочу передать слово нашему уважаемому гостю Тензину Приядарши и я хочу попросить вас сегодня вне зависимости к какому вероисповеданию вы принадлежите, поддержать Тензина Приадарши своими молитвами, потому что он совсем недавно потерял своего отца, буквально несколько дней тому назад, ему было шестьдесят три года. У него не совсем простой период в жизни, но он все-таки нашел возможность приехать к нам. Это очень тяжело, когда ты расстаешься с родными и близкими людьми и при этом продолжать улыбаться и быть счастливым. И это то, что он воплощает в себе. Безусловно, должен существовать какой-то инструмент, какая-то техника, которая позволит человеку улыбаться в такие тяжелые времена и это то, чему мы сможем у него поучиться. Я хочу поблагодарить монахов, которые проделали такой долгий путь, которые приехали в Россию, поблагодарить всех вас, которые посещали эти программы, если интерес с вашей стороны есть, то мы всегда сможем какие-то усилия приложить, чтобы эти выставки продолжались. Монахи, которые к вам приехали, они придерживаются буддийской традиции, но при этом, как вы знаете, они представляют гималайский регион. По своей национальности они индийцы, но они приехали из гималайского региона это такие места как Ладак, Занскар, я знаю, что здесь есть люди, которые в этих местах побывали, и вы можете подтвердить какие это красивые места, лично я там не бывал. Некоторые монахи, которые к вам приехали сюда это те люди, с которыми я учился в монастыре, учитель, который их сопровождает, глава группы - это очень искренний духовный практик, с которым мы росли вместе, когда я был ребенком я его побаивался, откровенно говоря, потому что он такой крупный монах, очень большой, с таким глубоким зычным голосом. Наверное, говоря эгоистически, я уже справился со своим страхом, я к нему питаю глубочайшее уважение и я так же его благодарю за то, что он читал вам лекции на протяжении последних дней. Так же я благодарю Ген Наванг Лодоя, который является администратором центрального калмыцкого хурула, он приехал сюда не только для того, чтобы поддержать монахов, но потому, что его связывает очень теплая и искренняя дружба с организаторами в Краснодаре, с жителями в Краснодаре. Спасибо!


Доброе утро! Для меня большая радость, очень большая радость быть с вами. Я благодарю Тэло Тулку Ринпоче за его любезное приглашение вновь приехать в Россию, вновь вернуться сюда и я не одинок в своем восхищении перед этим человеком за его решимость, за его готовность знакомить с определенными аспектами буддийской культуры широкое население России. Я буду краток, я вижу, что многие из вас стоят, к тому же, здесь становится жарко, душно, я очень боюсь, что бы вы не вернулись домой и не сказали: я пошел послушать про счастье, но на самом деле там были одни страдания. Тогда, наверное, никому не будет хорошо от такого исхода событий. Первое, что нам нужно понять, что такое счастье? Конечно, счастье это весьма и весьма субъективное переживание. И каждый человек определит то, что такое счастье по-своему. Очень часто, когда мы говорим о счастье, мы создаем вокруг него некие искусственные условия и думаем, если я буду счастливым от этого, то другие счастливыми не будут. Но когда буддисты определяют то, что такое счастье, то их определение отличается от обычного присущего человеческим существам определения. Потому что буддисты хотят, чтобы мы стали счастливыми и были счастливыми всегда, во все времена, в любом месте, где бы мы не находились. Как обычно мы переживаем счастье, каждый из нас? Когда вы счастливы, что вы делаете? Какие эмоции вы выражаете? Совершенно верно, вы кричите от счастья, прыгаете от радости, вы можете кого-то обнять от радости, но тогда ответьте мне на такой вопрос: такое счастье может быть длительным? Хоть что-нибудь из перечисленного вы можете проделывать постоянно, постоянно прыгать или постоянно кричать? Кричать от радости целый день? Вы, конечно, можете попробовать, но это будет трудно. Итак, то, что мы на обыденном уровне называем счастьем - это очень кратковременное переживание, которое приходит вспышками. Но, то счастье, о котором говорим мы, это некое постоянное переживание, счастье, которое не меняется, радость, которую вы не теряете. Переживая это базовое состояние счастья, конечно, на протяжении дня вы можете испытывать взлеты и падения, могут происходить положительные переживания или отрицательные, но ваш ум не идет за ними и не падает, то есть он сохраняет это базовое переживание радости. Как же нам добиться этого ровного переживания счастья? Нам нужно оттолкнутся от предпосылки, что абсолютно все живые существа хотят быть счастливыми вне зависимости какой религии мы следуем, какова наша национальность, это нас объединяет, мы все хотим быть счастливыми. Давайте я вам это продемонстрирую. Кто сегодня утром проснулся и сказал себе: я хочу сегодня целый день быть несчастным, страдать и провести весь день в таких неприятных переживаниях? Есть такие? А вчера такие были? Кто-нибудь планировал на завтра быть несчастным целый день? Видите, гнев несчастливые состояния ума мы не планируем. Так же мы не будем планировать, что мы будем ревновать, завидовать или быть несчастным. И где бы я не выступал в Соединенных Штатах или в Индии не находится ни одного человека, который бы запланировал быть несчастным. Поэтому хорошо было бы, если бы утром просыпаясь вы бы взращивали это состояние радости и думали так: пусть сегодняшний день пройдет таким образом, чтобы я помог себе создать условия, способствующие переживанию счастья. Прежде всего, нам нужно разобраться, избавиться от запутанности, понять, что между обычным переживанием радости, помните я говорил об этом вначале, обыденном переживанием радости, когда мы прыгаем от радости и так далее, и глубинным переживанием счастья, есть разница. Очень важно с самого утра, когда вы просыпаетесь зародить в себе этот радостный настрой, пусть те условия, с которыми я столкнусь, пусть то, что я буду делать поможет мне укрепиться в хорошем настрое. У счастья очень простое уравнение, мы должны совершать как можно больше поступков, как можно больше действий, которые ведут к переживанию счастья. И стараться всеми силами избегать тех поступков, тех действий, которые наоборот от счастья вас уводят. Очень простое уравнение, формула счастья, но ее очень трудно применить на практике. Почему это так? Потому что нашему уму присущи первичные тенденции. Когда мы сформировали в себе определенные привычки, привычки думать, привычки действовать, то эти привычки переломить очень сложно. Например, такая ситуация: мы понимаем, что мы не хотим быть несчастными, мы не хотим испытывать гнев, но мы точно знаем, что каждый раз, когда мы видим того определенного человека, мы можем с точностью сказать, что мы обязательно разозлимся, обязательно разгневаемся. Но имеет смысл задать себе вопрос, почему же так происходит, что какой-то другой человек, не мы сами, а другой человек имеет такую власть над нашим умом, он меняет наше ментальное состояние из плюса в минус. Поэтому начните с того, что вы взращивайте простые условия, которые ведут вас к обретению счастья. Не нужно для того что бы стать счастливым делать что-то абсолютно кардинальное от того, что мы делаем обычно. Если вы, например, проснетесь утром и скажите себе, так: я хочу быть счастливым, а Будда говорил: для того что бы быть счастливым нужно два часа в день медитировать. Если вы так попробуете, то, скорее всего, на следующий день вы проснетесь с больными коленями. Очень часто, когда перед нами есть что-то новое, новые задачи, новые действия, мы прилагаем слишком большие усилия, мы испытываем чрезмерное воодушевление, а Будда предлагал нам действовать постепенно, шаг за шагом, не переусердствовать. Так что, с одной стороны, мы смотрим, что делает нас счастливым, с другой стороны, мы прорабатываем то, что делает нас несчастными. Я не смогу сейчас вам подробно объяснить эту технику, но как Тэло Ринпоче сказал, он от вас всего лишь в пятистах километрах, так что вы всегда сможете к нему приехать и спросить как же стать счастливым. Но Ринпоче говорит, что все-таки я не создатель вашего счастья, я не как не могу сделать вас счастливыми по собственной воле. Еще один очень важный элемент с буддийской точки зрения - все те эмоции, которые мы испытываем, они взаимосвязаны. Есть определенные действия, которые вы можете совершать сознательно и они будут влиять на состояние вашего ума. Они будут влиять на то, как вы воспринимаете окружающий мир. К чему бы я хотел призвать вас, это одна очень интересная практика и она называется «Практика сорадывания». Ведь часто бывает так, когда мы видим человека, которого мы по какой-то причине недолюбливаем и мы видим, что у него в жизни все складывается удачно, он счастлив, мы начинаем завидовать. Какая у нас рождается автоматическая мысль? Почему этот человек так счастлив, он счастья не заслуживает? Но давайте посмотрим, что происходит дальше. Эта ваша негативная мысль на самом деле она не наносит никакого вреда тому человеку, которому вы завидуете, а зависть, которая у вас родилась в сердце, меняет ваш внутренний настрой, она делает вас несчастным. Она уводит вас от состояния счастья, то же самое, если вы видите что какой-то человек достигает успеха не завидуйте, просто порадуйтесь, этот человек достиг успеха, и я тоже хочу достигнуть успеха. Пусть это будет на уровне радости. Когда мы проводим сравнение между собой и другими людьми, а ведь такое проведение сравнений является инстинктивным, оно для нас человеческих существ естественно. Вы должны выработать в себе новую привычку, когда вы видите человека достигшего успеха, когда вы начинаете проводить это сравнение, себя с другим человеком постарайтесь что бы это сравнение было позитивным и если вы будите стараться всегда проводить сравнение в позитивном ключе, то через некоторое время вы заметите, что ваше общее состояние ума меняется к лучшему. А иначе вас так и не будут радовать те отношения (будь то близкие отношения, дружеские или семейные), в которые вы вовлечены. Приведу такой пример, машину «Бентли» знаете? Потому что бывает, так, что если пример хорошо не переводится на другой язык, то его и суть невозможно донести, поэтому я спрашиваю. Несколько лет тому назад меня пригласили прочитать лекцию на западном побережье Соединенных Штатов. И организатор приехал меня встречать на новенькой Бентли, он знал, что мне нравятся разные машины, разные двигатели, вся техническая сторона жизни меня занимает. И пока мы ехали с ним по скоростному шоссе, описывал мне во всех подробностях эту новую машину и можно было видеть по мере того, как он углублялся в детальное описание своего автомобиля, он становился все счастливее и счастливее. Он сказал мне, что ждал этого автомобиля шесть месяцев, у него кожаный салон, сколько эта машина стоит, у нее такой двигатель, он просто лучился счастьем. Было видно, что ему нравиться ехать на этой машине, вести этот автомобиль. И что произошло дальше? Когда мы проехали несколько миль, нам повстречался еще один бентли, и эта модель бентли была немножко новее, чем та модель, которая ему принадлежала. Посмотрев на тот бентли, он начал мне описывать достоинства того второго бентли. Он сказал, что та модель, которая сейчас проехала она стоит столько, двигатель такой, кожа там такая. И чем больше он углублялся в описание того второго бентли можно было видеть, что он становится все грустнее и грустнее. К тому моменту, когда он закончил свое описание, от счастья не осталось и следа. Вот это то, чем мы с вами занимаемся на ежедневной основе. Мы проводим такое негативное сравнение между собой и другими и теряем способность ценить то, что у нас есть сейчас. Поэтому если мы хотим быть счастливыми, то один практический совет, который точно работает - это совет сорадоваться, то есть радоваться тому, что у тебя уже есть, испытывать чувство благодарности за то, что ты имеешь сейчас. Еще очень важно не думать о том, что счастье это, безусловно, то, чего вы заслуживаете сегодня и вплоть до конца своей жизни и что вы обретете счастье в конце, потому что это время, этот порог, может никогда не наступить, не нужно откладывать. Но, если сегодня вы скажете: я хочу быть счастливым, прямо сегодня и начнете прилагать усилия в этом направлении, то очень велика вероятность того, что через несколько лет и к концу жизни вы действительно станете счастливым. Спасибо большое.


Сейчас мы можем коротко ответить на некоторые из ваших вопросов, а затем после сессии вопросов и ответов мы сможем приступить к разрушению мандалы. Я хочу перед вами извиниться, что после такого большого тяжелого труда, которого приложили монахи для того, что бы эту красоту создать, я должен сегодня вас расстроить и сказать, что эта мандала будет разрушена. Я приношу извинения, потому что получается, что я сегодня разрушитель вашего счастья. Строительство песочной мандалы - это не такое исскуство, которое придумала эта группа монахов или какой-то отдельный монастырь, это духовное искусство, которое передавалось из поколения в поколение на протяжении многих столетий. Буддизму две с половиной тысячи лет, и мы сегодня с большой гордостью можем сказать, что мы рады, что мы донесли это учение это искусство до сегодняшних дней. Когда Будда уходил из этой жизни, когда он оставлял наш мир, он сказал, что мое учение сохранится там, где вы найдете подлинную сангху. Что такое сангха? Это полностью посвященные монахи, которые сохраняют учения. Сангха, монахи - это люди, которые держат в чистоте двести пятьдесят три обета. Это ведь очень трудно, мы зачастую не можем сохранить даже пять обетов или десять, что уж говорить про двести пятьдесят три обета. Будучи полностью посвященными монахами, эти люди несут на своих плечах огромный груз ответственности. Когда монахи строят песочную мандалу, они сопровождают это определенными ритуалами, а также медитацией, мысленными построениями. Самое начало построения песочной мандалы символизирует зарождение жизни. А потом, по мере того, как мандала растет, мы соотносим эту растущую, строящуюся мандалу с нашей жизнью, которая тоже прибывает день ото дня. Мы должны сравнить красоту этой мандалы с красотой своей жизни и принять тот факт, что наша жизнь действительно прекрасна, прекрасна как эта мандала. Вот, так мы думаем, так мы размышляем, так медитируем во время создания мандалы. Реальность нашей жизни такова, что все даже наша прекрасная жизнь в конечном итоге обрывается. Это совершенно особый для нас день, особый случай - разрушение мандалы, потому что мы можем глубоко поразмышлять о непостоянстве всего сущего. Все, что существует в этом мире, вещи материальные, финансы, все это непостоянно. Мы склонны к тому, чтобы принимать вещи как само собой разумеющиеся, но когда происходит такой момент, когда мы что-то теряем, теряем близких людей или большое накопленное нами богатство или имущество, мы преисполняемся большой, большой печалью. Это происходит потому, что мы с самого начала не думаем о непостоянстве вещей. Если бы с самого начала нашей предпосылкой было бы то, что все непостоянно, мы бы не испытывали такой душераздирающей боли, когда теряли близких людей или свое имущество или что-то еще. Учение Будды просто, однако довольно сложно его применить в своей повседневной жизни. Почему? Потому что мы слишком эгоистичны. Если мы страдаем, мы думаем, что виной тому Боги. Если мы достигаем успеха, мы говорим: «Я». «Я» выходит на первый план. Это я это сделал. Это я этого достиг. Это из-за меня. Очень сильное чувство «я». Я, мое, принадлежит мне. Но, что такое это «я». Что это? Может, начнем его искать? Но искать «я» трудно. Трудно найти его определение, трудно сказать, что такое «я». Хорошо, вы сейчас пришли в этот зал. Вы здесь. А, может, завтра вас уже не будет в живых. Кто знает? Тогда, где это «я»? Что с ним станется? Что будет с тем, что принадлежит вам? Что будет с тем, что вы называли «своим», «моим»?

Материал подготовлен Романом Анощенко и Еленой Красниковой на основе устного перевода Юлии Жиронкиной.

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Биография

Достопочтимый Тэло Тулку ринпоче родился в Америке, в городе Филадельфия в 1972 году. Родители - выходцы из Калмыкии, имигрировавшие в Соединенные Штаты. Дедушка Тэло ринпоче был буддийским священнослужителем, который в последствии подвергся репрессии. В детстве Достопочтимый Тэло ринпоче стал проявлять особые интересы не свойственные простым детям. В возрасте четырех лет он стал называть себя ламой и говорил, что станет монахом. Часто посещал хурул калмыцкой общины в Америке. Незаурядные способности были отмеченны монахами и в 1979 году его семья получает аудиенцию у Его святейшества Далай-ламы. После проведения особых традиционных дознаний Его святейшество признал в Эрдни-Басане Омбадыкове девятое воплощение индийского махасиддхи Тилопы. В 1980 году, на Юге Индии в монастыре Дрепунг Гоманг, он был официально возведен на трон. В монастыре Дрепунг Гоманг Тэло Тулку ринпоче изучал логику, философию, историю, грамматику и другие буддийские дисциплины в течении тринадцати лет.

В 1991 году Его святейшество Далай-лама был приглашен в республику Калмыкия. Он попросил Тэло Тулку ринпоче сопровождать его входе данного визита. В 1992 году Тэло Тулку ринпоче снова посетил республику. В этот период состоялся чрезвычайный съезд Общества Буддистов Калмыкии на котором за финансовые махинации с поста Шаджин-ламы Калмыкии был снят лама из Бурятии Туван Дордже. Буддисты Калмыкии единогласно поддержали кандидатуру Тэло Тулку ринпоче на место Верховного Ламы Калмыкии.

В течении семнадцати лет усилиями Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку ринпоче было возведенно более сорока буддийских храмов и огромное количество ступ. Также в городе Элиста был возведен самый большой буддийский храм в России и Европе.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче" в других словарях:

    19 й Шаджин лама Калмыкии c 1972 (рождение) Избрание: 1980 (признан 12 м воплощением Махасиддхи Тилопы) … Википедия

    Монастырь Золотая обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин алтн сүм / Геден Шеддуп Чой Корлинг … Википедия

    Буддийский Золотая Обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин Алтн Сүм Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесеновка. Село Вознесеновка Керюльта Страна РоссияРоссия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия

    Село Бударино Дальчи Страна РоссияРоссия … Википедия

    Буддизм в России … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючиновский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючиновский хурул был построен по инициативе жителей посёлка… … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючинский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючинский хурул был построен по ин … Википедия

Книги

  • Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы , Гордиенко Е. В.. Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884 1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы…


Природа